Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Как украсть миллиард: Еще раз о бизнес-схемах Гульнары Каримовой



Как украсть миллиард: Еще раз о бизнес-схемах Гульнары Каримовой
2015-03-23 16:46 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Старшая дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова получила от ряда телекоммуникационных компаний не менее $1 млрд за содействие в выходе на узбекский рынок и дальнейшую поддержку. Об этом 21 марта сообщил Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP), который после изучения массива финансовых документов опубликовал доклад о том,

Как дочь президента контролировала телекоммуникационную отрасль

Постоянные читатели «Ферганы» осведомлены о расследованиях сомнительных сделок, связанных с именем Гульнары Каримовой, которые ведут прокуратуры Швейцарии, Нидерландов, США, Швеции и Узбекистана. Как отмечает OCCRP, международные компании мобильной связи, решив инвестировать в быстрорастущий телекоммуникационный рынок Узбекистана, вряд ли понимали, что им придется финансировать неограниченные амбиции дочери президента: «Она оказалась более жадной, а масштаб ее предполагаемой коррумпированности - гораздо шире, чем предполагалось ранее».

OCCRP обнаружил, что свои коррупционные схемы Каримова использовала в контактах, по меньшей мере, с шестью телекоммуникационными компаниями. Тем, кто согласился на ее условия, она помогла получить лицензии для работы в Узбекистане, тех, кто отказался, раздавила, среди последних были три американские компании.

Согласно имеющимся у OCCRP финансовым документам, TeliaSonera заплатила Каримовой $381 млн и обещала дополнительно $75 млн, от Vimpelcom и Alfa Telecom она получила $176 млн, МТС перечислил $350 млн. Она также получила почти $90 млн от двух других компаний, которые занимались оптоволоконными линиями и созданием сетей WiMAX и Wi-Fi в Узбекистане. OCCRP полагает, что у Каримовой были и другие жертвы: в докладе упоминается, к примеру, Merkony Investment Group, которая между 2006 и 2008 годами перечислила на счета принадлежащих Каримовой оффшорных компаний Takilant и Finex (возможно, Phoenix) $85,7 млн.

OCCRP считает, что $1 млрд – не окончательная сумма и она не отражает истинный размер предполагаемого вымогательства и взяточничества Каримовой. Но на этой цифре придется остановиться, поскольку еще не все ее финансовые документы получены и изучены.

Судя по финансовым документам, Каримова и ее приближенные использовали для своего обогащения три основных метода. Один из них - требование пакета акций в компании в качестве подарка или фальшивых инвестиций в местного партнера. Второй – вымогательство денег в качестве премиальных за свои услуги и лоббистские усилия в получении необходимых лицензий. Третий – шантаж руководителей компаний и угрозы ареста или закрытия бизнеса узбекскими регуляторами. Каримова безжалостно отнимала долю собственности (предпочитаемый ею размер - 26 процентов акций) прибыльных телекоммуникационных компаний, причем одним из ее условий был выкуп этой ее доли в будущем за гораздо более высокую цену, нежели она стоила в момент «экспроприации».

OCCRP отмечает, что, получив свою долю, Каримова не успокаивалась, а снова и снова под разными предлогами и угрозами вытягивала деньги у оказавшихся под ее каблуком компаний. В частности, в мае 2013 года в распоряжении шведских журналистов оказались документы, которые свидетельствуют о том, что от компании TeliaSonera требуют выплаты крупных сумм для защиты от государственных органов и привлечения новых клиентов. Каримова прямо заявила, что ей нужны $15 млн для защиты TeliaSonera от пяти регулирующих органов: Государственной налоговой инспекции, Таможенного комитета, Антимонопольного комитета, Агентства связи и информатизации и Министерства внутренних дел Узбекистана.


К сожалению, в докладе не затрагивается вопрос об ответственности правительства страны, а также самого Ислама Каримова и его ближайшего окружения. Несомненно, что важнейшие решения в стране, в числе которых и выделение радиочастот, требуют согласования рядом ведомств на всех уровнях. Как могло случиться, что эти частоты беспрепятственно распределялись через офшорную компанию Такилант? «Фергана» проводит собственное расследование на эту тему.

Телекоммуникации были лишь частью интересов Каримовой. Она занималась также авиакомпанией, перевозками грузов, цементом, экспортом-импортом, модой, фармацевтическими препаратами и другими отраслями промышленности. Смелые бизнес-схемы Каримовой могли бы принести пользу народу Узбекистана, полагает OCCRP, если бы полученные ею доходы направлялись на пенсионное обеспечение или здравоохранение, но вместо этого они поступили в банки, оффшорные хедж-фонды либо потрачены на приобретение элитной недвижимости по всему миру.

К примеру, в феврале 2009 года Каримова приобрела пентхаус на 80-м этаже жилого комплекса Arch в Гонконге за $14 млн. Позднее в том же году она обзавелась роскошной квартирой в Париже и виллой недалеко от французского курорта Сен-Тропе, сумма сделки не разглашается. В 2011 году она купила замок в Иль-де-Франс, недалеко от Парижа, за $36 млн. Квартира и вилла во Франции были опечатаны французскими властями в сентябре 2014 года.

На протяжении многих лет Каримова регулярно появлялась в новостях в разном качестве – как успешный политик, благотворитель, певица и так далее, но когда в ее действиях усмотрели президентские амбиции, она впала в немилость и сейчас, по неофициальным данным, находится под домашним арестом. По информации узбекских прокуроров, пишет OCCRP, она управляет собственной организованной преступной группой (ОПГ), которая путем подлога, шантажа и вымогательства украла $53 млн у государства и таких предприятий, как Uzbekistan Airways, Coca Cola, нефтеперерабатывающий завод и другие. Сейчас ее бизнес разрушен, некоторые ее доверенные лица арестованы и осуждены.


Контролируемыми Гульнарой Каримовой фирмами Takilant и Finex (возможно, Phoenix) формально руководили ее помощницы Гаяне Авакян и Екатерина Клюева соответственно. Они работали вместе в принадлежавшем Каримовой «Доме стиля». Обе задержаны узбекскими властями, Авакян приговорена к тюремному заключению

Лав-стори с несчастливым концом

Одновременно с докладом OCCRP опубликовал рассказ о неудавшейся семейной жизни Гульнары Каримовой – для полноты картины.

С Мансуром Максуди - американским бизнесменом афганского происхождения, - Гульнара Каримова познакомилась на вечеринке в доме своих родителей, спустя шесть месяцев они сыграли свадьбу, вернее две свадьбы: одна церемония прошла в соответствии с религиозными обрядами в Узбекистане в ноябре 1991 года, гражданская церемония состоялась в декабре в Нью-Йорке. Невесте было всего 19 лет.

В течение следующих десяти лет пара сновала между Узбекистаном и США в интересах бизнеса и своей семьи, покупала и продавала дома, растила мальчика и девочку, получала ученые степени в Гарвардском университете.

Но 28 июля 2001 года после бурной ссоры с участием двух телохранителей Максуди сообщил жене, что подает на развод. На следующий день Гульнара вылетела с детьми в Ташкент.

После этого у Максуди начались крупные неприятности. Он потерял свой бизнес в Узбекистане, был выписан международный ордер на его арест, некоторые его родственники приговорены к тюремному заключению. И хотя он выиграл судебное разбирательство в американском суде, Гульнара сделала так, что он не мог видеться со своими детьми. Каримова оказалась мстительной женщиной без каких-либо ограничений, не было никого, кто мог бы ее остановить, отмечает OCCRP.

При поддержке отца ей, кажется, удалось заставить страдать не только своего бывшего мужа, но и всех, кто был с ней не в ладах, а кроме того - построить захватывающую новую жизнь. На протяжении большей части последних четырнадцати лет она процветала в качестве модного дизайнера, поп-звезды, дипломата и, наконец, бизнесвумен, контролирующей миллиарды долларов. Как пишет OCCRP, она была нераскаявшейся блудной дочерью, которая разрушала жизни других людей, присваивала и тратила миллиарды.

Сейчас, в 42 года, она, образно говоря, испробовала вкус собственного яда. В течение последних двух лет ее отношения с отцом и другими родственниками ухудшились, власть, контролируемая ее собственным отцом, предъявила ей обвинения в организованной преступности, вымогательстве и взяточничестве, закрыла некоторые ее предприятия, захватила банковские счета и собственность, Каримова стала фигурантом уголовных дел, расследуемых правительствами разных стран.

Если когда-нибудь ее все же признают виновной, она всегда будет рассматриваться как пример того, что может произойти, если кто-то имеет слишком много власти - и слишком много жадности и мстительности.

Доклад подготовила эксперт OCCRP, специализирующаяся на расследованиях журналистка Миранда Патручич (Босния и Герцеговина) при содействии группы исследователей из разных стран мира. Полный текст доклада доступен по этой ссылке (на английском языке). Фото с сайта OCCRP



Узбекистан: Наблюдателям ОБСЕ объяснили, почему Каримов снова баллотируется на пост президента
2015-03-23 17:43 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ограниченная миссия по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОМНВ БДИПЧ ОБСЕ), находящаяся в Узбекистана в связи с президентскими выборами, обнародовала промежуточный отчет, в котором, в частности, привела ответ узбекской стороны на вопрос, почему Ислам Каримов снова баллотируется на пост президента.

«Хотя Конституция ограничивает пребывание президента на посту двумя последовательными сроками, нынешний президент выдвигается на переизбрание на третий срок в период действия Конституции. ЦИК известила ОМНВ ОБСЕ/БДИПЧ, что решения о том, кого номинировать на пост, принимают политические партии, в то время как к полномочиям ЦИК относится лишь проверка правомочности партии выдвигать кандидата и соответствие документов требованиям законодательства. Другие официальные лица объяснили ОМНВ ОБСЕ/БДИПЧ, что понятие «срок» означает точное количество лет и, так как ранее президентский срок составлял семь лет, а теперь будет составлять пять лет, то данные сроки не могут рассматриваться в качестве двух последовательных сроков», - говорится в отчете миссии.

Далее отмечается, что в феврале и марте несколько групп граждан оспорили в Конституционном суде, Генеральной прокуратуре, Сенате и Центриизбиркоме конституционность решения ЦИК о регистрации Ислама Каримова в качестве кандидата в президенты, но до сих пор официального ответа от какого-либо органа власти не получено.

Напомним, что действующая Конституция Узбекистана была принята в 1992 году, а Ислам Каримов находится у власти с 1989 года, президентствуя с 1990 года, когда был избран на этот пост на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. В период его правления срок пребывания на посту президента был продлен с пяти до семи лет по итогам референдума, прошедшего 27 января 2002 года, а в 2011 году по инициативе Каримова срок был неожиданно вновь сокращен до пяти лет. Теперь понятно, с какой целью: чтобы таким решением объяснить возможность сохранения Исламом Каримовым поста, с которого он не хочет уходить.

Между тем, как отмечает Миссия ОБСЕ, процедура возвращения пятилетнего срока незаконна: согласно статье 1 Закона «О референдуме», «решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены или изменены только путем референдума». Статья 90 Конституции Узбекистана без каких-либо оговорок запрещает одному и тому же лицу быть президентом республики более двух сроков подряд. Каримов фактически он идет на четвертый срок президентства, и никто не может это предотвратить. Как отмечает БДИПЧ ОБСЕ, ряд предыдущих рекомендаций, касающихся ограничений свободы выражения и мирных собраний в Узбекистане, остался без внимания.

Говоря о кандидатах в президенты, миссия отмечает, что между ними не наблюдается существенной конкуренции, действующий президент представляется остальными претендентами на пост и представителями партий как наилучший кандидат. Признаков предвыборной гонки практически нет. Платформа каждого кандидата сфокусирована на определенном сегменте населения, и интересы целевого электората в программах кандидатов имеют приоритетное значение. В число таких приоритетов входят экономические реформы Ислама Каримова, номинированного Либерал-демократической партией Узбекистана (ЛДПУ), социальная защита Хотамжона Кетмонова от Народно-демократической партии (НДПУ), национальные ценности и традиции Акмаля Саидова от Демократической партии «Миллий Тикланиш» и правовые реформы Наримона Умарова от Социал-демократической партии «Адолат».

Каждая партия получила государственное финансирование в размере 842 миллионов узбекских сумов (приблизительно 327.000 евро) на расходы, связанные с предвыборной кампанией. Иные источники финансирования или материальной поддержки кандидатов запрещены. Все партии заявили о том, что выделенное государством финансирование является достаточным.

Миссию БДИПЧ ОБСЕ возглавляет Тана де Зулуэта, она состоит из одиннадцати членов основной команды, базирующейся в Ташкенте, и десяти долгосрочных наблюдателей, которые были развернуты по территории Узбекистана с первого марта. Члены Миссии являются представителями 18 государств-участников ОБСЕ. Миссия не будет проводить систематического или всеобъемлющего наблюдения в день проведения выборов, но члены миссии посетят несколько избирательных участков.

С полным текстом отчета ОМНВ БДИПЧ ОБСЕ можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.



В избранное