Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в книжной рубрике
http://russ.ru/krug

Юрий Орлицкий

Хорошо, что не на Канарах

С 22 по 28 мая в Москве пройдет 67-й конгресс Всемирного ПЕН-клуба. Рассказывает
генеральный секретарь русского ПЕН-центра поэт Александр Ткаченко

- ПЕН-клуб был образован в 1921 году в Англии. Инициатором его создания был Джон
Голсуорси. Тогда же была написана Хартия ПЕНа, провозгласившая принципы этой организации,
которые до сих пор остаются основополагающими в ее работе. Это правила защиты свободы
слова и писателей.

Сегодня ПЕН-клуб объединяет писателей из 120 стран мира. С 1989 года свой ПЕН-центр
появился и у нас в стране.

- Так поздно?

 - В 1930-е годы наши гениальные, но наивные писатели (хотя все наше дело, как известно,
держится на наивности) Зощенко, Бабель, Пильняк попытались создать советский ПЕН
и даже написали об этом Сталину. Но он наложил резолюцию: "Такая организация нам
не нужна".

 В советские времена ПЕН-клуб не мог быть создан по определению: эта организация
не может существовать в странах с тоталитарными режимами, где есть политическая цензура.
Писатели из таких государств, как правило, объединяются в особые группы Writers in
exile (писателей в изгнании), которые тоже существуют под эгидой Всемирного ПЕНа.
Так, вьетнамские, китайские и севернокорейские ПЕН-клубы работают в Америке, а президент
белорусского, который пока выживает на родине, Василь Быков вынужден постоянно находиться
за границей. Кстати, именно мы - русский центр - хлопотали, чтобы его приняли на
полтора года в Финляндии. Сейчас он находится в Германии. Конечно, на родину он может
вернуться, но его там сразу начинают травить, запугивать, а человек он уже немолодой.

 - В обыденном сознании ПЕН-клуб - элитное объединение наиболее известных писателей,
своего рода литераторский бомонд...

 - ...А в действительности это организация в первую очередь правозащитная, хотя и
с вполне определенным уклоном - созданная для защиты писателей самими же писателями.
И прежде всего - для защиты главного права пишущего человека, права на самовыражение,
против цензуры, против мешающих нормальной литературной жизни проявлений - национализма,
фашизма. Наши комитеты так и называются: "Писатель в заключении", лингвистический
- по языковым правам; женский; "Писатель в изгнании"; по вопросам свободы слова.
То есть все комитеты - по сути дела правовые, только по разным линиям, через наши
профессиональные интересы. Многие русские писатели - Войнович, Солженицын, Владимов
- в свое время были приняты в ПЕН-клубы других стран: Англии, Швеции, Германии -
именно для того, чтобы обеспечить им международную защиту.

 У советских это, естественно, вызывало раздражение, однако руки у них оказались
связанными, писателей оставалось только выслать за пределы страны.

 Свой ПЕН-клуб у наших писателей появился лишь на волне перестройки, когда цензура
практически умерла. И Международный ПЕН-клуб поддержал нашу инициативу, пойдя на
беспрецедентный, в общем, шаг: страна-то была еще тоталитарной. Но ведь в ПЕН принимаются
не государства и режимы, а языки и культуры...

 В Дании, в Маастрихте, на очередном Конгрессе большинством голосов в ПЕН-клуб была
принята новая, советская еще тогда по названию организация. Для этого особенно постарались
учредители: Анатолий Рыбаков, Андрей Битов, Аркадий Ваксберг. Они принимали участие
в маастрихтской встрече, и они это решение пробили.

 Я тоже был в инициативной группе, и у нас были тогда не совсем обычные проблемы:
как оформить новую общественную организацию. В результате нас утвердили... постановлением
Совета министров, за подписью нашего знаменитого плачущего большевика Рыжкова! Конечно,
с ведома Горбачева - кстати, когда он был у нас года четыре назад, он сам в этом
признался.

 Два года наш ПЕН-центр пробыл советским, но мы сразу же взяли круто: принимали заявления
и по Литве, и по Грузии, и по Латвии, письмо 110-ти против использования войск против
борцов за национальную независимость республик.

 После августа 1991-го наш ПЕН-центр наконец стал Русским.

- Означает ли это, что в нем теперь состоят только русские писатели?

 - Ни в коем случае. И даже не только те, кто пишет на русском языке, хотя языковой
принцип для нас - самый главный. Так, совсем недавно возник новый ПЕН-центр - татарский,
вполне самостоятельный, независимый от нас. Кстати, единственный, кроме нашего, на
территории России, - хотя их могло бы быть и больше, просто у национальных писателей
нет инициативы.

- Но ведь Россия - огромная страна...

 - Да, поэтому у русского ПЕНа сейчас четыре отделения. Самое большое после московского
- естественно, в Санкт-Петербурге, где работают крупнейшие современные писатели:
Гранин, Горбовский, Берг, Попов, Стругацкий, Кушнер, Соснора.

 Еще одно - в Красноярске, где живут и пишут Астафьев, Солнцев, Михаил Успенский.

 А последнее - Дальневосточное (Владивосток), которое возникло в результате наших
с Андреем Битовым поездок по делу Григория Пасько.

 Кстати, территориальные отделения ПЕНа есть только в двух странах: у нас и в Америке:
у них - пять, у нас - четыре.

- А что стало с советскими писателями из других республик - членами общего ПЕН-центра
- после распада Союза?

 - Во всех бывших советских республиках созданы свои центры - за исключением тоталитарных
Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и попавшей в эту же печальную компанию демократической
Киргизии.

 Но у всех этих центров, кроме белорусского, есть одна беда: они неправильно поняли
саму идею национальных ПЕН-центров, таящиеся в ней демократические возможности, превратившись,
по сути дела, в государственные организации. А ведь главная задача ПЕНов - защита
интересов писателей, а не правительств!

 К тому же почти все эти национальные организации принимают только писателей, пишущих
на родном языке. А остальных будто бы и не замечают.

 Был у нас такой случай недавно: пришел запрос из английского ПЕНа о судьбах двух
журналистов, исчезнувших на Украине. Я туда позвонил, а меня спрашивают: "Они украинцы
чи русские? Если не украинцы, мы ничего не можем сказать". Полный бред!! Так же компрометируется
сама идея международного ПЕН-клуба!

- А русский клуб?

 - Мы открыты для всех, вне зависимости от того, где эти писатели живут. Аксенов,
например, - член и американского, и русского ПЕНов. У нас есть таджики, туркмены,
узбеки. И даже букеровский лауреат шотландский прозаик Джеймс Кельман, который очень
любит Чехова и Достоевского и поэтому подал заявление в Русский центр. А также два
шведа.

 - То, что в ваших рядах есть писатели из Средней Азии, означает, что вы взяли их
под свое крыло, как прежде это делали европейцы с Войновичем и другими?

 - Совершенно верно. Ведь ПЕН не занимается правозащитной деятельностью в общем -
мы боремся за судьбы, а иногда и жизни конкретных людей. Я работаю генеральным секретарем
пять с половиной лет, и за это время через нас прошло около 30 писателей, которым
мы так или иначе сумели помочь. А некоторым в буквальном смысле спасли жизнь - например
Ширали Нурмурадову, замечательному туркменскому поэту. Один раз мы его вытащили из
туркменской тюрьмы, второй - из нашей, где он просидел три недели. Ему подбросили
два килограмма наркотиков, арестовали и пытались через наши спецслужбы передать в
Туркмению, где его за это ждал расстрел. Наркотики, однако, оказались ненастоящими...

 Или Собир Бозор из Таджикистана; он сейчас, благодаря нашему посредничеству, в Америке,
мы ему помогли получить через посольство статус политического беженца. Меня там спросили,
почему ему нельзя вернуться на родину, а я ответил, что там его ждут сразу две пули:
одна от коммунистов, другая - от фундаменталистов. Больше вопросов не было, и он
с четырьмя сыновьями уехал.

 Помогли мы также найти убежище за границей нескольким писателям и журналистам из
Белоруссии, из Узбекистана, из Азербайджана - не буду называть их фамилий, чтобы
у них было поменьше проблем.

 Кроме писателей из других постсоветских республик мы помогли Григорию Пасько, Алине
Витухновской, Александру Никитину. В 1996 году я был защитником на процессе Валерии
Новодворской. Недавно получил даже медаль немецкого ПЕНа "За помощь коллегам в трудные
времена" - ее впервые вручили иностранцу.

 Конечно, правозащитной деятельностью я занимаюсь не один - вместе с Львом Тимофеевым,
Аркадием Ваксбергом, Андреем Битовым, нашим президентом. А есть еще Вознесенский,
Искандер, Валерий Попов - целая команда активных писателей.

 Помню наш первый приезд во Владивосток, в тюрьму к Пасько, мы с Битовым вручили
ему там билет почетного члена ПЕН-центра. Он был по-настоящему потрясен, понял, что
о нем знают и думают. Это сильно помогает писателям в трудную минуту.

 Добиваясь справедливости в случаях с Пасько и Никитиным, мы поняли, что можно бороться
за литераторов открыто, в суде, даже на закрытых процессах. На процессе Пасько я
говорил что хотел; все, что там происходило, записал и потом повесил в интернете
своего рода дневник. Меня даже пытались обвинить за это в разглашении тайны военного
суда. Но не тут-то было - не те времена. Можно ли было представить себе такое всего
пятнадцать лет назад?

- Может быть, именно такая активная работа Русского ПЕН-центра и привела к проведению
очередного конгресса у нас?

- Конечно. У нас сейчас очень хорошая международная репутация.

Хотя нельзя не заметить и того, что мы, организаторы, оказались в сложной ситуации.
Получается, что крупнейшее собрание интеллектуалов-гуманитариев всего мира проводит
свой форум на территории страны, которая ведет войну против чеченского народа. Естественно
ли проводить конгресс писателей-правозащитников в стране, где идет такая варварская
война? Некоторые из наших зарубежных коллег считают, что этим самым мы подтверждаем
легитимность власти, которая здесь существует, самой войны.

С другой стороны, отдельные власть предержащие из нашего правительства беспокоятся,
что на конгрессе писатели обязательно будут выступать против нарушения прав человека
в России, против войны в Чечне. Поэтому наша главная задача - занять в этой ситуации
самостоятельную позицию, сохранить свою независимость и от давления извне, и от нашего
местного "начальства".

Я недавно выступал на региональной конференции ПЕНа в Непале, в Катманду, призывал
коллег: приезжайте в Москву, соберемся все вместе и все это вместе скажем. Не из-за
бугра, а здесь, изнутри. В конце концов, зачем существует ПЕН-клуб, как не для того,
чтобы помогать друг другу в трудные времена. Конечно, хорошо провести Конгресс на
Канарских островах и там говорить о проблемах России или Турции, Вьетнама, Китая,
Алжира, Мексики или Кубы, африканских стран. Но если Русский ПЕН-центр готов принять
конгресс у себя и возникает возможность сказать всю правду здесь, и не только о России,
но о том, что происходит во всем мире, такой шанс упустить нельзя. О России писатели
впервые будут говорить в России, а не из-за границы, с высоты не Капитолийского,
а московских холмов.

- Удалось убедить коллег?

- В общем да. Только отдельные писатели отказываются приехать. Уже зарегистрировано
более 100 писателей из 60 стран, в том числе из таких крупных ПЕН-центров, как американский,
французский, голландский.

Обещали быть известный американский поэт Роберт Блай, нобелевский лауреат Гюнтер
Грасс, Марио Варгас Льоса, румынская поэтесса Ана Бландиана, Гарольд Пинтер, Умберто
Эко.

Из ближнего зарубежья - Василь Быков, Чингиз Айтматов, Олжас Сулейменов, Светлана
Алексиевич, Марис Чаклайс, Мартинас Мартинайтис, Василе Василаки - все прекрасные
писатели и хорошо знакомые русскому читателю.

Из Красноярска собирается прилететь Виктор Астафьев, а по грантам института "Открытое
Общество" - 30 молодых писателей из разных городов России: Вологды, Южно-Сахалинска,
Благовещенска, Красноярска, Астрахани, Воронежа, Владимира.

- Писатели увидят друг друга, а читатели?

- 26 мая будет проведен большой поэтический вечер; вести его будет А.Вознесенский,
выступят 20 поэтов - 10 гостей и 10 русских, а в зале будет сидеть весь конгресс,
200 человек. Каждый будет выступать примерно по десять минут, и у собравшихся будет
прекрасная возможность услышать музыку разных языков мира. Конечно, будут работать
и переводчики. Очень надеюсь, что мы уговорим почитать свои ранние стихи всемирно
известного прозаика Гюнтера Грасса.

В доме-музее Чехова в дни конгресса пройдет выставка "Писатели рисуют", на которой
покажут свои работы Л.Петрушевская, В.Войнович, другие писатели, наши и зарубежные,
- всего десять человек.

Состоится также презентация новой книжки "Написано в тюрьме. Россия. ХХ век", в которой
собраны произведения самых разных авторов - от Горького до Пасько. И Солженицын дал
для этой книги свое раннее стихотворение.

Постараемся устроить вечер Роберта Блая - это прекрасный поэт, на своих выступлениях
он всегда играет на ситаре, что производит сильное впечатление.

Но в основном конгресс - не гастроли писателей в Москве, это дело серьезное. Будут
работать все наши комитеты, которые готовят резолюции, апелляции, письма, а те затем
утверждаются на Ассамблее.

В общем, четыре дня с девяти до шести.

- А увидеть эту работу можно?

- Разумеется. Каждый может прийти в отель "Рэдиссон-Славянская", где все это будет
проходить, и принять участие в пяти наших круглых столах.

Первый, "Слово и экология", согласились вести Александр Никитин, Григорий Пасько
и академик Яблоков; второй, "Литература третьего тысячелетия", - Василий Аксенов;
третий, "Россия - боль ХХ столетия и надежда ХХI", - Феликс Светов и французский
писатель, русский по происхождению Алекс Блок.

Следующий круглый стол, "Малые языки - великая литература", будет посвящен проблеме
сохранения вымирающих культур мира, в том числе и наших северных и сибирских. За
него отвечают специалисты из Красноярска и гости из Барселонского центра по языковым
правам.

Но самое важное, как мне кажется, будет сказано на круглом столе "Различные режимы
- единая культура".

Так что приходите в "Славянскую" каждый день с 3 до 6 часов, можно будет и послушать,
и высказаться.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное