Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Век = Текст
http://russ.ru/krug

Век=текст. Выпуск 5: 1905

Часть 2

Егор Отрощенко
при участии А.Отрощенко

"Что делать?" Чернышевского, "Мелкий бес" Сологуба и "Путь конквистадоров" Гумилева;
журнальный бум; Прометея стукнули по загорбку; ассирийская кикимора; Кузмин не нашел
точной рифмы к "дано"; красный смех и призрак красного ужаса.



Бальмонт К.

Поэзия стихий. "Весы" #1.

"Есть на земле страна вечной Весны, она называется Мексикой. Есть страна в человеческой
душе, где царит вечная Юность, ее называют Мечтой. Все красочно и свежо в неистощимой
Мечте, все ярко, цветисто, и пышно в стране, где царит Весна┘

Колибри, птичка-мушка, бесстрашная, хоть малая,
Которой властью Солнца наряд цветистый дан,
Рубиновая фея, лазурная и алая,
Сманила смелых бросить родимый их Ацтлан┘

Мне явственно кажется, что очень давно я уже много раз был и в стране Мечты и в стране
Мысли, и я лишь в силу закона сцепления причин и следствий, волею сурового закона
кармы попал в холодный сумрак Севера, и огненные строки поют во мне┘

Огнепоклонником я прежде был когда-то,
Огнепоклонником останусь я всегда.
Мое индийское мышление богато
Разнообразием рассвета и заката,
Я между смертными - падучая звезда┘

Я думаю, что Индийская Мудрость включает в себя все оттенки доступной человеку мудрости,
многогранность Индийского Ума неисчерпаема, как в природе Индии есть все оттенки
и противоположности, самые мертвые пустыни и самые цветущие оазисы┘

Моя любовь - Земля, я с ней сплетен для пира,
Легенду мы поем из звуковых примет.
В кошмарных звездностях, в безмерных безднах Мира,
В алмазной плотности бессмертного Эфира -
Сон Жизни, Изумруд, Весна, Зеленый Свет!"

Сборник "Знание" за 1904 год, кн. III

"Истинный художник всегда находит новые приемы творчества. Сочетания красок, звуков,
образов может быть бесконечно разнообразным. Тайны необходимых комбинаций открыты
поэту. Гений находит не только новую гармонию, но и новый метод творчества┘

Одним из тех гениальных поэтов, которые указали новые пути для творчества, взорвали
скалы и открыли за ними новые дали, был Эдгар По. Мелодии, им найденные, разрабатывались
и разрабатываются во всемирной литературе целым рядом художников┘ Одним из наиболее
талантливых подражателей Эдгара По нужно признать Леонида Андреева.

Этот художник воспользовался всеми творческими приемами автора "Молчания". Вслушайтесь
внимательно в музыку и ритм прозы Эдгара По и сравните ее с прозой Андреева. Амплитуда
фраз одна и та же! Один и тот же уклон синтаксиса! Одинаковое падение и полет образов!

Совпадение художественных приемов не ограничивается формальной стороной произведений
этих писателей. Одна и та же тема волнует поэтов. Молчание и хаос - вот к чему прикованы
их души┘

Если Эдгар По характеризуется сосредоточенностью и суровостью своего таланта, у Леонида
Андреева - напротив - преобладает какая-то славянская небрежность и порою какое-то
прекраснодушие.

Музыка образов должна строго соответствовать внешней (звуковой) музыкальности. Леонид
Андреев нередко нарушает этот закон, увлекается внешним ритмом, не совпадающим с
темой. Причина такого рокового нарушения внешнего принципа кроется в самом отношении
Андреева к миру. Он не понимает, что мир есть символ. Отсюда его постоянные отступления
от того пути, по которому он бессознательно пошел, руководимый своим художественным
чутьем. Позитивная тема трактуется, как символическая. Реализм не углубляется до
мистицизма. Но несмотря на эти провалы Леонид Андреев все-таки остается лучшим современным
прозаиком.

В третьем сборнике "Знания" Леонид Андреев выступил с новым рассказом. Эта повесть
- странное сочетание публицистики и беллетристики, исповеди и проповеди, святого
безумия и простой ненормальности. "Красный смех" - драгоценный психологический документ
и любопытное литературное произведение.

Что сказать об остальных участниках "Сборника"?

Воспоминания о Чехове гг. Куприна и Бунина не лишены интереса и значения. Разумеется,
приходится считаться с теми невольными искажениями личности писателя, которые роковым
образом проникают вообще во всякую характеристику.

Еще два слова о стихотворении г. Скитальца. Этот писатель относится к разряду тех
современных "поэтов", которые полагают, что стихи писать может всякий, умеющий находить
плохие рифмы и слагать грубо размеренные строки"(Г.Чулков. "Вопросы жизни" #1).

"В сборнике "Знание" гг. Бунин и Куприн вспоминают о Чехове. Очерки у них вышли сильные,
волнующие┘ Но мне кажется, что это совсем не их заслуга; мне кажется, что начни вспоминать
о Чехове самый безнадежно пошлый, пустой человек, - и у того на лице появилось бы
особое, благородное, серьезное выражение. Сияние личности Чехова осталось на всех,
кто знал его┘

Очерк г. Куприна просто обаятелен. В нем за простыми, непритязательными описаниями
скрывается какое-то особое, поэтичное очарование.

┘Мне хочется отметить в этих беглых заметках только одно место, щекотливое место,
как его называет г. Куприн.

Оно многим покажется бестактным, неверным; многие поймут его односторонне; а между
тем оно несомненно делает честь психологическому чутью г. Куприна. Он рассказывает,
что при необычайной любви Чехова ко всему окружающему у него было все же где-то на
дне его характера - особое равнодушие, особое ровное чувство ко всему.

Здесь - в этой именно стороне его характера кроется то загадочное свойство его таланта,
которое людям близоруким показалось "индифферентностью"┘

Воспоминания г. Бунина - не то, чтобы менее интересны, или менее значительны, они
гораздо "бессильнее" купринских. Слишком уж сдержанный писатель - Бунин, чтобы делиться
с публикой своими воспоминаниями. Все кажется, будто он боится в тот или другой тон
впасть, все ему хочется писать без "тона". Таково обычное свойство писаний г. Бунина,
но и здесь оно как-то сгладилось от прикосновения нежного чеховского облика. Этот
облик придал статье г. Бунина какую-то несвойственную ему лиричность, несвойственную
мягкость┘

В этом чеховском "Сборнике" есть еще стихотворение Скитальца, посвященное Чехову.
Оно с таким же успехом может быть посвящено и Некрасову, и Гоголю, и кому хотите.
Оно как раз такое, как то, над которым смеялся Чехов в воспоминаниях г. Бунина: "на
бой, на бой, в борьбу со тьмой!" Разве мало оскорбляли Чехова при жизни? И разве
после смерти недостаточно было, что его везли в "вагоне для устриц"? Зачем же еще
стихи г. Скитальца...

Новый рассказ Андреева - рассказ из области той же патологической литературы, к которой
в последнее время решительно склоняется молодой писатель. Психиатры оценят научно
показания Андреева и разберутся в том, насколько они метки и соответствуют тем формам
душевного недуга, какие тронул автор. Публицисты тронут новые стороны этого рассказа,
бьющего в живые явления дня. Если отражения жизни в "Красном смехе" кошмарны, не
надо забывать, что и действительность иногда выливается в страшные и кошмарные формы"
(А.Измайлов. Литературные заметки. "Биржевые ведомости", 4 февраля).

"Даже после известных всем великолепных описаний войны "Красный смех" открывает нечто
новое, дает совершенно необычную психологию войны, сливая ненормальность обстановки
с ненормальностью душевного состояния участников. Это - не описание, не картины войны,
это - итог ее, суммирование ужасов в один страшный вывод: безумие" (И. (И.Н.Игнатов),
Литературные отголоски. "Русские ведомости", 10 февраля).

IV-VI сборники товарищества "Знание"

"Меня всегда это удивляло в Горьком. Человек вышел из самого водоворота живой, настоящей
жизни, получил первые свои впечатления вдали от книг, вдали от журнальных направлений,
от выдуманной, теоретической интеллигентской среды, и когда пришел "сюда", "наверх",
принес с собой "оттуда", - из настоящей-то жизни, - какие-то теории, схемы какие-то,
резонерство какое-то кабинетное. Он никогда не рассказывает, он всегда доказывает.
Образы его никогда не живут сами по себе, они всегда иллюстрации каких-нибудь положений┘
У них подчиненное значение, служебное. На первом плане - мораль, схема, теория.

Я не говорю, что это плохо, что этого не должно бы быть, я только удивляюсь, откуда
взялась кабинетность и теоретичность у такого настоящего, почвенного человека, как
Горький. "Варенька Олесова" - доказывает преимущества душевной силы над культурной
мыслью; "Челкаш" - доказывает преимущество душевной силы над нравственностью; "Сокол"
доказывает преимущество душевной силы над благоразумием и т. д., и т. д." (К.Чуковский.
Заметки читателя. "Рассказ Филиппа Васильевича". "Одесские новости", 17 марта.)

"Самой значительной вещью в 4-6 кн. "Сборника" является, несомненно, "Поединок" г.
Куприна┘ На фоне повальной деградации жизни, которая управляется одним принципом:
день да ночь - сутки прочь; на фоне заплатанной нужды и пошлости, повального разгула
и азартной игры, взаимного ненавистничества в отношении людей равных┘ автор "Поединка"
развертывает, ради контраста, личную драму своего центрального лица - юного подпоручика
Ромашова, который только полтора года как покинул скамейку кадетского корпуса в смутной
уверенности, что теперь-то и начнется для него то, что называется "настоящей" жизнью"
(А.Е.Редько. "Русское богатство" #10).

"Большая часть книги занята повестью А.Куприна "Поединок" из офицерской жизни в провинциальном
городе. Написана повесть по "новому шаблону", удивительно, однако, напоминающему
"старые шаблоны" романов┘ По приемам письма г. Куприн - реалист, но его реализм состоит
в стенографическом записывании слов и в фотографическом воспроизведении общего хода
событий, причем все истинно характерное, даваемое в жизни интонацией голоса, игрой
мускулов лица и тела, "веяньем мига" - исчезает; это реализм, - дающий вместо живого
тела труп" (Пентаур. "Весы" #5.)

"Зеленый Сборник". - Спб.

"Поэты "Зеленого Сборника" ближе всего подходят к "эстетам". Они прежде всего хотят
быть художниками┘

Наиболее разнообразен из числа участников г. Верховский. На сорока страницах, занятых
им, есть порывания в самые противоположные стороны: он слагает строгие сонеты, пробует
вольный стих ("Светит Месяц"), неверные созвучия ("Тени ночные"), новые метры ("Часто
ты слышишь звуки"), перелагает сказания из Пролога┘ и т. д. - но в этом многообразии
еще нет ничего своего┘

Михаил Кузмин написал 13 сонетов, из которых может быть принят только первый (вступление).
В такой строгой форме как сонет, невозможны рифмы вроде "письмо" - "дано", "твоя"
- "меня", выражения вроде "капль" (вместо "капель") или "струхающих" (от небывалого
и безобразного глагола "струхать") или какофония вроде "вся та толпа". Почти все
сонеты искажены бессильными неудачными окончаниями, во всех есть вставленные для
склейки ненужные строфы и совершенно пустые по образам стихи, но в первых четверостишиях
встречаются иногда и удачные, красивые строки" (В.Брюсов. "Весы" #1).

"Северные цветы ассирийские". - М.

"В августовском номере "Вопросов жизни", журнала, как известно нашим читателям, объединяющего
декадентов, эстетов и доморощенных мистиков с неоидеалистами, мы встретили по нашему
адресу упрек в некультурности┘

Удрученные этим упреком, мы с жадностью ухватились за рекомендованные критиком "Вопросов
жизни" произведения такого культурного типа, как "Северные цветы", в надежде здесь
найти свет истинной культуры┘ И вот, что мы нашли себе в поучение и назидание. "Кикимора"
г. А.Ремизова приветствовала нас со страниц "Ассирийских"┘

Несколько сконфуженные нашим непониманием культурного содержания этих странных созданий,
мы все-таки храбро продолжали углубляться в "Ассирийские цветы" другого столпа "Вопросов
жизни" г. Вяч.Иванова, который дал "Змеи и Солнце" и трагедию "Тантал", и были поражены
открытием, что в мире все повторяется: незабвенной памяти Тредьяковский встал, как
живой, в произведениях г. Вяч.Иванова и радостно закивал "главой"┘

Ничто не ново под луной, с грустью подумали мы, при виде тени Тредьяковского, которого
менее всего ожидали встретить в саду "Ассирийских цветов" по ручку с Кикиморой, с
одной стороны, и г-жею Гиппиус - с другой┘

Как ни ломай голову над всеми этими плодами разнузданности и развязного пренебрежения
к здравому смыслу, но культуры тут нет и следа. Скорее какое-то вялое топтанье на
одном месте, без малейшей попытки сказать что-либо новое. Вот уже двадцать лет как
наши модернисты, с шумом и криком, выступили на арену с девизом "новое искусство"
и - ни с места. Все также г-жа Гиппиус силится превзойти самое себя в порнографии,
все также г. Брюсов измышляет самые дикие словечки и невероятные положения, все также
гг. Минские, Бальмонты, Вяч.Ивановы, купно с самоновейшими Чулковыми и Ремизовыми
разыскивают всяких кикимор, а бедное новое искусство так и остается без движения"
(А.Б. (А.Богданович). "Мир Божий" #10).

Андреевич

Опыт философии русской литературы. - СПб.

"Книга эта на всю литературу нашу смотрит, как на борьбу партикулярной фуражки с
кокардой. Во всей русской литературе ей видится одна грандиозная аболиционистская
идея, сказывающаяся всюду - будь это сентиментализм, романтизм, реализм или нигилизм,
будь это Михайловский, Лев Толстой или Горький. Это, как видите, книга, - страшно
нужная для "настоящего времени, когда"┘ когда в сущности никакого настоящего времени
нету, а есть только время будущее┘

Я, по крайней мере, не знаю другой книги, которая лучше бы выражала это настояще-будущее
время, чем книга Андреевича.

Странное свойство таланта: читаешь его книгу, ни с чем почти не соглашаешься, душа
твоя протестует почти против каждого его слова - и все же ты у него в полной власти,
он увлекает тебя за собою, волнует тебя неизъяснимым наслаждением и радостью┘

Он любит литературу, как женщину, и если, как это бывает в такой любви, не всегда
любит ее за то, что есть в ней, а приписывает ей часто такие качества, которых у
нее нет, но которые самому ему дороги - что за беда, - это только говорит о святости
и бескорыстии его любви" (К.Чуковский. Заметки читателя. О г. Евг.Соловьеве. "Одесские
новости", 14 марта).

Рафалович С.

Петербургские театры. "Весы" #1.

"Горький рожден совершенно не для театра. Он не человек сценического синтеза; он
никогда не улавливает той формы, который нужен для драмы. Пьесы Горького в сущности
только стены, увешенные изображениями отдельных лиц, из которых надлежало составить
одну общую картину. Каждое отдельное лицо написано ярко, с силой. Но пьеса не написана
совсем".

Другие произведения

Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. - Киев.

Бальмонт К. Фейные сказки. Детские песенки. - М.

Буренин В.П. Горе от глупости. - СПб.

Брюсов В. Stephanos. Стихи 1903-1905 гг. - М. (год указан 1906; книга вышла в последних
числах декабря).

Иванов Вяч. Религия Диониса. "Вопросы жизни" #6-7.

Оптимист (О.Н.Чюмина). В ожидании. Фельетоны в стихах. - СПб.

Сологуб Ф. Мелкий бес. "Вопросы жизни" #6-11.

Толстой Л.Н. Великий грех. - М.

Блок А. Творчество Вячеслава Иванова. "Вопросы жизни" #4-5.

Нечаянная радость. "Вопросы жизни" #6.

Белый А. Луг зеленый. "Весы" #8.

Химеры. "Весы" #6.

Добролюбов А. Из книги невидимой. Стихи и проза. - М.

Амфитеатров А.В. Легенды публициста. - СПб.

Курганы. - СПб.

Минский М.Н. Религия будущего (Философские разговоры). - СПб.

Луначарский А. Этюды критические и полемические. - М.

Бельтов (Плеханов Г.В.). За двадцать лет. - СПб.

Подъячев С. Среди рабочих. - СПб.

Семенов С.Т. В родной деревне. - М.

Арцыбашев М. Рассказы, т. 1. - СПб.

Семенов Леонид. Собрание стихотворений. - СПб.

Дымов О. Солнцеворот. - СПб.

Юшкевич С. Рассказы, т. 2. - СПб.

Крандиевская А. То было раннею весною. - М.

Ничтожные. Рассказы. - М.

Боборыкин П.Д. Изгои. "Русская мысль" #1-2.

Сергеев-Ценский С.Н. Лида Виноградова. "Мир Божий" #2.

Серафимович А. Рассказы, т. 1. Издание второе. - СПб.

Тан. Стихотворения. Второе издание, дополненное. - СПб.

Нижегородский сборник.

Третий выпуск альманаха "Гриф". - М.

В защиту слова. - СПб.

VII сборник товарищества "Знание".

Песни свободы. - СПб.

"Весенний шум". Н. Новгород (сборник нижегородских поэтов-самоучек).


----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное