Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Век = Текст
http://russ.ru/krug

Век=текст. Выпуск 5: 1905

Часть 1

Егор Отрощенко
при участии А.Отрощенко

"Что делать?" Чернышевского, "Мелкий бес" Сологуба и "Путь конквистадоров" Гумилева;
журнальный бум; Прометея стукнули по загорбку; ассирийская кикимора; Кузмин не нашел
точной рифмы к "дано"; красный смех и призрак красного ужаса.

Стихотворение года

То пело ль младенцу мечтанье?
Но все я той песни полн┘
Мне снится лучей трепетанье,
Шептанье угаданных волн.

Я видел ли в грезе сонной,
Младенцем, живой узор, -
Сень тающей сети зеленой,
С ней жидкого золота спор?

Как будто вечерние воды
Набросили зыбкий плен
На бледно-отсветные своды,
На мрамор обветренный стен.

И там, в незримом просторе,
За мшистой оградой плит, -
Я чую, - на плиты море
Волной золотою пылит┘

Чуть шепчет, - не шепчет, дышит,
И вспомнить, вспомнить велит, -
И знаки светом пишет,
И тайну родную сулит.

Вяч.Иванов. Из цикла "Из лабиринта". "Вопросы жизни" #2.

Первая публикация

Верховский Ю. Поэтический дебют в "Зеленом сборнике" (СПб.).

Гумилев Н.С. Первый сборник стихов "Путь конквистадоров". - СПб.

Кузмин М.А. Дебют в печати: цикл сонетов и драматическая поэма "История рыцаря д'Алессио"
в кн. "Зеленый сборник. Стихи и проза" (СПб.).

Ходасевич В.Ф. Поэтический дебют в альманахе "Гриф" (М.).

В 1905 году дебютировали В.Пяст и И.Северянин.

Фраза года

Вихрь, поднявшийся в современной России, взметнувший пыль, должен неминуемо создать
призрак красного ужаса - облака дыма и огня, - потому что свет, пронизывая пыль,
зажигает ее.

А.Белый. Апокалипсис в русской поэзии. "Весы" #4.

Избранные цитаты

"Иногда она сидит бледная и такая грустная.

Кажется, живые глаза над своим гробом плачут.

Подойти бы приласкать тогда┘

Подойти бы┘

Но пробраться в дом никакой не было возможности, он был дорогой и недоступный.

Как-то сунулись всем кагалом, и тотчас полетели с лестницы.

"Всякая сволочь туда же, - кричал вдогонку Василий, стукнув Прометея в загорбок,
- я вам, паршивцы, сволочь!"

И жгла недоступность.

Огненно-красным кольцом окруженный образ, непорочный, из ада звал к себе, рассекал
с головы до пят и кликал, и тянул, и рвал на наслаждение, на гибель, на победу, в
пропасть, в пожар, к причащению.

И Коля ходит по переулку под окнами дома и, стиснув зубы, думает крепко.

Темнеет.

Скрипач настраивает скрипку, играть пробует.

Земля обетованная!

Крылья мои белые, тяжелые вы в слипшихся комьях кровавой грязи┘

Земля обетованная┘

Крылья мои белые, живые вы, унесите, вознесите меня!"

А.Ремизов. Пруд. "Вопросы жизни" #4-12.

Полемика

Брюсов В. В защиту от одной похвалы. Открытое письмо Андрею Белому. "Весы" #5.

"Дорогой Андрей! Статья твоя┘ "Апокалипсис в русской поэзии", обличая, должно быть,
по справедливости, мою "Музу" в том, что она - "Великая Блудница на багряном звере",
в то же время оказывает мне такую честь, которую я, по совести, принять не могу и
от которой должен отказаться.

Назвав имена шести поэтов, Некрасова, Тютчева, Фета, Вл.Соловьева, меня и Блока,
ты пишешь: "Только эти имена (после Пушкина и Лермонтова) и западают глубоко в душу;
талант названных поэтов совпадает с провиденциальным положением их в общей системе
национального творчества". Конечно, лестно оказаться в числе шести избранных, рядом
с Тютчевым и Фетом, - но не понадеялся ли ты, Андрей, слишком на свой личный вкус┘
как хочешь, поэтов можно мерить только по достоинствам и недостаткам их поэзии, ни
по чему другому. Если в глубинах русской поэзии суждено, как ты утверждаешь, зародиться
новой, еще неведомой миру религии, если русская поэзия "провиденциальна", - то наиболее
яркие представители этой поэзии и будут представителями "Апокалипсиса в русской поэзии".
Если же этими представителями оказываются поэты второстепенные, это значит, что поэзия
здесь ни при чем! И неужели Блок более являет собой русскую поэзию, чем Бальмонт,
или неужели поэзия Баратынского имеет меньшее значение, че!
м моя? Ты расцениваешь поэтов по тому, как они относятся к "Жене, облеченной в солнце".
Критики 60-х годов оценивали поэтов по их отношению к прогрессивным идеям своего
времени. Те выкидывали из своей схемы Фета, ты - Бальмонта. Право, разница небольшая.
Оба метода подают друг другу руки. Но ты идешь до конца, ты говоришь: "только эти
имена и западают глубоко в душу", - значит остальные не западают, не запоминаются.
Нет, я решительно отказываюсь от чести быть в числе шести, если для этого должен
забыть Кольцова, Баратынского, Бальмонта. Предпочитаю быть исключенным из представителей
современной поэзии, вместе с Бальмонтом, чем числиться среди них с одним Блоком.

Вл. Соловьев (один из шести) сказал где-то:

Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять.

Я боюсь, что в твоей статье (в общем прекрасной, смелой, яркой) есть кое-где┘ злоупотребления
присущим тебе правом".

Белый А. В защиту от одного нарекания. Открытое письмо Валерию Брюсову. "Весы" #6.

"Сущность твоих нареканий, Валерий, сводится к указанию на подмену у меня истинного
художественного критерия религиозным┘ Но неужели ты думаешь, что независимость эстетического
принципа исключает возможность применять к искусству иные методы┘ Область прекрасного,
полагаю я, будучи формой проникновения в тайну мира, не должна брезгать никаким материалом,
вводимым в эту форму. Религия, "скромно говоря", есть форма касания Тайны. Область
ее тоже безгранична. Так почему же ты отнимаешь у меня право рассматривать, как преломилась
та или иная религиозная идея в тех или иных эстетических формах. Или должен я снова
и снова провозглашать независимость красоты?

Ты недоумеваешь, почему мной не упомянуты многие крупные поэты┘ Я должен заметить,
что не касался этих глубокочтимых мною имен вовсе не потому, что им нет почетного
места в моей схеме, а исключительно ввиду ее наглядности. Новизна и сложность моего
взгляда требовала крайнего упрощения его, а такое упрощение достигалось лишь указанием
на тех, кто изменял конфигурацию схемы, а не на тех, кто занимал в этой схеме хотя
бы и почетные места".

Хроника

Начинает выходить журнал "Вопросы жизни".

В Петербурге начинает выходить журнал "Русская жизнь". Редактор-издатель Н.П.Дучинский.
Вышло всего 2 номера.

После сорокалетнего запрета цензурой в марте вышел в свет роман Н.Г.Чернышевского
"Что делать?".

В Петербурге начал выходить сатирический журнал "Зритель".

25 августа умер Евг.Соловьев (Андреевич).

27 августа умерла М.А.Лохвицкая.

24 октября состоялась премьера "Детей солнца" М.Горького.

27 октября в Петербурге вышел 1-й номер газеты "Новая жизнь".

13 ноября в Петербурге вышел 1-й номер сатирического журнала "Сигнал". Редактор К.И.Чуковский.

В ноябре в Москве вышел сатирический журнал "Зарево".

2 декабря в Петербурге начал выходить журнал сатиры "Жупел", после выхода трех номеров
в 1906 году был запрещен.

В Петербурге начал выходить еженедельный кадетский журнал "Полярная звезда" под редакцией
П.Струве.

В Петербурге, вместо закрытого "Сигнала", начал выходить литературный и сатирический
журнал "Бурелом".

В декабре цензурой запрещен журнал "Русское богатство".

Действующие лица и исполнители

Измайлов А.

Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 29 апреля.

"Прежние понятия о художественном и изящном брошены и осуждены, как сентиментальщина
и романтизм. В чернильницах многих из современных беллетристов не чернила, а серная
кислота и оцет, смешанный с желчью.

Это как бы отражение┘ более общего положения, которое определенно чувствуется в итоге
близкого общения с современной беллетристикой, - склонности к резкому, острому и
пряному. Трагическое, конечно, всегда было, есть и будет главным гвоздем, около которого
вращается искусство. Но никогда, как ныне, беллетристы не были столь убийственны,
- в том смысле, в каком Ноздрев был историческим, - то есть не жаждали крови, не
переполняли до такой степени своих сборников убийствами, утоплениями, повешениями,
стремлениями героев под поезд, не вдохновлялись в такую меру и силу хроникою городских
происшествий. Как будто трагизм жизни только там, где льется кровь и раздаются выстрелы.

Возьмите для примера последний из сборников "Знания". В одном рассказе г. Телешов
заставляет придурковатого паренька, натащившего на себя нероновскую мысль полюбоваться
красотой горящего нежилого дома, спалить чуть не целый квартал и броситься вниз с
высокой колокольни, на которой и его самого застал огонь. В другом, г. Серафимович
заставляет утонуть своего ассенизационного героя. В третьем, г. Андреев бросает под
поезд своего вора, ехавшего к проститутке┘

Вкус значительной части современного читателя и беллетриста сбит, как сбит вкус пьяницы.
Язык не чувствует сливочного масла, нежных овощей и благородного вина. Нет ли обжигающего
горло спирта? Нет ли горчицы, перца, уксуса и соли!.."

Садовский Борис

О старой и новой критике. "Весы" #9.

"Наша старая литература давно вымирает - в этом теперь уже нет сомнения. Что касается
старой критики, то ее вымирание началось еще раньше. Первым Белинский под конец жизни
начал проводить в своих статьях чуждые литературе идеи, и из вдохновленного провидца-эстета
быстро превратился в узко-либерального публициста. Его дело довершила знаменитая
триада - Чернышевский, Добролюбов и Писарев┘

Главной задачей новой критики должна быть полная беспристрастность. Журналисты отживающего
типа чрезвычайно любят вытягивать из разбираемых произведений подкрепление собственным
мыслям, искусно подтасовывая для этого нужные фразы, и вообще не прочь от шулерских
приемов┘

У нас нет критики - пора заявить об этом вслух. Лет семьдесят тому назад Белинский
говорил, что у нас нет литературы, - теперь, через пятьдесят лет после Белинского,
не оказалось критики┘ Весь необозримый исторический путь от 1850-х до 1900-х годов
надо сплошь зачеркнуть, выкинуть, как пустое место".

"Упрекают нас, что мы заняты самокритикованием, и называют это саморекламированием.
Смешной упрек. Критики оценивают в литературе то, что кажется им более важным, и
естественно, что это более важное усматриваем мы у наших единомышленников. Г. П.Я.
(П.Якубович. - Е.О.) из "Русского богатства" не стесняется критиковать поэтов из
"Русского богатства" или из журналов, сходных по направлению (см. его кн.: "Очерки
русской поэзии" и "Русская муза"), восхваляя каких-то гг. Синегубов, Шрейтеров, Башкиных
или г-жу Галину. Почему же сотрудники "Весов" лишены права говорить о сотрудниках
"Весов"? Да к тому же, ах! наши статьи друг о друге скорее возбуждают обиду в критикуемом,
чем благодарность" (В.Брюсов. "Весы" #5.)

Розанов В.В.

Зачарованный лес. "Весы" #2.

"Пол в человеке подобен зачарованному лесу, т. е. Лесу, который обставлен чарами
и который сторожат чары. Приближающегося сюда эти чары усыпляют, или обманывают,
или увлекают и иногда губят; в том и другом случае они проводят его и достигают главной
своей цели - не допускают человека войти в лес и осмотреть его. Еще других эти чары
отталкивают, пугают. Показываются "страшилища", которых человек даже не смеет назвать;
ни кисть, ни слово не смеют даже передать показавшегося. Человек бежит в ужасе и
снова цель достигнута: зачарованный лес остался тайной┘

Пол, "страшилище порока", "чудище мерзостей", "Пандорин ящик", откуда излетают чумные
ветры, веющие на мир, вдруг оказывается совсем, совсем не то: обителью непорочных,
родником именно и специально непорочнейшего в мире и наконец прямо ковчегом, где
сокровенно сохраняется какая-то вечная и неистощимая, льющаяся в мир святость".

Мережковский Д.С.

Петр и Алексей. - СПб. (последний том трилогии "Христос и Антихрист").

"Как все романы его трилогии, и "Петр" выдает огромную и добросовестнейшую подготовку.
Если бы да настоящий творческий талант при такой подготовке, не наигранный полет
вдохновения! Вечная трагедия Мережковского в том, что он несравнимо более человек
ума, рассудочности, школы, трудолюбия и хорошо воспитанного вкуса, чем вдохновения,
порыва, нутра, чувства. Это очень хороший мозаист, умеющий с усердием, иногда почти
маловероятным, сочетать камешки, дающие в итоге нужную картину. Это опытный режиссер,
который располагает большим умением располагать исторические фигуры и исторические
декорации, выдвигая там, где нужно, характерные и красочные частности" (А.Измайлов.
Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 6 мая).

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное