Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Доклад USAID: Маргинализация мигрантов приводит их в ряды боевиков ИГ



Доклад USAID: Маргинализация мигрантов приводит их в ряды боевиков ИГ
2015-10-19 18:04 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Граждане стран Центральной Азии, воюющие на стороне так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.), прибывают в Сирию и Ирак не с территории своей родины, а главная коммуникация и рекрутинг происходят через интернет, о чем свидетельствуют все источники Ноя Такера (Noah Tucker) - автора подготовленного для USAID (Агентства США по международному развитию) доклада «Вовлеченность Центральной Азии в конфликт в Сирии и Ираке: движущие силы и ответы» («Central Asian Involvement in the Conflict in Syria and Iraq: Drivers and Responses»).

«Миграция и последующая маргинализация или геттоизация ломают важные связи мигрантов с привычными сообществами и лишают их положительных смягчающих факторов: семьи, общины, религиозных лидеров - все это работает для предотвращения боевой мобилизации дома. В Центральной Азии, в частности, сильное давление со стороны семьи и старейшин удерживает молодых членов от участия даже в мирной политической деятельности или участия в религиозных группах, рискующих навлечь негативное внимание со стороны властей», - говорится в докладе (перевод CAAN).

Целевой аудиторией для вербовщиков являются маргинальные мигранты-работники из Центральной Азии. Граждане бывшего СССР представляют третью по величине долю иностранных новобранцев после граждан Западной Европы и Ближнего Востока. Оценки количества участников конфликта из Центральной Азии очень широко варьируются, и региональные службы безопасности склонны преувеличивать уровень угрозы в регионе. Но ясно, что страны Центральной Азии играют заметную роль в сирийском конфликте, а иностранный рекрутинг боевиков превзошел показатель афганско-советской войны 1980-х годов: по состоянию на январь 2015 года, общее число иностранных боевиков, задействованных в сирийско-иракском конфликте, превысило 20.700 человек.

Для мобилизации среди центральноазиатских жителей рекрутеры используют, в основном, три способа: внушают, что вооруженная оппозиция против правительства Асада является «справедливой войной» и представляет собой оборонительный конфликт – джихад, призванный защитить от убийства невинных людей; убеждают трудовых мигрантов в том, что с ними плохо обращаются или создают неблагоприятные условия только из-за их мусульманской идентичности, а так называемое «Исламское государство» изображается как место, где принципиально иной социальный порядок создает рай на земле; апеллируют к мощи «мусульманского» государства как противовеса Западу и, в частности, США, которые изображаются рекрутерами ИГ как стороны, ответственные за угнетение мигрантов в России и других странах пребывания. Эти аргументы подкрепляются постоянным потоком дезинформации и теориями заговора, который поддерживается устойчиво воинственной российской медиа-пропагандой.

В ответ на рекрутирование своих граждан экстремистскими организациями правительства Центральной Азии сосредоточились почти исключительно на создании собственного нарратива о том, что ИГ стремится захватить их территории и представляет непосредственную экзистенциальную угрозу. Отказ признать местные корни фундаментальных проблем, отвечающих за рост миграции, скорее всего, только углубляет экономическую и политическую маргинализацию мигрантов, что делает их уязвимыми к мобилизации радикальными группами по религиозным или этническим линиям.

Если правительство США намерено выделить ресурсы (человеческие и финансовые) для решения проблемы экстремизма среди мигрантов Центральной Азии, то следует рассмотреть возможности для программ в следующих четырех областях: экономическое развитие и повышение стандартов жизни; оказание помощи мигрантам в развитии обществ поддержки; наращивание потенциала для борьбы с религиозными коммуникациями вербовки экстремистскими организациями; организация мероприятий для восстановления доверия населения Центральной Азии к США и противостояния высоко скоординированной и хорошо финансируемой информационной войне в этом регионе.

Полный текст доклада (на английском языке) доступен по этой ссылке.



Колонка эксперта: Зачем властям богатой газом Туркмении пополнять бюджет за счет продажи населению облигаций?
2015-10-19 18:58 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

С января 2016 года одной из статей доходов в госбюджет Туркмении станет продажа облигаций населению. Об этом говорилось на прошедшем в Ашхабаде заседании кабинета министров страны, в ходе которого была обсуждена подготовка бюджета Туркмении на 2016 год, сообщает госагентство Туркменистан-Золотой век. Было отмечено, что доходную часть бюджета страны предусматривается пополнять за счет приватизации объектов и предприятий государственной собственности, жилых помещений государственного жилищного фонда, а также распространения (продажи) облигаций государственного фонда (государственных займов).

Такое неожиданное решение было принято в ситуации, когда во многих регионах учителя и врачи не получают зарплату в течение последних двух-трех месяцев. Как отмечает Хроника Туркменистана, работники многих бюджетных учреждений и организаций опасаются, что значительную часть зарплаты им будут выдавать облигациями – государственными долговыми расписками.

Издание напоминает, что падение мировых цен на нефть и газ затронуло и Туркменистан, основным источником дохода которого является экспорт энергоносителей. В сентябре на нефтегазовых предприятиях республики прошли массовые сокращения работников, а в июле этого года президент Бердымухамедов уволил вице-премьера по экономике и финансам Аннамухаммета Гочиева - с формулировкой «за коренные недостатки в работе в условиях экономического кризиса».

На вопрос «Ферганы», насколько серьезно повлиял на туркменскую экономику кризис цен на энергоносители, если государство вынуждено делать займы у населения, отвечает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов:

Аждар Куртов
Аждар Куртов
- Руководство Туркменистана позиционирует свою страну, как некий второй Кувейт, твердя о сказочных богатствах, находящихся в недрах этого государства. Но любой эксперт, который внимательно следил за ситуацией периода независимости Туркменистана, не может не отметить одно примечательное обстоятельство: неоднократно туркменское руководство принимало некие эпохальные программы развития своего энергетического сектора, который еще лет 15 тому назад должен был выйти на очень внушительные показатели добычи нефти и природного газа. Но на самом деле этого не произошло. Добыча нефти все последние 15 лет колеблется около отметки в 10 млн тонн – это не очень большая величина, хотя еще 10 лет назад программа предусматривала выйти на уровень 50 млн тонн добычи нефти.

С природным газом – основным богатством Туркменистана – дела обстоят тоже не лучшим образом. Да, добыча газа растет. Если сравнить с периодом 1993, 1994 или 1998 года, когда добыча составляла незначительные величины, то заметен определенный рост, но если за точку отсчета мы возьмем конец советского периода, то, когда добыча составляла свыше 80 млрд кубометров в год, то окажется, что Туркменистан за четверть века своей независимости не достиг показателей конца 1980-ых годов. И это при том, что у него открылись новые возможности экспортировать свой газ не только по трубопроводу Средняя Азия-Центр в Россию, но и в другие страны – Китай, Иран. То есть объемов добычи отнюдь не впечатляют, несмотря на заверения, что они могут экспортировать в год чуть ли не по 200-250 млрд кубометров природного газа.

Нужно иметь в виду еще одно обстоятельство – это то, что нынешняя ситуация не способствует серьезным доходам в госбюджет от продажи энергоносителей, потому что в условиях глобализации рынков энергоносителей цены на природный газ связаны с уровнем цен на сырую нефть, который сейчас очень низок. Поэтому природный газ Туркменистан не может продать на высокодоходные рынки Европы и других регионов по желаемой цене. Иными словами, доходы госбюджета Туркмении существенно сократились, даже если сравнивать с периодом, скажем, шестилетней давности. В этих условиях, когда доходы сокращаются, а руководство страны продолжает заявлять, что Туркменистан развивается поступательно, и население будет жить в «золотом веке», они вынуждены ради поддержания имиджа и недопущения роста социальной напряженности в обществе идти на не очень популярные меры, в частности для латания дыр в доходах госбюджета. Именно эта причина и вызвала необходимость выпускать какие-то финансовые обязательства, распространяемые среди населения Туркмении.

Конечно, это направление экономической политики власти могут объяснить теорией развития рыночных отношений – что от плановой экономики они переходят к тем инструментам, которыми пользуется большинство государств современного мира. Но на самом деле это лукавое объяснение. Основная причина, как я уже сказал, в том, что тривиально не хватает средств на текущие расходы государства, на осуществление госпрограмм, в том числе в сфере социальной политики, на финансирование обороноспособности страны, а эти средства сейчас очень нужны, поскольку все последние месяцы поступают сообщения о неспокойной обстановке на туркмено-афганской границе. В этом плане Туркменистан в своей политике повторяет судьбу тех государств, экономика которых базируется на монокультуре, то есть основной доход Туркменистан получает экспорта энергоносителей, прежде всего, природного газа. Если цены на этот продукт на мировом рынке резко упали, а восстановления цен до уровня, например, 10-летней давности в ближайшее время не предвидится, то Туркменистан вынужден искать дополнительные доходы. А поскольку их нет, так как экономика ориентирована на добычу одного природного ресурса, то выход власти находят в том, чтобы заставить население профинансировать эти выпадающие доходы госбюджета.



В избранное