Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Туркменистане выстроились очереди перед пунктами обмена валюты. В Узбекистане доллар подорожал на 9 процентов



В Туркменистане выстроились очереди перед пунктами обмена валюты. В Узбекистане доллар подорожал на 9 процентов
2015-01-23 15:58 ИА Фергана.Ру

Очередь у обменного пункта в Ашхабаде. Фото АНТ
В Туркменистане слухи о грядущем подорожании доллара заставляют местное население выстраиваться в очереди перед пунктами обмена валюты.

Как сообщают Альтернативные новости Туркменистана (АНТ), в Ашхабаде, Мары и Дашогузе люди с раннего утра стоят у обменников, составляют пофамильные списки. Источник АНТ, придя к одному из столичных обменников к шести часам утра, записался шестидесятым, к моменту открытия пункта в списке значилось около двухсот фамилий.

У обменных пунктов дежурят полицейские, одному лицу меняют максимум 1000 долларов США, а на «черном» рынке валюту только покупают, но не продают.

АНТ напоминает, что в ноябре и декабре 2014 года население страны массово скупало доллары, а с 1 января 2015 года доллар стоит в Туркменистане 3,50 маната вместо прежних 2,84. Сейчас циркулируют слухи о том, что скоро доллар подорожает до пяти манатов. Официальных сообщений об изменении курса иностранной валюты не приходится – власти Туркменистана такого не практикуют.

Тем временем доллар подорожал и в соседнем Узбекистане - почти на девять процентов, как сообщает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода): десять дней назад в Ташкенте менялы предлагали за один доллар США 3420 сумов, 22 января американскую валюту продавали уже по 3750 сумов. Что касается официального курса доллара, по которому обмен могут произвести только избранные люди, резких колебаний не наблюдается, на протяжении почти всего периода независимости Узбекистана он ползет вверх, но плавно. По данным Центробанка страны на 20 января, один доллар США стоит 2430 сумов.


Данные Центробанка Узбекистана

В Казахстане опасаются новой девальвации национальной валюты тенге, несмотря на заверения председателя Национального банка республики Кайрата Келимбетова в том, что резких колебаний курса тенге в 2015 году не будет. Здесь еще свежо воспоминание о девальвации февраля 2014 года, когда национальная валюта рухнула сразу на 16 процентов – со 155,5 до 185 тенге за доллар.

По данным Национального банка Таджикистана, с начала 2015 года доллар по отношению к национальной валюте сомони укрепился примерно на 3 процента, за 2014 год - на 10,7 процента: с 4,9300 сомони за $1 в январе до 5,4600 сомони в декабре.

В Кыргызстане доллар с начала января подорожал примерно на 2,3 процента - с 58,9 сома в конце декабря 2014 года до 60,3 сома 22 января 2015 года.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кто «заказал» СМИ Казахстана?
2015-01-23 19:22 Сергей Дуванов (Казахстан)

Общественный фонд «Правовой медиа-центр» провел исследование, показывающее, что около 90% всех казахстанских СМИ получают деньги от правительства Казахстана на освещение различных тем социальной, экономической жизни в выгодном властям ракурсе, в том числе на лоббирование интересов существующего политического режима.

Официально это называется государственным заказом. То есть государство в лице чиновников выделяет деньги СМИ для поддержания положительного имиджа правительства и проводимой им политики. По сути, это наем СМИ на информационное и идеологическое обслуживание действующей власти. Этакий механизм, при помощи которого власти страны манипулируют средствами массовой информации, устанавливая им определенные рамки по освещению различных событий.

Данный заказ предусматривает работу журналистов по освещению государственной политики, экономики, социально-культурной жизни и посланий главы государства, различных программных документов правительства; производство документальных фильмов, видеороликов, ток-шоу, музыкальных клипов, пропаганду патриотического воспитания молодежи и производство пропагандистских фильмов о деятельности президента Назарбаева.

И это практикуется уже несколько лет. Причем сумма договорных продаж СМИ все возрастает. Приводимая здесь таблица дает наглядное представление как о размерах финансирования, так и его динамики по годам.


Финансирование прессы за последние 9 лет. Фото отсюда

Это означает, что значительная часть информации на внутреннем информационном рынке Казахстана представляет собой не мнение журналистов, работающих в формально независимых СМИ, не их беспристрастный анализ и объективную информацию, а всего лишь отработку заданий, полученных от чиновников.

Строго говоря, казахстанцев давно уже пичкают продуктами этого госзаказа, который, по сути, является формой пропагандистского воздействия на население. То есть сегодня власть промывает казахстанцам мозги, подсадив значительную часть журналистов на финансовую иглу госзаказа. По факту - огромное количество журналистов сегодня продалось с потрохами и пишет, что им диктует власть. Это к вопросу о независимых СМИ в Казахстане.

Сегодня принято кивать на Россию, где основные источники информации в лице ведущих телеканалов и газет являются последовательными пропагандистами политики Кремля. Но похожая ситуация наблюдается и у нас, где точно так же основные источники информирования населения, а это, прежде всего, телевидение, конкретно работают по указке и темам Акорды.

Тут уместно назвать тех, кто наиболее обласкан госзаказом и более других должен усердствовать в обслуживании власти. В 2013 году львиную долю бюджетных денег (26.7 млрд. тенге) получили основные рупоры казахстанской автократии: телеканалы «Казахстан» и «Хабар». «Егемен Казахстан» получила 380 млн тенге. В этом списке также «Мегаполис», «Экспресс-К», «Литер», «Время», «Новое поколение», «Курсив», сайт voxpopuli.kz, блог-платформа yvision.kz и ряд других СМИ.

В рамках такого «сотрудничества» выросло целое поколение журналистов, ориентированных на работу на заказ. Им платят деньги, они пишут то, что им заказывают. О чем, про кого и для чего писать – мало кого волнует. Они готовы выполнить любой заказ, лишь бы платили. Понятно, что работа в таком формате накладывает отпечаток и на мировоззрение, и на политические пристрастия. Если очень долго писать то, что от тебя требует заказчик, а не то, что есть на самом деле, то постепенно происходит деформация внутренних ценностей. Люди начинают привыкать жить во лжи, более того, видя, что эта ложь их кормит, они проникаются к ней уважением и, в конце концов, начинают верить в то, что сами придумывают. Так создается иллюзорный мир благополучия и процветания казахстанского авторитаризма. Причем не только в общественном мнении, но и в головах тех, кто этим занимается. Журналисты, сами того не осознавая, становятся провайдерами политического курса власти. К сожалению, большинство из них не понимает, что это накладывает на них определенную ответственность за все, что делает эта власть.

Именно этим я бы объяснил идеологическую и политическую провластность большинства казахстанских журналистов. По сути, за последние 10 лет выращено целое поколение журналистов, работающих на заказ. Это люди, готовые за деньги писать абсолютно обо всем, не задумываясь о моральных, политических и прочих вопросах. Их не волнует то, что происходит в стране, их не трогает, что власть погрязла в коррупции, а политические одежды страны выглядят архаично. Они не задумываются, что того, чем они занимаются, нужно стыдиться.

Они тупо зарабатывают деньги, и это, по их мнению, оправдывает пофигизм и даже ставит выше тех, кто что-то в этой стране пытается изменить. Они «над схваткой», и это для них - высший критерий объективности. Хотя, на мой взгляд, это всего лишь проявление гражданской инфантильности и политической незрелости. Можно сказать, что госзаказ убивает казахстанскую журналистику, превращая ее в продажную девку политического режима Назарбаева.

Сергей Дуванов
Сергей Дуванов - известный казахстанский журналист, с января 2015 года - колумнист «Ферганы»
Другой аспект проблемы - работа на оправдание и восхваление властей отрицательно сказывается не только на нравственном уровне журналистов, но и на их профессионализме. Сложно поддерживать профессионализм в рамках госзаказа - все равно что заставлять скакать галопом лошадь, на которую надеты путы. Профессиональная журналистика требует творческой реализации и права иметь свое мнение. Отсутствие этого превращает журналиста в элементарного наемника, тупо выполняющего заказы. Какой уж тут профессионализм?

В условиях присутствия в казахстанском поле российских СМИ, традиционно более профессиональных, такая ситуация чревата потерей аудитории, которой не интересно читать и смотреть, какая у нас хорошая власть, на фоне серьезных проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Госзаказ в этих условиях снижает привлекательность и объективность СМИ, окончательно добивает отечественные масс-медиа, уничтожает их конкурентоспособность.

Здесь корни другой важной проблемы – отсутствие информационной безопасности Казахстана, который оказался беззащитным перед массированным воздействием российской реваншистско-имперской пропаганды по поводу конфликта между Украиной и Россией. На мой взгляд, именно здесь нужно искать объяснение того, почему среди казахстанцев так сильны пророссийские, а точнее, пропутинские настроения.

Те 80% идеологических «ватников» (по данным социологических опросов), поддержавших присоединение Крыма к России, - это прямое следствие доминирования кремлевских СМИ в казахстанском информационном поле и отсутствия иной точки зрения на происходящие в мире события. Госзаказ - один из главных факторов, способствовавших ослаблению влияния казахстанских СМИ и помогающих кремлевским пропагандистам в противостоянии между Украиной и Россией настроить большую часть казахстанцев в пользу России.

На мой взгляд, это очень тревожная тенденция. И я считаю, что ответственность за указанные просчеты в сфере информационной безопасности страны целиком и полностью лежат на власти, создавшей эту ситуацию.

Сергей Дуванов

Международное информационное агентство «Фергана»



Тауке-хан: Последний властелин единой державы
2015-01-23 23:44 Алексей Гончаров (Шымкент)

В этом году в Республике Казахстан на государственном уровне отметят 550-летие Казахского ханства, что совершенно правильно. Это первое государство, которое получило имя одного из крупнейших из ныне существующих тюркских этносов, просуществовало 250 лет и распалось в 1715 году со смертью самого популярного из его ханов - Тауке. Так что есть смысл вспомнить и еще об одной круглой дате - 300-летие со дня смерти Тауке-хана.

Этот правитель единой казахской державы ныне наиболее популярен в казахстанском обществе. С ним по количеству названных именем хана объектов может сравниться лишь его потомок Аблай-хан, на короткое время сумевший восстановить единое государство во второй половине XVIII века.

Доходит до парадоксов. Главная площадь города Туркестан носит имя Есим-хана, но на ней стоит памятник… Тауке-хану.

Как ни странно, об этом правителе почти ничего не известно. Стоит заглянуть в интернет, и вы найдете тысячи ссылок на имя хана. Но за каждой стоят практически одни и те же фразы и эпитеты: великий, мудрый, дальновидный и так далее. Но попробуйте восстановить хронологию его правления, это практически невозможно. Однако сделаем робкую попытку.

Обратимся к корифеям

Во избежание недоразумений и кривотолков отмечу, что при написании материала использовал работы таких серьезных специалистов по истории Казахстана, как Турсун Султанов, Ирина Ерофеева, Нурбулат Масанов, а также академический пятитомник «История Казахстана», изданный в 2010 году.

И еще: есть две даты смерти Тауке-хана - 1715 и 1718 годы, какая из них более точная - историки еще спорят. Будем придерживаться первой.

Доктор исторических наук Турсун Султанов в своем подробном исследовании «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана» пишет: «Время Тауке-хана очень слабо освещено в письменных источниках: в сочинениях мусульманских авторов содержатся лишь отрывочные сведения об отдельных событиях его правления; заключенные в китайских источниках сведения о Казахском ханстве XVII века имеют случайный или фрагментарный характер; в русских архивных фондах имеются лишь несколько документов, связанных с именем Тауке-хана. Зато имя Тауке-хана часто встречается в памятниках устного народного творчества казахов. В народных преданиях казахов время царствования Тауке-хана ассоциируется с «Золотым веком» казахского государства, когда «народ жил в покое; существовал порядок; были законы и правосудие».

К сожалению, в Казахском ханстве, несмотря на наличие грамотных людей, не было своего государственного архива. Поэтому до нас дошли письма казахских правителей к соседям, но не дошли письма соседних монархов к казахским ханам.

Фольклорные источники часто противоречат друг другу, использовать их очень сложно. В силу всех этих причин и нет пока, во всяком случае, на русском языке ни одной научной работы, полностью посвященной этому государственному деятелю.

Загадочное начало

Тауке-хан взошел на престол наследником своего отца хана Джахангира (он был вторым сыном). В истории Казахского ханства, где порядок престолонаследия не был законодательно определен, это достаточно редкий случай. Но тут сразу появляется загадка: по одним данным, Джахангир умер в 1680 году, по другим - погиб в борьбе с джунгарами в 1652 году. А его сын Тауке вступил на престол в 1680 году. Если верно второе, то непонятно, кто управлял государством на протяжении 28 лет. Как именно Тауке взошел на трон, историки пока не знают. И ни в одном серьезном исследовании год рождения знаменитого хана не указан. При этом все сходятся на том, что умер он глубоким стариком. Если считать, что глубокий старик по тем временам – человек примерно семидесяти лет, то можно предположить, что Тауке-хан родился между 1635-1645 годами. Кстати, полное имя хана, написанное на его печати, - Таваккул-Мухаммад-батыр-хан.



Относительно его молодости известно лишь, что еще при жизни отца он возглавлял посольство в Кашгар, зависевший тогда от казахов.

Один из крупнейших современных казахстанских историков Ирина Ерофеева пишет по этому поводу: «Юность Тауке прошла в бесчисленных военных сражениях с джунгарами, в ходе которых молодой чингизид получил репутацию удачливого воина и полководца. Как и его самые давние и близкие предки, Тауке был избран на ханский престол за совершенные им героические подвиги на поле брани, однако вся последующая судьба этого казахского правителя развивалась уже несколько по иному сценарию, чем сложный жизненный путь его отца и деда».

Тауке и главный враг

Главной внешнеполитической проблемой Казахского ханства во все годы правления Тауке-хана были отношения с ханством Джунгарским. В пору молодости хана давление джунгар на казахов было не слишком сильным. Они переживали смуту.

В 1653 году умер основатель ханства Батур-хунтайши, началась борьба за власть. Но при хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697) наступление возобновилось.

В 1681 году джунгары неудачно осаждали Сайрам. Однако в 1684 году город был захвачен. Ситуацию спасли войска империи Цин, напавшие на Джунгарское ханство с востока.

Пик джунгарской экспансии пришелся на время правления Цеван-Рабтана (1697-1727).

В 1698 году он послал китайскому императору письмо, в котором упоминается Тауке-хан. Хунтайши пишет, что ему удалось взять в плен сына Тауке-хана (имя не приводится) и он отправлен в Тибет к далай-ламе, но по просьбе Тауке-хана освобожден.

Цеван-Рабтан жалуется на коварство Тауке-хана, который, якобы, перебил всех джунгар, сопровождавших сына, возвращавшегося к отцу, и забрал себе их жен и детей. Можно ли верить этому письму, мы не знаем, но других версий этих событий попросту нет.

Итак, идет перманентная война. Джунгарское ханство по типу хозяйства и уровню развития ничем не отличается от ханства Казахского, но выигрывает более крепкой и развитой государственной организацией, в создании которой примером для них был Китай.

«Жети Жаргы»

Тауке тоже стремится укрепить государство. А для этого нужны единые законы. Несмотря на то, что казахи были мусульманами, шариат в ханстве не прижился. Суд шел по адату – традиционному праву. Но бии (наставники и народные судьи) разных родов часто толковали его по-разному. И тогда было решено принять единый юридический свод. Видимо, именно так появился знаменитый кодекс «Жети жаргы» («Семь установлений»). Скорее всего, это произошло в конце XVII века.

Фото Azbyka.kz
Любопытно, что издаваемый в наши дни на казахском языке текст «Жети жаргы» - это перевод с русского. Юридический памятник был записан со слов немногих помнящих его биев российскими исследователями в первой половине XIX века.

По одной версии, «Жети жаргы» был составлен тремя биями - Толе, Казыбеком и Айтеке. По другой - над ним работали семь биев. «Эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Ишима в новые обычаи, называемые «Жети жаргы», - пишет А.Левшин, первый исследователь, записавший свод. - Сей золотой век, о котором вспоминают они со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки (Тауке –А.Г.), который если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».

Свод предусматривает принцип талиона: за кровь мстить кровью, за увечье – таким же увечьем. За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние предусматривается смертная казнь. Отражением неразвитости государственного аппарата является то, что исполнителями приговора являются родственники потерпевших. Но часть преступлений при согласии истцов можно было оплатить штрафом.

Были введены особые «расценки»: убийство мужчины – 1000 баранов, женщины – 500. За утрату отдельных органов тела тоже предусматривались штрафы, к примеру, большой палец стоил 100 баранов, а мизинец – 20.

Представители «белой кости» - султаны и ходжи – «стоили» в семь раз дороже простолюдинов.



Убийство детей собственными родителями не наказывалось. Зато «сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по ее произволу».

А вот ряд других норм: «Увезший чужую жену без ее согласия наказывается смертью или взысканием куна (штрафа), а если похищение - с согласия увезенной, то похититель может удержать ее, заплатив мужу калым, и оставить ему сверх того девицу без калыма. Обидевший женщину обязан просить у нее прощения, а в случае отказа в оном – платить за бесчестие». «Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалобы раба на господина нигде не приемлются». «Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и не донесшие на него не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семье не дозволено доносить». «Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение».

Историки спорят, как долго действовал этот кодекс на территории Казахстана. В начале XIX века он был уже почти забыт.

Немного о власти

По «Жеты Жаргы», высшая власть была в руках хана, который делил ее с султанами и биями. Элита регулярно собиралась «для рассуждения о делах народных».

Налогообложение при Тауке-хане составляло одну двадцатую часть от всего имущества. Каждый род получил специальные тамги для клеймения скота. Все это были попытки укрепления государственных структур. «В это время сфера политического влияния казахских ханов и султанов распространялась не только на кочевнические ареалы, но и на соседние оседло-земледельческие и торгово-ремесленные области по нижнему и среднему течению Сырдарьи, где казахам были подвластны в 1695 году 32 города и прилегающие к ним местности вместе с Ташкентским оазисом. Жители таких городов, как Ташкент, Сыгнак, Сайрам, Сузак, Аккурган, Отрар, Карнак, Икан, Сауран и другие, платили в пользу казахских правителей ежегодную подать деньгами и товарами, а с сельского земледельческого населения взимался ясачный сбор с наличного поголовья коров и овец и хлебная пошлина в размере 1/5 либо 1/10 собранного урожая», - пишет Ирина Ерофеева.

В историю вошли и ежегодные народные собрания, проводимые Тауке-ханом. Хотя здесь немало путаницы, особенно с определением их места. Точку в этом вопросе поставили авторы второго тома «Истории Казахстана»: «Как важнейший орган хана, совет биев проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около Туркестана, Мартобе около г.Сайрама и Культобе вблизи г.Ангрена».



Ирина Ерофеева отмечает: «Ежегодно осенью самые авторитетные представители трех жузов собирались на один-два месяца на совещание... На этих собраниях… обсуждались вопросы по поводу регулирования маршрутов кочевания, разрешения различных конфликтов между родами, координации совместных усилий казахов для борьбы с внешним врагом и проч. Но политическое лидерство, безусловно, принадлежало в тот период Тауке-хану, занимавшему наиболее высокое социальное положение в кочевом обществе и выполнявшему роль официального патрона-протектора по отношению к другим казахским ханам и султанам».

Финал

«В исторической памяти казахского народа исторический опыт его правления характеризуется образным выражением «на спине овцы клали яйца», которое понималось в смысле существования определенной социально-политической стабильности и относительного народного благополучия в те тридцать лет, когда на белой кошме почетно восседал Тауке-хан в окружении авторитетных родоправителей трех жузов», - указывают историки. При Тауке-хане страна могла выставить 80-тысячное войско. Но войну с джунгарами постепенно проигрывала.

Тауке-хан стремился установить тесные контакты с Россией в поисках союзников. «Только в 1686-1693 годах Тауке-хан отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. Сохранилось письмо Тауке-хана Петру Первому, составленное в октябре 1694 года, с предложением о поддержании дружественных отношений с Россией», - пишет доктор исторических наук Турсун Султанов.



Авторы солидного научного издания «История Казахстана. Народы и культуры» (2001 г.) отмечают: «Свое многолетнее и относительно благополучное пребывание на ханском престоле Тауке обеспечивал большей частью не за счет успешного использования военной силы, а главным образом благодаря природному уму, удачно сочетавшимся в его личности с большими практическими познаниями в области обычного права казахов, врожденным талантом народного арбитра и ораторским мастерством. Эти человеческие качества способствовали быстрому росту популярности хана Тауке во всех трех жузах, где он приобрел за сравнительно короткий срок, по преданиям казахов, «знатное число подданных через редкое искусство примирять спорящих и пленять сердца даром красноречия». Последовательно проводя интеграцию всего казахского общества под своей властью, Тауке использовал для достижения этой цели широкий арсенал разнообразных тактических методов и средств и, как утверждает устная повествовательная традиция казахов, «действовал более благоразумием, опытностью, связями и искусством, нежели силою».

Алексей Гончаров, член Союза журналистов Казахстана и Казахского Географического общества

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное