Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан замерзает без газа, который давно продан за рубеж



Узбекистан замерзает без газа, который давно продан за рубеж
2012-01-25 17:13 А.Бенуа (Ташкент)

Выращивание овощей в теплицах является основным источником дохода для многих жителей Ташкентской области Узбекистана. Однако с наступлением зимы во многих селах природный газ был отключен, и некоторые жители перевели обогрев теплиц на альтернативные источники: топят углем и дровами.


Отключение от природного газа привело к росту цен на зелень и овощи, выращиваемые в теплицах. «Так, в Ташкенте сегодня один килограмм хороших огурцов на рынке стоит 17.000 сумов, что практически эквивалентно $10 по курсу Центрального банка страны. Тот же килограмм огурцов худшего качества и сортности можно купить не дешевле 8.000 сумов. Чуть меньше – 6.000 сумов стоит килограмм помидоров, 1.000 сумов чахлый пучок укропа с петрушкой» - отмечает независимое издание Uzmetronom.

Альтернативные источники топлива доступны не всем гражданам, перешли на таковые лишь единицы, остальные просто забросили это дело.


Тому, кто никогда не бывал в Узбекистане, кажется, что там лето — круглый год. Однако это совершенно не так: зимы здесь короткие, но довольно холодные. Весь декабрь 2011 года температура воздуха в Ташкенте держалась на 5-6 градусов ниже среднестатистической нормы, временами опускаясь и до десяти градусов мороза. В северо-западных регионах и в Ферганской долине ночью температура достигала минус 18 градусов. В январе ситуация похожая. Ночью - всегда минусовая температура. Порой - до минус 10 в столице. Сегодня в Ташкенте плюс 5 градусов. Пасмурно.

В поселке Алмазар Ташкентской области большинство населения заняты сельским хозяйством. Тепличный бизнес был для них основным источником дохода.


Проходя по улицам этого поселка, трудно не заметить, что все теплицы стоят, бездействуя. «У нас весь поселок больше пятнадцати лет занимался теплицами, другой работы здесь нет. На деньги от продажи помидоров и огурцов кормилась вся семья. Это был неплохой доход, задолжников по газу у нас не было, платили все, так как были заинтересованы. У кого были связи, те даже отправляли коробки с помидорами и огурцами в Россию. Но в основном сбывали на ташкентских рынках», - рассказывает «Фергане» житель поселка Алмазар.


По словам местных жителей, о возможных перебоях в подаче газа населению местная администрация предупреждала их еще осенью, посоветовав приобрести печки-«буржуйки» и дрова. «6 декабря у всех выключили газ. Отрезали не только теплицы, но и газоснабжение в домах. Холод страшный, дети болеют, готовим и прогреваем жилье дровами, по самосвалу дров все закупили... У кого нет денег — попросту собирают хворост», - говорят алмазарцы.


Один «Камаз» дров стоит сегодня один миллион сумов ($354 по курсу «черного» рынка). Как говорят люди, этого количества хватит одной семье до весны - для того, чтобы готовить на костре пищу, греть воду для чая и прогревать жилье. «Весной, когда потеплеет, газ обещали дать снова», - говорят они.

Греясь возле печек с горящими дровами, жители Алмазара обеспокоены, что же будет дальше: «Молодежь у нас и так в России на заработках. Сейчас, видимо, все мужское население уедет, другого выхода нет».

Кроме отсутствия газа, по словам жителей, есть и другие проблемы. Электричество включают лишь по 4-5 часов в сутки, в разное время.


Не хватает газа и в Самаркандской, Ферганской, Андижанской областях. Власти в этих регионах традиционно ссылаются на многомиллиардные долги населения перед государством.

Жители Сырдарьинской области Узбекистана испытывают похожие проблемы: «Газа не было весь декабрь, в январе дают с перебоями. Давление в конфорках очень слабое, невозможно даже воду вскипятить. Кто мог, закупил электроплиты. Но и свет часто отключают, хотя большую часть суток он все-таки есть», - рассказывает жительница Сырдарьинской области.

Но пока сельчан спасают от холодов «буржуйки» и закупленные дрова, жители столицы республки молятся на электрообогреватели: «Батареи почти холодные, толку от них мало. Газ днем бежит слабой струйкой, остается греть комнаты электрообогревателями. А они китайские, ломаются быстро. За полтора месяцы зимы уже второй покупаю», - рассказывает житель Чиланзарского района Ташкента. Похожая ситуация наблюдается почти во всех районах столицы.


Веерные отключения электроэнергии тоже бывают и в столице. Как пишет Uzmetronom, график отключений был разработан администрацией города и касался в основном спальных районов: «Разработка рекомендаций и применение отключений на практике, по мнению специалистов, вызваны плачевным состоянием электрических сетей, по сути, не претерпевших обновления за все двадцать лет независимости, а также системной нехваткой природного газа, необходимого для бесперебойной и стабильной работы генерирующих энергетических мощностей».

В то же время, по поручению правительства Узбекистана в Ташкентской области на осенне-зимний период 2011-2012 года более 500 предприятий и организаций всех форм собственности и направлений было рекомендовано перевести на альтернативные виды энергии, отключив от централизованного газоснабжения.


При этом планов по экспорту газа в Китай, начиная с апреля 2012 года, пока никто не отменял. Так, пока большая часть жителей республики терпит неудобства в связи с отсутствием газа, государственные мужи думают, как бы выгоднее продать топливо за рубеж.

Объемы экспорта «глубого топлива» все время растут на фоне снижения добычи природного газа в Узбекистане, что наблюдается год от года. Правительство республики регулярно подписывает все новые и новые долгосрочные контракты. В итоге на долю населения придется только то, что останется от продажи России, Китаю, Кыргызстану и Таджикистану.


Таким образом, относительно богатый природными ресурсами Узбекистан оказался сырьевым придатком «стратегических партнеров», которые попросту выкачивают из него газ, не оставляя никаких надежд на собственное экономическое развитие.

Александр Бенуа (Ташкент)

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Виновных в уничтожении деревьев на кладбище в Андижане оштрафовали на полторы тысячи долларов
2012-01-25 17:53 ИА Фергана.Ру

За вырубку деревьев на андижанском кладбище поплатилось городское Бюро гражданского обслуживания: Комитет по охране природы города Андижана взыскал с него 4.266.596 сумов ($1.512 по реальному курсу), сообщает 25 января Олам.Uz со ссылкой на экологическое движение Узбекистана.

Кроме того, начальник БГО Б.Шарипов на основании ст.162 (Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах) Кодекса об административной ответственности Узбекистана оштрафован на 125.840 сумов ($44,5) — это две минимальные зарплаты.

По данным активистов общественного экологического контроля, на территории Андижанского городского кладбища были вырублены 22 дерева диаметром от 22 до 40 сантиметров.

Это, пожалуй, первый случай наказания за незаконную вырубку деревьев в городах Узбекистана, несмотря на то, что деревья в этой республике массово уничтожаются на протяжении нескольких лет. По какой причине, законно ли, кто и какую несет ответственность за массовую вырубку — власти не сообщают.

Напомним, что в ноябре-декабре 2009 года в Ташкенте был уничтожен центральный сквер, подробные фоторепортажи об этом можно увидеть в «Галерее «Ферганы» здесь, здесь и здесь. После этого волна вырубки чинар и других парковых деревьев прокатилась по многим городам Узбекистана. Так, знаменитые городские платановые аллеи были вырублены в Фергане, Самарканде, Андижане, Коканде. Летом 2011 года в Намангане был уничтожен городской лесопитомник. Был ли кто-нибудь наказан за это — не сообщается.

Международное информационное агентство «Фергана»



The Village: Узбеки в Санкт-Петербурге много работают, торгуют и издают свою газету
2012-01-25 18:31 ИА Фергана.Ру

Интернет-издание The Village подготовило материал о жизни узбекской диаспоры в Санкт-Петербурге. «Общественное мнение делит иностранцев, живущих в Петербурге, на три группы: туристов, студентов и трудовых мигрантов, - пишет издание. - Национальные диаспоры из Средней Азии привычно относят к третьим, а мнение о их жизни составляют, как правило, из криминальной хроники». По данным The Village, за несколько лет узбеки стали одним из крупнейших национальных сообществ в Петербурге, по неофициальным оценкам, в городе проживает до миллиона человек, по официальным - 500 тысяч (в 1989 году узбеков было лишь 8 тысяч). В вузах Петербурга учатся 460 студентов из Узбекистана, но большинство узбеков приезжает в город на временные заработки и не имеет российского гражданства.


Ежегодно ФМС выдает приезжим из Узбекистана 300 тысяч разрешений на работу. Как правило, узбеки работают на стройках, рабочими, продавцами или водителями. Рабочий день мигранта, в среднем, составляет 12-15 часов, средняя зарплата - 15 тысяч рублей.

Узбекская община «Ватан» каждый месяц привозит в северную столицу узбекских музыкантов, и на всех концертах собираются полные залы. В Доме национальностей существуют курсы русского языка, и узбеки приходят туда учиться.

Издание рассказывает о двух узбекских магазинах, которые в 2011 году открыл в городе Махмут Маматмуминов. По словам владельца, из узбекских товаров тут пока только специи и сухофрукты, которые утренним самолетом привозят в город. Но есть планы расширить бизнес и открыть в Питере 12 магазинов, по количеству областей в Узбекистане.

«Ни «Ташкент», ни «Хорезм» не являются магазинами в традиционном понимании этого слова. Хозяева называют их чайханой, - пишет издание. - Можно часами сидеть, ничего не заказывая. Прямо в магазине открыты «Кассы взаимопомощи»: можно занять до 5000 рублей, вернув без всяких процентов в течение месяца. Главное условие — среднеазиатское гражданство. Работают здесь выходцы из Средней Азии, в основном узбеки. Обязательное требование — знание трех языков: русского, узбекского и либо киргизского, либо таджикского». Как рассказал журналистам сам М.Маматмуминов, «мы объединили магазин с чайханой именно для того, чтобы люди могли «развести дух»: встретиться, поговорить. Мы пытаемся создать атмосферу родных среднеазиатских городов, чтобы с каждым пришедшим поздоровались на его родном языке, поговорили, ведь это очень важно».

У питерских узбеков есть своя газета «Туран», которая выходит на трех языках: узбекском, русском и киргизском. Недавно газета запустила цикл обучающих статей, посвященных русским фразеологизмам: фразы вроде «зарубить на носу» или «работать спустя рукава» проиллюстрированы картинками. Приложением к изданию выпущена детская раскраска на тему толерантности.

Издание сообщает, что в ближайшее время в Петербурге могут появиться радио- и телепередачи на узбекском языке, которые будут транслироваться на «Пятом канале» и радио «Балтика». Тематика передач пока не сообщается.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Чирчикская пенсионерка продолжает бороться за свои собственные деньги
2012-01-25 22:47 Фергана

73-летняя жительница узбекского города Чирчика Любовь Чуракова, выигравшая многомиллионный иск у местного филиала Нацбанка Узбекистана (НБУ), получит из-за «арифметической ошибки» судьи менее половины суммы, которую, к тому же, не сможет сразу обменять на валюту. Юрист банка на суде заявил, что Чуракова «подрывает экономику страны». И даже отправляет деньги «в неизвестно какую страну - террористам».

«Бабка старая, ей и этого хватит»

В ноябре 2011 года Чирчикский межрайонный суд по гражданским делам удовлетворил иск гражданки Чураковой «о возмещениии морального и материального ущерба», причиненного вкладчице филиалом Национального банка Узбекистана (НБУ). Причем, запрашиваемая сумма в 25 млн. сумов (около 8930 долларов по теневому курсу) была урезана вдвое, о чем истица узнала постфактум и лишь в декабре, приехав за решением суда.

Согласно полученному на днях исполнительному листу, Чураковой вместо оглашенных на заключительном прошлогоднем ноябрьском заседании суда 25-ти миллионов причитается лишь10,5 миллионов сумов.

«Судья объяснил это допущенной при расчетах «арифметической ошибкой», но исправлять ее не стал, - говорит Любовь Александровна. – Видимо, они подумали, что «бабка старая, ей и этого хватит».

Теперь Чуракова вынуждена подать кассационную жалобу в областной суд по гражданским делам для пересмотра дела и выплаты ей всей суммы по исковому заявлению.

Обманутые вкладчики

Чуракова подала иск «о возмещениии морального и материального ущерба» еще весной 2011 года, потому что, терпя убытки, она не могла свободно распоряжаться своими деньгами, которые были похищены с ее счета бывшим управляющим банка Олимджоном Султанходжаевым в 2008 году и восстановлены лишь к маю 2010 года.

В 2007 году Чуракова продала квартиру, машину, домашний скот, и положила 11,5 миллионов сумов на счет в чирчикское отделение НБУ. О том, что на ее счету нет денег, она узнала совершенно случайно в феврале 2010 года.

Оказалось, что бывший управляющий снял деньги со счетов сотен вкладчиков - и доллары, и сумы. При этом клиенты банка два года подряд находились в неведении - новая администрация не удосужилась уведомить их о факте хищения.

Чуракова тогда обратилась в нашу редакцию. На сайте «Ферганы», в апреле 2010 года вышла статья «Узбекистан: Сотни клиентов Нацбанка потеряли свои деньги».

По словам Чураковой, лишь после того, как в мае 2010 года она пришла с корреспондентом нашего издания в филиал НБУ, ее денежные вложения были восстановлены. Бывшего же управляющего осудили на три с половиной года лишения свободы и обязали возместить долги всем вкладчикам. Впрочем, недавно его амнистировали.

«Больше дать не можем - компьютер не пропускает»

Потеряв доверие к банку, Любовь Александровна решила снять с восстановленного счета свои сбережения, которых накопилось аж 14 миллионов сумов, затем приобрести на них доллары, положив их на валютный счет в том же банке для дальнейшей отправки денег в Россию детям и внукам.

За право обменять свои деньги на свободно конвертируемую валюту гражданка Чуракова бьется уже не первый год. При этом ее сбережения неизбежно обесцениваются. Когда она положила деньги в банк, доллар стоил 1200 сумов по официальному курсу. Сейчас – более 1800.

«На базаре же «валютчики» продают доллар уже по 2800 сумов», - говорит Чуракова.

Она рассказала нам, что давно хочет уехать к дочери, которая осталась без мужа с тремя детьми - один из них инвалид. Дочь несколько лет строит дом, возвела фундамент, а на стены нет денег.

Являясь частным предпринимателем, и владея маленьким магазинчиком (который, впрочем, ей пришлось недавно закрыть из-за угрозы сноса городскими властями), Чуракова имеет еще один счет, с которого она периодически снимала деньги на оборот своего дела и на приобретение валюты для строительства дома в России.

За три года Чураковой с превеликим трудом удалось обменять на валюту лишь часть своих вложений. В чирчикском филиале НБУ, по ее словам, «упорно не хотят менять более двух тысяч долларов в квартал».

И это несмотря на действующее постановление кабмина РУз № 250 от 30 июня 2000 года «О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка и расширению валютных операций», где говорится о запрете вводить какие-либо ограничения при покупке и продаже иностранной валюты.

Ссылаясь на постановление, Чуракова обратилась с запросом в филиал НБУ, где ей в письменном виде дали ответ, что действительно – «ограничений на обмен валюты нет».

«Однако когда я пришла к заместителю управляющего банком Бекзоду Шувалову, тот сказал: «Все равно больше не можем давать, компьютерная программа так настроена, что пропускает только… две тысячи долларов в квартал» (!), - рассказывает Чуракова. – При этом свободно купить валюту практически невозможно. К обменным пунктам не подступиться – все схвачено валютной мафией, прикрываемой милицией, и людям приходится идти за валютой на базар, что запрещено законом».


Любовь Александровна Чуракова (2010 г.). Фото ИА «Фергана.Ру»

За незаконные валютные операции (читай — за покупку или продажу долларов на до сих пор существующем в Узбекистане «чёрном рынке») Уголовный Кодекс республики, согласно статье 177, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.

В Чирчике, как и в других городах Узбекистана, к покупке валюты за символичное вознаграждение в пару десятков тысяч сумов (около 7 долларов) привлекают малоимущие слои населения, например, пенсионеров, студентов и даже бомжей, паспорта которых используют скупщики «зелени».

Это очень выгодный «бизнес», ведь разница между государственным (1800 сумов за доллар) и теневым курсами (2800 сумов) в Узбекистане превышает уже пятьдесят процентов.

«Я видела, как к банку на «Нексиях» привозят бомжей с паспортами и большими сумками, набитыми деньгами, - рассказывает Чуракова. – Так вот, им свободно продают по две тысячи долларов, за что они получают от «хозяев» по двадцать тысяч сумов».

«Вы отправляете деньги террористам и подрываете бюджет страны!»

Устав обивать пороги банка, весной прошлого года Любовь Александровна подала исковое заявление в Чирчикский межрайонный суд по гражданским делам. Согласно ряду статей Закона Узбекистана «О защите прав потребителей» она потребовала от банка возмещения морального и материального ущерба в размере 25 миллионов сумов, не считая своего вклада в размере 14 млн. сумов.

Документы были приняты, но по ряду причин дело тянулось до ноября.

«На последнем судебном заседании представляющий интересы банка юрист Тоджидинов в присутствии судьи, секретаря суда, моего адвоката и доверенного лица вдруг заявил, что я отправляю деньги неизвестно в какую страну террористам! - рассказывает Чуракова. – Недолго думая, и вытащила диктофон и записала все его оскорбления в мой адрес».

Представитель ответчика добавил, что Чуракова «подрывает экономику страны», поскольку отправляет деньги за рубеж, а также «нарушает местные традиции, когда дети должны помогать старикам, а не наоборот».

«Получается, что я, находясь в преклонном возрасте, внося свой посильный вклад в экономику республики, не могу свободно распоряжаться честно заработанными деньгами и помогать своим внукам, один из которых - инвалид?!», – возмущается женщина.

Следует отметить, что на заседании суда по существу дела юрист говорил на русском языке, а все оскорбления в адрес Чураковой были произнесены им на узбекском.

Когда же истица потребовала, чтобы он изъяснялся по-русски, сносно говорящий на двух языках Тоджидинов в грубой форме посоветовал ей нанять переводчика (что было записано на диктофон и приложено к составленному Чураковой новому исковому заявлению по поводу оскорблений и унижений со стороны представителя ответчика).

Однако, несмотря на давление Таджидинова на истицу, суд все же решил дело в пользу Чураковой, правда, существенно урезав запрашиваемую сумму.

Любовь Александровна не сдается. Она не сомневается, что выиграет уже в областном суде по гражданским делам, и что ей рано или поздно выплатят все ее деньги. Пожилую женщину беспокоят лишь сроки, в которые удастся обменять всю эту обесценивающуюся изо дня в день денежную массу на валюту.

«Я потеряла здоровье, дочь сидит на фундаменте недостроенного дома, я ей толком помочь не могу, ведь две тысячи долларов в квартал погоды не сделают, а в России наши сумы никому не нужны, - говорит Чуракова. - Не дождусь того дня, когда смогу уехать к детям, ступить на землю, где, проливая кровь, погиб мой отец, и где я ребенком пережила немецкую оккупацию...»

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное