Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
25 октября 2010, понедельник


IDC исследовала российский рынок облачных услуг

Компания IDC представила отчет о рынке облачных услуг в России – "Russia Public IT Cloud Services Market 2010–2014 Forecast and 2009 Analysis", основанный на интервью с поставщиками облачных услуг в России, исследованиях IDC в других странах, а также открытых источниках.

По результатам исследования, сегодня российский рынок находится на начальной стадии развития, однако в стране наблюдается растущий интерес к облачной модели предоставления ИТ-услуг. В 2009 году он достиг 4,8 млн долларов. По прогнозам IDC, к концу 2014 года объем рынка составит 161,5 млн долларов, что соответствует более 100% совокупных темпов годового роста.

Доминирующий в России сегмент AaaS составляет на сегодняшний день 94% общего объема рынка. По прогнозам специалистов, к концу 2014 года ожидается его увеличение до 113,4 млн долларов. Сегмент IaaS составил в 2009 году лишь 4% объема всего рынка, но, по оценкам IDC, вырастет до 35,5 млн долларов в 2014 году. Сегмент PaaS вырастет с 0,1 млн долларов в прошлом году до 12,5 млн долларов в 2014.

Наибольшая доля сегмента AaaS в России в прошлом году пришлась на продукты Microsoft, предоставленные через местных партнеров компании. Крупные российские разработчики ПО пока не могут быстро перейти на AaaS-модель предоставления своих решений, не вступая в конкуренцию с собственной сетью партнеров.

Российские поставщики IaaS только начинают предлагать облачные услуги, а доступ к услугам зарубежных поставщиков, таких как Amazon и Rackspace, ограничен из-за отсутствия прямого механизма оплаты B2B. Рынок этих услуг, несомненно, будет развиваться, а часть услуг хостинга будет переходить в услуги облачного хостинга.

"Спрос на облачные услуги будет расти по мере глобализации и унификации процессов использования информационных систем в России. При планировании своей стратегии российским ИТ-компаниям следует ориентироваться не столько на абсолютные показатели российского рынка облачных услуг, который пока не велик, сколько на крайне динамичное развитие данного рынка", - отметил Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC.


Check Point "подросла" в третьем квартале

Компания Check Point Software Technologies опубликовала финансовые результаты за третий квартал 2010 года.

Совокупная выручка за названный период составила 273,2 млн долларов, что на 17% выше, чем в третьем квартале 2009 года, когда она была равна 233,6 млн долларов.
Операционная прибыль по GAAP выросла на 28% по сравнению с прошлогодними показателями, тогда она составляла 105,5 млн долларов, в нынешнем году - 135,1 млн долларов. Операционная прибыль, рассчитанная не по GAAP, составила 156,9 млн долларов, что на 23% выше, чем в третьем квартале 2009 года (127,5 млн долларов).

Чистая прибыль по GAAP выросла на 25%, до 114,5 млн долларов с 91,5 млн долларов в третьем квартале прошлого года. Прибыль в пересчете на одну разводненную акцию увеличилась до 0,54 доллара. Чистая прибыль не по GAAP составила в 132,6 млн долларов, что на 21% выше уровня годичной давности (109,5 млн долларов).

"В третьем квартале нам удалось продемонстрировать наивысшие за время существования компании квартальные показатели. Они превзошли наши максимальные прогнозы, как в части выручки, так и по уровню прибыли на одну акцию, – заявил Гил Швед, председатель совета директоров и исполнительный директор Check Point. – Основным локомотивом роста стали высокие показатели продаж систем безопасности во всех регионах, особенно в странах Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона".


Программное наступление

Создание популярного сайта - непростая задача не только с точки зрения маркетинга, но и технологий. Недостаточное внимание к технической составляющей грозит потерей пользователей даже самым популярным ресурсам. Для оттока аудитории достаточно лишь привлечь на сайт больше посетителей, чем может обслуживать сервер, или не внедрить вовремя новую технологию для повышения простоты использования интерфейса. В погоне за пользователями порой сталкиваются интересы таких разработчиков, как Apple и Adobe, а отсутствие необходимых технологий у соперника становится серьезным аргументом в войне с конкурентами.

Контент с доставкой

Интернет-компании уверены: скорость загрузки страниц является критически важной для успеха сайта. По словам технического директора, вице-президента Mail.ru Владимира Габриеляна, замедление работы сайта на 0,4 секунды может привести к снижению посещаемости ресурса на 15%. В этой связи сайтам необходима мощная сеть доставки контента. Есть два варианта: либо создать свою, либо заключить договор с CDN-оператором (обладает сетевой инфраструктурой для доставки контента).

"В России перегружены магистральные каналы связи. Объем загружаемых файлов растет очень быстро, поэтому схема, когда контент раздается из одного узлового центра, устаревает. Чтобы решить эту проблему и существуют технологии, оптимизирующие работу с трафиком,- например, CDN",- рассказывает гендиректор видеохостинга RuTube Михаил Ильичев. CDN разделяет контент на "горячий" и архивный. "Горячий" контент, к которому часто обращаются пользователи, кэшируется (скапливается в доступном хранилище с целью его быстрого и удобного извлечения) различными серверами, что повышает скорость загрузки. Также технология учитывает местонахождение посетителя и отдает ему контент с того сервера, который находится максимально близко к пользователю.

Создание популярного сайта без использования CDN сейчас если и возможно, то потребует существенных инвестиций на организацию собственной сети доставки контента, соглашается Владимир Габриелян. Он добавляет, что для ускорения работы сайта используются также так называемые облачные хостинги (cloud hosting). "К примеру, если раньше вам нужно было разово обработать большое количество информации, вам приходилось вкладываться в собственные серверы. Сейчас вы можете арендовать необходимые серверные мощности на нужное вам время, что гораздо дешевле",- рассказывает господин Габриелян. По его словам, аренда мощностей спасает также в случае быстрого роста посещаемости сайта или в часы пиковой нагрузки. Успешному ресурсу важно обеспечить быстрый и бесперебойный доступ к своему контенту.

Стоимость услуг CDN складывается из трех показателей. Во-первых, это объем арендуемого дискового пространства на серверах. Во-вторых, это частота обновлений контента, так как от этого зависит частота аренды магистрального канала. В-третьих, это объем трафика, который отдает CDN-партнер пользователям. "По сути, это основная статья расходов. Цены на трафик начинаются от 3-5 руб. за гигабайт до 20 с лишним руб. Все зависит от того, как договоришься: если сделать это на выгодных условиях, то использование CDN становится заметно выгоднее, чем создание собственной сети в каком-либо городе",- отмечает Михаил Ильичев.

Перезагрузка Javascript

Популярному сайту нельзя отставать в технологическом развитии и на уровне удобства использования. Интернет-компании отмечают, что наиболее актуальной разработкой для этого является надстройка над Javascript - Asynchronous Javascript and XML (AJAX; создана в 2005 году). С помощью AJAX веб-приложения могут получать данные от сервера в фоновом режиме, то есть без перезагрузки существующей страницы. Строго говоря, AJAX как таковая не является технологией - это комбинация различных инструментов разработки веб-приложений: к примеру, для разметки страницы используется HTML и CSS, а непосредственный обмен данными в фоновом режиме обеспечивается Javascript и объектом XMLHttpRequest. AJAX была популяризована Google: к примеру, выдача результатов поиска происходит без нажатия кнопки "найти". В России AJAX используется на таких популярных порталах, как Yandex.ru и Mail.ru.

AJAX основана на следующем подходе: взаимодействие с сервером происходит не тогда, когда заполняется форма и нажимается кнопка, а на лету. "К примеру, если заполняется поле "город" в форме и нажимается клавиша "м", система автоматически выдаст подсказку с городами, названия которых начинается с "м"",- рассказывает господин Габриелян. По его словам, технология удобна тем, что поддерживается всеми браузерами и не требует инсталляции плагина (независимый модуль, используется для расширения возможностей программы). "Если какая-то технология требует установки плагина, то вряд ли она станет популярной",- уверен господин Габриелян.

Кроме AJAX сейчас набирают популярность различные технологии API, упрощающие пользователям доступ к контенту и позволяющие раскручивать свой сайт. API - это интерфейс прикладного программирования: набор готовых инструментов для использования в других программных продуктах. Именно API позволяют соединять разные сайты, а также писать приложения для разных интернет-ресурсов. К примеру, в социальных сетях API обычно используются для написания онлайн-игр. "По сути, API помогают удерживать аудиторию социальных сетей, которые уже давно зарегистрировались и пообщались со всеми, с кем хотели. С помощью API мы даем пользователям новое занятие - например, интернет-игры",- поясняет важность API для современных сайтов Владимир Габриелян.

Битва за стандарт

Настоящая технологическая война развернулась сейчас в секторе стандартов для разработки мультимедийных приложений и размещения видео в интернете. Сейчас Flash является единственной "живой" технологией для просмотра видео в сети и создания интерактивных приложений. "Причина простая: Flash стоит на подавляющем большинстве компьютеров, чего не скажешь о Silverlight (разработана Microsoft.- "Ъ"), для которой придется скачивать плагин. Пока Microsoft связан антимонопольным законодательством и не может интегрировать плагин для Silverlight в ОС Windows",- поясняет господин Габриелян.

HTML5 является следующей ступенью развития языка разметки веб-страниц HTML. Его разработка началась в 2004 году и до сих пор не завершена: стандарт находится в стадии Working Draft, это означает, что его будут еще править и финальная версия может сильно отличаться от текущей. Ожидается, что стандарт перейдет на следующий уровень разработки - Candidate Recommendation (когда ключевые свойства стандарта уже не меняются) - в 2012 году. Предположительно финальная версия HTML5 выйдет не ранее 2022 года. Несмотря на то что стандарт еще "сырой", он уже поддерживается браузерами Chrome (Google) и Safari (Apple).

Новая версия добавляет некоторые функции, которые ранее были доступны только с использованием разработок сторонних производителей,- в частности, технологий Flash (Adobe) и Silverlight от Microsoft. Ключевыми отличиями от предыдущих версий HTML является поддержка аудио и видео. То есть пользователю не придется устанавливать специальный плагин для воспроизведения мультимедийного контента, в то время как в случае применения Flash или Silverlight без этого не обойтись. При этом сейчас нет конкретных рекомендаций по формату видео, который должен поддерживать HTML5. Изначально речь шла о стандарте компрессии видео с помощью Theora, аудио - Vorbis и использовании контейнера OGG. Основным мотивом для использования этих форматов была потенциальная свобода от патентов, но в 2007 году рекомендацию по использованию этих форматов убрали. Таким образом, единообразия поддерживаемых кодеков в HTML5 пока нет. Но относительно широкое распространение получил кодек H.264/MPEG-4 AVC, который стал применяться в самом популярном в мире видеохостинге Youtube. Причем этот кодек применяется не только при использовании HTML5, но и при реализации мультимедийных функций с помощью Flash и Silverlight. Впрочем, за использование этого формата необходимо платить лицензионные отчисления, поэтому он не должен стать стандартом видео в HTML5.

Apple против Adobe

В 2007 году началась война Apple с Adobe: при выпуске iPhone выяснилось, что телефон не поддерживает Flash. В апреле этого года глава Apple Стив Джобс опубликовал статью, в которой объяснил, почему корпорация не поддерживает Flash в своих мобильных устройствах (на компьютерах, работающих под управлением Mac OS, для поддержки Flash можно установить плагин). Во-первых, технология Flash является "стопроцентно пропиетарной", то есть все права на нее принадлежат Adobe, включая дальнейшее развитие и ценообразование. Второй аргумент касался заявлений представителей Adobe о том, что мобильные устройства Apple не поддерживают веб на 100%, так как 75% видео в интернете размещено в формате Flash. При этом, указывал Стив Джобс, почти все это видео уже доступно в более новом формате - H.264, поэтому его можно смотреть на iPhone, iPod и iPad. Третий аргумент касался надежности и безопасности использования Flash. В частности, господин Джобс обращал внимание на то, что Flash является наиболее частой причиной сбоев в Mac OS, поэтому без устранения этих проблем обеспечивать поддержку технологии в мобильных устройствах нет смысла.

Четвертым аргументом против Flash в мобильных устройствах стало высокое энергопотребление. Пятым - что Flash не адаптирована к сенсорным экранам, поэтому, даже если реализовать поддержку технологии в iOS, это не решит проблему: большинство сайтов с Flash придется переписывать. Наконец, и самое важное - кроссплатформенность этой технологии. В плане разработки приложений это недопустимо, считает Стив Джобс, так как разработчикам придется писать приложения с оглядкой на возможности других устройств. Таким образом, разработчики начинают реализовывать далеко не весь потенциал конкретного устройства.

Но в сентябре этого года Apple сделала довольно неожиданный шаг, который частично противоречит апрельскому письму Стива Джобса. Корпорация ослабила требования к средствам разработки приложений для iOS (операционная система для iPhone и iPad): помимо всего прочего, Apple разрешила использование для iOS приложений, написанных на Flash и затем портированных для iOS с помощью специального программного пакета. Впрочем, это вовсе не означает поддержку Flash в браузере iOS: сайты и видео, использующие Flash, по-прежнему не поддерживаются. В плане веба Стив Джобс не раз говорил, что корпорация будет поддерживать альтернативу Flash - стандарт HTML5.

Старший аналитик британской исследовательской компании Ovum Майкл Азофф полагает, что HTML5 даст развитию Rich Internet Applications (RIA) значительный стимул. Но при этом, считает он, Flash, Silverlight (и в конечном счете JavaFX) продолжат сохранять долю рынка из-за своих особенных преимуществ в том, что касается принципа "написано однажды, работает везде" (это принцип Java, сформулированный Sun M-s), а также продвинутых мультимедийных площадок.


Juniper Networks увеличила выручку на 23%

Компания Juniper Networks объявила предварительные финансовые результаты за третий квартал 2010 года. Ее выручка выросла на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,012 млрд долларов. Размер чистой прибыли по стандарту GAAP составил 134,5 млн долларов, или 0,25 доллара на акцию, чистая прибыль по non-GAAP составила 171,5 млн долларов.

Норма прибыли Juniper в третьем квартале 2010 года выросла до 19,3% по стандарту GAAP, в отличие от 18,9% во втором квартале 2010 года. Капитальные расходы и амортизационные отчисления в третьем квартале 2010 года составили 54,3 млн долларов и 39,6 млн долларов соответственно.

Напомним, что в третьем квартале 2010 года Juniper Networks приобрела частную компанию SMobile Systems, производителя решений безопасности для смартфонов и мобильных устройств для предприятий, сервисных провайдеров и потребителей, расширив таким образом портфель продуктов, интегрируемых с Junos Pulse.


Постигая бизнес-стратегию, CIO стали забывать о самих технологиях?

Любой технический директор знает, что успех дела зависит от того, насколько он разбирается в потребностях высшего руководства. Но, пытаясь постичь нужды бизнеса, не стали ли они игнорировать важность самих технологий?

Это вполне уместный вопрос, считают аналитики Silicon. Все понимают, что сейчас ИТ являются главным строительным материалом для успешной работы всей организации, Начиная с вычислений по требованию и заканчивая мобильными технологиями и технологиями социальных сетей, у ИТ-руководителей должен быть готов ответ на любой вопрос по стратегически важным инвестициям.

И хотя такие ответы зависят от требований бизнеса, топ-менеджеры, в первую очередь, будут требовать от ИТ-директоров, чтобы они разбирались в технологиях, а не рассуждали о принципах работы вообще.

Акцент на бизнес-проблемах

На самом деле, внимание, которое CIO должны уделять бизнес-проблемам – в то время как сейчас важность технологий для организаций не оставляет сомнений – можно считать неким отвлекающим маневром. "У CIO должно быть свое мнение по поводу новых технологий, - говорит специалист по рекрутингу из компании Russell Reynolds Associates (RRA) Тим Кук. - ИТ-руководители должны продемонстрировать, как новаторски они используют технологии, и как это повлияло на развитие бизнеса. Если они не смогут этого сделать, им нечего будет ответить рекрутерам в последующие пару лет".

Возможно, на первый взгляд использование социальных сетей и кажется бесполезной тратой времени, но маркетинговые стратегии таких сайтов, как Twitter, могут помочь руководителю поставить технологии на службу бизнесу. Обязанности руководителя становятся все более расплывчатыми, и ИТ-директорам стоит внимательнее присмотреться к технологиям, ведь они могут открыть пути к новым карьерным возможностям. Взять к примеру использование облачных вычислений, которые могут привести к тому, что компании зададутся вопросом, а действительно ли им необходим ИТ-отдел?

Тим Кук настоятельно советует CIO двигаться вперед и думать о том, какие функции они могут взять на себя. "Появился совершенно новый тип CIO – этакое смешение стилей - он полностью открыт для различных технологических областей и для создания новых возможностей".

Усложнившаяся роль технического руководителя

Дэвид Смит, CIO и CTO компании Fujitsu в Великобритании и Ирландии, уже совмещает обязанности двух основных ИТ-должностей и считает, что требования к техническим руководителям будут только возрастать.

По его мнению, ИТ-директор компании должен уметь определить, какую пользу бизнесу может принести использование технологий, не затрагивая при этом прав на интеллектуальную собственность и соблюдая все юридические законодательства. Надо не просто носить гордое название CIO или CTO, но и уметь применять в своей работе разносторонние подходы.

Смит полагает, что сейчас CIO – это руководитель, который отвечает и за информационные технологии, и за системы безопасности. Поэтому, скорее всего, он должен называться CITSO, а не CTO, что несколько не соответствует сути этой должности.

Подверженность рискам

Смит добавил, что технологии стремительно эволюционируют, но эта скорость также обнажила некоторые проблемы, например, связанные с определением ценности какого-то предложения и полезности самой ИТ-организации. И, кроме того, будущий технический директор должен работать на трех направлениях – информационном, технологическом, и с системами безопасности, что несет с собой появление новых рисков. "Если CIO не может принести пользу по всем трем направлениям, соблюдая соответствующие уровни рисков и расходов, тогда ему не стоит занимать должность ИТ-руководителя", - уверен Смит.

Смит также предполагает, что по мере роста использования облачных услуг, четвертым ключевым аспектом станет предоставление возможности бизнесу принимать разумные технические решения по требованию.

Но такой широкий спектр обязанностей, вероятно, приведет и к тому, что будущие ИТ-руководители будут загнаны в более жесткие временные рамки.

Интерфейс между бизнесом и ИТ

По мнению Хербрича, ИТ-руководителя Deutsche Bank, чем больше вы узнаете о бизнесе, тем меньше времени начинаете уделять ИТ. Это действительно проблема и здесь необходимо отыскать золотую середину.

Техническим руководителям, страдающим нехваткой времени, Хербич советует помнить о том, что принципы руководства и управления всегда будут одинаковыми. Эти принципы – вне зависимости от бизнес-функций - касаются установления обычных методов контроля. "Неважно, прибыльна ли организация или убыточна, следует убедиться, что люди, работающие во все более автоматизированном пространстве, относятся к выполнению своей работы с должным вниманием", - говорит он.

Несмотря на то, что CIO должны понимать потребности бизнеса, они должны вовремя дать правильный совет – но этот совет, скорее всего, должен быть основан на знании технологий, поскольку это главная обязанность ИТ-руководителя. "И хотя директора компаний могут напоминать руководителям ИТ-департаментов, что они должны хорошо разбираться в бизнесе, не стоит отодвигать технологии на задний план, - отметил Хербич. - Успешный ИТ-руководитель должен стать своего рода интерфейсом между бизнесом и технологиями".


Toshiba подвела итоги первой половины 2010 года

Компания Toshiba - второй крупнейший в мире производитель флеш-памяти - обнародовала финансовые итоги своей работы в первой половине 2010 года. Результат превзошел ожидания аналитиков, и произошло это во многом благодаря отличному спросу на чипы, которые используются в различных мобильных устройствах, включая смартфоны и планшеты, сообщает Вloomberg.

В частности, чистая прибыль компании за первые шесть месяцев 2010 года достигла 333 млн долларов, хотя в прошлом году компания в рамках того же отчетного периода несла убытки. Более того, показатели Toshiba за первую половину 2010 года оказались на 48% выше, чем прогноз, сделанный ранее аналитиками Bloomberg.

Представители Toshiba также отметили, что продажи NAND-памяти в первой половине года оказались выше ожиданий, так же хорошо шли дела и на рынке ЖК-продукции.


ИТ-компании среди крупнейших непубличных частных компаний в России по итогам 2009 года

Журнал Forbes опубликовал список двухсот крупнейших непубличных российских компаний по итогам 2009 года. Сегмент высокотехнологичного рынка представлен в рейтинге 13 участниками, который годом ранее включал в себя 10 компаний.

Среди представителей ИТ-сферы наиболее выдающихся результатов в рейтинге добилась "Национальная компьютерная корпорация". Компания с объемом выручки 46,3 млрд руб., полученной по итогам 2009 года, занимает тридцать девятое место среди крупнейших непубличных компаний. В 2008 году компания занимает 41-е место с оборотом 47,3 млрд руб. и второе место среди ИТ-компаний.

Компании Merlion удалось сохранить свои позиции в составе первых 50-ти компаний. Выручка 44,4 млрд руб. обеспечивает Merlion 44-е место в рейтинге. В предыдущем году объем выручки компании составлял 53,6 млрд руб.

Третье место рейтинга среди представителей ИТ-сферы, как и в прошлом году, занимает компания "Ланит" с общей выручкой более 27,8 млрд руб. В общем списке компания находится на 76-м месте. По итогам 2008 года "Ланит" занимала 70-е место с выручкой 37,1 млрд руб.

Компания "Техносерв" с выручкой 23,9 млрд руб. заняла четвертое место среди российских ИТ-компаний и 87-е место в общем рейтинге. Годом ранее компания располагалась на 72-м месте, а объем ее выручки составлял 31,2 млрд руб.

В пятерку крупнейших ИТ-компаний России вошла R-Style. Объем выручки компании, составивший в 2009 году более 17,8 млрд руб., соответствует 108-му месту в общем списке. В 2008 году компания находилась на 138-м месте, с выручкой 18,7 млрд руб.

В число двухсот ведущих российских непубличных компаний также вошли "Крок" (111-е место с выручкой 17,5 млрд руб.), "Лаборатория Касперского" (171-е место с выручкой 11,6 млрд руб.), "1С" (174-е место с выручкой 11,3 млрд руб.), "Компьюлинк" (177-е место с выручкой 10,9 млрд руб.), "Энвижн" (178-е место с выручкой 10,9 млрд руб.), "АЙ-Теко" (181-е место с выручкой 10,6 млрд руб.), Verysell (189-е место с выручкой 9,4 млрд руб.) и компания NT Computer (194-е место с выручкой 9 млрд руб.).

По итогам 2009 года падение общей выручки 200 крупнейших непубличных российских компаний, представленных в рейтинге Forbes, составило 9,6% в рублевом исчислении. Как отмечается, одиннадцать компаний из прошлогоднего рейтинга прекратили свое существование. Тенденция к снижению выручки в прошлом году была характерна для всего российского рынка. Наибольшие потери выручки в 2009 году понесли предприятия сырьевого сектора российской экономики из-за обвала мировых цен на углеводороды и металлы. Стоит отметить, что на общем фоне рынок информационных технологий оказался более устойчивым к экономическим потрясениям. При 33%-м падении совокупной выручки участников рейтинга в долларовом выражении, объем выручки в ИТ-сегменте снизился на 26%. Более того, в 2009 году доля ИТ-компаний в совокупном обороте всех участников рейтинга увеличилась до 3,7% относительно 3,4% в 2008 году.

В целом падение российского рынка информационных технологий в прошлом году оказалось достаточно серьезным. В конце 2008 года аналитики прогнозировали, что сокращение объемов ИТ-рынка в России может составить до 50% в долларовом выражении. В начале 2010 года падение российского ИТ-рынка оценивалось различными аналитиками в пределах от 37% до 43% в долларовом выражении.

Пережив самый тяжелый кризисный период в своей истории, ИТ-рынок начал постепенно восстанавливаться, и в последнее время положительные изменения становятся все более заметными. На сегодняшний день рынок информационных технологий имеет неплохие шансы оказаться среди наиболее быстрорастущих сегментов российской экономики в 2010 году.

 

Для получения более полной информации о ситуации на российском ИТ-рынке можно познакомиться с исследованиями: "Рейтинг ИТ-компаний в России в 2009 году", "Лучшие дистрибьюторы 2009", "Лучшие производители 2009", "Рейтинг ИТ-брендов". Результаты аналогичного рейтинга Forbes в 2008 году в сегменте информационных технологий представлены в материале "ИТ-компании среди крупнейших непубличных частных компаний по итогам 2008 года".



Лучшие дистрибьюторы 2010.
Приглашаем принять участие.


Лучший подарок - книга... электронная книга!
Приглашаем принять участие в акции.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное