Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Таджикистан: Пенсионерка отдала все свои накопления на строительство двух автомобильных переездов



Таджикистан: Пенсионерка отдала все свои накопления на строительство двух автомобильных переездов
2015-09-03 18:38 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Жительница села Метк Ганчинского района Согдийской области Таджикистана, пенсионерка Норбиби Дустмуродова отдала все свои средства, которые много лет копила для совершения хаджа (паломничества в Мекку), на строительство двух селеотводных сооружений и автомобильных переездов над ними, сообщает «Азия-плюс».

По словам Норбиби Дустмуродовой, в течение 16 лет она откладывала определенную часть своего пенсионного пособия и доходов от фермерской деятельности с намерением совершить паломничество в святыни ислама – Мекку и Медину. Но в итоге женщина приняла решение отдать все свои сбережения на строительство селеотводов и участков автодороги через овраг, который в период дождей затапливается и отрезает автомобильное сообщение между двумя селами. «Видя, с какими трудностями и мучениями сталкиваются местные жители из-за отсутствия мостов, особенно в сезон дождей и селей в нашей горной местности, я решила на собранные 105 тысяч сомони (около $16,5 тысяч) построить два моста. Надеюсь, что Всевышний примет мои благие намерения вместо хаджа в святые места», - сказала пенсионерка.

Выступая на церемонии введения в эксплуатацию этих участков автодороги, которые соединили села Метк и Хишекат Ганчинского района, глава Согдийской области Абдурахмон Кодири назвал инициативу этой женщины-мецената «подвигом и примером для подражания для других». В знак благодарности Кодири подарил Норбиби Дустмуродовой телевизор и отрезы национальных тканей – атласа и адраса.

По словам одного из очевидцев мероприятия, селепровод и автодорога были построены самими местными жителями методом хашара (совместный благотворительный труд. – Прим. ред.) с привлечением специалистов-мостостроителей. В том же селе Мерк глава области открыл медпункт центра здоровья, который также был построен методом хашара работниками центра и жителями села.

Следует отметить, что совершение хаджа является одним из пяти столпов ислама, обязательных к выполнению для любого мусульманина, наряду с постом в священный месяц Рамазан (Рамадан), признанием единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, соблюдением пятикратного намаза и закятом – регулярной милостыней малоимущим. Многие таджикистанцы, особенно пожилые, копят деньги на хадж всю жизнь и готовы отдать свои последние сбережения на совершение паломничества к святым местам, поскольку хадж – весьма дорогостоящая поездка.

С каждым годом цена поездки к святыням в национальной валюте возрастает. Так, в 2015 году стоимость хаджа для таджикских паломников составила около 23 тысяч сомони ($3600), годом ранее - чуть более 18 тысяч сомони. Согласно квоте, выделенной Саудовской Аравией Таджикистану, святые места в этом году посетят 6300 таджикистанцев, первая группа которых на днях уже вылетела в Джидду. В нынешнем году Комитет по делам религии и упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов при правительстве республики принял решение о запрете совершения хаджа гражданами, не достигшими 35 лет. Это сделано из-за ограниченного количества квот – чтобы увеличить шансы на совершение паломничества для более старших по возрасту людей, ожидающих своей очереди.



Ташкентский тракторный завод: Кому я должен, всем прощаю
2015-09-04 00:02 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Промышленный гигант сельхозмашиностроения Узбекистана, Ташкентский тракторный завод (ТТЗ), который работал долгие 73 года, нынешней весной прекратил свое существование: в марте 2015 года Хозяйственный суд Ташкента санкционировал процедуру банкротства ТТЗ. Ликвидация ТТЗ планировалась давно: еще год назад, в мае 2014 года, президент страны Ислам Каримов подписал постановление о создании холдинговой компании агропромышленного машиностроения (ХК «Узагропроммашхолдинг»), куда вошли АО«Ташкентский завод сельскохозяйственной техники» (на базе ликвидируемого ТТЗ) иАО«Чирчикский завод сельскохозяйственной техники» (на базе также ликвидируемого ОАО «Чирчиксельмаш»). Предполагается, что Ташкентский завод сельхозтехники (ТЗСХТ) займется производством тракторов, прицепов ихлопкоуборочных машин, а Чирчикский завод - выпуском современной навесной иприцепной сельскохозяйственной техники.

Как сообщалось в СМИ, 2 апреля 2015 года на внеочередном собрании акционеров АО «ТТЗ» было принято решение высшего органа управления о передаче на безвозмездной основе долей ОАО «ТТЗ» в уставном фонде совместных и унитарных предприятий: ОООUzClaasAgro в размере 5,1 млрд. сумов (51%), ООО KB-Uzagroteh» в размере 52 млн. сумов (26%), а также УП СКБ «Трактор» в размере 61,1 млн. сумов (100%) по номинальной стоимости хокимияту (мэрии) Ташкента для последующей передачи холдинговой компании «Узагропроммашхолдинг».

Ташкентский тракторный завод был создан в 1942 году на базе эвакуированного предприятия. В советское время ТТЗ специализировался на выпуске хлопководческих иуниверсально-пропашных тракторов. Проектная мощность предприятия— 12тысяч тракторов иболее 13тысяч прицепов, выпускаемые машины были относительно дешевыми и пользовались хорошим спросом. Основными потребителями были сельскохозяйственные предприятия внутри страны, на экспорт шло около 15% продукции, основными импортерами были соседи по региону.

Последнее время мощности предприятия были загружены только на 20%, сообщала Газета.Уз. Завод несмог привлечь запланированные 36млн долларов для организации производства новой сельхозтехники — трактора нового поколения мощностью до110лошадиных сил.

По данным экспертов, емкость узбекистанского рынка сельхозтехники оценивается в 10 тысяч единиц в год (в том числе около пяти тысяч тракторов и порядка 500 комбайнов). Реальный же выпуск ТТЗ последних лет не превышал 2,5 тысяч единиц.

Правительство заявляло, что принимаемые меры (банкротство ТТЗ и создание нового агрохолдинга) «направлены на стабилизацию финансового положения предприятий отечественного сельскохозяйственного машиностроения». А что получилось в результате?

Сокращения и долги по зарплате

Как удалось узнать «Фергане», из некогда огромного коллектива в 2500 человек после начала процедуры банкротства на заводе осталось (пока) около 200 работников, которые относятся к категории материально ответственных лиц. На новый «Ташкентский завод сельскохозяйственной техники» (ТЗСХТ) взяли 651 человека. Остальным сотрудникам ТТЗ дипломатично указали на дверь – нет вакансий.

Многие из уволенных не видели своих зарплат с ноября 2014 года. Люди выживают, как могут: продают на рынках вторсырья домашние старые вещи, нехитрую утварь. Очень многих видели торгующими на рынке «Янгиабад».

логотип ТТЗ
Логотип Ташкентского тракторного завода
«И завод жалко, и людей, для которых решение о ликвидации ТТЗ прозвучало, как гром средь ясного неба, хотя слухи ходили уже давно, - говорит не пожелавший представиться служащий, уволенный в принудительном порядке. – Ведь найти прилично оплачиваемую работу в Узбекистане сегодня - задача практически невыполнимая. С нами до сих пор, начиная с ноября прошлого года, не рассчитались за трудодни, у многих задолженность по зарплате превышает 10-15 миллионов сумов. А как людям выживать - судя по нулевой реакции начальства, это никого не волнует».

По его словам, заработную плату выплатили лишь частично: деньги получили 69 беременных женщин и те, кто получил увечья на производстве. На все вопросы о долгах-выплатах руководство только пожимает плечами: денег на зарплату, задолженность по которой составляет уже не один миллиард сумов, пока не предвидится. Да и откуда им взяться в стране, где даже пенсионерам - и тем едва «наскребают по сусекам»? А долги, между тем, имеют свойство только расти…

По словам другого источника «Ферганы», который и сегодня работает на бывшем ТТЗ, завод рассчитался с рабочими по январь этого года включительно, но некоторые подразделения: отдел главного метролога, типография, некоторые инженерно-технические отделы – еще не получили денег аж за октябрь 2014-го. «Раньше, два-три года назад, тоже задерживали зарплату на три месяца, - рассказал собеседник «Ферганы». – Я на ТТЗ уже девять лет работаю. Но заказы на продукцию тоже всегда были на два-три месяца вперед, выпускали от 50 до 200 тракторов в месяц. Зарплата была сдельной, и работники стремились выполнить план. Сейчас же все сидят на «голых» и крайне маленьких окладах: наладчик станков и манипуляторов с ЧПУ (крайне редкая и востребованная специальность) получает 650-800 тысяч сумов, тогда как при сдельной оплате год-два назад он получал и 800 тысяч, и миллион…»


ХУМ на базе трактора ТТЗ-80

«Сейчас тем, кто работает на ТЗСХТ, платят вовремя, но все деньги переводят на карточку, - продолжил наш собеседник. - У рабочих «смешные оклады», однако мастера и начальники среднего звена получают неплохо. При прежней сдельно-премиальной системе рабочие могли получать больше начальства. А вообще что происходит на ТТЗ, никто толком не понимает – как будто мы работаем на секретную службу. Дело ОАО «ТТЗ» о ликвидации на днях было передано в прокуратуру, до декабря нынешнего года должны окончательно закрыть все вопросы. Однако до сих пор за Ташкентским тракторным есть задолженности по заработной плате и перед поставщиками комплектующих и энергоносителей (жидкое топливо, газ, электроэнергия)».

Как удалось выяснить, в настоящее время на ТТЗ работает ликвидационная комиссия. Как рассказал бывший сотрудник Ташкентского тракторного завода, комиссия проводит аукционы, чтобы погасить хотя бы частичную задолженность по зарплате. С молотка уходят станочное и прочее оборудование, заводской инвентарь. Покупатели – директора немногочисленных промышленных предприятий республики, еще остающихся на плаву.

«Руководство предприятия стремится к обеспечению своих работников достойной заработной платой. Также ведется работа по техническому перевооружению, что позволит обеспечить работников более комфортными условиями труда», - заявлялось ранее на официальном сайте предприятия до недавних пор. А теперь сайт недоступен для пользователей...

Новые корейские трактора

По информации источника, осведомленного о процессе ликвидации, дела с открытием нового предприятия взамен «исчерпавшего ресурс» старого не так уж и плохи. Да, есть, конечно, проблемы с долговыми выплатами, ряд других сопутствующих (у кого их нет), но в целом новый завод «расправляет крылья».

«На сегодняшний день, к примеру, нашим заводом сельхозтехники уже отправлено в Республику Каракалпакстан 200 штук экспериментальных образцов тракторов новых модификаций, которые будут задействованы при хлопкоуборочной страде. В испытательных целях каждое районное МТП-МТС (машинно-тракторный парк и машинно-тракторная станция – ред.) также получит по одному новому трактору. Учитывая непростые обстоятельства с платежеспособностью машинно-тракторных парков, принято решение о бесплатном распределении всей этой партии машин. После окончания сезона уборочных работ они должны будут возвращены назад», - прокомментировал ситуацию собеседник «Ферганы» на условиях анонимности. По его словам, сельскохозяйственную технику в ТЗСХТ собирают из «корейских запчастей».

«Прямой преемник ТТЗ - ОАО ТЗСХТ – пытается наладить крупноузловую сборку тракторов корейского производства, которые выходят у нас под маркой «TTZ LC 100 H», - рассказал «Фергане» на условиях анонимности человек, работающий на ТТЗ. - Но из-за дороговизны, ненадежности и проблем с сервисным обслуживанием дехкане крайне настороженно относятся к покупке данного трактора. 200 таких машин, действительно, отправили в Каракалпакию – как я понял, это и был госзаказ на весь сезон. Еще 50 машин уйдут в Туркмению. Заказов вообще крайне мало, за этот год в мае месяце ОАО ТЗСХТ отправляло 90% сотрудников в неоплачиваемый отпуск (заставив писать заявления «по собственному желанию»). Сейчас собираем 250 хлопкоуборочных машин МХ-1,8 на базе корейских тракторов, что будет потом – никто не знает, потому что заказов нет».

На вопрос, занимается ли завод «отверточной сборкой» и кто, кроме Кореи, является поставщиком запчастей, собеседник ответил так: «Еще в прошлом году мы сдали более 500 машин с нашими, а не корейскими тракторами. А теперь – да, в основном корейские. Трактора к нам приходят на 90% готовые, у нас доделывают только мелочь. Крупные машинные узлы приходят Кореи, листовой металл – из России, покрышки поставляют либо Казахстан, либо Китай. Литейный цех, который был на ТТЗ, продолжает номинально существовать якобы в виде отдельного предприятия, но я не слышал, чтобы они чем-то занимались последние год-полтора. Кузнечный цех вошел в состав нового завода, но тоже не слышал, чтобы там что-то ковали, хотя твердо ничего не скажу: новое руководство крайне экономно относится к затратам энергии, возможно, они печи включают только в случае крайней необходимости».


Хлопкоуборочные машины на базе корейских тракторов

* * *

Еще в июне в прессе распространили информацию, что осенью 2015 года на хлопковые поля Узбекистана выйдут 2232 хлопкоуборочные машины. Оказалось, что в настоящее время из производимых в Узбекистане 3,4 млн тонн хлопка-сырца лишь пять процентов собирается машинным способом, но в течение ближайших пяти лет этот показатель будет доведен до 50-60 процентов. Еще два года назад премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев был более оптимистичным: в 2013 году на прошедшей в Узбекистане ежегодной хлопковой ярмарке он заявлял, что через два-три года, то есть в 2015-2016 годах, машинами будет собираться восемьдесят и даже девяносто процентов хлопка. Однако рассказы узбекских фермеров, прекрасно осведомленных о внутренней ситуации и экономических проблемах, ставят под глубокое сомнение осуществление «наполеоновских планов» в вопросе о «повсеместной механизации» хлопкоуборочного процесса.

Задумывался ли премьер-министр, что его слова косвенно подтверждают тот факт, что в Узбекистан откатился назад на три десятка лет? Даже неспециалистам хорошо известно, что во второй половине 1980-х годов в республике, которая тогда еще входила в состав СССР, как раз половина всего хлопка и собиралась машинами. И в те годы на полях Узбекистана работало свыше 40 тысяч хлопкоуборочных комбайнов…

Увы, банкротство ТТЗ – не первый и не последний случай, когда ранее процветавшее промышленное предприятие объявляется «ненужным балластом». На памяти столичных жителей подобных примеров – хоть отбавляй: заводы ТАПОиЧ, «Ташсельмаш», «Ташхиммаш», «Фотон», «Юлдуз», «Зенит», обувная фабрика на площади Бешагач, на месте которой относительно недавно вырос частный торгово-развлекательный центр «Next».

Перед обретением независимости в Ташкенте действовало 300 с лишним промышленных предприятий, на которых работало более двухсот тысяч человек. Можно ли сделать вывод, что независимому Узбекистану не нужны собственные предприятия с новыми технологиями и грамотными специалистами? Может, проще закупать за рубежом готовую продукцию или запчасти, тем более что в этом случае обязательны «откаты века»…



В избранное