Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N75, 11/07/2000


НОВОСТИ УЗБЕКСКОГО ИНТЕРНЕТА: ГДЕ КУПИТЬ ТОМАТНУЮ ПАСТУ?

Курбан-ака, Ферганское Сообщество http://www.ferghana.ru, 11.07.2000-07-11

Узбекистанские производители сельскохозяйственных товаров зачастую испытывают трудности со сбытом своей продукции за рубеж. И реклама недешево обходится, и дороги в пост-имперскую эпоху наводнены таможенниками и рэкетирами... А ведь многие российские импортеры даже не подозревают, что, например, узбекскую томатную пасту очень высокого качества можно купить в два раза дешевле турецкой. Помочь в заполнении такого информационного вакуума могут такие узбекские ресурсы, как http://www.navigator.uz/russian_version.htm. Загляните на досуге: может быть, у вас возникнут предложения по импортно-экспортному сотрудничеству?


У МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАЛИБОВ

Николай Силаев, Эксперт (Москва), от 10 июля 2000

На прошлой неделе, когда в Душанбе в очередной раз собрались лидеры "шанхайской пятерки", неформального регионального объединения с участием России, Китая, Киргизии, Казахстана и Таджикистана, одной из главных обсуждавшихся тем была ситуация в Афганистане. Причем из привычного формата - наркобизнес и спонсирование террористических движений талибами - афганская проблема постепенно перемещается в совершенно иную плоскость.

В последние месяцы Центральная Азия стала крайне популярным направлением для дипломатических вояжей. С середины апреля здесь побывали госсекретарь США Мадлен Олбрайт, российский президент Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь. Однако за кадром часто остается тот факт, что ситуация в регионе все сильнее зависит не столько от великих держав, сколько от Исламского Эмирата Афганистан во главе с муллой Мухаммедом Омаром.

Эта страна в политическом отношении уже перестала быть "черной дырой". Талибам удалось построить достаточно прочное государство, которое последовательно и прагматично отстаивает собственные интересы. У этого государства есть своя экономика, армия и внешнеполитический курс, серьезно влияющий на региональный расклад сил.

Силу влияния Афганистана на ситуацию в Центральной Азии наглядно иллюстрирует опыт советской власти в регионе в 20-е годы. Москва смогла справиться с басмаческим движением только после того, как заключила договор с афганским эмиром Амануллой, согласившимся пропустить части Красной Армии на территорию Афганистана для разгрома баз басмачей.

Практически тот же механизм действует и сейчас. Вооруженные группировки противников среднеазиатских постсоветских режимов остаются неуязвимыми, пока они находят поддержку со стороны Афганистана. К примеру, талибы весьма плодотворно сотрудничают с Джумой Намангани, узбекским исламским радикалом, организовавшим осенью прошлого года вторжение на юг Киргизии. Крупная база узбекских боевиков существует при поддержке талибов в Мазари-Шарифе, в нескольких десятках километров от узбекской границы. Здесь сконцентрировано до двух тысяч бандитов. "Исламское движение Узбекистана", которое возглавляет Намангани, имеет свое представительство и в Кабуле.

Кроме того, в Кандагаре ведется подготовка боевиков из уйгурских группировок, ставящих своей целью создание независимого уйгурского государства на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Талибы поддерживают связи и с действующими в Узбекистане таджикскими сепаратистами. В планах Талибана - создание ряда "братских стран" в регионе. Существует уже, к примеру, проект создания исламского государства в Ферганской долине. Боевики Джумы Намангани, которые осенью прошлого года вторглись в Киргизию, направлялись именно в Фергану, где они вполне могли найти поддержку среди населения. Однако экспорт "ценностей шариата" осуществляется очень избирательно. Ничего не слышно, к примеру, о поддержке талибами антиниязовской оппозиции. Дело прежде всего в том, что туркменбаши занял нейтральную позицию по отношению к движению Талибан, в то время как остальные республики региона выступили против новой афганской власти.

Еще один рычаг влияния талибов - поток наркотиков, идущий из Афганистана через центральноазиатские республики в Россию и Западную Европу. Хотя наркоэкспорт обслуживает в первую очередь экономические интересы Исламского Эмирата Афганистан, талибы используют его и как дополнительное средство давления на своих политических противников. Экспорт наркотиков поддерживает постоянную напряженность на афганской границе и кормит организованную преступность в государствах региона. Не случайно, что основные маршруты транспортировки наркотиков проходят через территории государств Центральной Азии, поддерживающих Северный альянс - объединение лидеров моджахедов во главе с Ахмад Шахом Масудом и Бурхануддином Раббани.

Эта "внешняя политика" вполне может принести желаемые результаты в виде международного признания государства талибов. Ведь никаких реальных механизмов воздействия на Исламский Эмират у крупных держав или ООН нет. Экономические санкции, способные воздействовать на легальную экономику, не работают в современной ситуации. Немногие сохранившиеся от Демократической Республики Афганистан промышленные предприятия играют в афганской экономике маргинальную роль. Небольшие торговые фирмы и кустарные мастерские, которые служат талибам в качестве "лица" режима на международной арене, также не делают погоды. Что же касается производства наркотиков и контрабандной торговли, оборот которой только между Афганистаном и Пакистаном, по оценкам Всемирного банка, достиг 2,5 млрд долларов, никакие экономические санкции на этот "товарообмен" повлиять не в состоянии.

Реально на афганский режим можно подействовать только военным путем. Но сделать это очень непросто. Пуштунские племена, представители которых составляют основу движения Талибан, традиционно отличались воинственностью. Они успешно отразили три британских агрессии и достаточно эффективно противостояли советским войскам. Очевидно, что ракетными ударами - вроде тех, что нанесли по Афганистану США, - сейчас не обойдешься. Для эффективной борьбы с Исламским Эмиратом необходима крупная сухопутная операция. Советские военные эксперты перед вводом войск в Афганистан подсчитали, что для быстрой (в течение двух-трех лет) ликвидации вооруженной оппозиции потребуется 30-35 дивизий. Тогда политическое руководство страны предпочло ограничиться одной армией, которая, несмотря на поддержку правительства страны, физически не могла перекрыть все границы и удерживала под своим контролем лишь важнейшие коммуникации и города.

Сейчас ни одно из соседних государств организовать и провести такую операцию не в состоянии. Для России это невозможно в первую очередь в связи с легко предсказуемой общественной реакцией, а также потому, что российская экономика просто не выдержит такого давления. Для Китая центральноазиатское направление внешней политики явно не самое приоритетное. О республиках Центральной Азии речь вообще не идет, поскольку их вооруженные силы оказались не в состоянии противостоять даже небольшому отряду Джумы Намангани.

Сухопутную операцию усложнило бы и то, что талибы пользуются серьезной поддержкой большинства афганского населения, особенно на юге. Эту поддержку им обеспечивает политика по наведению "внутреннего порядка", которую они последовательно проводят с момента захвата власти. Сейчас, после многолетней гражданской войны, на большей части территории страны установилась политическая стабильность. Талибы явно выигрывают по сравнению с лидерами Пешаварской семерки, которые, взяв в 1992 году Кабул и объявив о свержении "неверного" правительства, так и не смогли поделить между собой власть. Тогда ее попросту узурпировал Бурхануддин Раббани (ныне глава признанного правительства Афганистана), отказавшись уступить, согласно прежней договоренности, пост президента лидеру моджахедов. Вслед за этим полевые командиры поделили всю страну на воюющие между собой феодальные вотчины. На дорогах появились многочисленные контрольно-пропускные пункты, охранявшиеся боевиками того или иного полевого командира. За проезд, разумеется, бралась мзда. Даже Кабул в период господства лидеров исламской оппозиции разделили на кварталы, в каждом был свой полевой командир, который зачастую вел ожесточенные боевые действия с соседями.

Лидеры движения Талибан, напротив, изначально заявляли, что их выступление направлено на то, чтобы прекратить анархию в Афганистане и вновь сделать его единым государством. Примечательно, что соратники муллы Мухаммеда Омара, запретившие в соответствии с канонами ислама изображения людей, все же разрешили публиковать одно - портрет основателя афганского государства Ахмад Шаха Дуррани. Талибы уничтожили все бандитские КПП на афганских дорогах. За счет бюджета Исламского Эмирата ведутся работы по восстановлению оросительных каналов, разрушенных в ходе войны. Новой властью доволен самый многочисленный социальный слой Афганистана - крестьянство. С развитием прибыльного производства наркотиков крестьяне получили возможность покупать удобрения и сельскохозяйственную технику в Пакистане.

Кроме того, у талибского правительства есть еще одно преимущество по сравнению с моджахедами. Талибский режим вполне может привлечь в страну иностранные инвестиции. Этому способствует постепенная ликвидация анархии в Афганистане и установление относительной политической стабильности на всей его территории. Еще при Бабраке Кармале и Наджибулле усилиями советских геологов здесь были открыты довольно крупные месторождения полезных ископаемых, разработка которых привлекает западные фирмы. Так, греческая компания Consolidated Construction уже начала разработку нефти и газа в северо-западных районах страны.

Не исключено, что талибы уже очень скоро установят полный контроль над территорией Афганистана. Очередное наступление, которое они начали этой весной против Северного альянса, развивается вполне успешно. В конце мая отряды Талибана захватили район у северного входа в туннель Саланг (туннель под перевалом Саланг у входа в Панджшерскую долину). В результате под контролем талибов оказалось все шоссе Саланг-Баглан, соединяющее столицу с северными районами.

А сам Северный альянс постепенно ослабевает... (Полный текст - >> http://www.ferghana.ru/news03/100.html)


ОБРАЗОВАНА УЗБЕКСКО-ФРАНЦУЗСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ И ОБОРОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

НЕГА сообщает, Независимая газета (Москва), 11.07.2000, с. 5

Итогом переговоров главы военного ведомства Франции Алена Ришара с руководством Узбекистана стало Соглашение о создании узбекско-французской комиссии по военно-техническому сотрудничеству и оборонным технологиям. По словам г-на Ришара, документом предусмотрено взаимодействие по трем направлениям - оценка уровней безопасности; обмен информацией между оборонными ведомствами, анализ ситуации; техническое сотрудничество и обучение кадров. В ходе встречи Алена Ришара с Исламом Каримовым, на которой обсуждались проблемы сохранения безопасности в Центральноазиатском регионе, президент подчеркнул, что военное сотрудничество Парижа и Ташкента станет важным шагом в дальнейшем развитии взаимоотношений двух стран. Со своей стороны, французский министр пообещал, что "связи с Узбекистаном будут длительными".


АСКАР АКАЕВ НАМЕРЕН РЕФОРМИРОВАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ

Виктория Панфилова, Независимая газета (Москва), 11.07.2000, с. 5

Президентская кампания в Киргизии сопровождается заметными реформами в сфере экономики и реструктуризацией органов исполнительной власти. По мнению местных наблюдателей, этими мерами президент Акаев пытается изменить ситуацию в стране и найти возможности заставить экономику работать. В этой связи правительство намерено сократить объем ресурсов, направляемых на финансирование госбюджета, особенно в части социальных выплат, и за счет этого увеличить вложения в реальный сектор экономики. Изменение политики правительства в первую очередь вызвано нехваткой собственных средств и прямых иностранных инвестиций. На днях премьер Амангельды Муралиев пояснил, что средства будут направляться на восстановление и модернизацию промышленных предприятий. Например, в Киргизии есть предприятия, где после переработки сырья образуются золотосодержащие отходы. Однако нет технологии их переработки. Поэтому правительство выдало разрешение, в частности, Кара-Балтинскому горнорудному и Кадамжайскому сурьмяному комбинатам осуществлять переработку и реализацию этих отходов. Кара-Балтинский горнорудный комбинат - один из крупнейших производителей урана и молибдена в Центральной Азии. Переработку и аффинаж будет осуществлять немецкая фирма Deggssa-Huls AG. Получаемые слитки золота и серебра будут реализовываться на внешнем рынке. Кадамжайский сурьмяный комбинат получил право в течение нынешнего года вывозить золотосодержащий сурьмяно-свинцовый сплав в объеме свыше 100 тонн, который был накоплен при производстве сурьмы. Переработку сплава будет проводить бельгийская компания UNION MINERE, а продукты аффинажа будут поставляться на Лондонскую биржу. Управлению по драгметаллам при Минфине Киргизии поручено контролировать и вести учет реализации драгоценных металлов. Кроме того, правительство рассчитывает получить до конца 2001 года от Кадамжайского комбината план мероприятий по внедрению технологий переработки сплавов, содержащих драгоценные металлы.

Премьер-министр Муралиев также отметил, что правительство намерено уделить особое внимание развитию инфраструктур и телекоммуникаций, восстановлению ирригационной сети, созданию системы сервисных услуг. Необходимо принять ряд мер по улучшению инвестиционного климата в республике и расширению инвестиционных потоков. По словам Муралиева, на рассмотрение Законодательного собрания внесены поправки в закон "Об иностранных инвестициях". В прошлом году прямые иностранные инвестиции в экономику Киргизии составили 108,6 млн. долл. Около 56,6% иностранных вложений пришлось на промышленность, 11,8% - на строительство, 7,7% было направлено на развитие торговли и сферы общественного питания. С принятием поправок, считает премьер, права инвесторов существенно расширятся.

Вместе с тем на минувшей неделе президент Аскар Акаев, выступая на международной конференции, посвященной комплексному развитию республики, заявил, что необходимо в первую очередь реформировать правительство. Президент считает, что правительственные чиновники не могут справиться с решением неотложных для страны проблем. Более того, многие госслужащие, по словам Аскара Акаева, используют прежние методы "советского тоталитарного управления". Президент указал на ряд недостатков нынешней госструктуры. В частности, низкая заработная плата создает условия для коррупции и взяточничества. По мнению президента, прием на работу госслужащих должен происходить на конкурсных условиях. В этой связи Аскар Акаев подписал указ о 50-процентном сокращении контрольно-ревизионных финансовых органов. Значительное сокращение штатов произойдет и в системе МВД. Акаев также считает, что должна быть повышена роль местных органов самоуправления путем передачи им части функций министерств и ведомств... (Полный текст - >> http://www.ferghana.ru/news03/099.html)


В СЛУЧАЕ МАСШТАБНОГО ОСВОЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ ОПЕРЕДИТЬ СОСЕДЕЙ ПО ДОБЫЧЕ "ЧЕРНОГО ЗОЛОТА"

Мехман Гафарлы, Независимая газета (Москва), 11.07.2000, с. 5

Вскоре Узбекистан может стать нефтегазоносным центром региона, при этом он может опередить даже и соседний Казахстан, где добывается более 26 млн. тонн нефти в год. По прогнозам аналитических центров ведущих нефтяных компаний мира, и прежде всего Европы и США, нефтегазовые запасы Узбекистана значительно превышают аналогичные ресурсы всех других республик Центральной Азии вместе взятых. По мнению экспертов этих центров, добыча нефти и газа в Узбекистане значительно экономичнее и эффективнее и требует гораздо меньше затрат, чем в соседних республиках, где основной статьей экспорта являются энергоресурсы. Для оптимизма существуют и экономические предпосылки. Так, за период независимого развития с 1991 по 1999 гг. в Узбекистане достигнуты существенные успехи на пути перехода к рыночным отношениям, в экономической и финансовой стабилизации, ускорились процессы системных и структурных преобразований экономики, банковской системы, предотвращен спад производства, создан институт социальной защиты населения, ускоренными темпами идет процесс развития многоукладной экономики, возникли предпосылки для реализации долгосрочной стратегии инвестирования, в том числе с участием иностранного капитала, особенно в нефтегазовой отрасли.

Узбекистан - единственная страна в СНГ, не допустившая спада темпов добычи нефти и газа. За 1991-1999 гг. добыча жидких углеводородов - нефти и газового конденсата - возросла в 3 раза, составив более 8 млн. тонн в год, добыча газа - в 1,4 раза и достигла в 1999 г. 55,6 млрд. кубических метров, что является самым высоким показателем в Центральной Азии. Узбекистан среди восточноевропейских государств и стран СНГ по разведанным запасам природного газа занимает третье место, по жидким углеводородам - второе место. Общие уже подтвержденные потенциальные ресурсы Узбекистана по нефти составляют более 5,3 млрд. тонн, конденсату - 480 млн. тонн и газу - 5095 млрд. куб. м. В основе такой оптимистической оценки лежат результаты исследования учеными и специалистами геолого-геофизических материалов, полученных в Узбекистане за более чем 100-летний период геологоразведочных работ, добычи нефти и газа.

В Узбекистане открыто 171 месторождение нефти и газа. Из них добыча нефти осуществляется на 51 месторождении, добыча газа на 27 месторождениях и конденсата - на 17 месторождениях. В целом из 171 открытого месторождения добыча углеводородов осуществляется на 73 из них, к промышленному освоению подготовлено 53 месторождения и на 35 осуществляется разведывательная деятельность.

Существующая на сегодняшний день величина прогнозных ресурсов нефти и газа, оцениваемая экспертами в более чем 1 триллион долларов США, наличие подготовленных и выявленных перспективных объектов и "ловушек" (а их более 100) позволяют успешно вести нефтегазопоисковые работы во всех нефтегазоносных регионах Узбекистана.

Наряду с углеводородным потенциалом в стране имеется развитая инфрастурктура, энергетические, водные, людские ресурсы, транспортные пути, разветвленная сеть магистральных газопроводов, действующие мощности переработки нефти, газа и, самое главное, возрастающий спрос на нефтепродукты, производящиеся в Узбекистане, в странах центральноазиатского рынка. В совокупности это дает возможность привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана. В целях повышения эффективности поисковых и разведочных работ, увеличения объемов разведанных запасов углеводородного сырья и создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор экономики Узбекистана президент республики Ислам Каримов 28 апреля этого года подписал указ "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа". Указ направлен на интенсивное проведение поисковых и разведочных работ в Устюртском регионе и других перспективных нефтегазоносных областях республики, широкое привлечение в этих целях прямых иностранных инвестиций является важнейшим приоритетом в развитии нефтегазовой отрасли Узбекистана. Документом установлено, что вновь открытые нефтяные и газовые месторождения в Устюртском регионе могут предоставляться иностранным компаниям, осуществившим геолого-разведочные работы на указанных месторождениях, в разработку на условиях концессий на срок до 25 лет с правом продления срока разработки.

Указом президента Узбекистана иностранным компаниям, привлекаемым для ведения поисковых и разведочных работ на нефть и газ, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий эксклюзивное право на проведение на определенной территории поисковых и разведочных работ с последующей разработкой любого из выявленных на указанной территории месторождений путем создания совместного предприятия или на условиях концессии.

Кроме того, инвесторы получают преимущественное право на предоставление новой территории для продолжения поисковых и разведочных работ в случае невыявления на территориях, оговоренных в контракте на проведение этих работ, ресурсов, имеющих промышленную ценность. Им также дается право собственности и беспрепятственного вывоза предусмотренной учредительными документами совместного предприятия или концессионным договором части добытых углеводородов, а также продуктов их переработки на толлинговой основе.

Государство предоставляет гарантию на возмещение фактических затрат на поисковые и разведочные работы при открытии месторождений, имеющих промышленную ценность, в случаях передачи их для дальнейшей разработки Национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз".

Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплат всех видов налогов, отчислений и платежей, действующих на территории Узбекистана, на период проведения геологоразведочных работ, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ.

Указом определено, что общая продолжительность поисковых и разведочных работ, проводимых на эксклюзивной основе иностранными компаниями на оговоренных территориях, не может превышать 5 лет. В случае выявления площадей, представляющих интерес для дальнейшего проведения геологоразведочных работ, иностранным компаниям предоставляется возможность продолжения работ в пределах этих площадей сроком еще до 3 лет.

Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 7 лет с начала добычи нефти и газа... (Полный текст - >> http://www.ferghana.ru/news03/098.html)


АФГАНСКОЙ ОППОЗИЦИИ УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ ЗАХВАЧЕННЫЕ ТАЛИБАМИ ТЕРРИТОРИИ

РБК. 09.07.2000

Силам оппозиционного Северного альянса под руководством Ахмад Шаха Масуда удалось отбить атаки талибов и вернуться на занимаемые ранее позиции, возвратив под свой контроль захваченную представителями движения "Талибан" деревню. "Наши войска вернулись на позиции, и линия фронта вновь лежит перед узловым пунктом аэропорта Баграм", - заявил представитель А.Масуда. Сейчас бои в районе аэропорта, расположенного в 25 км к северу от Кабула, постепенно затихают. По данным антиталибской коалиции, с их стороны погибли 6, а ранения получили 15 человек, талибы понесли более значительные потери, сообщает AFP.


ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ НЕ ПРОЙДЕТ

Сергей Сумбаев, Красная Звезда (Москва), 10.07.2000

События этой недели заставили вновь обратить пристальное внимание на проблемы борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Серия терактов в Чечне, унесших жизни десятков российских военнослужащих. Обострение ситуации в Афганистане, где у границ СНГ не прекращаются бои между талибами и Северным альянсом, а в специальных лагерях обучаются террористы всех мастей, готовясь к засылке в нестабильные регионы Содружества (да и не только), чтобы сеять там смуту и межрелигиозную рознь.

Сегодня мир является свидетелем формирования террористического интернационала, который порождает нестабильность от Филиппин до Косово, подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Путин в интервью, данном на этой неделе парижскому еженедельнику "Пари-матч". Бороться с терроризмом можно только сообща. И свою готовность совместными действиями положить конец этому злу подтвердили главы государств "Шанхайской пятерки", которые провели встречу на этой неделе в Душанбе. Кстати, "Шанхайская пятерка" сменила название, теперь она называется "Шанхайский форум". Редкий случай, когда изменение названия означает не просто формальность, а отражает истинную сущность происходящих процессов - подчеркивает, что региональное объединение набирает тенденции к расширению, а главное, оно укрепляет взаимодействие в решении стоящих перед странами проблем, и в частности борьбы с международным терроризмом.

Наши государства в отличие, скажем, от некоторых европейских стран, которые пока не сталкивались с этой проблемой, уже на протяжении долгого времени ведут борьбу с проявлениями международного терроризма и сепаратизма на своей территории. В России это Чечня, где бандиты и террористы, собравшиеся со всего света, пытаются навязать свою волю федеральному правительству. В Китае уйгурские сепаратисты при поддержке извне усиленно проталкивают идею создания пантуранского государства. Киргизия недавно столкнулась с проблемой проникновения на ее территорию боевиков-террористов. Узбекистан вынужден был решительными методами противостоять ваххабизму, пытавшемуся пустить корни в республике.

В одиночку с этим наиболее серьезным вызовом современности не справиться, разгром террористов в одной отдельно взятой стране не позволит решить проблему, пока где-нибудь остаются их главари, базы подготовки, пока находятся люди, одержимые идеями национального или религиозного превосходства. С этой проблемой согласуется и проблема незаконного оборота наркотических веществ, за счет чего террористы получают основную прибыль, которая идет на закупку вооружения, организацию и проведение террористических действий. Сейчас они планируют наладить канал поставок наркотиков из Афганистана через центральноазиатские республики в Россию, а оттуда в страны Европы и Америки.

Это отражено в принятой на саммите "Душанбинской декларации", где в одном из пунктов говорится о намерении бороться с незаконным оборотом наркотиков и оружия, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. В декларации стороны заявляют о готовности к координированным действиям в целях предотвращения нежелательного развития ситуации, а также выражают готовность оказать помощь тем странам, чьи территории подвержены опасности использования во враждебных целях международными террористическими и экстремистскими организациями. В этих целях государства "Шанхайского форума" в ближайшее время выработают соответствующую программу и заключат необходимые соглашения о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. На практике же координация этих действий будет, по всей видимости, возложена на совместный антитеррористический центр. Решение о его создании в Бишкеке было принято на саммите в столице Таджикистана.

Следует также отметить, что "Душанбинская декларация" достаточно полно отражает суть процессов, происходящих как в регионе, так и в мире, а также позицию стран, ее подписавших. В частности, главы государств подчеркнули в этом документе безусловную необходимость сохранения и строгого соблюдения Договора по ПРО от 1972 года, запрещающего создание национальных систем противоракетной обороны. Этот договор - краеугольный камень стратегической стабильности и основа для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений. Стороны также отметили, что размещение замкнутых блоковых систем ПРО театра военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе может привести к нарушению стабильности и безопасности в регионе, эскалации гонки вооружений.

Встреча в Душанбе еще раз продемонстрировала, что сформирована совершенно новая модель безопасности, которая далека от менталитета "холодной войны", что механизм "Шанхайского форума" имеет огромный потенциал жизнедеятельности. Это позволяет надеяться, что новое объединение будет играть самую активную роль в обеспечении мира и стабильности не только в регионе, но и во всем мире.


ЗАВЕРШИЛСЯ ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ФРАНЦИИ В ТАШКЕНТ

Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 10.07.2000

Визит в Ташкент делегации министерства обороны Франции во главе с руководителем этого ведомства Аленом Ришаром завершился подписанием соглашения о создании узбекско-французской комиссии по военно-техническому сотрудничеству и оборонным технологиям завершился. Подписи под документом поставили министры двух стран Юрий Агзамов и Ален Ришар. "Основная цель нашего визита заключается в обеспечении длительности связи между двумя государствами в военной сфере и определение приоритетных задач в этом направлении, заявил журналистам глава оборонного ведомства Франции. По словам Алена Ришара, несмотря на то, что это первый его визит в Узбекистан в качестве министра обороны Франции, связи в военной сфере двух стран начались еще несколько лет назад. "Подписанное соглашение предусматривает сотрудничество в трех направлениях, подчеркнул Ален Ришар. Первое - совместное выявление внешней угрозы; второе - взаимный обмен информацией и анализ стратегических направлений; третье - оказание помощи в военно-технической сфере. Я уверен, что наши связи с Узбекистаном будут длительными".

Министр обороны Франции был принят Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Стороны обменялись мнениями по вопросам безопасности и стабильности в Центральной Азии, дальнейшего развития военного сотрудничества между Узбекистаном и Францией. Было отмечено, что подписанное соглашение между министерствами обороны двух стран направлено на дальнейшее углубление военно-технического сотрудничества и станет важным шагом на пути укрепления взаимопонимания между Узбекистаном и Францией. Подчеркивалось, что министерства обороны Узбекистана и Франции успешно развивают партнерство в области обмена опытом, в сфере реформирования вооруженных сил, подготовки кадров, языкового обучения и по другим вопросам.


НАЗАРБАЕВ ГОТОВ ПРОВЕСТИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ

Агентство Политических новостей, АПН.РУ, 10 июля, 2000, 20:28

Нельзя исключать, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев воспользуется российскими рецептами для передачи в 2006 г. власти своему преемнику. Такое мнение высказывает "Центральноазиатский бюллетень".

По мнению издания, реальных кандидатов в преемники у Назарбаева два - это его старший зять Рахат Алиев и бывший премьер-министр Казахстана, ныне - глава компании "Казахойл" Нурлан Балгимбаев. Последний видится даже более предпочтительной фигурой, ибо на него собрано достаточное количество компромата.

Учитывая чеченский опыт великого северного соседа, Назарбаев вполне может развязать вооруж╦нную операцию по подавлению русских сепаратистов в Восточно-Казахстанской области - регионе, где не только преобладают русские, но и сосредоточен цвет казахстанской металлургии. Более того, в области вс╦ более интенсивной становится дискуссия об отделении от Казахстана и присоединении Восточного Казахстана к России - например, создания единого субъекта РФ на базе Алтайского края и Восточно-Казахстанского региона.

В такой ситуации Астане необходимо реально найти сценарий подавления сепаратистских устремлений и одновременно создать машину, генерирующую яркие информационные поводы. Примечательно, что "операцию по подавлению русских террористов" будут, скорее всего, обслуживать российские политтехнологи и имиджмейкеры, клиентом которых является Назарбаев. А генеральным подрядчиком Астаны станет, вероятно, информационное агентство ИТАР-ТАСС, с главой которого Виталием Игнатенко Назарбаева связывают тесные деловые и личные отношения.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное