Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Колонка Сергея Дуванова. Расстрел в Париже - столкновение цивилизаций?



Колонка Сергея Дуванова. Расстрел в Париже - столкновение цивилизаций?
2015-01-08 23:44 Сергей Дуванов, журналист (Казахстан)

На фото - обложка одного из номеров журнала «Шарли Эбдо». Надпись в «облачке»: «Сто ударов плетьми, если вы не умрете со смеха»

Расстрел редакции французского сатирического журнала обнажил важную проблему нашего общества – наличия в нем плохо скрываемой поддержки исламистов, которые, по версии одного из комментаторов с Фейсбука, «защищают ислам от оскорблений со стороны западной демократии».

Давайте разберемся, о каком оскорблении мусульман карикатуристами идет речь? Журналисты, что - в мечеть к ним пришли и там стали оскорблять? Вообще-то они в СВОЕМ журнале рисовали карикатуры. В своей стране, где это традиционно воспринимается как норма. Рисовали на всех: на президентов, на политиков, на звезд эстрады, на ученых, на католиков, на мусульман – на всех тех, кто в их понимании достоин того, чтобы быть смешным. Жанр такой - обязывает.

Если, скажем, в вашей семье принято вытирать ноги о коврик, на котором изображен Сталин, а в нашей он висит в красном углу, то это еще не повод, чтобы всех, кто вытирает ноги об нашего кумира, перестрелять. Лучшее, что можно сделать в этом случае, это не ходить к вам в гости. Так и в случае с журналом. Никто никому этот журнал силком не навязывал, по почте не рассылал, на заборах не развешивал. Лежал он себе на газетных развалах, кто хотел - брал, кто не хотел - проходил мимо. Обычная ситуация для Европы - не нравится журнал, не читай его.

Представляете, скольким в Украине сегодня не нравится то, что «рисуют» российские телеканалы. Вот уж где оскорбление на оскорблении, но ведь никто не едет в Останкино, не стреляет. Почему? Потому что - при всей силе накала идеологического противостояния – это все же цивилизованные люди, понимают, разницу между словом и автоматом.

Вообще ситуация интересная: их пустили в страну, дали возможность построить мечети, молиться своим богам, жить своими обычаями. Но кому-то этого показалось мало. Они решили перестроить этот европейский мир под себя и запретить приютившим их людям делать то, что они привыкли делать раньше. А чтобы дело пошло быстрее, пришли к тем, кто их высмеивал за это с автоматами, и просто убили. Потому что им не нравилось, то что они над ними смеются. Как говорится, в чужой монастырь - со своим … автоматом.

Интересно, что до них никто из людей, которых высмеивали карикатуристы, не додумался реагировать подобным образом. Карикатура - это разновидность шутовства. Обижаться на шутов, скоморохов и паяцев не принято у всех народов. Это считалось признаком не только отсутствия чувства юмора, но и невоспитанности и неотесанности. Но стрелять в художников-карикатуристов, похоже, сподобились только исламисты!

Чем продиктована эта завышенная обидчивость? Повышенной религиозной чувствительностью: мусульмане слишком болезненно воспринимают все, что касается их веры. Молодая религия, на пике своей пассионарности, претендующая на экспансию и переживающая драйв роста, требует к себе уважения со стороны тех, кто в религиозном плане уже перегорел и потерял былые претензии к окружающему миру. Для европейцев и американцев религия - это уже вторым, если не третьим, планом.

Для мусульман же любое неосторожное слово, любая двусмысленность фразы или откровенный рисунок – это уже оскорбление, требующее в лучшем случае извинений, в худшем - отмщения. Тогда как для остального мира, ушедшего в социально-культурном плане вперед, это, как правило, всего лишь повод для судебных претензий. То есть, происходит нестыковка этических норм разных цивилизаций, при которой каждая из сторон смотрит на событие со своей колокольни. Понятно, что в этом случае будет две правды, два восприятия и два решения проблемы. То есть, каждый видит свое.

Люди западной культуры в поведении мусульман видят проявление отсталости, анахронизма и дикости. Для них положение женщины в исламском обществе – это вопиющая дискриминация и нарушение гендерных прав; религиозный фанатизм и пренебрежение к правам и свободам граждан – свидетельство отсталости и архаичности общественного сознания, а стрельба по художникам, нарисовавшим что-то обидное – это просто откровенная дикость.

Мусульмане же, в свою очередь, в западном образе жизни видят культурный декаданс, нравственную деградацию и распущенность. Для них дико видеть, как одеваются и ведут себя западные женщины, им претит демократический стандарт политической жизни, уравнивающий королей, президентов, бизнесменов и таксистов, и позволяющий журналистам писать и рисовать все, что им вздумается. Для них также абсолютно неприемлема толерантность в отношении сексуальных меньшинств, которую демонстрирует Запад.

Два мира, два восприятия реальности, которые не всегда совпадают. Не совпали они и в части восприятия карикатур. В этом конкретном случае проявились два принципиальных момента, которые высветили наличие разных цивилизационных трендов в казахстанском обществе – восточно-традиционалистского и западно-демократического.

Первый момент, который поделил казахстанцев, это отношение к смерти журналистов. Одни тактично (выразив соболезнование) согласились, что журналисты заслужили смерть, так как то, на что они покусились, выше человеческой жизни. Другие считают, что независимо от того, кто в этом конфликте прав, а кто виноват – убивать нельзя. Категорически! Чисто по человечески, делать можно все что угодно: рисовать в ответ гнусные карикатуры, пытаться добиться сатисфакции через суд, в конце концов, можно просто плюнуть в лицо, а в порядке особого исключения даже набить морду (честно как на дуэли). Но убивать человека нельзя!

На мой взгляд, нет ничего глупее, чем пытаться смыть оскорбление кровью. Это удел тех, кто не понимает, что пролитая кровь отмщения остается пятном на имени того, за кого они мстят. Все чего добились сегодня террористы – это вымазали имя мусульманского пророка в крови карикатуристов. Здесь я как атеист, очень жалею, что бога нет. Потому что в противном случае наверняка он такое бы не оставил без внимания и наказал бы тех, кто подрывает имидж ислама.

Второй принципиальный момент, который важно учитывать в этой ситуации, это то, что не европейцы приехали в мусульманскую страну и пришли в мусульманский храм со своими карикатурами, чем оскорбили окружающих. На самом деле это мусульмане приехали в Европу, где карикатуристы занимались тем, что насмехались над окружающими.

Приехали, живите по существующим правилам, привыкайте к тому, что здесь принято, включая насмешки карикатуристов! Не нравится – есть два варианта. Либо добивайтесь демократическим путем запрета этих карикатур, через принятие соответствующего закона, либо езжайте туда, где таких журналов нет. А прийти в чужой монастырь со своим уставом, да еще и стрелять в тех, кто не понравился – это уже совсем не по-европейски. Боюсь, что для тех, кто этого еще не понял, на Западе настают не самые лучшие времена.

Еще один важный момент – степень ответственности простых мусульман за подобные теракты их единоверцев. Конечно, формально миллионы простых мусульман здесь не при чем. Не могут же они нести ответственность за всех отморозков, которые прикрываясь исламом, убивают людей. Но в данном конкретном случае есть специфика – у части верующих есть симпатии к тем, кто устроил эту кровавую бойню, мстя за пророка Мухаммеда. Возникает уникальная возможность понять, насколько для рядовых мусульман общечеловеческие ценности важнее их религиозных чувств. И здесь, как оказывается, все очень не однозначно.

Так, в интернете полно людей, которые пытаются возложить часть вины на журналистов, которые-де, не вняли угрозам и продолжали публиковать карикатуры, провоцируя тем самым террористов. Там же можно найти и тех, кто пытается корректно оправдать убийство журналистов тем, что они оскорбили религиозные чувства мусульман. Наконец там полно тех, кто возмущается тем, что указанный теракт связывается с исламом.

Последний пункт интересен тем, что люди пытаются дистанцироваться от теракта (что само по себе хорошо) обходя вопрос осуждения действий террористов. Логика здесь примерно такая, мол, убивать, конечно, не стоило, но в целом журналистов следовало наказать, так как они переступили границы разумного. И все это в контексте общего недоумения, дескать, а причем здесь вообще мусульмане, если террористы действовали по собственной инициативе.

Сергей Дуванов
Сергей Дуванов - известный казахстанский журналист, с января 2015 года - колумнист «Ферганы»
Точно также можно говорить о непричастности христианства к крестовым походам, когда крестоносцы, точно также обиженные на мусульман за гроб своего пророка, устроили куда большее кровопролитие. Формально христиане в Европе к этому тоже не были причастны, но ведь есть еще и нравственные категории – кровь то лилась во славу торжества христианской идеи.

Мне эта «философия непричастности» напоминает времена перестройки в СССР, когда простые коммунисты возмущались в ответ на предъявляемые к ним претензии по поводу того, что натворила КПСС за годы советской власти, включая репрессии и геноцид собственного народа. Дескать, те 28 миллионов партийцев, исправно плативших партвзносы, здесь не причем, во всем виновата партийная верхушка во главе с ЦК КПСС. Формально они были правы, но нравственно они несли ответственность за всех убитых и замученных, за развал страны и экономики. Это была их партия, которую они поддерживали как своими членскими взносами, так и молчаливым согласием с тем, что делали их партийные боссы.

Думаю, что точно так же и простые мусульмане несут определенную нравственную ответственность за поступки своих единоверцев, которые убивают людей с возгласами «Алах акбар». В этом плане их молчание более чем красноречиво. Оно наполнено желанием оправдать террористов, сделать их героями, отстоявшими честь пророка их религиозного культа. Но когда интересы культа, будь то религии, личности или политической системы становится выше общечеловеческих ценностей и демократических стандартов - это уже серьезно. Это уже свидетельствует о том, что идеологически мы с ними из разных цивилизаций.

Сергей Дуванов

Международное информационное агентство «Фергана»



В Узбекистане растут популярность Facebook и число групп по интересам
2015-01-12 09:18 ИА Фергана.Ру

В социальной сети Facebook растет число групп и сообществ, созданных интернет-пользователями Узбекистана. Судя по обзору-каталогу сайта Potrebiteli.uz, охватившего 250 узбекских FB-групп, узбекистанцы с энтузиазмом обсуждают в своих сообществах качество товаров и услуг, дают разного рода объявления, помогают друг другу с поиском работы, делятся историческими сведениями, обмениваются кулинарными рецептами, консультируют по разным вопросам и так далее.

Одним из самых крупных является сообщество Потребитель.Уз (около 26 тысяч человек), объединяющее потребителей товаров и услуг на территории Узбекистана, а также производителей и поставщиков. Участники группы публикуют фотографии и описание купленных ими продуктов и товаров, дают советы и рекомендации, делятся мнениями об услугах, товарах и отношении к клиентам той или иной компании, обмениваются контактами специалистов - от сантехников и парикмахеров до хирургов и ветеринаров. Часто и бурно в сообществе обсуждаются вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства и местного законодательства. Представители разных компаний и торговых сетей регулярно отвечают на обращенные к ним вопросы. «Потребитель.Уз сегодня стал неформальной маркетинговой площадкой, неким народным зеркалом, отражающим качество товаров и уровень сервиса на рынке товаров и услуг в Узбекистане», - резюмирует сайт-тезка, представляющий обзор FB-групп.

Популярностью среди интернет-пользователей Узбекистана, судя по количеству участников, пользуются сообщества, посвященные шопингу: «Купи-продай. Доска объявлений [Ташкент]», «Не подошло», «Интернет-базар.Ташкент», «Распродажа» и другие.

Среди кулинарных групп наиболее крупные - «Кулинарные прелести» (более 15 тысяч человек) и «Гурманомания.уз»(более 8000).

Из профессиональных сообществ самые заметные – «Юристы Узбекистана», «Профессионалы-Ташкент», «Музыканты Ташкента», «Гиды Узбекистана», «Налоговые консультанты Узбекистана» и другие.

Ситуации в сфере общественного питания посвящены группы «Общепит в Ташкенте - что/почем?», «Подайте Меню!», «Рестораны и Гостиницы Узбекистана: Критика» и тому подобные.

Знакомства, дети, животные, здоровье, тренинги, новости, вакансии, путешествия – в узбекском сегменте Facebook каждый может найти интересующее его сообщество. Или же создать свое. С полным списком попавших в поле зрения обозревателя FB-групп можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Алишер Ильхамов: «Упрощение картины мира бесперспективно»
2015-01-12 10:02 А.Ильхамов

На фото: 11 января более трех миллионов французов вышли на улицы и площади своей страны, чтобы отдать дань жертвам терактов и поддержать демократические ценности.

Серия кровавых терактов в Париже, унесших жизни семнадцати человек, продолжает оставаться наиболее обсуждаемой трагической новостью января 2015 года. Все мировые издания снова и снова возвращаются к этой теме, расспрашивая экспертов, анализируя общественные настроения и пытаясь понять, что и как изменится в Европе. Свое мнение на страницах нашего портала уже высказал казахстанский журналист и колумнист «Ферганы» Сергей Дуванов. Сегодня мы публикуем статью лондонского историка и социолога Алишера Ильхамова - как своеобразный ответ на статью российского исламоведа Алексея Малашенко, опубликованную двумя днями ранее.

Мы приглашаем и наших читателей не оставаться в стороне и высказать свое содержательное мнение на странице комментариев или на странице «Ферганы» в Фейсбуке.

* * *

Статья Алексея Малашенко вызывает у меня смешанную реакцию. С одной стороны, я слышу в его анализе вполне трезвые оценки. Действительно, невозможно отрицать того, что террористы, атаковавшие редакцию французского журнала Charlie Hebdo, являются мусульманами и сформировались политически в среде мусульманского общества. Откуда они взяли свои экстремистские взгляды? Конечно, не с потолка. Кто входил в их референтную группу? Очевидно, не древние мыслители Мусульманского Востока Аверроэс или Ибн Халдун, а какие-то имамы-мракобесы, у которых помимо Шерифа и Саида Куаши, наверное, есть и другие прихожане.

При этом правы и те мусульмане, которые утверждают (и такие голоса сегодня можно услышать повсюду), что их эти террористы не представляют и что к их Исламу эти отморозки не имеют никакого отношения. А кого они, эти Шериф и Саид, тогда представляют? И представляют ли они Ислам как таковой? Вот в этом вопросе в позиции Малашенко имеется некоторый перебор. Я думаю, было бы не совсем профессионально говорить об одном Исламе и о некоей имманентно присущей ему сущности, не меняющейся со временем. На самом деле, исламов, точнее его версий, много, и среди них есть как радикальные, экстремистские, так и вполне миролюбивые. Я бы предложил рассматривать Ислам, наряду с остальными религиями, в качестве социального конструкта, точнее, набора социальных конструктов. В этих постоянно оспариваемых и меняющихся конструктах проецируется современное мусульманское общество и те нарративы, которые разного рода духовные, интеллектуальные и политические лидеры производят периодически, при этом конкурируя между собой за право представлять истинный Ислам.

Малашенко пишет, что «религия – это мощная конкурентная культурная и политическая система, которая борется за собственную правоту». На самом деле, борются за свою правоту разные индивидуалы, группы и сообщества, выдвигающие свое видение религии и мира, а не религии как таковые. Именно поэтому это эссенциалистское понимание религии (от слова essence, то есть, сущность: имеется в виду, что каждой религии якобы присуща раз и на всегда данная - и часто воображаемая - сущность) и ведет Малашенко к вытаскиванию на свет устаревшей, пропахшей нафталином и давно раскритикованной хантингтоновской идеи (по имени ее автора - Самуила Хантингтона) конфликта цивилизаций. «Это самый настоящий конфликт цивилизаций, - пишет Малашенко, говоря о реакции людей на Западе на теракты в Париже. - Ведь те сотни тысяч людей по всей Европе, которые выходят сейчас на улицы, – они выходят не столько против нескольких конкретных террористов, они (подсознательно, конечно) выходят против всего ислама». Любопытно, как это Малашенко удалось проникнуть в подсознание сотен тысяч людей, вышедших на улицы выразить солидарность с журналом. Это, наверное, потребовало от него неординарных экстрасенсорных способностей.

Читайте также:

Статья Оливье Руа
Статья французского профессора Оливье Руа «Страх перед несуществующим сообществом». Открытая Россия, 11 января 2015 г.
Я думаю, эта попытка проинтерпретировать текущие события в духе концепции конфликта цивилизаций является довольно сомнительной, ведущей к неадекватным выводам и, что еще хуже, к неадекватным действиям. Вспомним, как Джорж Буш, который тоже, находясь под большим впечатлением этой же идеи конфликта цивилизаций, затеял глобальную войну с терроризмом и дал добро на применение пыток против задержанных подозреваемых. В итоге, война в Ираке, начавшаяся под надуманным предлогом, оказалась катастрофичной для репутации США как мирового лидера и, в конечном счете, отвергнутой самим американским обществом.

Я думаю, нам все-таки надо различать Ислам от Мусульманского мира, то есть, от совокупности конкретных мусульманских сообществ, и понимать, что каков этот мир со всеми его с социальными противоречиями, таков и «Ислам». Если мы хотим видеть меньше экстремизма в Исламе, то нужно помочь мусульманскому миру лечить свои язвы. А этими язвами являются социальная несправедливость, отсутствие гражданских свобод, подавление стремления населения к демократии и свободе выбора. Да, я не оговорился: мусульманские народы не меньше хотят свободы, демократии и справедливости, чем население западных стран. Не соглашаться с этим означало бы ассоциировать себя с ориентализмом в духе Редьярда Киплинга, у которого Восток и Запад никогда не сойдутся. Выдающийся палестинский мыслитель Эдвард Сайид в свое время подверг критике колониалистские заигрывания Запада с Востоком, а Бенедикт Андерсон в своей работе «Воображаемые сообщества» поставил кол на эссенциалистских взглядах на нации, что можно с таким же успехом проделать и по отношению к пониманию религий как воплощений неизменных сущностей.

Я думаю, что крах демократического процесса в Египте является одной из главных причин того, что многие мусульмане, разочаровавшись в безразличии Запада к тому, как была растоптана демократия в Египте, влились в ряды тех, кто призывал их не верить Западу и обратиться к альтернативе тому миру демократии, который Запад олицетворяет.

Считаю, что нет военного решения проблемы «исламского» экстремизма и терроризма, к которой вольно или невольно толкают сторонники конфликта цивилизаций. Опыт операции в Афганистане уже это доказал. А толкают к эксклюзивно силовому решению проповедники войны миров, утверждая о неизменности Ислама как цивилизации, подменяя при этом понятия «Ислам» и «Мусульманский мир».

Решение проблемы лежит скорее в интеграции мусульманских сообществ в мир демократии, в систему демократических ценностей. Для самих мусульманских обществ это означает смену авторитарных режимов (конечно, изнутри, а не снаружи), этих вольных или невольных рассадников мракобесия. Для Запада это означает перестать поддерживать автократии в мусульманском мире под разного рода геополитическими предлогами, а наоборот, помогать проводить там реформы по раскрепощению общественных сил. По мере этого процесса интеграции и будет исчезать – постепенно, не сразу, – та нетерпимость, которую мы иногда видим среди мусульман по отношению к индивидуальной свободе самовыражения.

Алишер Ильхамов
Алишер Ильхамов
Некоторые возразят, указав на то, что те сотни и даже тысячи молодых мусульман, которые уже родились на Западе в условиях демократии, тем не менее поддались на пропаганду глобального джихадизма и вступили в его ряды. Я думаю, это во многом связано с той же проблемой интеграции. Видимо, недостаточно родиться в условиях демократии, чтобы в нее интегрироваться успешно. Многим мусульманам в странах Запада это удается, но не всем. Это мало изученный феномен, но ясно, что он связан с социальной неустроенностью некоторых мусульманских общин, например, в пригородах Парижа, ползучей сегрегации, когда эти общины оказываются замкнутыми на самих себя, и вытекающей отсюда проблемой социально-культурного отчуждения.

Как признался один из британских мусульман, проинтервьюированных газетой Гардиан, «я не ощущаю себя британцем. В равной степени я уже не ощущаю себя принадлежащим и к своей исторической родине – Пакистану, когда туда езжу». Такие, как он, часто оказываются в некотором вакууме с точки зрения чувства принадлежности, испытывают кризис идентичности, начинают ненавидеть общество, в котором они живут, из-за того, что оно их «не приняло». В такой ситуации чувство идентичности им может дать глобальный ислам экстремистского толка, потому что он подводит идеологическую основу под их ощущение экзистенциального дискомфорта и предлагает свое «лечение». Таких, отколовшихся, немного, а те, кто попадается на удочку джихадизма, часто клюют и на вполне меркатильно-земные соблазны, например, устроить себе рай на этой земле, купив себе гарем из наложниц, поскольку ИГИЛ обещает ему такие бенефиты. Как бы то ни было, корень проблемы в случае таких отколовшихся от западного мира состоит не в Исламе как таковом, а опять-таки в состоянии общества и социальной среды, в которой они сформировались. Поэтому решение проблемы лежит опять-таки в поиске более успешных путей социально-экономической и социально-культурной интеграции, пути которой в условиях современного западного общества имеют свои особенности, отличные от остального Мусульманского мира. Но и отрывать друг от друга эти миры, мусульманские общины на Западе и Мусульманские общества в развивающихся странах, тоже нельзя. Разобраться в этом клубке взаимоотношений нелегко, а иногда и не сулит немедленных политических дивидендов в борьбе между партиями (в странах Европы, где набирают влияние ксенофобские крайне-правые партии). Но и идти по пути дихотомического упрощения картины мира совершенно бесперспективно.

Алишер Ильхамов, историк, социолог, ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS)

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: Верховный суд признал течение «Салафия» экстремистским
2015-01-12 11:58 ИА Фергана.Ру

Верховный суд Таджикистана признал религиозное течение «Салафия» экстремистской группировкой, сообщает 12 января «Азия-плюс». По словам председателя аппарата Верховного суда Хабибулло Амирбекзода, такое решение было вынесено 8 декабря 2014 года.

Теперь последователи «Салафии» будут преследоваться по статьям 307.1, 307.2, 307.3 Уголовного Кодекса Таджикистана, касающимся экстремистской деятельности и предусматривающим наказание от штрафа до 12 лет заключения в зависимости от тяжести преступления.

Напомним, в 2009 году течение «Салафия» в Таджикистане было запрещено.

Салафия - направление мусульманской мысли, которое призывает ориентироваться на пример пророка, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бида) и отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком («Исламский энциклопедический словарь», «Википедия»).

С 2006 года по предложению генеральной прокуратуры Таджикистана в список запрещенных включено десять организаций, в том числе «Аль-Каида», Исламское движение Узбекистана (ИДУ), «Джамоати Таблиг», «Талибан», «Точикистони озод», «Хизб ут-Тахрир» и другие.

Международное информационное агентство «Фергана»



США: ФБР предоставило в суд доказательства вины узбека-беженца Фазлиддина Курбанова, обвиняемого в терроризме
2015-01-12 12:26 ИА Фергана.Ру

Фазлиддин Курбанов
Фазлиддин Курбанов
Задержанный в США Фазлиддин Курбанов, обвиняемый в терроризме, якобы сказал информатору из ФБР, что он намеревался взорвать американскую военную базу. Как сообщает портал штата Айдахо KTVB, Курбанов признал, что хочет убивать военных и что у него есть бомбы. Разговоры эти были тайно записаны агентом ФБР и представлены в суд, однако федеральный судья Эдвард Дж.Лодж, который в четверг, 8 января, провел слушания по делу Курбанова, так и не сказал, будет ли учитывать эти показания агента ФБР.

Судья Лодж даст свое письменное заключение по этому вопросу 29 января, а пока он выяснял, добровольно ли Курбанов признал свою причастность к Исламскому движению Узбекистана и правильно ли слова Курбанова были переведены с узбекского. Адвокат Курбанова Чарльз Петерсон заявил суду, что у Курбанова до сих пор был единственный опыт общения с судебной системой - во время допроса на родине, в Узбекистане, когда власти обязали его отвечать. Петерсон также отметил, что Курбанов попытался заявить о присутствии адвоката на допросе, но спецагент подтвердил, что адвоката во время разговора с Курбановым не было. По словам агентов, Курбанова предупредили, что он имеет право не отвечать на вопросы, однако Курбанов охотно давал показания, «даже с энтузиазмом», хотя и менял их несколько раз по ходу допроса.

Допрос агентами ФБР закончился после того, как стало известно, что Курбанову предъявлено обвинение в Штате Юта: в обвинительном заключении утверждалось, что Курбанов провел десять дней, вербуя новых членов ИДУ и обучая их изготавливать самодельные взрывные устройства для использования в общественном транспорте.

Когда Курбанову сообщили о предъявленных в Юте обвинениях, он потребовал адвоката и отказался отвечать на вопросы.

В суде переводчик от ФБР Тимур Хакбердиев подтвердил, что в состоянии понять и правильно интерпретировать то, что Курбанов и агенты ФБР говорили друг другу.

Напомним, что Фазлиддин Курбанов прибыл в Бойсе (США) в качестве беженца в 2009 году, арестован в мае 2013 года. Летом того же года слушания по его делу были отложены на год и возобновились только в декабре 2014-го. Курбанов обвиняется в вербовке людей, поставкам программного обеспечения и денежных средств Исламскому движению Узбекистана. Ранее сообщалось, что полиция нашла в квартире Курбанова боеприпасы и взрывчатые компоненты, были изъяты многочисленные жесткие диски, компьютеры и телефоны. Агент ФБР, который передал разговор Курбанова о возможной цели - военной базе США - был среди тех, кому Курбанов показывал, как изготавливать бомбы.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Таможня приостановила выдачу почтовых отправлений, поступивших через DHL, FedEx, Atlantic Express
2015-01-12 13:27 ИА Фергана.Ру

Узбекистаон почтаси
С 6 января 2015 года Государственный Таможенный комитет (ГТК) Узбекистана прекратил выдавать гражданам посылки, поступившие в страну через такие почтовые службы, как DHL, FedEx, Atlantic Express, сообщает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода)

«Шестого января мы получили устное уведомление от сотрудников таможни, что оформление почтовых отправлений товаров, приобретенных гражданами Узбекистана за рубежом через онлайн-магазины, временно приостановлено», — рассказал агентству РИА Новости представитель узбекского отделения Atlantic Export Inс, одного из крупнейших операторов онлайн-торговли в республике.

Как пояснил «Озодлику» представитель ГТК, приостановление выдачи посылок связано с ожиданием правительственного распоряжения, согласно которому, по слухам, таможенными пошлинами и сборами будут облагаться ввозимые в Узбекистан товары, в том числе в виде почтовых отправлений, стоимостью до 1000 долларов, раньше они налогом не облагались.

«Говорят, должны поступить документы. Но неизвестно, когда. Как только придут документы, начнем выдавать посылки. Говорят, могут поменять порядок получения посылок без декларации до 1000 долларов. Но пока неизвестно, каким налогом они будут облагаться», - сказал представитель ГТК.

При этом, как сообщил сотрудник отдела оформления международных отправлений государственного предприятия «Узбекистон почтаси» («Почта Узбекистана»), у этой службы проблем с выдачей посылок нет.

«Задерживаются только посылки, приходящие через частные почтовые компании. А посылки через государственное предприятие «Почта Узбекистана» продолжают проходить в установленном порядке. Товары в посылках стоимостью до 1000 долларов или в количестве одного экземпляра, как и прежде, проходят через нашу почту. Например, если цена телевизора или телефона не превышает 1000 долларов и в посылке они только в одном экземпляре, то они не подлежат таможенной пошлине. А посылки частных почтовых компаний все задержаны», - сказал собеседник «Озодлика».

Источник в правительственных кругах Узбекистана пояснил РИА Новости, что деятельность операторов интернет-торговли подпадает под курьерские услуги, которые не являются видом почтовой связи, и товары, поставляемые через них, должны облагаться сбором при таможенном оформлении.

* * *

Любопытный момент: по сведениям «Озодлика», в 2007 году 35 процентов акций «Узбекистон почтаси» приобрела зарегистрированная в Гонконге компания Phoenix, связанная со старшей дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой и оформленная на ее помощницу Екатерину Клюеву. В феврале прошлого года Клюева была арестована вместе с осужденными позже другими соратниками «узбекской принцессы» Гаяне Авакян и Рустамом Мадумаровым. О судьбе Клюевой пока не сообщается.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: В Калачах очередная вспышка сонной болезни; столичные врачи считают это проявлением застарелых заболеваний
2015-01-12 13:33 ИА Фергана.Ру

5 января 2014 года стало известно, что в селе Калачи (Казахстан) - новая волна сонной болезни: за последние две недели, как передавал телеканал КТК, в общей сложности 40 человек впали в многодневный сон.

Таинственное заболевание сразило даже россиянку, которая приехала в Калачи погостить. Все пострадавшие получили помощь в есильской больнице. Четыре пациента были отправлены в Астану.

Однако Тенгри.Ньюс сообщает, что столичные врачи считают причиной внезапно возникающих сонных состояний «букет заболеваний», который уже был у пациентов.

«У всех этих пациентов имеются острые неожиданные заболевания», - отметил глава Национального научного медицинского центра Абай Байгенжин. Он сказал, что у поступивших пациентов имеется отягощенное в разной степени состояние внутренних органов, сосудов и нервной системы, метаболические нарушения - сахарный диабет, атеросклеротические поражения сосудов. У троих пациентов имеется хроническая недостаточность мозгового кровообращения различной степени, при этом у двоих - тяжелой степени с выраженными морфологическими изменениями головного мозга; у четвертой пациентки имеется хроническая анемия выраженной степени со значительным снижением уровня железа в сыворотке крови.

При этом Байгенжин отметил, что врачи не нашли посторонних факторов воздействия: с момента заболевания до момента поступления (в больницу) прошло достаточно продолжительное время, за которое следы токсического воздействия, даже если они и были в крови, то «давно уже улетучились». Байгенжин, однако, все же не исключил, что «имеется какой-то фактор воздействия, но какой именно, врачи не знают.

«Эти заболевания, по нашим данным, у каждой из заболевших женщин - минимум 10 лет. Застаревшие проблемы. С каждым годом дают обострение. И потом все-таки надо сказать, уровень медицины, к сожалению, на селе, как бы мы не декларировали, он не может сравниться с уровнем медицины в столице, поэтому, естественно, я думаю, в любом поселке, если так сейчас покопаться, таких больных можно найти», - неожиданно сказал Абай Байгенжин.

Заметим, однако, что сонная болезнь поражает жителей именно Калачей, а не «любого поселка».

Напомним, что с марта 2013 года в селе Калачи Есильского района Акмолинской области зарегистрирован 101 случай заболевания, которое врачи называют «энцефалопатия неясного генеза»: люди внезапно погружаются с сон, который может продлиться несколько дней. Врачи не могут установить причины заболевания, которое сопровождается головокружением, сонливостью, нарушением координации, иногда - нарушением психики и галлюцинациями. Симптомы могут пройти бесследно через 2-3 дня, но иногда пострадавшие чувствуют общее ухудшение самочувствия уже после выписки. Жители села, перенесшие болезнь (более 60 человек) отмечают, что с каждым годом течение заболевания осложняется: если раньше заболевшие люди просыпались без заметных последствий, то теперь у них появляются галлюцинации, дети становятся раздражительными.

Различные специалисты второй год проводят исследования, однако точная причина возникновения болезни не установлена. В настоящее время межведомственная комиссия вновь занимается всесторонними исследованиями, в том числе производит замеры инертных газов в местности. Аким (глава администрации) Акмолинской области Сергей Кулагин признал, что Калачи - «очень большая проблема», и что жителей нужно переселять.

Международное информационное агентство «Фергана»



Видеолекторий «Ферганы»: Музей Сергея Есенина в Ташкенте
2015-01-12 15:14 Фергана

За пределами России один из первых есенинских музеев был создан в Ташкенте по инициативе «снизу» более 30-ти лет назад. Благодаря тому, что Есенин в 1921 году посетил Ташкент, и это оказало на его творчество очень серьезное влияние, краеведам удалось собрать интереснейшие свидетельства пребывания национального русского поэта на территории Узбекистана.

Организованный на основе собранных артефактов, Музей Сергея Есенина в настоящее время играет в столице Узбекистана роль русского культурного центра. Одновременно музей является методическим центром для повышения квалификации преподавателей русского языка – как в русских, так и в узбекских школах страны. Особенно интенсивная работа по пропаганде русского языка и русской культуры, поэзии стала проводиться в музее после обретения Узбекистаном независимости.

Об истории пребывания великого русского поэта в Ташкенте - в очередной лекции краеведа, историка, научного сотрудника Государственного Музея Сергея Есенина в Ташкенте Бориса Голендера.

Все лекции ташкентского журналиста, историка и краеведа Бориса Голендера смотрите на канале информагентства «Фергана.Ру».

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Назначен новый спикер парламента, партии разобрали парламентские комитеты
2015-01-12 15:46 ИА Фергана.Ру

Нурдинжон Исмаилов
На первом пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана, состоявшемся 12 января 2015 года, спикером избран 54-летний Нурдинжон Исмаилов, который представляет Народно-демократическую партию, а с июня 2012 года является государственным советником президента республики по сотрудничеству с парламентом, политическими и общественными организациями.

Как сообщала ранее газета Голос Узбекистана, Исмаилов родился в 1959 году в Учкурганском районе Наманганской области. Окончил юридический факультет Ташкентского государственного университета (ныне — Национальный университет Узбекистана), кандидат юридических наук.

В 1980-1985 годах работал на различных должностях в органах Наманганской областной прокуратуры, затем до 1989 года возглавлял Наманганское областное управление юстиции. В 1995 году после избрания депутатом парламента работал заместителем председателя, председателем Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Олий Мажлиса, в 2001-2012 годах руководил Экспертной группой по связям с органами законодательства и судебной власти Аппарата президента Узбекистана, председательствовал в парламентском комитете по законодательству и судебно-правовым вопросам.

В предыдущем созыве нижнюю палату парламента Узбекистана возглавляла Дилором Ташмухамедова.

Заместителями Исмаилова назначены руководители парламентских фракций - Содикжон Турдиев (УзЛиДеП), Сарвар Отамуродов («Миллий тикланиш»), Хатамжон Кетмонов (НДПУ) и Наримон Умаров («Адолат»).

На заседании 12 января были избраны и председатели парламентских комитетов с учетом полученных партиями мест. Победитель избирательной гонки УзЛиДеП (52 мандата) получила право возглавлять четыре комитета - по бюджету, банковским и финансовым вопросам (Адхамжон Шадманов), по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи (Бахром Ниезматов), по законодательству и судебно-правовым вопросам (Дониер Абдукадиров), по вопросам сельского и водного хозяйства и продовольствию (Тулкин Эшназаров).

Партии «Миллий тикланиш» (36 мандатов) достались три комитета: по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан (Акмал Саидов), по международным делам и межпарламентским связям (Улугбек Мухаммадиев), по печати и информации (Илхом Абдуллаев).

Представители НДПУ (27) возглавили два комитета: по вопросам безопасности и обороны (Рустам Комилов), по труду и социальным вопросам (Екуб Умаров).

Партия «Адолат» (20) и Экологическое движение Узбекистана (15) получили право возглавить по одному комитету - по вопросам науки, образования, культуры и спорта (Алишер Шадманов) и комитет по вопросам охраны окружающей среды и природы (Борий Алиханов).

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное