Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Александр Люсый

Терапия мгновением

Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. - М.: Библиотека журнала "Искусствознание", 1999.

Расхожее выражение "нет времени" - не что иное, как проявление определенного опыта
временности, отмеченного "лишенностью времени". Но порою и в таком дефицитном существовании
мерцает истинное время, "чуть скошенный взгляд вечности", и мы оказываемся способными
испытать исключительно законченное, совершенное бытие, попробовать "немного времени
в чистом виде" (Пруст).

Судьба австрийского искусствоведа Ханса Зедльмайра (1896-1984) отчасти напоминает
судьбу немецкого философа Мартина Хайдеггера - насколько модель остается аналогичной
своему художественному отображению и преображению на холсте. Оба были захвачены волной
нацизма (второму пришлось даже в офицерском мундире повоевать на Восточном фронте).
Оба после войны были подвергнуты в научном мире остракизму и стали искать теоретическое
самооправдание в исследовании проблемы времени. Но если у Хайдеггера бесхозное время
- проявление "заброшенности", неуместности сознания и его бегства от себя самого,
то Зедльмайр открывает в сочиненных мирах высоких искусств "свободное пространство"
- в противоположность "замкнутой в себе вещности" и терапевтически "приподнятое",
свободное от временного ада "истинное настоящее".

Как поясняет сам искусствовед, экзистенциальная философия концентрируется на отдельном,
точечном мгновении и "соответственно и в истории дает только толкование той "решимости",
с какой человек предстает перед лицом исторической ситуации, но никак не объясняет
отношения к историческом постоянству". Сам способ бытия времени в произведении искусства
и произведения искусства во времени имеет особую структуру, определяемую степенью
освобожденности от исторического времени, испорченного элементом вины, "который если
и не свойствен каждому отдельному событию истории, то, безусловно, принадлежит историчности
как таковой". Хотя историческое время и первичнее, сущностно оно оказывается дефицитом
"истинного времени", потому что оно фактически "время без настоящего". А вот во времени
музыкального произведения "присутствует то, об утрате чего мы жалеем в историческом
времени, - истинное, покоящееся настоящее, "постоянное сейчас", "вечное настоящее",
бытие-устранение бренности мгновения и о!
становка, так сказать, "целого" времени в длящемся, непрерывном настоящем... В истинном
музыкальном произведении "прошедшее", уже "происшедшее" музыкальное событие произошло
совсем не в том смысле, в каком для нас происходит прошедшая история... Но и предстоящее
событие в музыкальном произведении "будущно" не так, как в чрезмерном порой нетерпении
ожидается историческое будущее, - отсутствует элемент заботы. В той временности,
в какой существует истинное музыкальное произведение и какое оно одновременно создает,
прошедшее и будущее не спорят ни друг с другом, ни с настоящим как раз потому, что
это "истинное настоящее" имеется в наличии. Истинное настоящее интегрирует ("исцеляет")
моменты временности, стремящиеся к спору, в "цельное" - нераздробленное - время.
Они подобраны настоящим и покоятся в нем, примиренные друг с другом, "снятые"-убранные
(т.е. убереженные, а не просто уничтоженные) и предвосхищенные-предрасположенные
к взаиморасположению". Именно поэтому мы и стремимся !
к повторному переживанию музыкального, как и любого другого истинного произведения
искусства, в отличие от детектива, который вряд ли приходит в голову открыть еще
раз после того, как подогреваемое интригой любопытство удовлетворено.

Черпая оздоровление у произведений искусства, ученый разрабатывает методологию оказания
им обратной помощи по достижению их истинного настоящего, синтезируя типологическую
и телеологическую (целевую) концепции, дополняя сложившуюся в искусствоведении терминологию
ключевым понятием "художественная воля", манифестацией которой оказываются такие
понятия, как стиль и мотив. Он выступает против музеального духа, который рассматривает
все искусство как прошедшее (когда даже "современное" искусство оказывается лишь
"поздним" прошлым), ничего не имея против музея как институции, который, подобно
технике, нейтрален. В стремлении вырвать истинные произведения искусства из кладбищенского
прошлого и немоты ложного настоящего он вспоминает желание русского философа Н.Федорова
добиться "воскрешения отцов", в чем и заключается "тайна братства". Хотя последний,
в противоположность искусствоведческой утопии Зедльмайра, и принадлежал к куда более
парадоксальной традиции "виноватости без вины".

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное