Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Правительство получило право осуществлять предварительную цензуру религиозных материалов



Узбекистан: Правительство получило право осуществлять предварительную цензуру религиозных материалов
2014-01-27 09:30 ИА Фергана.Ру

Правительство Узбекистана 20 января издало постановление «О мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания», сообщает UzDaily.uz. По своему характеру данное постановление представляет не что иное, как введение тотальной цензуры материалов религиозного характера.

«Документ принят в целях упорядочения организационно-нормативных основ деятельности и отношений в сфере изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания, оптимизации процесса проведения экспертизы, а также дальнейшего совершенствования деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан», - говорится в сообщении.

Несмотря на наличие в Конституции Узбекистана статьи 61, которая гласит, что «Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений», любая религиозная деятельность в стране находится под жестким контролем спецслужб и чиновников.
Согласно постановлению, отныне изготовление, ввоз в страну и распространение материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан допускаются только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. Процедура проверки материалов на безопасность и благонадежность будет проходить в Комитете по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Для этого при Комитете может быть создан экспертный совет из числа ученых, экспертов и специалистов в области религиоведения и теологии.

Обязательным отныне является наличие на публикациях религиозного содержания информации на государственном языке с указанием полного наименования и содержания материала, данных об авторе, изготовителе, дате и месте изготовления, тираже и каких-то «других сведений».

Контрольные экземпляры каждого издания обязательно должны быть предварительно доставлены для производства экспертизы в Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Изготовление любых материалов религиозной направленности отныне будет возможно только после проведения экспертизы, осуществляемой в течение десяти рабочих дней.

Материалы, ввозимые на территорию Республики Узбекистан юридическими и физическими лицами, включенные в список запрещенных, после проведения экспертизы подлежат изъятию таможенными органами или органами по охране государственной границы.

Ввоз на территорию Республики Узбекистан юридическими и физическими лицами материалов для их собственных нужд в количестве не более трех экземпляров каждого наименования материала, если они не включены в список запрещенных, допускается также только после проведения экспертизы.

Уполномоченный орган в срок не более десяти рабочих дней со дня получения образца религиозного материала представляет заключение в соответствующий орган для последующего решения вопроса о ввозе конкретного материала на территорию Республики Узбекистан.

Отмечается, что в период паломничества уполномоченный орган обеспечит осуществление экспертизы непосредственно в пунктах таможенного контроля.

Этим же постановлением запрещена реализация материалов религиозного характера в нестационарных торговых точках.

Национальной библиотеке Узбекистана, информационно-библиотечным и информационно-ресурсным центрам, библиотекам органов государственной власти и управления, а также другим библиотекам (библиотеки органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, коммерческих организаций) отныне запрещено принимать материалы от зарубежных производителей без получения заключения уполномоченного органа.

Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан и «другие заинтересованные организации», говорится в постановлении осуществляют совместные мероприятия по выявлению и пресечению фактов незаконного распространения материалов. Право на распространение конкретного вида материала на территории Республики Узбекистан дает только наличие положительного заключения экспертизы.

Не допускается распространение материалов в следующих целях:

дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитации продукции других лиц;

призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;

призыва к изменению вероисповедания;

оскорбления или унижения религиозных чувств верующих; призыва к неисполнению своих конституционных обязанностей гражданами;

призыва к посягательствам на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций;

пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

побуждения к совершения действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Специалисты, принимающие участие в проведении экспертизы, обязаны указать свои данные, в том числе образование, научную степень, стаж работы и иную информацию о компетентности в области религиоведения, а также подробно описать процедуру исследования, обоснование своих выводов в соответствии с религиозными канонами, трактовками и законами, заверить личными подписями.

* * *

По мнению экспертов «Ферганы.Ру», данные нововведения призваны легализовать уже существующую практику преследования верующих самых разных конфессий для еще большего контроля за их деятельностью. До сих пор законодательно в Узбекистане ни одна священная книга запрещена не была, списки запрещенной литературы не обнародованы. Отныне у цензоров из Комитета по делам религий появятся более или менее законные основания для отбора и оценки религиозной литературы.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Правозащитники совершили редкий визит к политзаключенному Муроду Жураеву
2014-01-27 10:16 ИА Фергана.Ру

Мурод Жураев
Представители Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) посетили 24 января политзаключенного Мурода Жураева, отбывающего срок в колонии исполнения наказания (КИН) УЯ 64/6 города Чирчик Ташкентской области.

Как сообщает председатель ИГНПУ Сурат Икрамов, разрешение на посещение было получено после того, как 7 января правозащитники обратились с соответствующей просьбой к начальнику Главного управления исполнения наказания (ГУИН) МВД.

Напомним, Муроду Жураеву 62 года, имеет высшее техническое образование. Родился и жил в городе Мубарек Кашкадарьинской области. В 1989-1992 годах был председателем городского исполнительного совета Мубарека, депутатом Верховного Совета УзССР. В 1993 году назначен хокимом Мубарека. Арестован 18 сентября 1994 года, его обвинили в «преступном сговоре» с лидером оппозиционной политической партии «Эрк» Мухаммадом Салихом об организации насильственного захвата власти. 31 марта 1995 года Жураев приговорен по сфабрикованному уголовному делу Верховным судом Узбекистана к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и конфискации имущества. После применения акта амнистии срок наказания был сокращен на три года.

Однако за считанные дни до окончания срока, 27 июля 2004 года, Жураев был обвинен по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания») Уголовного кодекса, и ему добавили еще три года лишения свободы. По той же статье Жураеву продлевали заключение еще три раза: 27 июля 2006 года (на три года), 31 мая 2009 года (на три года и четыре месяца), 4 декабря 2012 года (на три года и 24 дня). С 26 января 2013 года Жураев отбывает наказание в чирчикской КИН.

Встреча правозащитников с политзаключенным была организована начальником КИН 64/6 майором А.Маджидовым. В колонию прибыли председатель ИГНПУ Сурат Икрамов и член группы Анвар Каримов.

По словам правозащитников, Жураев выглядит намного старше своего возраста. Он рассказал, что в 2012 году у него появилась гипертоническая болезнь, давление часто повышается до отметки 1801/20, беспокоят боли в области сердца, выпало много зубов. Условия содержания в колонии Жураев назвал удовлетворительными: трехразовое питание, есть библиотека, телевизор, заключенные работают на кирпичном заводе. Жураеву запрещено работать, так как он в пенсионном возрасте. 12 января его посетил сын Ахрор. Ему 21 год, он самый младший из трех сыновей, оканчивает институт. Когда Жураева арестовали и осудили, Ахрору было полтора года.

Правозащитники спросили политзаключенного, подвергался ли он пыткам. Жураев сказал, что лишь на протяжении последнего года его не трогали, а предыдущие девятнадцать лет в различных колониях строгого режима подвергался пыткам, отправке в штрафной изолятор или одиночную камеру. Особенно ему запомнились колонии 64/47 г.Кизилтепа Навоийской области, 64/45 г.Алмалык Ташкентской области, 64/48 г.Зарафшан Навоийской области и 64/46 г.Навои.

Жураев сообщил, что виновником его ареста и последующего осуждения является тогдашний советник президента Узбекистана Мавлон Умурзаков, который приказал сфабриковать против Жураева уголовное дело. Спустя три года за решетку отправился и сам Умурзаков.

Жураев сказал также, что был хорошо знаком с Мухаммадом Салихом, однако никогда не был членом его партии «Эрк».

Встреча с политзаключенным длилась два часа. Правозащитникам не разрешили использовать фотоаппарат и видеокамеру на территории КИН УЯ 64/6, но обещали в течение двух часов прислать фото и видеоматериалы со встречи, которые делали сотрудники колонии, - после прохождения цензуры. На момент отправки этого сообщения в СМИ ИГНПУ не получила обещанного.

ИГНПУ выражает благодарность Администрации Главного управления исполнения наказаний МВД Узбекистана за предоставленную возможность посетить политзаключенного Мурода Жураева и надеется на его скорейшее освобождение.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: В Ташкенте после сноса частных гаражей резко участились автомобильные кражи
2014-01-27 11:32 ИА Фергана.Ру

Ташкент накрыла волна автомобильных краж, страдают практически все районы города, но особенно - густонаселенные Чиланзар и Юнусабад, сообщают источники «Ферганы» в столице Узбекистана.

«Воры действуют очень профессионально и быстро. Вскрывают сразу по две-четыре машины - буквально за считанные минуты. Взламывают двери, капоты, разбивают стекла и вытаскивают из машины все, что там оставил хозяин», - рассказывают пострадавшие.

Ташкентцы связывают участившиеся кражи в городе, который ранее славился низким уровнем криминогенности, с несколькими факторами.

Во-первых, это массовый снос гаражей. «Власти нас в очередной раз обманули. Наши гаражи сносили, обещав построить вместо них оборудованные стоянки. В некоторых кварталах стоянки действительно построили, но - за полтора километра от дома. А в некоторых кварталах опустевшие участки так и стоят необорудованные. Вот нам и приходится оставлять машины под окнами», - говорит житель одного из ташкентских районов.

Во-вторых, как отмечают горожане, число автомобильных и квартирных краж вырастает после амнистии, когда из тюрем массово выпускают осужденных за воровство и другие «нетяжкие» преступления. (Отметим, что под амнистию практически не попадают осужденные по политическим или по религиозным мотивам). «В городе работы нет, трудно устроиться даже с «чистой» биографией, что же говорить о бывших заключенных! Их на работу не берут, вот и приходится браться за старое», - предполагает житель Ташкента.

В-третьих, значительную роль играет бездействие правоохранительных органов. «В милиции стараются не принимать заявления о кражах или просят забрать уже написанное. Иногда милиционеры даже предлагают возместить причиненный ущерб: восстановить замок, купить какую-нибудь украденную деталь, лишь бы мы не портили им отчетность лишними «висяками», - говорит собеседник «Ферганы».

С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел завалены совершенно не свойственными им функциями. Например, в декабре прошлого года вышло некое секретное положение регистрировать всех, кто когда-либо выезжал за рубеж.

«Зайдете в любое РОВД и увидите в коридорах толпы вполне приличных людей – это очередь к начальнику «на беседу» (!).После «беседы» с начальником РОВД благонадежные граждане отправляются в антитеррористический отдел, где оперативники заполняют какие-то списки: куда и когда ездил, с кем встречался, не состоишь ли в какой-либо секте или террористической организации. Человека фотографируют, снимают копии паспорта. Через такие допросы вынуждены проходить те, кто собирается получить новые биометрические паспорта или ОВИРовскую визу [для выезда за границу]», - рассказывает другой собеседник.

Кроме того, столичным милиционерам приходится отвлекаться на «трассу» - это с 8.30 до 10.00 и с 18.30 до 21.30, когда президент Узбекистана Ислам Каримов едет на работу или возвращается с нее в свою загородную резиденцию Дурмень. «В этот момент все участковые города отправляются «зачищать» и охранять трассу от граждан. Естественно, город «оголяется» перед ворами», - продолжает источник.

Участковые милиционеры и квартальные комитеты также заняты «отловом» тех, кто выезжал за рубеж. «Я пошел за справкой в махаллинский (квартальный) комитет, там увидели мой паспорт с печатями о вполне законных переходах границы. Сразу заволновались: как, мол, так? Вы по заграницам ездите, идите непременно в РОВД и отметьтесь!», - вспоминает житель Ташкента.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Фотографии клуба «Неформат» попали под цензуру (фото, видео)
2014-01-27 13:20 Сид Янышев

25 января в столице Узбекистана, в Доме фотографии в рамках фотоклуба «Неформат» открылась выставка «Одно пространство». Изначально в ней планировалось участие 12 фотохудожников, но в последний момент экспозиция двух из них была запрещена, а ряд работ других авторов были заклеены белой бумагой.

На афише мероприятия названы 12 художников: Кирилл Молодцов, Нигина Мавлянбердиева, Олег Золотых, Ольга Федина, Павел Курбанов, Светлана Тен, Станислав Магай, Тимур Карпов, Умида Абдуразакова, Фархад Каримов, Хамдам Отажонов, Хамдам Шарахмедов. Кураторы - Умида Ахмедова и Ольга Корсунова.

Однако буквально за пару часов до открытия выставки серии работ двоих авторов – Тимура Карпова и Светланы Тен – были сняты с экспозиции.

Цензурное вмешательство в творческий процесс лично осуществили два руководителя Академии художеств Узбекистана – председатель этой организации Акмаль Нур и его заместитель Равшан Миртаджиев.


Фотографии Карпова представляли собой часть цикла «Заброшенные города», а Светланы Тен – тему гастарбайтеров. В общем, понятное дело: в Узбекистане как бы не существует заброшенных городов, типа Чирчика и Янгиабада, а тем более – гастарбайтеров. Последних действительно нет – все в России. А вот их семьи есть. Этой теме и посвящена серия работ Тен.


Прикрытое бумагой описание работ Станислава Магая

Некоторые серии фоторабот Олега Золотых и Станислава Магая оказались заклеены белой бумагой, и, когда ташкентский кинорежиссер и отец Тимура – Олег Карпов пытался эту бумагу приоткрыть, неизвестные люди в штатском ему категорически в этом воспрепятствовали.

- 25 января родился основатель ташкентского театра «Ильхом» Марк Вайль, убитый в 2007 году, и он всю свою жизнь боролся с цензурой, - говорит Тимур Карпов. – И именно в этот день мы попали под цензуру. Так совпало. Мне кажется, это неслучайные случайности.


Фотограф Тимур Карпов и писатель Рифат Гумеров

От автора: мне кажется, дело не только в том, что Тимур Карпов - талантливый фотохудожник и фоторедактор российского издания «Лента.Ру».

А еще и в том, что он сын другого фотохудожника – Умиды Ахмедовой, осужденной в 2010 году, по статьям «Клевета» и «Оскорбление». Якобы узбекского народа.


Тимур Карпов, Олег Карпов и Умида Ахмедова

Сид Янышев




ОТ РЕДАКЦИИ:

Выставка в Ташкентском Доме фотографии продлится до 8 февраля. В самое ближайшее время серия фотографий Тимура Карпова, Светланы Тен и других авторов, представленных на указанной выставке, будут опубликованы в Галерее «Ферганы.Ру». Следите за нашими публикациями.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Кыргызстане объявлена амнистия, на свободу может выйти почти половина всех заключенных
2014-01-27 13:50 ИА Фергана.Ру

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал 27 января закон «Об амнистии в связи с 65-летием Всеобщей декларации прав человека», принятый парламентом республики 26 декабря 2013 года, сообщает K-News со ссылкой на отдел информационной политики Аппарата президента.

Амнистии подлежат следующие категории заключенных: несовершеннолетние, впервые осужденные на срок до пяти лет; мужчины и женщины пенсионного возраста (от 60 и 55 лет соответственно); единственные кормильцы в семье, имеющие не менее двух несовершеннолетних детей или детей с ограниченными возможностями здоровья, или на иждивении которых находятся родители-инвалиды I группы; беременные женщины и имеющие детей в возрасте до трех лет; инвалиды I и II групп; люди, не отбытая часть наказания которых на день вступления настоящего закона в силу составляет менее одного года; впервые совершившие преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления.

Кроме того, освобождение от уголовной ответственности предусмотрено для совершивших преступления, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 336 («Побег из мест лишения свободы или из-под стражи»), статьей 337 («Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы»), 359 («Самовольное оставление части или места службы»), частью 1 статьи 360 («Дезертирство») Уголовного кодекса Кыргызстана, если они в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего закона добровольно явились в места отбывания наказания, места содержания под стражей и прохождения воинской службы.

Как отмечает Лента.Ру, амнистия коснется примерно семи тысяч из пятнадцати тысяч граждан, отбывающих наказания за различные преступления.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Предыдущая амнистия проводилась в Киргизии в 2011 году, была приурочена к 20-летию независимости республики. Тогда под действие амнистии попали около четырех тысяч человек.

Международное информационное агентство «Фергана»



Финансовая помощь Европейского Союза республикам постсоветской Средней Азии: Медленно и не слишком эффективно
2014-01-27 14:49 Фергана

Помощь Европейского Союза для Центральной Азии хорошо спланирована, но она осуществляется медленно, в зависимости от особенностей каждой страны. Об этом заявила Европейская Счетная Палата в своем коммюнике от 14 января 2014 года. Как явствует из отчета, серьезно осложняют деятельность европейских помощников коррупция и нежелание сотрудничать со стороны местных правительств.

Европейская счетная палата - один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Союза и его учреждений. Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.

Евросоюз активно работал со странами Центральной Азии с обретения ими независимости. В своем документе по центральноазиатской стратегии ЕС наметил следующие цели своей помощи: укрепление стабильности и безопасности, продвижение демократии.

Были выбраны следующие приоритеты:

— развитие политического диалога в рамках различных программ и договоров о сотрудничестве;

— поиск сближения двусторонних подходов к решению проблем, общих для всего региона

— основные 7 направлений:

a) надлежашее управление, правовое государство, права человека и демократизация;

b) воспитание и образование;

c) экономическое развитие, торговля и инвестиции;

d) транспорт и энергетика;

e) экологическая стабильность и управление водными ресурсами;

f) борьба против общих угроз и вызовов;

g) межкультурный диалог.

В частности, в целях сокращения бедности ЕС определила три приоритетных сектора:

- усиление региональной кооперации, в частности, через интеграцию рынков, сети по управлению окружающей средой, управление границами и миграционными потоками, таможенное регулирование, борьба против организованной преступности и приграничное сотрудничество между индивидуумами и внутри гражданского общества. На эти цели выделено от 30 до 35 процентов бюджета помощи ЕС;

- сокращение бедности и улучшение условий жизни, в частности, через проекты, способствующие развитию общества в сельской местности, а также реформы в сельском хозяйстве и социальной защиты (от 40 до 45 процентов бюджета помощи ЕС);

- действия во имя демократизации, продвижения прав человека, правильное добросовестное управление госорганов, экономические реформы (от 20 до 25 процентов бюджета помощи ЕС).

Размеры и страновая структура помощи пяти республикам Центральной Азии в их развитии со стороны ЕС в период с 2007 по 2012 годы выглядит таким образом (источник - тут):


Аудит позволил заключить, что Комиссия ЕС и Европейская Служба по внешним связям (SEAE) приложили значительные усилия для планирования и развертывания помощи, однако сама помощь осуществляется очень медленно.

Например, в Узбекистане подписание договора о финансировании занимает в среднем два года, а запуск реализации программы – целый год. Тяжелые административные процедуры внутри стран, затруднения в подборе рода деятельности, а также сложность процедур в самой Комиссии ЕС привели к задержке реализации европейской стратегии.

Темпы реализации стратегии варьируются от страны к стране. Медленнее всего дела продвигаются в Узбекистане и Туркменистане - из-за различия подходов ЕС и правительств этих стран к приоритетам развития и к самому сотрудничеству. Также сказались и серьезные события во внутренней политике этих стран, например, андижанские репрессии мая 2005 в Узбекистане, которые практически заморозили сотрудничество ЕС с этой страной в первые три года рассматриваемого периода.

В Кыргызстане и Таджикистане темпы реализации быстрее - с учетом того, что обе страны подписали Парижскую Декларацию об эффективности помощи развитию (2005) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Именно этим странам была выделена так называемая бюджетная поддержка: 24,4 миллиона евро было выделено Таджикистану , что составляет 22 процента всей помощи для этой страны, и 39,4 млн евро - Кыргызстану (36 процентов помощи).

При географическом распределении помощи Комиссия постаралась выровнять свои программы расходов по национальным приоритетам стран-партнеров, учитывая относительное благосостояние этих стран. Все проекты, отобранные для получения помощи ЕС, прошли конкурс на соответствие основным целям, указанным в документе региональной стратегии.


Однако Комиссия стала распылять средства на многие секторы. Например, в Кыргызстане делегация ЕС должна была управлять 56 контрактами, что в принципе невозможно качественно отслеживать на месте.

К тому же помощь большому числу маленьких проектов увеличила административную нагрузку на делегации ЕС в этих странах. Так, только в одном 2011 году административные расходы составили 14,6 процента всех выделенных для помощи в развитии ЦА средств.

Широкий набор используемых финансовых инструментов и различные методы принятия решений усложняют подсчет сумм, потраченных ЕС в ЦА по секторам и по странам, в результате чего программа стала трудноуправляемой.


Региональные же программы и вовсе не имеют действительно регионального размаха, как в плане совместной реализации странами-партнерами, так и по результатам этих проектов для региона в целом.

Для Комиссии управление региональными программами составило дополнительную трудность. Комиссия должна получить согласие всех участвующих в программе стран на каждой стадии ее разработки. Учитывая разное отношение стран к региональной кооперации, это представляется трудноосуществимым.

На региональное сотрудничество было выделено 242 млн евро. Значительная часть этих денег была предназначена для образовательных программ Erasmus и Tempus (36 процентов), а также для программы, облегчающей инвестиции в Центральную Азию (29 процентов). Эти многонациональные программы осуществляются в каждой стране по отдельности и не способствуют региональной кооперации.

Примеры программ, финансируемых ЕС самостоятельно или совместно с международными организациями

Поддержка пенитенциарных реформ: направлена на улучшение управления тюрьмами и социальную адаптацию осужденных. Эта программа реализуется в Кыргызстане. Кроме того, программа предусматривает улучшение гигиенических условий и поддержку производственной деятельности. Общий бюджет – 2,78 млн евро, из них 2,5 млн выделено ЕС.

Программа бюджетной поддержки в области социальной защиты и управления государственными финансами в Кыргызстане. Рассчитана на 7 лет и предусматривает выделение 53 млн евро. Социальная защита предусматривает развитие более эффективной системы социального содействия, а также улучшения условий жизни наиболее уязвимых слоев населения и детей. Параллельно сектор «управления государственными финансами» предусматривает помощь правительству Кыргызстана в улучшении ежегодных бюджетных процедур в плане прозрачности, обязательства представлять отчеты, прогнозирования и внутреннего контроля.

Дотации ННО: улучшение условий жизни нуждающихся детей и семей: Комиссия финансирует 80 процентов (200.000 евро) проекта международной НПО «SOS Villages в Узбекистане».

Рынок услуг: программа технического содействия в Таджикистане. С 2007 года в программе бюджетной поддержки в области социальной защиты Комиссия ЕС сосредоточилась на: a) совершенствовании адресности и рационализации выделения помощи; b) развитии социальных служб; c) модернизации системы учреждений помощи престарелым; d) внедрении политики рынка труда. На эту программу было выделено 5 млн евро, которые были распределены на разные контракты стоимостью от 90.000 евро до 2,5 млн евро.
Пример программы управления границами в Центральной Азии (BOMCA) показывает, что уровень участия в ней варьируется от страны к стране. BOMCA реализуется при посредничестве ПРООН, ее штаб-квартира находится в Бишкеке с отделениями в каждой из пяти республик. Дотируемая на сумму 33,7 млн евро на период 2003-2014 годов, эта программа имеет долгосрочные цели принятия норм и опыта ЕС в совместном управлении границами.

Однако, как показывает анализ, Кыргызстан и Таджикистан участвуют, в некоторой мере, в BOMCA, а Узбекистан и Туркменистан участвуют только в отдельных мероприятиях, но никогда не делятся своим профессиональным опытом с другими странами.

Реализации программ ЕС также препятствует коррупция. «Республики ЦА испытывают серьезные проблемы с коррупцией. В индексе восприятия коррупции, составляемом Transparency international, все эти страны получили очень низкую оценку - ниже 28 из 100 (2011), при этом Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан входят в число 10 процентов самых коррумпированных стран мира. Такая эндемичная коррупция может запятнать репутацию Комиссии и сократить эффективность программ поддержки, отмечает Счетная Палата.

Программы ЕС могли быть использованы для борьбы с коррупцией. Например, бюджетная помощь Кыргызстану и Таджикистану включают меры, которые должны были бы усовершенствовать эффективность и прозрачность управления финансами государства, процедуры тендерных торгов и контроля над государственной властью.

Однако «Комиссии не удалось проявить себя более строгой в управлении бюджетной помощи Таджикистану и Кыргызстану и подчинить эту поддержку принятию специфических мер борьбы против коррупции, например, в инкриминировании коррупции, усилении обязательства отчитываться перед общественными институтами. Решения о выдаче денег принимались, основываясь на обязательствах стран-партнеров принять реформы, а не на уже реализованных проектах», - отмечает Счетная Палата.

Другой проблемой для использования европейских финансовых средств стало нежелание местных правительств сотрудничать. Защита прав человека, сокращение бедности - вот примеры тех вопросов, которые даже не вошли в повестку обсуждения с правительствами Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. «Казахстан, Узбекистан и Туркменистан даже и не пытались оценить свои потребности в плане помощи развитию и стратегии сокращения бедности», - отмечает Счетная Палата.

Иногда ситуация доходила до абсурда:

В частности, в Узбекистане проекты в области реформ уголовного правосудия и совершенствования системы охраны материнского и детского здоровья соответствовали потребностям страны, высказанным ее правительством. Однако в реализации этих проектов власти не оказали никакой помощи. Например, международные эксперты, работающие в области реформ уголовного правосудия, не получали разрешения на посещения тюрем или на присутствие на процессах в суде.

Что касается программы Комиссии, посвященной борьбе с недостаточным питанием детей, то правительство Узбекистана отказалось признать существование самой проблемы недостаточного питания детей в своей стране.

В результате Счетная Палата рекомендовала Комиссии ЕС не распылять средства и концентрироваться на небольшом числе секторов, создавать истинно региональные программы, сокращать административные расходы по управлению программами. Также Комиссии предписано выделять бюджетную поддержку только на условии принятия работающих антикоррупционных механизмов.

Перевод с французского «Фергана.Ру» (в сокращении)

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное