Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Таджикистан: Против полковника Г.Халимова и еще более 400 граждан страны возбуждено уголовное дело по статье <<наемничество>>



Таджикистан: Против полковника Г.Халимова и еще более 400 граждан страны возбуждено уголовное дело по статье «наемничество»
2015-06-01 10:58 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Генпрокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело против экс-командира ОМОНа полковника милиции Гулмурода Халимова, присоединившегося к так называемому «исламскому государству» (ИГИЛ), по статье «Наемничество». Об этом агентству ТАСС сообщили собственные источники в Госкомитете национальной безопасности (ГКНБ) страны.

Собеседник агентства указал, что «компетентные органы располагают точной информацией о том, что Халимов действительно находится в рядах сторонников ИГИЛ в Сирии, куда выехал транзитом через Турцию еще в конце апреля вместе с двумя ближайшими сторонниками», личности которых в настоящее время устанавливаются.

По информации представителя ГКНБ, в настоящее время генпрокуратурой Таджикистана по обвинению в наемничестве возбуждены уголовные дела против 417 граждан республики. «Известны их имена и фамилии, другие данные, и рано или поздно эти люди предстанут перед судом за свои действия», - добавил собеседник ТАСС. О том, в каких именно странах воюют эти люди - только на Ближнем Востоке или еще в каких-то других регионах мира, не сообщается.



Узбекистан: Правозащитницу Елену Урлаеву подвергли допросам, рентгену и унизительному личному досмотру
2015-06-01 11:57 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Елена Урлаева
Лидер Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ) Елена Урлаева 31 мая подверглась унизительному личному досмотру, рентгенографии и многочасовым допросам, у нее были конфискованы фотоаппарат, блокнот и конвенции Международной организации труда (МОТ).

Как сообщает ПАУ, 31 мая Елена Урлаева приехала в город Чиназ Ташкентской области, где пообщалась с педагогами школ №1, №40 и воспитателями детсада №14, которые собрались в семь часов утра по приказу хокима (главы администрации) района Махмуда Эшонова для выезда на принудительные работы по прополке хлопка. Правозащитница сделала несколько фотоснимков, затем приехала к центральной больнице, где с той же целью собрались медработники. Урлаева сфотографировала примерно 60 медиков и представителей хокимията (администрации) и районного управления здравоохранения, после чего она была задержана и доставлена в РУВД Чиназа.

По словам Урлаевой, милиционеры применяли к ней силу, расспрашивали о фотосъемке и требовали отдать флеш-карту со сделанными в этот день фотографиями. Вскоре к управлению внутренних дел подъехали вызванные милиционерами врачи «скорой помощи», которые по приказу руководства РУВД раздели правозащитницу догола, насильно осмотрели ее половые органы и анальное отверстие – в поисках флеш-карты, затем на носилках донесли до машины и привезли в больницу, где, решив, что искомый предмет она проглотила, ей дважды сделали рентген грудной клетки и живота.

Затем Урлаеву вернули в РУВД, где до 18 часов вечера ее по очереди допрашивали первый заместитель начальника этого управления и несколько сотрудников. На допросах не раз звучали угрозы физической расправой в адрес правозащитницы, членов ее семьи и ПАУ.

Наконец, Урлаеву отпустили домой, но изъятые при задержании фотоаппарат, конвенции МОТ, записную книжку и тетрадь с записями не вернули. Правозащитница выяснила, что сотрудники дежурной части милиции не зарегистрировали ее привод и нахождение в этом РУВД.

По приезде в Ташкент Урлаева, позвонив по номеру 102, а также «телефонам доверия» МВД Узбекистана и УВД Ташкентской области, заявила о своем аресте, конфискации имущества и угрозах физической расправой, а затем вызвала врачей «скорой помощи», чтобы они зафиксировали состояние ее здоровья. Правозащитница намерена обжаловать действия милиционеров и медиков города Чиназа и продолжить мониторинг принудительного труда взрослых и детей, которым она занимается все последние годы. «Я не боюсь умереть, но я не могу жить равнодушной, бездейственной, молчаливой», - поясняет Елена Урлаева.

Напомним, ПАУ фиксирует в областях Узбекистана и автономной республике Каракалпакстан факты использования принудительного труда медицинских работников, педагогов, сотрудников других бюджетных организаций, студентов вузов и школьников на хлопковых полях, куда весной людей привозят на прополку хлопчатника, а осенью – на сбор урожая. Выявленные Альянсом факты свидетельствуют о ежегодной масштабной и системной принудительной мобилизации людей на государственном уровне. Елена Урлаева неоднократно задерживалась милиционерами за свою правозащитную деятельность, приговаривалась к выплате штрафов, ее подвергали избиению и отправляли на принудительное лечение в психиатрической больнице, но вместе с единомышленниками она продолжает протестовать против произвола властей. В 2010 году Елена Урлаева была удостоена шведской премии Пера Ангера, которая присуждается за защиту прав человека и демократических ценностей, и названа «самой мужественной правозащитницей». В 2015 году возглавляемый Урлаевой ПАУ получил награду «За мир и справедливость», учрежденную южнокорейским Фондом справедливости и мира имени Тжи Хак Суна (The Tji Haksoon Justice & Peace Foundation).



Глава МВД Узбекистана приедет в Таджикистан впервые за 17 лет
2015-06-01 13:42 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Министр внутренних дел Узбекистана Адхам Ахмедбаев
Министр внутренних дел Узбекистана, генерал-лейтенант Адхам Ахмедбаев примет участие в заседании глав МВД стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое состоится в Душанбе 4-6 июня. Как сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на источник в МВД Таджикистана, это первый визит узбекского министра внутренних дел в таджикскую столицу с конца 1990-х годов, когда в отношениях между двумя соседними государствами возникло серьезное охлаждение. Последним главой узбекского МВД, посетившим Таджикистан - летом 1998 года, - был генерал-полковник Зокир Алматов.

Отметим, что в последние месяцы почти все события в рамках двусторонних отношений между Таджикистаном и Узбекистаном освещаются с формулировкой «впервые за много лет». Так, 24 апреля 2015 года в городе Худжанде, что на севере Таджикистана, впервые состоялась встреча начальников главных штабов пограничных войск двух государств. А в конце июня после длительного перерыва в Ташкенте, как ожидается, пройдет заседание таджикско—узбекской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого будет поднят вопрос о возобновлении прямого авиасообщения между Ташкентом и Душанбе. Ранее, также впервые за долгое время, национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» направила в международный аэропорт Душанбе письмо с просьбой прислать прейскурант на его услуги и информацию о степени готовности воздушной гавани принимать узбекские пассажирские самолеты.

Как отмечают наблюдатели, активизация контактов между Ташкентом и Душанбе свидетельствует о некоторой «оттепели» в напряженных таджикско-узбекских отношениях, надежда на улучшение которых наметилась после встречи президентов Эмомали Рахмона и Ислама Каримова в Душанбе в сентябре 2014 года. Узбекский лидер посетил Душанбе впервые с 2008 года для участия в саммите ШОС, в ходе которого и состоялась его рабочая встреча с таджикским коллегой в формате «один на один». Для реализации достигнутых тогда договоренностей в начале января 2015 года таджикская сторона направила Ташкенту ряд предложений по выводу на новый уровень отношений двух государств. В их числе – возобновление авиасообщения между Ташкентом и Душанбе и автобусных рейсов в ряд городов и районов двух республик, а также упрощение получения виз для местного населения. Таджикская сторона предлагает выдавать визы прямо на границе двух государств или разрешить гражданам пребывать на территории соседней республики без получения визы в течение одного месяца. Напомним, что визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном действует с 2001 года.

Тем временем, Душанбе готовится к проведению заседания глав органов внутренних дел ШОС, которое состоится под председательством главы МВД Таджикистана, генерал-лейтенанта Рамазона Рахимзода. В нем примут участие руководители МВД России, Кыргызстана, Казахстана и министерства общественной безопасности (МОБ) Китая. Министры обсудят вопросы совместного противодействия киберпреступности, терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также будут наблюдать за ходом совместных учений спецподразделений МВД Таджикистана и МОБ Китая, которые пройдут в ущелье Магоб, расположенном неподалеку от Душанбе.

В июне-июле 2015 года запланировано проведение ряда других мероприятий в рамках ШОС. В частности, 3-4 июня в Москве состоятся заседание Совета министров иностранных дел ШОС и международная конференция высокого уровня «Безопасность и стабильность в регионе ШОС». А 9-10 июля в Уфе ожидается очередной саммит глав государств-членов ШОС.

Напомним, Шанхайская организация сотрудничества была создана 15 июня 2001 года. Членами ШОС являются Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют статус наблюдателей, а Белоруссия, Турция и Шри-Ланка – статус стран-партнеров. ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Главные экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.



В Москве 6 июня стартует кулинарный марафон «Культ плова»
2015-06-01 14:50 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Шестого июня в Москве стартует уникальная акция – марафон «Культ плова», в котором примут участие повара восточной кухни - как профессионалы, так и энтузиасты приготовления блюд из риса, в том числе представители шоу-бизнеса и другие медийные персоны. Каждый из них попытается доказать, что именно его вариант приготовления плова наиболее правильный и вкусный.

Кулинарная эстафета пройдет на крупнейших продуктовых рынках российской столицы. Первым марафон начнет Дорогомиловский рынок, затем эстафетную палочку подхватят другие площадки. Повара ведущих ресторанов России и стран СНГ будут состязаться в искусстве приготовления старейшего и, пожалуй, самого знаменитого восточного блюда. Знатоки плова проведут мастер-классы для посетителей и раскроют свои секреты приготовления этого ароматного блюда. Гости кулинарного марафона смогут попробовать разные виды плова, самые любознательные научатся отличать ферганский от иранского, а азербайджанский – от афганского. Отдельный бонус – плов, приготовленный на свежем воздухе. Все средства от продаж будут направлены в благотворительные фонды.

Организаторы «Культа плова» считают, что в условиях нестабильной ситуации в экономике и сокращения рынка общественного питания фестиваль повысит интерес к восточной кухне и представляющим ее ресторанам и кафе разного уровня.

Конкурсы будут проходить в течение июля-августа, финал приурочен ко Дню города Москвы, отмечаемому в начале сентября. Лучшего мастера плова определит жюри, состоящее из представителей ведущих кулинарных ассоциаций России и стран СНГ. В частности, членами жюри будут президент Ассоциации поваров Узбекистана, аккредитованный член жюри WACS Всемирной ассоциации сообществ шеф-поваров Акбар Умаров, а также почетный член Ассоциации поваров Узбекистана, автор кулинарных бестселлеров узбекской национальной кухни Хаким Ганиев. Свое согласие на участие в жюри дал народный артист России Армен Джигарханян, в ближайшее время присоединятся и другие известные люди.

Победитель марафона получит награду от Ассоциации поваров Узбекистана – эксклюзивный приз ручной работы от известного мастера Алишера Убайдуллаева, - и широкую известность.

Гости марафона и его участники увидят:

– яркое и красочное кулинарное шоу, в котором более двадцати известных мастеров плова будут готовить старинное блюдо прямо на костре и раскрывать секреты своего мастерства;

– обширную концертную программу с этническими песнями, танцами и fashion-show национальных костюмов;

– выставку-ярмарку, где ремесленники и производители представят множество самых разнообразных товаров и услуг;

– «Чайный квартал»;

– развлекательную площадку с играми для маленьких посетителей.

История плова теряется в веках. Установить, кто же на самом деле изобрел это восхитительное блюдо, невозможно. География плова настолько обширна, что способна впечатлить даже самого заядлого путешественника: здесь и узбекский, и казахский, и таджикский, и туркменский, и иранский, и азербайджанский, и турецкий, и индийский, и афганский пловы, испанская паэлья, итальянское ризотто, креольская джамбалайя и еще множество других вариаций этого замечательного блюда из риса. География плова настолько обширна, что способна впечатлить даже самого заядлого путешественника. Впрочем, в этот раз никуда ехать не придется, потому что плов со всех концов мира «съезжается» в Москву.

Подробнее о кулинарном марафоне можно прочитать в материале «Ферганы» «Шеф-повар Хаким Ганиев: «Плов - блюдо межнационального общения».

Организационный комитет:

Исполнительный директор - Тимофей Ларионов: info@festfabrik.ru, +7(925)365-13-40.

Председатель жюри - Хаким Ганиев: info@kultplova.ru, +7(926)884-28-00.

Куратор проекта - Лола Сайфи: info@kultplova.ru, +7(903)134-39-47.



Узбекистан: Городские автобусы горят и дымят, а ходят все реже и реже
2015-06-01 17:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В последнее время новости о работе общественного транспорта в Ташкенте напоминают сводки с поля брани. Раз в несколько месяцев из разных районов столицы Узбекистана приходят сообщения о возгорании городских пассажирских автобусов. И практически всегда речь идет о марке «Mercedes-Benz Conecto Low Floor».

Десять пожаров за два года

«В последний день апреля, возвращаясь с обеда по улице Усмана Носира, неподалеку от здания республиканского Пенсионного фонда и рынка «Аския», я стал свидетелем возгорания автобуса марки «Mercedes-Benz», курсирующего по маршруту №69, - рассказывает Нодирбек, сотрудник одного из коммунальных предприятий Яккасарайского района Ташкента. – Хотя пожарники говорили лишь о частичном возгорании, автобус был полностью окутан клубами черного дыма, а из его моторного отсека вырывались языки пламени».

По словам Нодирбека, пожар потушили довольно оперативно, к счастью, никто из пассажиров не пострадал, так как водитель вовремя высадил их и принял меры по предотвращению распространения огня.

По данным ташкентских веб-изданий, за период с марта 2013 года по апрель 2015-го в узбекской столице сгорело десять автобусов марки «Mercedes Benz». Первый сгорел дотла в марте 2013 года, второй - в июне, третий - в августе, следующие - в мае, июне, июле 2014-го, восьмой и девятый - в марте и апреле 2015 года. По официальным данным, в 2014 году было шесть случаев частичного возгорания в моторном отсеке автобусов серии «Mercedes-Benz Conecto Low Floor». Пять автобусов были восстановлены и в настоящее время эксплуатируются на городских маршрутах, шестой еще находится на ремонте.

А 15 мая на проспекте Амира Темура, недалеко от городского хокимията (мэрии Ташкента) заполыхал новый объект - автобус №51 обозначенной выше марки. По скудным сообщениям местных СМИ, огонь снова возник в задней части автобуса, «пожар потушили прибывшие на место происшествия сотрудники пожарной безопасности», «информации о пострадавших нет».


Горит автобус Mercedes-Benz Conecto O345. Фото © Gazeta.Uz

Отчего горят «мерсы»?

По утверждениям самих водителей и пассажиров, причин подозрительно частых возгораний дорогостоящей немецкой техники может быть несколько. Первая версия - зарубежные автобусы не подходят для климатических условий Узбекистана.

«Согласен. Выявленные проблемы огнеопасности как в ранних, так и в более современных – низкопольных – пассажирских автобусах модели «Mercedes-Benz Conecto Low Floor» связаны, прежде всего, с климатическими особенностями эксплуатации и инженерно-конструктивными недоработками, - комментирует ситуацию специалист по ремонту из столичного автопарка №2, попросивший назвать себя Эркином. - Уверен наверняка, что эти автобусы горят из-за короткого замыкания в системе электрооборудования. Могу также сказать, что одной из причин частого возгорания автобусов немецкого производства турецкой сборки является дефицит запчастей соответствующего качества. А наши ребята, чтобы не злить руководство парка и не сорвать рейс, нередко вынуждены использовать первые попавшиеся детали, не брезгуя при этом дешевым китайским контрафактом».

По словам собеседника, среди причин возгорания техники можно назвать также нехватку в узбекских автопарках грамотных специалистов, ответственных за бесперебойную работу общественного транспорта, к примеру, инженеров-механиков.

По другой версии, немецкие автобусы, которые ежегодно закупает Узбекистан, прибывают в республику уже с серьезными дефектами. «В Германии эти «мерседесы» используются не как пассажирский транспорт, а исключительно для перевозки школьников, и срок их службы по закону не должен превышать одного года, затем их выбраковывают. А что делать со списанной техникой, если визуально она еще довольно-таки в хорошем состоянии? Конечно, ее продают, но уже по ощутимо доступной цене, причем официально цена не меняется - остается как на новый автобус. То есть, речь идет об элементарном «откате», - считает один из осведомленных источников «Ферганы».

У акционерной компании «Тошшахартрансхизмат», управляющей столичным общественным транспортом, свое мнение: в комментариях для СМИ руководители управления заявляли, что одна причина пожаров - в «халатном отношении водителей и пассажиров городского общественного транспорта к правилам безопасности», другая — в «тяжелых условиях эксплуатации автобусов».

Официальные версии

«Узбекистан признан немецкой компанией Evo Bus GmbH, производителем эксплуатируемых в Ташкенте автобусов, регионом с особо тяжелыми условиями эксплуатации автобусов - сильная загрязненность воздуха, резкие перепады температуры окружающей среды в летние и зимние месяцы, что неблагоприятно влияет на работу сопряженных узлов и агрегатов автобусов и снижает их надежность», - сообщила компания «Тошшахартрансхизмат» Газете.Uz в ответ на вопрос о причинах очередного пожара в пассажирском транспорте.

Компания поясняет, что «эксплуатация автобусов модели «Mercedes-Benz Conecto O345» в таких условиях на протяжении более 10 лет привела к нарушению целостности пластиковой изоляции пучка электропроводов. С увеличением пробега с начала эксплуатации автобусов количество отказов увеличивается, трудоемкость возрастает, а эксплуатационная надежность снижается».

Дальше – еще интереснее: «С учетом вышеизложенного, а также экономической целесообразности проведения капитально-восстановительного ремонта основных узлов и деталей автобусы «Mercedes-Benz Conecto O345» поэтапно выводятся из эксплуатации. До конца 2015 года их использование будет полностью прекращено».

Это более чем странное заявление, особенно, если учесть, что в 2015 году «Тошшахартрансхизмат» планировал закупить новую партию немецких автобусов большой вместимости в количестве 100 единиц. Насколько известно «Фергане», до конца текущего года осталось докупить всего пару десятков машин.


Вызывает недоумение еще одно обстоятельство. По данным акционерной компании, в поставках в Узбекистан двух партий автобусов «Mercedes-Benz Conecto Low Floor» 2012-2013 годов (по 100 единиц на каждый год) «выявленные конструкционные недоработки были учтены». Если это так, то почему же возгорания в них продолжаются до сих пор?

С другой стороны, не поддаются логике действия узбекских транспортников, продолжающих просить новые автобусы, показавшие себя не с лучшей стороны в условиях среднеазиатского климата.

Компанией «Тошшахартрансхизмат» закуплено уже свыше 1000 единиц пассажирских «мерседесов». Часть из них, по неподтвержденным данным, сегодня работает на альтернативном топливе - сжатом природном газе.

А может, дело во взятках?

Как в середине мая сообщили узбекские СМИ, сразу в десяти предприятиях системы «Тошшахартрансхизмат» были раскрыты хищения более 10 миллиардов сумов ($4 млн. по курсу Центробанка республики), которые были присвоены путем фальсификации документов, приписок в сводках о выполнении плана работы, оформления не осуществленных перевозок как осуществленных, продажи «налево» горюче-смазочных материалов и запасных частей. По данным газеты «Хукук», подобные мошенничества были обнаружены в целом ряде дочерних предприятий, таких как «1-е автопредприятие», «3-е автопредприятие», «4-й автобусный парк», «5-е автопредприятие», «7-й автобусный парк», «8-й автобусный парк», «10-й автобусный парк», «12-й автобусный парк».

Как сообщили журналистам представители Генеральной прокуратуры Узбекистана, суд назначил виновным соответствующее наказание.

Ездить скоро будет не на чем

Во время подготовки этого материала в печать стало известно, что акционерная компания «Тошшахартрансхизмат» сокращает количество автобусных рейсов в связи с дефицитом топлива. На официальном сайте компании 31 мая появилось вот такое объявление:


«Уважаемые пассажиры! В связи с сокращением поставок топлива на 30% может возрасти интервал между прибытием автобусов. В связи с чем администрация АК «Тошшахартрансхизмат» приносит Вам извинения за вызванные временные неудобства».

Эта новость вызвала «пожар» в социальных сетях. Приведем отрывки обсуждения, идущего в настоящее время в популярной ташкентской группе Потребитель.Уз на Facebook (орфография сохранена).

«Ээээээээй народ сидите дома. В Ташкенте с транспортом катакумба! Сначала горели автобусы а теперь их ваше нет!»

«Уже несколько дней так!! Не знаете почему?? Недавно ждала автобус 40 минут, который ходит каждые 10 минут».

«Водители сказали что им не выдоют топлива по каждому маршруту работуют 4-5 машын и то до обеда».

«Так и со 115 ...только они заменили мерсы на маленькие отоёл...говорят, что салярки нету».

«Ммм да я вообще после 6 вечера в пятницу с горем пополам уехала 48мин ждала 95 автобус».

«Наверно они все перегорели!?»

«Сезон школьный закончился вот и резанули им бютжет на топливо».

«58, 38, 126 маршруты вчера после 18-00 совсем не работали».

«У нас на 4 куйлюке уже 3 дня не ходят 11 маршрутки в чем причина неизвестно».

«Я тоже недавно ехала от 6 роддома в сторону Сергели. было время 19.30, прямо перед носом уехал 58 автобус. Следующий приехал в 20.15 и сказал что это уже последний. я была удивлена... Все маршрутные газели сняли с Сергели, пояснив это тем, что автобусы не могут делать план и едут полупустые. А на самом деле совсем другая ситуация. В час пик автобусы ходят интервалом в 20 мин. Переполненные и выслушиваешь всю дорогу крики кондуктора, продвигайтесь в середину там пусто».

Оставим эти свидетельства, принадлежащие разным жителям Ташкента, без комментариев.

Логично предположить, что проблемы с общественным транспортом в Узбекистане - печальная и яркая примета ухудшения общей ситуации в экономике страны и падения уровня жизни людей. В этом ряду и отсутствие наличных денег в государственной казне, изменение правил продажи валюты населению, задержки зарплат и пенсий и так далее.

Соб. инф.



В избранное