Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


К участию в программе по переселению в Россию не допускаются судимые, ВИЧ-инфицированные люди и одинокие пенсионеры

13.10.2006 10:55 msk

«КП», соб. инф.

Как сообщил вчера, 12 октября, на пресс-конференции в Москве начальник управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы (ФМС) России Евгений Маняткин, в программе переселения, утвержденной президентом России в июне этого года, готовы принять участие около шести миллионов соотечественников, проживающих за рубежом. В 2007 году в Россию смогут переехать первые 50 тысяч переселенцев.

При этом, по словам директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Александра Чепурина, трактовать категорию «соотечественник» надо широко, не ограничиваясь только русскими по национальности. По его мнению, это «люди, связанные с Россией этническими, культурными, историческими, духовными узами, которые испытывают потребность поддерживать контакты с исторической родиной». И в качестве примера Чепурин привел Украину, где, по его словам, «проживает около двенадцати миллионов наших соотечественников, и только около восьми миллионов являются русскими».

Напомним, что согласно закону «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Как сообщает газета «Комсомольская правда», российские власти готовы оплатить провоз пятитонного контейнера с багажом на семью из трех человек, а также выдать каждому переселенцу «подъемное» пособие в размере порядка 100 тысяч рублей. Обязательным условием программы является предоставление переселенцам рабочего места и жилья. В течение недели участникам программы будет предоставлено разрешение на временное проживание, после чего можно устраиваться на работу и покупать жилье. А через полгода переселенец и все члены его семьи получат российское гражданство. Если же участник программы по переселению пожелает покинуть выбранный им для проживания регион ранее, чем через два года после переезда, он сможет это сделать, если вернет государству сумму выданного ему подъемного пособия.

Так как программа переселения рассчитана прежде всего на тех, кто в России будет работать, то в программе не смогут участвовать одинокие пенсионеры. По словам Маняткина, пенсионеры могут приехать в составе семьи работоспособного переселенца. «Мы не собираемся разбивать семьи», - пояснил он. Кроме того, в Россию закрыт путь судимым и ВИЧ-инфицированным. Проведение экзамена на знание русского языка пока не предусмотрено.

Напомним, среди «пилотных» регионов, которые примут первых переселенцев по программе, - Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская области (в европейской части России), Тюменская и Новосибирская области, Красноярский край, Приморский и Хабаровский края, Иркутская и Амурская области (в Сибири и на Дальнем Востоке). Как сообщил Евгений Маняткин, к 1 января 2007 года остальные регионы, не вошедшие в 12 пилотных зон, также представят свои программы по переселению.

Чтобы стать участником программы, желающим следует обращаться в консульские службы России либо в представительства Федеральной миграционной службы. Отделения ФМС уже открыты в пяти странах: Латвии, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Армении. Идет работа по открытию представительств на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Грузии, Германии и Израиле.

По данным Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России, российская диаспора за рубежом насчитывает 30 млн. человек, из них 20 млн. проживают в странах СНГ, и 10 — в дальнем зарубежье. Российская диаспора является третьей по величине в мире.

* * *

Узбекистан: Милосердия стало меньше

13.10.2006 15:38 msk

Форум-18

Порядка двенадцати иностранных благотворительных организаций, занимавшихся в Узбекистане гуманитарными программами, прекратили свое существование в этом году вследствие деятельности узбекских властей по закрытию организаций религиозной направленности. В некоторых случаях запрет деятельности основывался всего лишь на подозрении в причастности к религии. По мнению сотрудников этих организаций, причиной закрытия чаще всего становилась именно миссионерская деятельность. По словам источника интернет-издания Форум-18, «несколько сотен» протестантов Узбекистана, работавших в иностранных неправительственных организациях (НПО), были вынуждены оставить страну.

Почему иностранным религиозным благотворительным организациям запрещают работать в Узбекистане, хотя законы страны этому не препятствуют? Внятного ответа на этот вопрос от правительственных чиновников страны корреспондентам Форума-18 добиться так и не удалось. К примеру, чиновник Государственного Комитета по делам религии Азиз Обидов вовсе не знал, разрешено ли иностранным религиозным благотворительным организациям работать в Узбекистане и имеют ли их сотрудники-иностранцы право общаться с узбекскими гражданами на религиозные темы (именно проповедническую деятельность среди узбекских граждан ставили в вину нескольким иностранным НПО, которые затем были закрыты). Обидов настаивал на том, что регистрация религиозных НПО не входит в компетенцию Комитета по религиозным делам: «Западные журналисты - странные люди. Например, они звонят нам, когда милиционеры арестовывают верующих. Но при чем тут мы! Им следует звонить в милицию». Когда ему возразили, что Комитет ответственен за все проблемы, связанные с религией, Обидов не нашел что ответить. Тем не менее, он признал, что перед лишением регистрации американской НПО Winrock International министерство юстиции Узбекистана прислало в Комитет для анализа изданную этой организацией книгу под названием «Islom dini hotin-kizlar» («Ислам и женщины»). «Мы пришли к выводу, что книга искажает постулаты ислама и оскорбляет чувства мусульман», - сказал Обидов.

С 2004 года за регистрацию иностранных НПО отвечает отдел регистрации общественных и религиозных организаций министерства юстиции Узбекистана, которому эти функции были переданы министерством иностранных дел. Именно действия этого отдела привели к закрытию ряда иностранных неправительственных организаций. Говорить с журналистами сотрудники отдела отказались, мотивируя тем, что об отношении правительства к работе религиозных благотворительных учреждений и их сторонников может рассказать только начальник отдела Джалолиддин Абдусаттаров. Встретиться с которым, несмотря на неоднократные попытки, журналистам Форума-18 так и не удалось.

Джеймс Холл, лидер одной из христианских гуманитарных групп, закрытых в этом году правительством Узбекистана, из организации Центральноазиатский свободный обмен (Central Asian Free Exchange - CAFE), настаивал на том, что гуманитарные проекты его организации не имеют религиозной подоплеки. «Я сказал им, что христианство не имеет отношения к нашим проектам. Я был честен, и я почувствовал, что они меня поняли».

Последняя из проверок религиозной организации министерством юстиции была проведена в Ташкенте, в благотворительной миссии Матери Терезы. «Министерство изучает деятельность миссии на предмет соблюдения законов Узбекистана и соответствия целей, декларированных в уставе», – сообщил один из чиновников министерства юстиции российскому агентству Интерфакс 5 октября. Он утверждал, что проверка была рядовой.

Вебсайт Католической Апостольской Администрации в Узбекистане - www.agnuz.info - сообщает, что Миссионеры Милосердия прибыли в страну в 1993 году. Сейчас девять сестер милосердия живут в Ташкенте, помогая уличным детям, пациентам больниц и пожилым людям, живущим в одиночестве. Министерство юстиции повторно зарегистрировало группу миссионерок в марте 2004 года.

По данным Форума-18, Миссионеры Милосердия знали о запланированной проверке и были рады, что местные власти не намерены закрывать узбекский филиал их организации. В отличие от протестантов католики не имеют проблем с властями, и это, возможно, объясняется тем, что католическая церковь не занимается миссионерской деятельностью и не проповедует среди узбеков.

В начале 90-х годов прошлого века в Узбекистане без регистрации действовало множество мусульманских благотворительных организаций, но после принятия нового Закона о религии в 1998 году все они были изгнаны из страны, рассказал бывший главный муфтий Узбекистана Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф Форуму-18. В настоящее время в Узбекистане работает только одна мусульманская благотворительная организация - Комитет мусульман Азии, созданный в 1989 году кувейтской Международной Исламской Благотворительной Организацией.

Бывший главный муфтий сказал, что Комитет мусульман Азии (КМА) довольно активен: осуществляет поддержку сирот и нуждающихся семей, роет колодцы, спонсирует одаренных студентов. Один из проектов Комитета предоставляет убежище 500 сиротам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Комитет также оказывает финансовую поддержку Исламскому университету в Ташкенте, созданному государством, и медресе, но сотрудники КМА не преподают в этих учреждениях. Комитет также распространяет Коран и другую мусульманскую литературу, которая проходит обязательную цензуру государственного Комитета по религиозным делам.

Из неправительственных организаций, закрытых в этом году по религиозным причинам, две были американскими и обвинялись в протестантской миссионерской деятельности.

Как сообщил 6 сентября 2006 года один из узбекских проправительственных веб-сайтов, Ташкентский городской суд по гражданским делам ликвидировал узбекский филиал американской неправительственной организации Partnership in Academics and Development (PAD). На вебсайте PAD говорится, что организация предоставляла небольшие ссуды фермерам, обучала журналистов, спонсировала бизнес-образование и консультации психического здоровья, а также предоставляла различные услуги студентам.

В судебных слушаниях приняли участие Д. Абдусаттаров, глава отдела министерства юстиции, и его коллега Ахмад Мансуров. В заявлении министерства говорилось, что PAD нарушила свой устав, проводя миссионерскую деятельность, главным образом - среди студентов вузов. Один из студентов утверждал, что на встрече с иностранными сотрудниками PAD в центре «Хамкорлик» в Узбекском государственном университете мировых языков в Ташкенте распространялись экземпляры Библии, а также пропагандировалось «превосходство христианской религии над исламом». А один из сотрудников «Хамкорлик» заявил, что каждый четверг группа приблизительно из десяти христиан-неофитов собиралась на частных квартирах, и что «в Ташкентском озере был проведен обряд крещения, по крайней мере, однажды с прямым участием иностранцев». Министерство юстиции заявило также, что оно получило многочисленные жалобы на деятельность PAD.

«Вообразите чувства родственников и друзей тех молодых людей, которых обманули, предав их веру», - сказал независимый эксперт Улугбек Мухамадиев. Он утверждает, что в деятельности таких неправительственных организаций нарушен не только юридический, но и моральный аспект. «Злоупотребляя доверием и приветливостью узбекского народа, под маской благотворительных неправительственных организаций целая сеть различных протестантских религиозных организаций вела активную деятельность в стране».

CAFЕ, в конце концов, отказалась от подачи протеста против закрытия после того, как Ташкентский суд в июле отклонил жалобу организации на более ранние постановления суда. Юридические акции местных властей против отделений CAFЕ в различных городах по всему Узбекистану начались в апреле, чаще всего это были обвинения сотрудников организации в прозелитизме. Религиозное агентство печати Compass Direct сообщило, что в отсутствие адвоката, желающего взяться за судебное дело с предопределенным приговором, правозащитник Марат Захидов исполнял обязанности общественного защитника во время суда.

В январе 2006 года власти приостановили на три месяца деятельность двух южнокорейских неправительственных организаций: Института Азиатской Культуры и Развития и Корейского Фонда Мировой Помощи (Korean Foundation for World Aid), обвинив их в проведении протестантской «пропаганды» и распространении протестантской литературы. Обе НПО теперь закрыты.

В апреле Самаркандский городской суд признал четырех иностранных членов местной религиозной организации виновными в «попытках обратить в протестантство местных жителей» и оштрафовал их. «Свидетели говорили на суде, что под прикрытием обучения английскому языку иностранные сотрудники призывали студентов местных университетов отказаться от ислама или православия и принять протестантство», – сообщил проправительственный веб-сайт 10 мая.

Наряду с закрытием иностранных религиозных НПО в начале 2004 года узбекские власти стали закрывать и неправительственные организации, вовлеченные в политическую или социальную деятельность, и этот процесс ускорился после подавления восстания в Андижане в мае 2005 года. Среди закрытых организаций - Freedom House и Internews. В апреле 2006 года правительство закрыло местный офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

В то время как международные религиозные благотворительные организации испытывают в Узбекистане большие трудности, некоторые местные религиозные сообщества говорят, что они не имеют проблем, занимаясь благотворительностью без участия иностранцев. «Никто не препятствует нам в благотворительной деятельности: почти каждая православная церковь в Узбекистане занята благотворительностью» – сказал 6 октября 2006 года корреспондентам Форума-18 Алексей Темников, помощник епископа православной церкви в Средней Азии. «Но в Узбекистане нет никаких российских или православных организаций» - добавил он.

Источник – «Forum-18»

 

Перевод с английского © ИА "Фергана.Ру"

* * *

Ответственность за реализацию программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах России

13.10.2006 16:39 msk

Наталья Зотова

Во время поездки по Астраханской и Волгоградской областям России мне удалось побеседовать с двумя экспертами, занимающими примерно одинаковую должность в областных администрациях. Должности лишь немного отличаются по названию. Так, Александр Сергеевич Стадник – начальник межэтнического отдела в администрации Астраханской области. Олег Игоревич Бородин – заместитель председателя Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Оба отдела имеют одну и ту же зону ответственности – они работают с национальными объединениями в областях, курируют проведение различных праздников и мероприятий, решают вопросы взаимодействия национально-культурных автономий с властями, а также зачастую гасят споры и конфликты, сглаживают острые углы в межэтнических отношениях. Поэтому наша беседа затрагивала вопросы состояния миграционных процессов в настоящий момент, а также перспективы развития ситуации после января 2007 года. Кроме того, мы побеседовали и о проблемах привлечения и приема «соотечественников», что так широко обсуждались после выхода Указа президента России летом 2006 года.

Для справки: В январе 2007 года вступают в силу Законы №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и №110-ФЗ от 18 июля 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также - о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Новые законы вносят ряд важных изменений в миграционное законодательство. Так, регистрация приезжих будет происходить в уведомительном порядке, а работник-мигрант сможет самостоятельно получать разрешение на работу в Российской Федерации.

Предлагаем вниманию наших читателей отдельные части интервью. Примечательно, что два эксперта, не сговариваясь, дали совпадающие оценки происходящим процессам в области миграции, изменениям в сфере регулирования миграции и т.д.

Фергана.Ру. - Что нужно предпринять на законодательном уровне, чтобы сделать миграцию более прозрачной?

А.Стадник. - Мы должны четко знать, кто приезжает, зачем, каким образом легализуется. Для того чтобы принять какой-то закон, государство должно выяснить, какие люди ему нужны, в какое время и какого качества рабочая сила нам требуется. А это не сделано. В России до сих пор нет кадастра земель, не решен вопрос о стоимости земли, не проведено размежевание. Как и на каких условиях мы будем приглашать людей? Сначала нужно решить эти вопросы и уж потом говорить о миграции. Проблема легальной миграции на сегодняшний день очень злободневна. Если мы сумеем упорядочить миграцию, нам удастся пресечь наркотрафик и не допустить на территорию Российской Федерации нежелательные, преступные элементы.

Фергана.Ру. - Для регулирования миграции государством должна быть выработана четкая политика – что мы хотим увидеть дальше...

А.Стадник. - Конечно. Что мы хотим, есть у нас основания приглашать людей или нет. Мы даже этого не знаем! Сейчас и президентом, и в правительстве обсуждается тема возвращения соотечественников из-за рубежа. А ведь даже не определились с понятием «соотечественник». Т.е. нет предмета разговора, причем - нет на всех уровнях. А какие «соотечественники» к нам приедут? Здесь сразу возникает вопрос интеграции различных культур в обществе, мигрантов, несущих каждый свою культуру.

Фергана.Ру. - Что можно сделать, чтобы помочь интеграции и адаптации, на уровне программ или идей?

А.Стадник. - Выдумывать ведь ничего не надо: существуют законы государства и их просто нужно соблюдать. У нас их очень много - ратифицировали Конвенцию по национальным меньшинствам, есть закон о национально-культурных автономиях, об общественных объединениях, о языках и т.д.

Фергана.Ру. - Если я правильно понимаю, миграция из Средней Азии в Астраханской области не преобладает, наоборот - количественно ее стало меньше. Люди едут куда-то в другие места?

А.Стадник. - Здесь был очень большой перевалочный пункт. Сейчас стало чуточку полегче, но проблемы есть и будут. Все-таки по старой памяти люди перебираются сюда, здесь ворота в Азию. Возникает масса проблем - вопросы компетенции консульской службы, например, или утраты документов... А сугубо этнические проблемы возникают на более позднем этапе. Всем хочется жить хорошо и комфортно. Но не всегда и не все прибывшие люди понимают, как этого достичь, что для этого делать, какова должна быть линия поведения. Для некоторых сама городская среда создает эффект культурного шока, они теряются. Даже сезонные рабочие в полях создают нагрузку на социальную инфраструктуру, амбулатории, врачей. Кто-то приезжает с семьями и детьми... Зачастую мигранты остаются в Астрахани на постоянное место жительства. Косвенно на отношение населения к приезжим влияет и подорожание жилья. Немногие берут на себя труд задуматься, что стоит за ростом цен – сговор строителей или какие-то иные причины. А удобное объяснение всегда на виду – «инородец понаехал. Хотя в цене на жилье есть и эта составляющая, но это только одна составляющая.

Фергана.Ру. - В Астрахани очень этнически пестрое общество. Степень толерантности здесь намного выше, чем в Москве.

А.Стадник. - Астрахань - это традиционно «плавильный котел». Однако я не случайно упоминал, что доля русских в населении области уменьшается. Нам бы не перейти грань соотношения национальностей, потому что эта грань может быть трудно регулируема. На мой взгляд, с точки зрения государственного строительства и с точки зрения государственной политики, ничего зазорного нет в том, что во всех наших экономических и социально-хозяйственных вопросах мы должны учитывать соотношение между представителями и носителями различных культур. Потому что они могут войти в противоречие. Если идет естественный процесс ассимиляции, а он очень растянут во времени, то это постепенно нивелирует противоречия. А когда этнические «вбросы» сильные, ситуация гораздо сложнее.

Фергана.Ру. - Миграция в Волгоградскую область усиливается или снижается?

О.И.Бородин. - С одной стороны, усиливается, с другой, ослабляется. Основной вопрос, связанный с миграцией, это то, что количество должно переходить в качество. Может быть, с принятием некоторых последних документов будут происходить какие-то подвижки. Потому что миграционная политика без вложения определенных финансовых средств не может стать эффективной в полной мере.

Фергана.Ру. - Каковы положительный и отрицательный эффекты миграции?

О.И.Бородин. - Положительным моментом является улучшение демографической ситуации. Отрицательные в первую очередь, конечно, связаны с менталитетом как мигрантов, так и местного населения, который складывается, в том числе, и под воздействием поведения приезжающих из Средней Азии, республик Закавказья.

Фергана.Ру. - Если мы говорим о положительном аспекте улучшения демографической ситуации, то необходимо сказать об интеграции, адаптации людей…

О.И.Бородин. - Вопрос в том, что нужно, в первую очередь, разграничить потоки. Когда мы говорим о въезжающих, нужно четко осознавать, какая это категория мигрантов и зачем они сюда приезжают. Понятно, что они прибывают в Россию зарабатывать деньги. Однако нельзя рассматривать всех мигрантов как просто какую-то огромную совокупность, это неправильно.

Фергана.Ру. - Как регулировать процесс миграции?

О.И.Бородин. - В концепции регулирования миграционных потоков сказано, что государство может отдавать кому-то приоритет, применять избирательный подход при решении этих вопросов. Я прекрасно понимаю, что страна стоит перед падением в «демографическую яму», и Волгоградская область в том числе. Но если мы станем резко решать эту проблему при помощи мигрантов, например, из Средней Азии, я не могу дать прогноза, что это хорошо закончится. В первую очередь, надо очень четко осознавать, зачем они сюда едут. Часть людей приезжает сюда, чтобы остаться здесь жить, для того, чтобы внести что-то в русскую культуру, впитать из нее и работать на благо общества, которое они выбрали. А если они приезжают только чтобы заработать деньги и уехать обратно, я думаю, к ним должен быть отдельный подход. Отдельный подход должен быть и к тем, кто приезжает сюда с семьями, на постоянное место жительства. Они настроены на адаптацию и интеграцию в общество. Поэтому при обсуждении вопроса «является миграция благом или обузой» надо иметь в виду, что пути решения этого вопроса разные. Что касается мигрантов из Средней Азии, то Волгоградская область всегда была очень притягательна для них по своим климатическим условиям, социально-экономическому развитию. Большое количество мигрантов приезжают из Узбекистана, Таджикистана, в меньшей степени - из Киргизии.

Фергана.Ру. - Как вы оцениваете численность узбекской и таджикской общин в Волгограде, их деятельность?

О.И.Бородин. - Привести точные данные по численности очень затруднительно. Мы должны ссылаться на результаты официальной переписи населения. В ней приводятся сведения о шести тысячах таджиков, однако их, естественно, больше. Это связано с маятниковой миграцией, отследить всех практически невозможно. Большинство людей возвращается на родину, кто-то остается в России. Сезонных мигрантов больше, в основном они заняты в сельском хозяйстве, это узбеки и таджики. В последнее время наметилась тенденция постепенного замещения рабочих из Таджикистана рабочими из Узбекистана. Таджики подались в Москву, их уже не устраивает оплата труда, начинаются проблемы с фермерами. Что касается деятельности общин, то понятие «община» подразумевает, что ее члены формируют единый бюджет, складывают в общий котел заработанные деньги, а потом их распределяют. Такого не происходит. В области нет общин в таком понимании, есть только лидеры районного масштаба. Например, про определенный район можно сказать, что там есть община. Национально-культурные объединения проводят праздники, встречи, мероприятия. С ними нужна нормальная партнерская работа. То есть, у возникшей общественной организации все мероприятия должны быть социально ориентированы. Необходимо оказывать помощь городу, участвовать в процессах, которые в нем происходят, заниматься благоустройством города, своего района… Но когда гражданское общество что-то пытается сделать, некоторые почему-то стараются стоять в стороне.

Фергана.Ру. - Правильно ли я поняла, что говоря о среднеазиатских общинах, можно отметить, что они выбирают скорее путь сепарации, нежели интеграции в общество?

О.И.Бородин. - Я не могу так утверждать. Каждый приезжающий выбирает путь для себя сам. То есть, говорить об общей массе, что вот узбеки выбрали интеграцию, а таджики сепарацию, – наверно, неправильно. Кто-то вступает в смешанные браки, кто-то действительно приезжает только на сезон, у кого-то две семьи - и здесь, и на родине, причем это распространенная практика. При работе с общинами наш главный принцип – не навреди. Это действительно очень тонкая и деликатная тема. Стараемся не вести себя как слон в посудной лавке. Мы занимаемся вопросами адаптации, интеграции, это комплексная проблема. На протяжении пяти лет проводим семинары и совещания в муниципальных образованиях. Что касается государственной политики, вернее, ее отсутствия в вопросе миграции, то это, конечно, немного мешает работе.

Фергана.Ру. - Поворачивается ли государство лицом к проблемам миграции, осознает ли их?

О.И.Бородин. - Мне кажется, пока нет. Сейчас начинается очередной резкий разворот. В январе 2007 года вступает в силу новый закон о миграционном учете, появляется уведомительная система регистрации вместо разрешительной. Конечно, это все хорошо, но по-настоящему комплексного подхода все равно никак не складывается. У нас есть тенденция либо все запретить, либо все разрешить. По этому закону никаких разъяснений еще нет. Также не принята программа о соотечественниках. Как все программы будут реализовываться – большой вопрос. Еще не определен и термин «соотечественник». Мы не вернем эмиграцию из Франции или казачество из Канады, потому что я, например, не очень понимаю, куда их возвращать. В Средней Азии остались люди (имеет в виду русских – Н.З.), но там остались люди на ключевых должностях. Либо старики. Привлечение соотечественников – большая проблема, и здесь необходимо вести разговор о цене вопроса. Если мы делаем ставку на привлечение высококвалифицированной рабочей силы, возникает вопрос – куда мы их собираемся привлекать? Квалифицированным людям нужно предоставить достойное жилье, достойную зарплату и социальные гарантии. А пока в нашей стране ни одно, ни другое, ни третье просто так предоставить никто не может. Тут же возникает вопрос о местном населении, которое также давно хотело бы получить жилье. Получается, что, привлекая соотечественников из-за рубежа, мы расставляем приоритеты таким образом, что отодвигаем местных жителей на второй план. Я не думаю, что в данном случае к возвращающимся переселенцам будет прекрасное отношение. Второй вопрос в том, что свободного жилья в действительности нет. И хотя мы сейчас будем разрабатывать региональную программу, из каких источников мы будем ее финансировать - я не знаю. Федерация все налоговые поступления забирает себе. Таким образом, документы приняты - это хорошо, государство повернулось лицом к процессам миграции, но кто и как будет все это реализовывать?..

Фергана.Ру. - Но разве раньше миграционной политики не было вовсе?

О.И.Бородин. - В правительстве поняли, что просто так поднять рождаемость невозможно, но вместо того, чтобы делать выводы и конкретизировать проблему, произошел полный разворот на 180 градусов. Теперь мы приглашаем всех-всех-всех, а что мы дальше делать с ними будем, никто не знает. Решение этого вопроса перекладывают на регионы, оставляют как раз на наше усмотрение...

Послесловие.

Мы долго беседовали с экспертами, конкретизируя отдельные вопросы, останавливаясь на наболевших проблемах. Однако мне хотелось представить именно те совпадения во мнениях, которые высказывали профессионалы, люди, не понаслышке знающие о миграционной политике государства. И Александр Стадник, и Олег Бородин с горечью говорили о том, что, несмотря на принятие целого ряда законов в этой области, внятной политики государства по-прежнему не существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных актов и разъяснений к ним так и не поступило. Ответственность по применению законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах. Конечно, не стоит думать, что руководителям такого уровня и квалификации, как Стадник и Бородин, требуется поводырь и указка сверху. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как регулировать миграционные процессы и что, собственно, делать с тем огромным количеством мигрантов, которое буквально обрушилось на страну в последние годы, существенно затрудняет работу экспертов в регионах.

ОБ АВТОРЕ: Зотова Наталья Александровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве. Статья написана по материалам полевых исследований в Астраханской и Волгоградской областях в августе 2006 года.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное