Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Путешествуя по Южному Казахстану. Древний город и таинственный тюльпан



Путешествуя по Южному Казахстану. Древний город и таинственный тюльпан
2015-03-07 11:39 ferghana@ferghana.ru (Алексей Гончаров)

История и ботаническая загадка в одной поездке: не часто так везет. А все благодаря тому, что в Шымкент приезжал известный в Казахстане и за рубежом знаток тюльпанов Владимир Колбинцев - чтобы отыскать загадочный тюльпан Краузе, описанный в 1879 году лишь по одному экземпляру из ущелья Ушозен в горах Каратау. Прежде чем отправиться на его поиски, наша маленькая экспедиция посетила средневековый Сауран. Благо, на трассе, ведущей из Туркестана в Кызылорду, появился указатель на развалины уникального города.

Начнем с истории, а закончим ботаническим детективом.

В покинутом городе

В сорока километрах к северу от Туркестана на границе Южно-казахстанской и Кызылординской областей стоят крепостные стены города, некогда крупнейшего на территории Казахстана.

Мы сворачиваем с оживленной трассы. Пара минут езды по степи. Проезд под железнодорожными путями. Перед нами вырастают величественные стены Саурана. Мы - в кругу городских стен, в кругу богатой истории региона средней Сырдарьи с его знаменитыми городами, которые всегда были вожделенным куском как для среднеазиатских правителей, так и для казахских ханов.

Первое упоминание о Сауране можно встретить у арабского историка Истахри и относится оно к началу Х века. Тогда город был окружен семью стенами, внутри которых и находился рабат, населенный горожанами. Считалось, что Сауран – это пограничная крепость, форпост мусульманского мира, созданный для противостояния еще не принявшим ислам тюркским племенам огузов и кипчаков. Город не раз переходил из рук в руки.


В начале XIII века, когда в Южный Казахстан пришли монголы, Сауран формально подчинялся державе Хорезмшахов. В отличие от Отрара, жители Саурана решили, что сопротивляться бесполезно, и, когда к городу подошла армия старшего сына «Потрясателя вселенной» Джучи, ему просто открыли ворота. За это монголы не тронули Сауран, ограничившись выкупом.

В XIV столетии город считается одной из лучших крепостей региона и становится столицей Ак-Орды. В следующем веке вокруг Саурана складывается обширный земледельческий оазис. Тогда его захватывает вождь кочевых узбеков Шейбани-хан, сделавший город своей базой для наступления на юг, где в будущем и осели подвластные ему племена.


Жизнь за стенами

Археологические раскопки последних лет и последовавшая за ними консервация существенно изменили облик Саурана. Промоина, грозившая падением главной башни, заделана, укреплены многие участки стен, расчищены и реконструированы ворота. Через крепостной ров переброшен мост, и теперь видно, насколько он был глубок и как далеко вниз уходили основания стен. В город мы вступаем по подлинной каменной мостовой XVI века. Идем по средневековой улице.


Вот вскрытые остатки монументального здания, скорее всего, это было медресе. Оно уже защищено от эрозии, готовый туристический объект. Напротив - основание еще одного большого строения, но работы там еще не завершены. Трудно сказать, что это. Очень быстро становится ясно, что если работы на Сауране продолжатся в том же ключе, то он станет для туристов более привлекательным, чем Отрар. В кругу древних стен острее ощущаешь дух времени.

Стоит взглянуть под ноги, как обнаруживаешь, что идешь буквально по ковру из битой керамики. Сколько же ее накопилось здесь за века…

Археологи установили, что в городе существовал собственный центр керамического производства. Причем сауранская керамика существенно отличается от керамики Отрара. Для окрашивания посуды в желтый цвет местные гончары пользовались сурьмой, чего их коллеги из других присырдарьинских городов делать не умели. Расцвет керамического производства в Сауране приходится на XIII-XIV века, затем оно постепенно клонится к упадку.

Ученые установили, что жилища горожан были трех типов: землянки до двух метров глубиной, полуземлянки, уходившие в землю до метра, и наземные жилища. Причем последние порой были похожи на юрты.


Ах, какой здесь когда-то шумел базар! Через Сауран проходило одно из ответвлений Великого Шелкового пути, так называемый Степной путь. По нему караваны, вышедшие из Крыма, шли в Китай и обратно. Дорога в один конец занимала 290 дней.

По Степному пути везли шелк, парчу, хлопчатобумажные ткани, рис, шафран, сухофрукты, фаянс, фарфор и просто высококачественную керамику.

При Шейбани-хане Сауран достиг своего расцвета. Тогда здесь было возведено красивейшее медресе, о котором с восторгом писали все побывавшие в городе путешественники. Может быть, именно его остатки и раскопали археологи?

Именно тогда Сауран стал крупнейшим для своего времени городом на всей территории нынешнего Казахстана. Площадь его составляла 44 гектара, а проживали на ней, по подсчетам историков, не менее 11 тысячи человек. Для сравнения – площадь Отрара в ту пору составляла всего лишь 20 гектаров, Туркестана - 35.

Но именно Шейбани-хан после того, как завоевал Мавераннахр, переселил туда лучших сауранских мастеров, что стало началом конца великого города.


В XVI веке Сауран вошел в состав Казахского ханства, правда, его пытался отвоевать у казахов, но не смог правитель Бухары Абдуллах-хан, на время овладевший Туркестаном.

А в 80-е годы XVII века начинается медленный упадок города, его жители постепенно перебираются в ставший столицей Казахского ханства Туркестан.

Стоя на башне, чувствуешь себя правителем средневекового города. Бредущие вдоль его стен верблюды напоминают караваны минувших эпох. Но вот по дороге грохочет поезд и наваждение рассеивается…

За таинственным тюльпаном

«Вопреки расхожему мнению, в Европу тюльпаны попали не из Казахстана, а из Турции. Коммерческий сбор тюльпанов привел к тому, что в этой стране их практически не осталось»,- говорит Владимир Колбинцев.


Тюльпан Островского

Мы едем в ущелье Ушозен в горах Каратау на границе с Кызылординской областью. Именно здесь в 1879 году был взят образец тюльпана, который отправили в Петербург, где систематик Эдуард Регель признал его новым видом и назвал тюльпаном Краузе - в честь ботаника и аптекаря Иеронима Краузе, основавшего первый в Ташкенте ботанический сад.

Считается, что в Казахстане растут 37 видов тюльпанов, 12 из них - в ЮКО. По поводу тюльпана Краузе «Википедия» сообщает, что «для этого вида характерно обитание на каменистой почве низкогорий Сырдарьинского Каратау». При этом ни фото, ни рисунка таинственного тюльпана там нет.

- И неудивительно, - говорит В.Колбинцев. - Похоже, что после того, как его описали, этот тюльпан никто не видел. Часть ботаников вообще считает, что это не отдельный вид, а подвид хорошо известного тюльпана Грейга. Чтобы решить эту загадку, нужен генетический анализ. Сейчас этим занимаются голландцы, так что будем искать образцы.

Весна в горах Каратау - самое благоприятное время. Ущелье Ушозен - в цвету, сказочно красиво. Небольшая кристально чистая и теплая речка, в которой резвятся маринки. Невысокие серые скалы. И всюду цветение.

«Вот груша Регеля, как много ее здесь», - с восторгом говорит Владимир, указывая на небольшие деревца, покрытые пышным белым цветом.


Груша Регеля

Тут же густо-розовым цветом радует тяньшанская вишня. А вот - желтый астрагал, крупные фиолетовые шары лука каратауского, желтые юноны, известные большинству из нас как ирисы…


Астрагал

Джип ползет вверх по еле заметной местами дороге, которая через каждые сто метров переходит с одного берега речки на другой. Высота перевала Бажи, через который можно попасть на северный склон хребта, составляет 910 метров. Мы поднялись на высоту пятьсот метров над уровнем моря, а солнце начинает склоняться к закату…

Всю дорогу Владимир Колбинцев осматривал склоны в бинокль, но тюльпанов очень мало и все знакомые, в основном Грейга.

«Весна ранняя, вероятно, они уже отцвели»,- с сожалением говорит он.

Пара луковиц таких отцветших тюльпанов и отправится в Голландию на генетический анализ. А тюльпан Краузе так пока и не приоткрыл своей тайны.

Мы покидаем ущелье, которое напоследок радует великолепным зрелищем – дромадерами, одногорбыми верблюдами. Ах, какие они гладкие, упитанные, величественные. Как необычно они смотрятся на фоне серых скал, стоя в горной речке. Есть в этом зрелище что-то не от мира сего, ведь мы привыкли видеть их совсем в другой среде. Дромадеры, оказывается, совсем неплохо чувствуют себя в таких невысоких горах, как Каратау. Ну что же - еще одно, пусть маленькое, но открытие.


Алексей Гончаров. Фото автора


Тюльпан Грейга



Дискриминация женщин в Узбекистане становится все более явной
2015-03-07 12:43 ferghana@ferghana.ru (Соб. инф.)

Фото Dame Gunar, OrexCA.com

В преддверии праздника 8 Марта, который уже несколько десятков лет на советской, а затем на большей части постсоветской территории отмечается как Международный женский день, СМИ Узбекистана заполонят заметки, видеосюжеты и статьи о том, как замечательны и талантливы женщины, а власти страны будут всячески выказывать свою любовь и уважение к «представительницам прекрасной половины человечества». На улицах гаишники будут останавливать машины, руль которых будут сжимать женские руки, чтобы вручить гвоздичку; признанных талантливыми девушек наградят государственной премией имени поэтессы Зульфии; хокимияты (администрации) пригласят знатных и высокопоставленных женщин на торжественные мероприятия, где расскажут о возрастающей роли дам в узбекском обществе. В общем, на несколько часов женщины окажутся в фокусе внимания не только своих родных и близких, но и властей.

Праздник этот в Узбекистане любят, но видят в нем не день борьбы против дискриминации и за равенство прав и эмансипацию, каким он задумывался изначально, а наоборот - праздник женственности, мамин день.

Статья 18 Конституции Узбекистана заверяет, что все граждане страны «имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». В 46-й статье еще раз подчеркивается, что «женщины и мужчины имеют равные права».

Так ли это на самом деле?

Нет.

В Узбекистане существует дискриминация женщин, причем именно со стороны государства и его органов.

Заглянем в списочный состав узбекского правительства. За все 23 года существования независимого Узбекистана только одной женщине удалось возглавить министерство – Галина Саидова, министр экономики. Правда, есть в правительстве специальная должность - заместителя премьер-министра-председателя Комитета женщин. В данный момент этот пост занимает Эльмира Баситханова. В чем заключаются ее должностные обязанности – правительственный сайт не уточняет. Сложно это узнать и на сайте самого Комитета, так как последняя информация на нем датируется 10 марта 2014 года, а русская версия не работает. Впрочем, состав правительства мало волнует жителей Узбекистана, поскольку власть и население в Узбекистане сосуществуют в непересекающихся реальностях.

В стране нет ни одной женщины-хокима (хоким – глава администрации области, города или района. – Прим. ред.). Зато у каждого хокима есть заместительница, которая возглавляет областное, городское или районное отделение Комитета женщин. Указом президента Узбекистана от 2004 года на этих сотрудниц хокимиятов возлагаются следующие задачи: «разработка и осуществление практических мер по реализации общенациональной политики в сфере социально-правовой поддержки женщин, защиты материнства и детства, профессионального, физического, духовного и интеллектуального роста женщин, по повышению их социальной и общественно-политической активности, активному участию в государственном строительстве; выработка и реализация комплексных мер по охране здоровья женщин, формированию здоровой семьи, содействию развитию женского и семейного спорта, пропаганде здорового образа жизни; подготовка и реализация программ, направленных на решение вопросов занятости женщин, улучшение условий их труда и учебы, особенно в сельской местности, вовлечение их в предпринимательскую деятельность; организация эффективной работы на местах (в семье, махаллях, трудовых коллективах, учебных заведениях) по разъяснению и соблюдению национально-религиозных традиций, реализации и защите конституционных прав женщин, эффективному противодействию попыткам деструктивных сил воздействовать на сознание женщин, вовлечь их в экстремистскую и террористическую деятельность; осуществление эффективной координации деятельности и обеспечение взаимодействия с женскими негосударственными некоммерческими организациями, мобилизация их усилий на осуществление мер по повышению роли женщин в процессах модернизации и демократического обновления общества, общественного и государственного строительства в Узбекистане».

В этих же целях каждому председателю махаллинского комитета выдали по помощнице, назвав ее консультантом по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, в простонародье - женсовет. Ее часто задействуют, к примеру, в качестве арбитра в семейном скандале, при этом чаще всего, исходя из позиции «соблюдения национально-религиозных традиций», женсовет старается уговорить пострадавшую женщину терпеть и не разрушать семью, что бы в ней ни происходило, как бы ни жестоки были по отношению к ней муж и его родственники. Ведь местные традиции требуют от так называемого слабого пола всегда быть на вторых, а то и третьих ролях, обуздывать свои желания, ставить интересы мужа и его семьи выше собственных, покорно сносить все формы домашнего насилия и так далее.

Государство поддерживает такое отношение. Об этом свидетельствует, к примеру, требование нотариально заверенного согласия родителей и/или мужа для женщин до 35 лет, пожелавших выехать за пределы Узбекистана. Многим приходится еще и проходить собеседование с начальником районного отдела УВВиОГ (управления въезда, выезда и оформления гражданства) МВД.

Напомним, что ответственность за совершение уголовных преступлений жители Узбекистана начинают нести с 14 лет. В 16 лет, и ни на один день позже, гражданин обязан иметь паспорт, в 18 лет он становится избирателем. А вот решение о выезде за рубеж, оказывается, женщина не вправе принимать самостоятельно аж до 35 лет. А почему не до 40 или даже 55?


Накануне 8 Марта информагентство УзА пишет только о женщинах

Государственные органы объясняют это требование заботой о девушках, борьбой с торговлей людьми и попаданием в лапы заграничных сутенеров. Девушка должна доказывать и обещать, что за рубежом она не будет заниматься проституцией. То есть, узбекские власти априори считают каждую соотечественницу потенциальной проституткой.

Зато в период принудительной отправки женщин и юных девушек на сбор хлопка мнения родителей и мужа никто не спрашивает. Широко известно, что на полях трудятся преимущественно сельские женщины: достаточно взглянуть на многочисленные фотографии сбора хлопка в Узбекистане.


Правозащитница Елена Урлаева с девочкой-сборщицей хлопка. Правозащитники в Узбекистане - тоже, преимущественно, женщины...

Дискриминационным по отношению к женской части населения является и пенсионное законодательство Узбекистана. К примеру, согласно недавним поправкам, в трудовой стаж не будут засчитывать период, проведенный женщиной в декретном отпуске. Нововведение аргументируют тем, что пособие по беременности и родам не является объектом налогообложения для исчисления единого социального платежа и страховых взносов, и, соответственно, время нахождения работника в период временной нетрудоспособности по беременности и родам не должно учитываться при начислении пенсии (п. 64 приложения N1 к постановлению Кабинета министров от 8.09.2011 г. N 252)

Получается, государство ставит женщин перед выбором: либо реализуй свое природное предназначение без надежды на более-менее пристойную пенсию, либо работай, не прерываясь на беременность и роды. Мужчин Узбекистана, как видим, перед выбором между природным естеством и работой не ставят.


«Девушка с дутаром», Павел Беньков, 1947 год

Между тем, как мы уже писали, в Узбекистане от уплаты налогов полностью освобождены, согласно статье 180 Налогового Кодекса, «военнослужащие министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов; работники органов прокуратуры - по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей». В соответствии с президентским указом «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы», «судьи Конституционного суда, судов общей юрисдикции и хозяйственных судов освобождены от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей». Однако эти категории работников имеют право на получение пенсии, причем, в немалых размерах и по выслуге лет, да и выходят на пенсию, начиная с 37 лет (после двадцати лет преданной службы), а если условия работы полевые или горные, то и раньше, тогда как общий срок выхода на пенсию составляет 60 лет для мужчин, 55 для женщин.

Страховые взносы за работников судебных и силовых структур вносит государство. Почему бы государству не поступать так и с родившими женщинами? А если это жесткий инструмент для сокращения рождаемости, почему он применяется только к матерям, но не к отцам?

Кстати, о сокращении рождаемости – еще пара слов. В Узбекистане с 1999 года действует тайная программа принудительной стерилизации женщин детородного возраста, причем, по неподтвержденным официально данным, нередко без ведома самих подвергающихся этой процедуре.

Следующий факт дискриминации женщин на государственном уровне – предоставление льгот при поступлении в вуз отслужившим в армии юношам. Согласно постановлению президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы льгот гражданам, отслужившим срочную военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан» от 31 мая 2012 года, при поступлении в вузы вернувшиеся из армии граждане получают льготные баллы в размере 25 процентов от их максимально возможного количества, что существенно. Девушкам же таких льгот не видать.

Возможно, дело в том, что в правоохранительных структурах и других органах власти работают в подавляющем большинстве мужчины, а на соотечественниц они смотрят, как на людей второго сорта. Женщины преобладают в школьных, дошкольных, медицинских учреждениях. Зарплаты там невелики, следовательно, пенсии также малы. Можно, конечно, возразить, что военные защищают родину, но ведь воспитание детей и лечение людей не менее важно для государства. Или как?

Тем временем президент Ислам Каримов «от имени всех мужчин нашей страны» выражает женщинам «огромное уважение и признательность», желает, «чтобы сбылись все ваши заветные мечты, осуществились благородные устремления и надежды». Заявляет, что «наш народ всегда с особой любовью и почтением относился к своим матерям, сестрам, спутницам жизни. Но именно в годы независимости столь трепетное отношение к женщинам, понимание того, насколько они дороги и близки нам, всесторонние внимание и забота о них обогатились новым, еще более глубоким содержанием».

Нет, мы не хотим испортить вам праздник. Мы хотим, чтобы декларируемые утверждения и обещания не расходились с реальным положением дел.

Соб. инф.



Кому выгодна гибель Умарали Кувватова?
2015-03-07 14:03 ferghana@ferghana.ru (Андрей Серенко)

Размышляет эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.

За два часа до гибели Умарали Кувватова мы разговаривали с ним по Skype. Среди прочих тем обсуждали итоги парламентских выборов, прошедших в Таджикистане 1 марта. «Рахмон переходит на новую фазу борьбы с оппозицией. Он больше не хочет идти ни на какие компромиссы и готовит жесткую и полную зачистку оппозиционного поля. По некоторым признакам уже видно, что Рахмон будет пытаться спровоцировать оппозицию на открытый конфликт, надеясь перехватить инициативу и одержать в этом конфликте победу, так как оппозиция к серьезному противостоянию сейчас не готова. Я думаю, что Рахмон готовится к гражданской войне», - сказал Кувватов.

Спустя два часа после этого разговора прогноз лидера общественного движения «Группа 24» насчет грядущей жесткой зачистки таджикского оппозиционного поля подтвердился со смертельной убедительностью.

В том, что за убийством Умарали Кувватова стоит если не сам президент Таджикистана Эмомали Рахмон, то люди из его ближайшего окружения, сейчас уверены не только сторонники системной и несистемной таджикской оппозиции. Сам Кувватов неоднократно говорил об угрозах, поступающих в его адрес со стороны таджикских спецслужб и близких к президенту Таджикистана людей.

Кстати, свой арест в декабре прошлого года и более чем 40-дневное содержание под стражей в турецкой «зоне» - как наказание за нарушение режима пребывания на территории Турции - Кувватов объяснял происками рахмоновской дипломатии (на помощь которой, по его предположениям, пришла Москва). По версии Умарали Кувватова, таджикские спецслужбы при российском содействии и непротивлении турецкой стороны рассчитывали в декабре 2014 года выкрасть его из Стамбула и вывезти в Душанбе. «Однако, они (турецкий полицейский и сопровождавшие его лица в штатском – прим. автора) пришли ко мне слишком поздно, - рассказывал Кувватов. – Было уже ранее утро, а я дома был не один, вместе с товарищами. Похищение без шума и свидетелей осуществить было невозможно. Поэтому им пришлось ограничиться моим арестом и последующим содержанием под стражей в Турции».

Сегодня версия причастности к гибели лидера «Группы 24» официального Душанбе остается приоритетной. Прежде всего, потому, что именно Эмомали Рахмону более всего выгодна смерть Умарали Кувватова. Действующий таджикский президент уже несколько месяцев ведет беспощадную борьбу с «Группой 24», добиваясь арестов и депортации из России в Душанбе ее активистов, а также многолетних тюремных сроков для сторонников Кувватова внутри республики. «Умарали превратился в личного врага Эмомали Рахмона, после того, как стал открыто говорить о необходимости свергнуть его режим силовым путем. Никто, кроме Кувватова, не делал таких жестких заявлений, и это резко отличало его от остальных оппозиционных лидеров. Хотя он понимал, что быть личным врагом Рахмона – это смертельно опасно», - заметил один из сторонников «Группы 24».

Время для покушения на Кувватова было тщательно просчитано. Убийство было хорошо организовано, а, значит, готовилось очень тщательно. Примечательно, что смертельный выстрел в лидера «Группы 24» прозвучал после парламентских выборов – случись это покушение до 1 марта, возможно, административный ресурс президента Рахмона не смог бы выполнить задачу обвала системных оппозиционных партий и их отлучения от Национального собрания страны. В то же время, затягивать с покушением его заказчикам также было опасно: как рассказывал Кувватов, после освобождения их турецкой «зоны» он получил предписание местных властей покинуть Турцию. «Я подал апелляцию, однако понимаю, что мне, вероятно, придется поискать другое место жительства, - говорил во время очередного «сеанса связи» по Skype в начале февраля лидер «Группы 24». – Возможно, это будет Германия, Швеция или Норвегия». Не думаю, что эти планы Кувватова были тайной для его личных врагов и таджикских спецслужб. Очевидно, что убить Кувватова с относительным для себя комфортом (без лишнего организационного шума и при нейтралитете местных силовиков) они могли только до его отъезда в Евросоюз.

«Если это необходимо для счастья моего народа, я готов умереть с оружием в руках», - сказал Умарали Кувватов вскоре после 10 октября 2014 года. В тот осенний день в центре Душанбе должен был состояться митинг оппозиции, организованный «Группой 24». По словам самого Кувватова, митинг отменили после того, как источники в республиканских силовых структурах предупредили оппозиционеров о присутствии нескольких сотен китайских спецназовцев, якобы прибывших в Душанбе для подавления возможного антирахмоновского мятежа, и готовых вести огонь на поражение. Однако, для самой «Группы 24» несостоявшаяся «октябрьская революция» стала прекрасной разведкой боем, выявившей не только технологию реагирования республиканских силовиков на угрозу вооруженного восстания (пусть и виртуальную), но и обнаружившей страх душанбинской бюрократии перед такой угрозой. «До 10 октября народ боялся власть, после 10 октября – власть стала бояться народа», - сказал Кувватов.

Андрей Серенко
После того, как Умарали Кувватов не только начал открыто угрожать Эмомали Рахмону революцией, но и занял жесткую антикитайскую позицию, Пекин также казался в числе стратегических недоброжелателей лидера «Группы 24». Так что, у мартовского убийства в Стамбуле может оказаться не только «рахмоновский», но и «китайский след». Кстати, по словам Кувватова, сказанным им за два часа до гибели, «ограниченный контингент китайских войск» из 200 спецназовцев до сих пор размещен на таджикских военных базах в Варзобском ущелье. И эту информацию лидер «Группы 24» достаточно активно распространял на встречах со своими сторонниками и в комментариях для журналистов.

Говоря о том, кому могла быть выгодна смерть Умарали Кувватова, следует, наряду с Эмомали Рахмоном и китайскими товарищами, назвать также таджикскую фракцию в «Исламском государстве» («ИГ»). По словам самого Кувватова, пару месяцев назад таджикские боевики «ИГ» записали видеообращение к жителям Таджикистана, в котором, среди прочего, критически отозвались о лидере «Группы 24». Сам Кувватов рассматривал этот выпад со стороны джихадистов, как проявление конкуренции двух революционных проектов. «Нынешний режим в Таджикистане делает невозможной мирную смену власти. Революции в стране не избежать. Остается открытым вопрос лишь о том, какой будет эта революция – «цветной», то есть демократической и светской, или же «зеленой», джихадистской. Мы предлагаем первый вариант, «ИГ» - второй», - говорил Кувватов.

Смерть лидера «Группы 24» объективно выгодна сторонникам проекта джихадистской революции для Таджикистана. Сотни, а по другим данным – уже несколько тысяч этих сторонников из числа таджикской молодежи, сегодня воюют под знаменами «халифата» в Сирии и Ираке, но намереваются в скором времени вернуться на родину. И теперь их планам не сможет помешать яростный и харизматичный Умарали Кувватов. А вот сможет ли это сделать Эмомали Рахмон – мы, вероятно, скоро увидим.

Андрей Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА, Москва).



В избранное