Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресс-релизы. Иные события

  Все выпуски  

Восстановление рынка недвижимости: что происходит со спросом? Исследование от Группы компаний "РМС".




Заголовок: Восстановление рынка недвижимости: что происходит со спросом? Исследование от Группы компаний "РМС".

Компания: Группа компаний "РМС"

Падение рынка недвижимости в целом прекратилось, но бодрого "отскока" не происходит. Возможно, Россию ждет период долгого и медленного восстановления.
По результатам обзора, подготовленного Центром макроэкономических исследований Сбербанка России в конце 2010 года "Рынок жилья: выход из кризиса" его авторы делают выводы:
*опыт аналогичных кризисов в Испании (1977), Норвегии (1987), Финляндии и Швеции (1991), Японии (1992), Таиланда (1997) и Кореи (1998) показывает, что во всех случаях рост начался не ранее чем через 1,5-2 года после падения, а в некоторых случаях и через 4-5 лет.
*Российский кризис отличается от кризисов на рынках других рассматриваемых стран самой высокой скоростью роста накануне падения. Соответственно, и шок от "обвала" больше.
*После кризиса некоторые зарубежные рынки восстанавливаются быстрее, чем российский, имея при этом худшую макроэкономическую конъюнктуру. Мексика и Финляндия, например, не имеют такого положительного торгового баланса, как Россия, но цены там повернули к росту.
В чем причина такой ситуации? Почему не восстанавливается рынок?
По нашему мнению одна из основных причин в том, что покупки жилья с инвестиционными целями россияне сегодня чаще совершают за рубежом, а внутреннему рынку остается лишь отложенный в кризис повседневный спрос. Об этом говорят и выводы выше упомянутого обзора: недвижимость таких стран, как Франция, Финляндия и Мальта уже снова растет в цене, а уникальные исторические, географические и культурные преимущества этих стран создают дополнительную ценность для покупателя при тех же инвестиционных рисках.
Как снова "переключить" покупателя-инвестора на внутренний рынок? Что поможет этому? При рассмотрении возможных "рецептов" мы намеренно опускаем те, за которые отвечает государство: они важны, но их эффект отложен, да и игроки рынка не питают надежд по поводу эффективности господдержки. Что мы можем сделать сами, как эксперты и участники рынка? В чем наша ответственность?
Мы сконцентрировались на 4 идеях, в основе которых лежат совместные действия самих строителей, девелоперов, инвесторов. Они могут быть следующими:
1. Необходимо больше глубокой, прозрачной и понятной широкой аудитории аналитики по рынку и девелоперским проектам. Стоимость квадратного метра давно уже не является достаточным показателем для принятия инвестиционных решений. Нужна публикация данных о производительности, скорости и себестоимости строительства, финансовом состоянии проекта, его целях и сроках. Посмотрите на сайты наших застройщиков: чаще всего даже стоимость объектов толком не указана. И ходит покупатель по сайтам и испытывает неудобство. Нет
сервиса, нет информации, нет доверия.
2. Нужен целенаправленный поворот от неэффективных, пусть и приносящих большую маржу технологий в строительстве, проектировании, инвестиционных схемах в пользу скорости, надежности, использования энергоэффективных и экологичных технологий. Да, это снижение рентабельности в краткосрочном горизонте, но это репутационный выигрыш в стратегии. Уже сегодня есть проекты и технологии строительства, позволяющие, например, получить за 1,5-2 месяца каменный дом по цене от 15 000 за квадратный метр. И мы участвуем в таких
проектах. Знает ли об этом потенциальный покупатель?
3. Необходимо построение вертикально-интегрированных и "прозрачных" цепочек и альянсов: "инвестор-девелопер-строитель-покупатель". Девелоперам и строителям следует подумать о том, как предложить инвесторам более "зрелые", осязаемые во времени, тщательно просчитанные проекты. Не используется еще потенциал сотрудничества с инвестиционными компаниями, у которых есть "длинные деньги": например, негосударственные пенсионные фонды. Да и более мелкие игроки (кредитные и потребительские кооперативы) могли бы вкладывать
средства своих клиентов (в основном физических лиц), если бы им предлагался конкретный и юридически проработанный механизм инвестирования с оценкой рисков и результатов.
4. И наконец, цепочку (альянс) замыкают покупатели. Девелоперы не должны сваливать ответственность за организацию товариществ собственников жилья на них самих сразу по окончании строительства, но сами выступать инициаторами таких образований: создавать информационные доски, поощрять интернет-форумы, содействовать юридическому оформлению таких сообществ, оказывать им бесплатную консультационную поддержку на начальных этапах. Это будет способствовать прозрачности и распространению информации о реализуемом проекте
среди потенциальных инвесторов намного больше, чем прямая реклама. И, таким образом, созданные ТСЖ будут намного эффективнее "карманных" строительных.
В качестве итога. Россия отстает от многих стран именно в производительности и эффективности бизнес-процессов. Мы знаем это, но все списываем на государство, которое недостаточно "вкладывается" в ее рост. Но есть ли что-то, что зависит от нас? Мы считаем, что да. Возвращение инвестиционной привлекательности российскому рынку недвижимости возможно в случае роста конкурентоспособности тех, кто на нем работает.

Контактная информация:
------------------------------
Сайт компании: http://pmc-appraisal.ru
Контактное лицо: Долинная Елена
менеджер
E-mail: elenzim@ya.ru
Телефон: +7 950 0283658

В избранное