Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Пакистан передал Таджикистану пятерых членов террористической организации <<Джамоат Ансоруллох>>



Пакистан передал Таджикистану пятерых членов террористической организации «Джамоат Ансоруллох»
2015-02-04 11:30 ИА Фергана.Ру

Межведомственная разведка (ISI) Пакистана передала Госкомитету национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана пятерых членов террористической организации «Джамоат Ансоруллох» («Джамаат Ансаруллах» - «Общество сподвижников Аллаха») и одного представителя радикального движения «Талибан». Об этом 4 февраля на заседании нижней палаты таджикского парламента сообщил первый заместитель главы ГКНБ Мансурджон Умаров, передает «Азия-плюс».

Один из членов «Джамоата» Камариддин Ахроров представлен как главарь ячейки этой организации. По данным ГКНБ, все переданные боевики являются гражданами Таджикистана, они планировали провести на родине ряд террористических актов.

Об экстрадиции боевиков Умаров сообщил в связи с намерением парламента ратифицировать сегодня соглашение между Таджикистаном и Пакистаном о создании совместной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом, которое было подписано летом 2014 года. По его словам, Пакистан выделил спецсредства для укрепления технической оснащенности ГКНБ Таджикистана.

Напомним, «Джамоат Ансоруллох» впервые громко заявил о себе в начале сентября 2010 года, когда на одном из экстремистских веб-сайтов появилось сообщение о том, что эта организация взяла на себя ответственность за теракт в здании РОБОП (Регионального отдела по борьбе с организованной преступностью) УВД Согдийской области. В октябре 2010 года прокурор Согдийской области Юсуф Рахмонов подтвердил существование «Джамоата», «который, по сути, является террористической группировкой», и его причастность к взрыву в здании РОБОП в Худжанде. Он добавил, что «Джамоат Ансоруллох» входит в радикальное крыло Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Однако позже он опроверг факт существования этой группировки, а приведенные цитаты из его заявления назвал не соответствующими действительности. Спустя год в интернете появилось видео-обращение «Джамоат Ансоруллох» к мусульманам Таджикистана с призывом к джихаду (в данном случае — борьбе) против демократии и политики государства.

В мае 2012 года Верховный суд Таджикистана официально запретил деятельность организации «Джамоат Ансоруллох», признав ее экстремистской и террористической. Доступ к ее сайтам был заблокирован, запрещено распространение аудио, видео и печатной продукции «Джамоата». ГКНБ считает эту организацию ячейкой «Аль-Каиды», призывающей к насильственному свержению светских правительств центральноазиатских республик и преобразованию их в исламские государства.

В настоящее время в Согдийской области идет судебный процесс в отношении группы людей, подозреваемых в членстве «Джамоат Ансоруллох». На скамье подсудимых - 12 безработных жителей Канибадама и один житель Истаравшанского района Согдийской области в возрасте от 26 до 42 лет. Все они были задержаны сотрудниками РОБОП УВД региона в ноябре 2014 года. Им инкриминируются участие в экстремистском сообществе и деятельности запрещенной организации.

По словам начальника Управления МВД Согдийский области генерал–майора милиции Шарифа Назарзода, в 2014 году в регионе были выявлены 8 террористическо-экстремистских организованных группировок и задержаны 95 членов экстремистских партий и движений. Из них 43 человека оказались членами ИДУ, 37 человек - членами «Джамоат Ансоруллох», 9 и 5 человек представляют запрещенные «Джундуллох» и «Хизб ут-Тахрир» соответственно. В розыске находятся 102 жителя области, подозреваемых в членстве в экстремистских партиях и движениях.

Прокурор Согдийской области Шариф Курбонзода сообщил, что в 2014 году в регионе было выявлено свыше 173 преступлений экстремистского и террористического характера, возбуждено 43 уголовных дела в отношении 123 подозреваемых в членстве в экстремистских партиях и движениях.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: Из «сонного» села Калачи переселено 25 семей
2015-02-04 12:07 ИА Фергана.Ру

Село Калачи
Аким Акмолинской области Казахстана Сергей Кулагин заявил, что из «сонного» села Калачи переселены 25 семей (68 человек, в том числе 16 детей), сообщает ИА «Новости-Казахстан». Аким рассказал, что переселение происходит бесплатно для людей, а дома в селе Калачи остаются пока за собственниками.

Кулагин подчеркнул, что «никто никого силой переселять не будет». Однако Тенгри.Ньюс отмечает, что жители Калачей написали обращение в прокуратуру, в котором указывают: организованное руководством области переселение необоснованно. Главный специалист акимата (администрации) поселка Красногорский Владимир Алферов объяснил, что жители Калачей жалуются на отсутствие документов, подтверждающих право людей на переселение. «Правовых документов нет никаких. Есть постановление акимата области, подписанное, допустим, господином Кулагиным? Нет ничего! Есть постановление правительства? Нет!» - говорит Алферов.

До начала переселения в Калачах насчитывалось 219 семей (532 жителя). В конце декабря 2014 года аким Сергей Кулагин заявлял, что по данным администрации, на переселение согласны 70% жителей. Однако по словам Алферова, сегодня подавляющее большинство людей на переселение не согласны.

Аким С.Кулагин в конце года заявил, что по предварительным подсчетам, переселение жителей обойдется в два миллиарда тенге (более 10 млн долларов) и займет семь месяцев. Узнав об этой сумме, жители Калачей мысленно разделили деньги на 219 семей и стали ждать, когда их выдадут на руки. Однако деньги пока не выделены, кроме того, аким заявлял, что часть суммы пойдет на восстановление двух домов в бывшем военном городке поселка Державинск, куда будут переселены жители Калачей. Еще один дом для переселенцев планировалось построить в Есиле.

Владимир Алферов рассказал «Тенгри.Ньюс», что «люди уже собираются отправлять представителя в правительство». По его словам, сейчас идет серьезное давление на учителей, индивидуальных предпринимателей, чтобы они уезжали из Калачей. «Если все учителя выедут, школы не будет. А если школы не будет - семьям с детьми однозначно надо куда-то выезжать», - говорит Алферов. Отметим, что врач Татьяна Протасова, проработавшая в Красногорской врачебной амбулатории 22 года, уже уехала из Калачей - ее семье была предоставлена двухкомнатная квартира в городе Щучинске; Татьяна устроилась терапевтом в районную поликлинику.

Напомним, что речь идет о странной «сонной болезни», которая с марта 2013 года поражает жителей села: люди внезапно погружаются с сон, который может продлиться несколько дней. Врачи не могут установить причины заболевания, которое сопровождается головокружением, сонливостью, нарушением координации. Симптомы могут пройти бесследно через 2-3 дня, но иногда пострадавшие чувствуют общее ухудшение самочувствия уже после выписки. Жители села, перенесшие болезнь (более 60 человек) отмечают, что с каждым годом течение заболевания осложняется: если раньше заболевшие люди просыпались без заметных последствий, то теперь у них появляются галлюцинации, дети становятся раздражительными.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: В Государственном музее Востока открылась выставка «Чай, вино, поэзия»
2015-02-04 13:09 ИА Фергана.Ру

Столик-поднос с бутылью и чарками для сакэ. Япония, 1957 г.
31 января 2015 года в Государственном Музее Востока открылась выставка «Чай, вино, поэзия», которая продлится до 22 марта. В экспозиции представлены уникальные вещи из коллекции музея, дающие представление о культуре чая и вина Китая, Средний Азии, Японии и Кавказа.

Застолье испокон веков было одним из главных способов мирного человеческого общения, и искусство приготовления напитков, их подачи на стол и умения пить всегда соединяло людей во время трапезы. А где хорошее вино или чай - там и хорошие разговоры. «Люди, собиравшиеся за столом за этими благородными напитками, принадлежали к разным народам, к разным историческим эпохам; они исповедовали разные религии и говорили о самых разных вещах, пели песни и читали стихи», - говорится в релизе выставки.


Украшение выставки - картина Нико Пиросмани «Кутеж» (1905-1907 гг.)

«Когда люди собираются говорить о высоком, рано или поздно они начинают пить, а что они пьют, чай или вино, зависит от национальных традиций», - сказала куратор выставки Екатерина Ермакова в интервью телеканалу «Культура».

Кураторы выставки Тигран Мкртычев и Екатерина Ермакова - в программе «Худсовет» российского телеканала «Культура»

Родина чая - Китай, еще в III тысячелетии до н.э. Шэнь Нун – император династии Ся – попробовал заварить лист чайного куста. Как рассказала Екатерина Ермакова, «есть расхожее мнение, что чай произошел в глубокой древности. Все ссылаются на древнего императора Шэнь Нуна, который искал лекарственные травы, и случайно к нему попал в треножник листок чая, заварился, и таким образом произошел напиток. Потом еще долгие века чай употребляли как один из элементов питания: его солили, варили, снабжали другими специями, и только в Средневековье чай стал более-менее распространенным напитком».


Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума) – первый патриарх чань-буддизма в Китае. Согласно легенде, святой прибыл из Индии в Китай в 470-е гг. и поселился недалеко от древнего города Лоян, где основал ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолинь. Дамо изображен в виде индийского проповедника в красном плаще, который покрывает его голову.

Вино в Китае делали из зерен, цветов и фруктов, а виноградное вино появилось в Китае только в раннем Средневековье. Распитие чая или вина в Китае превратилось в ритуал, включавший состязания в поэзии, живописи и каллиграфии. На выставке можно увидеть кубки для вина династии Чжоу, средневековые атрибуты чайных церемоний, а также средневековые атрибуты (чаши, чайники, наборы для каллиграфии), сопровождавшие застольные беседы китайских интеллектуалов.


На выставке «Чай, вино, поэзия»

В Японию чай и чайные традиции пришли из Китая, вместе с буддийскими монахами - это и определило религиозный характер чаепития, которое со временем оформилось в сложный ритуал. На выставке представлены атрибуты нескольких основных школ чайной церемонии современной Японии, раскрывающими основные принципы дзен-буддизма, среди которых – нарочитая грубоватость, простота формы и декора, рукотворные «дефекты» производства, придающие каждой вещи неповторимую индивидуальность.

Археологические исследования показали, какое огромное влияние оказала греческая культура на народы Северного Кавказа в эпоху Античности, в том числе и в отношении вина.


На выставке «Чай, вино, поэзия»

На выставке демонстрируются шедевры музейной коллекции – ритоны, специальные сосуды для вина, изготовленные в иранском мире и материковой Греции; греческие скифосы и килики (чаши для вина), а также их местные подражания, созданные мастерами меотских племен, населявших Северный Кавказ во второй половине I тыс.до н.э.

В Средние века по Великому Шелковому пути шли караваны из Китая, везли и чай. Но лишь в XIX в. напиток получил настоящую популярность. К этому времени чайхана стала колоритной и неотъемлемой достопримечательностью туркестанского города. Символ Средней Азии нашел свое отражение в творчестве многих известных художников, картины которых будут представлены на выставке.


Александр Волков. «Фергана. Кишлак». 1926 г.

В Музее Востока ежедневно, кроме понедельника, проходят чайные церемонии: классическая, императорская, нефритовая, тибетская и другие, правда, попасть туда можно только по предварительной записи. Подробнее о чайных церемониях в Музее можно прочесть здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: В Государственном музее Востока открылась выставка «Чай, вино, поэзия»
2015-02-04 13:09 ИА Фергана.Ру

Столик-поднос с бутылью и чарками для сакэ. Япония, 1957 г.
31 января 2015 года в Государственном Музее Востока открылась выставка «Чай, вино, поэзия», которая продлится до 22 марта. В экспозиции представлены уникальные вещи из коллекции музея, дающие представление о культуре чая и вина Китая, Средний Азии, Японии и Кавказа.

Застолье испокон веков было одним из главных способов мирного человеческого общения, и искусство приготовления напитков, их подачи на стол и умения пить всегда соединяло людей во время трапезы. А где хорошее вино или чай - там и хорошие разговоры. «Люди, собиравшиеся за столом за этими благородными напитками, принадлежали к разным народам, к разным историческим эпохам; они исповедовали разные религии и говорили о самых разных вещах, пели песни и читали стихи», - говорится в релизе выставки.


Украшение выставки - картина Нико Пиросмани «Кутеж» (1905-1907 гг.)

«Когда люди собираются говорить о высоком, рано или поздно они начинают пить, а что они пьют, чай или вино, зависит от национальных традиций», - сказала куратор выставки Екатерина Ермакова в интервью телеканалу «Культура».

Кураторы выставки Тигран Мкртычев и Екатерина Ермакова - в программе «Худсовет» российского телеканала «Культура»

Родина чая - Китай, еще в III тысячелетии до н.э. Шэнь Нун – император династии Ся – попробовал заварить лист чайного куста. Как рассказала Екатерина Ермакова, «есть расхожее мнение, что чай произошел в глубокой древности. Все ссылаются на древнего императора Шэнь Нуна, который искал лекарственные травы, и случайно к нему попал в треножник листок чая, заварился, и таким образом произошел напиток. Потом еще долгие века чай употребляли как один из элементов питания: его солили, варили, снабжали другими специями, и только в Средневековье чай стал более-менее распространенным напитком».


Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума) – первый патриарх чань-буддизма в Китае. Согласно легенде, святой прибыл из Индии в Китай в 470-е гг. и поселился недалеко от древнего города Лоян, где основал ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолинь. Дамо изображен в виде индийского проповедника в красном плаще, который покрывает его голову.

Вино в Китае делали из зерен, цветов и фруктов, а виноградное вино появилось в Китае только в раннем Средневековье. Распитие чая или вина в Китае превратилось в ритуал, включавший состязания в поэзии, живописи и каллиграфии. На выставке можно увидеть кубки для вина династии Чжоу, средневековые атрибуты чайных церемоний, а также средневековые атрибуты (чаши, чайники, наборы для каллиграфии), сопровождавшие застольные беседы китайских интеллектуалов.


На выставке «Чай, вино, поэзия»

В Японию чай и чайные традиции пришли из Китая, вместе с буддийскими монахами - это и определило религиозный характер чаепития, которое со временем оформилось в сложный ритуал. На выставке представлены атрибуты нескольких основных школ чайной церемонии современной Японии, раскрывающими основные принципы дзен-буддизма, среди которых – нарочитая грубоватость, простота формы и декора, рукотворные «дефекты» производства, придающие каждой вещи неповторимую индивидуальность.


Мидзуно Тосиката. Лист из альбома «Тяною нитинитигуса» («Повседневная чайная церемония»). Япония, 1896 - 1897 гг.

Археологические исследования показали, какое огромное влияние оказала греческая культура на народы Северного Кавказа в эпоху Античности, в том числе и в отношении вина.


На выставке «Чай, вино, поэзия»

На выставке демонстрируются шедевры музейной коллекции – ритоны, специальные сосуды для вина, изготовленные в иранском мире и материковой Греции; греческие скифосы и килики (чаши для вина), а также их местные подражания, созданные мастерами меотских племен, населявших Северный Кавказ во второй половине I тыс.до н.э.

В Средние века по Великому Шелковому пути шли караваны из Китая, везли и чай. Но лишь в XIX в. напиток получил настоящую популярность. К этому времени чайхана стала колоритной и неотъемлемой достопримечательностью туркестанского города. Символ Средней Азии нашел свое отражение в творчестве многих известных художников, картины которых будут представлены на выставке.


Александр Волков. «Фергана. Кишлак». 1926 г.

В Музее Востока ежедневно, кроме понедельника, проходят чайные церемонии: классическая, императорская, нефритовая, тибетская и другие, правда, попасть туда можно только по предварительной записи. Подробнее о чайных церемониях в Музее можно прочесть здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: Боевики ИГИЛ подтягиваются к границам постсоветских республик
2015-02-04 13:10 ИА Фергана.Ру

Фото Khaama Press
Боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.), осваивающие Афганистан, подтягиваются к границам с постсоветскими республиками.

Как сообщил недавно назначенный губернатор граничащей с Таджикистаном афганской провинции Кундуз Мухаммад Умар Сафи, около 70 членов ИГИЛ замечены в уездах Дашти Арчи, Чахардара и Кундуз, причем группировка намерена активизироваться также в провинциях Бадахшан, Тахар, Баглан, Фарьяб на севере Афганистана, передает Озоди (таджикская служба Радио Свобода). Отметим, что перечисленные регионы граничат с Таджикистаном и Туркменистаном.

Ранее сообщалось о появлении представителей ИГИЛ в южных афганских провинциях Забул и Гильменд и восточной Газни. Впрочем, местные власти не всегда можно точно установить, являются боевики членами ИГИЛ или же представляют радикальное движение «Талибан», которое продолжает воевать с правительственными силами.

Как сообщает Khaama Press, за последние сутки, по данным Министерства обороны Афганистана на 4 февраля, в шести провинциях страны были убиты 48 боевиков, 69 ранены. Обнаружено и обезврежено 13 самодельных взрывных устройств, при разминировании погибли три солдата афганской национальной армии. МВД республики сообщило о ликвидации 9 боевиков в ходе операций, которые прошли в провинциях Кабул, Хост, Пактика, Лагман, Пактия, Гильменд, Газни, Кандагар, Вардак, Нимроз и Фарьяб.


Провинции Афганистана

В связи со скоплением боевиков на афганско-таджикской границе погранвойска Таджикистана переведены на усиленный режим ее охраны – всех ее почти 1400 километров.

«Власти Афганистана сейчас проводят спецоперации в приграничных с Таджикистаном населенных пунктах Имам-Сохиб, Дашти Арчи и других по уничтожению боевиков, численность которых оценивается в 500-1000 человек. Мы призываем население нашей страны не беспокоиться, так как вся протяженность границы с Афганистаном охраняется в усиленном режиме, пограничники находятся в состоянии полной боевой готовности», - заявили информагентству «Азия-плюс» в пограничных войсках страны.

Ранее глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода сообщал журналистам, что боевики, подтягивающиеся к границе, представляют различные группировки, в том числе движение «Талибан» и Исламское движение Узбекистана (Туркестана, ИДУ).

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: Боевики ИГИЛ подтягиваются к границам постсоветских республик
2015-02-04 13:10 ИА Фергана.Ру

Фото Khaama Press
Боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.), осваивающие Афганистан, подтягиваются к границам с постсоветскими республиками.

Как сообщил недавно назначенный губернатор граничащей с Таджикистаном афганской провинции Кундуз Мухаммад Умар Сафи, около 70 членов ИГИЛ замечены в уездах Дашти Арчи, Чахардара и Кундуз, причем группировка намерена активизироваться также в провинциях Бадахшан, Тахар, Баглан, Фарьяб на севере Афганистана, передает Озоди (таджикская служба Радио Свобода). Отметим, что перечисленные регионы граничат с Таджикистаном и Туркменистаном.

Ранее сообщалось о появлении представителей ИГИЛ в южных афганских провинциях Забул и Гильменд и восточной Газни. Впрочем, местные власти не всегда могут точно установить, являются боевики членами ИГИЛ или же представляют радикальное движение «Талибан», которое продолжает воевать с правительственными силами.

Как сообщает Khaama Press, за последние сутки, по данным Министерства обороны Афганистана на 4 февраля, в шести провинциях страны были убиты 48 боевиков, 69 ранены. Обнаружено и обезврежено 13 самодельных взрывных устройств, при разминировании погибли три солдата афганской национальной армии. МВД республики сообщило о ликвидации 9 боевиков в ходе операций, которые прошли в провинциях Кабул, Хост, Пактика, Лагман, Пактия, Гильменд, Газни, Кандагар, Вардак, Нимроз и Фарьяб.


Провинции Афганистана

В связи со скоплением боевиков на афганско-таджикской границе погранвойска Таджикистана переведены на усиленный режим ее охраны – всех ее почти 1400 километров.

«Власти Афганистана сейчас проводят спецоперации в приграничных с Таджикистаном населенных пунктах Имам-Сохиб, Дашти Арчи и других по уничтожению боевиков, численность которых оценивается в 500-1000 человек. Мы призываем население нашей страны не беспокоиться, так как вся протяженность границы с Афганистаном охраняется в усиленном режиме, пограничники находятся в состоянии полной боевой готовности», - заявили информагентству «Азия-плюс» в пограничных войсках страны.

Ранее глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода сообщал журналистам, что боевики, подтягивающиеся к границе, представляют различные группировки, в том числе движение «Талибан» и Исламское движение Узбекистана (Туркестана, ИДУ).

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан навестят сразу два помощника госсекретаря США
2015-02-04 15:00 ИА Фергана.Ру

С 5 по 8 февраля в Таджикистане буду находиться сразу два помощника госсекретаря США - Даниэль Н.Розенблюм и Стивен Фельдштейн, сообщает НИАТ Ховар со ссылкой на посольство Соединенных Штатов Америки.

В сообщении посольства говорится, что Розенблюм, будучи заместителем помощника госсекретаря по Центральной Азии, курирует политику США и дипломатические отношения с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Фельдштейн является заместителем помощника госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда.

В ходе визита они встретятся с членами правительства Таджикистана и обсудят ряд двусторонних и международных вопросов, в том числе - ситуацию в Афганистане, а также пообщаются с представителями гражданского общества.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан навестят сразу два помощника госсекретаря США
2015-02-04 15:00 ИА Фергана.Ру

С 5 по 8 февраля в Таджикистане будут находиться сразу два помощника госсекретаря США - Даниэль Н.Розенблюм и Стивен Фельдштейн, сообщает НИАТ Ховар со ссылкой на посольство Соединенных Штатов Америки.

В сообщении посольства говорится, что Розенблюм, будучи заместителем помощника госсекретаря по Центральной Азии, курирует политику США и дипломатические отношения с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Фельдштейн является заместителем помощника госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда.

В ходе визита они встретятся с членами правительства Таджикистана и обсудят ряд двусторонних и международных вопросов, в том числе - ситуацию в Афганистане, а также пообщаются с представителями гражданского общества.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Принудительная подписка на макулатуру, или Зачем учителю пособие по коровам?
2015-02-04 17:27 Соб. инф.

Фрагмент фото © Ozodlik.org

В Узбекистане ни для кого не секрет, что ежегодно все бюджетные организации, главным образом, образовательные, стонут от поборов в виде обязательной подписной кампании. Только мало кто знает, что она нередко тянется чуть ли не весь календарный год. Причем изданий, на которые приказывают подписаться без обсуждения, набирается несколько десятков наименований.

Тема, что называется, давно уже набила оскомину, но если столичные граждане еще имеют маломальскую возможность хоть как-то сопротивляться, то в так называемой глубинке, где с простыми людьми власть не считает нужным «церемониться», картина и вовсе безысходная. Мало того, что «живых денег» сельские трудяги и так не видят по много месяцев, так еще часть суммы «обрезается». То, говорят, за подписку, то еще за что-то. При этом неважно, доярка ты, учитель или многодетная вдова, живущая на скромные пособия…

«Да бог бы с ней, с этой подпиской, если б речь шла только о профильных – в нашем случае учительских – изданиях, например, «Учитель Узбекистана», «Маъруфат», - говорит на условиях анонимности учительница одной из общеобразовательных школ Пскентского района Ташкентской области. - Нет, мы должны подписываться чуть ли не на все издания, которые печатают в Узбекистане! Ну скажите, зачем нам, учителям младших классов, подписываться на газеты и журналы о сельском хозяйстве? А на брошюры для налоговиков? А на «развлекаловки»? А нас заставляют!

По словам немолодой женщины, на одном из совещаний районного актива она рискнула поднять этот болезненный для многих вопрос о принудительной подписке. На нее тут же обрушился град обвинений и угроз со стороны районного начальства.

«Я всего-навсего задала вопрос: зачем нас, учителей, заставляют подписываться на бесполезные издания, например, на налоговую газету «Солик-инфо»? - возмущенно продолжает педагог. – Но вместо внятного ответа услышала, чтобы я придержала язык, а то ведь, говорят, у тебя сын, кажется, предприниматель, как бы у него случайно «не образовались» проблемы с фискальными органами…»

Негодование педагогов безгранично, но публично высказываются редкие смельчаки. Завуч той же пскентской школы устало заметила: «Подписная кампания сродни по стратегии хлопковой – все районное и областное начальство только и занимается планом подписки, включая милицию и прокуратуру. Вот если б они так же единодушно хлопотали о своевременной выплате зарплат и пенсий, цены бы им не было!»

Никого из приближенных к власти не заботит, зачем выпускаются десятки тонн газетно-журнальной продукции, которую используют лишь, чтобы затыкать дыры в окнах или во время ремонта. И это - в стране с острейшим дефицитом бумаги!

Практика принудительной подписки на газеты и журналы процветает не только в школах, но и на крупных предприятиях Узбекистана. Так, в 2011 году мы писали о том, что, к примеру, руководство ОАО «Навоиазот», контрольный пакет акций которого принадлежит государству, открыто распространило «разнарядку» на подписку с четким указанием количества экземпляров издания на каждый цех и отдел. Такие «разнарядки» спускались «сверху» и в советское время, спускаются и сегодня. «У нас почти всех работников заставляют подписываться на бестолковые и никому ненужные газеты. В прошлом году была одна газета на двоих, теперь – по одной на каждого. Такая же ситуация на всех государственных предприятиях и в организациях, даже в школе заставляют родителей подписываться на газеты для детей! – писал нам житель города Навои, в котором расположено вышеназванное предприятие. - Уже не знаю, что будет дальше, из нас всеми способами высасывают деньги. В случае отказа от подписки руководство создаёт проблемы - вплоть до увольнения с работы!»
«Булбулча», «Хуррият», «Менеджмент», «Адолат», «Знайка», «Табассум», «Махалла», «Тутикуш», «Даракчи», «Дилдош», «Халк сузи» («Народное слово»), «Правда Востока», «Узбекистон овози», «Жамият», «Миллий тикланиш»... Учредителями этих, с позволения сказать, изданий (а их - около полутора тысяч!), кроме некоторых перечисленных здесь государственных, являются всевозможные ООО, ответственность которых и на самом деле ограничена, а амбиции – наоборот.

И не будь рядовых граждан и палочной системы их принуждения, вряд ли пополнялись доходы газетных нуворишей. И поскольку число желающих по доброй воле подписаться на неинтересную периодику равно нулю, на помощь бизнес-издателям приходит безотказный административный ресурс…

Стоимость годовой подписки большинства изданий составляет половину, а то и большую часть скромной учительской зарплаты, но это не смущает ни чиновников, ни издателей.

Сами педагоги (или издатели - с помощью педагогов) заставляют учеников подписываться на дорогостоящие частные издания, причем отказы не принимаются. К примеру, годовая подписка на детское издание «Знайка» («Билимдон») стоит 37 тысяч сумов (примерно $12), «Доно word» (узбекский аналог «Excellent») – 24 тысячи сумов. Между тем, такие вечно юные и веселые детские журнальчики «Гульхан» и «Гунча», на которых выросло не одно поколение (этим «старожилам» детской периодики – по 85 и 56 лет соответственно), – с появлением на рынке частных «Знайки» и «Доно word» в одночасье оказались за бортом.

«Дети с удовольствием бы подписались на эти недорогие издания, они все время спрашивают, но нам «сверху» поступил категорический запрет на их подписку, - продолжает собеседница-завуч. – Причины не озвучиваются, но в нашем коллективе шепчутся, что, якобы, это связано с «советским» прошлым детских изданий. К тому же стоимость годовой подписки на них смехотворная – всего 5 тысяч 800 сумов - так оно и должно быть, по логике вещей».

По словам школьного руководителя, если раньше каждый ученик выписывал по экземпляру газеты или журнала, то теперь, из-за дороговизны подписки, получается один экземпляр на весь класс – для общей подшивки. У учителей же в течение трех месяцев принудительно забирают из заработка по сто с лишним тысяч сумов. Получается накладно.

В регионах повсеместно сложилась вот такая ненормальная ситуация: в начале сентября районные отделения народного образования собирают с учителей и родителей расписки о незаконности сбора денег на какие бы ни было нужды школы (в т.ч. и на подписку), а спустя некоторое время, запамятовав о своих же первоначальных требованиях, просят ускорить сбор наличности.

«У нас давно уже сложилось впечатление, что основные обязанности школы – это выполнение требований власти по сбору денег (макулатуры, металлолома и т. д.), а не учеба», - горестно подытоживает завуч пскентской школы. - И кто от этого выигрывает? Учредители и издатели этих газет и журналов. Но это же деньги на ветер…»

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное