Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Правозащитники: Узбекистан встречает День независимости пытками и нарушением прав и свобод граждан



Правозащитники: Узбекистан встречает День независимости пытками и нарушением прав и свобод граждан
2015-08-27 19:26 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Правозащитный альянс Узбекистана (ПАУ) в преддверии Дня независимости родной страны заявляет, что за 24 года суверенитета республике не удалось стать демократической, наоборот – она прославилась массовыми репрессиями религиозных людей, оппозиционеров, журналистов и правозащитников, нарушениями прав и свобод граждан. Политзаключённые отбывают длительные тюремные сроки, к ним применяют пытки, продлевают сроки их заключения, обвинив в сфабрикованных нарушениях.


Фото «Фергана.Ру». Ташкент, 2004 год

К примеру, правозащитнику Азаму (Агзаму) Фармонову, который должен был выйти на свободу в 2015 году после девяти лет заключения, в тюрьме Жаслык (колония исполнения наказаний (КИН) 64/71) продлен срок заключения - на пять лет и двадцать шесть дней по обвинению в нарушении статьи 221 Уголовного кодекса «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания».

По пять лет добавили также Содиру Сиддикову (КИН №33) и россиянину Валерию Парижеру (Жаслык). К отбывающему 16-летний срок в КИН №49 Михаилу Курбанову, который в 2003 году сообщил представителям ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) об экономическом состоянии Узбекистана, применяются пытки.

Власти Узбекистана жестоко расправляются с практикующими мусульманами: по ложным доносам их подвергают пыткам и заключают в тюрьмы. Так, в 2015 году учителя английского языка и мусульманку Гульчехру Норбаеву несколько дней допрашивали в РУВД Янгибазара и заставляли писать под диктовку ложный донос на мусульман. Она отказывалась выполнять приказ сотрудников правоохранительных органов. В результате допросов состояние ее здоровья резко ухудшилось, она была уволена с работы.

Власти Узбекистана жестоко преследуют каракалпакских оппозиционеров, многие из них брошены в тюрьмы: Абат Саекеев, Даулетбай Махамбетов, Бахтияр Шамшетов, бизнесмены Санетулла Отешов и Эльбрус Ауезов. На допросах были подвергнуты пыткам Саламат Усенов, Мырзабай Камалов - их искалечили, но наказания за это никто не понес. Некоторым оппозиционерам удалось покинуть страну.

В 2015 году в ГОВД Ферганы пыткам подверглись Дильшод Ибрагимов и Бахтияр Хаитов, истязателями руководил следователь Джахонгир Рустамов, а судья Язаванского уголовного суда М.Рузматов проигнорировал заявления о пытках.

В феврале 2015 года в РУВД Янгиюля милиционеры несколько дней пытали 20-летнего Виталия Белоногова: били дубинками по пяткам, наносили удары кулаками и ногами по телу, надевали на него противогаз - для удушья. 25 августа 2015 года на заседании апелляционной инстанции Ташкентского областного уголовного суда судья Маманов проигнорировал заявление Белоногова о пытках во время следствия и сказал, что об этом нужно было заявлять раньше. Виталий приговорён к 15 годам лишения свободы.

7 апреля 2015 года в ГОВД Бекабада сотрудниками милиции был подвергнут пыткам и убит 25-летний Камолиддин Кузиев. В настоящее время идет суд над двумя милиционерами, начальник бекабадского ГОВД заставил их давать ложные показания и пообещал свободу. В суде милиционеры стали говорить правду о том, что Камолиддин не мог сам повеситься в камере, так как его туда занесли уже мёртвого, сообщает ПАУ.

В Мирабадском РУВД Ташкента 15 июня 2015 года милиционеры избили Наталью и Валентину Плешаковых. Их жалобы на правоохранителей остались без внимания. Ранее, 10 февраля 2015 года, в отделении милиции Яшнабадского района Ташкента подвергли пыткам бизнесмена Алловиддина Мурадова, ему сломали ребро, всё тело было в гематомах и ссадинах.

Правозащитники напоминают о жестоком обращении с заключёнными в Узбекистане, в результате чего многие предпринимают попытки суицида. Например, в КИН №46 города Навои и КИН №45 Алмалыка заключённые глотают лезвия и гвозди. В тюрьме Жаслык заключённых умышленно заражают туберкулёзом, им не дают нормального питания и питьевую воду, от чего многие заболевают дистрофией и дизентерией.

По информации ПАУ, милиционеры не всегда принимают меры по сигналам об избиении граждан. К примеру, 25 апреля 2015 года в Ташкенте пьяными хулиганами Бахтияром Усмановым и Русланом Незнановым был избит Игорь Сапегин, ему сломали нос, у него было сотрясение головного мозга и ушибы на теле. В настоящее время эти хулиганы находятся на свободе, а сотрудники Мирзо-Улугбекского РУВД не спешат принимать к ним меры.

Преследования журналистов и правозащитников

ПАУ сообщает, что 26 августа 2015 года опальная журналистка Малохат Эшонкулова за нарушение паспортного режима была подвергнута штрафу в 118.000 сумов (примерно $46 по официальному курсу), квитанцию на штраф ей выписали сотрудники милиции Учтепинского РУВД Ташкента.

За критику хокима (главы администрации), прокурора и судьи была арестована в июне 2015 года журналистка из Намангана Барно Худоёрова, ей грозит тюремный срок по сфабрикованному делу.

Журналистку Дильдору Бобомуратову из Навои уволили с работы и лишили жилья за попытку защитить граждан, во время выселения были избиты её несовершеннолетние дети.

Ташкентского правозащитника Шухрата Рустамова судьи признали недееспособным за то, что он помогает людям писать жалобы на чиновников и прокуроров.

Лишили жилья

Гражданка Нина Сахарцева 20 лет не может добиться через суды и прокуратуру получения законно унаследованного жилья, Зулейха Янгуразова девять лет добивается возврата своей квартиры, которую силой захватил мошенник Ильхом Ходжанов, имеющий поддержку местных властей.

Семья Адыловых пять лет после освобождения из мест заключения пытается восстановить свои права. Рахбархон Адылова и её трое детей - Ирода, Мухаё и Нажот - были незаконно осуждены и подвергнуты пыткам, их лишили жилья и имущества, власти Ферганской области продолжают преследовать эту семью.

Проблемы граждан не решаются

В настоящее время, перед празднованием Дня независимости, в Ташкенте наблюдаются массовые задержания иногородних граждан, особенно - приехавших на заработки, сообщает ПАУ. Под предлогом проверки документов милиционеры силой заталкивают задержанных в автобусы с темными окнами и решётками, привозят в районные отделения внутренних дел, где их распределяют на бесплатные работы, некоторых увозят в приёмники-распределители, другие откупаются деньгами.

ПАУ также напоминает, что жители таких регионов, как Республика Каракалпакстан, Джизакская, Хорезмская, Андижанская, Ферганская и Самаркандская области, в период независимости страны не получают в должном объёме газ, электричество, питьевую воду, «что является грубым нарушением экономических прав граждан».

В Узбекистане наблюдается много нищих людей, безработных, распространен принудительный труд на прополке и сборе хлопка, медики, педагоги и сотрудники бюджетных предприятий эксплуатируются в качестве хлопкоробов - с отрывом от профессиональной деятельности. Работникам станции «скорой помощи» Янгиюльского района не выдают шприцов, что резко увеличивает риск заражения больных опасными заболеваниями, в том числе СПИДом, в реанимациях янгиюльских больниц пациенты умирают из-за отсутствия должной медицинской помощи, дефицита медикаментов и шприцев. А директор ташкентского детского дома №31 избивала детей и издевалась над ними, двое воспитателей насиловали девочек, заявляет Правозащитный альянс Узбекистана.



Узбекистан: Обращение инициативной группы в поддержку директора музея имени Савицкого Мариники Бабаназаровой
2015-08-27 20:58 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Министру культуры и спорта

Республики Узбекистан Ахмедову Б. М.

Открытое письмо

Уважаемый Баходир Маджитович!

Нукусский музей искусств имени Савицкого, гордость нашей страны - уникальная сокровищница народно-прикладного искусства Каракалпакстана, предметов культуры античного и средневекового Хорезма и авангардной живописи. Он приобрёл мировую славу, стал визитной карточкой Узбекистана и привлекает множество ценителей со всего мира. В этом году музей отмечает столетний юбилей со дня рождения его основателя Игоря Витальевича Савицкого.

Мы шокированы новостью о принудительном увольнении министром культуры и спорта Республики Каракалпакстан Мариники Бабаназаровой с должности директора, особенно -- непосредственно накануне знакового для музея мероприятия. Хорошо известно: Игорь Савицкий выбрал Маринику Маратовну своим преемником, и благодаря ее самоотверженному труду музей растет, развивается и по праву называется «Лувром в пустыне». Общественная и просветительская работа коллектива Музея помогает популяризации искусства и культуры нашей страны и развитию международных культурных связей. Мариника Бабаназарова – заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан, она награждена орденом Дустлик Республики Узбекистан, орденом Искусств и литературы Франции.

Мы считаем: необходимо разобраться в сложившейся ситуации, учесть мнение коллектива, которое изложено в протоколе собрания сотрудников музея и взгляды многих почитателей искусства, и вернуть музею его директора -- Маринику Бабаназарову. Заслуженная безупречная репутация специалиста и высокий международный авторитет Мариники Маратовны должны продолжать служить во благо просветительского дела.

Просим вас разобраться, почему произошло следующее:

Первое. Увольнение по собственному желанию Мариники в канун события, к которому музей готовился долгое время, явно было вынужденным, и произошло под давлением членов инвентаризационной комиссии и угрозами в адрес директора, сотрудников и музея в целом. Очевидно, что Маринику заставили написать это заявление. Добровольно оставить музей без своего руководства ни в этой, ни в какой другой ситуации она не могла. Кроме того, приказ об увольнении не был оформлен должным образом, в связи с этим предполагаем, что его можно считать недействительным, а Маринику допустить к исполнению непосредственных обязанностей.

Второе. Необходимо разобраться в ситуации, которая сложилась в результате работы инвентаризационной комиссии. Считаем, что проверка проведена без соблюдения необходимых процедур, предъявляемых к протоколу оценки художественных произведений. У «экспертной» группы не было необходимой аппаратуры. Нам известно, что в процессе работы комиссии некоторые участники (художники, искусствоведы и эксперты) покинули состав комиссии, не желая участвовать в предвзятой проверке. Мы сомневаемся, что квалификация оставшихся членов комиссии соответствует уровню, предъявляемому к специалистам, проводящим экспертную оценку. Каким бы ни было экспертное заключение, оно не обладает действительной силой, поскольку налицо явные нарушения. Вместе с сотрудниками музея мы настаиваем на открытой публикации результатов экспертизы и проведении независимой экспертизы силами специалистов надлежащей квалификации, уполномоченных проводить данную процедуру.

Нас искренне волнует судьба Музея, его директора и коллектива, собравших и сохранивших бесценную коллекцию. Прискорбно, если Музей придет в упадок, и долгие годы усилий Савицкого, Банбаназаровой и их соратников окажутся тщетны. Празднование столетия Савицкого -- под угрозой срыва, несмотря на тщательную подготовку и ожидаемое большое число гостей из разных стран. Многолетняя безупречная репутация Мариники Маратовны не должна быть перечеркнута одной сомнительной проверкой. Поэтому мы, ценители искусства и поклонники музея, обращаемся к вам с просьбой разобраться в создавшейся ситуации и поддержать Музей Савицкого, директора Маринику Бабаназарову и весь его коллектив.

Инициативная группа, 26 августа 2015 г. Ташкент

Опубликовано на странице закрытой Группы поддержки музея имени Савицкого в Фейсбуке 26 августа.



Узбекистан: Что случилось с директором?.. Она уволена!
2015-08-27 22:22 ferghana@ferghana.ru (Даниил Кислов)

Фото © Тимур Карпов/Фергана.Ру

Директор легендарного музея имени Савицкого в Нукусе Мариника Бабаназарова уволена, а новый директор еще не назначен. Коллеги и друзья Бабаназаровой собирают подписи и пишут письма протеста в правительство и президенту с требованием разобраться и отменить приказ об увольнении. А специалисты за рубежом серьезно тревожатся за судьбу богатой коллекции, оставшейся без человека, руководившего музеем в течение тридцати лет и добившегося его мирового признания. «Фергана» предлагает читателям блок материалов и комментариев на эту тему.

Музей Савицкого

Слишком подробно писать в тысячный раз о том, что такое музей Савицкого в Нукусе, я не буду. Посмотрите в Википедии или на сайте самого музея, а также на «Фергане» - «Нукусский музей: Кладовая искусства в эпицентре долгой беды». Скажу только, что в этом, одном из самых удивительных музеев бывшего СССР, хранится девяносто тысяч экспонатов - образцы искусства античности, средних веков и нашего времени.

По оценке специалистов, значимость и масштабность нукусского собрания русского авангарда уступает лишь богатейшей коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Главное - создателем и первым директором музея Игорем Савицким были спасены от уничтожения и собраны в государственной коллекции редчайшие произведения раннего искусства советской поры, среди которых картины современников и учеников Малевича, Кандинского или Шагала, полотна знаменитых Усто Мумина и Александра Волкова, произведения никому ранее в России не известного Евгения Лысенко и одного из лидеров «туркестанского авангарда» Михаила Курзина. Тысячи и тысячи картин, лежащих в запасниках музея Савицкого, еще ждут своего открытия, тщательной реставрации и широкого признания.

Музей был создан в 1966 году, но завоевал громкую славу гораздо позже, после распада СССР. Выставки из его коллекций в девяностые и двухтысячные годы прошли во многих странах мира, вызывая непременный восторг простых зрителей и искушенных искусствоведов.

Мало было собрать коллекцию уникальных работ, следовало ее сберечь и в сохранности пронести через годы. И в этом - главная заслуга второго директора музея - Мариники Маратовны Бабаназаровой.

Ученик, директор


Мариника Бабаназарова

Мариника Бабаназарова - ученица Игоря Савицкого и его преемник. Она работала в музее при Савицком и стала директором после смерти учителя - по его распоряжению, в 1984 году. Позже, именно во время директорства Мариники Маратовны музей получил мировую известность и шутливо-серьезное прозвище - «Лувр в пустыне».

Жить в Узбекистане и быть руководителем любого ранга - трудная и рискованная доля. На своем посту Мариника Маратовна всегда была гораздо более самостоятельной и независимой, чем многие другие начальники. Часто не оглядывалась на Ташкент, сама налаживала работу и формировала коллектив, сама договаривалась о выставках с иностранцами, сама искала спонсоров и доноров - чаще всего зарубежных.

Это только в Ираке «игиловцы» громят все статуи подряд, уничтожая «идолов», противных их идеологии. В цивилизованных (хотя и не слишком демократических) странах типа Узбекистана к музеям отношение у власть имущих другое - внимательное. Настолько пристальное, что в последнее время картины из узбекских музеев стали появляться в частных владениях высоких государственных персон. Так, широко известно «дело» о захвате оппозиционным активистом Сафаром Бекжаном виллы дочери узбекского президента Гульнары Каримовой, во время которого были обнаружены полотна узбекских мастеров. Их дальнейшая судьба неизвестна, но за воровство других произведений каких-то людей наказали: чуть позже в Ташкенте были осуждены сразу несколько сотрудников Государственного музея искусств Узбекистана - за подмену и продажу произведений из музейной коллекции.

По некоторым данным, после этого проверки прошли во всех музеях Узбекистана. В которых из них еще были выявлены нарушения, мы не знаем. Однако специалисты, хорошо осведомленные о том, как была построена работа в Нукусе, уверены: из музея, которым руководила самоотверженная Мариника Бабаназарова, пропасть не могло ничего.


В запасниках музея имени Савицкого

Поддельная проверка

Проверки и инспекции в музее Савицкого проходили и ранее - каждый год. Никаких официальных сведений о них не было (так уж устроен Узбекистан - пеленой молчания покрыты практически все общественные процессы), но и претензий Маринике Маратовне никто не предъявлял. Однако последняя проверка, статус которой неясен, которая до сих пор не завершена и официальных заключений которой никто не видел, якобы выявила в собрании музея подделки или «нарушение целостности коллекции».

Международное сообщество обеспокоено тем, что станет с музеем. «Мариника Бабаназарова скрупулезно заботилась о безопасности коллекции», - сказала Сью Ричардсон, одна из авторов вышедшей недавно книги о народной культуре каракалпаков, написанной ею в соавторстве с мужем Дэвидом, вместе с которым они посещали музей Савицкого много раз. «Мы были свидетелями высокого уровня безопасности для всей музейной коллекции. Охранники проверили содержимое наших сумок, нас никогда не оставляли наедине с артефактами, и кураторы ставили свежие восковые печати над замками ежевечерне». Ричардсон сказала, что в настоящее время опасается того, что коллекция Савицкого будет переведена в столицу Узбекистана Ташкент, якобы для сохранения и безопасности. «Некоторые работы могут передать в различные музеи, но мы подозреваем, что многие просто исчезнут», - добавила она.

The Guardian, 26 августа 2015 г.
Анонимку с таким содержанием напечатал один из узбекских проправительственных сайтов, веры которому нет и репутация которого ниже плинтуса. Однако практически одновременно с доносом Бабаназарова была уволена с работы приказом министерства культуры Каракалпакстана. Причем в отделе музеев минкультспорта Узбекистана, куда я обратился за комментарием, мне заявили, что Мариника Маратовна уволилась по собственному желанию. Пока не понятно, имели ли место угрозы и шантаж в адрес директора (некоторые сотрудники намекают на это), но черты спланированной информационной кампании по смещению «неудобного» руководителя - налицо.

Коллектив музея сразу же встал на защиту директора и опубликовал открытое письмо - опровержение анонимки (размещено на официальном сайте музея). Восемьдесят шесть сотрудников единогласно заявили о том, что не сомневаются в порядочности директора, а вот в корректности и законности процедуры инвентаризационной проверки они усомнились, требуя от вышестоящих лиц организовать тщательное расследование.

Как в интервью местным изданиям заявила заведующая реставрационной мастерской по живописи музея имени Савицкого Альвина Андреевна Шпаде, проведенная экспертиза - не более чем «фальшивая ревизия». «Они приехали с лампой, которая якобы выявляет - подлинник перед вами или нет. Но это невозможно выявить так. Тем более, мы все доподлинно знаем, что все наши картины на месте - мы, даже когда переезжали со старого здания в новое, ни одной работы не потеряли, ничего никуда не пропало».

«Я никогда не усомнюсь в подлинности Нукусской коллекции без всякой экспертизы, - говорит искусствовед, заместитель директора центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана Людмила Кодзаева. Потому что я знаю, кто хранит коллекцию и кто ее собирал. Благодаря этим людям она уцелела и не расформирована. И в честность этих людей я верю безукоризненно, поэтому обвинять Маринику в этом - полное безумие. Директор вообще не имеет права заходить в хранилища без хранителя конкретной коллекции. И если случается ЧП, а этого хранителя нет на месте, собирается активная группа, составляется акт вскрытия фонда, составляется акт причины, а также обязательным условием является присутствие комиссии. Это целая юридическая процедура».

Для контраста приведу пример поведения членов комиссии, рассказанный мне сотрудниками музея. Один из «инспекторов» прибыл в музей и потребовал пустить его в хранилище. Не пустили - у него при себе не было не только удостоверения, но даже и паспорта.


В запасниках музея имени Савицкого

«Они давно этого хотели»

Чем была «неудобна» Мариника Бабаназарова? Наверное, стойкостью: рассказывают, что в ее кабинете нередко появлялись «авторитетные» люди с пухлыми пачками денег, требующие продать им ту или иную картину, она не соглашалась. Наверное, определенной степенью независимости: узбекская власть не любит самостоятельных директоров, ревнует к связям с иностранцами, не поощряет инициатив. Наверное, упрямством, зачастую на грани здравого смысла: несколько лет подряд Мариника Маратовна отказывалась подписывать акт приемки нового здания музея, уличая строителей в плохом качестве работ - потолки в некоторых залах протекали и в апреле текущего года, а кондиционирование было отвратительным. (Впрочем, на взгляд туриста музейный корпус выглядит сегодня замечательно, как царские хоромы, особенно - на фоне нукусских руин, выжженной пустыни и гибельного духа аральской трагедии).

Источники в Ташкенте предлагают для рассмотрения и несколько других причин неожиданного увольнения Бабаназаровой. «Зуб на нее точили давно, - рассказывает мне бывший высокопоставленный чиновник узбекского правительства. - Но убрать никак не получалось. Маринику знают во всем мире, она - современное лицо музея Савицкого, на короткой ноге с иностранными дипломатами и политиками. Боролись с ней много лет. Но сегодня, наверное, окончательно время подошло. Чашу терпения переполнило то, что Бабаназарова сама пригласила иностранных гостей на празднование юбилея Савицкого (4 сентября 2015 года. - прим. ред). Не согласовала с Ташкентом, а точнее, не передала чиновникам это право выбирать - кого приглашать, а кого нет».

Другой информант сообщает, что во время последней проверки в музее неожиданно сменили всю охрану. «Для чего это сделано, как не для того, чтобы быстренько под шумок взять контроль над бесценными фондами? Если разгонят коллектив, а некоторые сотрудники там работают дольше Мариники, если наберут «новую гвардию», что станет с коллекцией? Не улетит ли она моментом на черный рынок за рубеж?».


Хороший бизнес?

Как это ни удивительно, но Нукусский музей, расположенный чёрт знает где, в засоленной пустыне на окраине Узбекистана, является активно посещаемым туристическим объектом. Это по сути единственная и главная достопримечательность Нукуса, провинциального городка с населением в триста тысяч, угасающего посреди пустыни и пыльных бурь, вызванных экологической катастрофой Арала.

Главный доход музея - от иностранцев. «Весной, еще до начала активного туристического сезона, я был в музее, где в течение всего лишь четырех часов встретил шесть групп туристов, приехавших на автобусе, - рассказывает мне ташкентский журналист, влюбленный в Нукус и его музей. - Они и за вход платят прилично, и за разрешение на фотосъемку, да и сувениры покупают очень активно». Это значит, что музей имени Савицкого, в отличие от многих других узбекистанских музеев, является довольно успешным бизнес-проектом. Не исключено, что кто-то из чиновников решил завладеть этим гарантированно устойчивым бизнесом: версию своеобразного «рейдерского захвата» исключать тоже нельзя.

От музея, к слову сказать, серьезно зависит и некоторая часть городского бизнеса. Туристов, приезжающих, чтобы посмотреть на раритеты, довольно много. Хотя они приезжают всего на день-два, но более или менее приличный номер в местной гостинице при этом стоит 70 долларов в сутки.


Здание музея в настоящее время расширяется: к 100-летию Игоря Савицкого должны сдать второй корпус

Кампания в защиту

Дальнейшее развитие ситуации вокруг музея зависит не только от позиции самой Мариники Бабаназаровой, и не только от желания коллектива видеть своим руководителем прежнего директора. Музей имени Савицкого - мировое достояние. Его судьба тревожит многих как в Узбекистане, так и за пределами этой страны.

Буквально в день увольнения М.Бабаназаровой в Фейсбуке образовалось сразу несколько групп, выступающих в ее поддержку. Одна инициативная группа составила письмо на имя министра культуры и спорта страны, собрала под ним многочисленные подписи активистов, известных персон, академиков, простых художников, искусствоведов и общественных деятелей. Полный текст обращения вы можете прочитать здесь: «Обращение инициативной группы в поддержку директора музея имени Савицкого Мариники Бабаназаровой».

Двадцать шестого августа 2015 года президент Узбекистана Ислам Каримов наградил группу работников культуры почетными званиями, орденами и медалями. Среди награжденных оказался и главный искусствовед-контролер отдела Управления художественной экспертизы Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана Фахриддин Бозорович Рузикулов. Он удостоен почетной медали «Шухрат». Что же такого полезного для страны сотворил уважаемый работник минкультспорта? По данным источников «Ферганы» в правительственных кругах Узбекистана, именно этот человек является главным исполнителем «специальной операции» по устранению Мариники Бабаназаровой.
Свое обращение к министру культуры и спорта, а также в представительство ЮНЕСКО в Узбекистане направил коллектив Театра Марка Вайля «Ильхом» (опубликовано в Фейсбуке здесь). Артисты и руководство театра просят власти и международные организации обратить особое внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг музея.

Открытые письма в минкультспорта Узбекистана готовят и российские коллеги М.Бабаназаровой - директора и владельцы крупных и авторитетных московских галерей. А в интернете уже идет сбор подписей как минимум под одной петицией в защиту Мариники Бабаназаровой (на французском языке).

На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что все важные решения в Узбекистане принимаются тайно, не прозрачно для общественности. За всех все решает некая мифическая верховная «власть», которую все боятся и против которой никто не осмеливается выступить открыто. Редкий случай, когда восемьдесят шесть человек, а за ними и целая группа неравнодушных людей встали на защиту народного достояния - уникального музея, которым может и должен гордиться Узбекистан. И именно от этих людей и от их неравнодушия зависит сегодня судьба организации.

Скандал с торопливым увольнением Мариники Бабаназаровой - страшная имиджевая потеря для Узбекистана, особенно в преддверии праздников - Дня Независимости республики и столетнего юбилея Игоря Савицкого. И правительство страны, и друзья музея должны сделать все возможное, чтобы прекратить безобразие, успокоив общественность и дав нам всем гарантии того, что со всемирно известной коллекцией ничего не случится.

Даниил Кислов, главный редактор информационного агентства «Фергана.Ру»

P.S. от редакции Когда данный материал был уже подготовлен к печати, стало известно, что 21 августа Мариника Бабаназарова подала заявление об увольнении по собственному желанию, однако сделано это было под давлением. Она не указала даты, с которой просит себя уволить, более того, просила дать ей время для того, чтобы достойно провести юбилей И.Савицкого, зная, что законом предусмотрено 14 дней для принятия решения. 26 августа в музее вновь прошло собрание с участием всего коллектива, Мариники Бабаназаровой, представителей Министерства культуры Республики Каракалпакстан и двух представителей прокуратуры. Министерство культуры, вопреки своему же приказу, назначило исполняющим обязанности директора некую Пахретдинову (имя неизвестно) - бывшего директора музея боевой славы Каракалпакстана (подчеркнем - не сотрудника музея имени Савицкого). 27 августа Мариника Бабаназарова отозвала поданное ранее заявление об увольнении в соответствии со ст.99 Трудового Кодекса, которая прямо предусматривает такое действие. Мариника Маратовна намерена отстаивать свои права во всех инстанциях.

«Фергана» следит за развитием событий.


Последний прижизненный фотопортрет Игоря Савицкого - основателя и первого директора Нукусского Государственного музея



Ситуация вокруг музея имени Савицкого: «Дело не только Узбекистана»
2015-08-27 22:30 ferghana@ferghana.ru (Алишер Ильхамов)

Сообщение о неожиданном решении Министерства культуры и спорта Каракалпакстана (автономная республика в составе Узбекистана. - прим. ред) уволить Маринику Бабаназарову с должности директора музея им.Савицкого вызвало беспокойство не только у меня. Голоса озабоченности раздаются с разных концов света, и эта озабоченность в глобальном масштабе будет только расти - реакция, вполне соразмерная мировому уровню значимости Нукусского музея и его коллекции. Поэтому мы не можем считать ситуацию вокруг этого музея исключительно внутренним делом самого Узбекистана.

Я бы не оценивал увольнение Бабаназаровой иначе, как угрозу сохранности уникальной коллекции раннего советского авангарда, собранной благодаря подвижничеству Игоря Савицкого. Отчего возникает беспокойство? Ведь, казалось бы, ротацию руководства любого учреждения следует только приветствовать. Но есть из этого правила ротации свои исключения, особенно когда речь идет о таких уникальных собраниях, как Нукусский музей. Подвижничество и высокий профессионализм являются в данном вопросе фундаментальным условием сохранения и развития такого рода редких собраний. Как известно, Мариника Бабаназарова получила в «наследство» руководство из рук самого Савицкого, возглавив музей с его благословения, став его верным последователем. Кто еще остался из команды Савицкого? Единицы, и она одна из них. Я убежден, что у еще остающихся в живых соратников Савицкого есть естественное право продолжать его дело, тем более что они до сих пор делали это достойно.

Посмотрим на аналоги подобного «долгожительства» в музейном деле. Так, академик Михаил Пиотровский бессменно возглавляет Государственный Эрмитаж с 1992 года. Незадолго до него музей в течение двадцати пяти лет возглавлял его отец, академик Борис Пиотровский. То есть семейная династия почти бессменно правит музеем с 1964 года. Непотизм? Нет, конечно. Музей в надежных руках и возглавляется человеком, который не боится поднять голос в защиту этого и других музеев страны. Свежий пример: совсем недавно Пиотровский публично раскритиковал решение МВД России снять охрану с музеев страны.

Подобным же образом Мариника Бабаназарова уже более тридцати лет стоит на страже музея Савицкого, используя для этого все свое влияние и все свои связи. Авторитет она завоевала профессионализмом: будучи музейным работником с солидным стажем, Мариника стажировалась в Лувре, Британском музее, изучала музейное дело в США, Франции, Австрии, Швеции, Голландии. Таких лидеров в своей сфере деятельности, как она, в цивилизованных странах носят на руках, создавая им все условия для работы. А в Узбекистане? К какой категории следует отнести страну, где какой-то чинуша приходит к подвижнику ее калибра, к той, на ком держится лучший музей страны, и просто, без согласования с коллективом и без всякой мотивировки сообщает: «Вы уволены»?

Но может, у них там, в министерстве, есть Маринике достойная смена? Конечно, она не во всем идеальна как директор музея (идеальных в природе просто не существует). Но ей доверяет коллектив. И потом - кого в стране можно поставить рядом с ней по уровню профессионализма, управленческому дару и преданности музейному делу? На этот счет имеются большие сомнения. Более того, за Мариникой наверняка «уйдут» других ее соратников, которые осмелились встать на ее защиту.

Будет ли подбираться новый штат музея из тех лиц, кто руководил Музеем искусств в Ташкенте? По свидетельству очевидцев, в этом учреждении культуры имеются серьезные проблемы с сохранностью фонда наиболее ценных работ мастеров искусств. И это происходит под самым носом, а возможно, и при покровительстве Министерства культуры. Перейдет ли эта практика, как чума, на музей Савицкого? Сомнений в этом мало.

Еще недавно обнаруженная на вилле высокопоставленного лица в Женеве коллекция раритетных работ узбекистанских художников, неизвестно как вывезенная в Швейцарию, говорит о наличии проблемы сохранности музейных ценностей в Узбекистане. Хотя в стране уже были случаи возбуждения уголовных дел по подмене музейных ценностей с целью их контрабанды, со времен репортажей с той женевской виллы я не слышал, чтобы в Ташкенте кто-то зашевелился и сделал хоть какие-то оргвыводы по поводу обнаруженной там коллекции. Напротив, теперь там, очевидно, готовятся прибрать к рукам коллекцию Савицкого, оцениваемую в два миллиарда долларов США. Не побоюсь делать такие выводы, поскольку не вижу, что сдерживало бы этот грабеж узбекских музеев.

Ведь что является фактором, сдерживающим разграбление музейных ценностей? Я бы назвал три важнейших, которые, к сожалению, отсутствуют сегодня в Узбекистане:

1) общественность, которая бы не боялась ставить перед властями нелицеприятные вопросы, когда этого требуют интересы культуры; исключением в нашем случае является кампания в защиту Нукусского музея, поднятая местными активистами. Но эти активисты далеки от административных структур и так называемых GONGO (подконтрольных правительству творческих и профессиональных союзов), которые, конечно, в данной ситуации красноречиво хранят молчание;

2) независимая пресса, которая могла бы расследовать и вскрывать подобные случаи разграбления национальных культурных ценностей;

3) наконец, это независимая от исполнительной власти правовая система, которая пресекала бы преступления, включая посягательства на музейные ценности страны, невзирая на лица. Здесь было бы уместно напомнить, что Узбекистан находится по индексу восприятия коррупции Transparency International на 166 месте из 175 стран мира, то есть в десятке самых коррумпированных.

Пожалуй, единственным барьером, своего рода плотиной, препятствовавшей до сих пор разграблению коллекции Савицкого, был коллектив музея, возглавляемый Мариникой Бабаназаровой. Но теперь в этой плотине тараном Минкульта проделана брешь. Что будет дальше, нетрудно предсказать.

Озабоченность вызывает не только факт увольнения Бабаназаровой, но и то, как это было проделано: кулуарно, с нарушениями профессиональных стандартов и этики, опираясь на анонимки. В этих условиях трудно поверить в то, что руководство Министерства культуры руководствовалось иными соображениями, кроме коррупционных. Но скорее всего, за решением стоят более влиятельные лица, чем министерское руководство, которое занимает невысокую позицию в номенклатуре узбекской властной иерархии. Кто этот другой, дирижирующий кампанией против музея? Не хотелось бы на эту тему спекулировать, но мы все знаем, какая структура в стране контролирует вся и все.

Есть еще один, политический, нюанс в этом деле. Музей находится на территории Каракалпакстана и по праву принадлежит его народу. Права народа обусловлены не только местоположением музея, но и, прежде всего, тем, что Савицкому в составлении и охране коллекции помогали лучшие представители многонациональной каракалпакстанской интеллигенции. Без их поддержки он вряд ли бы справился со своей миссией. Кроме того, в музее накоплена не менее уникальная коллекция каракалпакского народного искусства.

В итоге получается, что Ташкент украл у Каракалпакстана Арал, экстенсивно развивая хлопковый сектор, украл воду, загрязняя ее сбросами из коллекторов, а теперь позарился, возможно, на последнюю ценность, которая у этого народа осталась. Нет сомнения в том, что решение Минкульта усилит недовольство среди каракалпакстанцев политикой Ташкента и, соответственно, подстегнет сепаратистские настроения. Ситуацию не исправит, если на должность директора посадят марионетку из числа местных кадров. Это тот случай, когда алчность и корыстная зависть коррумпированных чиновников приводит к подрыву межнационального согласия в стране и, соответственно, самой идеи государственного суверенитета.

Есть надежда, пусть и маленькая, на дипломатический корпус. В свое время Фонд Сороса совместно с ташкентским офисом Всемирного банка и Британским советом создали Клуб друзей Нукусского Музея. Клуб оказывал музею посильную помощь. Но в 2004 году Фонд выгнали из страны, а другой активный участник клуба, директор офиса Всемирного банка Дэвид Пирс ушел на пенсию. В итоге дело заглохло, хотя дипломатический корпус продолжает уделять внимание музею и время от времени посещать его. Не пора ли возродить подобный клуб и учредить хоть какой-то, теперь уже международный, наблюдательный механизм, чтобы регулярно освещать деятельность музея, а главное - состояние его запасников? Создание такого механизма актуально, как никогда.

Когда-то Савицкий спас многие шедевры раннего советского авангарда. Теперь настала пора спасать саму коллекцию Савицкого.

Алишер Ильхамов, научный сотрудник Школы Восточных и Африканских исследований Университета Лондона, специально для «Ферганы»



В избранное