Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Узбекистан глазами «Ферганы.Ру». Древняя цивилизация тысячи крепостей в песках Кызылкума

Андрей Кудряшов (Ургенч), 15.10.2006 18:52 msk

Цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях. Питающаяся горными ледниками Памира, великая река Амударья тогда, как и сегодня, несла свои воды за тысячу километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум. Связанное с речными паводками сезонное орошение, богатое рыбой и дичью побережье Аральского моря и бескрайние пастбища сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники - затерянные города и исполинские крепости.

Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам. Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей - около тысячи. Большинство из них еще мало изучено, поскольку находятся они в стороне от проезжих дорог, среди непроходимых барханов и солончаков, в руслах давно пересохших рек.

Дальнейшие их исследования могут изменить многие из современных взглядов на историю Центральной Азии и Евразийского континента. Не случайно регион привлекал к себе особенное внимание в середине прошлого века, когда лазутчики из нацистского общества по изучению наследия предков «Аненербо» искали здесь мифологическую прародину арийцев Асгард. В то же время для поисков погребенных под песком крепостных стен и древних оросительных каналов советским археологам была предоставлена даже военная авиация, в результате чего в Кызылкуме были обнаружены целые «страны» из связанных между собой укрепленных сооружений.

Династическая столица Топрак-Кала

Первая загадка, с которой столкнулись исследователи, заключалась в том, что крупные поселения древнего Хорезма обнаружились вдали от плодородной поймы Амударьи, в которой уже с V века до нашей эры существовала развитая сеть ирригационных сооружений. Но земледельческий оазис граничил с владениями кочевых племен, с которыми в мирные времена шел интенсивный обмен зерна и ремесленных изделий на мясо и шерсть. Однако для поддержания мира от тех же кочевников нужно было охранять границы.

К тому же сама великая река, сезонные паводки которой приносили на поля земледельцев воду и плодородный ил, не только дарила жизнь и богатство, но приносила смерть и хаос. Непокорное русло Амударьи нередко меняющееся и в наши дни, в прошлом было знаменито катастрофическими наводнениями. Поэтому древние хорезмийцы возводили свои города не на берегу реки, а на пустынных возвышенностях, защищая неприступными стенами дворцы правителей, воинские казармы, храмы поклонения огню и солнцу и кварталы ремесленников.

В 1938 году известный советский археолог С.П.Толстов при проведении разведочных работ в пятидесяти километрах от правого берега Амударьи обнаружил развалины древнего города площадью более 17 гектаров (500 на 350 метров), окруженные крепостными стенами высотою до 20 метров и толщиной до 12 метров. Так была открыта Топрак-Кала или Земляной город, считающийся столицей династии, правившей Хорезмом в II-III веках нашей эры.

Население Топрак-калы, по мнению ученых, достигало тогда 2,5-3 тысяч человек, не считая женщин и детей. В укрепленном сторожевыми башнями царском дворце археологи раскопали «Зал царей» - династическое святилище с 23 массивными фигурами из глины, «Тронный Зал», «Зал побед», «Зал оленей», «Зал танцующих масок» и «Комнату червонных дам» с женскими барельефами, напоминающими карты Таро.

«Зал темнокожих воинов» представляет собой особую загадку, поскольку, по реконструкциям академика М.М.Герасимова, хорезмийцы относились к явно европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами с тонкими чертами лица, хотя со смуглой или бронзовой кожей.

Рядом с крепостью, в те времена окруженной плодоносящими виноградниками и возделанными полями, располагалась загородная резиденция и охотничий парк за квадратной оградой. Подобные парки у азиатских вельмож назывались «парадайза». Роскошный отдых в цветущих садах с прохладными источниками и экзотической дичью, которой некуда бежать от охотников, был напрямую связан с представлением о парадизе - рае, который богоподобные правители обустраивали для себя уже в земной жизни.

К несчастью, большинство материальных находок Топрак-Калы не пережили новейшего времени. В разгар исследований С.П.Толстова грянула Вторая мировая война, и ученый ушел на фронт добровольцем, возобновив раскопки лишь в 50-е годы. До сих пор среди местных жителей бытует легенда о несметных сокровищах, будто бы найденных Толстовым, но в первые дни войны в спешке перепрятанных где-то неподалеку по приказу советского руководства.

На самом деле ценнейшие из находок - скульптуры и фрески - сильно пострадали от дождей и перепадов температур, поскольку большинство из них были выполнены из того же материала, что и сами величественные сооружения - из обычной глины.

Миллиард глиняных кирпичей

В отличие от египетских пирамид и дворцов Вавилона замки древнего Хорезма строились без применения камня, так как в окрестностях не было известняка и гранита, а древесина тугайных зарослей не подходила для производства бревен и досок. Но хорезмийцы, по-видимому, обладали какими-то уникальными строительными секретами, позволявшими возводить очень прочные сооружения из сырцовых кирпичей и глины. Мелкие камни, подобранные в пустыне, служили лишь укрепляющей прослойкой в кладке, а речной песок, впитывающий дождевую воду, обеспечивал сухость внутренних помещений.

Топрак-кала была сложена из миллионов крупных кирпичных блоков размером 40х40х12 сантиметров. Для их изготовления и доставки на место строительства была задействована вся государственная машина. Изучив своеобразные «товарные знаки» на каждой партии кирпичей, археологи пришли к выводу, что в те времена государство Хорезма включало в себя не меньше 15 провинций с населением приблизительно 30-50 тысяч человек в каждой.

Вычисления помогли понять и то, почему исполинский замок, простоявший почти 2000 лет, был покинут его жителями всего через двести лет после постройки. Первоначально считалось, что местность могла обезлюдеть из-за того, что очередной поворот русла Амударьи оставил без воды оросительные каналы, самый крупный из которых отходил от речных берегов на 70 километров. Но теперь ученые склоняются к тому, что Топрак-Кала могла быть была заброшена по чисто политическим причинам. В 305 году основатель новой династии Африг перенес резиденцию в Кас на территории современного города Бируни, наверное, не захотев жить в тени славы своих предшественников.

На десять веков пережила Топрак-калу соседняя крепость Кызыл-Кала, поначалу служившая лишь дополнительным укреплением. Несмотря на сравнительно небольшие размеры (65х65 метров), эта крепость имела двойные стены толщиной 8 метров каждая, чтобы стенобитные орудия не смогли открыть врагам доступ во внутренние помещения. Благодаря такой оборонительной мощи Кызыл-Кала прослужила защите границ Хорезма вплоть до нашествия орд Чингисхана в XIII веке.

Местные жители верят, что Кызыл-Калу и Топрак-Калу до сих пор связывает многокилометровый подземный ход, в котором обитают злые духи пустыни, бродят души предков и спрятаны несметные богатства.

Крепость на ветру Аяз-Кала

Настоящим чудом света можно назвать городище Аяз-Кала или Крепость на ветру, расположенную в 20 километрах к северо-востоку от Топрак-Калы, между движущимися песками Кызылкума и отрогами священных гор Султан Увайс.

Обширное городище на плоской возвышенности, возникшее, возможно, еще в IV веке до нашей эры, спустя пять веков, во времена Кушанской империи, было укреплено удивительным замком на вершине крутого холма высотой 60 метров, преодолеть подъем на который пешему человеку трудно даже налегке.

Стены Аяз-Калы обращены к четырем сторонам света, а единственный вход, предваренный хитроумным лабиринтом, устроен с юга, чтобы господствующий в этих краях южный ветер сам выдувал из города пыль и мусор.

Согласно местным преданиям, во времена большой смуты, когда умер старый правитель и некому было занять его место, жрецы предсказали собравшейся толпе, что новым шахом должен быть избран тот, на чью руку сядет отпущенный на волю охотничий царский сокол. Но птица села не на руку, а прямо на голову простому воину, и когда ее отогнали, во второй раз вернулась на то же место. Народ короновал воина, который лично руководил постройкой нового замка на холме, и, воцарившись в нем, правил долго и справедливо. Чтобы не забывать о своем происхождении, вчерашний вояка, а ныне царь повелел повесить на видное место перед троном старый стоптанный сапог.

Легенда косвенно подтверждает, что новые крепости и дворцы в древнем Хорезме во времена его расцвета при очередной смене правящих династий сооружались с исключительной легкостью.

С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы.

Священные горы Султан Увайс

К северо-западу от крепостей Аяз-Кала и Топрак-Кала тянется невысокая гряда гор Султан Увайс, знаменитая абсолютно черной окраской породы. Эти горы, единственные во всем Хорезме, считаются священными. Некогда на их склонах существовало святилище Анахиты - богини воды и плодородия. До наших дней сохранился лишь пруд со священными рыбами, которых до сих пор, если они гибнут от пересыхания родника во время засухи, хоронят с плачем, завернув, как людей, в белые саваны.

Ислам, утвердившийся в низовьях Амударьи в средние века, чтобы преодолеть древние языческие культы, распространил в этих местах культ Ваиса аль Карани - йеменского пастуха, ставшего одним из первых последователей пророка Мухаммеда. Ему посвящен мазар в урочище Султан Баба, который ежегодно посещают тысячи паломников, считающих, что Султан Увайс жил и погиб за веру на земле Хорезма.

Но в соседстве с народными поверьями культ мусульманского святого, занесенный с юга Аравийского полуострова, приобрел здесь своеобразные черты. Так у казахов и туркмен его считают покровителем верблюдов. А в засушливых местах Хорезма он, как некогда Анахита, считается покровителем дождя и подземных источников.

По местной легенде, Султан Увайс всегда ходил босой, голый и непрерывно кричал: «Ху! Ху!», что по-арабски значит «Он» - одно из имен Аллаха. Однажды сподвижники пророка эмиры Абубекр, Омар, Осман и Али принесли ему одежду, посланную Мухаммедом, который, как известно, не одобрял аскетизма и нищеты. Надев на себя плащ и колпак, Увайс впал в экстаз и тотчас предстал перед Всевышним, но стал бить себя камнем по голове и обливаться слезами, моля отдать ему всех грешных людей, чтобы он смог наставить их на путь истины и уберечь от ада. Бог отдал ему только одну треть.

Согласно другому мифу, узнав, что в сраженье с неверными пророк Мухаммед потерял зуб, Увайс выбил себе все 32 зуба и обратил их в камни, которыми побил полчища врагов веры. Из этих камней и возникли священные горы.

Народные предания, сложившиеся спустя века после первого расцвета цивилизации Хорезма, отражают исконную веру хорезмийцев в особую, данную свыше, благодать, которой наделена их земля. Почти через тысячу лет после того как опустели засыпанные песком древние крепости на правом берегу Амударьи, Хорезм пережил новый расцвет. Государство Хорезмшахов, утвердившееся в средневековье на правом берегу реки, в Гургандже и Хиве, распространило свое влияние от Памира и Тянь-Шаня до Персидского залива и междуречья Тигра и Евфрата, уступив только натиску монгольских орд.

Цивилизации древнего Египта и Вавилона были мало известны европейцам до сенсационных открытий, сделанных археологами в XIX веке. Историю древнего Хорезма ученые начали изучать лишь в середине прошлого века, и до сих пор она скрывает множество удивительных тайн.

* * *

Узбекские пограничники ограбили гражданина Кыргызстана

Соб. инф., 15.10.2006 17:20 msk

Узбекские пограничники, угрожая табельным оружием, отобрали у гражданина Кыргызстана табачные изделия на сумму 273 тысячи сом (примерно 7тыс долларов США) и увезли отнятый товар на территорию Узбекистана. Как сообщает радио "Азаттык" (киргизская служба радио «Свобода»), инцидент произошел в Кадамжайском районе вблизи киргизско-узбекской границы, на территории Кыргызстана.

 

Потерпевшая - гражданка Кыргызстана Уулжан Мулладжанова - уже обратилась в правоохранительные органы Баткенской области. Как сообщает глава отдела по обороне и безопасности администрации Баткенской области Таштемир Эшалиев, на данный момент ведется расследование инцидента.

* * *

Киргизия: лидеры оппозиции разъяснят иностранным дипломатам суть акции протеста

Соб. инф., 15.10.2006 17:09 msk

На встречу с лидерами политической оппозиции приглашены представители всех дипломатических миссий, аккредитованных в Кыргызстане. На встрече, которая назначена на 18 октября, активисты оппозиции проинформируют дипломатический корпус о предстоящем 2 ноября текущего года митинге. Об этом сообщили источники ИА «Фергана.ру» в штабе оппозиционного движения "За Реформы!".

Напомним, 2 октября совет движения «За реформы!» заявил, что власть игнорирует волю народа Кыргызстана, не выполняя требования митингов и народных курултаев. По мнению оппозиционеров, в республике продолжается «семейное правление» и усиливаются политические гонения, а давление на средства массовой информации продолжаются.

В связи со сложившейся в стране катастрофической ситуацией и в соответствии с решениями митинга 27 мая 2006 года и народного курултая в Аксы 17 сентября 2006 года, движение «За реформы!» начинает 2 ноября 2006 года бессрочный митинг с требованиями отставки президента Кыргызстана К.Бакиева и премьер-министра Ф.Кулова.

* * *

Узбекистан: в Карши состоялась премьера пьесы итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо

Нигора Хасанова, 15.10.2006 16:04 msk

23 сентября в узбекском городе Карши состоялась премьера спектакля «Ла-лай на-най (Де Преторе Винченцо)» театра-студии «Эски Масжид» по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо. Осуществить постановку «печальной комедии» режиссёру Овлякули Ходжакули помогло Посольство Италии в Узбекистане. Сценография и костюмы – Мария Сошина. Спектакль идёт на узбекском языке, перевел пьесу с русского на узбекский язык художественный руководитель театра-студии «Эски Масжид» И.Тураев и Б.Курбанов. Режиссер театра-студии Овлякули Ходжакули ответил на вопросы «Ферганы.Ру».

Нигора Хасанова: - Почему для новой постановки театра-студии «Эски Масжид» была выбрана именно эта пьеса Эдуардо де Филиппо?

Овлякули Ходжакули: - Потому что эта пьеса о людях, об отношениях людей между собой, об утрате взаимного уважения, духовных ценностей… Герой бродит по земле как странник, как дервиш, неизвестно – кто его отец и кто мать. Однажды он попробовал пожить среди людей, и выяснилось, что люди слишком заняты своими собственными проблемами, они просто не успевают обратить внимание на тех, кто рядом страдает и мучается. Каждый занят самим собой, но, попав в беду, начинает смотреть по сторонам и понимать страдание окружающих.

Нигора Хасанова: - Что побуждает людей изменить свою позицию – только то, что они сами попадают в бедственное положение?

Овлякули Ходжакули: - Смерть героя, он жертвует собой. Спровоцировав собственную смерть – получив пулю в сердце, он показал, что человек постоянно нуждается в духовной и материальной помощи ближних.

Нигора Хасанова: - Почему кто-то должен пожертвовать своей жизнью, чтобы люди вспомнили о простых ценностях и заповедях, таких как, например, «возлюби ближнего»?

Овлякули Ходжакули: - По-моему, в разные периоды жизни человечества обязательно нужны такие жертвы. Наверное, не случайно, Бог всё так устроил. Хотя один из героев пьесы и говорит о необходимости переустройства земных законов, он считает, что эти законы устарели.

Нигора Хасанова: - Среди персонажей пьесы – как земные, так и небожители. Как удалось совместить два мира на одной сцене при минимуме декораций?

Овлякули Ходжакули: - Это позволил сделать сам приём игры. Всё начинается со смерти героя, который, лёжа на смертном одре, вспоминает свою жизнь. Таким образом, действие раскручивается в обратном направлении. И художник Мария Сошина нашла такое решение, которое помогло объединить прошлое и настоящее, мир земной и божественный. Мы уже давно работаем с Машей. Это очень глубоко, скрупулёзно работающий театральный художник. Мне кажется, работа получилась замечательная. Я очень доволен, даже не ожидал. Раньше нам приходилось идти на компромисс, потому что театр работал в фольклорном стиле. В этот раз мы отказались практически от всех предыдущих, наработанных приёмов. Новый спектакль, можно сказать, европеизированного характера. Играют те же самые актёры, но стиль игры - современный, мы не использовали никакие фольклорные традиции…

Нигора Хасанова: - Ни узбекские, ни итальянские?

Овлякули Ходжакули: - Ни те, ни другие.

Нигора Хасанова: - Как актёры отнеслись к этому – абсолютно для них новому – материалу и стилю игры?

Овлякули Ходжакули: - Актёры с начала испугались. Потому что я их оставил как бы «оголёнными». Они привыкли работать в фольклорном стиле – пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах. И это было для них спасением, ведь «Эски Масжид» - полупрофессиональная труппа. В этот раз я заставил их работать вне привычных амплуа, работали как драматические актёры - больше на этюдах. С самого начала года работа шла в два этапа. Длительный период работали «обрывом», потому что они многого не понимали. Мы сделали несколько пробных этюдов. Летом завершили первый этап, осенью – 23 сентября отыграли премьерный спектакль. И вот только теперь они поняли, только теперь «почувствовали вкус» драматической игры, им это очень нравится и актёры мечтают привезти этот спектакль в Ташкент, показать его ташкентским зрителям, поделиться впечатлениями и новым опытом.

Нигора Хасанова: - А есть ли возможность показать спектакль не только в столице, но и в других регионах страны?

Овлякули Ходжакули: - Мы обязательно найдём такую возможность. Каждую свою премьеру театр-студия «Эски Масжид» показывает в соседних областях. Со спектаклями «Каин и Авель», «Раксу Самоъ» гастролировали по всему Узбекистану. И новую постановку – ставшую для труппы одной из любимых – начиная с Ташкента, планируем показать во всех регионах страны, включая Ферганскую долину, Хорезмскую область, Самарканд.

Нигора Хасанова: - Организация гастролей – дело весьма хлопотное, хотя и труппа мобильная и декорации – благодаря Маше Сошиной – особых хлопот не доставляют. Кто помогает организовать гастрольные поездки – местные власти?

Овлякули Ходжакули: - Конечно, что касается гастролей по областям страны, то в первую очередь мы обращаемся к местным властям, в хокимият Кашкадарьинского вилоята (администрацию области). Я сам несколько раз встречался с хокимом (главой администрации) Нуриддином Зайниевым – замечательным человеком, который неоднократно помогал театру. Как известно, в этом году отмечается 2700-летие города Карши, это очень большое событие, как для города, так и для театра-студии, ведь «Эски Масжид» - один из главных участников праздничных мероприятий. В мае хоким присутствовал на премьере спектакля «Еркурган» И.Тухтамышева, который был посвящен 2700-летию города Карши. После премьеры он выступил с речью благодарности, не скрывая радости от того, что один из лучших современных театров Центральной Азии находится в городе Карши. И в знак благодарности пообещал реконструировать старое здание театра и создать комфортабельные условия для труппы.

Нигора Хасанова: - В марте этого года труппа «Эски Масжид» приняла участие в международном театральном фестивале «Полицентраль» (г. Гамбург, Германия), являющемся своего рода «театральной ярмаркой», неким «смотром новых театральных талантов». Есть ли планы по «расширению географии» гастролей, приглашения на другие подобные международные театральные форумы?

Овлякули Ходжакули: - Да, в мае будущего года мы приглашены на фестиваль «Пассаж» в г.Нанси (Франция). Есть приглашение на фестиваль в Португалии, который состоится в апреле. Недавно мы получили предложение для участия в фестивале в Брешии (Италия) в мае и сразу же послали материалы, документы по нашей новой постановке Эдуардо де Филиппо. Теперь ждем рассмотрения нашей заявки на участие в фестивале.

Нигора Хасанова: - Совместный проект с Посольством Италии не единственный в Вашей практике. Ранее был спектакль «Натан Мудрый» по пьесе Лессинга, который был поставлен при содействии Гёте Институт Ташкент, не так ли?

Овлякули Ходжакули: - Да, эта постановка в Узбекском Национальном Академическом Драматическом Театре была осуществлена по инициативе г-на д-ра Фалька Бомсдорфа , возглавляющего представительство Фонда Фридриха Наумана в Poccии и в странах СНГ (Die Stiftung fur Liberal Politik Friedrich Naumann). Кстати, узбекская версия «Натана Мудрого» в ближайшем будущем будет записана представителями офиса печатной компании Питера Штайна (Peter Stein Verlag. www.peter-stein-verlag.de), по его личному решению, для немецкого телевидения – в «Фонд театральных шедевров мира». А 27 октября в Ташкент приедет киргизская версия этого спектакля (постановка Овлякули Ходжакули – Н.Х.) при поддержке Фонда Фридриха Наумана в Москве и Посольства Киргизстана в Узбекистане.

Нигора Хасанова: - Вернёмся к премьере. Жанр пьесы вы определили «печальная комедия». Как удалось сохранить чистоту жанра в условиях двойного перевода – с итальянского на русский и с русского на узбекский – и при этом не забыть об особенностях местного диалекта?

Овлякули Ходжакули: - Да, вот здесь мы долго думали – как сохранить кашкадарьинский, точнее шахрисабзский диалект, на котором говорят актёры труппы. Это очень важный момент, чтобы актёры почувствовали, прочувствовали всё то, о чём говорят, чтобы в дальнейшем это смог воспринять и наш зритель. Актёры говорят на том диалекте, на котором когда-то научились говорить дома – с мамой и папой.Что касается жанра «печальной комедии», замечу, что история любого человека, в большинстве случаев, обычно заканчивается грустно. Печально то, что нашему герою - в самом расцвете лет – пришлось умереть, чтобы всем остальным жилось хорошо. Но не всё так плохо, не всё потеряно. Остаётся надежда на жизнь. Ведь все размышления автора и его героев направлены на то, чтобы расшевелить людей, чтобы не прозевали, обратили внимание друг на друга, чтобы ещё лучше и дольше жить.

Нигора Хасанова: - Чтобы не было слишком поздно?

Овлякули Ходжакули: - Да!


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное