Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
24 марта 2010, среда

Доступ в интернет дешевеет

Доходы петербургских интернет-провайдеров, обслуживающих квартирных абонентов, продолжают снижаться. В первом квартале 2010 года показатель ARPU (среднемесячный доход с одного абонента) опустился до 320 руб., и, как полагают аналитики, это не предел. Стремление провайдеров продавать дополнительные сервисы пока не находит понимания у абонентов, а сокращение объемов новых подключений не позволяет увеличивать прибыль за счет количественного роста абонентской базы.

Об этом лидеры рынка рассуждали на "круглом столе", организованном РБК daily и информационно-аналитическим агентством TelecomDaily. ARPU в Петербурге в сегменте ШПД для частных лиц наиболее значительно просел в конце 2008 года, сразу на 80 руб., когда ADSL-тарифы на "Авангарде" снизил "Северо-Западный телеком" (СЗТ), контролировавший порядка трети рынка. В 2009 году ARPU, по данным TelecomDaily, продолжил снижение и с 360 руб. опустился до 325 руб.

СЗТ уже не оказывал существенного влияния на эти показатели, напротив, оператор в пределах 11% поднял стоимость интернет-доступа сначала в сети ADSL, а потом и в сети PON. Однако остальные участники рынка, будучи вынужденными расти в основном за счет переподключений, продолжают курс на понижение.

Второй по величине провайдер Петербурга - компания ТКТ запустила в качестве массового предложения интернет-тариф "Выбор большинства" (3 Мб/с за 350 руб. в месяц), а FTTB-провайдеры взяли за практику так называемые welcome-тарифы, когда первые несколько месяцев после подключения абонент обслуживается либо бесплатно, либо за небольшую плату на высокой скорости. Кроме того, домашние сети, чтобы конкурировать с СЗТ более или менее на равных, начинают выводить безлимитные тарифы с заниженной скоростью, абонентская плата на которых составляет 300-350 руб.



В этом году главным фактором успеха Apple будет iMac, а не iPad

Аналитик Роберт Сира прогнозирует, что в 2010 году компьютеры iMac составят 25% от общего прироста рынка настольных компьютеров. При этом, как сообщает сама Apple, доля настольных компьютеров по отношению к ноутбукам продолжает снижаться: в последнем квартале она составила 63%.

Что касается компьютерного рынка в целом, то, по мнению Сира, его прирост на 90% будет обеспечен ноутбуками и нетбуками. Между тем десктопы iMac продолжают пользоваться популярностью, в частности, у офисных работников и геймеров. По мнению аналитика, в этом году их продажи вырастут на 3%, хотя в прошлом году они снизились на 12%. Такой неожиданный рост обусловлен в первую очередь появлением в октябре прошлого года новой модели iMac с ЖК-дисплеем и беспроводной клавиатурой. После этого продажи десктопов увеличились на 74%.



ИТ-специалисты в США вынуждены экономить

Из-за сокращения бюджета в департаменте американского города Майами пришлось сократить персонал ИТ-подразделения со 102 до 80 человек. Чтобы не допустить сокращения объема и качества городских услуг, в департаменте решили компенсировать нехватку персонала новыми облачными технологиями.

Первые результаты не заставили долго ждать. Например, теперь жители города могут пользоваться веб-приложением Miami 311, позволяющим отслеживать статус запросов на некоторые муниципальные услуги, такие как ремонт дорог и эвакуация брошенных автомобилей. В муниципалитете также рассматривают возможность введения коммерческих веб-приложений для бизнеса. Например, это могут быть службы сбора данных и так называемые мэшапы.

Ситуация в Майами типична для многих госучреждений и компаний: из-за снижения финансирования приходится переходить на более экономичные облачные технологии. При этом они часто бывают более эффективны, хотя в них есть свои подводные камни.

Например, в американской компании Lincoln Property несколько месяцев назад решили в целях экономии перейти на почту Gmail от Google. До этого там использовали пакет Novell GroupWise. Экономия оказалась более чем существенной: по подсчетам аналитиков фирмы, использование Novell GroupWise обходилось в 25 долл. на одного сотрудника в месяц, теперь эта цифра сократилась до 8,5 долл.

На похожий шаг решили пойти и в муниципалитете Лос-Анджелеса: там 30 тысяч сотрудников гигантского ИТ-департамента были переведены на облачную платформу Google Apps. Сейчас этот опыт изучают в других американских городах.



Антикризисное обеспечение

Спрос на IT-решения и услуги в 2009 году, по оценке аналитиков, мог снизиться на 45%. До восстановления рынка еще далеко - особенно значительно пострадали те сегменты, решения в которых требуют от клиента значительных инвестиций. Впрочем, участники рынка отмечают, что интерес к системам управления бизнес-процессами, в частности ERP-системам, по-прежнему высок. Если производственные предприятия и строительные компании вынуждены были сократить расходы в этом секторе, то ритейл, предприятия добывающей отрасли, телекоммуникационные компании соглашаются на внедрение именно сейчас.

Согласно отчету российского офиса IDC, затраты на IT в России по итогам прошлого года снизятся на 45,7% в долларовом выражении. "В структуре расходов на IT наблюдается переход к взвешенным, продуманным инвестициям, направленным на оптимизацию IT-инфраструктуры организаций и эффективное управление ее функционированием", - отмечают аналитики IDC. Эксперты уточняют, что основная часть IT-бюджетов была направлена на поддержание текущей деятельности. Однако не все компании в равной мере согласились на оптимизацию IT-расходов. Так, аналитики IDC подчеркивают, что многие телекоммуникационные компании продолжают развивать масштабную IT-инфраструктуру. А участники рынка утверждают, что потребность в автоматизации бизнес-процессов ощущают предприятия среднего и крупного бизнеса и из других отраслей экономики.

"Бюджеты были значительно урезаны, но вместе с тем стали расходоваться более продуманно. Спросом пользуются недорогие быстро внедряемые решения, обеспечивающие быстрый возврат инвестиций. Заказчик переходит от масштабных проектов к решению точечных задач. В ситуации выбора между покупкой новых решений или поддержкой и обновлением уже существующих предпочтение отдается развитию уже имеющихся решений как менее затратному варианту", - уточняет региональный директор Epicor в России и странах СНГ Наталья Сидорова.

В компании подчеркивают, что чаще всего ее продуктами пользуются территориально распределенные российские и международные компании, для которых необходимо отслеживать данные по филиалам и получать финансовую отчетность в едином формате. По словам Натальи Сидоровой, сейчас более всего востребовано так называемое антикризисное ПО (все виды BI-отчетов, финансовая аналитика, бюджетирование). Кроме того, Epicor отмечает увеличение спроса на решения для IT-инфраструктуры, для управления взаимоотношениями с клиентами, а также инструментарий для оптимизации работы с поставщиками и покупателями.

"Если при динамичном росте рынка можно было себе позволить не обращать внимания на ситуацию с невысокой эффективностью того или иного процесса, то сейчас такая невнимательность может стать губительной для компании. Я бы говорил скорее о повышении интереса компаний к технологиям управления бизнес-процессами", - подчеркнул гендиректор компании "ПРАУД Бизнес" (входит в состав группы ПРАУД) Константин Комаедов. Он рассказал, что эти технологии в основном приобретают клиенты, имеющие серьезные планы отраслевого масштаба. В прошлом году группа ПРАУД приступила к внедрению интегрированной информационной системы управления предприятием на основе SAP ERP для ОАО "Российские космические системы".

"Мы видим рост спроса на инжиниринг процессов, внедрение процессного подхода, автоматизацию процессов с использованием философии системно-ориентированной архитектуры или менеджмента бизнес-процессов. Для нас очевидно, что клиент хочет автоматизировать бизнес-процессы, а не просто внедрять информационные системы, поэтому мы предлагаем своим клиентам решения на базе семейства продуктов, таких как ARIS, WebMethods, SAP", - заметил Константин Комаедов.

К коммерческим системам управления предприятием (ERP) относятся такие решения, как SAP, "Галактика", "Инталев", "1C:Предприятие", Epicor Enterprise и другие. Для компании из нижнего сегмента крупного бизнеса с развитой филиальной структурой (более 1 тыс. сотрудников, годовой оборот свыше 250 млн долл.) внедрение системы типа SAP будет стоить от 50 млн руб. и выше. Сюда входят услуги компании-консультанта, стоимость лицензии, зависящей от специфики бизнеса (набор модулей для каждого клиента формируется индивидуально) и количества рабочих мест, а также стоимость оборудования. Многие компании, чтобы оптимизировать процесс, дополнительно прибегают к помощи консультантов со стороны и оплачивают обучение собственных специалистов для получения сертификата, что позволит в дальнейшем самостоятельно обслуживать систему. Среди прочих стимулов к внедрению ERP заказчики называют повышение капитализации компании, желание провести IPO.


Путин посулил малому бизнесу 23 млрд рублей

Российский премьер-министр Владимир Путин объявил об увеличении господдержки малого и среднего бизнеса. Новый пакет антикризисных мер составит 23 млрд рублей вместо планировавшихся ранее 10 млрд рублей. Наибольшие вливания получат малые компании, участвующие в капремонте многоквартирных домов и расселении аварийного жилья.

"Мы сформируем еще один дополнительный пакет помощи малому бизнесу в объеме 13 миллиардов рублей", - заявил Путин на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу, передает РИА "Новости". В федеральном бюджете на 2010 год на поддержку малого и среднего предпринимательства уже предусмотрено 10 млрд рублей. "Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить эту поддержку. Мы намерены использовать на эти цели средства нашего антикризисного фонда", - заявил премьер.

Три дополнительных миллиарда рублей пойдут на поддержку малых и средних инновационных компаний, еще 2 млрд уйдут на программы содействия малому бизнесу в моногородах. Отдельную поддержку получат малые и средние компании, осуществляющие экспорт высокотехнологичной продукции, - им будет выделено 2 млрд рублей. Специальный 1 млрд рублей получит Северный Кавказ на развитие своего предпринимательства.

Самое объемное дополнительное финансирование получат малые предприятия, участвующие в программе капитального ремонта многоквартирных домов и расселении аварийного жилья. Финансирование будет осуществляться из фонда реформирования ЖКХ. "Среди таких компаний будут распределены заказы на сумму не менее 5 млрд рублей", - пообещал глава правительства. Для этого придется внести небольшие изменения в закон о фонде ЖКХ, что, как заверил Путин, будет сделано оперативно.

"Таким образом, мы сформируем еще один дополнительный пакет помощи малому бизнесу в объеме 13 млрд рублей", - подытожил Путин.

Российский строительный рынок сегодня - это около 60 тысяч реально работающих компаний, 70% которых являются представителями именно малого бизнеса, поэтому допфинансирование лишним не будет, говорит BFM.ru директор СРО "Альянс строителей" Татьяна Шалина. "Главное, чтобы деньги дошли до адресатов и были освоены "малышами". Административные барьеры и высокая коррупциогенность не позволяют использовать выделенные из бюджета средства по назначению. Они идут не на развитие, а на преодоление этих барьеров и борьбу за право остаться на рынке", - указывает эксперт.

В 2009 году расходы федерального бюджета России на финансовую программу поддержки малого и среднего бизнеса составили 18 млрд рублей, по данным антикризисного отчета правительства и информации ЦБ о реализации антикризисных мер за 2009 год. Однако с учетом всех источников финансирования, российские чиновники называли значительно большие суммы - по различным каналам выделили до 80 млрд рублей на антикризисную поддержку малого бизнеса.

В результате, число субъектов малого и среднего бизнеса за прошедший год в России возросло на 2,8%, как заявлялось в конце февраля на заседании Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством Игоря Шувалова. Чтобы не изменить эту динамику, Владимир Путин на форуме по малому и среднему бизнесу выступил с предостережением для муниципальных чиновников.

"Нужно создавать нормальные условия для работы людей, а не мешать им, не заниматься административной самодеятельностью и вместо отмененных на федеральном уровне не вводить новых барьеров на муниципальном, - передает слова Путина РИА. - Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность - это не какая-то кампанейщина, не временное антикризисное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда".

Однако, несмотря на регулярные воззвания к борьбе с коррупцией, звучащие со стороны как президента, так и премьера России, реальных механизмом по искоренению взяточничества, откатов и т. п. в России до сих пор так и не появилось, констатирует в интервью BFM.ru управляющий директор фонда MidCap sickle and hammer Владимир Рожанковский. "Все эти незаконные вещи продолжаются среди чиновников в скрытой форме до сих пор. Правительство запускало проекты поддержки малого бизнеса, в их рамках создавались компании, однако они были вынуждены закрываться или банкротиться через полгода, так как их финансовое положение и бизнес-план не был в состоянии вынести бремени взяток и откатов", - говорит эксперт.

Кроме того, для успешной поддержки малого и среднего бизнеса в России до сих пор не хватает отлаженных механизмов, которые были бы способны доставить финансирование до предприятий. "Крупнейшие федеральные банки сегодня загружены работой с крупнейшими же заемщиками. До региональных и средних банков деньги не доходят в результате реализуемой стратегии по консолидации финансового сектора, - говорит BFM.ru член совета директоров Первого республиканского банка Людмила Лебедева. - Таким образом, важно выбрать банки для финансирования и важно обеспечить хотя бы какие-то гарантии по выдаваемым кредитам, чтобы запустить процесс кредитования малого бизнеса в экономике".


Seagate осталась лидером рынка жестких дисков

По итогам четвертого квартала 2009 года компания Seagate сохранила за собой лидирующую позицию на рынке жестких дисков, однако давление со стороны ближайшего конкурента, компании Western Digital, было очень серьезным, отмечают аналитики компании iSuppli.

Важно отметить, что в четвертом квартале на долю Seagate пришлось порядка 31% всего мирового рынка жестких дисков - объем отгрузок компании вырос на 8% до отметки в 49,9 млн штук. Доходы Seagate тоже выросли - их объем по итогам квартала увеличился на 14% до отметки в 3,03 млрд долларов.

"Уверенная первая позиция Seagate на мировом рынке жестких дисков по итогам четвертого квартала удивила многих: большинство аналитиков были уверены, что компании Western Digital в рамках этого периода удастся обойти Seagate и занять первое место", - отмечают в iSuppli.

Тем не менее, Western Digital так и осталась на втором месте - выручка компании в четвертом квартале выросла на 19% и составила 2,57 млрд долларов. Кроме того, в пятерке лидеров рынка жестких дисков оказались такие вендоры, как Hitachi Global Storage Technologies, Toshiba/Fujitsi и Samsung Electronics.


ВТБ ставит на хай-тек

Публичные российские IT-компании IBS и "Армада", контролирующие соответственно 7 и 2% рынка IT-услуг в стране, серьезно недооценены, пишут аналитики ВТБ в своем отчете. Эксперты установили прогнозную цену по акциям этих двух компаний на уровне 22 и 14 долл. с потенциалом роста 80 и 62% соответственно. Бизнес "Армады" сфокусирован на разработке софта для внутреннего рынка с высокой долей надежных заказчиков в лице государственных учреждений. 75% продаж компании приходится на госсектор. А компания IBS отмечена аналитиками ВТБ как высокомаржинальная, с качественно подобранным персоналом, а также имеющая хорошие позиции на российском рынке потребительского программного обеспечения (контролирует порядка 14% сегмента) и лидирующая среди российских компаний по части экспорта ПО.

Как отмечают аналитики, IT-сектор в России пока развит слабо - его объем в 2009 году достиг около 14,5 млрд долл., что составляет примерно 1,18% ВВП страны. Рынок в ближайшие четыре года должен вырасти в два раза, а доля IT-услуг в общем объеме продаж достигнет 30%. В Западной Европе вклад IT-услуг в общий объем продаж на IT-рынке составляет 49%.

Такое изменение в оценке российских IT-компаний со стороны аналитиков ВТБ некоторые эксперты рынка связывают со входом в состав правления банка Ольги Дергуновой, занимавшей с 2004 по 2007 год пост президента Microsoft в России и СНГ.


Мировые ИТ-траты в секторе малого и среднего бизнеса начнут расти в 2010 году

Давление мирового экономического кризиса на мировой малый и средний бизнес оказалось более сильным, чем ожидалось, отмечают аналитики компании IDC. В итоге рост ИТ-трат в этом секторе составит не более 5,5% в период с 2010-го по 2014 год, что значительно ниже, чем прогнозировалось ранее.

"Последствия кризиса для малого и среднего бизнеса оказались более серьезными, чем аналитики предсказывали. В перспективе, скорее всего, не будет работать сценарий предыдущих кризисов, когда малый бизнес восстанавливался медленнее, чем фирмы среднего размера. Сейчас СМБ-предприятия всех размеров будут в течение нескольких следующих лет максимально внимательно относиться к своим ИТ-тратам", - объясняют в IDC.

Кроме того, эксперты выделяют еще несколько моментов, которые будут актуальны для малого и среднего бизнеса в ближайшем будущем. Так, к концу 2014 года объем ИТ-трат здесь достигнет отметки в 629,3 млрд долларов. Кроме того, стоит отметить, что уже произошедшее здесь снижение расходов во время кризиса задело все сегменты, включая оборудование, программное обеспечение и ИТ-сервисы.

Что же касается прогнозов для отдельных регионов, то быстрее всего будут восстанавливаться рынки в Центральной и Восточной Европе, а также на Ближнем Востоке и в Африке. Плюс, важно добавить, что порядка 70% всех ИТ-трат в ближайшие годы придется на долю рынков Северной Америки, Западной Европы и Японии.


Россия переживает бум продаж электронных книг

Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала результаты исследования российского рынка электронных книг (e-book readers, EBR) за 2009 год.

По итогам периода общий объем продаж электронных книг на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing, достиг 189 000 штук. При этом высокая динамика роста рынка отмечалась аналитиками SmartMarketing на протяжении всего года. В сравнении с объемами продаж первого квартала 2009 года, продажи во втором квартале увеличились на 140% (с 20 000 шт. до 28 000 шт.), третий и четвертый кварталы показали рост на 182% и 176% (51 000 шт. в третьем и 90 000 шт. в четвертом квартале 2009 года соответственно). Рост рынка в разрезе по полугодиям составил 294%.

"В данном сегменте отмечена чрезвычайно высокая динамика роста, от квартала к кварталу объемы продаж увеличивались в полтора-два раза. Думаю, не будет преувеличением сказать, что, несмотря на кризис и общеизвестные экономические сложности первой половины года, 2009 года стал годом бума электронных книг, - рассказала Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. - И следует отметить чрезвычайно важное обстоятельство: основную массу покупателей ридеров составляют люди, ранее очень далекие от сектора гаджетов, обычные пользователи, те самые, которые и составляют становой хребет массового рынка. Это позволяет уверенно прогнозировать значимый рост сегмента в течение ближайших двух-трех лет и сохранение текущих темпов роста еще минимум в течение года".

Учитывая высокую востребованность и динамику роста рынка группа SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка ридеров в России за 2010 год в 2,3-2,5 раза до 440-470 тыс. штук. В числе основных тенденций, которые будут определять развитие сектора, аналитики SmartMarketing выделяют рост интереса россиян к электронным книгам в целом, увеличение объема продаж устройств в регионах, а также значимое повышение уровня конкуренции, появление новых игроков и моделей с новыми технологическими свойствами и функциями. Кроме того, в SmartMarketing прогнозируют снижение средней цены устройств и массовое преодоление психологически важного порога в 10 тыс. руб., что обуславливается как естественной эрозией цен, так и ростом популярности бюджетных моделей электронных книг.

В пятилетней перспективе потенциальная емкость рынка ридеров, по оценкам SmartMarketing, составляет не менее 4 млн устройств. Аналитики SmartMarketing не прогнозируют существенного роста доли рынка планшета Apple iPad в России, равно как и его значимого влияния на сектор электронных книг в целом. В то же время следует ожидать выхода в данный сегмент широкопрофильных компьютерных компаний, в частности, изготовителей ноутбуков и WID.


Рейтинг самых неприятных вопросов соискателю

Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru составил рейтинг самых неприятных вопросов, задаваемых соискателям при приеме на работу.

В ходе опроса, проведенного SuperJob.ru, выяснилось, что наибольшее число россиян (14%) неохотно отвечают на вопрос о причинах ухода с предыдущего места работы. Нередко подобный вопрос может затрагивать "очень личные" причины, которые соискатели не хотят раскрывать перед своим потенциальным работодателем.

Вопрос "Почему вы выбрали именно нашу компанию или вакансию?" вызывает негативные эмоции у 5% респондентов. Также 5% респондентов неприятны вопросы о личных достоинствах и недостатках или планировании детей. Довольно часто вопросы кадровиков затрагивают не только профессиональную сферу, но и личную жизнь соискателей, что в большинстве случаев негативно воспринимается женщинами. Вместе с тем, вопрос, касающийся возраста соискателя, в большей степени раздражает мужчин (4%) нежели женщин (2%).

Вопрос о желаемой зарплате кажется неуместным 4% респондентов. 3% россиян не любят отвечать на такие вопросы как "Почему мы должны принять на работу именно вас?", "Чем вы будете полезны нашей компании?" или "Кем вы видите себя в будущем?".

26% россиян приходилось слышать и другие вопросы работодателей, которые кажутся им бестактными и неуместными. Это вопросы о вредных привычках, регистрации и жилье, вероисповедании, готовности работать сверхурочно и многие другие. И только 14% россиян сообщили, что они спокойно реагируют на все вопросы работодателей.

В ходе опроса кадровых работников выяснилось, что наиболее распространенным вопросом для соискателей является как раз вопрос о причинах ухода кандидата с предыдущего места работы. Об этом сообщили 7% респондентов. Часто рекрутеры интересуются достижениями соискателей на профессиональном поприще (6%) и их представлениями об идеальной работе (4%), а также любят слушать рассказы кандидата "о себе" (5%). Личными недостатками соискателей и причинами, побудившими их выбрать ту или иную специальность, как правило, интересуются по 3% кадровых специалистов. У 8% представителей компаний любимых вопросов нет. Еще 11% менеджеров по кадрам затруднились с ответом или не захотели раскрывать свои профессиональные секреты.



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное