Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Россия и Кыргызстан договорились о строительстве ГЭС, военной базе и <<Манасе>>



Россия и Кыргызстан договорились о строительстве ГЭС, военной базе и «Манасе»
2012-09-20 14:40 ИА Фергана.Ру

Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев
20 сентября 2012 года президент России Владимир Путин провел переговоры с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым в Бишкеке. По итогам краткосрочного визита В.Путина были подписаны документы по объединенной российской военной базе в Киргизии, закрепившие российское военное присутствие в регионе, сообщает РИАН. Соглашение вступит в силу в 2017 году.

Комментируя американское военное присутствие в аэропорту «Манас», А.Атамбаев заметил, что после 2014 года, когда будут выведены международные силы из Афганистана, в «Манасе» не будет военно-воздушной базы США, и аэропорт станет гражданским: пассажирским и грузовым. В.Путин «подхватил» тему и пообещал, что как только США уйдут из «Манаса», Россия поможет развивать аэропорт: «Кыргызстан заинтересован в том, чтобы аэропорт работал, функционировал, экономически был выгоден, приносил прибыль. В этом случае мы готовы будем подключиться к тому, чтобы наполнить его конкретным экономическим содержанием».

Между тем А.Атамбаев уверил журналистов, что вопрос по американской базе не обсуждался на переговорах с В.Путиным.

Напомним, что американское военное присутствие в аэропорту «Манас» (после база была переименована в Центр Транзитных перевозок) началось в 2001 году в рамках операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Сегодня, по официальным данным, в Центре дислоцированы около 1500 американских военных и гражданских сотрудников. Договор о размещении авиабазы США в Киргизии действует до 2014 года. Однако в США рассматривают свое присутствие в «Манасе» как долгосрочное и необходимое для выполнения обязательств, взятых в рамках соглашений с Афганистаном. Выступая в Конгрессе США в июле 2012 года с концепцией американского присутствия в Центральной Азии, помощник Госсекретаря США Роберт Блейк заявил: «В свете недавно подписанного с правительством Афганистана Соглашения о стратегическом партнерстве, мы считаем, что ЦТП необходим США для выполнения наших партнерских обязательств. Мы продолжаем обсуждать судьбу Центра после 2014 года с правительством Кыргызстана, но тут необходимо внести ясность: Соединенные Штаты не стремятся получить какие-либо постоянные базы в Центральной Азии».

По итогам визита Путина в Бишкек было подписано еще одно ключевое соглашение - о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Напомним, что президенты Узбекистана и Казахстана две недели назад высказались резко против строительства этих ГЭС, требуя международной экспертизы проектов. Эксперты ждали, как на эти заявления отреагирует Москва - и В.Путин в ответ предложил Ташкенту и Астане принять участие в этих проектах. «Мы выступаем за привлечение Казахстана и Узбекистана (к участию в этих проектах), киргизская сторона поддерживает такой подход, мы приглашает партнеров к участию в совместных проектах, это будет касаться и управления будущими предприятиями в сфере гидроэлектроэнергетики», - цитирует В.Путина ИА «Новости-Казахстан». Российский президент заявил, что должны быть учтены интересы всех стран региона: «Мы должны создать условия для того, чтобы эти озабоченности исчезли», - и добавил, что сделать это можно при условии взаимопонимания и повышения доверия.

Президент Кыргызстана А.Атамбаев подтвердил, что Бишкек понимает озабоченность стран-соседей, однако строительство Камбаратинской ГЭС-1 может как раз помочь решить водную проблему, а не усугубить ее: «На сегодня, когда зимой надо нам свет, мы сливаем почти всю воду, а летом не можем сколько надо воды дать тем же соседям. Если будет построена «Камбарата-1», мы сможем зимой сливать воду с «Камбараты-1», а в Токтогулке снова ее задерживать, беречь ее для весны, чтобы весной отдать тем же нашим соседям. Это так и было задумано. Эта ГЭС, «Камбарата-1», была задумана с тем, чтобы решить вопросы ирригации в Узбекистане и Казахстане. И если кто-то сейчас не так говорит, он просто не владеет вопросом», - отметил Атамбаев.

Назвать точную дату начала строительства, как и стоимость проекта, В.Путин отказался: «Никто не сможет назвать точную дату начала строительства Камбаратинской ГЭС-1. Для начала необходимо подготовить технико-экономическое обоснование проекта. Мы должны определить рынок продажи электричества. Однозначно, станция будет построена». Как сообщает РИАН, стоимость проекта тоже еще не определена, однако эксперты говорят о трех миллиардах долларов. Напомним, что во время визита бывшего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в Москву в 2009 году было подписано подобное же соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Нарынского каскада ГЭС, но тогда речь шла о кредите в размере 1.7 млрд долларов. Проект был приостановлен из-за апрельской революции 2010 года и смены власти в Кыргызстане.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Против бывшего вице-премьера Абдуллы Арипова возбуждено уголовное дело
2012-09-20 18:12 ИА Фергана.Ру

Абдулла Арипов
Как сообщает Узметроном, Генеральная прокуратура Узбекистана возбудила уголовное дело в отношении Абдуллы Арипова - бывшего вице-премьера правительства республики, экс-руководителя Комплекса по вопросам информационных систем и телекоммуникаций.

По данным ташкентского веб-сайта, Арипову, в частности, вменяется в вину незаконная выдача разрешений на установку дополнительных ретрансляторов для нужд компании «Уздунробита» (бренд «МТС-Узбекистан»), которая в июне 2012 года была обвинена в незаконной эксплуатации свыше 250 базовых станций, нецелевом использовании денежных средств, расхищении имущества, использовании противоправных схем по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения, а также в отсутствии лицензий у региональных филиалов. 17 сентября в Ташкенте четыре топ-менеджера компании были приговорены к трем годам условно и денежным штрафам, а 100-процентная «дочка» российской компании МТС стала собственностью государства Узбекистан.

По мнению источников Узметронома, Арипов, возможно, замешан также в коррупционном скандале, связанном с деятельностью в Узбекистане компании TeliaSonera.

Отметим, что на правительственном сайте в списке персонального состава кабинета министров Узбекистана указана должность «заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - руководитель Комплекса по вопросам информационных систем и телекоммуникаций», но рядом с ней нет никакой фамилии: Абдулла Арипов был снят с этого поста 22 августа 2012 года. Его отставку связывали, в частности, с конфликтом вокруг «МТС-Узбекистан».

Международное информационное агентство «Фергана»



Эксперт Валерий Иванов: Самое благоприятное время для восстановления экономики Афганистана было упущено
2012-09-21 02:30 Фергана

«Фергана»: - Согласно заявлениям высоких чиновников США, Штаты намерены помогать странам Центральной Азии и, в том числе Узбекистану, в противодействии вероятной нестабильности в Афганистане после ухода сил международной коалиции из этой страны. Судя по высказываниям первых лиц стран Центральной Азии, они также озабочены влиянием «афганского фактора»... Если Афганистан после ухода ISAF останется нестабильным, то зачем оттуда уходить?

В.Н.Иванов: В этом вопросе я усматриваю две, а то и три отдельные темы.

Первая - о некоей перспективной помощи в противодействии. Если эта помощь будет сведена к тому, чтобы передать вывозимое из Афганистана, непотребное в Штатах и в Европе (НАТО) вооружение с тем, чтобы не тащить его через многие страны и границы, то это самый простой способ такой помощи. Как в русской поговорке «На тебе, Боже, что мне негоже». А чем еще может помочь великая страна, не сумевшая вместе с остальным западным миром обеспечить эту самую стабильность, находясь в Афганистане в течение более десятка лет и потратив колоссальные материальные и финансовые ресурсы? Наработанный опыт - в целом негативный, лояльность населения - за исключением весьма ограниченной прослойки, отрицательная, восстановление экономики и повышение жизненного уровня населения - в мизерных объемах. Остаются еще бомбометания по мирным жителям и прочие такого рода нюансы.

Кроме того, этот регион уже наполнен значительным количеством оружия (еще советского) и дополнительные его количества вряд ли могут служить в позитивном плане стабилизации собственно в самих странах Центральной Азии. В перспективе неминуемо встанет вопрос об обслуживании техники и обеспечении ее запасными частями и расходными материалами, что потребует дополнительных валютных расходов, если США ради захвата рынка вооружений в этом регионе не станут осуществлять поставки по бросовым ценам или вообще безвозмездно. Это окажется своеобразной мирной интервенцией США в регион, который издавна привлекает их стратегическое внимание.

Валерий Иванов
Валерий Николаевич Иванов - действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса (в отставке). В настоящее время - член правления Российско-Афганского делового совета. Проработал в разное время и на разных должностях в Афганистане в общей сложности свыше 22 лет - переводчиком, инженером, экспертом, советником-консультантом в министерствах и ведомствах экономического блока правительства Демократической Республики Афганистан. В 1992-1996 гг. на сложном историческом этапе после перехода власти в Афганистане к муджахедам работал экономическим и торговым представителем России в Исламском государстве Афганистан. В 2002-2005 годах - экономический и торговый представитель России в Исламской республике Афганистан. Имеет правительственные награды России и Афганистана (орден «Красного знамени», орден « Верности», орден «Чести»), медали. В 1992 году был награжден орденом России «За личное мужество». Свободно владеет языками дари и фарси.
Вторая. Сами заявления высоких чиновников США несут в себе явное и ощущаемое ими же ожидание, что выводом войск дело в Афганистане не закончится. Они поняли, наконец, что Афганистан вовсе не так прост, и необходимо искать другие пути оказания помощи этой стране в решении ее проблем. Поэтому начали появляться различные (чаще всего неприемлемые для афганцев) концепции государственного устройства Афганистана после вывода коалиционных войск. Здесь и разделение страны на пуштунскую и непуштунскую части (озвучивал Роберт Беквилл), и эмиратотворение (мнение Азиза Арианфара), и слияние стран Средней Азии с Афганистаном (госдеп США), и так далее.

Будучи представителями Востока и конкретно этого региона, понимая определенную опасность предлагаемых действий, памятуя о недавних и относительно отдаленных событиях, связанных с вооруженными выступлениями антиправительственных формирований и приграничными стычками в своих странах, руководители центральноазиатских государств проявляют естественное беспокойство и озабоченность возможным негативным развитием внутриполитической ситуации в соседней стране, которая оказывает и, несомненно, будет оказывать на них влияние. Регион может превратиться в зону не только нестабильности, но и прямых вооруженных столкновений и конфликтов.

Одновременно как далекую и весьма призрачную перспективу можно рассматривать и идеи помощника Генерального секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии г-на Блейка. То, что, по его словам, «Центральная Азия становится все важнее для США и Афганистан должен быть интегрирован в стабильный, безопасный и процветающий регион», не вызывает сомнений, равно как можно только приветствовать «создание сети экономических и транзитных связей, которая покрыла бы Центральную и Южную Азию», и то, что «центром этой сети стал бы Афганистан». Но понятно ведь, что без решения вопроса об умиротворении внутриполитической обстановки Афганистан никак не может стать таким центром.

Где выход? На мой взгляд, при всей сегодняшней ситуации с ОДКБ, справедливой критикой в ее адрес со стороны ряда руководителей государств Средней Азии, альтернативы совместной работе на афганском направлении не просматривается. Из-за океана эти проблемы решены быть не могут.

Третья. А вот зачем уходить из Афганистана коалиционным силам - понятно. Многие, в том числе высокопоставленные чиновники сферы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности европейских государств и США, признают, а эксперты в этой области и специалисты-востоковеды прямо указывают на то, что поставленные в 2001 году цели по ликвидации экстремизма в Афганистане не достигнуты (исключение можно сделать лишь относительно уничтожения Бен Ладена и некоторых деятелей ИДТ - Исламского движения «Талибан»), расходы на военную операцию, а также людские потери год от года возрастают, а тут еще мировой кризис и ряд других факторов, в том числе общественное мнение этих стран. Придумано некое паллиативное решение: уходя, остаться. Это к вопросу о тех военных базах, которые американцы намерены сохранить непосредственно в Афганистане после вывода основного контингента своих и натовских войск и создать их в сопредельных государствах Средней Азии.

Представляется, что здесь великодержавные (это уже в крови американцев) устремления и подтверждение своего статуса мирового господаря опять не сообразуются с реалиями афганской действительности. Партизанскую войну выиграть невозможно, значит, полностью ликвидировать боевые формирования ИДТ с учетом возможности их базирования в зоне свободных пуштунских племен нельзя. Остается в этом случае сидеть на этих базах безвылазно, под ракетными обстрелами, и наблюдать, как афганцы будут делить власть, в том числе - вооруженным путем.

Не выдерживает критики и пропагандистский посыл американцев о превращении военных баз в Афганистане в учебные центры по подготовке и повышению квалификации представителей афганских вооруженных сил. Не лучше ли было бы сразу устранить препятствие в виде пребывания иностранного воинского контингента, как базовое в риторике лидеров ИДТ, срочно проанализировать возможности укрепления, в том числе вооружением, местных формирований, отрядов малишей (членов военизированных формирований у пуштунских племен, их еще совсем неправильно наши «знатоки» называют милицией), создающих свои боевые группы для борьбы с талибами, и вложить в руки самих афганцев решение собственной судьбы, а самим покинуть Афганистан полностью и окончательно. У этого народа есть хороший исторический опыт в этой части, который должен стать результативным и в настоящее время, с учетом всей массы ошибок и достижений, накопленных в последние тридцать лет.

Значительный опыт такой работы с племенами зоны свободных пуштунских племен, а также с активными группами местных людей, заинтересованных в стабильности в своем конкретном месте проживания, был накоплен советскими службами ГРУ МО и внешней разведки КГБ. Денежные средства на эти цели наличными передавали, как говорится, чемоданами. Думается, что такой подход был бы для США и НАТО многократно менее затратным, нежели содержание воинского контингента (пусть даже на военных базах, и проведение боевых операций).

При этом обязательной должна остаться обещанная международным сообществом финансовая помощь на восстановление экономики Афганистана.

Можно было бы также внимательно изучить предложения президента Vizier Consulting LLC г-на Арифа Рафика (Arif Rafig), изложенные на страницах «Christian Science Monitor» 6 октября 2009 года в статье «Мусульманское решение для Афганистана». В статье, в частности, говорится, что «войска США и Запада должны уйти. Но поскольку Афганистан продолжит быть зависимым от международной помощи для своего развития и безопасности, эти войска не могут уйти, не заполнив чем-то образовавшееся свободное место. …Мусульманские и государства региона должны заполнить освободившееся место. …Самые непримиримые из афганских мятежников будут склонны к сохранению мира и созданию государства во взаимодействии с мусульманскими странами, пока их фракции будут участвовать в соглашении и разделе власти в Кабуле».

Мнения наших весьма уважаемых востоковедов, ученых-афганистов о том, что единственно возможным решением противоречий в Афганистане должны стать переговоры, в полной мере укладываются в изложенные идеи. Только переговоры, как представляется, должны пройти не с освященным ООН участием контингента НАТО (это мы уже проходили), а под эгидой (из предложений А.Рафика) Организации Исламская Конференция (ООН может дать на это добро), которая должна создать контактную группу под руководством Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии и Турции».

- Можно ли провести какие-то параллели между сегодняшним уходом НАТО и США из Афганистана и той ситуацией, в которой в 1987 году страну покидали советские войска? Можно ли назвать это вынужденным отступлением? Насколько Афганистан находится сегодня в лучшем состоянии с точки зрения безопасности?

- Если конкретно и коротко, то параллель одна - вынужденность такого ухода, отступление. Единственное отличие: СССР выводил войска сразу и все, несмотря на настойчивые просьбы афганского руководства во главе с доктором Наджибуллой оставить небольшую часть контингента в качестве гаранта стабильности в значимых районах Афганистана или продолжить работу авиации с территории СССР для поддержания оборонительных возможностей на наиболее опасных направлениях.

Тем не менее, достойны уважения действия администрации во главе с Наджибуллой, а также усилия советских советников по подготовке военных кадров, специалистов в сфере безопасности, да и гражданского персонала, необходимого, в частности, для эксплуатации промышленных объектов и предприятий, которые позволили еще три года после вывода советских войск удерживать власть в стране. Кто знает, какова была бы сегодня ситуация в Афганистане, не прекрати СССР, а после его распада Россия оказание военной и экономической помощи тогдашнему руководству этой страны.

Работая в 1992 году в аппарате правительства СССР в качестве ответственного секретаря Постоянной межправительственной советско-афганской комиссии по экономическому сотрудничеству, на этапе распада советских госструктур, я в последнем порыве написал и направил в адрес М.Горбачева и Б.Ельцина записки с анализом и возможными перспективами развития ситуации в Афганистане, предлагал найти возможность не прекращать содействие афганскому руководству. К сожалению, мой призыв не был услышан, в итоге мы имеем то, что имеем.

Что касается состояния безопасности тогда и сейчас, то такого рода сравнения не выдерживают критики. Но я бы отметил вот какой замеченный мною лично факт.

С 2001 года, после разгрома и изгнания из страны боевых формирований ИДТ, и до конца 2005 года в Афганистане было относительно спокойно. Это именно тот период, который западные доноры полностью упустили в части, касающейся реализации серьезных мероприятий по возрождению экономики страны и созданию благоприятных условий для ее дальнейшего развития. В те годы я работал экономическим и торговым представителем России в Афганистане, много передвигался по стране, причем без охраны и без каких-то дополнительных мер безопасности.

Именно тогда без долгих проектных проработок, сбора исходных данных, составления технико-экономических обоснований и их согласований можно было быстро реконструировать сохранившиеся и действовавшие объекты советско-афганского сотрудничества, предоставить на них работу значительному количеству населения, тем самым отвлекая трудоспособные кадры (пусть не все) от выращивания опийного мака и присоединения к рядам антиправительственных сил. Эти предложения были, наконец, частично восприняты представителями США - экспертами группы Холбрука, - и только теперь экономике начали придавать определяющее значение, пытаясь обеспечить внутриполитической ситуации в Афганистане мирный процесс развития. Зазвучали названия: завод азотных удобрений в Мазари-Шерифе, магистральный канал Джелалабадской ирригационной системы, ГЭС «Дарунта» под Джелалабадом, объекты газовой промышленности, ГЭС «Пули-Хумри» и другие. Но думаю, что самое благоприятное время было упущено.

Кроме того, ИДТ переформировало и переоснастило свои вооруженные отряды, стало применять тактику «смерников», чего не наблюдалось в прежние времена. Здесь я готов возразить обозревателю вашего издания г-ну М.Калишевскому, полагающему, что с уходом из Афганистана иностранных войск катастрофы не будет; его мнение полностью выпадает из общего потока информации, аналитических материалов и многих публикаций экспертов, занимающихся афганской проблематикой.

Да, у сил коалиции есть некоторые временные военные достижения, есть данные об уничтожении некоторых лидеров ИДТ и ряд других позитивных моментов по результатам боевых операций сил ISAF. Однако нет кардинального поворота военной обстановки в пользу правительства ИРА. Временные отступления боевиков ИДТ характерны для такого рода противостояний, тем более что есть уже теперь многолетний опыт некоторого свертывания активности в осенне-зимний период, как это бывало и в период пребывания в Афганистане советских войск, и в пору противоборства сил Северного Альянса с талибами, да и в последние годы. Поэтому, видимо, успехи коалиционных сил 2010-2011 годов не так уж оптимистично смотрятся на фоне 2012 года, а также в плане перспективы, когда мы наблюдаем явное усиление действий ИДТ на севере страны - в Кундузе и Самангане (ранее этого почти не было), частичное или полное возвращение утраченных ранее позиций в провинции Гильменд и районах Кандагара, участившиеся террористические вылазки, в том числе, в Кабуле, и, что самое грустное, - удвоение людских потерь. Вот и планируемое сохранение американских военных баз в Афганистане, наряду с прочими задачами, косвенно свидетельствует о неспособности афганских национальных сил и структур безопасности обеспечить сохранение власти администрации, действующей в Кабуле, но не имеющей влияния во многих районах страны.

- Бытует представление о том, что движение «Талибан» было создано пакистанскими спецслужбами искусственно, специально для того, чтобы поставить Афганистан под контроль Пакистана через марионеток - талибов. Насколько сильно влияние Пакистана на Афганистан сегодня?

- По-моему, это вопрос, на который любой востоковед, тем более афганист даст однозначный ответ: конечно, движение было создано и выпестовано в Пакистане. Для этого были благоприятные политические, финансовые и экономические условия. Пакистан при содействии США осуществил эту организационную работу в многочисленных лагерях афганских беженцев, где молодежь получала начальное теологическое образование и проходила военную подготовку. Об этом написаны уже тома и мне, как специалисту, занимавшемуся экономикой и экономическими связями, думаю, не стоит вдаваться в политологию.

Но вот о целях ИДТ… Все-таки, в первую очередь, задача состояла в противодействии советскому военному присутствию в Афганистане. Может, у пакистанских спецслужб были и «высокие мысли» - в перспективе использовать эти силы для поддержания «нужного порядка» в головах руководства Афганистана. Что это значит?

История взаимоотношений и неразрешенных противоречий между двумя странами восходит к событиям, связанным с подписанием в 1893 году навязанного эмиру Афганистана Абдуррахману договора, впоследствии получившего название «Линия Дюранда». (Эта тема, на мой взгляд, великолепно и профессионально изложена в статье эксперта Центра изучения современного Афганистана г-на Самеуллы Пойи). При разделе Индии и создании в 1947 году Исламской Республики Пакистан к последней были отнесены районы с преобладающим мусульманским населением, в том числе эта пресловутая «Линия Дюранда», которая разделила территории и население пуштунских племен. Такое деление не признается и, полагаю, никогда не будет официально признано Афганистаном. Таким образом, упомянутая проблема остается «незаживающей, кровоточащей раной» в отношениях между Афганистаном и Пакистаном, и последний постоянно ищет и, к сожалению, находит различные возможности для того, чтобы афганские руководители не выдвигали этот вопрос на первый план.

С приходом к власти талибов с полновластным их подчинением пакистанской разведке вопрос снимался автоматически. Так оно и было до 2001 года. Это коротко, что касается политики. В экономическом плане Афганистан также весьма серьезно зависит от Пакистана: это транзит афганских товаров в Юго-Восточную Азию и Китай, выходы к морю, торговля. У меня нет данных последних лет, но в 2005 году товарооборот между двумя странами оценивался в один миллиард долларов США. Плюс к этому - неофициальный товарооборот составлял, по непроверенным данным, до 60 процентов указанной суммы. Вот и делайте выводы.

- Насколько сильны талибы сегодня? В конце 1990-х поговаривали о том, что, захватив всю территорию страны, талибы способны будут направиться на север, чтобы захватить Бухару?

- О силе и слабости талибов мы уже говорили выше. А вот что касается захвата Бухары и Самарканда, то это, конечно, вызывает только улыбку. Безусловно, и мы это видели, могут быть пограничные провокации типа обстрелов приграничных территорий ПТУРсами (помните Термез), засылка террористов из числа бежавших узбеков, таджиков или киргизов. Это все тоже весьма неприятно. Но в серьезный конфликт они не полезут.

Беседовал Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»



США вывели из Афганистана 33 тысячи военнослужащих
2012-09-21 09:53 ИА Фергана.Ру

Из Афганистана к 20 сентября выведен дополнительный контингент США численностью 33 тысячи человек, сообщает Лента.Ру со ссылкой на Associated Press.

Напомним, о начале вывода войск из Афганистана президент США Барак Обама объявлял 22 июня 2011 года. К январю 2012 года страну покинули 10 тысяч солдат. Сейчас в Афганистане - 68 тысяч американских военнослужащих. Полный вывод американских войск из ИРА намечен на 2014 год.

«Передача власти афганским силам продолжится, и мы будем выстраивать партнерство с этой страной, которая никогда больше не станет базой атак на Америку», - заявлял в январе президент США.

Между тем, передача контроля над обеспечением безопасности афганским силам правопорядка может затянуться - в связи с участившимися нападениями служащих афганской армии и полиции на военных НАТО. Командованию альянса пришлось отменить несколько совместных с местными силами правопорядка операций. С начала 2012 года в Афганистане убиты почти 250 военнослужащих НАТО, большинство из них - американцы.

Международное информационное агентство «Фергана»



Граждане Узбекистана призывают международное сообщество к бойкоту узбекского текстиля
2012-09-21 10:42 ИА Фергана.Ру

Граждане Узбекистана призывают международное сообщество к бойкоту узбекского текстиля, поскольку для его производства используется хлопок, собранный с применением принудительного труда детей и взрослых, сообщает блог Надежды Атаевой - президента Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (Париж, Франция).

Под заявлением подписались 125 гражданских активистов, живущих как в Узбекистане, так и за его пределами. Они отмечают, что иностранные инвесторы и партнеры текстильных предприятий Узбекистана обязаны соблюдать международные нормы прав человека и добиваться этого от узбекского правительства.


Начало октября 2009 года. Газеты Республики Узбекистан прославляют труд «добровольных» помощников фермеров из числа работников бюджетных организаций, что едут на поля и собирают там хлопок. Ежегодно, начиная с застойных советских времен, этим занимается полстраны. Однако доходы от экспорта хлопка далеко не прозрачны и не направляются на нужды нищающего сельского населения. На фото - первая полоса самаркандской областной газеты «Самаркандский вестник» от 3 октября 2009 года

«Только независимый мониторинг под эгидой Международной организации труда может подтвердить, прекратил ли Узбекистан практику принудительного труда. Мы призываем Евросоюз и США отменить налоговые привилегии производителям узбекского текстиля, предусмотренные Генеральной Системой Преференций», - говорится в заявлении.

Его авторы напоминают, что на протяжении всего постсоветского периода в Узбекистане не прекращается практика крупномасштабной принудительной мобилизации на сбор хлопка школьников, студентов, работников предприятий, госучреждений и социальной сферы. Каждую осень по приказу районных и областных властей около двух миллионов школьников вывозятся на два месяца для сбора хлопка. Школьников и студентов отрывают от учебы, им не дают выходных. Ратификация Узбекистаном основополагающих конвенций Международной организации труда (МОТ) №29, 105, 138, 182, запрещающих принудительный и детский труд, а также принятие ряда законов, защищающих права детей, не привело к прекращению принудительного труда, говорится в заявлении.

«Хлопок – основная экспортная культура сельского хозяйства Узбекистана, приносит в бюджет страны один миллиард долларов США. Однако населению недоступна информация о том, как используется валютная выручка от экспорта хлопка», - сетуют авторы документа.

Они констатируют, что результаты исследований, материалы СМИ о принудительном труде в Узбекистане, неоднократные призывы международных организаций прекратить практику принудительного труда не приносят положительных результатов, просьбы допустить в страну миссию МОТ для проверки того, как выполняются международные обязательства страны по указанным четырем конвенциям, всегда отклоняются.

«Для выполнения этих конвенций узбекское правительство должно будет демонтировать командную систему в хлопковом секторе экономики, которая опирается на принудительный труд. Жертвами и заложниками командной экономики становятся фермеры и их семьи. Правительство Узбекистана не видит выгоды в реальных реформах сельского хозяйства, предпочитая старую практику, восходящую к временам Сталина», - считают подписанты.

«С сентября 2012 года мы получаем новые сообщения о принудительной мобилизации на хлопок студентов, врачей, учителей и других категорий населения. Для правительства Узбекистана остается неощутимым международное давление, поэтому практика принудительного труда продолжается», - фиксирует заявление.

Его авторы напоминают, что призывы к международному бойкоту узбекского хлопка звучат с 2007 года, и ряд международных компаний их поддержал. Более 80 компаний подписали обязательство о том, что они исключат узбекский хлопок из своих поставок.

«Но узбекское правительство пользуется тем, что идентифицировать страну происхождения хлопка в огромном торговом потоке технически очень трудно. Поэтому мы призываем приступить к следующему этапу кампании против принудительного труда в Узбекистане - к бойкоту его текстильного экспорта. По нашим данным, более 250 тысяч тонн хлопкового волокна ежегодно реализуется в Узбекистане на рынках для местных текстильных предприятий. Наибольшую часть этого хлопка получают предприятия с иностранным капиталом - совместные предприятия или дочерние фирмы иностранных компаний. Таких компаний как минимум 50. Их продукция, пряжа и ткани предназначены для экспорта, в том числе в страны Европы и США. В приложении мы даем полный список этих предприятий с информацией о том, кто является иностранным партнером», - поясняют авторы заявления.

Этот список возглавляют предприятия, созданные корейскими компаниями, - это самые крупные покупатели узбекского хлопка и производители текстиля. Прежде всего, это предприятия, принадлежащие корпорации Daewoo International. Ее дочерняя компания «Daewoo Textile Fergana» закупает наибольшее количество хлопкового волокна среди всех текстильных предприятий в стране – около 30 тысяч тонн в год. На втором месте – «Daewoo Textile Bukhara» (10 тысяч тонн в год). Кроме того, имеются еще два корейских предприятия - LLC «Hain Tex» в Намангане и «Senas Textile» в Андижане.

«Принимая во внимание масштабы корейских инвестиций в текстильную индустрию Узбекистана (46,5 тысяч тонн закупаемого хлопкового волокна в год), трудно представить, что они осуществлялись без участия правительства Южной Кореи и его посольства в Узбекистане. Правительству Южной Кореи доступна информация о ситуации с принудительным трудом в хлопковом секторе Узбекистана и о международной кампании за его прекращение, однако оно не предупредило корейские компании о рисках международного бойкота узбекского текстиля. Следовательно, за последствия бойкота ответственность будет нести наряду с корейскими компаниями и правительство Южной Кореи», - заявляют подписанты.

Они призвали к бойкоту всей текстильной продукции Daewoo International как крупнейшего инвестора в текстильное производство в Узбекистане. Daewoo обязана использовать все свои возможности для давления на правительство Узбекистана, чтобы добиться прекращения рабства на хлопковых полях, только тогда ее продукция будет соответствовать международным социальным стандартам ведения бизнеса, одобренным Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, членом которой является Южная Корея, поясняют узбекистанцы.

Они отмечают, что второе место по масштабам инвестиций в текстильную промышленность Узбекистана занимает Турция. В Узбекистане действуют около 10 текстильных предприятий с турецким капиталом, крупнейшее из них – «Osborn Textile», принадлежащее Tarmac Group. Объем закупок узбекского хлопка этой компанией составляет 10 тысяч тонн в год.

«Наш призыв адресован, прежде всего, 80 компаниям, которые подтвердили свое желание исключить узбекский хлопок из своих поставок. Это возможно посредством включения в «черные списки» продукции текстильных предприятий, приведенных в нашем списке. Последовать их примеру мы призываем и другие компании, торговые дома и ассоциации, в первую очередь в Европе и Северной Америке. Мы призываем Еврокомиссию и администрацию США исключить Узбекистан, его хлопок и текстиль, из Генеральной Системы Преференций, предоставляющей налоговые льготы для продукции из развивающихся стран. Бойкот узбекского текстиля должен продолжаться, пока МОТ не получит возможность провести мониторинг и не подтвердит, что Узбекистан прекратил практику принудительного труда. Правительство Узбекистана обязано проявить политическую волю и в течение года добиться отмены практики эксплуатации. Это в интересах узбекского народа, социально-экономического развития и международной репутации нашей страны», - заявляют подписанты.

Несмотря на многократные заявления узбекского правительства о недопустимости привлечения к труду на хлопковых полях школьников и студентов, подобные факты уже появились. Так, 19 сентября «Фергана» получила от своих читателей сообщение об отправке на сбор хлопка пятнадцатилетних учащихся пищевого техникума Самарканда.

Полный список узбекских текстильных компаний можно скачать здесь.

Список подписантов доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Пакистан: Крупнейшие города страны остались без мобильной связи
2012-09-21 12:42 ИА Фергана.Ру

Правительство Пакистана решило отключить в пятницу, 21 сентября, мобильную связь в 15 крупнейших городах страны из-за ожидающихся протестов против антиисламского фильма «Невинность мусульман» («Innocence of Muslims»), сообщает РИА Новости со ссылкой на телеканал DawnNews.

Эта пятница объявлена в Пакистане «Днем любви к пророку», различные партии и движения, от исламистских до проправительственных, должны выйти на марш протеста против антиисламского фильма.

Мобильная связь отключена до 18.00 (17.00 мск) в Исламабаде, Карачи, Лахоре, Марри, Мултане, Пешаваре и ряде других городов.

Накануне мощные протесты против фильма прошли в Исламабаде: демонстранты пытались прорваться в закрытый для посторонних дипломатический анклав и подойти к посольству США. Власти ввели в столицу войсковые подразделения для защиты дипмиссий.

Напомним, в фильме «Невинность мусульман» рассказывается о жизни пророка Мухаммада, мусульмане предстают кровожадными, глупыми и малограмотными неудачниками, которые не щадят ни женщин, ни детей, ни стариков. Автор картины Сэм Бэйсил заявляет, что его целью было «разоблачение ислама и его пороков». 90-минутный фильм не шел в широком прокате, его показали один раз в полупустом кинозале в Калифорнии, но трейлер размещен в интернете.

Акции протеста против фильма прошли и продолжаются в разных странах мира - в Ливии, где был убит посол США Кристофер Стивенс, в Йемене, Ираке, Тунисе, Бангладеш, Франции, Австралии и других. Боевики «Талибана» призвали к войне с США, президент Афганистана Хамид Карзай заявил, что автор картины оскорбил чувства 1,5 млрд. мусульман по всему миру. В Кыргызстане 20 сентября фильм был признан экстремистским и запрещен к показу.

Международное информационное агентство «Фергана»



Китай: СУАР все чаще использует юани в расчетах с Центральной Азией и Россией
2012-09-21 13:40 ИА Фергана.Ру

Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, пять стран Центральной Азии, Россия и Монголия расширяют операции по расчетам в юанях, общий объем операций достиг 26,742 млрд юаней ($4,2 млрд), сообщает Kazakhstan Today со ссылкой на Женьминь Жибао.

По данным филиала Народного банка Китая в Урумчи от 19 сентября, СУАР активно продвигает пограничную торговлю и операции по расчетам в национальной китайской валюте, в конце конца августа деятельность уже охватила 34 страны и района, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Монголию, Пакистан и Грузию.

В конце августа 33 зарубежных банка из девяти стран, в том числе из России и Таджикистана, открыли 35 счетов по межбанковским расчетам в китайских юанях в шести коммерческих банках на территории Синьцзяна. Предприятия из Сингапура, Сянгана и других десяти стран и районов открыли 25 счетов.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: Генеральная прокуратура желает экстрадировать узбека-кондитера любой ценой
2012-09-21 14:01 ИА Фергана.Ру

Руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина распространила сообщение о деле гражданина Узбекистана Акрама Каримова, которого миграционные службы России, суд и полиция не желают отпускать из-под ареста. Ситуация выглядит так: Генпрокуратура России не нашла никаких оснований для экстрадиции А.Каримова по запросу узбекской стороны - но тем не менее велела прокурору Москвы найти любые другие основания для дальнейшего содержания Каримова под стражей. И кондитера, которого на родине ждут пытки, как «религиозника» (он, к своему несчастью, жил в одном городе с неким Алиевым, который выдавал себя за «последнего пророка»), теперь намерены выслать за нарушение режима пребывания в России.

«Фергана» публикует релиз Института прав человека полностью.

* * *

19 сентября 2012 г. Мещанский районный суд удовлетворил ходатайство отделения УФМС России по г. Москве в р-не Красносельский о выдворении за пределы РФ гражданина Узбекистана Акрама Каримова, оснований для экстрадиции которого по запросу узбекской стороны Генеральная прокуратура РФ (в сокращении выше - ГП) не усмотрела. Специфика ситуации - в том, что в деле Каримова миграционный орган, отдел полиции и даже суд сыграли роль послушных исполнителей поручения Генпрокуратуры, которая накануне направила прокурору г. Москвы телетайпограмму следующего содержания:

«...удовлетворении Запроса Генпрокуратуры Узбекистана выдаче Каримова Акрама Ахмадовича 17.09.2012 отказано связи отсутствием состава преступления отсутствии иных оснований решите вопрос дальнейшего содержания стражей проверьте законность пребывания территории России срок исполнения 20.09.2012» (выделено мной - Е.Р.).

Полагаем, что эта «китайская грамота», более чем понятная специалистам, нуждается в некоторых пояснениях для широкого круга читателей. Дело в том, что уже не первый год российские правоохранительные органы во главе с Генпрокуратурой, зорко надзирающей за законностью во всех сферах правоприменения, направляют изрядные интеллектуальные (и не только) усилия на разрешение двух весьма непростых и тесно связанных между собой задач:

1) как передать в распоряжение запрашивающих государств людей, экстрадировать которых не позволяют национальные и международные правовые нормы?

2) как не допустить освобождения таких людей из-под стражи, если УПК РФ не разрешает держать их в заключении дольше определенного срока, который истекает задолго до решения задачи №1?

Наиболее подходящим для этих целей, видимо, сочтен механизм административного выдворения, который упомянутые структуры пытаются использовать с упорством, достойным лучшего применения. Именно поэтому людей, подлежащих освобождению из-под экстрадиционного ареста, зачастую на выходе из СИЗО встречают сотрудники миграционного контроля с поручениями ГП «проверить законность пребывания в России» и доложить о принятии соответствующих мер в жестко регламентированные сроки.

В деле Акрама Каримова события развивались именно по этому сценарию. 17 сентября, когда истек предельный срок содержания его под стражей, документы о его освобождении были выданы в СИЗО отнюдь не ему, а сотрудникам ОВД района Красносельский, которые и доставили его в свое отделение. Адвокат Каримова, Надежда Ермолаева, узнав об этом, прибыла в ОВД задолго до него и оказалась свидетелем телефонных переговоров полиции с администрацией СИЗО в седьмом часу вечера, из которых было понятно, что сотрудники следственного изолятора раздраженно интересуются, долго ли еще полицейский конвой будет пробираться к ним через московские пробки, а то ведь рабочий день закончился.

Тем не менее, по прибытии Каримова и сопровождавших его лиц в ОВД был составлен протокол, где в графе "обстоятельства совершения административного правонарушения" указано:

«17.09.2012 г. в 20 ч. 25 мин. по адресу г. Москва, ул. Новорязанская, д.10 был выявлен гр. Каримов А.А., который нарушил режим пребывания в РФ, выразившийся в отсутствии документов на право пребывания в РФ, чем нарушил п. 2 ст. 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (выделено мной - Е.Р.).

Излишне уточнять, что ОВД района Красносельский находится именно по указанному адресу. Так что, следуя логике автора протокола, пришлось бы согласиться с тем, что освобожденный из-под стражи Акрам первым делом направился в то самое отделение, куда был доставлен полугодом ранее при задержании его по узбекскому розыскному поручению - видно, ностальгия замучила.

18 сентября этот протокол вместе с Каримовым был доставлен в Мещанский районный суд, который, однако, вернул его составителям, установив, что административный материал не подлежит рассмотрению, т.к. в отношении Каримова не завершены ни экстрадиционная процедура, ни процедура определения статуса беженца, за предоставлением которого он обратился еще из-под стражи. Наручники с Акрама сняли, но отпустить - не отпустили, сославшись на то, что прокуратура требует доставить его обратно в ОВД «за личными вещами» и направляет туда же своего представителя - наверное, чтобы проконтролировать, все ли пожитки, собранные недавним арестантом в камере СИЗО, возвращены ему в целости и сохранности.

В ОВД после тщетных попыток отделаться от адвоката, которая всюду и, по мнению полиции, совершенно беспардонно сопровождала своего подзащитного, поколдовали над делом и опять повезли в суд - снова под неусыпным контролем прокурора. Там, правда, выяснилось, что судья и слышать не желает о рассмотрении административного материала до вынесения Генпрокуратурой решения по экстрадиционному запросу (что было бы действительно незаконно).

На следующий день - 19 сентября, - в деле появилась процитированная выше телетайпограмма об отказе в выдаче Каримова, датированном, как в ней отмечено, еще 17 числом. Разрешение резонного вопроса о том, что мешало приобщить ее к делу сразу же, оставляем на усмотрение читателя. Также воздержимся от досужих домыслов о том, зачем к административному материалу об отсутствии регистрации у Каримова в момент его экстрадиционного ареста (т.е. за 6 месяцев до описываемых событий) были приобщены узбекские документы о предъявленных ему на родине обвинениях. Не будем комментировать и реплики прибывшего в суд представителя Красносельского ОУФМС, который по внешнему виду Акрама, полгода просидевшего в СИЗО, и выражению его лица уверенно квалифицировал его как исламского экстремиста - причем, без всяких суда и следствия.

Что же касается Мещанского суда, вынесшего постановление о выдворении после отказа выслушать представителя УВКБ ООН по вопросу о недопустимости принудительного возвращения искателя убежища на родину и принять во внимание представленные адвокатом материалы о риске применения к Каримову пыток в Узбекистане, то комментировать его решение придется сначала Мосгорсуду, куда защита обжалует это постановление, а затем и Европейскому Суду, в который теперь придется обратиться представителям Каримова, чтобы защитить его от высылки на пытки.

Между тем, Страсбург менее года назад - 08.11.2011 г., - вынес решение по делу №7265/10 «Якубов против России», где установил, что выдворение в Узбекистан человека, обвиняемого в совершении антигосударственных преступлений на религиозной почве, повлечет нарушение абсолютного запрета на применение пыток, установленного статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Причем, тот факт, что высылка планировалась по административной, а не экстрадиционной процедуре, не освобождает власти государства - участника Конвенции от обязанности исследовать вопрос об обоснованности соответствующих опасений заявителя.

И, наконец, об обвинениях, на основании которых Узбекистан требовал выдачи Каримова. Вкратце они выглядят следующим образом: земляк Акрама, некий Алиев, по утверждению органов следствия Республики Узбекистан, создал преступную религиозную организацию, среди членов которой распространял идеи «о том, что по обещаниям указанных в «Корану» и «Библию» он является «Иисусом алайхиссалом» или «Имом Махдий» а именно «Последний пророк», а тем временем, «Каримов Акрам Ахмадович руководил Кондитерским цехом расположенном в своем доме и контролировал денежные обороты по продажи кондитерских изделий на рынке «Дилкушо» г.Бухары и другие члены преступной группы выполняли определенные задания Б.К.Алиева» (орфография и пунктуация оригинала - Е.Р.).

Отсюда нетрудно увидеть, что вывод Генпрокуратуры об отсутствии состава преступления во вменяемых Каримову деяниях более чем обоснован. Однако найти сколько-нибудь разумное объяснение ее же требованию содержать Акрама в заключении под любым предлогом после отказа в его выдаче и любым способом добиться его передачи узбекским властям не удается - тем более, что все эти титанические усилия с очевидностью вынуждают заявителя обратиться в Страсбург.

В завершение стоит напомнить о том, что последнее из не менее чем 10 решений Европейского Суда по жалобам против России о недопустимости принудительной высылки в Узбекистан так называемых «религиозников» было вынесено не далее как 18 сентября текущего года (дело №17455/11 «Умиров против России»). Также не лишне упомянуть, что с 24 по 26 сентября текущего года Комитет Министров Совета Европы будет в очередной раз рассматривать отчет Российской Федерации об исполнении решений ЕСПЧ по делам «группы Гарабаева» - такое общее название было им присвоено категории дел, связанных с выдачей или высылкой заявителей из России. Причем, одним из основных вопросов станет принятие государством общих мер для предотвращения повторных нарушений Конвенции, ранее установленных Судом. Остается предположить, что дело Акрама Каримова приурочено Генпрокуратурой именно к этому событию.

Елена Рябинина, руководитель программы «Право на убежище»



Таджикистан: Глава Службы связи обещает полностью разблокировать доступ к сайту «Азия-плюс»
2012-09-21 14:11 ИА Фергана.Ру

Руководитель Службы связи при правительстве Таджикистана Бег (Бек) Зухуров заявил инофрмагентству Азия-плюс, что никакого распоряжения о блокировании сайта не давал, интернет-провайдеры закрыли доступ по своей воле, а он готов с ними разобраться, «почему они без основания блокируют такой социальный сайт».

Доступ к сайту Азия-плюс был перекрыт 1 августа 2012 года. Как сообщили агентству интернет-провайдеры, этого потребовала Служба связи, заявив, что блокировка связана «с техническими и профилактическими работами». Между тем, официального распоряжения Службы связи на этот счет, как выяснило агентство, никто не видел.

«У нас есть группа, которая работает с сайтами, публикующими черный пиар, но ваш сайт не входит в этот список», - заявил Азии-плюс Зухуров.

Однако, как пишет агентство, в интервью Радио Озоди Зухуров сообщил, что дал поручение восстановить доступ к сайту «Азия-Плюс», так как «настало время, чтобы этот сайт стал приличным и не гнался за неуместной критикой».

По мнению агентства, блокировка может быть связана с освещением военной операции в Хороге. Основанием для июньской блокировки сайта Зухуров назвал комментарии читателей, которые, по его словам, содержали клевету и оскорбления в адрес высокопоставленных чиновников страны.

Поскольку интернет-портал базируется за пределами Таджикистана, доступ к нему пользователей из других стран остается открытым.

Тем временем, журналистское сообщество Таджикистана готовится провести акцию «100 дней свободы в Таджнете». Как сообщает НАНСМИТ (Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана), в рамках акции будут проводиться онлайн-мероприятия в таджикском сегменте интернета, демонстрироваться модульная реклама в социальных сетях, социальная реклама на радио, баннеры для всех СМИ, общий аватар для журналистов на 100 дней и так далее. Медиа-организации планируют индивидуальную работу с администраторами всех интернет-кафе, издание и распространение просветительских листовок, проведение круглых столов и тому подобное. Готовится обращение медиа-организаций в Конституционный суд Таджикистана по вопросу о досудебном решении вопроса блокировки страниц СМИ в Интернете. Кроме того, запланированы встречи с руководством силовых структур республики и обращение медиа-организаций в Генеральную прокуратуру республики по фактам некорректного обращения сотрудников силовых структур с журналистами. В рамках намеченного плана действий будут разработаны рекомендации для журналистов по их поведению в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: Аслан Мусин снят с должности главы администрации президента
2012-09-21 15:38 ИА Фергана.Ру

21 сентября 2012 года указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был освобожден от должности главы администрации президента Аслан Мусин, сообщает сайт президента. Бывший всесильный глава администрации назначен Председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Аслан Мусин возглавлял Администрацию президента с 13 октября 2008 года. Ранее в разные годы он был акимом Атырауской, Актюбинской областей, вице-премьером, министром экономики и бюджетного планирования, а также спикером мажилиса парламента, сообщает ИА «Новости-Казахстан».

Слухи о скором смещении Мусина ходили почти месяц. Азаттык напоминает, что это событие - проявление очередного этапа межкланового противостояния вокруг президента Назарбаева. 15 августа 2012 года с должности акима Атырауской области был снят Бергей Рыскали (Рыскалиев), который считался человеком Мусина. После отставки Рыскали финансовая полиция возбудила ряд уголовных дел, говоря о крупных хищениях бюджетных средств в Атырауской области. Аманжан Рыскали, брат Бергея Рыскали, 19 сентября был лишен депутатских полномочий. Республика аккуратно писала о слухах, согласно которым Аслан Мусин покровительствовал братьям Рыскали, причем силовики были уверены, что Мусин с братьями Рыскали готовил государственный переворот. Братья Рыскали были арестованы, но потом отпущены - как говорят, с согласия президента Назарбаева, но при условии, что их следа не будет в Казахстане. Сегодня точное местонахождение братьев Рыскали неизвестно.

Управляющим делами президента назначен Абай Бисембаев. Его предшественником на этой должности был Серик Умбетов, назначенный в апреле 2011 года.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное