Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N85, 26/07/2000


НОВОСТИ РЕГИОНА КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

НЕГА сообщает, Независимая газета (Москва), 26.07.2000, с. 5

Узбекская правительственная делегация во главе с вице-премьером Рустамом Юнусовым находится в Баку. Здесь планируется подписать соглашения о таможне, борьбе с преступностью и др. По словам г-на Юнусова, необходимо увеличить грузопоток по Кавказскому коридору до Китая, который будет открыт 20 августа. К договору между Китаем, Узбекистаном и Киргизией, предусматривающему функционирование этого коридора, присоединился и Азербайджан.

Российские пограничники пресекли попытку контрабандного провоза крупнейшей партии - 150 кг - героина из Афганистана. По информации командования российских погранвойск в Таджикистане, российский пограннаряд обнаружил переправившихся из Афганистана в Таджикистан пятерых вооруженных нарушителей. На предупредительные выстрелы контрабандисты не отреагировали, после попытки их задержания открыли огонь по пограничникам. Переправа контрабандистов прикрывалась огнем с афганской территории. В ходе боестолкновения трое контрабандистов были убиты, а двум под покровом темноты удалось скрыться на сопредельном берегу Пянджа. При осмотре места боестолкновения пограничники обнаружили упаковки героина. Контрабандная партия наркотиков была сожжена на территории военного городка московского погранотряда в присутствии представителей командования российских погранвойск, местных властей и российских журналистов.

Проблемы возобновления поставок туркменского газа на Украину обсуждает в Ашхабаде с руководством Туркмении украинский вице-премьер Юлия Тимошенко. С президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым она планирует снять вопрос реструктуризации задолженности "Нефтегаза Украины" за "голубое топливо".


АСКАР АКАЕВ: "НЕ ДОПУСТИТЬ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ОБСТАНОВКИ В РЕГИОНЕ"

Николай Вавилов, Независимая газета (Москва), 26.07.2000

- АСКАР АКАЕВИЧ, на Западе Киргизию считают наиболее демократической страной Центральной Азии, готовы и в дальнейшем оказывать ей финансовую помощь для продолжения экономических и политических реформ. Есть ли сегодня реальные препятствия для демократических процессов в республике?

- Кыргызстан за годы своей независимости, встав на путь кардинального реформирования общественного и экономического устройства республики, доказал свою приверженность демократическим принципам развития. С этого пути мы сворачивать не собираемся и, более того, не видим своего будущего иначе. За прошедшие 10 лет и народ стал другим, изменилась его психология, произошла переоценка ценностей. Так что сегодня говорить о каких-либо внутренних препятствиях для демократических процессов вряд ли приходится.

Другое дело, что существуют внешние угрозы, с которыми столкнулись центральноазиатские государства, да и другие страны. По существу, они предполагают геополитический передел и, конечно же, ведут не только к сворачиванию демократических процессов, но и к утере суверенитета. Я имею в виду международный терроризм, религиозный и политический экстремизм, сопровождающийся незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием. Данные факторы представляют серьезную опасность для стабильности и безопасности всего Евроазиатского региона. Всем понятно, что никакая страна в одиночку с этими процессами не справится, необходимы коллективные меры. Последние саммиты глав государств в Москве, Душанбе и достигнутые договоренности при их должном исполнении, думаю, обеспечат эффективное решение существующих региональных проблем.

- В чем заключаются главные экономические проблемы Киргизии?

- На нынешнем этапе основные экономические проблемы возникли вследствие международного и регионального финансовых кризисов, которые имели место в конце 1998-го и первой половине 1999 года. Они повлекли за собой внутренний бюджетный и банковский кризис. В итоге мы столкнулись с комплексом проблем.

Резкое падение обменного курса сома с 17,6 в январе 1998 года до 40 сомов за доллар в мае 1999 года ухудшило финансовое состояние предприятий, платежные возможности населения и состояние внешнего долга. Возросло отрицательное сальдо торгового баланса. Ухудшилась ситуация с бюджетными выплатами. Принятие соседними странами односторонних дискриминационных мер во внешнеторговой сфере и при транспортировке грузов отрицательно повлияло на экспортные поставки в эти страны, а также в Россию.

Уже проведенные решительные экономические преобразования, усилия государства по выработке и реализации неотложных мер по стабилизации экономики и созданию условий для достижения устойчивого экономического роста во многом помогли решить возникшие проблемы и сегодня помогают обеспечить макроэкономическую стабильность, восстановить положительные темпы роста основных экономических показателей.

Реальный рост ВВП составил по результатам 1999 года 3,6%, а за январь-июнь 2000 года - 7,4%, что по сравнению со средними показателями по СНГ (порядка 3-4%) является довольно высоким результатом. Рост ВВП обеспечивается преимущественно за счет стабильной работы сельскохозяйственного сектора, торговли и сферы услуг, улучшения показателей в энергетике, топливной и легкой промышленности.

В результате действий правительства Кыргызской Республики и Национального банка по ужесточению денежно-кредитной политики стабилизировался обменный курс национальной валюты, резко снизились темпы инфляции. Если за январь-июнь 1999 года показатель инфляции составил 32,6%, то в первом полугодии 2000 года - 7,1%. За счет режима жесткой экономии бюджетных средств и более эффективного управления ими, совершенствования налогового администрирования удалось снизить бюджетный дефицит, значительно сократить выплаты по защищенным статьям, что позволило своевременно выплачивать пенсии, пособия, заработную плату.

Сельское хозяйство благодаря радикальным реформам в этой отрасли стабильно развивается уже несколько лет, его вклад в ВВП составляет свыше 40%. Сельские жители наделены земельными участками, завершается выдача свидетельств на право владения землей, формируются институты регистрации недвижимости, развивается система сервисных услуг, постепенно формируется рынок земли, который, по нашему ожиданию, даст дополнительный толчок для роста и развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Комплекс принятых мер уже дает положительные результаты: в 1999 году валовой выпуск сельскохозяйственной продукции превысил уровень 1998 года на 8,7%, а за январь-июнь 2000 года составил 10,9%, что также является довольно высоким показателем роста.

В промышленности главное внимание уделяется структурной перестройке, улучшению управления, экспортной ориентации производства, привлечению прямых инвестиций и выпуску потребительских товаров.

Особые усилия прикладываются для решения проблем малого и среднего бизнеса - главного источника создания рабочих мест. Здесь все силы брошены на создание благоприятной предпринимательской среды, а это прежде всего ликвидация излишних бюрократических барьеров, упрощение разрешительных процедур, сокращение количества проверок. Осуществляется программа передачи на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений и оборудования ряда предприятий. Предпринимаются меры по более полному освоению существующих кредитных линий, упрощению условий кредитования. Принятые меры оказали положительное влияние на развитие предпринимательства. В 1999 году более 30% ВВП было произведено субъектами малого и среднего предпринимательства.

Важное значение придается адресной персонифицированной социальной поддержке незащищенных слоев населения, не имеющих возможности зарабатывать собственным трудом.

- После финансового кризиса в России в августе 1998 года, обвалившего фондовый рынок многих стран СНГ, Центральноазиатский союз, созданный как единое таможенное пространство Казахстана, Узбекистана и Киргизии, начал рушиться, и сегодня он практически не действует. Каковы должны быть основные принципы экономической интеграции стран СНГ и Центральной Азии в частности?

- Развитие Кыргызстана невозможно представить вне рамок Центральноазиатского региона и стран Содружества Независимых Государств. Геополитическое положение, общность культурного и исторического наследия и потенциальные выгоды от взаимных торгово-экономических отношений делают региональное сотрудничество необходимым фактором для дальнейшего мирного и успешного развития каждой из наших стран и гармоничной интеграции в мировое сообщество.

В последнее время внутренние трудности, связанные с переходным периодом, финансовые кризисы несколько отодвинули на задний план задачи регионального экономического сотрудничества, в частности, Центральноазиатского союза.

С углублением проводимых рыночных и демократических реформ в наших странах потребность в экономической интеграции будет закономерно расти, при этом важно последовательно расширять и укреплять взаимовыгодный свободный товарообмен, переводить основной поток товарообмена на прямые хозяйственные связи объединений и предприятий, вводить режим наибольшего благоприятствования для торгового сотрудничества, развития производственной кооперации с целью выпуска конкурентоспособной продукции.

На уровне государств важно совместно работать над реализацией крупных проектов общерегионального значения, таких, как создание единой транспортной системы с выходом на внешние рынки, создание современных систем связи и коммуникаций. Создание единой транспортной системы особо актуально для Центральной Азии, удаленной от крупных морских путей. Направление транспортных потоков из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии не только позволит оптимизировать мировую транспортную систему, сократить расстояния и время транспортировки, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет расширения экспорта товаров. Уже сейчас разрабатываются и реализуются такие крупные проекты, как ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия). Другой важнейшей задачей для региона является интеграция в мировую систему связи и телекоммуникаций, формирование единого информационного пространства.

- Ваши оппоненты обвиняют вас в притеснении оппозиции, в частности одного из его лидеров Феликса Кулова, накануне президентских выборов. Кроме того, сегодня диалог между киргизской оппозицией и властью идет очень сложно, а некоторые оппозиционные силы порой даже отказываются от переговоров с властями. Каков выход, по-вашему, из сложившейся ситуации?

- В любом обществе по отношению к государственной власти существует оппозиционно настроенная часть населения, и только в действительно демократической среде она имеет возможность легального существования. Наличие оппозиционно настроенных партий и движений в кыргызском обществе - явление нормальное, свидетельствующее о поступательном развитии демократических процессов, и здесь наша главная задача - найти если не полное взаимопонимание, то хотя бы точки соприкосновения в целях создания условий для развития цивилизованного общества с процветающей экономикой

Вы говорите, что диалог между киргизской оппозицией и властью идет сложно, но здесь сразу возникает вопрос: какая оппозиция и какой диалог? Ярчайший пример - проведение в июне этого года "круглого стола", проходившего по формуле "25+25+25". В нем приняли участие представители официальной власти Кыргызской Республики, политических партий, в том числе ряда оппозиционных, НПО (неправительственных организаций. - Н.В.) и общественных организаций и где офис ОБСЕ в Бишкеке был представлен в качестве наблюдателя.

Целью "круглого стола" виделось установление конструктивного диалога между властными структурами, политическими партиями и неправительственными организациями по всему кругу вопросов демократического и социально-экономического развития Кыргызстана, совместный поиск их решения. Однако уже в процессе подготовки данного мероприятия выяснилось, что наиболее радикально настроенная часть оппозиции, которая активнее всех настаивала на таком формате встречи, отказалась от своего участия, таким образом лишив и себя, и так нелюбимую ею власть возможности открытого разговора.

В республике официально зарегистрировано более двух тысяч неправительственных организаций, среди них - масса представляющих правозащитное направление. Есть над чем подумать, ведь это такой огромный потенциал народных объединений. Различие НПО, так же как и различие партий, говорит о широкой палитре мнений в обществе.

- Недавно в Душанбе состоялась очередная встреча глав государств "шанхайской пятерки", которая после присоединения к ней Узбекистана получила название "шанхайский форум". Главной темой встречи были вопросы безопасности в регионе. Может ли стать эта организация неким межгосударственным сообществом, способным решать вопросы безопасности в регионе?

- Прошедшая 5 июля в Душанбе встреча глав государств "шанхайской пятерки" стала очередным шагом на пути создания в Центральноазиатском регионе зоны мира, спокойствия и стабильности. Итоги данного саммита трудно переоценить. Одним из основных вопросов, которые были обсуждены и по которым были приняты решения, зафиксированные в итоговых документах встреч глав государств и министров иностранных дел "шанхайской пятерки" - "Душанбинской декларации" и "Совместном коммюнике", - является вопрос обеспечения безопасности в регионе, совместных действий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и другими видами международной преступной деятельности.

В этой связи можно с удовлетворением констатировать, что в рамках нашего "форума" уже запущены механизмы взаимодействия и конструктивного сотрудничества между внешнеполитическими и военными ведомствами, правоохранительными органами и специальными службами. И это дает свои положительные плоды. Так, после Бишкекского саммита была создана "бишкекская группа" правоохранительных органов и специальных служб "пятерки", которая в настоящее время ведет активную работу по координации действий наших стран по предупреждению и борьбе с проявлениями международного терроризма, экстремизма, сепаратизма, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружием, незаконной миграцией и других видов преступной деятельности.

По итогам саммита в Душанбе создается антитеррористический центр "шанхайской пятерки" со штаб-квартирой в Бишкеке. Думается, что будет целесообразным и эффективным тесное взаимодействие данного центра с аналогичной структурой, создаваемой в рамках СНГ с месторасположением в Москве.

Деятельность нашего образования в последнее время привлекает пристальное внимание наших соседей. Это связано с растущим авторитетом "шанхайской пятерки" в регионе и мире, широким кругом решаемых нами задач как в политической, военной, так и в торгово-экономической и других областях, а также в сфере обеспечения безопасности в регионе.

"Пятерка" открыта для сотрудничества в этих областях для всех стран региона. Отрадно отметить, что первый шаг в этом направлении уже сделан. В Душанбе к шанхайскому процессу присоединился Узбекистан.

Только совместными усилиями всех стран региона можно противостоять вызовам безопасности, стабильности, миру и спокойствию в Центральной Азии.

- Сегодня страны Центральной Азии заключают между собой соглашения о взаимных поездках граждан, что в перспективе не исключает введения между этими республиками визового режима. Как вы относитесь к введению визового режима между странами СНГ?

- Вы затронули весьма важную проблему. В рамках Содружества действуют многосторонние соглашения по визовым вопросам. В последний период ряд государств Содружества взял курс на ужесточение визового режима. Одни страны с начала текущего года временно приостановили действие порядка транзитного проезда иностранных граждан через территорию своих стран.

Мы понимаем, что введение такого режима - внутреннее дело каждого государства и, скорее всего, на наш взгляд, вынужденная мера. В то же время Кыргызстан - не сторонник введения визового режима между государствами СНГ. Наша политика сводится к тому, чтобы максимально гибко сохранить ранее существовавший в рамках СНГ упрощенный режим поездок наших граждан. Если не в многостороннем формате, то на двустороннем уровне. Это продиктовано как культурно-гуманитарной потребностью, так и экономической целесообразностью.

- В числе главных угроз безопасности Киргизии, как и других центральноазиатских республик, - религиозный экстремизм и международный терроризм. Для реализации своих целей эти силы уже успешно используют территорию соседнего Таджикистана. Какие меры вы как президент предпринимаете для предотвращения подобных угроз?

- Действительно, отдельные религиозные экстремисты и центры международного терроризма, пользуясь тем, что в Таджикистане происходит сложный процесс нормализации обстановки, пытаются нарушить тот хрупкий мир, который достигнут огромными усилиями братского народа, и используют его территорию для реализации своих грязных, далеко идущих целей.

Несмотря на это, будучи в Душанбе, главы "шанхайской пятерки" убедились, что руководство Таджикистана прилагает все усилия, чтобы не допустить использования своей территории для организации деятельности, наносящей ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку соседних государств.

Главы "шанхайской пятерки" поддержали курс руководства Таджикистана, направленный на решение задач постконфликтного восстановления и дальнейшего подъема экономики, на развитие демократических институтов и проведение экономических и социальных преобразований, а также призвали международное сообщество оказать необходимую поддержку в развитии Республики Таджикистан.

Касаясь вопроса о принимаемых мерах, должен отметить, что действительно вторжение иностранных бандформирований на юг Кыргызской Республики в 1999 году и высокая степень вероятности повторного вторжения свидетельствуют о том, что международные экстремистские религиозные организации будут и впредь стремиться решать свои амбициозные задачи, используя территории государств Центральной Азии, и в частности Кыргызстана.

Эти действия следует рассматривать как часть глобального плана по активному наступлению международного терроризма с целью дестабилизации обстановки и распространения своего влияния в ряде государств - участников Содружества Независимых Государств.

С самого начала события на юге страны приобрели международный резонанс, и процесс, связанный с ликвидацией данной угрозы, представлял собой сложный комплекс мероприятий политического, дипломатического и военного характера. Сегодня стало совершенно очевидным, что терроризм уже перестал быть проблемой какого-то одного государства и представляет угрозу всему мировому сообществу. Соответственно борьба против этой опасности должна вестись как на национальном, так и на региональном и международном уровне.

Сейчас с достаточной степенью достоверности можно говорить о том, что террористы, именующие себя "исламским движением", фактически оказались тем инструментом, при помощи которого различные террористические, экстремистские организации и поддерживающие их реакционные круги некоторых государств пытаются осуществить свои планы в отношении Центральноазиатского региона в целом. В настоящее время обстановка на юге республики в результате принятия комплекса организационно-практических мер характеризуется как относительно спокойная.

Хочу оговориться, что прежде всего предпринятые меры учитывали "уроки" прошлого года и направлены на сохранение целостности и безопасности страны. И здесь мы исходили из того, что угроза безопасности страны со стороны международных террористов реальна, о чем свидетельствуют поступающие данные об их замыслах, которые включают в себя:

- использование под прикрытием так называемого "чистого" ислама межконфессиональных противоречий и распространение во всем Центральноазиатском регионе идеологии по созданию Халифата;

- провоцирование межнациональных и межэтнических конфликтов;

- совершение диверсионно-террористических акций и создание атмосферы паники в обществе;

- вооруженное вторжение на территорию республики.

Сегодня полным ходом идет реформирование Вооруженных сил республики. Решаются задачи обеспечения соединений, частей и подразделений всем необходимым для нормального их функционирования. Практически завершено обустройство государственной границы. Активизированы военно-дипломатические меры в рамках государств - участников Договора о коллективной безопасности стран СНГ и "шанхайской пятерки". Состоялась встреча президентов центральноазиатских государств в Ташкенте по вопросам региональной безопасности. Прошел саммит глав государств "шанхайской пятерки" по тем же вопросам в Душанбе. Достигнуто соглашение и подписан Протокол о сотрудничестве между Советами безопасности Российской Федерации и Кыргызской Республики. 20-22 апреля в Москве по инициативе Российской Федерации состоялось второе (внеочередное) заседание "бишкекской группы" с участием высокопоставленных представителей правоохранительных органов, спецслужб и юстиции стран - участниц "шанхайской пятерки".

Все вышеназванные меры и встречи имеют одну цель - не допустить дестабилизации обстановки в регионе, тем более вторжения международных террористов, а в случае их вторжения дать совместными усилиями достойный отпор.

- После нападения вооруженных отрядов ваххабитов на юг Киргизии в августе прошлого года выяснилось, что киргизская армия не в состоянии отразить внешнюю агрессию. В каком состоянии киргизская армия сегодня и какие изменения в ней произошли за прошедший год?

- Позвольте не согласиться с вашим утверждением, что кыргызская армия не в состоянии отразить внешнюю агрессию. Наоборот, именно благодаря выучке и профессионализму рядовых воинов и их командиров мы сумели за такой короткий промежуток времени изгнать бандформирования с территории нашего государства.

Последняя моя поездка как главнокомандующего Вооруженными силами в места непосредственного расположения вновь созданной южной группировки Вооруженных сил Кыргызской Республики и оценка ее готовности убедили меня, что наша армия полностью готова к отражению возможного вторжения на территорию республики международных террористов и их боевиков. Этому в немалой степени способствовало успешное участие большинства этих подразделений в совместных учениях "Щит Содружества-2000".


КИРГИЗЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ ИДУТ НА БИРЖУ ТРУДА

Анвар Бакеев, Время МН (Москва), 25.07.2000

В 2000 году в Киргизии насчитывается 15 тыс. выпускников вузов и более 60 тыс. выпускников средних школ. Сейчас в республике открыто почти 100 высших учебных заведений. В советское время их было всего семь. Эти данные были обнародованы на заседании правительственной комиссии по проведению Года молодежи и образования.

Перед киргизскими выпускниками все острее встает проблема трудоустройства. Безуспешно ищут работу около 25 тыс. молодых граждан республики. Это почти 40 процентов от общего количества безработных. В некоторых регионах на одно рабочее место претендуют 50-60 человек. И далеко не всегда работодатели выбирают молодых специалистов.

Президент Аскар Акаев, озабоченный быстрым ростом безработицы среди молодежи (инициатива проведения Года молодежи исходила от него), обязал министерство труда и социальной защиты, другие ведомства, связанные с молодежной проблемой, принять кардинальные меры для повышения занятости выпускников школ и вузов.

Отчитываясь о выполнении этого задания, министр труда Иманкадыр Рысалиев рассказал, в частности, о создании в республике молодежной биржи труда. Однако за прошедшие шесть месяцев она трудоустроила всего 800 человек. То есть только одного из 300 ребят, ищущих работу!


ГЕИ КАЗАХСТАНА ОРГАНИЗОВАЛИ УЮТНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ГНЕЗДЫШКО http://www.gays.kz/

Интернет.Ру, 25.07.2000

На страницах первого тематического национального портала посетители найдут информацию о жизни гомосексуалистов в регионе и в мире.

На днях в Казахстанском секторе Интернета появился первый национальный гей-сервер. На страницах сайта посетителям предоставлена специализированная информация о жизни гомосексуалистов в регионе и в мире.

На сервере размещены данные о клубах, общественных организациях Алматы, здесь же даются советы по профилактике и лечению СПИДа для гомосексуалистов в Казахстане. В другой рубрике сайта представлен список русских и англоязычных ресурсов Сети о геях. В разделе "Стиль жизни" даются практические рекомендации о модных тенденциях, о том, как поддерживать здоровый образ жизни.

Кроме того, имеется раздел с двумя арт-галереями соответствующей тематики, в одной из которых собраны произведения профессиональных фотографов, в другой же можно ознакомиться с работами посетителей сайта. Есть и раздел "Общение", в рамках которого организованы два форума и доска объявлений , на последней содержится база объявлений о поиске партнера и друга.


КОМПАНИЯ "КАЗТЕЛЕКОМ", НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР СВЯЗИ В КАЗАХСТАНЕ, ОТКЛЮЧИЛА ВХОДЯЩИЕ КАНАЛЫ ИЗ УЗБЕКИСТАНА

Борис Кузьменко, Время МН (Москва), 25.07.2000

Одновременно были заблокированы и некоторые из транзитных линий, которые использовались соседним государством. Как информирует пресс-служба "Казтелекома", столь суровые и явно недружественные меры в отношении "братской республики" предприняты из-за долгов, накопившихся за последние годы. Узбекский оператор связи, - акционерная компания "Халкар-Телеком" задолжала соседям около 4,4 млн долларов. Последняя оплата была произведена еще в мае 1999 года.

Постоянное уклонение узбекских партнеров от уплаты долга и послужило причиной отключения информационных каналов. Теперь связь между соседями стала односторонней - то есть абонент из Казахстана может связаться со своими партнерами из Узбекистана, но никак не наоборот. Причем и в этом случае счет за услуги пойдет на погашение долга.

Трения между двумя операторами связи возникали и раньше. Однако конфликты гасились различными договоренностями, и до карательных мер дело не доходило. Обращает на себя внимание тот факт, что нынешние санкции последовали после возвращения из Ташкента казахстанской правительственной делегации, которую возглавлял вице-премьер Даниал Ахметов. Она вела переговоры о регулировании поставок в Казахстан поливной воды из водохранилищ Узбекистана. Влага необходима для хлопковых плантаций Южного Казахстана, которые находятся на грани гибели. Переговоры не привели к тем результатам, на которые рассчитывала Астана: стороны не пришли к общему мнению, как правильно подсчитывать объем воды, положенной Казахстану.

Подводя итоги состоявшегося диалога, руководитель узбекской делегации заместитель премьер-министра Валерий Атаев заметил, что проблемой водопользования нужно было заниматься еще осенью прошлого года. Тогда следовало и подготовить межправительственное соглашение. Но казахстанская сторона "забыла" об этом, затянув решение задачи до последнего дня. Даниал Ахметов вынужден был согласиться с этим очевидным фактом.

Однако по возвращении казахстанской делегации в Астану последовал демарш в виде ограничений телекоммуникационных связей с Узбекистаном. Соседство этих двух событий слишком очевидно, чтобы оказаться случайным. Соседи продолжают выяснять отношения по принципу "кто кого".


НЕГА СООБЩАЕТ: РОССИЯ

Независимая Газета (Москва), N 136, 25.07.2000, с. 5

Законопроекты о ратификации соглашений между правительствами РФ и Казахстана о социальных гарантиях российским и казахстанским гражданам, живущим и (или) работающим на космодроме "Байконур", а также об основных принципах приграничного сотрудничества стран-членов Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. одобрило российское правительство. Одновременно кабмин РФ одобрил проект протокола между правительствами РФ и Армении о внесении изменений и дополнений в межправительственное соглашение о пунктах размещения российской военной базы на территории Армении и о порядке передачи и использования земельных участков для размещения и функционирования российской военной базы от 27 сентября 1996 г.


НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ СОСТОИТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА АСКАРА АКАЕВА В МОСКВУ

Елена Авдеева, Российская газета (Москва), N142, 25.07.2000, с.7

По всем дипломатическим канонам новому Президенту РФ Владимиру Путину положено принять у себя "старых" президентов всех стран Содружества, чтобы с каждым познакомиться поближе. И нередко' приходится слышать мнение, что встречи эти "плановые" и "быстрых" перемен в двусторонних отношениях не сулят. В случае с Кыргызстаном, скажут вам, это тем более очевидно, что стратегические планы России с ним никак не связаны.

Насколько верен либо ошибочен сей постулат, не суть важно. Неоспоримо другое: Кыргызстан - одна из немногих стран СНГ, которая практически не создает проблем для России.

Дело даже не в том, что как раз в преддверии официального визита в Россию президент Кыргызстана добился от парламента положительного решения важного политического вопроса: русский язык отныне получил у нас статус "официального языка". Некоторые местные "политики" злословили по этому поводу: уж, мол, расстарался Акаев сделать подарок Путину. Но на самом деле вопрос назревал годами, и сама жизнь расставила все по своим местам.

Даже самый ярый оппонент Акаева не сможет охаять проводимую им национальную политику. Двадцать шесть (!) диаспор входят в ассамблею народов Кыргызстана. В нашей республике национальное равенство - не просто красивый лозунг, а поистине образ жизни.

Правда, вновь в последнее время увеличился отток так называемого русскоязычного населения из республики - это даже невооруженным глазом заметно. Но никто из мигрантов причиной своего отъезда не называет национальную дискриминацию. Тут сыграли свою негативную роль прошлогодние баткенские события. От международного терроризма сегодня, увы, не застраховано ни одно государство Центральной Азии. Зато мы можем быть уверены, что в случае военной угрозы помощь Кыргызстану окажет именно Россия.

Россия для нашей страны - экономический партнер номер один. Ежегодно растет торговый оборот - этому способствует благоприятный таможенный режим, а число совместных и "чисто" российских предприятий, работающих на нашем рынке, достигло трехсот.

Радуют культурные связи. В Кыргызском театре оперы и балета постоянно дают спектакли российские звезды. А сколько знаменитых актеров побывало в Бишкеке! Благодаря поддержке посольства России в Кыргызстане стал возможен капитальный ремонт национального музея изобразительных искусств. А посол России Георгий Рудов всегда поддерживает теплые отношения с Международным благотворительным фондом "Мээрим".

Нельзя не сказать о сотрудничестве в области науки и образования. "Я был удивлен, когда пять лет назад у вас открылся Кыргызско-Российский (Славянский) университет, - сказал недавно в беседе с одним из бишкекских журналистов академик Г. Дульнев. - Всегда знал, что Аскар Акаев - выдающийся ученый, но тут убедился еще и в том, что он тонкий политик. Я часто приезжаю в этот вуз читать лекции и вижу, насколько высок интеллектуальный и творческий потенциал молодежи Кыргызстана".

Уважая суверенитет Кыргызстана, Россия никогда не пыталась оказывать какого-либо экономического или политического давления на нашу небольшую страну. Два государства строили свои взаимоотношения - нелишне подчеркнуть еще раз - как надежные, проверенные временем друзья. Каков бы ни был круг вопросов, который затронут президенты во время официального визита, итоги встречи, несомненно, окажутся положительными. Сегодня наши страны, выражаясь языком протокола, могут и готовы укреплять и расширять двусторонние связи. И это замечательно, говоря по-простому.


НЕГА СООБЩАЕТ: КИРГИЗИЯ

Независимая Газета (Москва), N 136, 25.07.2000, с. 5

В канун визита президента Аскара Акаева в Москву российскому информационному агентству "Евразия" было отказано в аккредитации в Киргизии. Отказ был получен сотрудником этого агентства от МИД республики. По словам первого секретаря управления стратегических проблем и информации внешнеполитического ведомства г-на Кууматова, отказ в аккредитации вызван тем, что компетентные органы дали журналисту Леониду Ремпелю, представляющему агентство, негативную оценку. Как полагает журналист, это связано прежде всего с тем, что агентство возглавляет бывший пресс-секретарь ныне опального экс-премьера Казахстана Кажегельдина г-н Побережский. Кроме того, считает г-н Ремпель, отказ в аккредитации вызван тем обстоятельством, что агентство "Евразия" при освещении политических событий в республике особое место уделяет процессу над главным оппозиционером Киргизии Феликсом Куловым, что вызывает негативную реакцию официального Бишкека. Данный факт является нарушением закона Киргизии "О защите профессиональной деятельности журналиста".


УЙГУРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Русский Журнал, http://www.russ.ru/politics/kontur/20000725_grek.html, 25.07.2000

Тема уйгурского сепаратизма в последнее время является одной из наиболее острых на встречах руководителей государств Центральной Азии и Китая, обсуждалась она и во время последнего саммита "шанхайской пятерки" в Душанбе. Насколько серьезно движение уйгуров в странах Центральной Азии? Прежде всего нужно учитывать что, легальных уйгурских политических организаций на территории Казахстана сейчас нет. В начале 90-х гг. в Казахстане действовало несколько нелегальных или полулегальных уйгурских политических организаций. Самой крупной из них была "УАК" ("Уйгурстан Азат Килиш", в русском переводе "Организация Освобождения Уйгурстана". Члены этой организации называли ее партией. "Организация Освобождения Уйгурстана" была создана в 1994 на учредительном съезде. Лидером этой партии был Ашир Вахиди (Ашир Вахидов), известный уйгурский общественно- политический деятель. Он был первым секретарем комсомола Синцзян-Уйгурского автономного района КНР в 50-е гг. В начале "культурной революции" в Китае эмигрировал в СССР. В январе 1996 года в Алма-Ате на Ашира Вахиди было совершено покушение. Он был тяжело ранен в голову и в 1997 году скончался. После кончины Ашира Вахиди его партия перешла в подполье. Газета "Уйгурстан", издаваемая "УАК", закрылась по решению Министерства печати Казахстана, к которому обратились китайские власти. Нелегально вышло еще несколько номеров этой газеты. Официально газета "Уйгурстан" была запрещена казахскими властями в ноябре 1995 года. "УАК" часть своих материалов издавала в Киргизии. Там выходила уйгурская газета "Иттипак" ("Единство"), издававшаяся на уйгурском (на арабской графике), русском и иногда на киргизском языках. Выходила "Иттипак" с 1993 года.

Ашир Вахиди в 1995 году в своем интервью эксперту аналитического центра "Евразия" Валерию Хлюпину оценивал численность своей партии в 7-8 тысяч человек. Членство в "УАК" "Организации Освобождения Уйгурстана" было фиксированным. Была создана довольно серьезная структура, имевшая отделения на территории южного Казахстана, в основном в Алма-Атинской и бывшей Талды-Курганской областях. Уйгуры компактно проживали на востоке Алма-Атинской области, в так называемом Ичеликском районе. Сейчас в составе Алма-Атинской области существует Уйгурский район.

Существует еще одна крупная уйгурская политическая организация на территории Казахстана. Это "Международный Комитет Освобождения Восточного Туркестана". Численность членов этой организации - около 2 тысяч человек. Возглавляет "МКОВТ" Юсуфбек Мухлиси.

Эксперты считают также, что существуют подпольные уйгурские военные организации. Но скорее всего это военные организации "УАК" и "МКОВТ". В любом случае они не массовые: численность их членов может колебаться в пределах нескольких сот человек. Хотя в программе "Организации Освобождения Уйгурстана" и говорится, что эта партия не преследует военных целей, Ашир Вахиди в частных беседах подчеркивал, что не исключает возможности применения военных действий для освобождения Уйгурстана. При этом уйгурские политические организации официально отрицают какую-либо возможность участия в военных действиях.

Власти Казахстана и Киргизии болезненно реагируют на существование подпольных уйгурских политических организаций и их военных отделов на территории этих стран. Одно время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заигрывал с уйгурскими организациями. Это было в начале 90-х годов, в то время, когда между Казахстаном и Китаем были сложные, если не сказать напряженные отношения. Само наличие уйгурских политических организаций на территории Казахстана было козырной картой в руках Нурсултана Назарбаева в ходе переговоров с Пекином. Тогда между Казахстаном и Китаем шли весьма сложные переговоры по подписанию соглашения о межгосударственной границе. Но китайская сторона повела себя очень жестко. По мнению экспертов, тогда же было договорено о включении в документы закрытых статей, в которых Казахстан обязался пресекать на своей территории деятельность уйгурских сепаратистов. Покушение на Ашира Вахиди в январе 1996 его сторонники охарактеризовали как результат деятельности китайских спецслужб и один из практических результатов секретных казахско-китайских договоренностей. Наблюдатели отмечают, что китайские спецслужбы на территории Казахстана чувствуют себя свободно в борьбе с уйгурскими политическими организациями и их лидерами. Казахстанские спецслужбы стараются не вмешиваться в эту деятельность Пекина.

Кстати, лидеры и активисты уйгурских политических организаций в Казахстане и Киргизии в официальных беседах провозглашают эти центрально-азиатские страны и их народы братскими. Однако в приватных беседах уйгурские сепаратисты вовсе не скрывают, что рассматривают в качестве исконной земли всю территорию Центральной Азии.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное