Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Туркменистан: Населению запретили покупать более $8000 в год



Туркменистан: Населению запретили покупать более $8000 в год
2015-10-14 11:38 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Центральный банк Туркменистана запретил жителям страны приобретать в обменных пунктах и отделениях банков более $8000 в год, сообщает 14 октября «Хроника Туркменистана». По мнению издания, такое ограничение вызвано очередями у пунктов обмена валют, возникновению которых способствуют слухи о намерении правительства снизить курс туркменского маната. В настоящее время официальный курс доллара составляет 3,5 маната.


Фото «Хроника Туркменистана»

В Туркмении обмен валюты производится по предъявлению паспорта, данные которого вносятся в единый реестр, и у каждого кассира при проведении валютно-обменной операции есть возможность уточнить, не превысил ли клиент лимит в $8000.

Но в стране немало людей, которым нужен больший объем валюты. К таковым относятся, в основном, коммерсанты и продавшие свою недвижимость и другое имущество граждане, желающие выехать за рубеж. Поскольку при оформлении у нотариуса сделки по купле-продаже жилья в документах указывается сумма в туркменских манатах, хотя, как правило, сделка производится в американских долларах, то у продавцов возникает необходимость легализовать полученную валюту. И они стараются найти людей, у которых нет необходимости или возможности приобретать доллары, чтобы уговорить их за небольшое вознаграждение обменять деньги, используя свой собственный паспорт. Насколько сложная эта задача, можно судить по стоимости жилья в Туркмении, которая, как показывает эта доска объявлений, может достигать $45.000-150.000 тысяч за квартиру.

Согласно приказу председателя Центробанка Туркменистана 25-iş от 23 января 2015 года, предел свободно обращаемой валюты в этой стране определен в размере $10.000 (или эквивалент этой суммы в иной валюте по официальному курсу). При вывозе валюты из страны сумму свыше $10.000 требуется задекларировать.

Напомним, пункты обмена валюты в Туркменистан открылись в 2008 году – после десятилетнего перерыва. Вскоре после возобновления работы обменников в них возник дефицит национальной валюты – маната: у населения на руках оказалось больше долларов США, так как именно их и присылают своим, как правило, безработным родственникам туркменистанцы, выехавшие за рубеж. Но ситуация быстро изменилась, и в последние годы жители страны стоят в очередях у обменных пунктов, чтобы приобрести американские доллары, продать же их могут и на «черном рынке». Слухи о подорожании доллара циркулируют в Туркменистане с 2014 года.



Кыргызстан: Юрист Н.Токтакунов потребовал от президента извинений
2015-10-14 13:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Нурбек Токтакунов
12 октября 2015 года известный кыргызстанский юрист Нурбек Токтакунов, который с 25 мая оспаривал в суде законность сдачи биометрических данных всеми гражданами Кыргызстана и проиграл процесс, зарегистрировал в приемной Аппарата президента претензионное письмо на имя главы государства Алмазбека Атамбаева. В своем письме юрист требует, чтобы президент опроверг свои собственные слова и извинился за распространение утверждения о том, что инициаторы судебного процесса в Конституционной палате Верховного суда «выполняли чужой заказ», что «им было важно, чтобы выборы проводились по старой схеме и сопровождались митингами, беспорядками и дестабилизацией обстановки в стране». По мнению Токтакунова, под «выполнением чужого заказа» в контексте прошедшего судебного процесса подразумевается, что он оспаривал конституционность закона не по личному убеждению, а будучи оружием в чужих руках.

«Под чужими руками подразумеваются силы, целью которых является дестабилизация обстановки в стране, что следует из Вашего следующего утверждения: «Им было важно, чтобы выборы проводились по старой схеме и сопровождались митингами, беспорядками и дестабилизацией обстановки в стране». Вы распространили в обществе мысль, что моей целью было не отстаивание своих прав и свобод, а дестабилизация обстановки в стране, что, по сути, является преступлением. В соответствии с Уголовным Кодексом КР, покушение лица на преступление квалифицируется как законченное преступление, если оно не удалось по причинам, не зависящим от этого лица. Так как я намерен продолжать свою деятельность против обязательной биометризации, Ваши поспешные и непродуманные утверждения делают эту деятельность в глазах доверившихся Вам граждан преступлением», - говорится в письме Токтакунова.

Чтобы прояснить ситуацию, «Фергана» задала несколько вопросов Нурбеку Токтакунову.

«Фергана»: Почему вы намерены продолжать кампанию против биометризации населения?

Нурбек Токтакунов: Потому что я продолжаю настаивать, что это неконституционное ограничение. Отмечу, что я оспариваю не прогресс, я не против прогресса, я говорю о том, что информационные технологии бросают новые вызовы вопросам в сфере защиты прав человека и требуют более внимательного и бдительного подхода. Если страна решила идти по пути биометризации, то надо действовать через обеспечение безопасности, потом апробировать биометризацию на каких-то услугах. Привязки сдачи биометрических данных к выборам я бы опасался, потому что политическая культура как населения, так и политиков и депутатов – низкая, незрелая, и поэтому нельзя отрицать возможность махинаций.

Конституционный суд вынес свое решение, поэтому дальше я буду работать с Жогорку Кенешем (парламентом). В Конституционном суде полное единодушие, все смотрят на палочку дирижера, суд приобретает деструктивную силу, как во время президента Акаева. Поэтому очередные обращения туда будут давать обратный эффект. Работать с ними больше нет смысла, я буду стараться, чтобы депутаты внесли изменения в закон и отменили как принудительность сдачи биометрических данных, так и возможность участия в выборах только для тех, кто сдал эти данные.

(25 сентября восемь конституционных судей признали требование обязательной сдачи биометрических данных для включения в список избирателей конституционным, ссылаясь на то, что это не ограничение конституционных прав граждан, а требование закона. Судья Эмильбек Осконбаев заявил особое мнение, проголосовав против данного решения. Отметим, что решение Конституционной палаты обжалованию не подлежит. – Прим. «Ферганы».)

- Под какую статью подпадают действия президента?

- Их можно квалифицировать по ст.329 Уголовного кодекса Кыргызстана «Заведомо ложное сообщение о совершении преступления». Я считаю, что президент как глава государства должен особенно следить за тем, что говорит и делает.

Также получается, что президент стравливает одни группы населения с другими. Мол, те, кто против биометрии, хотят дестабилизировать ситуацию в стране. Мне уже даже в шутку говорят, что ты специально ввел нас в заблуждение. Если говорить юридическим языком, то это причиняет мне нравственные страдания и из-за этих страданий я могу потребовать компенсацию, но пока требую извинения.

- Что вы намерены делать, если президент не извинится?

- Я обращусь к генеральному прокурору. Раз Генпрокуратура защищает президента от оскорблений, хотя его, образно говоря, можно оскорблять, потому что он президент и наемный работник, у него нет частной жизни, а его честь и достоинство зависят от его деятельности. Так вот, пусть Генпрокуратура сделает президенту внушение, если она вообще сможет это сделать.

На претензии Нурбека Токтакунова отреагировал доктор юридических наук, профессор Кайрат Османалиев, который считает, что «требование публичных извинений от главы государства - это способ саморекламы». По мнению Османалиева, Токтакунов «и сам понимает, что все это бесполезно. Человек хочет, чтобы о нем вспомнили, а чтобы сделать пиар, нужно прицепиться к кому-то. <…> Заявление главы государства лично никак не задевает Н.Токтакунова. Если бы в речи глава государства назвал имена, то это другое дело. А так он сказал, что «были попытки сорвать подготовку к выборам». Ведь мы все понимаем, что действительно были попытки расшатать лодку, которая двигалась к избирательному процессу. И я считаю, что это был целенаправленный процесс со стороны неких заинтересованных лиц», - заявил Османалиев, отдельно обратив внимание спецслужб на заявление Токтакунова: призвал их проверить, откуда и почему у правозащитника пошли такие инициативы.

На своей странице в «Фейсбуке» Токтакунов ответил на этот выпад: «Это больше чем самореклама, это пропаганда, пропаганда самоуважения гражданина и его требовательности к своим наемным работникам -государственным менеджерам. Если такое требовательное отношение к главе государства и вообще к власть имущим (к наемным работникам) распространится среди граждан, это научит президента культуре публичных выступлений и уважению к людям. <…> Насчет того, что я якобы знаю, что «все это бесполезно». Нет, это очень полезно для общества и очень полезно для президента. После того, как многие политики стерпели прямые оскорбления президента с неприличными намеками, после того как большинство уходящего парламента прогнулось под него, после того как вновь избранный парламент захватили СДПКовские клоны, у общественности может сложится впечатление, что все возвращается «на круги своя», то есть под президента, но нет. Мое обращение еще раз напоминает людям, что статус президента ниже статуса гражданина, что он ему подотчетен, и главное, что возврата к старому не будет. Мое обращение еще раз напоминает президенту, что он никто без поддержки людей, а людей нужно уважать».



Нужна помощь: Полуторагодовалой Покизе Холмуминовой из Казахстана собираем 400.000 рублей на химиотерапию
2015-10-14 15:50 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Покиза Холмуминова
Покиза Холмуминова
Покизе Холмуминовой полтора года, у нее ретинобластома, или рак глаз. Мама ее – гражданка Казахстана, отец – гражданин Узбекистана, и жили они в городе Атакент в Южном Казахстане. То, что у ребенка что-то с глазами, родители заметили сразу: один глаз немного косил к носу. «Но врачи не обнаружили ничего подозрительного, и я успокоилась, - рассказывает мама Покизы, Дилара. - Когда девочке исполнилось четыре месяца, мы поехали к родственникам мужа в Узбекистан, на праздник Ураза-байрам. Там уже стало заметно, что глазик блестит. Решили обратиться в больницу. И врач в Ташкенте сказал: «Похоже на онкологию». У нас в Чимкенте (столица Южного Казахстана) вообще не оказалось нужных специалистов… Я сама - врач по образованию, но в онкологии не разбираюсь. Мы остались в Ташкенте. Там в больнице сразу же было решено удалить левый глазик. Затем химиотерапия. После химиотерапии с февраля только наблюдали и обследовали. Врач сказал, что все хорошо, лечение закончено. Но потом оказалось, что болезнь не отступила, а мы потеряли время. В июле этого года дочка резко потеряла зрение, как показало УЗИ, произошло отслоение сетчатки. Врач говорил не трогать глаз, а опухоль-то росла! Мы решили ехать в Турцию. Там в клинике провели несколько курсов химиотерапии, а на остальное не хватило денег (оказалось, что нужно еще 60 тысяч долларов). Мы не понимали языка, не получили ни результатов обследования, ни лечения, ни рекомендаций. Плохо съездили, в общем. Несколько курсов химии - это ничто, ведь их нельзя прерывать… Мы были в отчаянии, но в твердой решимости спасти дочь срочно приехали в Москву. Возвращаться для лечения в Узбекистан не было смысла, доверить ребенка тому же врачу мы уже не могли, а других специалистов там нет. До июня у Покизы хотя бы правый глаз видел, а теперь там тоже опухоль, которая склонна к быстрому росту».

Денег у семьи больше нет. Мама Дилара плачет. «Когда Покиза еще могла видеть, она тянулась к книжкам, карандашам, чертила что-то на бумаге. Она любит танцевать, начинает вертеться под любую музыку. Сейчас, когда зрения уже нет, она вся превратилась в слух. Очень любит говорить по телефону, когда ей звонит папа или тетя. И очень обижается, если на том конце провода замолкают».

Врачи Российского онкоцентра им.Блохина на Каширке говорят, что ситуация серьезная, опухоль распространяется быстро. Врачи уже провели нужные обследования, и теперь собираем деньги на химиотерапию.

Благотворительный фонд «Гольфстрим» объявляет сбор для Покизы, нужны 400.000 рублей на два курса химии. Может быть, спасти второй глаз не удастся. Но давайте попробуем собрать деньги. Ей всего полтора года. Она маленькая. И она танцует.

Как можно помочь:

- PayPal - Golfstreamfond@yandex.ru

- on-line по банковской карте с сайта фонда «Гольфстрим»;

- Яндекс кошелек - 41001967430981

- КИВИ (QIWI) - 968 793 45 88

- WebMoney:

R254643446884 - рубли

Z235187948249 - доллары

- отправьте SMS сообщение на номер 3443 со словом ГОЛЬФСТРИМ 100 (где 100-любая сумма, какую захотите пожертвовать) только для жителей России.

- Перечислив помощь на расчетный счет в рублях БФ «Гольфстрим»:

ИНН 5017998033

КПП 501701001

АКБ "Российский капитал" (ОАО)

Расчетный счет в рублях: 40703810300390000011

Корр. счет 30101810100000000266

БИК 044583266

Получатель: БФ «Гольфстрим»

Назначение: Покизе. Благотворительное пожертвование. НДС не облагается.

- RBK - RU455393563

- Счет в долларах США для пожертвований не из России:

INTERMEDIARY BANK: DEUTSCHE BANK TRUST COMPANY AMERICAS, NEW YORK

One bankers Trust

Plaza 130, Liberty st., (10006) New York

SWIFT BKTRUS33

PAY THRU: BANK "ROSSIYSKY CAPITAL"

SWIFT ROSKRUMM

acc. 04411026

BENEFICIARY:

CHARITY FOUNDATION "GOLFSTREAM"

acc. 40703840600390000011

Также можно передать наличными с зачислением по приходному ордеру на счет фонда.

Контакты:

Благотворительный фонд «Гольфстрим»: +7-903-267-94-11, Наталья. +7 (962) 941 96 62, Виктория, +7 (495)-995-56-16.



В избранное