Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
09 марта 2010, вторник

Электронная бумага - схватка только начинается

Автор: Александр Бакаткин

Длительное время после выпуска на рынок первых дисплеев на основе электронных чернил компания E Ink легко выдерживала конкуренцию с разработчиками аналогичных продуктов, тем более, что таковых было совсем немного. Однако после выхода в продажу планшетного компьютера Apple iPad ситуация может измениться на противоположную. И дело не в том, что количество соперников у E Ink увеличится - появление указанного аппарата показало, что разработчики, да и сами пользователи не желают отказываться от преимуществ жидкокристаллических дисплеев (поддержки большого количества цветов и низкого времени реакции матрицы) в пользу электронной бумаги с ее экономичностью и удобочитаемостью.

По всей видимости, ситуация будет развиваться по следующему сценарию: электронная бумага прочно освоит рынок электронных книг и периодических изданий, выйдет технология и на новые для себя рынки, например, рынок цифровых карт, идентификационных знаков, чертежей и "скинов" для мобильной электроники. Здесь преимущества технологии E Ink очевидны: невысокая стоимость, примерно на 20% ниже цены конкурентов; достаточная скорость смены кадров для отображения текста, меню и несложной анимации. Еще несколько аналогичных разработок проводятся исследовательскими центрами, однако по своим визуальным характеристикам они пока далеки от технологии E Ink. Если изображение на электронной бумаге очень сходно с изображением на обычном листе бумаги, то изображение на дисплеях других фирм выглядит так, будто чернила нанесены на полностью зеркальное покрытие.

Принцип работы 
электронной бумаги от компании E Ink
Принцип работы электронной бумаги от компании E Ink

Именно эти достоинства выделяет вице-президент по маркетингу E Ink, Шри Перувемба (Sri Peruvemba), заявляя также, что цветность дисплея критична только в случае запуска компьютерных игр, а непосредственно для чтения книг их решение не имеет себе равных. Разумеется, зерно истины в этом утверждении есть, однако покупатели Apple iPad смогут не только довольно комфортно читать интересующие их тексты, но и пользоваться мультимедийными возможностями аппарата. Такая функциональность для электронных книг пока недоступна, и в длительной перспективе подобные аппараты займут относительно небольшую рыночную нишу, другими словами, станут товаром для ограниченного круга покупателей.

Если разработчики смогли реализовать свои обещания, и время автономной работы аппарата Apple iPad действительно будет составлять до 10 часов, тогда будет нивелировано такое преимущество электронной бумаги, как экономичность. Десяти часов вполне достаточно для работы с Apple iPad практически во всех случаях.

Итак, скорее всего оба типа дисплеев для мобильных аппаратов типа электронных книг и интернет-планшетов будут сосуществовать на мировом рынке. Для того, чтобы определиться с реакцией покупателя на достоинства и недостатки того или иного решения, и дать прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу аналитики предлагают подождать восемнадцать месяцев, после окончания которых уже можно проводить серьезный анализ предпочтений потребителей.

Впрочем, даже относительно небольшой по объемам рынок электронной бумаги является весьма лакомым куском для разработчиков дисплеев. По оценкам аналитиков, к 2012 году объемы продаж вырастут до отметки $516 млн. Вот почему не оставляют попыток составить конкуренцию E Ink и сторонние компании.

Среди основных соперников для E Ink, и купившей ее тайваньской компанией Primeview International (PVI), числится SiPix, купленная в прошлом году еще одним тайваньским производителем дисплеев, компанией AU Optronics. Принцип работы их электронной бумаги очень схож с технологией E Ink, а основные отличия кроются в технологии изготовления самих устройств. Первоначально капсулы, в которых будет находиться жидкость с красящим веществом, помещаются путем оттиска на полимерную ленту. Затем внутрь капсул закачивается полупрозрачная жидкость с частицами красящего вещества, имеющими определенный заряд. Компания AU Optronics рассчитывает в скором времени начать серийный выпуск целого ассортимента дисплеев на основе технологии электронной бумаги - диагональ дисплеев будет варьироваться от 2 дюймов до 20 дюймов, сюда же будут входить и 6- и 9-дюймовые варианты с интегрированной системой сенсорного управления. Они должны стать основой для электронных книг. Главное достоинство технологического подхода AU Optronics заключается в том, что компания может выпускать дисплеи больших размеров, нежели выпускает сегодня E Ink.

Итак, один конкурент у E Ink уже есть. Но на этом список соперников отнюдь не заканчивается. Не стоит сбрасывать со счетов японскую компанию Bridgestone, которая готовит собственный ответ на разработку E Ink. Основные моменты ее технологии электронных чернил не сильно отличаются от конкурента, однако для формирования картинки применяется особый состав, названный разработчиками "жидкий электронный порошок". Отличительная особенность вещества - легкость, благодаря чему краситель в тысячу раз быстрее реагирует на изменение электрического поля. Это позволяет инженерам создавать дисплеи, способные отображать видео. Но пока эти разработки не выходят из стадии лабораторных исследований, и вряд ли скоро доберутся до прилавков магазинов. По оценкам аналитиков, время реакции матрицы Bridgestone составляет 0,2 миллисекунды, тогда как аналогичный параметр для дисплеев E Ink не ниже 200 миллисекунд.

Дисплеи Qualcomm Mirasol
Дисплеи Qualcomm Mirasol на основе микроэлектромеханических элементов

Отдельно в ряду разрабатываемых "бумажных" дисплеев стоит разработка компании Qualcomm MEMS Technologies - технология Mirasol. Инженеры компании выбрали иной подход, нежели применение прозрачной жидкости и заряженного красителя. Основным рабочим элементом здесь выступает система микроэлектромеханических элементов-мембран, отражающих или поглощающих свет. В данном случае разработчики обещают нам соединить сильные стороны привычной электронной бумаги и не менее привычных жидкокристаллических дисплеев: крайне невысокое энергопотребление, полноценную цветную картинку и возможность воспроизводить видео.

Впрочем, пока конкуренты могут не опасаться выхода MEMS-дисплеев Qualcomm MEMS Mirasol. Дело в том, что разработчики научились изготавливать дисплеи с небольшой диагональю, подходящих лишь для очень миниатюрных аппаратов. Второй недостаток дисплеев Mirasol - необходимость в ярком освещении. В ином случае картинка получается очень блеклой и непригодной для комфортного применения в электронных книгах.

Помимо перечисленных технологий создания "электронной бумаги" над собственной разработкой трудятся инженеры компании Pixel Qi, которая основана на управлении поверхностным натяжением жидкости при помощи приложенного напряжения. Однако технология еще очень далека от завершения, и пока представляет интерес разве что в качестве нестандартного подхода к решению все той же задачи.



Интернет-посылки застряли на почте

Продавцы крупнейшего в мире интернет-аукциона eBay и ряд иностранных интернет-магазинов отказываются продавать товары покупателям из России. С нового года срок доставки посылок "Почтой России" увеличился с двух недель до двух месяцев, из-за чего продавцы отказывают россиянам в оформлении заказов. Согласно правилам eBay, если товар не поступил покупателю в течение 30 дней с момента оплаты, аккаунт продавца может быть заблокирован.

Открытое письмо о проблемах с доставкой товаров через "Почту России" появилось на прошлой неделе на ebay-forum.ru, который объединяет покупателей товаров иностранных интернет-магазинов, в том числе самого eBay. В нем говорится, что с января 2010 года у "Почты России" "резко ухудшилось качество предоставляемых услуг". Некоторые покупатели получают посылки, отправленные еще в ноябре прошлого года, говорится в письме.

Проблемы коснулись не только обычных посылок, но и доставляемых службой эксперсс-доставки "Почты России" - EMS. "С начала текущего года доставка EMS-отправлений из Китая и США теперь может достигать двух месяцев",- говорится в письме. "Моя посылка была отправлена из США 22 января. На сайте "Почты России", где можно отслеживать отправление, указывается, что операция импорта была совершена 31 января. Но таможне посылка была передана только 14 февраля, то есть две недели спустя. Сейчас на сайте говорится, что 20 февраля посылка покинула место международного обмена, но до сих пор я ее так и не получила",- рассказала одна из участниц интернет-форума Клавдия Иванько. По ее словам, до января этого года посылки из-за рубежа доходили примерно за две недели.

Проблемы с доставкой зачастую лишают россиян права покупать товары на зарубежных интернет-ресурсах. В частности, многие продавцы аукциона eBay вынуждены были отказаться от продажи своих товаров жителям России, говорится в письме. Согласно правилам eBay, товар должен быть доставлен покупателю в течение 30 дней с момента оплаты. Превышение срока доставки без возврата денег чревато блокированием аккаунта продавца, поэтому многие из них сейчас предпочитают не работать с Россией. Проблемы с покупками возникают и в других интернет-магазинах - они просто отказывают клиентам из России в оформлении заказа. Один из клиентов интернет-магазина одежды Abercrombie & Fitch рассказал "Ъ", что ему было отказано в оформлении заказа, хотя "раньше таких проблем не возникало".

К середине марта этого года eBay пообещала запустить русскоязычную версию портала. Кроме русификации интерфейса для российских пользователей, цены будут пересчитываться в рубли, а поисковые запросы на русском будут автоматически переводиться на английский. Запуск русскоязычной версии eBay объяснил надеждами на рост популярности интернет-торговли среди россиян. Все расчеты будут проходить через принадлежащую eBay систему электронных платежей PayPal. По оценкам ИК "Финам", в 2009 году россияне через eBay провели платежей не менее чем на 50 млн долл.

В пресс-службе "Почты России" признают, что сейчас в пункте международного почтового обмена Москвы "имеют место случаи несвоевременной обработки международной почты, поступающей на адреса получателей на территории России из-за рубежа". В "Почте России" объясняют это ростом почтовых отправлений на 64% в январе-феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Чтобы исправить ситуацию, предприятие перенаправляет часть почты на обработку и таможенное оформление в другие пункты международного почтового обмена, а также увеличивает число рабочих мест. Источник, близкий к "Почте России", отмечает, что задержка доставки происходит в том числе и по вине Федеральной таможенной службы (ФТС), но суть претензий не указывает. Начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Котиков отказался вчера от комментариев.

Гендиректор UPS в СНГ Иван Шацких подтверждает, что число получаемых посылок выросло по сравнению с прошлым годом, но конкретных цифр не называет. Господин Шацких не слышал о проблемах с доставкой посылок у "Почты", у UPS с нового года проблем со сроками доставки не было, уверяет он.



Fortune назвал Apple самой уважаемой компанией в мире

Третий год подряд американский журнал Fortune называет Apple самой уважаемой компанией в мире, пользующейся наибольшей любовью потребителей. В ходе опроса бизнесменов составители рейтинга выяснили, что предпринимательские круги по-прежнему восхищаются инновационной деятельностью корпорации Стива Джобса.

"Весь мир затаил дыхание перед тем, как Apple представила свой iPad", - заявил гендиректор BMW Норберт Райтхофер. По словам экспертов Fortune, компания стала безоговорочным лидером по итогам 2009 года благодаря рекордным продажам iPod, iPhone и iPod Touch.

На втором месте рейтинга, в который вошли 50 компаний, расположилась корпорация Google. Интернет-гигант сумел отодвинуть на третью позицию корпорацию Уоррена Баффета Berkshire Hathaway. Аналитики особо подчеркивают прочное положение Google в интернет-сфере, а также амбиции компании на рынке смартфонов.

В десятку самых уважаемых компаний по итогам 2009 года также вошли Johnson & Johnson, Amazon, Procter & Gamble, Toyota Motor, Goldman Sachs Group, Wal-Mart и Coca-Cola.



Apple iPad: прогнозы и перспективы

Аналитики расходятся в оценке перспектив продаж планшета iPad производства Apple, которые должны начаться 3 апреля. Кто-то считает, что новинку сметут с полок, кто-то - что продажи пойдут плохо. При этом многие аналитики сходятся во мнении, что на продажах благотворно скажутся сначала летние каникулы, когда родители будут готовить детей к школе, и затем предрождественский период.

"Я ожидаю резкого скачка в самом начале, - говорит Эзра Готтэйл из Technology Business Research. - Существует группа любителей продукции Apple, которые выстроятся в очередь за любой новинкой. У Apple самый эффективный брендинг в индустрии, и эти люди считают себя подвижниками, они искренне видят себя в роли "Мака" из рекламы Apple "Я "Мак".

В пятницу Apple объявила о том, что продажи iPad начнутся 3 апреля, а начиная с 12 марта можно начинать делать предварительные заказы. Цена самой доступной конфигурации устройства составляет 499 долларов. Первой будет продаваться модель планшета только с Wi-Fi. Модель с модулем 3G поступит в продажу примерно месяц спустя. В конце апреля iPad появится также в Австралии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании, Швейцарии и Великобритании. Официальные цены в этих странах пока неизвестны.

Есть мнение, что из-за производственных проблем первая партия iPad будет очень ограниченной. Аналитик Питер Майсик даже называет конкретную цифру - 300 тысяч штук. Брайан Маршал с Уолл-стрит разделяет это мнение и добавляет, что из-за высокого спроса вся первая партия будет распродана "за несколько часов".

Эзра Готтэйл поддерживает это мнение. "Я ожидаю, что предложение будет очень ограниченным, - говорит он. - У Apple были такие же проблемы с запасом товара перед дебютом iPhone 3G и 3GS". Действительно, в 2008 году прошло шесть месяцев, прежде чем Apple начала поставлять iPhone 3G в полном объеме. Через год, когда на рынок вышла модель 3GS, поначалу спрос тоже опережал предложение.

Аналитик прогнозирует, что первое время будет наблюдаться некоторый ажиотаж, особенно с появлением 3G-версии iPad, затем продажи немного снизятся, но во второй половине лета, перед началом учебного года, они снова активизируются. "Хорошие продажи будут в квартале перед началом учебного года, - говорит Готтейл. - Кроме того, это будет очень привлекательный продукт в праздничный сезон".

Данные опросов подтверждают точку зрения, что продажи будут медленно расти в течение длительного периода. В начале февраля ChangeWave Research опросила свыше 3100 американских потребителей. Из тех, кто намерен приобрести iPad, лишь 6% сказали, что сделают это в первую неделю после дебюта. 20% сказали, что сделают покупку в течение двух-трех месяцев, еще 23% - в течение четырех-шести месяцев.

Директор по исследованиям ChangeWave Пол Картон резюмирует: "Я не думаю, что в первые недели люди будут обивать пороги магазинов. Рост продаж будет медленным".


Рынок дисковых систем для хранения данных начинает восстанавливаться

Выручка на рынке внешних дисковых систем для хранения данных по итогам четвертого квартала 2009 года составила 5,3 млрд долл., показав 0,7-процентное снижение в рамках года, отмечают аналитики IDC.

В целом же, рынок дисковых систем для хранения данных смог с точки зрения доходв в этом квартале вырасти на 0,2% по сравнению с показателями за четвертый квартал прошлого года - выручка здесь составила 7,3 млрд долл.

"Важно отметить, что 2009 год начался плохо, однако закончился он положительно для рынка. Общий объем выручки по рынку впервые с третьего квартала 2008 года вырос в рамках года. Ключевой момент заключается в том, что одним из основных двигателей роста стал сегмент Open Networked Storage, который смог показать положительное изменение доходов впервые с четвертого квартала 2008 года - они выросли здесь на 3,6%", - отмечают в IDC.

 

Ведущие вендоры на рынке внешних дисковых систем для хранения данных по прибыли, 4 квартал 2009 года (млн долл.)

Вендор Выручка в 4 кв. 2009г. Доля рынка в 4 кв. 2009г. Выручка в 4 кв. 2008г. Доля рынка в 4 кв. 2008г. Годовой прирост
EMC 1 252 23,7% 1 261 23,7% -0,7%
IBM 889 16,8% 816 15,3% 9,0%
HP 641 12,1% 691 13,0% -7,3%
NetApp 436 8,3% 374 7,0% 16,8%
Dell 426 8,1% 493 9,3% -13,5%
Другие 1 643 31,1% 1 690 31,7% -2,8%
Всего 5 288 100,0% 5 325 100,0% -0,7%

Что же касается показателей отдельных компаний, то в рамках рынка внешних систем лидировала компания EMC с долей в 23,7%, на втором месте идет IBM с долей в 16,8%, а на третьем - компания HP с долей 12,1%. Четвертое же и пятое место заняли компании NetApp и Dell, доли которых составили 8,3% и 8,1% соответственно.


В 2010 году российский IT-рынок будет расти высокими темпами

Мировые поставки ПК в 2010г. возрастут на 20% и превысят 366 млн штук.

Российские эксперты в то же время отмечают, что в нашей стране продажи ПК будут расти более высокими темпами. По их мнению, это связано с тем, что российский IT-рынок сильнее общемирового пострадал от кризиса в 2009г.

Согласно отчету, затраты на покупку персональных компьютеров превысят 245 млн долл., это на 12,2% больше, чем в 2009 году. Двигателем рынка, по прогнозу, должны стать мобильные персональные компьютеры, вклад которых в прирост составит 90% в течение следующих трех лет. Объем рынка ПК в денежном выражении может вырасти на 12,2%, до 245 млрд долл.

Директор по маркетингу "Формозы" Алеся Мазаева считает, что Россия подтвердит общемировую тенденцию. "По нашим прогнозам, рост рынка ПК в нашей стране составит более 20% за счет более глубокого падения 2009г.", - говорит А.Мазаева.

"Наиболее растущим сегментом в дистрибуции будут ноутбуки и нетбуки", - считает директор по сбыту компании Merlion Сергей Расколов. Если смотреть в целом по рынку, то заметно упал спрос на комплектующие: жесткие диски, видеокарты, память и т.д.".


Microsoft Windows 7 стала бестселлером всех времен

По словам финансового директора корпорации Питера Клейна (Peter Klein), сообществу следует задуматься о полном изъятии Windows XP, так как об этом свидетельствуют тенденции продаж "семерки". Несмотря на то что бизнес-пользователи традиционно консервативны, отказ от XP и переход на Windows 7, как считают в Microsoft, неминуем.

Сейчас Microsoft ведет переговоры с большинством корпоративных клиентов, имеющих планы на внедрение Windows 7. Опасения заказчиков небезосновательны, хотя во многом подпитаны прошлым - неудачной Windows Vista и ее проблемами совместимости с оборудованием и программным обеспечением.

Как заявил г-н Клейн, Microsoft, наконец осознавшая собственное отставание от конкурирующих Apple и Google, готовится к изменению ситуации. Для этого будут выведены такие ключевые продукты, как Windows Phone 7 Series, Natal для Xbox 360, Office 2010. Утверждается, что конвейер серьезных новинок станет поворотной вехой в бизнес-истории компании.

Наконец, топ-менеджер обратил внимание на то, что корпорация всеми силами старается продвигать хорошо известную концепцию "три экрана и облако", которая предполагает, что все программные решения, объединенные "облачными" сервисами, можно одинаково эффективно использовать на компьютерах, телефонах и телевизорах.


Барселона-2010: там, за облаками

Всемирный мобильный конгресс (Mobile World Congress, MWC) по праву считается самым авторитетным событием в мировой мобильной индустрии. Крупнейшая отраслевая GSM Ассоциация организует это мероприятие с 1987 года, причем последние четыре года - в выставочном комплексе Fira de Barcelona. По размеру эта площадка как два московских "Экспоцентра". И, что для Москвы редкость, с 15 по 18 февраля в Fira de Barcelona, несмотря на мрачную погоду, было не протолкнуться. До пиковых докризисных значений 2008 года (55 тыс. посетителей) MWC 2010, конечно, не дотянул. Однако выздоровление отрасли налицо: в 2010 году мероприятие посетили 49 тыс. посетителей, на 2 тыс. больше, чем годом раньше.

Сравнивая MWC 2010 с прошлыми конгрессами, видишь, что мировой кризис прогремел от отрасли в стороне. С 2007 года в trade-шоу постоянно участвует одинаковое число компаний - около 1300. Но в 2010 году рынок умудрился взорвать себя изнутри. Пусть вывески на стендах остались прежними, те же ли под ними компании, что и в прошлый раз?

Новое устройство мира

Расклад сил в мобильном секторе быстро меняется. И у этого явления две предпосылки. Первая - стремительное насыщение сотового рынка. Если на достижение рубежа в 3 млрд абонентов в 2007 году сотовым операторам понадобилось едва ли не 20 лет, то о четвертом миллиарде на MWC докладывали уже год назад, а отметка 5 млрд, как ожидается, будет пройдена еще до конца 2010 года.

Вторая причина - технологического свойства. И ее на MWC можно было наблюдать воочию. Армия обозревателей гаджетов, ежегодно осаждающая стенды производителей в поисках новинок, на нынешнем MWC ходила неудовлетворенной. И понятно почему: главный вопрос, на который отвечали производители трубок на MWC 2010, не "как ты выглядишь", а "что ты можешь". И вот вам усредненная конфигурация топового смартфона: процессор с тактовой частотой 1 ГГц, 5-мегапиксельная камера, 16 Гб встроенной памяти с возможностью расширения, большой яркий экран AMOLED (organic light-emitting diode), поддержка всех мыслимых стандартов связи, GPS и даже более-менее выносливая батарейка. Словами классика, чего же боле? Независимо от программной начинки такая трубка с легкостью справляется с большинством придуманных для смартфонов задач: доступ в Интернет, видео, музыка, чтение книг, навигация, не говоря уже о традиционных звонках и SMS.

Если наложить один тренд на другой, то получится, что года через три (в худшем случае к 2015 году) большинство жителей планеты будут пользоваться не просто телефонами, а существенно подешевевшими к тому времени смартфонами и быстрым мобильным Интернетом. Казалось бы, вот он - предел технологического развития, гаджет-коммунизм! Счастье для всех и каждого, кроме, разумеется, акционеров Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Vodafone, Orange и десятков других компаний-производителей и операторов. Люди, инвестировавшие деньги в мобильную индустрию, привыкли к быстрому росту прибылей и отдаче от вложений на протяжении десятилетий. А значит, мобильным компаниям нужно уже сегодня лезть из кожи вон, чтобы придумать, на чем они будут зарабатывать завтра.

Дело - труба

И, кажется, они придумали. С кем бы вы ни заговорили на MWC 2010, все - и тайваньские производители микроэлектроники, и европейские сотовые операторы, и американские поставщики софта - говорят об одном и том же: мобильных "облачных" вычислениях. "Абоненты хотят постоянно быть подсоединены к мобильному Интернету, где бы они не находились, каким бы устройством не пользовались, - рассуждает Пол Стразерс, директор по маркетингу и развитию региональных рынков Amdocs. - Для операторов это означает необходимость предоставить клиенту доступ к его "облаку", в котором хранятся его данные, контакты, фильмы, причем с любого устройства - мобильного телефона, компьютера, телевизора".

Логично, что новые программы и услуги будут не разрабатываться для конкретной модели телефона или даже операционной системы, а доставляться и оплачиваться по сети в нужный момент. Начало этому движению уже положено. Так, сервис OnLive уже сегодня позволяет арендовать игровое время на собственных серверах и играть в игры с богатой графикой на любом подручном устройстве вплоть до iPhone. Или мечта всех туристов - переводчик с одного языка на другой в реальном времени. По отдельности все его компоненты (распознавание голоса, сам перевод, синтез речи) существуют уже сегодня. Но даже на самом мощном смартфоне такую программу не запустишь, то есть без "облака" никуда.

Итак, новая модель взаимоотношений мобильной индустрии с абонентами - это поставка не товаров, а услуг. Что в итоге должно быть экономически более выгодным. Ведь цель - не просто получить с абонента деньги единоразово (скажем, продав ему телефон), а подписать клиента на тот или иной пакет сервисов. Рамки соперничества при этом становятся на порядок шире, чем еще годом ранее. Кто бы мог представить, что Apple и Nokia будут конкурировать с Google и Adobe, Vodafone и China Mobile? Предмет битвы - кто и как будет предоставлять доступ к "облаку" абонентам?

Облики облака

Крупнейшие анонсы MWC 2010 - как раз из софтверной, "облачной" сферы. Причем большинство объявлений так или иначе были инспирированы не присутствовавшими на конгрессе американскими Apple и Google. Так, в первый же день выставки 24 мобильных оператора, обслуживающие более чем 3 млрд пользователей по всему миру, включая China Mobile, Orascom Telecom, AT&T, Vodafone и даже работающий на рынках СНГ "ВымпелКом", объявили о создании альянса WholeSale Applications - открытой платформы по доставке мобильных приложений для собственных абонентов.

Операторам, очевидно, не дает спокойно спать сервис Apple App Store: американский производитель телефонов берет процент с каждой проданной через этот магазин программы. Впрочем, не спится не только операторам. Свою серьезную заявку на победу в битве "под облаками" подготовила южнокорейская Samsung. В 2009 году Samsung обогнала по доходам HP, став крупнейшей технологической компанией в мире. Поэтому и амбиций у нее хоть отбавляй. На MWC 2010 компания представила не только магазин Samsung Apps, который будет работать в 50 странах, но и первый телефон на основе собственной платформы bada - Samsung Wave.

Глядя на нарастающую конкуренцию, взяться за руки решили даже крупнейшие игроки рынка. Intel и Nokia во время MWC 2010 объявили о намерении объединить свои наработки в области мобильных платформ - соответственно Moblin и Maemo - в единой инициативе MeeGo. На MeeGo, как ожидается, смогут работать не только смартфоны и коммуникаторы, но и нетбуки, планшеты и другие гаджеты, первые из которых выйдут на рынок уже в этом году. Программы для MeeGo будут продаваться через Ovi Store, принадлежащей Nokia. Помимо очередной заявки на владение каналом доставки приложений пользователю в MeeGo прослеживается еще один модный тренд, начало которому положила та же Apple. Этот тренд - универсализация платформ. Так, программы, написанные для телефона Apple iPhone, могут выполняться и на планшете iPad.

Лидеры и аутсайдеры

Прыткости конкурентов явно недостает американской Microsoft. MWC 2010 стал площадкой для демонстрации кардинально обновленной мобильной операционной системы Windows Phone 7 Series, которая, как обещал привезший новинку на конгресс гендиректор Microsoft Стив Баллмер, исправит все недочеты предыдущих версий. Впрочем, итогов работы над ошибками ждать еще долго: в продаже устройства с мобильной "семеркой" появятся только к новому году. В демонстрациях на плазменных тач-скринах на MWC Microsoft пообещала "бесшовную" интеграцию "семерки" с социальными сетями, мультитач, а также магазин программ Microsoft Marketplace. Как едко отмечают аналитики, - то, что у других производителей есть и работает уже не первый год.

Свою поддержку Windows Phone 7 пообещали традиционные партнеры Microsoft - Dell, Garmin, Asus, HTC, HP, LG, Samsung, Sony Ericsson, Toshiba, Quallcom. С другой стороны, презентация не обошлась и без ложки дегтя: об отказе от поддержки мобильной Windows объявил крупнейший провайдер интернет-телефонии Skype. Так или иначе, одними обещаниями сыт не будешь: присутствие Microsoft на мобильном рынке продолжает падать: с 11,8% в 2008 году до 8,7% в 2009-м (данные Gartner). Долю у Windows активно отъедают iPhone, Google Android и BlackBerry.

Еще одна жертва новичков - консорциум Symbian, до последнего времени обладавший крупнейшей рыночной долей. На MWC фонд Symbian представил новую версию ОС Symbian^3 впервые с полностью открытым кодом. S^3 поддерживает HD-видео, обладает новой графической архитектурой и готова к работе в сетях 4G. Успех новинки, впрочем, зависит от поддержки производителей телефонов, многие из которых, как показал конгресс, пустились в создание собственных платформ.

И, наконец, третья темная лошадка - бывшая некогда лидером рынка американская Motorola. Несмотря на новаторские телефоны, представленные на MWC, в частности притягательный андроид-фон Motorola Quench, компания пока так и не раскрыла свою стратегию в области онлайн-сервисов.

Какая стратегия в итоге окажется выигрышной: разрабатывать ли собственную мобильную платформу или лицензировать чужую? И если лицензировать, то что именно: Android, Windows, Symbian или новые разработки? В конечном счете ответ на этот вопрос должны дать абоненты. Впрочем, пока не ясно, как сами клиенты сотовых операторов и покупатели смартфонов отнесутся к новой стратегии сотовой индустрии. Будут ли востребованы все те услуги, которые предлагают рынку его игроки, готовы ли будут абоненты к новой модели оплаты сервисов?


Все больше женщин выходит на рынок труда

С 1980 по 2008 год экономическая активность женщин на рынке труда возросла с 50,2 до 51,7%, а активность мужчин несколько снизилась - с 82 до 77,7%, сообщается в докладе Международной Организации Труда (МОТ) "Женщины на рынке труда: достижения и проблемы". В результате гендерный разрыв по этому показателю сократился с 32 до 26 процентных пунктов.

Рост активности женщин на рынке труда отмечен во всех регионах, за исключением двух - Центральной и Юго-Восточной Европы (не члены ЕС) и СНГ и Восточной Азии. Наибольший прогресс отмечен в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, и все же почти во всех регионах в последнее время прогресс замедлился. Самый высокий приток женщин на рынок труда был отмечен в 1980-е годы и в начале 1990-х.

При этом возросла доля женщин среди наемных работников - с 42,8% в 1999 году до 47,3% в 2009 году, а их доля среди работников с нестабильной занятостью за тот же период снизилась с 55,9% до 51,2%.

"Со времени четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине по ряду направлений произошли положительные сдвиги, и все большее число женщин выходят на рынок труда. И все же они по-прежнему не пользуются на рынке труда теми же преимуществами, как мужчины, - заявила Сара Элдер, сотрудник отдела тенденций занятости МОТ и руководитель авторской группы доклада. - Мы по-прежнему видим, что женщины чаще, чем мужчины, вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую и опасную работу. Причина заключается в том, что у них нет других возможностей занятости либо в том, что такая работа позволяет им сочетать работу и семейные обязанности. Мужчины с подобными трудностями не сталкиваются".

Авторы отмечают, что наиболее медленно процесс преодоления гендерного неравенства в сфере труда идет в трех основных областях. Во-первых, почти половина (48,4%) женского населения в возрасте старше 15 лет остаются экономически неактивными (среди мужчин таких всего 22,3%). По-прежнему в некоторых регионах на менее чем 4 экономически активных женщин приходится 10 экономически активных мужчин. Во-вторых, желающим работать женщинам труднее найти работу, чем мужчинам. И, в-третьих, даже найдя работу, женщины получают более низкую заработную плату и иные выплаты, чем их коллеги-мужчины на тех же должностях.

"Необходимо лучше адаптировать рынки труда и политику на рынке труда к более широким принципам гендерного равенства, учитывающим уникальные ценности и проблемы как женщин, так и мужчин, - подчеркнула Сара Элдер. - Необходимо добиваться более динамичных гендерных улучшений в сфере труда и занятий, и эта задача осуществима".

Глобальный экономический кризис сначала затронул секторы экономики, где преобладают мужчины - финансы, производство и строительство, однако затем кризис распространился и на другие сферы, где трудятся в основном женщины, включая сферу услуг, отмечается в докладе.

По оценкам МОТ, безработица среди женщин в мире возросла с 6% в 2007 году до 7% в 2009 году - несколько больше, чем рост безработицы среди мужчин (с 5,5% до 6,3%). Однако в четырех из девяти регионов мужская безработица выросла больше, чем женская. В 2009 году в семи из девяти регионов уровень безработицы среди женщин был выше, чем среди мужчин, а в странах Ближнего Востока и Северной Африки женская безработица была выше мужской на 7 процентных пунктов.

Сегодня можно отметить, что в плане потери работы женщины и мужчины пострадали одинаково, однако реальные гендерные последствия кризиса еще предстоит определить, говорится в докладе.

"Опыт прошлых кризисов показал: когда после кризиса начинается процесс экономического оздоровления, потерявшим работу женщинам бывает более сложно вновь трудоустроиться, - отметила Сара Элдер. - Вот почему так важно обеспечить, чтобы гендерное равенство не становилось приоритетом лишь в благополучные времена и не откладывалось на потом в трудные периоды. Гендерное равенство следует рассматривать как средство продвижения роста и занятости, а не как затратную политику либо дополнительную проблему".

Как отметила Джейн Ходжес, директор Бюро МОТ по вопросам гендерного равенства, за 15 лет, прошедшие с Пекинской конференции, был накоплен ценный опыт относительно того, какие меры "работают" для работающих женщин и для достижения гендерного равенства. Принятая в 2009 году Международной конференцией труда резолюция "Гендерное равенство - основа достойного труда" направит усилия трехсторонних участников МОТ (правительств, работодателей и работников) на создание рынка труда, где женщины и мужчины смогут действовать свободно и активно. Речь идет в том числе о расширении возможностей женщин путем развития предпринимательства, решения проблем неравной оплаты труда женщин и мужчин, создания системы социального обеспечения для всех и более активного вовлечения женщин в процесс социального диалога.


Операторы взяли границу

Проблемы российских сотовых операторов, возникшие из-за невозможности провоза оборудования для строительства 3G-сетей через российскую границу, частично решены. "ВымпелКом" получил первую лицензию на ввоз оборудования. Аналогичный документ планирует получить МТС. Правда, теперь, говорят операторы, каждая партия оборудования должна оформляться отдельно.

"ВымпелКом" получил первую лицензию на ввоз оборудования для строительства сетей 3G в Минпромторге, рассказала РБК daily пресс-секретарь оператора Ксения Корнеева. Она отметила, что "ВымпелКом" может ввести по этой бумаге не все оборудование, а лишь партию. В конце следующей недели ожидает получения первой лицензии Минпромторга на поставку партии оборудования и оператор МТС, всего компания ввезет 200 базовых станций стардарта UMTS, не содержащих функций шифрования (криптографии). Однако, заявляют в пресс-службе компании, в настоящий момент "оператор вынужден получать разовые лицензии на каждую закупку оборудования".

В "МегаФоне" говорят, что нотификацию на ввоз оборудования получил вендор-партнер оператора. "Мы подадим документы в начале следующей недели", - говорит пресс-секретарь компании Татьяна Зверева. Она также сообщает, что "МегаФон" надеется на получение лицензии через 10-15 дней после оформления бумаг.

С 1 января, после вступления России в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, российские операторы связи не смогли ввезти в страну новое шифровальное оборудование. На основании новых соглашений стран Таможенного союза в перечень продукции, ограниченной к ввозу, вошла большая часть телекоммуникационного оборудования, используемого сотовыми операторами и не производящегося в России.

На встрече операторов "большой тройки" с департаментом государственного регулирования внешней торговли в феврале представители ведомства объяснили, какие документы импортеры должны предоставить для ввоза нешифровального оборудования, задержанного на границе. Для начала по новому порядку оформления лицензий на ввоз оборудования в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана операторы должны понять, является ли оно шифровальным или нет. В этом им должен был помочь Центр по лицензированию и сертификации при ФСБ, который возьмет на себя обязанность определить статус оборудования.


Гейтс у телефона

Компания Microsoft может выпустить две модели сотовых телефонов собственной разработки этой весной. Причем речь идет не о смартфонах, способных конкурировать с iPhone или Android. Предполагается, что новые модели телефонов от Microsoft будут предназначены для молодежной аудитории, особенно для активных пользователей социальных интернет-сетей.

О том, что Microsoft готова к запуску двух новых моделей сотовых телефонов для американского оператора Verizon Wireless, сообщило Прайм-ТАСС со ссылкой на несколько зарубежных СМИ. Источники называют разные даты возможного появления телефонов на рынке - апрель, конец весны или начало лета текущего года.

Это будут телефоны так называемого проекта Pink. В отличие от ранее появлявшейся информации о разработках мобильников компанией Microsoft сейчас стало известно, что готовящиеся к выпуску модели не будут смартфонами, способными конкурировать с iPhone или Android. Предполагается, что телефоны Microsoft Pink будут предназначены для молодежной аудитории, особенно для активных пользователей социальных интернет-сетей.

По некоторым данным, один из телефонов Microsoft будет выполнен в виде вертикального слайдера, второй будет иметь традиционную форму нераскладного блока.

В самой компании Microsoft прокомментировали следующим образом: "О, Pink - это слухи, которые мы не комментируем. Microsoft ничего не объявляла на эту тему, мы можем комментировать только то, что публично озвучено рынку", - заявили в компании.


Отгрузки на мировом рынке ПК вырастут на 20%

Общий объем отгрузок в рамках мирового рынка персональных компьютеров в 2010 году, согласно прогнозу аналитиков компании Gartner, составит 366,1 млн штук, показав 19,7-процентный рост по сравнению с показателем 2009 года, когда отгрузки остановились на отметке в 305,8 млн штук. Кроме того, мировые траты на этом рынке в 2010 году достигнут уровня в 245 млрд долларов, показав 12,2-процентный рост по сравнению с показателем за 2009 год.

"Индустрия ПК движется вперед в основном благодаря сегменту мобильных компьютеров, спрос на которые стабильно растет как в развитых, так и в развивающихся регионах. В 2010 году, согласно нашим ожиданиям, нетбуки снова станут основным двигателем роста в этом сегменте, однако их вклад несколько уменьшится, так как им начнут составлять все более сильную конкуренцию продукты из сегмента ультрапортативных ULV-устройств и планшетов. Рост же в сегменте десктопов в 2010 году окажется на минимальном уровне", - объясняют аналитики Gartner.

"Потребительские требования на данный момент очень сегментированы, и нетбуки это доказали. Вендоры больше не могут позволить себе работать лишь с точки зрения традиционных форм-факторов и архитектур. Дело в том, что с ростом количества полноценных веб-приложений многие пользователи уже не видят необходимости в покупке традиционного персонального компьютера. Эта ситуация создает для вендоров больше возможностей и одновременно больше рисков", - добавляют в Gartner.


Каждая вторая российская компания не откажется от сотрудников конкурентов

Вакансии компаний-конкурентов, размещённые на интернет-сайтах, отслеживают около трети российских работодателей. Трудоустроить работников конкурирующей фирмы готовы более половины отечественных компаний. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 1000 представителей предприятий и организаций из всех округов страны.

По данным исследования, вакансии конкурентов отслеживают 37% российских компаний с целью сбора информации для "аналитической отчётности", а также для того, чтобы корректировать заработную плату собственных сотрудников. 56% российских работодателей утверждают, что в силу своей занятости не проводили подобный мониторинг.

За сотрудниками компаний-конкурентов, находящихся в поиске работы, следит около трети работодателей (31%). Работодатели наблюдают за специалистами конкурирующих фирм не только из-за желания заместить собственные вакансии, но и для того, чтобы оценить положение дел у конкурента. Однако большая часть работодателей (60%) не считает отслеживание сотрудников компаний-конкурентов целесообразным.

Резюме собственных работников, выложенные на интернет-сайтах, представляют больший интерес у работодателя, нежели анкеты специалистов, нанятых конкурентами. В том, что они отслеживают сотрудников своей компании, ищущих работу, признались 44% респондентов. При этом если один руководитель воспримет такой шаг сотрудника как крик о помощи, то другой посчитает подобную инициативу проявлением нелояльности к компании и примет репрессивные меры. Около половины работодателей (46%) не отслеживают резюме собственных сотрудников. Каждый десятый респондент (10%) признался, что "натыкался" на анкеты подчинённых, размещенных на рекрутинговых интернет-сайтах случайно.

Как показало исследование, больше половины (56%) российских работодателей берут на работу персонал из конкурирующих организаций без ограничений. Преимущества таких сотрудников, с точки зрения респондентов, в том, что у них есть похожий опыт работы, а также информация о конкурентах. Вместе с тем, такие соискатели представляют опасность для компании с точки зрения утечки информации, что является главной причиной отказа в трудоустройстве 7% опрошенных. 25% работодателей готовы нанять сотрудника из штата конкурента лишь в исключительных случаях, к примеру, если специалист имеет высокую квалификацию или хорошие рекомендации.


Рынок печатных, копировальных и многофункциональных устройств в 2009 году упал на 18%

Объем отгрузок на рынке печатных, копировальных и многофункциональных устройств в регионе EMEA по итогам 2009 года составил 39,6 млн штук, показав 17,8-процентное снижение по сравнению с показателями за 2008 год, отмечают аналитики компании Gartner.

"2009 год стал еще одним неудачным годом для этого рынка в регионе EMEA - продажи печатных устройств снижались от квартала к кварталу", - заключают эксперты. Более того, общий объем трат потребителей в этом сегменте также упал - на 21% с 14,4 млрд евро в 2008 году до 11,3 млрд евро в 2009 году.

Дело в том, что большинство компаний сдвинули свои планы по покупке новых печатных и копировальных устройств из-за того, что в 2009 году им приходилось снова ориентироваться на сокращение своих затрат. В то же время стоит отметить, что МФУ оставались наиболее привлекательным видом устройств в корпоративном секторе, добавляют в Gartner.

Отгрузки на рынке печатных, копировальных и многофункциональных устройств в регионе EMEA, 2009 год (млн штук)

Вендор Отгрузки в 2009г. Доля рынка в 2009г. (%) Отгрузки в 2008г. Доля рынка в 2008г. (%) Годовой прирост (%)
HP 16 377 41,3 20 737 43 -21
Canon 6 790 17,1 8 212 17 -17,3
Epson 5 759 14,5 6 576 13,6 -12,4
Samsung Electronics 2 771 7 2 826 5,9 -2
Brother 2 723 6,9 3 306 6,9 -17,6
Другие 5 225 13,2 6 567 13,6 -20,4
Всего 39 644 100 48 224 100 -17,8

 

Что же касается работы отдельных вендоров, то все пять лидеров рынка по итогам 2009 года отметили снижение продаж. В частности, HP опять осталась на первом месте, однако в ее случае падение оказалось самым сильным среди всей пятерки - оно составило 21%. На втором месте находится компания Canon, которой удалось добиться хороших результатов в сегменте A4.


Продажи мобильных устройств, оснащенных тачскринами, вырастут на 97%

В 2010 году рынку мобильных устройств, оснащенных тачскринами, удастся перевалить за отметку в 362,7 млн отгруженных моделей, считают аналитики Gartner.

Таким образом, рынок в этом году сумеет показать 96,8-процентный рост по сравнению с показателем за 2009 год, когда продажи таких устройств остановились на отметке в 184,3 млн штук. Более того, к 2013 году такие продукты займут порядка 58% всего рынка мобильных устройств и порядка 80% в развитых регионах, включая такие, как Западная Европа и США.

"Тачскрины больше не являются эксклюзивом сегмента топовых моделей - они сегодня встречаются и в устройствах, рассчитанных на среднюю ценовую категорию. Более того, все больше компаний предлагают свои решения, делая подобные устройства все более доступными для конечных потребителей. Также стоит отметить, что сейчас пользователи ждут от мобильных устройств более продвинутого функционала, включая и тачскрины, и вендоры отвечают на эти ожидания соответствующим образом", - объясняют в Gartner.

С точки зрения продаж устройств, оснащенных тачскринами, лидирующим регионом является Азиатско-Тихоокеанский. В частности, в 2010 году продажи подобных устройств здесь перевалят за отметку в 129,1 млн штук, а доля региона в рамках мирового рынка составит порядка 35,6%. Для сравнения, доли рынков Западной Европы и Северной Америки составят 26,8% и 24,4%, соответственно.


Объем рынка e-commerce в 2009 году составил 150 млрд руб

В рамках совместного мероприятия Mail.Ru и "Молоток.Ру" обсудили перспективы развития электронной коммерции в России, выход на российский рынок e-commerce крупных международных интернет-игроков, а также проекты обеих компаний в этой сфере.

По мнению участников мероприятия, в настоящее время рынок электронной коммерции в России переживает интенсивный рост. Специалисты "Оборот.Ру" оценивают его объем в 2009 году в размере 150 млрд руб. По их прогнозам, в 2010 году e-commerce рынок ожидает уверенный рост, который, скорее всего, превысит показатели предыдущего года.

"Сейчас очень перспективное время с точки зрения появления на рынке новых интернет-проектов, в том числе международных. Но им в любом случае необходимо привлекать команду российских менеджеров, знакомых с местными реалиями и понимающих, что необходимо сделать, чтобы стать заметным игроком", - заметил Иван Кургузов, исполнительный директор "Оборот.Ру".

"За прошедший год мы добились значительного увеличения посещаемости ресурса и количества успешно завершившихся сделок. Но мы уверены, что это не предел, ведь рынку электронной коммерции в России есть, куда расти. Мы рассчитываем и впредь оставаться одним из крупнейших его игроков и создавать максимально комфортные условия для продавцов и покупателей", - сказал Игорь Карпачев, генеральный директор "Молоток.Ру".

"Одним из главных событий 2009 года для Mail.Ru в направлении электронной коммерции стал запуск собственной платежной системы "Деньги@Mail.Ru", которая сразу же начала активно завоевывать рынок, - сообщил вице-президент компании Mail.Ru Олег Ильичев. - Мы видим большой интерес к этому проекту, постоянно запускаем новые полезные функции - думаю, что у "Денег@Mail.Ru" есть все основания для того, чтобы войти в обозримом будущем в тройку лидеров рынка". Как рассказала Наиля Замашкина, руководитель направления развития платежной системы "Деньги@Mail.Ru": "В настоящее время "Молоток.Ру" и Mail.Ru детально обсуждают возможность использования сервиса "Деньги@Mail.Ru" в качестве платежной системы ресурса "Молоток.Ру".



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное