Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Центральная Азия: От <<буферного>> мышления к политике суверенитета



Центральная Азия: От «буферного» мышления к политике суверенитета
2014-04-07 11:14 Алишер Ильхамов

Нужна ли странам Центральной Азии «новая империя» во главе с Россией? Как республикам бывшего Советского Союза противостоять внешним и внутренним вызовам, угрожающим их суверенитету? Что такое есть сам этот суверенитет? Кому он на самом деле нужен — чиновникам или народу? На эти и другие темы размышляет в своей дискуссионной статье научный сотрудник Школы Восточных и Африканских исследований университета Лондона Алишер Ильхамов.

* * *

Видимо, из-за того, что внимание мира было в последние несколько недель приковано к западной части бывшего Cоветского Cоюза, события в южной его части оставались в тени. Так, остались мало замеченными прошедшие в Худжанде и Ташкенте два саммита ШОС: 1 апреля - на на уровне глав военных ведомств стран-участниц, и 28 марта - антитеррористической структуры ШОС. Между тем, эти два мероприятия могут стать веховыми по крайней мере в двух отношениях.

Новая старая политика

Во-первых, оба саммита выявили ту стратегическую концепцию относительно ближнего зарубежья, которой политическое руководство России стало руководствоваться в последнее время. Тот факт, что российский президент одержим ностальгическим желанием восстановить СССР в том или ином виде, не представляло большого секрета. И ранее он заявлял, что развал СССР был геополитической катастрофой ХХ века. А в рамках своей предвыборной платформы в 2011 г. он объявил курс на укрепление Евразийского союза: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Ожидалось только, что действовать он будет, опираясь, в основном, на дипломатические и экономические рычаги, а также соблюдение норм международного права, не принуждая, а заинтересовывая бывшие союзные республики в выгодах сближения с Россией и признания ее лидерства во внешнеполитических вопросах. Этот подход споткнулся на Украине. Когда аргументы от экономики, то бишь щедрые посулы по снижению цен на газ и выделению миллиардных льготных кредитов, не сработали, в Кремле очевидно наступило горькое разочарование в такого рода мягких методах убеждения. Наступило понимание того, что пора переходить к более весомым аргументам. Результатом чего стало скоропалительное проведение референдума на Крымском полуострове и не менее скоропалительное оформление Государственной Думой вопроса о его присоединении к Российской Федерации.

Наблюдатели сразу разглядели в этом шаге радикальную смену парадигм во внешней политике Кремля. Согласия однако не было относительно того, является ли этот поворот результатом эмоциональной реакции Путина на события в Украине или же он готовился к этой смене курса давно, основываясь на фундаментальных аналитико-стратегических разработках. Некоторые наблюдатели поспешили окрестить новый курс Кремля в отношении ближнего зарубежья «собиранием русских земель».

Но имеются ли основания именно так называть этот курс? Я думаю, имеются, хотя этот термин далеко не исчерпывает сути новой политики Кремля. В случае с «русским» Крымом вопросов нет: этот полуостров многими русскими националистами давно считался «своим». Да что там о националистах говорить. Даже вполне либеральный Михаил Горбачев благословил присоединение Крыма, назвав этот шаг исправлением «исторической ошибки».

Однако на саммите ШОС мы услышали из уст представителей министра обороны России интересную пропозицию, проливающую больше света на концептуальные схемы, которыми стал руководствоваться Кремль. Как сообщила «Независимая газета», «Россия и ее союзники по ШОС и ОДКБ после вывода из Афганистана международных сил создадут в его приграничных с СНГ районах некие буферные территориальные образования, которые будут препятствовать проникновению нестабильности из этой страны в другие государства».

На мой взгляд, Шойгу обнаружил ранее публично не артикулированное стремление Кремля использовать технологии создания «буферных» зон как барьер против распространения влияний внешних сил, которые Кремль полагает враждебными и угрожающими национальным (или неоимперским?) интересам России. Речь идет, прежде всего, о НАТО. Последний, по мнению Кремля, постоянно отодвигает свои границы на Восток, или, по крайней мере, стремится к такому расширению за счет пространства, которое Москва считает своим подворьем, то есть зоной своего влияния.

В принципе, эта концепция «буферных» зон уже опробована в случаях с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией, инкорпорацию которых в лоно российской политики вряд ли можно квалифицировать как «собирание русских земель». Ведь большинство населения этих территорий - не русские. С точки зрения российской стороны, экспансия в этих случаях оправдывалась защитой нерусских национальных меньшинств, которые тяготели к России как гаранту своих прав и интересов.

Таким образом, по охвату практик и инструментов воссоздания империи концепция «буферных» зон оказывается более широкой, чем «собирание...». Эта концепция включает в себя как собственно «собирание русских земель», так и ссылку на защиту интересов национальных меньшинств (или же малых государств от давления со стороны государств более крупных) как предлог для интервенций под флагом миротворческих миссий. Сюда также относится ссылка и на фактор «стабильности» и внешних угроз.

И здесь, конечно, трудно провести грань между неоимперскими интересами России и миссией по защите легитимных прав этнических меньшинств на территории стран ближнего зарубежья. Есть опасения, однако, что обоснование для интервенций России во внутренние дела этих стран будет носить довольно произвольный характер, в зависимости от патрон-клиенталистских и геостратегических соображений. Каких именно соображений, в предельной степени откровенно озвучил идеолог неоимперского курса Кремля политолог Александр Дугин. Он, правда, использует другое название для «буферных» зон обозначая их «зонами стабильности». Такие зоны, по его мнению, должны создаваться на периферии Евразии, на что Россия якобы имеет неоспоримые права. В частности, проецируя эту позицию на Азербайджан, он предупреждает:

«Я много раз говорил одну важную для Азербайджана вещь – единственным гарантом территориальной целостности всех постсоветских государств является именно Россия. Если Россия не захочет быть гарантом территориальной целостности этих государств – то их территориальная целостность будет нарушена. Пока Россия поддерживает юридические требования Азербайджана на Карабах. Стоит только попытаться начать искать нового «старшего брата» за пределами России, то разрушится все. Разрушатся Азербайджан, Армения, Молдова, как разрушились Грузия и Украина. При конфронтации с Москвой ни одно постсоветское государство существовать в нынешних границах не будет. Оно будет существовать в других границах, значительно меньших, чем сейчас. Причем, как де-юре, так и де-факто».

Новый Шелковый путь или обратно к гражданской войне?

Вторым знаменательным аспектом упомянутого саммита ШОС стало озвученное Шойгу сообщение о том, что, согласно концепции «буферных» мини-государств, «Россия и Китай проведут в 2014 году в Афганистане совместную пограничную операцию». Этот план, по мнению Шойгу, следует рассматривать как ответ ШОС на угрозы для стабильности в регионе Центральной Азии, усиливающиеся в связи с ожидаемым к концу 2014 г. уходом международных сил из Афганистана. И здесь прикладное значение концепции «буферных зон» выступает во всей своей красе. Шойгу предложил ни больше ни меньше, как создавать эти зоны на территории не стран-членов ШОС, а Афганистана. Так, как это старался делать в свое время Ташкент, оказывая прямую финансовую и военную поддержку режиму Абдул-Рашида Дустума.

Мы прекрасно помним, чем закончилось правление Дустума в северном Афганистане: в 1998 году талибы овладели провинциями Джаузджан и Балх, включая город Шибарган, где располагались ставка Дустума и его авиация. Боевые действия приблизились границам Узбекистана, а талибы вышли на берег Аму-Дарьи. Тогда Ислам Каримов вынужден был вступить в прямые переговоры с новой властью в Кабуле, заявив осенью 2000 г., что Ташкент готов идти на диалог с движением «Талибан», если оно будет контролировать ситуацию в Афганистане. Вслед за этим Каримов произнес довольно мудрые слова, которые пора сегодня вспомнить и применить к сегодняшним реалиям: «Нам может не нравиться движение "Талибан", но это сила, с которой нельзя не считаться. Нам не нужно противостояние с Афганистаном. Мы никогда не хотели и не допустим, чтобы нас втянули в противостояние с этой страной. Мы будем делать все, чтобы это исключить».

Вернуться обратно к политической жизни и к нынешнему своему положению Дустум смог только благодаря вторжению в Афганистан, которое США предприняли в качестве ответа на террористическую акцию Аль Каиды в США в сентябре 2001 г. Тогда Дустум оказался нужен международным силам в качестве союзника в борьбе с талибами, которые отказались выдавать американцам Бен Ладена и его сеть в Афганистане.

Но сегодня США вряд ли будут благосклонно относиться к новым вызовам со стороны Дустума в адрес Кабула. Наоборот, сегодня США и силы НАТО делают ставку на укрепление центрального правительства Афганистана. Последнее же с явным недовольством относится к любым попыткам Дустума опять играть в сепаратизм. Эта линия Дустума не сработала в конце 90х годов и тем более не сработает сейчас, когда власть в Кабуле значительно окрепла. Благодаря массированной помощи со стороны США и других стран Запада Кабул уже располагает весьма внушительными и боеспособными вооруженными силами, включая 240-тысячную армию, 10-тысячный контингент коммандос и 1000 спецназовцев. Вооруженные силы Афганистана хорошо моторизованы, вооружены и располагают 23 тыс. бронемашин, более чем 56 военными вертолетами и сотней военных самолетов. Добавим сюда значительное количество американской военной техники, оставляемой Афганистану после ухода основного воинского контингента НАТО из этой страны.

Те, кто попытается создавать квази-государственные «буферные» режимы на Севере Афганистана, которые бы противостояли Кабулу, должны принимать во внимание новые реалии. Такие попытки могут спровоцировать новый виток гражданской войны в Афганистане, и как следствие – привести к дестабилизации в самой постсоветской Центральной Азии.

Пока неизвестно, в чьих руках в конечном итоге будет оставаться контроль над Кабулом, нынешнего режима или талибов. Но как талибы, так и нынешнее правительство в Кабуле воспримут планы по созданию «буферных» мини-государств на территории Афганистана как вмешательство в их внутренние дела и могут предпринять ответные действия. Для начала в таком случае следует ожидать поддержки Кабулом диверсионных операций Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на территории стран Центральной Азии. А это создаст порочный круг зависимости Центральной Азии от военной поддержки со стороны России, что позволит ей завершить восстановление полного стратегического контроля над всем регионом. Как следствие, страны региона будут низведены к статусу бухарских эмиратов, чьи правители вольны вести какую угодно внутреннюю политику, но во внешней должны слушаться и повиноваться Москве.

Центральная Азия перед выбором

На протяжении почти всего постсоветского периода Центральная Азия была ареной скорее соперничества, чем тесного сотрудничества между странами региона. Сегодня как никогда эта разобщенность и многочисленные нерешенные вопросы и трения во взаимоотношениях между ними ставят под угрозу само их существование как суверенных государств. Например, Ташкент часто видел отстаивание своих интересов в ослаблении своих соседей, чей политический и экономический курсы он считал неугодными для Узбекистана. В результате те превратились в верных сателлитов Москвы как противовес давлению со стороны Ташкента. И что от этого Узбекистан выиграл в конечном итоге?

Убежден, что в долговременных интересах Узбекистана было бы иметь соседей с развитой экономикой и нерушимым суверенитетом. Так, слабый Таджикистан, опасаясь угрозы экономического и военного шантажа со стороны Узбекистана, будет постоянно искать патронажа в лице России и соглашаться на ее военное присутствие. Газовый шантаж уже привел к твердому намерению Таджикистана завершить строительство Рогунской ГЭС и запустить ее как можно скорее. Военное присутствие России даже может усилиться, если Москва уговорит Душанбе согласиться на использование ее территории для транспортировки оружия таджико-узбекским группировкам на Севере Афганистана.

В свою очередь, Афганистан, вновь ввергнутый в гражданскую войну (к чему может привести вмешательство сил ШОС в его внутренние дела) - тоже не в интересах Узбекистана, да и всей Центральной Азии. Помимо того, что боевые действия будут приближены к границам региона, Узбекистан и его соседи лишатся возможностей развивать выгодные экономические отношения с Кабулом, например, получить многомиллионные контракты на строительство железных дорог. У Афганистана есть деньги на подобные проекты развития. Еще в 2012 западные страны обязались потратить на развитие экономики и государственных институтов Афганистана 16 миллиардов долларов США сроком до 2015 года. После этого финансирование должно продолжиться. Не трудно предсказать, что значительная доля финансирования пойдет на развитие инфраструктуры, которая малоразвита на сегодняшний день.

Развитая транспортная инфраструктура Афганистана, создание которой возможно только при наличии стабильности в стране, в конечном итоге позволит странам Центральной Азии получить выход к морским портам через территорию Афганистана. Нет необходимости говорить о том, какое значение это имело бы для торговли и экономического развития региона.

Уместно напомнить, что в свое время российский востоковед и историк Василий Бартольд указал на причину экономического упадка Центральной Азии – он начался с упадка Шелкового пути, что, в свою очередь, было вызвано возросшим значением морских путей для мировой торговли. Не пора ли странам региона извлекать исторические уроки?

Нужен ли вообще суверенитет?

Некоторые представители гражданского общества республик Центральной Азии вполне закономерно задаются вопросом, а стоит ли вообще поддерживать идею суверенитета. Ведь тот «суверенитет», который мы наблюдали в постсоветский период, на практике вылился в суверенитет правящих элит, их право угнетать свой народ и лишать его голоса.

Такой «суверенитет» действительно опостылел многим. Из-за чего значительная часть населения стала задумываться, а не лучше ли вернуться обратно в СССР. Пусть мол Россия опять нас завоюет, может, тогда заживем получше. Ведь в самой России уровень жизни, да и степень гражданских свобод существенно выше, чем в странах Центральной Азии. Но этот, казалось бы очевидный шаг к лучшей жизни на самом деле является иллюзорным решением местных проблем. СССР в прежнем виде уже невозможно воссоздать, как невозможно войти дважды в одну и ту же воду. Нет уже той идеологии эгалитаризма, нет того цемента, который спаивал вместе народы, населяющие огромную страну. А есть рост этнического национализма, ксенофобии, социального расслоения, есть власть олигархов, бегство капиталов, отмывание денег в невиданных ранее масштабах и безбрежное море коррупции. Какую такую общность из всего этого можно спаять? На каких основаниях?

С другой стороны, скептицизм в отношении реставрации империи вовсе не означает отрицания необходимости для Центральной Азии в сохранении тесных связей с Россией, если такие связи строятся на базе реального, а не фиктивного суверенитета каждой из сторон.

Многим видится фатально неизбежным сведение выбора, имеющегося в наличии у народов Центральной Азии, только к двум опциям – новой империи или статус-кво. Но возможен ли третий путь? На мой взгляд, возможен, если мы внесем ясность в вопрос о суверенитете. До сих пор эта идея была отдана либерально мыслящим гражданским обществом на откуп ура-патриотам, этно-националистам и правящим кликам. Последние же эксплуатировали ее в своих интересах. Отворачиваясь от идеи суверенитета, гражданское общество только оказало себе медвежью услугу. Теперь, как никогда, возникла необходимость перехватить инициативу в этом вопросе, но переформулировать дискурс, поставив вопрос о реальном суверенитете. Что я под ним понимаю?

Думаю, он невозможен без четырех составляющих – суверенитета народа, суверенитета территории, суверенитета центрального правительства и суверенитета соседей. Истина заключается в том, что нельзя добиться реального суверенитета, исключив хотя бы одну из этих составляющих. Каждая их них – это как одна из четырех ножек стола: уберешь одну ножку и стол развалится. Попытаюсь кратко обосновать необходимость каждой из них.

Если Вы не гарантируете и не обеспечиваете суверенитета народа, то правительство лишается поддержки, необходимой для отстаивания суверенитета страны. Вы закончите тем, что мы имеем сейчас, когда оказавшись в отчаянном положении, народ, или его часть, оказывается индифферентной к идее независимости и ностальгирует по имперскому прошлому. Да и нынешняя правящая элита, если надавить на нее, легко откажется от национальной независимости в обмен на сохранение власти, пусть эта власть и будет ограничена рамками внутренней политики. Я не думаю, что если восстановится империя, народ получит суверенитет. Сейчас народ стонет под одним прессом, но окажется под двойным.

Далее, если нет суверенитета центрального правительства, то некому будет мобилизовать население и ресурсы для защиты суверенитета страны. Это тоже незаменимая «ножка стола».

Нет суверенитета территории, тогда вы закончите бардаком, когда неясно, какой юрисдикции подчиняться.

Наконец, не уважая и не помогая укреплять суверенитет соседей, вы настраиваете их против себя, приобретаете врагов, которые будут искать союза с силами, которым не очень нравится ваш суверенитет. Если мы принимаем этот принцип к руководству, то должны отправить на свалку все концепции «буферных» зон как авантюристические и провокационные, которые только работают против вашего же суверенитета.

Хотим ли мы такого суверенитета, именно в таком формате? Я полагаю, многим он был бы по душе, но я оставляю это в качестве предмета для дальнейшего обсуждения.

Алишер Ильхамов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Вы можете прокомментировать статью здесь.



  • Закон об упрощенном предоставлении гражданства включает в число льготников жителей Крыма
    2014-04-21 14:00 ИА Фергана.Ру

    Президент России Владимир Путин подписал 21 апреля федеральный закон, облегчающий получение гражданства РФ для носителей русского языка, которые постоянно живут или их предки постоянно жили на территориях в пределах современных российских границ.

    На признание носителями русского языка могут претендовать иностранные граждане или лица без гражданства, которые владеют русским языком и повседневно используют его в семейно-бытовой и культурной сферах, - «в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации», говорится в подписанном Путиным законе (выделено «Фергана.Ру»)

    Носителями русского языка иностранцы из этой категории могут быть признаны по результатам собеседования. Получив этот статус, они могут приобрести гражданство Российской Федерации без соблюдения требований, касающихся срока проживания на территории России, определения уровня знаний ими русского языка и предоставления вида на жительство. Для них будут установлены льготные условия въезда в Россию, основания продления срока временного пребывания в этой стране и упрощенный порядок получения вида на жительство.

    Следует отметить, что претендент на статус россиянина должен отказаться от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором России либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу независящих от претендента причин.

    Таким образом, закон распространяется на русскоязычных иностранцев, постоянно живущих (официально) или имеющих близких родственников, постоянно живших на территории России, а также Крыма и Севастополя, которые недавно вошли в состав Российской Федерации.

    Отметим, что для иностранцев, имеющих родственников-россиян, и раньше действовал упрощенный порядок приобретения гражданства РФ, он зафиксирован статьей 14 «Закона о гражданстве РФ».

    Таким образом, подписанный сегодня Владимиром Путиным закон рассчитан, главным образом, на крымчан и севастопольцев, на других граждан стран СНГ, не имеющих льгот в соответствии со статьей 14, этот закон не распространяется и о «широкой раздаче российских паспортов выходцам из республик бывшего СССР» говорить не приходится.

    Добавим лишь, что законом также сокращается срок предоставления гражданства – с 6 до 3 месяцев - для иностранцев, указанных в частях 2 и 7 статьи 14 «Закона о гражданстве РФ».

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Узбекистан: Президент Ислам Каримов принял главу МИДа Испании Хосе Мануэля Гарсиа-Маргальо
    2014-04-22 10:19 ИА Фергана.Ру

    Президент Узбекистана Ислам Каримов принял 21 апреля в своей резиденции Оксарой министра иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Хосе Мануэля Гарсиа-Маргальо, сообщает УзА.

    В ходе беседы стороны обсудили состояние и приоритетные направления двустороннего сотрудничества, международную проблематику, в том числе вопросы региональной безопасности и стабильности в контексте ситуации в Афганистане. Каримов высоко оценил роль и место Испании в решении злободневных международных и региональных проблем, назвав эту страну одним из своих приоритетных и надежных партнеров в Европейском Союзе.

    Как было подчеркнуто, динамичные и устойчивые темпы роста экономики и созданные в Узбекистане благоприятные условия для иностранных инвесторов являются прочной основой расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия.

    Гарсиа-Маргальо поблагодарил узбекского президента за теплый прием и передал приглашение председателя правительства Мариано Рахоя Брея посетить Испанию с официальным визитом. Он также подтвердил готовность руководства Испании продолжать укреплять открытый политический диалог и двустороннее сотрудничество во всех сферах, представляющих взаимный интерес.

    В тот же день, по сообщению агентства Жахон, Гарсиа-Маргальо встречался с главой узбекского МИДа Абдулазизом Камиловым. Они обсудили дальнейшее укрепление узбекско-испанского сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других сферах, а затем подписали программу сотрудничества между министерствами иностранных дел двух стран на 2014–2016 годы.

    Как сообщил Камилов на пресс-конференции, документ предусматривает, в первую очередь, проведение регулярных политических консультаций между Узбекистаном и Испанией, передает Тренд. Гарсиа-Маргальо поблагодарил Узбекистан за поддержку кандидатуры Испании в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН и сообщил, что Испания поддержит кандидатуру Самарканда для проведения в нем 99-го заседания Исполнительного совета Всемирной туристической организации ООН. Он заявил также, что «показатели торгово-экономических отношений между Испанией и Узбекистаном не соответствуют потенциалу сторон. Тем более что в Узбекистане высокие темпы роста экономики, и здесь предоставляются большие возможности иностранным компаниям, в том числе испанским».

    Параллельно в Ташкенте прошел узбекско-испанский бизнес-форум, для участия в котором в Узбекистан прибыла представительная делегация испанских предпринимателей из сферы инфраструктурных проектов и высоких технологий – более 20 компаний.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Узбекистан: Президент Ислам Каримов принял главу МИДа Испании Хосе Мануэля Гарсиа-Маргальо
    2014-04-22 10:19 ИА Фергана.Ру

    Президент Узбекистана Ислам Каримов принял 21 апреля в своей резиденции Оксарой министра иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Хосе Мануэля Гарсиа-Маргальо, сообщает УзА.

    В ходе беседы стороны обсудили состояние и приоритетные направления двустороннего сотрудничества, международную проблематику, в том числе вопросы региональной безопасности и стабильности в контексте ситуации в Афганистане. Каримов высоко оценил роль и место Испании в решении злободневных международных и региональных проблем, назвав эту страну одним из своих приоритетных и надежных партнеров в Европейском Союзе.

    Гарсиа-Маргальо поблагодарил узбекского президента за теплый прием и передал приглашение председателя правительства Мариано Рахоя Брея посетить Испанию с официальным визитом. Он также подтвердил готовность руководства Испании продолжать укреплять открытый политический диалог и двустороннее сотрудничество во всех сферах, представляющих взаимный интерес.

    В тот же день, по сообщению агентства Жахон, Гарсиа-Маргальо встречался с главой узбекского МИДа Абдулазизом Камиловым. Они обсудили дальнейшее укрепление узбекско-испанского сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других сферах, а затем подписали программу сотрудничества между министерствами иностранных дел двух стран на 2014–2016 годы.

    Как сообщил Камилов на пресс-конференции, документ предусматривает, в первую очередь, проведение регулярных политических консультаций между Узбекистаном и Испанией, передает Тренд. Гарсиа-Маргальо поблагодарил Узбекистан за поддержку кандидатуры Испании в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН и сообщил, что Испания поддержит кандидатуру Самарканда для проведения в нем 99-го заседания Исполнительного совета Всемирной туристической организации ООН. Он заявил также, что «показатели торгово-экономических отношений между Испанией и Узбекистаном не соответствуют потенциалу сторон. Тем более что в Узбекистане высокие темпы роста экономики, и здесь предоставляются большие возможности иностранным компаниям, в том числе испанским».

    Параллельно в Ташкенте прошел узбекско-испанский бизнес-форум, для участия в котором в Узбекистан прибыла представительная делегация испанских предпринимателей из сферы инфраструктурных проектов и высоких технологий – более 20 компаний.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Узбекистан: Судоисполнители изъяли у принципиальных предпринимательниц товар, документы и деньги
    2014-04-22 12:42 ИА Фергана.Ру

    Как сообщили «Фергане» ташкентские предпринимательницы Елена Агибалова и Динара Латыпова, за судьбой которых следит «Фергана», 21 апреля судоисполнители Мирабадского района в сопровождении четверых сотрудников милиции и директора Мирабадского (ОАЖ «Миробод дехкон бозори» - бывший «Госпитальный») рынка Уктама Отабоева бесцеремонно вытолкали женщин из занимаемых ими торговых точек, изъяв при этом весь их товар и даже личные вещи.



    «До последней минуты у нас еще теплилась надежда, что в отношении нас хотя бы сейчас не будут приняты карательные меры, поскольку наши жалобы и обращения в органы власти еще на стадии рассмотрения, и у нас есть определение Верховного суда от 14 апреля о нашем праве на кассацию (мы уже подали), - со слезами на глазах рассказывают Агибалова и Латыпова. – Тем более что ни на одно из наших обращений в соответствующие органы, включая аппарат президента, которые мы рассылаем практически ежедневно по новым фактам произвола чиновников, мы не получили ответы, не считая шаблонных переадресаций в нижестоящие инстанции».

    По словам предпринимательниц, группа людей, которые назвались судоисполнителями, но не показали при этом своих документов, вела себя демонстративно вызывающе и нагло, особенно агрессивными были старший судоисполнитель Ахмедов и его подчиненный Зиеев (фамилии могут быть вымышлены). Протесты предпринимательниц они пресекали угрожающим окриком - «Неподчинение?!»

    «У нас незаконно изъяли весь товар в магазине, даже личные вещи: фото- и видеокамеру Лены, ее сотовый телефон, пакет с документами, деньги для погашения кредита – 1.250.000 сумов - и паспорт, хотя, следуя закону, должны были просто выселить нас, закрыв торговые точки, - продолжает Динара Латыпова. – Конфискованный товар (у меня это в основном брендовые женские вещи, у Лены – качественная детская литература российского производства) спустили в какое-то подвальное помещение. Все происходило практически без нашего участия: акты мы не подписывали и на руки ничего не получали. Судоисполнители составляли некие бумаги в присутствии каких-то приглашенных ими людей, опись вещей по наименованиям не велась, нас внутрь магазинов не пускали, грубо отталкивая локтями. То есть, пользуясь безнаказанностью, творили, что хотели. В итоге Лена, отлучившаяся для поиска денег в долг, вернувшись, не обнаружила своего пакета с его содержимым. Нам издевательским тоном говорят: спрашивайте, мол, у понятых. Очевидец, наблюдавший за происходящим, успел шепнуть Лене, что ее мобильник (стоимостью $350) один из визитеров положил себе в карман».

    По словам подруг, измученных произволом и издевательствами чиновников, поначалу визитеры потребовали от них срочной оплаты суммы в размере 3.556.941 сумов ($1563 по официальному курсу или $1185 по реальному) с Агибаловой и 2.984.000 сумов ($1311) с Латыповой, дали им даже бумагу с реквизитами филиала банка «Ипак йули», где указан депозитный счет отдела судоисполнения Мирабадского района города Ташкента - 20203000904111258002. Причем «гости» не забыли включить в расходы и стоимость своих трудов по вывозу товара, оценив их в… десять «минималок» (минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Узбекистане составляет 96.105 сумов ($42 по официальному курсу). – Прим. ред.)! Но потом почему-то решили переиграть, подсунув совершенно другой номер счета.

    «Они вели себя настолько нервно и неадекватно, что это не могло не насторожить нас, - вздыхают пострадавшие женщины. – То они начинали грубо требовать деньги, то, узнав, что речь идет о безналичной оплате, которую наши друзья согласились произвести за нас через банк на их счет, вдруг стали отказываться от своих первоначальных требований. Видимо, боялись «засветиться» - счет-то бюджетный, а они надеялись получить наличными. И стали торопить нас: «Даем вам полчаса, чтобы достали деньги, иначе отберем весь товар».

    Когда требуемые средства были, наконец, перечислены куда надо, вдруг явился агрессивно настроенный директор рынка Отабоев (тот самый заказчик и инсценировщик всего этого «спектакля» с неправомочными судами и выселением) и с ходу зло скомандовал, чтобы судоисполнители немедленно погрузили в тележки находившийся в магазинах предпринимательниц товар и отвезли его в подвал.

    «Тут как раз позвонил мне Шухрат-ака (правозащитник Шухрат Рустамов. – Прим. авт.) и, узнав о происходящем, посоветовал срочно отозвать перечисленные по требованию судоисполнителей деньги, что мы сразу и сделали, - рассказывает Латыпова. – Он заявил, что нам не следует выполнять незаконные требования сомнительных лиц, которые ведут себя, как разбойники: «Нечего идти на поводу у нарушителей закона! Перечислив деньги, вы подписываетесь в том, в чем изначально не виновны. Закон полностью на вашей стороне, и вы рано или поздно докажете свою правоту!». Видели бы вы в этот момент, как побагровело лицо Ахмедова, он сорвался в крик: «Я сейчас же позвоню в банк, чтобы деньги не возвращали!».

    В тот же день Агибалова и Латыпова совершили ставшую уже привычной прогулку по организациям с жалобами на неправомочные действия представителей исполнительной власти, сфабриковавших против законопослушных налогоплательщиц «липовое» дело, печальным следствием которого стал отказ в пролонгации договора аренды и принудительное выселение с рынка, где пустуют десятки магазинов и нет желающих торговать по драконовским условиям аренды и налоговых платежей.

    Напомним, проблемы у Агибаловой и Латыповой начались в октябре 2013 года, когда они случайно узнали, что торгующие по соседству платят гораздо меньшую сумму за аренду такого же торгового помещения, что и у них. Вскоре выяснилось, что таких торговых точек, работающих «по договоренности» (то есть, без уплаты налогов) с администрацией базара, немало. Магазины и десятки пошивочных ателье на рынке, построенные на бюджетные деньги для предпринимателей, распределяются под склады исключительно «своим» людям, а те уже незаконно сдают их под торговые помещения на правах субаренды. Навар затем делится между «липовыми» арендаторами и их кураторами. Бюджет государства при этом не получает ни сума. А пришедшим «с улицы» желающим торговать заявляют, что «все магазины уже заняты».

    Будучи одними из немногих, кто легально тянул свой бизнес, выплачивая колоссальные суммы налогов и едва сводя концы с концами, предпринимательницы решили обратиться к администрации рынка с письменным заявлением, чтобы им разъяснили ситуацию и сбавили стоимость арендной платы за торговые места. Администрация рынка предложила им сдать патенты и «работать, как все» - под «крышей» налоговиков. Но Агибалова и Латыпова ответили категорическим отказом, чем и подписали себе карательный приговор. Против них тут же сфабриковали дело, 19 декабря признали виновными по шести статьям Административного кодекса, приговорив их к выплате штрафа в размере десяти минимальных окладов (на тот момент это 915 тысяч 300 сумов, $340), а 28 февраля 2014 года Ташкентский городской хозяйственный суд своим решением лишил Агибалову и Латыпову возможности вести предпринимательскую деятельность, отказав им в пролонгации договора на аренду торговых площадей на Мирабадском рынке. Предпринимательницы не раз пытались обжаловать неправомочные, по их утверждению, судебные решения в апелляционной коллегии Ташгорхозсуда и других вышестоящих инстанциях, но ответа так и не получили. Платить выписанные им штрафы они не хотели, так как это автоматически означало бы их согласие с доводами обвинения. Утром 2 апреля к Латыповой явились судоисполнители и конфисковали телевизор стоимостью $800. И вот теперь – у них изъяли не только магазины, но и товар...

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Турция: Премьер-министр Эрдоган подал судебный иск против государства
    2014-04-22 13:00 ИА Фергана.Ру

    Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подал иск в Конституционный суд против турецкого государства, сообщает 21 апреля МК-Турция.

    Эрдоган считает, что государство, позволив оставить в Twitter и Youtube записи телефонных разговоров с его участием, нарушило его право на неприкосновенность частной жизни. Он требует компенсацию за моральный ущерб в размере 50 тысяч турецких лир ($23,5 тысячи).

    Напомним, в феврале 2014 года на портале Youtube появилась аудиозапись телефонного разговора Эрдогана с сыном, которые, якобы, обсуждали вопрос о том, где спрятать миллиард долларов наличными, хранящийся в их доме. Эрдоган назвал этот аудиофайл подделкой и искусным монтажом, сделанным с целью подрыва его правительства. По распоряжению Эрдогана доступ к Twitter был заблокирован в ночь на 21 марта, а 27 марта закрыт доступ к YouTube – в преддверии выборов в местные органы власти.

    Премьер-министр заявил, что подал прошение в Конституционный суд потому, что «в стране нет эффективных средств судебной защиты».

    Конституционный суд рассмотрит ходатайство премьер-министра на следующей неделе.

    Как отметил президент Турецкой ассоциации адвокатов (ТВВ) Метин Феизоглу, Эрдоган стал первым премьер-министром, который подал в суд на свою собственную страну. «Подобного еще никогда не было в Турции», — отметил Феизоглу, добавив, что было бы лучше, если бы Эрдоган подал в суд на Твиттер или на Управления телекоммуникации и связи Турции (TİB).

    Международное информационное агентство «Фергана»



    USTR: Торговле США с Казахстаном и Узбекистаном мешают коррупция, бюрократия и непрозрачность
    2014-04-22 14:33 Фергана

    В конце марта 2013 года Американское государственное торговое представительство USTR (United States Trade Representative) выпустило доклад о препятствиях в международной торговле, с которыми столкнулись американские компании в 2013 г.

    «Экономика США является одной из самых открытых в мире», утверждает глава представительства, посол Майкл Фроман (Michael Froman). В США установлены низкие импортные барьеры: средний тариф на импорт равен 1,3%, правовая среда прозрачна, а инвестиционный режим открытый. Около 300,000 американских компаний экспортируют товары на мировой рынок, и 98% из них - малые и средние предприятия.

    Среди барьеров тарифного и нетарифного регулирования, с которыми сталкиваются американские бизнесмены, USTR выделяет следующие:

    - Импортная политика (например, тарифы и другие импортные пошлины, количественные ограничения, лицензирование импортных товаров, и таможенные барьеры);

    - Государственный протекционизм (например, политика «покупай отечественные товары», а также закрытые тендеры);

    - Экспортное субсидирование (например, финансирование экспорта на выгодных условиях и субсидии экспортерам сельхозпродукции);

    - Пробелы в защите интеллектуальной собственности;

    - Ограничения в услугах (например, ограничения в финансовых услугах, регулирование международных потоков данных);

    - Инвестиционные барьеры (например, ограничения в равном участии иностранных компаний и в доступе к аналитическим материалам правительственных фондов, требования применять материалы локального производства, требования передачи технологий, требования экспортирования, ограничения в репатриации доходов);

    - Торговые ограничения, касающиеся электронной торговли;

    - Другие барьеры (например, взяточничество и коррупция).

    По мнению докладчиков, торговые барьеры не только увеличивают стоимость экспортируемых товаров, но и требуют больше времени и усилий, так как экспортеры должны учитывать правила других рынков. И очень часто такая информация о внутренних правилах не всегда имеется в открытом доступе.

    Самым же серьезным барьером для мировой торговли USTR считает коррупцию:

    «Коррупция препятствует торговле, является серьезным барьером для развития и прямой угрозой для коллективной безопасности. Коррупция принимает разные формы: во многих странах она воплощена в таможенной практике, в принятии решений по лицензированию, правительственном покровительстве каких-либо контрактов. Взяточничество и коррупция подрывает сами основы международной торговой системы и затрудняют программы экономических реформ и стабилизации. Таким образом, коррупция способствует бедности», пишут авторы доклада.

    В данном докладе анализируются торговые барьеры, существующие в 58 странах мира. Впервые в него добавлены Ирак, в силу своего возрастающего значения на мировом рынке, и Узбекистан как самая густонаселенная страна в Средней Азии. Отметим, что из стран СНГ в этом списке присутствуют также Россия, Украина и Казахстан.

    Остановимся на проблемах стран нашего региона: Казахстана и Узбекистана.

    Казахстан: 74-е место в товарообороте США

    В 2013 г. экспорт американских товаров составил $1,1 млрд., что на 24.2% выше по сравнению с предыдущим годом. Соответственно, импорт США товаров из Казахстана составил $1,4 млрд., что на 11,2 ниже предыдущего года. Торговый дефицит для США составил $295 млн. в 2013, что ниже на $388 млн. по сравнению с 2012.

    Прямые американские инвестиции в экономику Казахстана составили $11,4 млрд. в 2012 году - это ниже, чем в 2011 г., когда эта цифра составляла $11,8 млрд.

    Членство в международных торговых организациях

    В 2013 году Казахстан интенсифицировал переговоры по вступлению в ВТО. США и Казахстан подписали двустороннее соглашение в рамках ВТО по доступу на рынок товаров еще в 2010 году. В 2013 г Рабочая группа по Казахстану встречалась четыре раза и пересмотрела проект своего Отчета с учетом изменений торгового законодательства в Казахстане в результате его вхождения в Таможенный Союз с Россией и Беларусью.

    Основными проблемами переговоров с ВТО остаются:

    1) политика локализации и протекционизм в отношении государственных предприятий;

    2) торгово-инвестиционные меры в области нефти, газа и добычи полезных ископаемых;

    3) сельскохозяйственная политика (включая поддержку отечественных производителей, субсидирование экспорта и тарифное квотирование импорта мяса и птицы из США);

    4) необходимые обязательства по санитарному контролю;

    5) уточнение тарифных обязательств Казахстана в свете его членства в ТС.

    Политика в области импорта и экспорта

    В январе 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь приняли Единый внешний тариф (ЕВТ). В 2011 г., после вступления в силу Единого Таможенного Кодекса, члены ТС отменили все таможенные посты на своих внутренних границах, что обеспечивает свободное прохождение товаров стран ТС. С другой стороны, ТС ввел новые процедуры таможенного контроля для импортеров из третьих стран. Начиная с 2012, Евразийская Экономическая Комиссия (ЕЭК) заменила собой Комиссию ТС в качестве наднационального органа с целью имплементации внешней торговой политики ТС и создания в 2015 Евразийского Экономического Союза.

    В результате этих процессов казахстанские тарифы на импорт, правила транзитной торговли, нетарифные меры регулирования импорта (например, тарифное квотирование и лицензирование импортных товаров), таможенная политика (например, таможенная оценка, таможенные пошлины и определение страны происхождения) базируются на правовых инструментах ТС. В результате выросла цена импортируемых товаров из-за роста оплаты за регистрацию, роста пошлин на импорт и появления новых требований лицензирования для многих товаров.

    Тарифы и квоты: С введением Единого внешнего тарифа ТС Казахстан увеличил свои тарифные ставки по более чем по 5.400 позициям.

    После вступления России в ВТО в 2012 году, ТС принял российский график связанных ставок пошлин ВТО. 5000 из 11000 тарифных позиций снизились на 1-2 процента. Однако это сокращение не сказалась на тарифных ставках Казахстана.

    По правилам ТС, до 2015 Казахстану позволено применять тарифы, отличающиеся от ЕВТ, по 59 тарифным позициям, а именно: фармацевтическое и медицинское оборудование. Кроме того, члену ТС позволено увеличивать или уменьшать тарифы более чем на 6 месяцев по некоторым товарам. В 2012 г. Казахстан ввел протекционистские тарифы на сахарную продукцию и хлопковое волокно.

    В 2010 Казахстан установил тарифное квотирование на импорт мяса птицы, говядины, свинины как часть своих обязательств в рамках ТС. Американские экспортеры высказали свою озабоченность по поводу последствий таких торговых ограничений и методов определения квот. За последние три года рынок для американской курятины заметно сузился. В декабре 2012 г. Казахстан пересмотрел квоты на мясо до такой степени, что они стали самыми маленькими за всю историю американского экспорта. На 2014 ожидается, что Казахстан будет поддерживать квотирование. Казахстан начал назначать 10% квот для новых поставщиков, каждый из которых может ввезти в страну не более 2,5 тысяч тонн в год.

    В сентябре 2013 г. EЭC позволил Казахстану ввести импортные квоты на зерноуборочные комбайны из третьих стран. В отличие от России, Казахстан не ввел специальную 26,7-процентную импортную пошлину, но разрешил импорт ограниченному числу производителей таких машин по ранее установленной 5-процентной ставке. Эта квота разрешает импорт до 300 единиц в 2014, 309 ед. в 2015, и 204 ед. в 2016 годах.

    Лицензирование: Из-за своего членства в ТС Казахстан увеличил количество товаров, подпадающих под импортное или экспортное лицензирование. В частности, это касается экспорта драгоценных металлов и камней, документов из государственных архивов, предметов, представляющие культурную ценность. Импортному и экспортному лицензированию подлежат продукты с криптографическими функционалами, даже если речь идет об электронных товарах массового потребления. Казахстан запрещает экспорт легких фракций продуктов нефтеперегонки, керосина и газолина.

    В 2010 году правительство Казахстана повторно ввело пошлины на экспорт сырой нефти. Это вылилось в тяжбу стоимостью в $1 млрд. с консорциумом международных нефтяных компаний, работающих на конденсатном месторождении в Карачаганаке. В 2011 году правительство решило, что экспортные пошлины не должны применяться к Соглашению о разделе продукции, в котором имеются положения о стабильности пошлин, и только это положило конец тяжбе.

    Государственные закупки

    Недостаток прозрачности и эффективности в государственных закупках остается основным вызовом для местных и иностранных компаний. Правительство признает это и предпринимает шаги по оптимизации этих процессов. Казахстан продвигает систему электронных закупок с июля 2012 года. Компании - резиденты и нерезиденты - могут участвовать в электронных торгах, получив электронную подпись от Министерства Транспорта и Коммуникаций.

    Осенью 2013 правительство предложило Парламенту закон об изменении существующих законов о государственных закупках. Ожидалось, что эти изменения приведут к сокращению коррупции и улучшению качества закупаемых товаров и услуг. Предлагаемый проект назначает государственную компанию в качестве оператора по госзакупкам, включая проведение тендеров и торгов.

    Правительство продолжает оказывать поддержку возрастающему использованию местных товаров, и от этого пострадали интересы американских поставщиков, что и является предметом обсуждения в процессе вступления в ВТО.

    Из доклада «О барьерах в международной торговле»: «Коррупция на всех уровнях правительства является барьером для торговли и инвестиций в Казахстане».
    В 2009 и 2010, Казахстан дополнил свой Закон о государственных закупках для повышения местного содержания в государственных закупках. Потенциальные поставщики должны получить сертификат от Министерства Промышленности и Новых Технологий, подтверждающий наличие местного содержания в товарах и услугах. Начиная с января 2014, товары и услуги, поставляемыми компаниями из стран ЕЭС, приравниваются к продуктам, произведенным в Казахстане.

    Фонд национального благосостояния и государственная компания «Самрук-Казына» представляют не меньше 16% Казахстанского ВВП. Как акционер, «Самрук-Казына» управляет некоторыми самыми большими Казахстанскими госкомпаниями, включая «Казахстан Темир Жолы», KazMunaiGas, KEGOC и их филиалами. Эти предприятия подчиняются требованиям «Самрук-Казына» применять материалы местного производства.

    «Самрук-Казына» и ее филиалы ведут закупку товаров и услуг в соответствии с Правилами Закупок, одобренными Советом Директоров этого Фонда в мае 2012. Эти правила определяют критерии оценки тендерных предложений и предоставляют ценовые преференции до 20% местным производителям товаров и услуг. В 2013 «Самрук-Казына» предложила новые правила закупок, чтобы соответствовать стандартам ВТО. Они должны вступить в силу с вхождением Казахстан в ВТО и отменить предпочтение местных товаров. Однако даже по новым правилам только квалифицированные поставщики смогут участвовать в тендерах «Самрук-Казына». Кроме того, только назначенный филиал «Самрук-Казына» будет оценивать потенциальных участников торгов.

    Защита прав интеллектуальной собственности

    Для упрощения вступления в ВТО и привлечения иностранных инвестиций Казахстан продолжает модернизировать свой правовой режим в отношении прав интеллектуальной собственности (IPR). Казахстан принял меры по имплементации международных стандартов IPR. Например, правительство дополнило законодательство по торговым маркам, чтобы соответствовать обязательствам по Соглашению ВТО по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (TRIPS Agreement).

    В соответствии с положениями 2005 г., которые накладывают строгие санкции, власти страны провели многочисленные рейды против распространителей пиратской продукции. Усилия правительства помогли расширить в Казахстане рынок лицензионной продукции. Однако таможне следовало бы усилить свой контроль против импорта подделок. Кроме того, судебным органам не хватает достаточно знаний и технической экспертизы в области борьбы с подделками.

    В Казахстане до сих пор ощущается недостаток эффективных методов защиты тестирования фармацевтической продукции и других данных против нечестного коммерческого использования.

    Барьеры в сфере предоставления услуг

    Связь

    Законодательство Казахстана ограничивает иностранную собственность в 49% в телекоммуникационных компаниях, которые обеспечивают услуги связи на дальние дистанции и международной связи. Это касается и тех компаний, которые работают с коммуникационными сетями стационарных линий. На двусторонних переговорах по вступлению Казахстана в ВТО Казахстан согласился снять это ограничения после переходного периода в два с половиной года, за исключением собственности основного оператора KazakhTeleCom.

    Закон «О Связи» и постановление №1499 требуют установки и регистрации Центров контроля сетей для антенн с очень маленькой апертурой на территории Казахстана. Американские производители спутникового оборудования высказали озабоченность ограничениями передачи видеопрограмм через иностранные спутники и ограничениями для иностранных компаний по предоставления таких услуг правительству. В рамках обязательств по вступлению в ВТО, Казахстан согласился не ограничивать услуги иностранных спутниковых операторов, которые имеют лицензии на услуги связи.

    Другое

    Иностранным банкам и страховым компаниям позволено работать только через совместные предприятия с казахстанской компанией. Однако Казахстан согласился исключить это требование и разрешить работать через прямые филиалы в переходный пятилетний период после вступления в ВТО. Законы Казахстана также ограничивают иностранные активы в СМИ до 20%, и это ограничение не снимается даже после вступления в ВТО.

    Инвестиционные барьеры

    Требования применять материалы местного производства:: Примерно 70% прямых иностранных инвестиций в Казахстане приходятся на нефтегазовый сектор. Требования применять материалы локального производства создали неблагоприятную среду для операций добывающего сектора. Закон от 2003 г. «Об Инвестициях» предоставляет правовую базу для иностранных инвестиций в Казахстане. Однако некоторые инвесторы считают, что в законе недостаточно четко определена возможность обращения в международный арбитраж, а сама инвестиционная тяжба толкуется довольно узко.

    В феврале 2012 этот закон расширил сроки для составления и утверждения проектной документации для компаний, работающих в добывающем секторе. Эта документация включает индикаторы технико-экономического обоснования, которые должны учитывать потенциал казахстанских поставщиков товаров и услуг, т.е. готовность инвестирующей компании локализировать свои закупки.

    Закон «О Недрах» также требует применять материалы локального производства и накладывает санкции вплоть до аннулирования контракта за несоблюдение этого правила. Однако казахстанские товары не всегда полностью соответствуют международным стандартам, а казахстанские фирмы не всегда способны предоставить технически сложные услуги, необходимые для нефтегазовых проектов.

    В 2010, правительство создало Национальное агентство по развитию местного содержания (NADLoC) для создания альтернативы импорту, мониторинга процедур закупок и содействия местным поставщикам товаров и услуг. Государственные органы под эгидой Министерства Индустрии и Новых технологий (МИНТ) составили План действий по увеличению доли местного содержания в закупках крупных недропользователей. Этот План требует увеличить долю местного содержания до 50 в инжиниринговых и проектных работах, запрещает вывоз геологической информации (образцы грунта, скальной породы и пластовых жидкостей), а также требует назначение представителей МИНТ в советы директоров ключевых проектов в добывающей отрасли.

    Требования применять материалы локального производства усиливаются. Так, в апреле 2012 NADLoC обвинил 38 добывающих компаний в нарушении правил местного содержания и пригрозил санкциями, включая одностороннее прекращение контрактов. По новым правилам с 2013 года Министерство Нефти и Газа (МНГ) требует соблюдения правил местного содержания, при этом МИНТ остается государственным органом по закупкам. В феврале 2013, МНГ объявило, что штрафы добывающих компаний, которые не соблюдают контрактных обязательств применять материалы локального производства, удвоились и в 2012 достигли $2.3 млн. 25 компаний, которые нарушили такие правила, уже выплатили свои штрафы. МНГ также обвинило иностранные фирмы за препятствование местным компаниям в участии в тендерах, включая неравный доступ, необоснованный отказ в принятии предложений и оттягивании в подписании контрактов.

    Дополнения к Закону «О Недрах», которые были предложены парламенту на обсуждение в конце 2013, требуют, чтобы новые контракты в добывающей отрасли определяли количество местной рабочей силы в этих компаниях.

    В таких проектах 1% бюджета должен направляться на обучающие программы и развитие рабочей силы, включая зарубежные командировки. При приеме на работу некоторых специалистов международные нефтяные компании должны сначала просмотреть список квалифицированных казахстанских специалистов, включенных в базу данных МИНТ. Согласно квотам по иностранной рабочей силы и правилам получения разрешения на работу, численность иностранцев не должна превышать 30% руководства компании и 10% инженерного и технического персонала. Эти требования значительно затрудняют работу иностранных недропользователей, которым могут понадобиться высококвалифицированные иностранные специалисты. Только три крупнейших проекта в Казахстане - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – были освобождены от этих требований до 2015. В качестве своих обязательств по вступлению в ВТО, Казахстан согласился увеличить долю иностранных специалистов.

    В октябре 2012, Генеральная Прокуратура предложила усилить контроль над наймом иностранных специалистов, пересмотрев текущие процедуры по выдаче квот на рабочую силу. В ноябре 2013, Федерация Профсоюзов публично заявила, что правила по найму на работу будут дополнены в течение 2 лет, чтобы уменьшить разницу в оплате труда иностранных и местных служащих.

    Продажа Инвестиций: В Законе «О Недрах» существует положения, которые гарантируют Казахстану право преимущественного приобретения, когда одна сторона намеревается продать часть своей доли в добывающем проекте. МНГ воспользовалось этим правом в июле 2013,когда было решено продать 8,4-процентную долю ConocoPhillips' (COP) в месторождении Кашаган, которую COP собиралась продать компании ONGC Videsh Limited.

    Закон также позволяет правительству изменять или прекращать существующие контракты в силу «стратегического значения». В апреле 2012 правительство выпустило постановление, согласно которому 361 месторождение углеводородов и минералов были признаны как имеющие «стратегическое значение».

    Проблемы контрактов: Закон позволяет правительству изменять существующие контракты, если оно сочтет, что действия недропользователя нарушают экономические интересы Казахстана, хотя Закон никак не определяет, что такое « нарушение экономических интересов».

    МНГ может аннулировать контракт, когда недропользователи не соблюдают свои контрактные обязательства (например, отсутствие бурения на стадии разведки или нарушение требования применять местные материалы). По этой причине МНГ аннулировало 28 добывающих контрактов в 2010, а в 2011 отправило недропользователям 169 предупреждений о нарушении контрактных обязательств. МИНТ аннулировало 119 добывающих контрактов с 2010 по 2012, в первом квартале 2013 г. оно отправило 600 предупреждений о нарушении контрактных обязательств недропользователями, которых оно называет «недротуристами» (т.е. компании, которые получают права на недропользование, но не вносят запланированные инвестиции).

    Другие барьеры

    Казахстан обладает запутанной системой налогообложения, из-за чего компании вынуждены набирать большой штат, чтобы выполнять громоздкие правила и отражать частые инспекции. Действия налоговых и других проверяющих органов могут быть непредсказуемыми.

    УЗБЕКИСТАН : 115-е место в товарообороте США

    Экспорт американских товаров в Узбекистан в 2013 г. составил $321 млн., что на 12,8% больше по сравнению с предыдущим годом. Импорт товаров из Узбекистан в США составил всего $27 млн., (рост на 2.5%). США имели положительный торговый баланс в $294 млн. в 2013.

    Сумма прямых американских инвестиций в Узбекистане составила $71 млн. в 2012 ($63 млн. в 2011).

    Членство в ВТО

    Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО в 1994 и участвовал в трех встречах Рабочей группы. Этот процесс остановился в октябре 2005. Тем не менее, Узбекистан продолжает модернизировать свое законодательство, чтобы соответствовать требованиям ВТО. В 2013 Узбекистан запросил содействия у Секретариата ВТО, чтобы подготовиться к возобновлению переговоров по вступлению в ВТО.

    Политика в области импорта

    Тарифы

    Узбекистан поддерживает относительно высокие тарифы на импорт. Таможенные пошлины на импортируемые товары достигают порой и 200%, хотя средняя ставка колеблется в районе 30%. Так, в 2009-м году таможенными пошлинами не облагался импорт живых животных, молочных продуктов, пшеницы, рентгенопленки и компьютерного оборудования. Импортными пошлинами от 10 до 30 процентов облагались одежда, мебель, металлы, продукты питания; 50% пошлины налагаются на товары роскоши, такие, как сигареты и автомобили. Самыми высокими пошлинами облагается импортное мороженое

    Таможенные и пограничные требования

    Пограничные и таможенные ограничения являются самыми серьезными вызовами для ведения бизнеса в Узбекистане. Бюрократические требования остаются самыми изнурительными в мире. Согласно Всемирному Банку, для импорта товаров требуются 14 документов от различных инстанций ( таможенные органы, владельцы контейнерных терминалов, органы санитарного и технического контроля, банки). Средняя цена за контейнер с импортом равна $5325.

    В 2013 экспортерам в Узбекистан предъявили новые обременительные требования касательно документации по таможенной оценке. Новые правила требуют, чтобы весь импорт сопровождался официальными экспортными таможенными декларациями для таможенной оценки. Некоторые из таких документов для экспорта не выдаются ни в США, ни во многих других странах. Несмотря на то, что Кабинет Министров принял постановление No.139 от 22 мая 2013, которое разрешает другие типы документов для оценки, от компаний до сих пор требуют предоставить экспортные декларации. Если же компании не представляют таких документов, то автоматически их товары оцениваются дороже, чем они того стоят, что влечет за собой повышенные ставки пошлины.

    Защита прав интеллектуальной собственности

    С 2000 Узбекистан включен в «Список Особого Контроля» USTR (Special 301 Watch List) за недостатки в области защиты прав интеллектуальной собственности (IPR). Узбекистан не присоединился к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного копирования (Женевская Конвенция о Фонограммах) и не модернизировал свое законодательство в области авторского права с учетом эпохи цифровых технологий. Многие правительственные органы используют нелицензионное программное обеспечение.

    Самое позитивное изменение в защите IPR в 2013 – это снятие оговорок к Статье 18 Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая касается защиты произведений, созданных до 2005. Кроме того, несколько лет назад правительство Узбекистана создало Узбекское Агентство по Интеллектуальной собственности, которое централизует всю ответственность по проблемам IPR.

    Препятствия в сфере предоставления услуг

    Банковские услуги: Частный сектор имеет доступ к ограниченному количеству кредитных инструментов из-за обременительных правил и неразвитого кредитного рынка. Доступ к иностранным банкам ограничен. Местные предприятия могут пользоваться услугами иностранных финансовых институтов только через местный банк. Для местных предприятий требуется специальное правительственное постановление на получение прямого финансирования от иностранных финансовых институтов.

    Коммерческим банкам разрешается использовать кредитные линии от иностранных финансовых институтов для финансирования малых и средних предприятий, но такие кредиты должны покрываться правительственной или другой гарантией. Кроме того, эти гарантии могут подвергаться квотированию. В конце 2012 г несколько частных банков лишились своих лицензий на проведение операций в иностранной валюте.

    Связь: Государственная компания «Узтелеком» доминирует на рынке услуг по проводной линии связи. Правительство Узбекистана объявляло о планах по приватизации «Узтелекома», но дальше заявлений дело не пошло. Процедуры по получению разрешения на работу операторам в Узбекистане (например, лицензирование, частоты) чрезвычайно сложны.

    Инвестиционные барьеры

    Иностранные инвестиции ограничены несколькими секторами. Иностранным компаниям запрещено иметь доли в авиации, железнодорожном транспорте, производстве электричества и других секторах по причинам национальной безопасности. Ограничения также применяются в СМИ, банковском секторе, страховании и туризме. Иностранные инвестиции в СМИ не должны превышать треть бюджета, а в туризме доля иностранной фирмы не должна превышать 49%.

    В банковском секторе иностранные инвесторы могут оперировать только как партнеры узбекских фирм в составе СП, банки с иностранным участием должны представить фиксированный уставной фонд (примерно $13.5 млн. для коммерческих банков, $6.8 млн. для частных банков), тогда как для узбекских банков уставной фонд устанавливается в зависимости от каждого конкретного случая.

    Конвертационная политика

    Правительство Узбекистана установило такие жесткие правила, процедуры и неформальную практику конвертации, включая требования сдачи валюты, что они считаются всем бизнес-сообществом страны самым большим препятствием для ведения бизнеса в Узбекистане и самым тяжелым фактором торможения деловых операций.

    Иностранные и местные трейдеры и инвесторы, частные компании Узбекистана не имеют доступа к иностранной валюте или не могут получить ее вовремя. Существуют большие задержки при получении иностранной валюты для импортных и экспортных операций и для репатриации доходов от инвестиций. Задержки в получении иностранной валюты могут длиться более года.

    По узбекскому законодательству, 50% иностранной валюты, полученной от экспорта, должны обмениваться на местную валюту через разрешенный банк по официальному курсу. Однако официальный курс примерно на 21% ниже курса на черном рынке и на 34% ниже биржевого курса. Вследствие этого большинство местных компаний стараются держать свои доходы в твердой валюте в иностранных банках.

    Закон теоретически гарантирует иностранным инвесторам и трейдерам возможность переводить свои средства (иностранную валюту) в Узбекистан и из Узбекистана безо всяких ограничений. Однако на практике все юридические лица должны получать разрешение от Центрального Банка на конвертацию. Они должны потратить уйму времени, плавая в бюрократических волнах, а их деньги хранятся на беспроцентных счетах, пока принимается решение. Большинство инвесторов, независимо от гражданской принадлежности, говорят о трудностях при получении иностранной валюты в количестве, достаточном для своих операционных требований и репатриации доходов. Сами процедуры конвертации не прозрачные в силу секретных инструкций, которые Правительство выдало банкам.

    Экспроприация

    Правительство имеет право конфисковать имущество иностранных инвесторов за нарушение законодательства, невыполнение контракта или инвестиционных обязательств, а также по причинам переоценки авуаров и программ развития. Несмотря на то, что правительство обязано выдавать честную рыночную компенсацию за удерживаемые капиталы, оно возмещает их по заниженной цене, как это было с несколькими иностранными и местными предприятиями. Компенсация иностранным партнерам должна выплачиваться в иностранной валюте, однако во многих случаях ее выдают в местной валюте.

    Двусторонний инвестиционный договор

    США заключили с Узбекистан Двусторонний инвестиционный договор в 1994 году. Американский Сенат согласился ратифицировать его в 2000 году с условием, что США не будет производить обмен ратификационными грамотами, пока Узбекистан полностью не будет соответствовать положениям этого Договора, и в частности, в том, что касается конвертации . Узбекистан до сих держит конвертацию под жестким контролем, что нарушает требования Договора. Поэтому США и Узбекистан до сих пор не обменялись ратификационными грамотами.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Таджикистан с помощью США продаст Афганистану мебель на $1 млн
    2014-04-22 15:20 ИА Фергана.Ру

    Командование Контрактного Отдела ЦЕНТКОМа США (C-JTSCC) заключило контракты с поставщиками Таджикистана на 1 млн 110 тысяч в период с 2013 по 2014 год в рамках проекта «Бизнес-Портал Центральной Азии», сообщает Радио Озоди. Компании Таджикистана выиграли тендеры на поставку мебели в Афганистан.

    Закупки будут проходить через «Бизнес-Портал Центральной Азии», который финансируется C-JTSCC и призван помогать предпринимателям и производителям Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана в установлении деловых контактов с закупщиками от имени правительства США. Проект «Бизнес-Портал» - серьезный и действенный проект по реальной интеграции между странами постсоветской Центральной Азии и Афганистаном.

    C-JTSCC закупает стройматериалы, мебель, электротовары, медицинские товары, генераторы, сувенирную и полиграфическую продукцию, офисную и бытовую технику и другие товары для поставок в Афганистан. Все услуги Портала для бизнесменов Центральной Азии предоставляются бесплатно.

    Международное информационное агентство «Фергана»



  • В избранное