Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Президент Атамбаев наградил активистов, спасавших людей во время июньских событий 2010 года, именными часами



Кыргызстан: Президент Атамбаев наградил активистов, спасавших людей во время июньских событий 2010 года, именными часами
2015-06-10 11:23 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

10 июня президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев встретился с гражданами, проявившими личное мужество в спасении людей во время июньских событий 2010 года, и наградил их именными часами Президента Кыргызской Республики.

Именные часы из рук главы государства получили Оморбек Акимбаев, Курманбек Ахмедов, Муззафар Исаков, Бактыкан Кубатбекова, Назира Мамытова, Карамат Нишанбаева, Абдумалик Султанходжаев, Токтокан Турганбаева, Бахадыр Холматов, Николай Шваба, Байгазы Эрматов и Жакшыбай Жороев.

В ходе встречи он сказал, что это именно те люди, которые в числе других спасли жизни сотен граждан страны (цитата по 24.kg). «Амдумалик Султанходжаев прятал 6 семей разных этносов (русских, кыргызов, узбеков), раздавал муку семьям, где прятались люди. Николай Шваб прятал несколько семей разных национальностей. Байгазы Эрматов три дня прятал и содержал 45 детей и 12 взрослых, большинство из которых узбеки, а также курды, таджики и турки. В трудные для страны времена они показали себя настоящими людьми. И таких людей много. Благодаря им сохраняются мир и благополучие в Кыргызстане», - сказал президент.

«Вот кто национальные герои! А не те, кто бьет себя в грудь и называет патриотом, фактически разжигая межконфессиональную рознь», - отметил глава государства.

Список удостоенных именных часов составлялся в администрации президента. Не совсем понятно, по какому именно признаку отбирались претенденты. По словам источников «Ферганы» на юге Кыргызстана, в число награжденных не вошли многие другие граждане, также принимавшие активное участие в спасении пострадавших.



Кыргызстан: Президент расставил национальные приоритеты в обращении по поводу годовщины июня
2015-06-10 11:37 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Алмазбек Атамбаев
Алмазбек Атамбаев
Президент Алмазбек Атамбаев обратился к народу Кыргызстана в связи с пятой годовщиной июньских событий 2010 года.

В этом обращении Атамбаев еще раз назвал виновных в тех событиях: «лидеры сепаратистов», которые стремились навязать свою волю новым властям Кыргызстана, и «представители свергнутого режима», которые жаждали показать силу и вернуться к управлению страной. Атамбаев акцентировал, что у страны теперь есть Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений – и видимо, в рамках этой концепции президент публично отверг принцип первичности «уважения к многообразию»: «Если раньше многие убеждали нас о первичности «уважения к многообразию» со стороны кыргызов, то теперь становится ясным, что первоочередной задачей является воспитание у всех граждан уважения к своей собственной стране - Кыргызстану, к государственным символам, в том числе к государственному языку, истории и культуре». Президент противопоставил уважение к многообразию – уважению к Кыргызстану, тем самым подтвердив, что Кыргызстан в его представлении является страной немногообразной. Президент пребывает в уверенности, что почти силовой запрет на использование узбекского языка на юге Кыргызстана (закрытие узбекоязычных СМИ, школ и проч.) – благо: «использование киргизского языка все большим числом узбекского населения города Ош послужило существенным фактором снижения там межэтнической напряженности».

Коснулся Атамбаев и «конкретных ошибок и недоработок». Одним предложением сказал о «случаях злоупотреблений и нарушений прав человека правоохранительными органами», о моноэтничности государственного аппарата и о проблемах в информационной политике. И ни слова – о судах по июню или необходимости пересмотреть эти приговоры. В прошлое киргизы должны смотреть «с благодарностью и прощением», сказал президент. Очевидно, что никакие пересмотры в эту концепцию не вписываются.

«Фергана» публикует текст обращения Алмазбека Атамбаева полностью.

* * *

«Уважаемые соотечественники! Дорогие кыргызстанцы!

Прошло пять лет после трагических событий июня 2010 года. Когда в огне межэтнического конфликта в городах Ош и Джалал-Абад, ряде районов Ошской и Джалал-Абадской областей погибли более четырехсот наших сограждан, тысячи людей получили ранения, десятки тысяч остались без крова и средств к существованию.

Страшная беда потрясла весь мир, оставила глубокий след в памяти народа Кыргызстана. Сегодня каждый из нас поминает погибших, думает о пропавших без вести, с болью в сердце вспоминает те дни.

За последние 50 лет это был третий в данном регионе страны конфликт на почве межэтнических противоречий. В отношении июньских событий общество получило немало информации. Причины конфликта, а также действия государственных органов за тот период глубоко изучались национальной, затем парламентской, а также международной комиссиями. Специальной рабочей группой была восстановлена хронология событий, разработаны рекомендации государственным органам. Утверждена и реализуется Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений.

Все это должно исследоваться учеными Кыргызстана для выработки новых выводов и рекомендаций. Объективный взгляд ученых сквозь призму времени, научные оценки причин и уроков трагедии должны помочь государству и обществу не допустить подобного в будущем.

Дорогие соотечественники!

Время всесильно. С его течением народу многое становится ясным. В том числе, кто был заинтересован в июньских событиях. Кто ради богатства и кто в жажде вернуть себе власть толкал молодежь в пропасть конфликта. Кто извлекал из трагедии политические дивиденды. Кто занимался захватом чужого имущества. Кто боится теперь народного гнева и пытается свалить вину на других!

Организаторы июньских событий предали свою страну, свой народ. Пока, к сожалению, главные из них скрываются за границей. Но всенародное проклятие не даст им покоя нигде. Народ помнит! Все помнит! Твердо и последовательно мы будем добиваться их наказания.

Первая попытка разжечь межэтнический конфликт была предпринята в селе Маевка близ Бишкека сразу после Апрельской революции. Было убито четыре человека, около сорока граждан получили ранения, сожжены 11 домов. Однако провокация не получила продолжения. Кыргызы и представители других этносов из соседних сел встали на сторону пострадавших сельчан-турков-месхетинцев и помогли погасить конфликт.

Спустя два месяца, на юге страны амбиции двух подогреваемых извне деструктивных сил разожгли пламя июньской трагедии. Лидеры сепаратистов стремились навязать свою волю новым властям Кыргызстана. Представители свергнутого режима также жаждали показать силу и вернуться к управлению страной. Даже ценой ее раскола. На этот раз они учли своё поражение в Чуйской долине.

Использовались не только копившиеся десятилетиями противоречия между кыргызской и узбекской общинами, но также самые изощренные методы нагнетания обстановки недоверия и паники, практикуемые различными спецслужбами при подготовке военных операций. К сожалению, в начале конфликта люди поддались провокациям, поверили слухам, которые активно распространялись заинтересованными силами. Масштабы людских потерь и разрушений свидетельствовали о серьезной угрозе существованию нашего государства.

Но организаторы трагедии недооценили народ Кыргызстана. Наша страна продемонстрировала уникальный опыт локализации межэтнического конфликта за считанные дни, а затем восстановления мирной жизни и выхода на путь устойчивого развития.

По прошествии пяти лет, сравнивая, к чему приводят подобные события в других странах, в том числе в центре Европы, мы вновь убеждаемся в мудрости народа Кыргызстана и верности выбранного нами пути. Наши люди сами остановили бойню, помогли новым властям восстановить мир. Избежать считавшуюся тогда неизбежной гуманитарную катастрофу.

Мы знаем множество примеров проявления истинного мужества простыми гражданами. Когда кыргызы прятали у себя в домах узбеков, а узбекские семьи помогали кыргызам. Когда жители целого ряда улиц, где совместно проживали представители двух этносов, не допустили распространения конфликта в свои кварталы. Эти люди рисковали своими жизнями, но доказали, что в любой ситуации надо оставаться человеком, что доверие и уважение друг к другу являются основой мирной жизни.

Весь Кыргызстан пришел на помощь пострадавшим. Только из республиканского бюджета на эти цели дополнительно было выделено 6 млрд. сомов. Тысячи простых граждан во всех регионах страны ежедневно собирали и отправляли в зону бедствия гуманитарные грузы. Беспрецедентную поддержку оказало международное сообщество.

Разрушенное удалось восстановить. Но сложная и трудная работа по преодолению последствий трагедии продолжается и сегодня. Целям укрепления мира, единства народа и восстановления доверия между людьми служат основные положения Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики, других важнейших стратегических документов, регулирующих государственную политику. Впервые в истории Кыргызстана создан уполномоченный государственный орган, ответственный за сферу межэтнических отношений.

Меняется сознание людей и сама атмосфера в обществе. Самое главное - люди по-новому открывают для себя глубину и мудрость старинной кыргызской пословицы «Ырыс алды - ынтымак» («Благополучие - в единстве»). Объединяющую роль в общении людей постепенно начинает выполнять государственный кыргызский язык. Использование его все большим числом узбекского населения города Ош послужило существенным фактором снижения там межэтнической напряженности.

В связи с этим совершенно по-другому видится сегодня решение проблем, с которыми сталкиваются этнические меньшинства. Если раньше многие убеждали нас о первичности «уважения к многообразию» со стороны кыргызов, то теперь становится ясным, что первоочередной задачей является воспитание у всех граждан уважения к своей собственной стране - Кыргызстану, к государственным символам, в том числе к государственному языку, истории и культуре.

Осознанию необходимости крепить единство народа служат и принимаемые государством меры по популяризации истории Кыргызстана. Наиболее известные эпохи процветания нашей земли и развития кыргызской государственности приходились на времена, когда кыргызы проживали и трудились совместно или в союзе с другими этносами. Это Великий Кыргызский каганат, эпоха Караханидов, советский период развития.

Вместе с тем, наряду с реальными достижениями на пути устранения причин и глубинных корней июньских событий, имеются вполне конкретные ошибки и недоработки.

Не избежали случаев злоупотреблений и нарушений прав человека правоохранительные органы. В силу ряда объективных и субъективных причин не выработана еще система привлечения на государственную службу представителей этнических меньшинств. Много нерешенных проблем в сфере информационной политики. Все это мешает восстановлению доверия между людьми, заставляет некоторых чувствовать себя чужими в Кыргызстане.

В этой связи огромная ответственность лежит на кыргызах. Наши предки учили с благодарностью и прощением относиться к прошлому. А в будущее смотреть с добрыми надеждами и светлыми намерениями (Кыргыздар ар дайым өткөнгө салават айтып, келечекке илгери үмүт, таза ниет менен караган эл).

Во имя процветания страны и укрепления собственной государственности кыргызы обязаны стать объединяющим стержнем единого народа Кыргызстана.

Каждый гражданин должен помнить о том, что это наша страна и все мы ответственны за ее судьбу. Несмотря на различия в политических убеждениях, надо стремиться к тому, чтобы предстоящие парламентские выборы послужили укреплению единства народа Кыргызстана.

К сожалению, и сегодня немало тех, кто ради власти готов обманывать народ, сеять смуту и провоцировать конфликты. Но мир и благополучие в Кыргызстане не в состоянии обеспечить никто, кроме нас самих. Единство страны и народа начинается с каждого дома, с каждой улицы, с каждого села и города.

Никто не вправе забывать об испытаниях, через которые прошел за свою многовековую историю народ Кыргызстана. О понесенных им жертвах на пути к сегодняшнему дню. Не вправе подвергать опасности будущее наших детей и нашей государственности. Июньские события должны стать уроком для всех!

Мы можем быть счастливы только в этой стране! Путь к благополучию и процветанию каждого из нас и в целом Кыргызстана лежит через укрепление единства народа! Чтобы обеспечить это единство, приложить усилия надо каждому из нас - от рядового гражданина до Президента страны. Ради мирного неба и счастливой жизни на этой прекрасной земле, для себя, своих детей и будущих поколений!

Как зеницу ока беречь мир на земле Кыргызстана, наше единство!

Вместе мы должны построить сильный и независимый Кыргызстан!»



США и Евросоюз выступили с заявлениями в связи с пятилетием Ошских событий
2015-06-10 11:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Посольство США и представительство Евросоюза в Кыргызстане выступили 10 июня с краткими заявлениями в связи с пятилетием трагических июньских событий на юге Киргизской Республики.

«Сегодня отмечается пять лет со дня начала трагических межэтнических столкновений на юге. Соединенные Штаты Америки отмечают, что с тех пор народ и правительство Кыргызстана предприняли усилия для продвижения подотчетности, стабильности и единства, и эти усилия будут продолжаться. Во всем мире, в том числе и в Соединенных Штатах Америки, для построения стабильного общества, в котором уважаются права всех граждан на основе справедливости, прозрачности и равенства, необходим конструктивный диалог между правительством и всеми сообществами. Путем преодоления различий в открытом пространстве демократии – где уважается верховенство закона и есть место для людей любой расы и любой религии, – конфликты, которые когда-то разделили нацию, в конечном итоге могут стать источником силы и долгосрочной стабильности для всего народа Кыргызстана», - говорится в заявлении посольства США.

Представительство Евросоюза сообщает, что «присоединяется к народу Кыргызской Республики, вспоминая насильственные межэтнические столкновения, произошедшие на юге Кыргызстана в июне 2010 года и приведшие к трагическим потерям жизней и к сотням тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц».

В заявлении, согласованном с главами миссий государств-членов Евросоюза в Киргизии, напоминается, что в связи с трагедией «ЕС предоставил экстренную гуманитарную помощь, а также поддержал усилия, направленные на реконструкцию и на восстановление мира и демократии путем достижения национального примирения. ЕС оказал содействие в разработке новых конституционных рамок, воплотивших верховенство права и демократическое управление в качестве основополагающих принципов. ЕС высоко оценивает демократические завоевания, осуществленные после 2010 года, и приверженность народа Кыргызстана демократии, которая сделала Кыргызскую Республику образцом перехода к демократии. ЕС подтверждает свою готовность и дальше содействовать консолидации демократии путем поддержки избирательных реформ и свободных и справедливых выборов».

Далее отмечается, что «Европейский Союз, исходя из собственного исторического опыта, твердо верит, что управление, основанное на толерантности, уважении прав человека и включении всех этнических групп в политическую жизнь, является основой прочного и стабильного демократического общества, способного наилучшим образом использовать полный потенциал своих человеческих и материальных ресурсов для успешного развития страны. Европейский Союз вновь подтверждает свою большую заинтересованность в мирном, демократическом и процветающем Кыргызстане, где все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах, и вновь заявляет о своей приверженности оказанию поддержки в этом направлении».

Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов.

Исследованию причин и описанию событий 2010 года на юге Кыргызстана было посвящено немало усилий. Вот только самые основные доклады об «ошской трагедии»: «Справка независимой комиссии Омбудсмена Кыргызской Республики», «Заключение Национальной комиссии», отчет «Где справедливость?» (Human Rights Watch),отчет «Погромы в Кыргызстане» (International Crisis Group), отчет Международной независимой комиссии под председательством финского политика Киммо Кильюнена. 31 мая 2012 года опубликовано совместное исследование Норвежского Хельсинкского Комитета, российского Правозащитного Центра «Мемориал» и международной правозащитной организации Freedom House - «Хроника насилия: события июня 2010 г. на юге Кыргызстана (Ошский регион)».



Кыргызстан: Пятилетие кровавого июня. Зачем давали рекомендации?
2015-06-10 11:45 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

После трагических событий, произошедших в июне 2010 года в Кыргызстане, властям республики приходилось неоднократно отчитываться перед международными организациями, в том числе различными комитетами ООН, сотрудники которых всегда были в курсе происходящего, постоянно поднимали вопрос о жертвах июньских событий и настаивали на справедливом судопроизводстве в отношении задержанных за участие в массовых беспорядках в июне 2010 года.

18 и 19 февраля 2013 года делегация из Кыргызстана принимала участие в работе 82-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в штаб-квартире Управления верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве.

В докладе представителей Кыргызстана о событиях июня 2010 года признавалось - «лицам узбекской национальности был причинен больший ущерб». Но о том, что большинство уголовных дел и приговоров было вынесено также в отношении лиц узбекской национальности, не было сказано ни слова. В представленном там же Альтернативном докладе кыргызстанских НПО утверждалось, что судебные разбирательства дел, связанных с вооруженным конфликтом на юге страны, характеризуются несправедливостью приговоров и этнической предвзятостью, а пытки в отношении задержанных этнических узбеков не расследуются.

12 и 13 ноября 2013 года в рамках проведения 51-й сессии Комитета ООН против пыток Кыргызстан впервые за четырнадцать лет отчитался о выполнении Конвенции против пыток. На том же заседании докладчики, члены Комитета, продемонстрировали полное знание реальной обстановки в Кыргызстане, и попросили докладчиков из республики дать ответы на конкретные вопросы: о фактах применения пыток в отношении осужденных, в том числе и по делу Азимжана Аскарова, об избиениях адвокатов, - и еще раз напомнили о том, что в Киргизии сохраняются серьезные проблемы с применением статьи Уголовного кодекса о пытках. Киргизская делегация признавала сам факт применения пыток, но от конкретных ответов по различным делам уклонилась, заявив, что «идет проверка».

Во время обсуждения докладчик Комитета Георгий Тугуши затронул проблему этнической дискриминации, имея в виду дела осужденных по июньским событиям. Тугуши отметил отсутствие правовых гарантий на ранних этапах судебного рассмотрения, поверхностное и некачественное медицинское обследование задержанных на предмет применения пыток, несоблюдение права доступа задержанных к профессиональным и независимым адвокатам, рассказал о нападениях на адвокатов и их подзащитных непосредственно в залах суда.

Все пять лет, прошедших после трагических июньских событий 2010 года, «Фергана» пристально следила за происходящим в пострадавших районах, вела репортажи с места событий - о восстановлении Оша и Джалал-Абада. Отдельной темой для «Ферганы» стали суды по июньским событиям. Мы разбирались в сути приговоров осужденным за участие в массовых беспорядках, отслеживали судьбы представителей национальных меньшинств, в том числе Азимжана Аскарова, неправедно получивших длительные тюремные сроки, писали о нападениях на адвокатов и родственников обвиняемых, публиковали материалы о переселении узбекского населения и исчезновению в Кыргызстане узбекоязычных СМИ. Одним из итогов всей этой работы стала публикация материала, посвященная подробному анализу всех судебных дел, «слепленных», словно под копирку. Выяснилось, что правосудие в Кыргызстане зависит не от статей Уголовного кодекса, а от национальной принадлежности подсудимых.
Эксперты рекомендовали Кыргызстану в качестве немедленной меры ликвидировать практику применения пыток, провести тщательное расследование всех случаев жестокого обращения и гарантировать жертвам защиту от угроз и запугиваний.

10 и 11 марта 2014 года Кыргызстан отчитывался в Комитете ООН по правам человека о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах. Там вновь поднимался вопрос об июньских событиях 2010 года: почему так велик количественный дисбаланс между осужденными киргизами и узбеками, которых больше в разы; почему игнорируются выводы, сделанные Международной комиссией по расследованию причин межэтнического конфликта, а глава комиссии признан персоной нон грата в Кыргызстане; какие компенсации предоставляются пострадавшим и каков механизм предоставления этих компенсаций. В ответ на все эти вопросы заместитель генерального прокурора КР Лариса Усманова ответила лишь, что «дисбаланс в числе осужденных киргизской и узбекской национальности открыто обсуждается в стране, признается реальная проблема, однако, чтобы ее решить, необходимо провести реформирование судебных и правоохранительных органов».

19 января 2015 года делегация Кыргызстана отчиталась, уже во второй раз за пять лет, перед Управлением верховного комиссара по правам человека ООН в рамках Универсального периодического обзора в области прав человека, на котором докладчик от страны, вице-премьер Абдырахман Маматалиев, напомнил собравшимся о межэтническом конфликте, который произошел в июне 2010 года на юге Кыргызстана, и сообщил, что конфликт был погашен в течение нескольких дней, и Кыргызстан «беспрецедентно предоставил мандат на проведение международной экспертизы». По словам Маматалиева, сейчас в Кыргызстане ведется «политика гармонизации» межэтнических отношений, для чего специально была разработана Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений.

В свою очередь члены Совета ООН, представители разных государств мира, дали Кыргызстану 196 рекомендаций, часть из которых традиционно касалась июньских событий. Среди них:

- Изучить заявления о жестоком обращении и пытках в заключении и гарантировать справедливые судебные разбирательства арестованным и преданным суду после беспорядков 2010 года (Соединенные Штаты Америки);

- Обеспечить тщательное расследование всех заявлений о пытках и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, в том числе тех, которые связаны с насилием июня 2010 года, а виновных привлечь к ответственности (Республика Корея);

- Гарантировать обеспечение полного и беспристрастного расследования жалоб жертв насилия, арестованных в связи с последствиями июня 2010 года (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии);

- Расследовать все жалобы о применении пыток и сексуального насилия, совершенных в рамках конфликта в июне 2010 года (Мексика);

- Укрепить расследование и наказание за нарушение прав человека, связанных с этническим конфликтом 2010 года (Аргентина);

- Обеспечить, прозрачное расследование заявлений о жестоком обращении со стороны сотрудников правоохранительных органов - во время, и после июньских событий 2010 года, и принять четкие меры по борьбе с произвольными задержаниями и пытками задержанных, особенно этнического узбекского населения в южных регионах (Норвегия).

* * *

Все годы со дня конфликта мировое сообщество требует пересмотра дел по июньским событиям и расследования фактов пыток. А власти, получается, все эти рекомендации игнорируют.

Детальным разбором приговоров по июньским событиям занималась правозащитница Гульшайыр Абдирасулова. В интервью «Фергане» она рассказала, как обстоит дело с выполнением рекомендаций и на каком этапе находится рассмотрение дел по июньским событиям.

- Определенных санкций за неисполнение рекомендаций Комитетов ООН нет, но их исполнение или неисполнение скажется на имидже Кыргызстана в международном сообществе. До 2010 года у нас было много задолженностей по отчетностям, и на сегодня мы все их погасили. И Конституция 2010 года в разделе прав человека полностью соответствует международным стандартам. 20 июня 2011 года страна была избрана на пост заместителя председателя Совета ООН по правам человека. То есть с 2010 года по 2014-й у нас были сдвиги в области прав человека. Но что потом? Мы отчитались, все нас похвалили. Но теперь-то международное сообщество будет ожидать выполнения своих рекомендаций. Уже через два года нам надо будет отчитываться в Комитете по расовой дискриминации. А что было сделано? Кто должен нести ответственность и контролировать выполнение рекомендаций? Специально для этого власти в ноябре 2013 года создали Координационный совет по правам человека при правительстве Кыргызстана (КС). У него две основные функции: вовремя отчитываться в комитетах, а значит, собирать у соответствующих госструктур информацию о соблюдении прав человека, и разрабатывать механизмы исполнения рекомендаций. По первому пункту мы еще как-то справляемся. А по второму - надо догонять.

Механизмы - это не просто проработка норм и представление их к исполнению, это означает имплементацию законодательства (приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами – ред.). Был сделан один шаг - осенью 2014 года в Уголовный кодекс была внесена норма, согласно которой суд должен пересматривать дела, если для этого появились вновь открывшиеся обстоятельства, например, если появился новый свидетель или выяснилось, что человека пытали. Но фактического пересмотра не было. О работе КС мы пока знаем только, что они пишут отчеты. А как быть с рекомендациями? Один комитет выдает до двухсот рекомендаций. Одни не выполним, вторые - и так наберется тысяча. Кто тогда будет отчитываться? Госслужащие все эти отчеты воспринимают «в штыки»: как так, мы - независимая страна и должны отчитываться перед иностранцами. А это не так, мы же тоже не только отчитываемся, мы также заслушиваем отчеты других стран, поскольку есть общие соглашения между странами о соблюдении международных договоров. И вот представьте картину, мы будем давать рекомендации другой стране, а нам ответят: а какое право вы имеете что-то нам говорить, если сами ничего выполняете? Вот это и есть имидж страны на международном поле. Это - первое.

Второе. Любые инвестиции, любые проекты, которые захотят вкладывать другие государства в нашу страну, будут рассматриваться сквозь призму соблюдения прав человека. И если мы в этом плане ничего не соблюдаем, то и инвесторы, и иностранцы не захотят связываться с нами.

- А как быть с рекомендациями по июню 2010-го?

- Да, очень многие рекомендации касались пересмотра дел по июньским событиям, по реабилитации жертв пыток и т.д. Все они были приняты Кыргызстаном. Но даже если страна, в нашем случае, Кыргызстан, не принимает какие-то рекомендации, это - минус властям, значит, они не в состоянии изменить ситуацию, а представители Комитета будут считать, что именно на эту сторону надо обращать еще больше внимания.

Тем более что комитеты ООН всегда располагают разными отчетами, порой с противоположными точками зрения на один и тот же факт или событие - альтернативные отчеты правозащитников, неправительственных организаций. И на заседании происходит уточнение, мол, у нас есть такие сведения, а в отчете написано так. Все как на суде: две стороны, два мнения, различные факты. И нередко власти попадали в конфузную ситуацию, когда представители Комитетов были намного более осведомлены о происходящем в Кыргызстане, чем этого ожидают власти.

* * *

Вот что рассказала «Фергане» руководитель правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко, которая присутствовала во время отчета Кыргызстана на Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации 19 февраля 2012 года:

- Когда отвечали по июньским событиям, власти дали расклад: сколько было возбуждено уголовных дел, кто пострадал, и правительство само показало, что больше пострадали узбеки, и осужденные в большинстве – тоже узбеки. По этой теме члены Комитета задали очень много вопросов. Отмечу, что отвечающей стороне, то есть государству, дается выбор, либо отвечать на вопросы сразу, либо брать время на подготовку ответов. Дело было вечером, и государство взяло паузу. Так вот, один из вопросов, на котором настаивали члены Комитета: почему больше всего пострадали узбеки и больше всего уголовных дел возбуждено против них, это же как раз показатель дискриминации? В ответе представители Кыргызстана снова повторили свою же информацию по количеству уголовных дел и т.д., но уже без указания национальностей. То есть на вопрос они не ответили.

Потом у них спросили, почему они не выполняют рекомендации Комиссии Кильюнена, в частности, пересмотр связанных с июньскими событиями уголовных дел. Наши умалчивают, отвечают что-то совершенно другое. Докладчик по стране вновь к этому возвращается, но не получает ответа. Сам член комитета, докладчик по Кыргызстану Ион Дьякону назвал наши суды «позорными». Он так и сказал: «Эти позорные суды выносили такие решения, что ставится под сомнение весь ход следствия», - и предложил, чтобы не только были пересмотрены все уголовные дела, проведено объективное следствие, но все-таки «найдены виновники событий», - сказала «Фергане» Валентина Гриценко.

Естественно, что на Комитете также много вопросов было задано по делу Азимжана Аскарова. «Я удивляюсь, что наши члены правительства думают, что это все забудется. Куда бы они не поехали - их все равно будут спрашивать про Аскарова, и к этому надо быть готовым», - уверена Валентина Гриценко.

- Три или четыре года после июньских событий власти не обращали внимания на высказывания правозащитников о том, что судебные процессы проходят под давлением, угрозам и запугиваниям подвергаются судьи, адвокаты, прокуроры. Ну и как принятое в такой обстановке решение может считаться справедливым? Во всех своих альтернативных отчетах мы указывали, что суды проходят под давлением толпы и при полном попустительстве властей. Знаете, мы ожидали, что после пары сотен рекомендаций Кыргызстан признает, что было давление и приговоры должны быть пересмотрены. Но пока этого не произошло, - говорит Валентина Гриценко. - Сейчас мы проводим много семинаров для прокуроров, судей, сотрудников МВД, и я понимаю, насколько госслужащие, которые должны обеспечивать права человека, не понимают их сути, не знают, как это делать.

Проблема еще и в другом, уверена правозащитница: в Кыргызстане до сих пор нет процедуры исполнения рекомендаций ООН.

- Если человека пытали, и комитет ООН вынес решение о том, что налицо нарушение прав и его надо реабилитировать, это решение доводят до судебных инстанций, которые и должны его исполнить. То есть тот самый Координационный совет распределяет эти рекомендации по тем органам власти государства, которые их должны исполнять. Вот мы стали отмечать, что в Верховный суд начали поступать замечания международных организаций о пересмотре дел, но судьи не знают, как их исполнять, потому что в законах Киргизской Республики это не прописано. Именно по этой причине все дела по июню и встали, - уверена Гриценко.

- Нам срочно надо вносить изменения в соответствующие законы. Зачем же, спрашивается, сто двадцать депутатов тратят пять лет своих заседаний на какие-то непонятные инициативы, изменения Конституции, а не на реальные законы? Все поправки и инициативы уже прописаны, их надо только одобрить. Еще в 2011 году различные правозащитные организации не раз вносили инициативу, предлагая внедрить эти механизмы на законодательном уровне, однако их никто не стал рассматривать. Что мешает нам рассмотреть опыт других государств по исполнению решений комитетов ООН? Ничего! Просто никакая работа не ведется.

Перед нынешней годовщиной июньских событий 2010 года я надеялась, что кто-то что-то заявит по этим делам. Еще в 2013 году в интервью «Фергане» я отмечала, что по июньским событиям было возбуждено более пять тысяч уголовных дел, это означает, что все эти дела милиция и прокуратура должны рассмотреть и передать в суды. Однако было рассмотрено только двести дел, по другим не смогли найти свидетелей. Но политическое решение о закрытии таких дел не принимают, поэтому у милиции остаются все возможности для шантажа. До сих пор ничего не изменилось. А пострадавшие люди ведь тоже ждут проявления политической воли от властей, - заметила руководитель правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко.

* * *

Пока власти страны отчитались за то, что произошло, теперь же их будут ждать более серьезные отчеты о том, что было сделано, и чтобы не было стыдно, этой работой по исправлению ситуации надо заняться.

«Фергана» направила вопросы об исполнении международных рекомендаций главе Координационного совета по правам человека, вице-премьеру Абдырахману Маматалиеву. Ответа пока нет. Но мы надеемся, что дождемся его и сможем опубликовать.

Екатерина Иващенко



Лидеры узбекской общины Кыргызстана в эмиграции обратились к Генсеку ООН
2015-06-10 12:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Представители узбекского сообщества Кыргызстана, вынужденно находящиеся за пределами страны, распространили открытое письмо Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, который в пятую годовщину июньских событий должен прибыть с визитом в Ош. В обращении подчеркиваются все моменты этнической дискриминации узбекского меньшинства: авторы текста уверены, что проблемы межнациональных отношений в Кыргызстане не решаются, а лишь загоняются вглубь, и это может стать потенциалом очередного конфликта.

«Фергана» публикует текст обращения полностью.

* * *

Уважаемый господин Генеральный Секретарь!

10-15 июня 2010 года при преступном попустительстве, а местами непосредственном участии представителей правоохранительных органов, военных и отдельных членов правительства Кыргызстана разъяренные толпы лиц кыргызской национальности напали на узбекские махалли и села на юге Кыргызстана. В этих событиях погибли около 500, ранено более 2000 человек. Более трехсот тысяч этнических узбеков, в основном, женщин и детей, спасались бегством в соседнем Узбекистане. В общей сложности пострадали более трех тысяч семьей, сожжены более 1500 жилых домов и сотни объектов, принадлежащих, в основном, этническим узбекам.

Расследование июньских событий несколькими комиссиями внутри страны велось однобоко, с надуманным обвинительным уклоном в сторону лидеров узбекской общественности. А не понравившийся независимый отчет Международной комиссии, приглашенной же и одобренной мандатом правительства Кыргызстана, признан парламентом страны незаконным, необъективным и разжигающим межнациональную рознь. Председателя комиссии, представителя Финляндии Киммо Кильюнена, парламент Кыргызстана объявил персоной нон грата.

Несколько десятков тысяч узбеков Кыргызстана под угрозой незаконного ареста, пыток и несправедливого осуждения, произошедших после июньских событий, были вынуждены покинуть родину. Репрессии, дискриминация и откровенная сегрегация, направленные против узбеков в Кыргызстане, продолжаются и по сей день.

Несмотря на конкретные рекомендации со стороны комитета ООН по правам человека в отношении Кыргызстана, государство не предпринимает никаких реальных действий по улучшению межэтнической ситуации в стране, нет малейшего ощутимого прогресса по обеспечению безопасности и защиты прав узбеков Кыргызстана. Ярким примером служит пример осужденного на пожизненное заключение, правозащитника узбекской национальности Азимжана Аскарова, вопрос об освобождении которого поднимался на самых высших международных уровнях. Несмотря на преклонный возраст, он остаётся в тюрьме, а состояние его здоровья ухудшается, болезнь прогрессирует. В таком же положении продолжают находиться многие узбеки, незаконно осужденные после июньских событий. Подавляющее большинство активных, образованных и общественно известных узбеков юга Кыргызстана продолжают находится в бегах по необоснованным преследованиям. Тем временем преступники кыргызской национальности, убивавшие узбеков, «героически» пребывают на свободе.

Национальная концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений, принятая в Кыргызстане в 2013 году, делает упор только на усиление роли кыргызского языка, даже не упоминая о языках других народов, проживающих в стране. Тем временем, Министерство образования Кыргызстана своим постановлением исключило из общего государственного тестирования тестирование на узбекском языке, хотя в стране 91 школа (в 2003 году - 141 школа) с узбекским языком обучения еще остается незакрытой, тем самым лишая возможности продолжения обучения в ВУЗах страны выпускников школ с узбекским языком обучения.

После рекомендаций комитетов ООН КПЧ (комитета по правам человека) и КЛРД (комитета по ликвидации расовой дискриминации), журналисты, руководители двух телеканалов ОшТВ и Мезон ТВ, вещавших в Кыргызстане на узбекском языке до июня 2010 года, в надежде на пересмотр решений судов, в свете рекомендаций комитетов ООН, подали надзорную жалобу в Верховный Суд Кыргызстана, но, к сожалению, ничего не поменялось в стране, обвинительные решения предыдущих судов были оставлены в силе. Государство Кыргызстан не имеет реальных намерений решать вопросы прав граждан страны нетитульной национальности.

Узбекам в Кыргызстане все чаще на государственном уровне напоминают об их «второсортности», так, на центральном государственном телеканале ОТРК («Ток-шоу горцев», декабрь 2014) их сравнили с шакалами. Такая политика ведет к безнаказанности при ущемлении прав узбеков на бытовом уровне и со стороны публичных людей. Омбудсмен Кыргызстана отстранился от вопросов защиты прав узбеков и незаконно осужденных по июньским событиям. НПО, проводящие мониторинг прав нацменьшинств, преследуются службой безопасности Кыргызстана.

Деятельность правоохранительных органов юга Кыргызстана до сих пор направлена только на запугивание и шантаж узбеков. Буквально за пять дней до пятой годовщины трагедии 2010 года узбекам еще раз напомнили, что их могут запросто арестовать, не выпускать из домов, обыскать. Так в микрорайоне Амир Тимур 5 июня 2015 г., населенном узбеками, прошли учения «Ош-Антитеррор-2015». Почему узбеков выбрали «тренировочными мишенями» учений? В преддверии Вашего визита в Кыргызстан власти стараются вновь запугать узбекскую часть населения с тем, чтобы они не смогли сказать о продолжающемся ущемлении их прав. Тем самым узбекам Кыргызстана дают понять: «Вы молчали и будете молчать, и вам никто не может помочь». Таким образом, проблемы межнациональных отношений в Кыргызстане не решаются, а накапливаются и становятся потенциалом очередного конфликта. А деньги, выделяемые ООН и другими источниками на решение вышеуказанных проблем, не приносят ожидаемый результат.

В свете всего этого нас, несомненно, волнует и сильно тревожит вопрос радикализации нашей молодёжи. Оставшаяся без соответствующего школьного и высшего образования, лишенная элементарной справедливости и человеческих прав, узбекская молодежь очень часто оказывается завербованной всякими радикальными группировками типа ИГИЛ и др.

Уважаемый господин Генеральный Секретарь ООН,

Мы – граждане Кыргызстана, этнические узбеки, вынужденно находящиеся за пределами страны в связи с незаконными преследованиями на своей Родине, обращаемся к Вам с просьбой еще раз напомнить руководителям Кыргызстана об их обязанности в равной мере обеспечивать права всех граждан Кыргызстана независимо от их национальной принадлежности, о выполнении рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (февраль 2013 года), Комитета ООН по правам человека (март 2014 года), которые, основываясь на международных нормах и мировом опыте решения подобных конфликтов, дали свои конкретные рекомендации, которые Кыргызстан как член ООН обязан выполнять.

Кадыржан Батыров, вице-президент Узбекского национально-культурного центра Кыргызстана, Стокгольм, Швеция;

Халилжан Худайбердиев, основатель и владелец телекомпании «Ош ТВ», Сиэтл, США;

Х.Каримов, писатель, общественный деятель, Варшава, Польша».



Сын Азимжана Аскарова просит международное сообщество содействовать справедливому расследованию дела отца
2015-06-10 12:44 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Азимжан Аскаров
Шерзодбек Аскаров, сын известного правозащитника и журналиста Азимжана Аскарова, обратился к ООН, ОБСЕ, посольствам США, Чехии, Германии и других стран с просьбой содействовать в организации комиссии для справедливого расследования сфабрикованного против его отца дела.

Напомним, 15 сентября 2010 года Азимжан Аскаров был приговорен районным судом Джалал-Абадской области Кыргызстана к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Его обвинили в участии в массовых беспорядках в июне 2010 года на юге Кыргызстана, в частности - в возбуждении национальной вражды и соучастии в убийстве.

В обращении Шерзодбека Аскарова, полученном «Ферганой» по электронной почте, говорится: «Его (отца – прим. ред.) задержали 15 июня 2010 года, после чего во время следствия он был подвергнут жестоким пыткам. В день суда сторона обвинения в качестве доказательств привела сведения и показания органов дознания - начальника районного СНБ (в данном случае имеется в виду ГКНБ - Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана – прим. ред.) и его двух помощников, начальника милиции района и 16 сотрудников РОВД, а также заместителя прокурора, хотя все знают, что закон этого не допускает. По словам гражданки Мамадалиевой Муниры, замначальника РОВД Осконбаев Азизбек и следователи «Рыспек» и «Акыл» угрожали ей тем, что если она не даст показания против Азимжана Аскарова, то ее сын окажется на скамье подсудимых вместе с ним. Омбудсмен Турсунбек Акун утверждал, что сразу после июньских событий 2010 года он создал комиссию, «которая выехала на юг страны, провела свое тщательное расследование и выяснила, что в момент убийства участкового Мыктыбека Сулайманова Аскаров находился в другом конце села». [Вице-премьер временного правительства] Азимбек Бекназаров добавил, что лично видел видеозапись, судя по которой, Азимжан Аскаров якобы находился на месте преступления. Если Бекназаров действительно видел эту видеозапись, что ему мешает показать ее в течение пять лет?

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в тот ужасный день, почти забытый многими, только в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области было убито 23 мирных жителя, более 50 человек получили огнестрельные ранения, более 200 домов сожжено дотла. Прошло уже пять лет со дня вышеуказанных трагических событий, но до сих пор межнациональная ситуация в Кыргызстане не изменилась в положительную сторону, справедливость не восстанавливается. Причина – власти КР не заинтересованы дать трезвую оценку тем кровавым событиям».

Далее в обращении отмечается, что киргизские власти «до сих пор не выполнили ни одну из рекомендаций Международной независимой комиссии по расследованию кровавых событий на юге Кыргызстана, которая была создана по инициативе экс-президента переходного периода Розы Отунбаевой». Например, требование комиссии провести тщательное, независимое и беспристрастное расследование преступлений независимо от этнической принадлежности обвиняемых; незамедлительно прекратить все произвольные аресты, пытки в местах заключения; публично осудить случаи применения пыток и других видов жестокого обращения и гарантировать беспристрастное и всестороннее расследование жалоб на подобное обращение; осуществлять судебное преследование любого представителя власти, подозреваемого в нарушении закона; присоединиться к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; гарантировать, что никакие показания, полученные с применением пыток или другого плохого обращения, не будут рассматриваться как доказательства в судебном процессе. Также правительству следовало «провести показательные мероприятия, направленные на то, чтобы дать понять обществу в целом, что жертвы июньских событий 2010 года – граждане Кыргызстана, чьи права и достоинства должны уважаться независимо от их этнического происхождения, пола, религии или политических взглядов».

Шерзодбек выражает обеспокоенность судьбой отца, которому 17 мая исполнилось 64 года: «Сколько ему еще осталось жить? Восторжествует ли справедливость в Кыргызстане? Доживет ли мой отец Азимжан Аскаров до этих дней?»

Напомним, 10 июня исполняется пять лет со дня начала трагических событий в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана. В ходе межэтнических столкновений более 400 человек были убиты и свыше 2000 ранены (с хронологией событий в освещении «Ферганы» можно ознакомиться здесь). Посольство США и представительство Европейского Союза в Кыргызстане выступили с заявлениями в связи с пятилетием июньских событий на юге Кыргызстана, в котором высоко оценили «демократические завоевания, осуществленные после 2010 года» и выразили свою приверженность в оказании содействия «мирному и демократическому» развитию республики. А 11 июня в Кыргызстан прибудет Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Он посетит город Ош, где встретится с представителями гражданского общества и местных властей. В Бишкеке запланированы встречи генсека с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым, премьер-министром Темиром Сариевым и председателем парламента Асылбеком Жээнбековым.



Кыргызстан: В Оше почтили память погибших во время июньских событий 2010 года (фото, видео)
2015-06-10 14:49 ferghana@ferghana.ru (Фергана)


В городе Оше на юге Кыргызстана 10 июня помянули погибших во время трагических событий 2010 года.

Утром прошла церемония возложения цветов к монументу «Слезы матери», установленному в память о погибших в те дни людях. В ней приняли участие полномочный представитель правительства Киргизии в Ошской области Сооронбай Жээнбеков, мэр Оша Айтмамат Кадырбаев, представители аппарата президента, руковдители областных правоохранительных структур и семьи погибших и пострадавших в июне 2010 года. Они прочли молитву и призвали население республики жить в мире и дружбе.


Родственники людей, без вести пропавших во время июньских событий, сообщили журналистам о своем недовольстве депутатами Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана). «Депутаты уделяют внимание пострадавшим и родным погибших в апрельских событиях, принимают их, интересуются их житьем-бытьем. А пострадавшим и родным погибших в июньских событиях не уделяют никакого внимания», - посетовали они.

Одна из таких недовольных Шаани Топчубаева добавила, что депутаты приходят к людям и спрашивают об их проблемах только перед выборами.


«Мы потеряли сыновей. Они без вести пропали. Виновные не привлечены к ответственности. Депутатам мы нужны только на выборах, - заявила она. - Скоро опять будут выборы. Посмотрим, кто придет к нам с просьбой проголосовать за него».

После церемонии представители руководства Ошской области посетили дома, построенные для пострадавших и родственников погибших в ходе июньской трагедии, и прочли поминальную молитву.

В последнем доме, который посетили чиновники, оказалась депутат Жогорку Кенеша Жылдызкан Жолдошова. Она была недовольна мэром Оша Айтмаматом Кадарбаевым, и между ними произошла словесная перепалка.

Жолдошова была возмущена тем, что мэрия не определила точное время проведения мероприятий, посвященных пятилетию июньских событий. «К мемориальному комплексу в Оше пригласили к 10:00, но мероприятие прошло в 08:30. Нужно было сказать точное время. Стыдно! Так не делайте, Айтмамат», - попеняла она мэру.

«Не обвиняйте меня, я был в отпуске», - парировал Кадырбаев.

Среди участников памятных мероприятий была Розихон Касымова, муж которой был убит 13 июня 2010 года возле железнодорожной станции.

«Тело своего мужа я нашла лишь спустя три месяца, оно захоронено на одном из кладбищ. Я отправила свое заявление во все силовые структуры, даже в Генеральную прокуратуру, которую тогда возглавляла Аида Салянова. Сначала велось следствие, но потом его почему-то приостановили, - рассказала Розихон Касымова «Фергане». По ее словам, на телефоне ее мужа были зафиксированы разговоры с каким-то человеком из города Нооката, который мог бы пролить свет на убийство, но почему-то дело застопорилось.

Как сообщил начальник ГУВД Оша Кылычбек Жолдошов, до сих пор не найдены девять без вести пропавших во время июньских событий, их поиски продолжаются.

«Ведутся следственные мероприятия по июньским событиям. На сегодня есть девять тел, личность которых не установлена. В отношении 57 человек возбуждены уголовные дела. Некоторые объявлены в розыск. Двенадцать из объявленных в розыск еще не задержаны. Остальные лица, признанные причастными к тем событиям, задержаны. Некоторые подозреваемые были задержаны за рубежом. Поиск людей, объявленных в розыск, ведется непрерывно», - сказал Жолдошов.

Он добавил, что с 9 июня милиция Оша перешла на усиленный режим работы, в котором будет работать по 11 июня включительно.

Тем временем в Бишкеке президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев встретился с гражданами, проявившими личное мужество при спасении людей во время июньских событий 2010 года, и наградил их именными часами.

«Сравнивая, к чему приводят подобные события в других странах, мы вновь убеждаемся в мудрости народа Кыргызстана и верности выбранного нами пути, - сказал Алмазбек Атамбаев. – Наша страна продемонстрировала уникальный опыт локализации межэтнического конфликта за считанные дни, а затем восстановления мирной жизни и выхода на путь устойчивого развития».

По словам президента, на помощь пострадавшим пришел весь Кыргызстан. Тысячи простых граждан во всех регионах республики ежедневно собирали и отправляли в зону бедствия гуманитарные грузы. «Мир и благополучие в Кыргызстане не в состоянии обеспечить никто, кроме нас самих. Единство страны и народа начинается с каждого дома, с каждой улицы, с каждого села и города. И сегодня мы награждаем именно таких людей, которые сохраняют и укрепляют единство народа Кыргызстана», - подчеркнул Атамбаев.


Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов. Исследованию причин и описанию событий 2010 года на юге Кыргызстана было посвящено немало усилий. Вот только самые основные доклады об «ошской трагедии»: «Справка независимой комиссии Омбудсмена Кыргызской Республики», «Заключение Национальной комиссии», отчет «Где справедливость?» (Human Rights Watch),отчет «Погромы в Кыргызстане» (International Crisis Group), отчет Международной независимой комиссии под председательством финского политика Киммо Кильюнена, совместное исследование Норвежского Хельсинкского Комитета, российского Правозащитного Центра «Мемориал» и международной правозащитной организации Freedom House - «Хроника насилия: события июня 2010 г. на юге Кыргызстана (Ошский регион)».

Шохрух Саипов



В Кыргызстане крадут по 30 девушек в сутки, шестерых из них насилуют
2015-06-10 16:30 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Кыргызстане крадут по 32 девушки в сутки, шесть из них подвергаются изнасилованию. В год происходит в среднем около 11.800 случаев умыкания и 2000 случаев изнасилования женщин. Ежегодно в республике совершается более 3615 преступлений против женщин и девочек, включая убийства, телесные повреждения, изнасилования и насильственные браки. Такие цифры со ссылкой на данные ООН, киргизского «Центра помощи женщинам» и института «Кыз коргон» привел 9 июня на заседании комитета по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству Жогорку Кенеша (парламента) акыйкатчы (омбудсмен) Киргизии Бакыт Аманбаев, выступая с докладом «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в 2014 году».

Омбудсмен отметил, что насилие в отношении женщин продолжает оставаться в Кыргызстане очень распространенным преступлением. Это связано, прежде всего, с общей дискриминационной практикой в отношении женщин, такой как кража невест, ранние и принудительные браки, сексуальное и семейное насилие в семье. Ситуация усугубляется социальными установками и стереотипами, не позволяющим женщинам сообщать о преступлениях по отношению к ним, - мешает чувство стыда, сказывается недостаточный доступ к юридической помощи, инертность государственных органов в распространении информации о существующих правовых нормах и обеспечении их соблюдения. Все это способствует сохранению у женщин чувства страха и отсутствию ощущения своей безопасности, говорится в докладе акыйкатчы.

Кроме того, в районном отделе внутренних дел (РОВД) прием пострадавших от насилия женщин ведется, как правило, в одном кабинете с другими потерпевшими или задержанными лицами. При приеме заявлений жертва сексуального или семейного насилия вынуждена несколько раз повторять подробности произошедшего сотрудникам противоположного пола. Иногда при выяснении обстоятельств дела в кабинет могут входить и другие сотрудники РОВД, вмешиваясь в разговор, делая бестактные замечания, насмехаясь. И даже при наличии неопровержимых доказательств, например, заключения экспертизы, жертвам могут отказать в возбуждении уголовного дела. Нередки случаи, когда насильниками выступают сотрудники правоохранительных органов. В докладе омбудсмена приводятся несколько таких случаев. К примеру, в ноябре 2012 года несовершеннолетняя М.А. была неоднократно изнасилована сотрудником РОВД Лейлекского района Т.Джалиловым, а в августе родила сына, которого оставила в роддоме. По результатам ДНК-теста Т.Джалилов признан отцом ребенка с вероятностью 99,9 процента. Девушке помогли добиться возбуждения уголовного дела, однако рассмотрение его затягивается и до настоящего момента обвиняемый не получил никакого наказания.


Случаи семейного насилия в отношении женщин и несовершеннолетних девочек, в целом по республике

Затягивается и рассмотрение дела начальника одного из отделов Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), который в 2012 году вместе со своим водителем подверг групповому изнасилованию собственную жену. Еще один насильник - сотрудник ОВД Чон-Алайского района К.Жакыпов, уличенный, как минимум, в двух изнасилованиях, - был уволен из органов внутренних дел, прокуратура возбудила против него уголовное дело.

В докладе уполномоченного по правам человека отмечается, что в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызстана не предусмотрены специальные гарантии защиты женщин, пострадавших от насилия, а именно: ограничение числа допросов жертвы насилия; проведение допроса следователем одного пола с потерпевшей; сопровождение допроса видеозаписью с целью исключения повторных допросов; предоставление бесплатной юридической помощи в ходе всех процессуальных действий, особенно уголовного судопроизводства, с тем, чтобы обеспечить доступ к правосудию и избежать повторной виктимизации жертвы насилия; установление презумпции достоверности показаний потерпевшей для дел о сексуальном насилии и другие.


Сексуальное насилие в отношении женщин и несовершеннолетних девочек

Омбудсмен заявляет о необходимости создать на государственном уровне службу по реабилитации подвергшихся или подверженных риску насилия, изнасилования, сексуальных посягательств, и других форм гендерного, семейного насилия с предоставлением юридической консультации, медицинских услуг, услуг психолога и временного убежища. В стране необходимо на государственном уровне создавать и поддерживать приюты, группы специально подготовленных медицинских работников, службы по реабилитации и предоставлению консультаций, следует обеспечить доступность этих услуг для женщин, проживающих в сельской местности.



Кыргызстан: Выпуск телевизионного ток-шоу, в котором прозвучали националистические высказывания, приостановлен
2015-06-10 16:44 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Киргизский государственный телеканал ОТРК (Общественная телерадиовещательная корпорация, киргизская аббревиатура – КТРК) обнародовал итоги служебного разбирательства скандальныхвысказываний про «шакалов» и «львов» в ток-шоу с участием председателя Национального союза писателей, поэта и общественного деятеля Кыргызстана Абдрахмана Алымбаева.

Как сообщается в распространенном сегодня пресс-релизе, в соответствии с приказом генерального директора КТРК Илима Карыпбекова была создана специальная комиссия по рассмотрению высказываний Алымбаева, который выступил в качестве приглашенного гостя в программе «Тоолуктардын ток-шоусу» («Ток-шоу горцев») от 5 декабря 2014 года. Комиссия пришла к выводу, что «в программе были допущены высказывания, которые могут быть предметом спора в судебных, правоохранительных органах страны и вызвать противоречивую оценку в обществе».

«Комиссия считает, что в указанной передаче некоторыми сотрудниками КТРК был нарушен принцип ответственного отношения к аудитории КТРК, установленный редакционной политикой канала. Сотрудниками, ответственными за передачу, были не в достаточной мере проконтролированы содержание и формат выпускаемой передачи», - говорится в пресс-релизе.

В связи с этим, руководство КТРК приостановило до октября 2015 года выпуск передачи «Тоолуктардын ток-шоуусу» в целях пересмотра ее концепции. Кроме того, продюсеру студии «Ибарат» Н.Аалы кызы объявлено замечание, комментатору студии «Ибарат» и автору программы Г.Пратовой объявлен выговор, а с ведущим ток-шоу Мирхамидом Токтогуловым до октября 2015 года приостановлен контракт.

Как отмечает руководство телекомпании, оценка конкретных высказываний Абдрахмана Алымбаева на предмет нарушения законодательства Кыргызстана не является прерогативой КТРК, поэтому «только соответствующие правоохранительные органы и судебные органы страны в установленном законодательством порядке могут давать правовую оценку действиям граждан».

Напомним, что в декабре 2014 года на телеканале ОТРК была показана программа «Тоолуктардын ток-шоусу» («Ток-шоу горцев»), в которой ведущий Мирхамид Токтогулов и гость студии Абдрахман Алымбаев рассуждали о различиях между этносами, представители которых проживают в Кыргызстане. Представителей титульной нации собеседники сравнили со львами, а остальных – узбеков, уйгуров, дунган – с шакалами.

Передача вызвала бурный общественный резонанс. В частности главный редактор бишкекской «МК-Азия» Улугбек Бабакулов в своей статье «О львах и шакалах» высказал обеспокоенность «разгулом национализма» в республике, где советником президента по межэтническим вопросам был назначен известный своими шовинистическими взглядами политик Эмильбек Каптагаев.



В избранное