Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в книжной рубрике
http://russ.ru/krug

Борис Кузьминский

Горы и оРУ.жие

Премия Солженицына досталась Валентину Распутину; литературные "Вести.ру" остались
без присмотра.

I

Комментируя вчерашнее вручение Валентину Распутину премии Александра Солженицына,
репортер "Коммерсанта" Алексей Карахан забирается на такие высоты невежественного
хамства, что даже на стойком фоне брезгливой нелюбви ко всей и всяческой словесности
и беззаветной любви ко всему и всяческому альпинизму, характерных для литературного
раздела этой газеты, его заметка - настоящий эльбрус. "Премия вручается фондом, который...
в отличие от Нобелевского, существует на доходы не от продаж динамита, а от продаж
"Архипелага ГУЛага", тоже в своем роде динамита, но вчерашнего... Солженицын начал
расхваливать литературный гений Распутина, чтобы не сложилось мнения, будто жюри
дало премию лишь за идейную близость с председателем: "Распутин существует в слитии
с русской природой и языком. Он непроизвольная струна языка". После бурных и продолжительных
аплодисментов под менее бурные была вручена сама премия. "Непроизвольная струна языка"
сорвалась у Распутина сразу... Далее Распутин прочел сво!
ю солженицынскую лекцию. "Чего мы хотим? На что мы рассчитываем? Мы - кому не быть
победителями. Наша льдина - это Ковчег. И должна же быть гора Арарат, иначе зачем
нам поручены столь бесценные сокровища?" Озаботив всех этими фундаментальными вопросами,
Распутин и унес бесценное сокровище: 25 тысяч долларов".

Отставить разговоры! Вперед и вверх, а там... Штурмуя свою отвесную динамитную метафору,
Карахан прохлопал те нетривиальные нюансы торжественной церемонии, каковые и должны,
по идее, интересовать хроникера в первую очередь. Он не услышал, как русский почвенник
Распутин пел дифирамбы американским почвенникам Фолкнеру и Стейнбеку. Не увидел,
что кроме закоренелых литфункционеров в зале Дома русского зарубежья присутствовали
закоренелые либералы Ахмадулина, Вознесенский, Любимов. Да что там - он и Юрия-то
Лужкова в партере не разглядел.

Андрей Немзер ("Время новостей"), напротив, изучал публику пристально, и нельзя сказать,
чтоб она ему сплошь понравилась. "Говорили Светлана Семенова, Валентин Курбатов,
Игорь Золотусский и директор Пушкинского дома Николай Скатов, отличившийся особым
косноязычием. Мало кто им внимал. Иначе слушали Распутина - да и говорил он иначе.
Да, не обошлось без инвектив ("наркотизация мира", "духовная мутация") и обреченных
нот ("победители не мы"), но за стертыми формулами ощущались боль и тревога. И начал
Распутин словами о возможном сближении его единомышленников и тех, кого принято числить
противниками". Добротный репортерский продукт (хотя по профилю Немзер не репортер
вовсе): исчерпывающая фактура, видимость объективности - при том что позиция автора
легко читаются между строк. Вот только озаглавлена первополосная статья не совсем
уклюже: "Чтобы помнили". Авторская телепередача Леонида Филатова с тем же названием
посвящена мертвым, а Солженицын, Распутин и Курбатов, кхм... дай им!
 бог еще раз по столько же.

Но самый сильный СМИшный материал о лауреате премии был опубликован не постфактум,
а ante lucem: эссе Александра Агеева "Возвращение Матеры" в газете "Время MN" (04.05.).
"Говорить о Распутине теперешнем - значит его обижать, но обижать Распутина теперешнего
- значит обижать себя тогдашнего (эпохи 70-х. - Б.К.), с нетерпение ждавшего каждой
новой повести и, кажется, не обманывавшегося в ожиданиях. И, однако, "страшно перечесть":
а вдруг и тогда мы все обольщались, идеализировали, прощали все за сам симпатичный
порыв к правде, за стремление напомнить - на фоне плоского официального оптимизма
- о возможности высокого, то есть трагического отношения к жизни?"

II

Слава Курицын отбыл из Москвы на полторы недели, и в "Вестях.ру" начали твориться
странные вещи вроде тех, что проделывали Шарик и Барбос, когда старичок хозяин ушел
в магазин. По нашим догадкам, Курицын поручил наполнение рубрики "Книги" персонажу
по имени Данила Давыдов, и Давыдов отнесся к своей миссии со всем рвением, на какое
способен. То есть он с утра и до утра выпучив глаза сидит за монитором и лихорадочно
наполняет, наполняет. Чистейший образец этой прелести - рецензия http://www.vesti.ru/knigi/2000/05/04/tapir/
на сборник рассказов Андрея Бычкова "Тапирчик" http://russ.ru/krug/vybor/info86.html#byc.
"Но что же, - спросите вы, - писатель Бычков только и делает, что про мужские половые
органы пишет?" Нет, отвечаю, и хоть и знаю, как тут можно скаламбурить прегадко,
не буду этого делать, потому что Бычков, как утверждает журнал "Континент": "всячески
стремится убедить в реальности происходящих событий. Однако их сомнамбулическое происхождение
очевидно" (цитатка на облож!
ку вынесена, чтобы, значит, все видели). То есть эдакий поток сознания, или даже
не поток, а моток. Или шматок, например.

Нас пугают, а нам не страшно. Так и надо. Так и задумано, наверное, и в этом есть
сермяжная правда. Сорокин всех персонажей под корень извел, ан, глядь, новые народились,
как глуповцы у Щедрина, откуда только берутся, один другого стремнее. И вообще, постмодернизму
"п...ц", конечно, но все за его счет живем, все кормимся, один Бычков, как титан
какой, бьется с ним, как витязь с чудищем поганым, то чудище верх берет, то витязь,
чем кончится - непонятно. Вот еще на обложечке, из "Знамени": "С первого рассказа
Андрея Бычкова я понял: своего читателя он ненавидит" (кто такой "я" - покрыто мраком).
А чего его любить, читателя-то? Читатель - он Пелевина от Роб-Грийе не отличит, Ерофеева
с Приговым любит, глупый он, в общем".

Как-то даже совестно комментировать эту подпрыгивающую шигалевскую белиберду. Вот
лишь разве: Давыдов напрасно думает, что о прозаике (в данном случае - об Андрее
Бычкове) можно писать, основываясь исключительно на той информации, которая содержится
в нарезке рекламных цитат на четвертой странице обложки. Рискуешь усесться в калошу.
Такая сермяжная правда.

А помимо "Книг" в "Вестях" все отлично, залюбуешься. Например, текст http://www.vesti.ru/culture/2000/05/04/barns/
Сергея Кузнецова о Джулиан-Барнсовой "Истории мира в 10 ╫ главах". Роскошный
текст. Как говаривает юный сурок Денис Бычихин, - рекомендуем.


----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное