Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
03 марта 2010, среда

Intel рассказала, как ИТ могут решить социальные проблемы

На выставке CeBIT 2010 корпорация Intel решила сделать акцент на том, как информационные технологии могут повысить продуктивность и качество жизни людей. Кристиан Моралес, гендиректор Intel в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA) на пресс-конференции рассказал, как глобальные сетевые инфраструктуры могут помочь в решении социальных, экономических и экологических проблем.

По словам Кристиана Моралеса, все больше сетевых встраиваемых систем подключаются к решению социальных задач и сохранению добавленной экономической ценности. Они помогают решать проблемы в сфере здравоохранения и социального обеспечения, снижать выбросы парниковых газов и сокращать потребление электрической энергии, параллельно повышая безопасность систем транспортного сообщения и транспортных средств. В будущем, когда вычислительные системы во всем мире будут соединены друг с другом, возникнет необходимость в более скоростных и компактных системах, потребляющих меньшее количество электроэнергии.

На CeBIT компания Intel проведет первую "живую" демонстрацию Nehalem-EX. Этот чип содержит до 8 ядер и может обрабатывать до 16 потоков команд одновременно. Кроме того, корпорация анонсирует Westmere-EP - первый 32-нанометровый серверный чип, который станет доступен в конце марта 2010 года.

В Ганновере Intel также представила новый трансформируемый дизайн учебных ПК. По словам представителей корпорации, новое решение обладает улучшенной функциональностью, увеличенной производительностью и хорошими возможностями для чтения электронных текстов. Ожидается, что локальные производители ПК приступят к выпуску систем с новой конструкцией во II квартале 2010 года.



Технопарки подключили к будущему

Автор: Инна Ерохина

Правительственная комиссия под председательством вице-премьера Сергея Иванова согласилась продлить до 2014 года программу по развитию российских технопарков, срок реализации которой истекает в этом году. Через четыре года общий объем произведенной продукции и услуг резидентами технопарков должен составить около 234 млрд руб., подсчитало Минкомсвязи. Но для этого необходимо, чтобы федеральный бюджет выделил 13,6 млрд руб.

Вчера на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством вице-премьера Сергея Иванова Минкомсвязи предложило продлить действие программы по развитию технопарков до 2014 года, рассказал "Ъ" заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Солдатов. Правительственная комиссия согласилась, говорит он. До окончательного завершения строительства технопарков уже созданы организационные и правовые условия для работы резидентов, позволяющие приносить выручку. Это стало главным аргументом, поясняют в министерстве.

По оценкам Минкомсвязи, в случае включения в программу планируемых технопарков к 2014 году общий объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий компаниями-резидентами технопарков может составить около 234 млрд руб., а количество рабочих мест превысит 37 тыс. человек. "Общий объем потребностей в субсидиях федерального бюджета оценивается до 2014 года в сумму 13,6 млрд руб.",- говорит господин Солдатов.

Программа создания технопарков утверждена правительством в 2006 году. Она предполагает, что до конца 2010 года в России должны быть построены девять технопарков. В период с 2007 года по 2010 год на ее реализацию планировалось выделить 10,3 млрд руб., но фактические расходы составили 4,7 млрд руб., а 743,1 млн руб. Минкомсвязи вернуло в бюджет.

Программа развития технопарков должна была завершиться уже в этом году, но, поясняет Минкомсвязи, объекты выйдут на проектную мощность лишь в 2011-2014 годах, поэтому программу целесообразно продлить. Кроме того, к развитию программы высказали желание подключиться еще ряд регионов: Белгородская, Ивановская, Курская, Пензенская, Тамбовская области, Красноярский и Приморский край, Республика Башкортостан.

"Продление срока программы обнадеживает, так как ее финансовое сопровождение, вероятно, тоже будет продолжено,- надеется губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (технопарк в Обнинске специализируется на биотехнологиях, фармацевтике, новых материалах, ядерных и радиационных технологиях.- "Ъ"). Лично у нас проблема прозаическая - чтобы наши научные центры получили развитие, нужно реконструировать очистные сооружения в Обнинске, а на эти работы выделяемых средств не хватило".

Впрочем, не исключено, что у программы развития технопарков появится сокуратор. Сейчас ее реализацию курирует Минкомсвязи, но в конце прошлого года правительство РФ поручило ведомству до конца года рассмотреть целесообразность передачи программы Минэкономразвития (вопрос по-прежнему обсуждается). Это произошло после заседания президиума Cовета при президенте РФ по развитию информационного общества, на котором ряд губернаторов подвергли критике реализацию программы технопарков Минкомсвязи. Главы регионов аргументировали это тем, что часть технопарков специализируется на проектах, не связанных с деятельностью Минкомсвязи, и поэтому их необходимо перевести в разряд общегосударственных программ. В Минкомсвязи сообщили, что вопрос передачи программы на вчерашней комиссии не рассматривался.

Месторасположение технопарка, название Количество резидентов технопарка Профиль резидентов Совокупная выручка резидентов в 2009 году (млрд руб.)
Тюменская область 39 Нефтегазовая сфера, машиностроение, информационные технологии 0,720
Кемеровская область 57 Химия, угледобыча 0,277
Нижегородская область 11 Приборостроение, связь и телекоммуникации 0,028
Мордовия 30 Связь и телекоммуникации, программное обеспечение, оптика 0,061
Новосибирская область 50 Приборостроение, программное обеспечение, фармацевтика, электроника 0,336*
Татария, "IT-Парк" 4 Информационно-коммуникационные технологии 0,196
Татария, "Химград" 81 Информационные технологии, химия полимеров 3,000
Источник: Минкомсвязи

*Предварительные данные.


Ищете новых сотрудников?

Без сомнения, сегодня соискатели подходят к поиску работы творчески. Учитывая текущее состояние экономики, это совсем неудивительно, поскольку чтобы выделиться из толпы, кандидатам просто приходится делать нечто большее. Но основополагающей движущей силой являются все же технологии, которые вооружают будущих работников множеством инструментов, помогающих им не остаться незамеченными.

Соискатели ведут блоги и являются участниками отраслевых социальных сетей, где они могут обмениваться новыми знаниями, создавать контакты и даже напрямую обращаться к конкретным людям, на которых хотели бы работать - вот лишь несколько опций web 2.0, доступных для них. С точки зрения соискателя ситуация с поиском работы сегодня стремительно меняется - но что все эти богатые инструменты социальных сетей предлагают работодателям? Должны ли организации использовать для подбора кадров сайты наподобие Facebook, LinkedIn и Twitter или нет?

По данным Института персонала кадрового развития (CIPD), работодатели, несомненно, заинтересованы в использовании социальных сетей. "Да, они используют различные виды технологий, включая социальные сети", - уверена Ванесса Робинсон, руководитель HR-отдела. Однако такие сети скорее являются дополнением к традиционному процессу подбора персонала, а не основным инструментом при кадровых перестановках. "Не думаю, что социальные сети в ближайшее время полностью заменят другие способы найма сотрудников, - считает Робинсон. - Но было бы очень интересно провести сравнения, когда компании используют различные механизмы, и понять, из чего они извлекают большую пользу".

Конфедерация рекрутеров по занятости и подбору кадров (REC) недавно выпустила руководство для компаний по использованию социальных сетей. "Повсеместное использование социальных сетей при подборе персонала начинает переопределять весь процесс подбора кадров в целом, - отмечается в отчете. - Все чаще рекрутеры обращаются к каналам социальных сетей для формирования и укрепления взаимоотношений с клиентами, расширения базы кандидатов на вакансии и усиления собственного бренда".

Как и Робинсон из CIPD, Дэвид Смит, вице-президент технической группы REC, считает социальные сети частью "рекрутингового паззла". "Я не думаю, что весь процесс рекрутинга будет проходить только через социальные сети. Компании все еще стремятся проводить собеседования с кандидатами "по-старинке" - лично, но социальные сети все же играют свою роль в процессе подбора кадров, так обе стороны могут получить первое представление и оценить друг друга".

Экономический спад - лишь одна из причин, которая заставила работодателей обратиться к инструментарию социальных сетей, чтобы облегчить процесс найма. "Рецессия подсказала многим организациям, что необходимо инвестировать в новые средства связи, дабы снизить расходы, обращаясь напрямую как к активным, так и пассивным кандидатам", - говорится в отчете REC. Но сокращение расходов не единственный плюс использования LinkedIn. Социальные сети предоставляют доступ к обширной базе соискателей и дают возможность компаниям "достучаться" до подходящих кандидатов, которые не находятся в активном поиске - так называемым пассивным кандидатам.

"Социальные сети - это современный способ ведения беседы как с активными, так и пассивными соискателями, подумывающими о смене работы, - полагает Смит. - Реальность такова, что сейчас пользователи проводят несколько часов в день социальных сетях, и это отличная возможность предложить людям работу. Ведь они с большей вероятностью среагируют на сообщение, полученное через социальные сети, чем на непрошенный телефонный звонок или незатребованное электронное сообщение".

По словам Смита, социальные сети приобретают все большую значимость в качестве рекрутинговых каналов во многих бизнес-секторах. "Феномен социальных сетей настолько велик, что почти в каждой отрасли число людей, использующих их, просто огромно", - сказал он.

Использование инструментов web 2.0, однако, варьируется в зависимости от отрасли или сферы бизнеса и типа требуемых специалистов. Например, социальные сети востребованы больше молодой частью населения. По словам Робинсон, подобные сайты чаще посещают те, кто только начинает свою карьеру, поэтому это наиболее оптимальный вариант подбора кадров для тех организаций или отраслей, которым нужны молодые специалисты. Смит имеет схожую точку зрения на этот счет и уверен, что тем, кто хочет работать с молодежью, необходимо научиться работать и с социальными сетями - беседовать с людьми и устанавливать с ними связь.

Конечно, если организация ищет кандидата на вакансию и на международной арене, то резервы потенциальных соискателей, предлагаемые через эти социальные сети, гораздо богаче - например, у LinkedIn более 60 млн пользователей в более чем 200 странах по всему миру. Смит характеризует LinkedIn как "манну небесную для рекрутеров". Несомненно, это самый располагающий из общей массы популярных сервисов социальных сетей, который выделяется на фоне Facebook и Twitter тем, что заинтересовывает опытных профессионалов, а не просто объединяет друзей и знакомых. В LinkedIn представлены специалисты из почти 150 отраслей. Профиль пользователя чем-то похож на резюме, но с дополнениями, которых обычно нет в традиционном документе, например, сюда можно включить письменные рекомендации. Поэтому потенциал этого сайта как инструмента рекрутинга для работодателей, разыскивающих квалифицированных сотрудников, очевиден.

А как обстоят дела с другими сайтами социальных сетей? Есть ли смысл заглядывать в Facebook, Twitter или виртуальные миры вроде Second Life?

В наиболее популярные сервисы определенно стоит заглянуть, особенно тем компаниям, которые занимаются разработкой долгосрочной стратегии подбора кадров. "HR-менеджеры пользуются Facebook гораздо реже, чем LinkedIn, - рассказывает Смит. - Но они предпочитают использовать сети вроде Facebook для проведения коллективных мероприятий, например, чтобы оставаться на связи с людьми в своей конкретной отрасли". Робинсон считает, что они все в чем-то полезны и интересны, и она не стала бы отказываться ни от одного из них. Они все помогают посмотреть на вещи с разных сторон, но даже такой пассивный рекрутинг служит одной и той же цели. Использование социальных сетей имеет и другой менее очевидный плюс для организаций в вопросе подбора кадров – так компании выглядят более прогрессивными и современными.

Тем не менее, Смит довольно скептически относится к сервису микроблогов Twitter и называет его "глупым инструментом". "Ну, что можно рассказать в 140 символах? - удивляется он. - Возможно, в будущем ситуация и изменится, но по сравнению с другими социальными сетями нет уверенности в том, что он может быть полезен. Этот сервис не предназначен для того, чтобы хедхантеры могли найти нужного человека для выполнения определенной работы". Средства виртуальных миров также ограничены, конечно, только если компания не создаст там свою отдельно взятую нишу. "Люди, которые присоединяются к Second Life или подобным "ограниченным" мирам, составляют лишь незначительный процент от общего населения, - считает Смит. - Поэтому организации, вкладывающие огромные средства в свой PR в Second Life, тратят их практически впустую, даже без намека на отдачу".

В процессе рекрутинга самое главное - добраться до нужного кандидата, а социальные сети могут не только оказать помощь, но и создать определенные помехи, в зависимости от того, использует компания эти инструменты для поиска потенциальных кандидатов или для активной рекламы вакансии.

"Если у кандидата есть блог, то он может поведать о кандидате многое, - рассуждает Смит. - Блоги могут быть как профессиональными, так и очень непрофессиональными. Чем больше кандидат раскрывает о себе информации в онлайн, тем больше он может заинтересовать потенциальных работодателей или, наоборот, от его услуг сразу откажутся".

Однако если социальные сети используются как канал для активной рекламы вакансий, компаниям следует учесть, насколько вообще этот канал или сообщение будут эффективными в поиске нужного человека. "Убедитесь, что вопросы составлены грамотно и не надо будет тратить время на то, чтобы отфильтровывать неподходящих для этой работы людей", - советует Робинсон.

Подводить итоги еще слишком рано, пока сложно всесторонне оценить пригодность многих инструментов социальных сетей при подборе кадров. Но это значит, что сейчас самое время для экспериментов, то есть применять испытанные и старые методы рекрутинга, присовокупляя к ним новые. Робинсон рекомендует относиться к вопросу позитивно и не сбрасывать со счетов социальные сети. Раз эта технология появилась, не стоит с ней бороться или сопротивляться ей, а лучше взять ее на вооружение в своей компании и посмотреть, можно ли ее использовать в своих целях. Оцените, насколько ее можно комбинировать с традиционными способами подбора кадров, сравните эффективность различных методов и подумайте, кого вы бы хотели найти и как это сделать.

Одно очевидно, рекрутинговый процесс продолжает эволюционировать, чему всесторонне способствует использование интернета, появляются социальные сети, сайты объявлений о вакансиях и поиске работы. Этот процесс остановить невозможно, и следующим способом заполнения вакансий вполне могут стать мобильные устройства, спокойно умещающиеся в кармане. "Уже сейчас существуют приложения, позволяющие зарегистрироваться в рекрутинговых компаниях по iPhone, - говорит Смит. - Это новое и оригинальное решение может служить сигналом о том, что всего через несколько лет использование смартфонов станет нормой при поиске работы".


Угроза увольнений в России отступает

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян о том, как они оценивают ситуацию на рынке труда, обсуждают ли тему безработицы и на что готовы пойти ради нового трудоустройства в случае увольнения.

После некоторого падения интереса россиян к теме безработицы в декабре прошлого года она вновь стала обсуждаться - доля тех, кто ее обсуждает к февралю, выросла с 47 до 51%. Активные участники подобных разговоров - это, прежде всего, служащие без высшего образования (57%) и малообеспеченные респонденты (61%).Тех, кто предпочитает игнорировать беседы о проблемах на рынке труда, напротив, стало меньше (с 16 до 11%). Лично предпочитают не участвовать в таких разговорах бизнесмены, госслужащие, квалифицированные работники (16-17%), состоятельные россияне (23%).Доля тех, кого проблема трудоустройства не затрагивает даже на уровне разговоров, с осени прошлого года практически не меняется (31-33%). Как правило, это военнослужащие (50%) и обеспеченные респонденты (43%).

Вместе с тем, по статистике ВЦИОМ, доля россиян, в окружении которых есть люди, недавно потерявшие работу, устойчиво снижается на протяжении многих месяцев. Если в апреле прошлого года таких было 26%, то сейчас - только 17%. Наибольшее число респондентов, сообщивших о том, что их знакомые потеряли работу, было зафиксировано в апреле 2009 года (26%). Сейчас же их только 17%, при этом число уволенных знакомых не превышает двух человек (37%). У 40% респондентов никто из знакомых работу в течение последних месяцев вообще не потерял (в апреле 2009 года таких было только 32%). Наиболее благоприятно ситуация с трудоустройством складывается в среде жителей средних городов (у 50% из них никто из знакомых не потерял работу) и военнослужащих (46%).

Тем не менее, страх потери работы остаётся довольно сильным. Интегральный показатель, фиксирующий вероятность увольнений - индекс вероятности увольнений - в феврале 2010 года составил 33 пункта из 100 возможных. Для сравнения, в ноябре-декабре 2009 года он достигал 30 пунктов (минимальное значение за последний год). А максимальное значение этот индекс принимал год назад, в феврале 2009 года (48 пунктов). Чем выше значение индекса, тем выше вероятность новых увольнений. За прошедший год напряженность в сфере занятости, как показывает движение индекса, существенно упала. Однако в начале 2010 года она снова стала расти. Увеличение индекса в декабре-феврале обусловлено ростом доли россиян, считающих потерю работы весьма вероятной (с 18 до 23%), и, напротив, сокращением доли тех, кто убежден, что увольнение ему не грозит (с 34 до 29%).

Индекс трудоустройства - еще один интегральный показатель, демонстрирующий представления россиян о том, насколько им легко будет найти равноценную работу в случае потери нынешней - не меняется, начиная с лета 2009 года. Чем выше значение индекса, тем проще людям найти работу. Всё это время индекс трудоустройства держится на уровне 47-48 пунктов. До начала экономического кризиса, в октябре 2008 года, индекс был существенно выше (61 пункт). А сложнее всего устроиться на работу, по мнению россиян, было в марте-апреле 2009 года - минимальное значение индекса 39 пунктов. Таким образом, существенно легче стало искать работу уже летом прошлого года, но с тех пор ситуация прекратила улучшаться.

За декабрь-февраль россияне серьезно пересмотрели свои стратегии трудоустройства в случае потери нынешней работы. Более востребованным стало переобучение по новой специальности (с 23 до 26%). Рекордно высоким оказался интерес россиян в новом году к занятию предпринимательством (17%). А вот такие способы трудоустройства, как переезд в другой город, чтобы устроиться на работу по специальности (с 23 до 17%), работа с более низкой квалификацией (с 21 до 16%) и зарплатой (с 19 до 15%), напротив, стали менее привлекательными. В числе наиболее популярных способов облегчить трудоустройство - работа без официального оформления (24%) и случайные заработки (18%). Наименее популярны способы трудоустройства, связанные с переездом: переезд в другой город (10%) или страну (7%).


"Эльдорадо" получило оптовую скидку

Налоговые претензии к банкротящемуся ООО "Оптовик" - бывшему ООО "Эльдорадо", являвшемуся оптовой компанией одноименной сети, - снизились с 13,17 млрд руб. до 8,7 млрд руб. Эту сумму суд включил вчера в реестр требований кредиторов компании. Одновременно выяснилось, что "Оптовик", накануне банкротства выведенный из группы "Эльдорадо", недавно получил заметные активы: контрольные пакеты в нескольких десятках компаний, адреса которых совпадают с магазинами "Эльдорадо". Эксперты считают, что налоговики могли уменьшить сумму требования с целью взыскания хотя бы ее части.

Вчера арбитражный суд Москвы включил в реестр требований кредиторов ООО "Оптовик" сумму задолженности перед московской налоговой инспекцией N 28 (в карточке дела говорилось о требовании Федеральной налоговой службы; ФНС). На заседании представитель инспекции заявила, что общая сумма долга по итогам выездной налоговой проверки составляет 8,7 млрд руб., из которых недоимка по налогам - около 4 млрд руб., остальное - штрафы и пени.

О налоговых претензиях к ООО "Эльдорадо" стало известно в начале марта 2008 года. По итогам выездной проверки за 2004-2005 годы компании было предъявлено около 15 млрд руб. претензий, из которых около 8 млрд руб. составляли недоимки. Причиной доначислений стали фирмы-однодневки, с помощью которых, решили налоговики, сеть уклонялась от уплаты налогов. Летом 2008 года ФНС снизила размер претензий до 13,17 млрд руб. Вскоре розничная сеть стала отрицать связь с оптовым ООО "Эльдорадо", утверждая, что управляющей компанией сети является другое ООО "Эльдорадо", а оптовое "Эльдорадо" было переименовано в ООО "Оптовик". 4 декабря 2008 года арбитражный суд Москвы ввел в "Оптовике" процедуру наблюдения по заявлению налоговиков. Они утверждали, что до начала процесса банкротства с компании удалось взыскать всего около 20 млн руб. задолженности.

После введения наблюдения, срок которого по закону о банкротстве не должен превышать семи месяцев, информация о деле в картотеке арбитражного суда Москвы долгое время не появлялась. Вчера пресс-секретарь суда Дмитрий Тафинцев пояснил "Ъ", что конкурсное производство в "Оптовике" было введено 1 сентября 2009 года, а другие требования ФНС, помимо заявленных вчера, в реестр кредиторов не включались.

Эта ситуация вызвала у юристов удивление. "Случаи, когда налоговики просят включить свое требование в реестр не на стадии наблюдения, а на стадии конкурсного производства, на практике почти не встречаются", - говорит руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский. Закон о банкротстве обязывает заявителя сразу доказать наличие требования к компании-должнику. Обычно это требование включается в реестр кредиторов одновременно с введением в компании наблюдения (правда, для возбуждения дела о банкротстве достаточно суммы всего 100 тыс. руб.). С момента введения наблюдения закон о банкротстве запрещает взыскивать долги в порядке исполнительно производства - все требования могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. А к концу процедуры наблюдения реестр требований оказывается в основном сформирован, и кредиторы на своем первом собрании определяют дальнейшую судьбу компании.

Еще более удивительным Эдуард Олевинский считает то, что инспекция заявила требование в значительно меньшей сумме, чем фигурировала в начале процесса. В ФНС вчера не смогли прокомментировать ситуацию. Партнер юридической фирмы ЮСТ Алексей Попов, впрочем, отмечает: "В случае когда речь идет о сумме, безнадежной к взысканию, налоговая инспекция может в процессе банкротства компании-должника уменьшить эту сумму с целью взыскания хотя бы ее части".

В последнее время у банкротящегося "Оптовика" появились активы, отсутствовавшие ранее. Согласно данным "Спарк-Интерфакса" на 1 января 2010 года, на балансе "Оптовика" находятся по 99% долей в 70 компаниях, хотя еще на 30 сентября 2008 года таких компаний было только 14. Юридический адрес нескольких дочерних компаний "Оптовика" совпадает с адресами магазинов сети "Эльдорадо", указанными на официальном сайте группы. Это, в частности, ООО "Эльдорадо-Московия" (магазин в подмосковных Мытищах), ООО "Эльдорадо-Кузбасс" (Новокузнецк) и ООО "Эльдорадо-Алтай" (Барнаул). Наименование дочерних компаний "Оптовика", за исключением 14, начинаются со слова "Эльдорадо", за которым следует название региона. Оставшийся 1% долей во всех 70 компаниях принадлежит ООО "Бизнес Партнер", учредителем которого является кипрская "Инквелл Энтерпрайзес Лтд". Эта же компания выступает учредителем самого "Оптовика".

В пресс-службе "Эльдорадо", правда, по-прежнему настаивают, что "розничная сеть "Эльдорадо" не имеет отношения к ООО "Оптовик"". В "Эльдорадо" не объяснили, какого рода активы оказались у "Оптовика" и какова их ценность, заявив лишь о том, что сеть "Эльдорадо" "располагает договорами аренды на все объекты недвижимости, включая магазины".


ФАС не поверила "большой тройке"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении сотовых операторов "большой тройки". Сами операторы считают, что нападки со стороны регулирующего органа необоснованны - стоимость звонка устанавливается исходя из тарифов, установленных западными партнерами.

Как заявил вчера журналистам глава ведомства Игорь Артемьев, ФАС считает, что тарифы для российских абонентов, находящихся в роуминге, в 2-2,5 раза выше, чем стоимость звонка из России за рубеж. Г-н Артемьев еще осенью 2009 года заявлял, что роуминг в странах СНГ обходится в несколько раз дороже, чем в странах Европейского союза.

Как пояснил РБК daily заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, ФАС подвергает сомнению, что существуют какие-либо объективные предпосылки для столь высоких цен на услуги роуминга. Дело было возбуждено по итогам расследования, проводимого совместно антимонопольными органами стран СНГ. Но в ФАС не исключают, что в рамках дела проверке может подвергнуться также их деятельность в странах дальнего зарубежья. В ближайшее время операторам будут направлены соответствующие документы и назначено время разбирательства, уточняет г-н Голомолзин.

Как сообщили в МТС, они надеются донести свою позицию относительно экономической обоснованности роуминговых тарифов до ведомства в ходе встречи, которая состоится 10 марта. "При формировании тарифов мы исходим из себестоимости организации соединения с нашими роуминговыми партнерами", - комментирует пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

В "МегаФоне" также ссылаются на то, что ценообразование роуминговых тарифов зависит от зарубежных партнеров и тех цен, которые они устанавливают. "Мы всегда стремимся предоставить нашим клиентам лучшую цену", - говорит менеджер по связям с общественностью Татьяна Зверева.

Проблема цен на роуминг общемировая, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. По его словам, чтобы реально снизить тарифы, операторам придется перезаключить договоры и глобально снизить тарифную планку на разговоры, то есть заставить всех мировых операторов снизить цены синхронно.

Государство не регулирует тарифы на роуминг, поэтому оператор имеет право устанавливать любую, сколь угодно высокую цену на свои услуги, говорит эксперт по юридическим вопросам в сфере телекоммуникаций Антон Богатов. Единственная возможность у ФАС выиграть дело - доказать сговор "большой тройки", приводящий к ограничению конкуренции.


Прибавки не будет

Работники и в этом году могут не особо рассчитывать на повышение зарплаты. Лишь 6% российских работодателей планируют увеличить оклады выше уровня инфляции, говорится в исследовании Grant Thornton. Для самих россиян тема безработицы вновь стала обсуждаемой, фиксирует ВЦИОМ. Впрочем, эксперты уверены, что тренд прошлого года сохранится и в нынешнем: скачка безработицы не ожидается, но реальные доходы будут падать.

Аналитики Grant Thornton опросили генеральных и финансовых директоров частных компаний в 36 странах мира, в том числе в России. Выяснилось, что в 2010 году компании менее настроены поднимать зарплаты своим сотрудникам по сравнению с прошлым годом. В России увеличить оклады на уровне инфляции планируют 27% компаний, выше роста потребительских цен - 6%. Зато повысить в должности без роста зарплаты готовы 46% работодателей. Кроме того, 8% руководителей настроены скорее понизить, нежели поднять зарплату.

"На протяжении всего 2009 года в России была рецессия, и этот год был сложнейшим. Вполне естественно, что по итогам минувшего года компании настроены очень осторожно в части повышения зарплат. Образно говоря, запасы работодателей за прошлый год истощились и ресурсов для роста зарплат сейчас немного", - поясняет партнер и директор департамента корпоративных финансов "Грант Торнтон в России" Иван Сапронов.

Россияне тем временем вновь активно обсуждают безработицу. Опрос ВЦИОМ показал, что доля неравнодушных к этой теме граждан в феврале-декабре возросла с 47 до 51%. Месяц назад индекс вероятности увольнений подскочил на 3 процентных пункта к декабрю и составил 33 пункта. Между тем пока доля соотечественников, в окружении которых есть потерявшие работу, снижается: в апреле 2009 года таких было 26%, сейчас - 17%.

Аналитики Grant Thornton также предупреждают, что "худшие времена еще не позади" и работникам пока не стоит уповать на лучшее. Причина в том, подчеркивается в исследовании, что показатель занятости обычно отстает от других в период выхода страны из рецессии.

Российские эксперты тем временем пессимистичны. "В этом году ситуация на рынке занятости развивается по прошлогодней модели", - считает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. Он подчеркивает, что резкого скачка безработицы в этом году не будет, однако реальные доходы населения неуклонно скатятся вниз.

"Возможно, крупные работодатели боятся репрессий со стороны государства за чрезмерно быструю оптимизацию. Сейчас компаниям выгоднее держать "бедных" сотрудников, чем хороших профессионалов, которым необходима систематическая индексация и соответствующий соцпакет", - подчеркивает г-н Смирнов.

Кадровики также не видят позитивных сдвигов по части прибавки зарплат, за исключением инновационного сектора. "В IT и инжиниринге давно наметился рост вакансий. Неплохо чувствует себя пищевая промышленность именно за счет потребностей населения. Но, например, в строительстве пока нет оживления", - отмечает директор центра карьеры "Профгид" Эльмира Давыдова.


Карьера без зарплаты

Действующим наемным сотрудникам в 2010 году будет нелегко, их зарплаты в лучшем случае ненамного вырастут. Однако для будущих соискателей прогнозы работодателей звучат обнадеживающе – число вакансий начнет расти, говорится в международном исследовании бизнеса, проведенном Grant Thornton International в 36 странах мира, включая Россию.

Респондентов, в число которых входят генеральные и финансовые директора частных компаний, спросили о намерениях повышать зарплаты наемным сотрудникам. Согласно данным исследования, в 2010 году работодатели меньше настроены поднимать зарплаты по сравнению с 2009 годом. О планах повышать зарплаты в этом году в связи с инфляцией заявил 51% опрошенных работодателей. Эти результаты ниже прошлогодних, тогда подобные намерения высказали 64%.

36% опрошенных предпринимателей признали, что в 2010 году не только не планируют увеличивать оплату труда, но могут и снизить ее. В 2009 году такое мнение высказали только 24%.

В России ответы на вопрос о повышении оплаты труда распределились следующим образом: увеличивать зарплаты на уровне инфляции планируют 36%, увеличивать зарплаты выше уровня инфляции планируют 10%, предложить повышение в должности без повышения оплаты труда – 34%, намерены скорее понизить, чем повысить зарплату, – 4%.

Вместе с тем многие работодатели стремятся стимулировать своих сотрудников повышением не столько доходов, сколько статуса. Так, например, подобные поощрительные меры планируют в Москве 44% респондентов, в Нижнем Новгороде – 41,2%, в Новосибирске – 42,3%, в Санкт-Петербурге – 52%, в Екатеринбурге – 52,8%.

Что касается сокращения зарплаты в этом году, то наиболее пессимистичны бизнесмены в Екатеринбурге: здесь 15,1% опрошенных заявили, что намерены пойти на такие меры. На втором месте Москва, 8% столичных предпринимателей готовы на этот шаг, в Нижнем Новгороде – 5,9%, в Новосибирске –3,8%, в Санкт- Петербурге – 6%.

Партнер и директор департамента корпоративных финансов аудиторской фирмы "Грант Торнтон в России" Иван Сапронов, комментируя эти данные, заявил: "На протяжении всего 2009 года в России была рецессия, и этот год был сложнейшим. Вполне естественно, что по итогам минувшего года компании сейчас настроены очень осторожно в части повышения зарплат. Образно говоря, запасы работодателей за прошлый год истощились, и ресурсов для роста зарплат сейчас немного".

В исследовании подчеркивается, что показатель занятости обычно отстает от других показателей в период, когда страны выходят из рецессии. Вероятно, именно этим и объясняются полученные результаты: несмотря на рост оптимизма среди бизнесменов, вряд ли наемным сотрудникам стоит уповать на то, что худшие времена уже позади. Тем не менее, указывается в материалах исследования, безработица в нынешней глобальной рецессии оказалась не такой высокой, как этого боялись в самом начале кризиса. Похоже, что и компании искали возможность сохранить персонал в течение года.

В 2010 году по сравнению с трудным 2009-м перспективы для соискателей выглядят радужнее. По данным исследования, предприниматели в 29 странах из 36 настроены расширять штат персонала в этом году. Очевидно превосходство оптимистов по этому вопросу: если в 2009 году разница между оптимистами и пессимистами была отрицательной (-4%), то в 2010 году оптимисты существенно опережают (+20%). Но пока именно европейские работодатели дают прогнозы о том, что сокращение персонала будет продолжаться.

В России на вопрос "Как изменился штат сотрудников в вашей компании в последний год?" соотношение между оптимистами и пессимистами по итогам тоже было отрицательным (-28%). Отрицательный показатель впервые зафиксирован по России начиная с 2003 года. Следует заметить, что в прогнозах на 2009 год респонденты предполагали, что баланс будет отрицательным, но на уровне (-18%). Однако реальность экономической ситуации оказалась суровее, и по итогам минувшего года цифра составила (-28%).

В прогнозах на 2010 год российские бизнесмены говорят, что показатель будет вновь положительным (+14%), однако сбудутся ли эти прогнозы, станет ясно только к концу года. При этом заметное сокращение сотрудников прошло в промышленных городах, а в столичных ситуация оказалась немного благополучнее. Так, в Екатеринбурге 54,7% ответили, что число сотрудников снизилось, в Новосибирске такой ответ дали 50%, в Нижнем Новгороде – 43,1%, в Москве – 42%, Санкт-Петербурге – 40%.

В целом именно в столичных регионах ситуация с занятостью, согласно результатам опроса, выглядит более или менее стабильной. В Москве 38% респондентов заявили, что численность наемного персонала за последней год не менялась, в Санкт-Петербурге аналогичное мнение высказали 36%, похожий результат в Нижнем Новгороде – 37,3%. В Новосибирске изменений в ту или иную сторону не отметили 28,8%, в Екатеринбурге – 26,4%.

По словам Ивана Сапронова, "оживление на рынках действительно наблюдается, и вслед за этим можно говорить уже о начале движения в сфере занятости: персонал активизируется, перед ним вновь открываются возможности выбора, он начинает поиск более высокооплачиваемых мест работы". Любые добровольные, а не вынужденные, когда шло сокращение сотрудников, попытки сменить работу связаны не только с тем, что на новом месте будет интереснее, но и с намерением повышать собственное материальное благополучие, уверен партнер "Грант Торнтон в России".

По его словам, именно сейчас компаниям понадобится предпринимать какие-то меры для удержания сотрудников. "Средств для увеличения зарплат нет; в это же время на рынках появляются новые имена, новые проекты, обеспеченные деньгами, и эти люди начинают переманивать людей с устоявшихся компаний. Работодателям нелишне будет обсуждать со своими сотрудниками риск слишком заманчивых предложений", – рекомендует Иван Сапронов.


Рынок слияний и поглощений ожидает стремительный рост


Аудиторско-консалтинговая компания КПМГ в России и СНГ опубликовала данные исследования российского рынка слияний и поглощений (M&A) и оценила перспективы его развития. После серьезного падения рынка M&A в 2009 году КПМГ в России и СНГ прогнозирует значительное оживление в 2010 году.

Общая сумма сделок на рынке слияний и поглощений (M&A) России в 2009 году составила 46,1 млрд долл. Это на 62% меньше, чем в 2008 году, и объем рынка уменьшился, достигнув примерно уровня 2005 году. Такое серьезное падение в основном объясняется неопределенностью относительно перспектив развития экономики после начала кризиса, нежеланием брать на себя риски, недостаточностью финансовых средств в связи с кризисом ликвидности и значительным разрывом в ценовых ожиданиях между покупателями и продавцами.

Наибольшее падение в M&A отмечается в таких отраслях, как потребительский сектор, финансовые услуги, металлургия и горнодобывающая промышленность - это именно те отрасли, которые больше всего пострадали от кризиса. В каждом их этих секторов падение составило примерно 80% от уровня 2008 года.

Несмотря на общую тенденцию сокращения объемов рынка M&A величина соответствующих сделок в нефтегазовом секторе увеличилась почти на 100%. Столь значительный рост во многом определен разовыми крупными сделками по покупке активов с участием таких компаний, как ОАО "Газпром", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "Сургутнефтегаз". В результате этого роста нефтегазовый сектор занял почти половину рынка M&A в 2009 году. Сектор коммуникаций и СМИ оказался вторым по сумме сделок M&A, его доля в 2009 году составила немногим более 20% от общей величины рынка.
Сумма сделок по слияниям и поглощениям с участием иностранных компаний сократилась в 2009 году еще больше, чем общее падение рынка. Это объясняется тем, что во времена кризиса большинство компаний уделяют основное внимание внутреннему рынку, а не возможностям для расширения своего присутствия в других странах. Особенно серьезное сокращение наблюдалось в тех случаях, когда иностранные компании приобретали российские активы - доля таких сделок составила лишь 16,5% от общей величины российского рынка слияний и поглощений (в предыдущем году они составили 32%).

Томас Дикс, руководитель отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса КПМГ в России и СНГ, отметил: "Рынок слияний и поглощений в 2009 году испытывал серьезные трудности, количество сделок значительно сократилось. Однако не станет сюрпризом, если в 2010 году рынок M&A в России вырастет на 50%".

Томас Бек, директор группы по слияниям и поглощениям КПМГ в России и СНГ, добавляет: "Основными факторами, определяющими рост активности в сфере M&A в 2010 году, скорее всего, станут растущая уверенность в будущем в связи с восстановлением экономики после кризиса, выборочные распродажи активов компаниями, имеющими большую долю заемных средств в своей структуре капитала, для снижения уровня долга, и возврат на рынок иностранных инвесторов. Также росту рынка будут способствовать возрастающее стремление компаний финансового сектора продать перешедшие к ним во время кризиса проблемные активы и реализуемый российским правительством процесс приватизации".

По прогнозам КПМГ в России и СНГ, в 2010 году будет наблюдаться заметный рост рынка слияний и поглощений, и такой рост будет ускоряться в течение года. Однако до выхода на докризисный уровень рынку M&A может потребоваться еще несколько лет.


Число безработных в России выросло за январь на 10,7%

Численность занятого населения в России снизилась по итогам января текущего года по сравнению с декабрем 2009г. на 1,5 млн человек, или на 2,2%. Общая численность безработных выросла за отчетный период на 0,7 млн человек, или на 10,7%.

Такие данные представила сегодня Федеральная служба государственной статистики (Росстат), основываясь на данных выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю января. Начиная с сентября прошлого года опросы населения проводятся ежемесячно.

Уровень безработицы в России вырос по итогам января до 9,2%. В декабре прошлого года этот показатель составлял 8,2%, в среднем за 2009г. - 8,4%. При этом уровень занятости населения страны составил по итогам первого месяца текущего года 60,8%.

Численность экономически активного населения в России в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе текущего года составила 74,6 млн человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 67,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн человек - как безработные с применением критериев МОТ (не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

В январе текущего года общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,8 раза.

Среди безработных доля женщин в январе составила 44,9%, доля городских жителей среди безработных - 63,4%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза.

Средний возраст безработных в январе текущего года составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное