Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Закон против гомосексуализма держит в страхе геев - и обогащает милицию (18+)



Узбекистан: Закон против гомосексуализма держит в страхе геев – и обогащает милицию (18+)
2014-01-23 13:25 Олег Ильин

На фото: фрагмент из спектакля ташкентского театра «Ильхом» «Белый белый черный аист»

Как и тема домашнего насилия, тема гомосексуализма остается практически закрытой в СМИ и общественных дискуссиях в Узбекистане. Более того, эта республика остается одной из немногих стран мира, в которых вступление в однополую связь влечет суровое уголовное наказание. Выяснить, как это законодательство реализуется на практике, удалось нашему ташкентскому корреспонденту, сумевшему разговорить гомосексуалистов, знакомых с ситуацией не понаслышке.

* * *

Когда Искандер вспоминает свидание с изящным, стройным брюнетом по имени Джахонгир, обернувшееся унизительным кошмаром и вымогательством, его до сих пор передергивает от страха и отвращения.

С самого начала знакомства с Джахонгиром он подозревал, что дело нечисто. Лысеющий, горбоносый и сутулый, в свои 39 лет Искандер не испытывает иллюзий по поводу своей внешности, и внимание юного и знойного красавчика было неожиданным и приятным.

Они познакомились на популярном сайте знакомств mamba.ru, и после обмена несколькими фривольными сообщениями Джахонгир согласился встретиться с Икандером в одном из ташкентских кафе. Искандер был обрадован тому, что внешность Джахонгира совпала с размещенными на сайте фото, потому что «слишком часто геи скрываются за чужими фото», говорит он.

Едва допив кофе, Джахонгир объявил, что готов ехать к Искандеру домой, в двухкомнатную квартиру на массиве Юнусабад, где Искандер вырос — и всю жизнь скрывал свою сексуальную ориентацию от соседей, одноклассников и знакомых. Готовность эта притупила обычную осторожность, которая стала для Искандера инстинктом.

«Мне просто снесло крышу», — оправдывается он.

Но подозрения Искандера усугубились после того, как Джахонгир шепотом сказал что-то в телефон, пока надевал куртку и расплачивался за кофе. Он решил, что с бурным изъявлением чувств надо подождать, и когда через полчаса после их прихода на квартиру в дверь забарабанили милиционеры, парочка была одета и не занималась ничем предосудительным.

«Предосудительным» - с точки зрения узбекского законодательства, согласно которому секс между мужчинами все еще уголовно наказуем. Статья 120 осталась в Уголовном кодексе республики с советских времен и карает мужеложство тремя годами тюрьмы. Тринадцать постсоветских стран отменили эту статью, и Узбекистан с Туркменистаном остаются единственными, где мужской гомосексуализм — до сих пор преступление.

Впрочем, на фоне международного шума по поводу анти-гейского законодательства в России, избиения и разгона гей-прайдов на Украине и в Грузии узбекские гомосексуалисты не привлекают внимания и не мелькают на первых страницах западных газет по одной простой причине.

Статья эта применяется крайне редко, потому что в противном случае тысячи узбекистанских геев, или лиц, себя за них выдающих, хлынули бы на Запад в поисках политического убежища, утверждают источники «Ферганы» в правоохранительных органах и представители ташкентского «голубого» сообщества.

Тем не менее, сам факт присутствия этой статьи в УК является источником заработка для узбекских ментов — и головной боли для узбекских геев. «Если кого-то надо подставить или на кого-то надавить, тогда её используют», — сказал «Фергане» бывший узбекский следователь, сейчас работающий адвокатом. — «Еще, конечно, пидоров доят. На деньги наказывают, угрожают экспертизой».

Именно с такой угрозой и столкнулся Искандер после того, как открыл дверь трем милиционерам. Они были заметно разочарованы, увидев Искандера и Джахонгира одетыми и мирно попивающими коньячок. Джахонгир пытался разыграть смущение и страх, но Искандер мгновенно догадался, что смазливый юноша с ментами заодно.

Экспертиза, которая заключается в исследовании анального отверстия на предмет полового сношения, проводится медиками, но для составления протокола-направления милиции нужно присутствие свидетелей — если не полового акта, то хотя бы факта нахождения двух мужчин в одной квартире.

С юридической точки зрения таким свидетелям грош цена даже в Узбекистане, где Фемида слепа и продажна, но с точки зрения узбекского гея это - социальное самоубийство. И у ментов был решающий аргумент — распечатка веб-чата Искандера и Джахонгира, где первый откровенно писал второму, что и как он мечтает с ним сделать.

Именно по этой причине Искандер предложил милиционерам «договориться». Менты назвали цену в три тысячи долларов, но Искандер развел руки, сказав, что таких денег он достать не сможет никак. Через десять минут торга, угроз и мольбы менты и Джахонгир ушли, забрав 1100 долларов и несколько сотен тысяч сум.

«Друзья сказали, что я еще дешево отделался», — говорит Искандер. — «Кто-то отдавал ключи от машины, золото и ценные вещи из дома. Потому что у людей на кону семьи, работа, положение в обществе».

Со слов знакомых Искандер узнал, что Джахонгир был печально известным «засланным казачком», который неоднократно помогал ташкентским ментам подставлять геев. Его фотографии неоднократно всплывали на сайтах знакомств – уже под другими именами в новых анкетах.

Случай с Искандером — далеко не первый. Несколько ташкентских геев и уже упомянутый нами бывший следователь сказали «Фергане», что «охота» на гомосексуалистов — давний и прибыльный приработок узбекских ментов, которые либо выслеживают их на «плешках» — местах знакомств, либо вот уже не первый год ловят «на живца» через сайты знакомств.

За двадцать с лишним лет после распада СССР отношение властей бывших советских республик к гомосексуалистам остается лакмусовой бумажкой эффективности демократических реформ и обеспечения личных свобод — нравится это гомофобам, правым и религиозным фундаменталистам или нет.

Поэтому уголовная наказуемость за гомосексуализм в Узбекистане и Туркмении, двух самых авторитарных республиках бывшего Союза, удивляет мало. Остальные три среднеазиатских «стана» избавились от уголовного наказания за гомосексуализм к концу 90-х.

Но в Таджикистане милиция также вымогает деньги у гомосексуалистов, в противном случае угрожая разоблачением, и только в Казахстане и Киргизии есть островки «голубой свободы» в виде гей-клубов в крупных городах.

Как это было

Но самое удивительное то, что ровно сто лет назад произошедшее с Искандером вряд ли было возможно. Не потому, что тогда не было «мамбы.ру» или сотовой связи, а потому, что гомосексуализм был неотъемлемой — и часто вынужденной — частью жизни туркестанских мужчин.

Когда в позапрошлом феврале узбекские власти запретили неформальные празднования Дня святого Валентина, слишком «западный» праздник был официально заменен на чтения стихов Бабура — потомка Тамерлана и Чингиз-хана и самого знаменитого уроженца Андижана, который проиграл несколько войн узбекам-шейбанидам и после многочисленных и многолетних приключений завоевал часть Индии, положив начало династии Великих Моголов.

Помимо славы полководца и правителя, Бабур остался в истории как значительный поэт и автор первой автобиографии в истории мусульманских литератур. В «Бабур-намэ» он описывает свое первое любовное чувство — которое он испытал по отношению к юноше по имени Бабури:

«В это время в обозе находился один человек, у которого был сын по имени Бабури. Его имя оказалось очень подходящим. Я почувствовал к нему необыкновенную склонность, больше того, стал из-за него горестным и безумным. До этого я ни к кому не чувствовал склонности и даже не слушал и не говорил о любви и страсти. Иногда Бабури приходил ко мне, но от стыда и смущения я не мог даже взглянуть в его сторону; где уже мне было общаться или разговаривать с ним!» («Бабур-намэ», Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992).

Откровения Бабура не воспринимались как эпатажное высказывание декадента-аристократа, эдакого маркиза де Сада в чалме, а были частью «голубой» культуры мусульманского Туркестана и Ирана.

Гомоэротика ощутима в классической мусульманской поэзии на фарси, арабском и тюркских языках – начиная от Саади и заканчивая записанной в начале XX века в Ташкенте песней, посвященной «человеку с длинным носом», которую исполняли мальчики-бачи:

«На вас облав уж много совершено; Кинжалом горя сердце ваше поражено; А сердце их!? увы, растерзано оно! А что за нос у них! Лишь восхищение одно! Теперь попавши носом в мой силок, Они запутались в него! И нежность иная, И поза другая!» (Источник — «Востлит»).

Хотя Коран и хадисы однозначно осуждают однополый секс, а арабское слово «лути» («педераст») восходит к имени библейского Лота и притче о разрушении Содома и Гоморры, гомосексуализм веками был частью жизни мужчин-мусульман. Дороговизна женитьбы, невозможность добрачных связей, «закрытость» женщин толкали малоимущих мужчин в объятия друг друга, тогда как аристократы и богачи пользовались покупными услугами «безбородых» бачей.


Танцы бачей - традиционный в Центральной Азии, в частности, на территории современного Узбекистана вид развлечения. Практиковался до 20-х годов XX века, был запрещен при большевиках. Фото - С.М.Прокудин-Горский (между 1905 и 1915 гг.).

Бачи (известные в османской Турции как «кучек» и в Египте как «хавал») были фактически малолетними проститутками, которых покупали у бедных родителей и с малых лет обучали танцам и пению для выступления на пирах («базм»). Пиры эти часто служили прелюдией к разврату или превращались в аукцион, где «гвоздь программы» доставался самому щедрому зрителю.

Русские и европейские путешественники, побывавшие в Бухарском эмирате, Кокандском и Хивинском ханствах, описывают местные нравы, в том числе пиры с участием бачей или просто прием гостей в домах состоятельных мусульман, зачастую содержавших юношей-любовников, которых также называли «бача».

Юноши служили символом высокого социального положения и выполняли роль «хозяйки салона», развлекая приглашенных разговорами и даже заигрывая с наиболее важными гостями по приказу хозяина.

Среднеазиатский историк Ахмад Дониш писал о том, как бухарский эмир Насрулла (правил в 1826-1860 гг.), большой любитель секса с любовниками обоих полов, предпочтительно малолетними, заставил мусульманских улемов при своем дворе признать «безгрешность» гомосексуализма:

«Насрулло-узбек по фетве таких улемов, как господин Муфтий Намангани, разрешил содомитство и назвал это документом, освобождающим от греха за мужеложство».

При описании же похода войска сына Насруллы, Музаффара (правил в 1860-1885 гг.), Дониш вообще говорит о массовости гомосексуализма среди воинского сословия эмирата:

«И эти десять тысяч воинов вместе с обслуживающими их людьми, составляя двадцать тысяч человек, возбужденных [видом] женщин и детей той области, предавались мужеложству и содомитству».

Картины мирной жизни немногим отличались от тягот похода:

«А тут в полном разгаре был базар разврата, азартных игр, бесед блуда и содомитства. За каждой стеной и в каждой канаве влюбленные, желающий и желаемый, достигают своих желаний. И сам раис по надзору за базаром наблюдает и поощряет картежников и занимающихся педерастией».

Причем тон зачастую задавали религиозные деятели, потому что в религиозной практике некоторых суфийских братств образ прекрасного юноши служит предметом молитвенной медитации, целью которой является достижение религиозного транса и слияние с Богом.

Неудивительно, что русским наблюдателям такие нравы были незнакомы и непривычны. Вот как их описывает один из них:


Чтобы увеличить текст, перейдя к чтению оригинала, кликните на картинку

И хотя царские власти предпринимали шаги по запрету «базмов» и танцев бачей – в Ташкенте они были запрещены в 1886 году после эпидемии холеры, вызванной, по словам мусульманских улемов, развратом горожан – искоренить гомосексуализм как культурное явление удалось только коммунистам. Печально известная статья сталинского УК была принята в 1934 – и использовалась для борьбы с педерастией в рядах туркестанских коммунистов.

В послесоветскую эпоху о субкультуре гомосексуализма в Туркестане предпочли не вспоминать. Исключением была постановка «Белый белый черный аист» в ташкентском театре «Ильхом», основанная на автобиографической прозе Абдуллы Кадыри.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГОЛУБЫМ, ИЛИ МОНОЛОГ ТАШКЕНТСКОГО ГЕЯ

Как знакомятся

Раньше знакомились через знакомых. На домашних мероприятиях. На «плешке» возле памятника Амиру Тимуру или на аллейке рядом с ЦУМом можно было кого-то снять или познакомиться.

Сейчас, в век интернет-технологий и с дешевым интернет трафиком на мобильниках знакомятся в сети. Большинство геев сидят на (сайте знакомств) мамбе или в одноклассниках.

Статья 120 УК РУз за мужеложество

У милиции есть неофициальная директива, чтобы никого не привлекали по этой статье. Так как это может вызвать миграцию среди населения.

Если они начнут сажать людей по этой статье, все геи и негеи сбегут в Европу в поисках политического убежища на основе сексуальной ориентации.

Статья - это просто основа к действию, а действуют они с целью взять деньги. А пугают, в основном, всеобщим срамом перед соседями и на работе.

За 24 года независимости было только одно дело некого журналиста, там дело было в другом, но смогли инкриминировать только эту статью. (Имеется в виду дело Руслана Шарипова, осужденного и позднее высланного в США).

Облав не бывает на плешке. Да и плешки как таковой уже нет. Так как все в сети и в квартирах. И на плешках милиция пасет в кустах. Чтобы разоблачить вас и вашего парня в романтике при лунном свете.

Как подставляют менты

Милиция знакомится на сайте знакомств и делает подставы. Это происходит по наводке. Если они уверены что с вас можно взять деньги.

Обычно дело не доходит до участка. Забирают все, что есть при вас. Но если они еще и засняли на камеру, то могут еще повымогать...

Я всем моим знакомым, кто боялся подстав, говорил, что само правильное - это сказать, чтобы оформили твое дело официально.

Хотя они могут инкриминировать изнасилование... Но пусть в этом суд разбирается.

Любовь за деньги

Борделей нет. Но мальчики, которые занимаются сексом за деньги, есть. Опять-таки это все в сети.

Отношение окружающих

Думаю, что в Ташкенте к геям относятся весьма толерантно. Геи особо ничего не выставляют напоказ, и нет элемента раздражения.

Это не часть менталитета народа. То есть, заниматься сексом с ребенком или подростком никогда не было нормой в узбекском обществе.

Но богатые люди себе это позволяли и люди на это закрывали глаза, так как это кормило многие семьи.

Лицемерие

Это есть и сейчас. Если я - подросток из области, и приехал в Ташкент учиться, и меня обеспечивает мой богатый ташкентский «брат», то мои родители сделают вид, что это нормально.

Они, конечно, подумают, почему мой этот самый ака на 20 лет меня старше... Но прямой вопрос никто не задаст...

Так как я могу быть кем угодно, но геем в их понимании быть не могу.

Подготовил Олег Ильин (псевдоним внештатного корреспондента «Ферганы» в Ташкенте)

Международное информационное агентство «Фергана»



В Узбекистане гостиницу оштрафовали за молельный коврик на 14,5 млн сумов
2014-01-24 08:51 ИА Фергана.Ру

Гостиница

Сотрудник частной ташкентской гостиницы «Miran International», что в Мирабадском районе столицы Узбекистана, оштрафован за молитвенный коврик на 150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), что составляет почти 14,5 миллионов сумов ($6543 по официальному курсу).

Как рассказали «Фергане» источники в Ташкенте, в начале января в гостиницу явилась группа сотрудников правоохранительных органов и устроила обыск. По одной из версий, им приход был вызван намерением задержать в гостиничных номерах девушек легкого поведения и их клиентов. Однако никаких проституток они не нашли, зато обнаружили оставленный кем-то из бывших постояльцев молитвенный коврик.

Сотрудники гостиницы зарегистрировали коврик в специальной книге записей о забытых вещах – на случай востребования его хозяином. Однако силовики решили все же наказать одного из ответственных сотрудников отеля. На следующий день Мирабадский межрайонный суд определил ему административный штраф в размере 150 МРОТ, городской суд апелляцию отклонил. По какой именно статье вынесено решение суда – не уточняется.

Международное информационное агентство «Фергана»



Погранслужба Кыргызстана расследует вылазку преступной группы уйгуров из Китая, которые собирались «совершить пару терактов»
2014-01-24 13:18 ИА Фергана.Ру

Отдел по связям с общественностью и СМИ Государственной пограничной службы Кыргызстана распространил пресс-релиз о вооруженном инциденте, произошедшем на границе с Китаем 23 января.

В тот день пограничники получили информацию о том, что в районе обогревательного пункта «Пикертык» находится подозрительная группа из 11 человек. Первым их увидел сотрудник охотничьего хозяйства Александр Барыкин, возвращаясь в охотлагерь, Он попытался задержать неизвестных и привести в «Пикертык». Но незнакомцы встретили его недружелюбно, началась перестрелка. Барыкин успел застрелить двоих неизвестных, но затем был убит. Преступники завладели его охотничьим оружием - карабином «Вепрь».

Прибывшие на место происшествия пограничники были обстреляны незнакомцами. Впоследствии удалось изолировать группу преступников и блокировать на пункте «Пикертык» в 40 километрах от киргизско-китайской границы. Пограничные представители немедленно сообщили о происшествии китайской стороне.

На требование пограничников сдаться преступники ответили отказом, и вскоре они были ликвидированы. Во время перестрелки легкое ранение получил один пограничник.

В настоящее время район происшествия оцеплен, проводятся следственные действия. Предварительно установлено, что неизвестные внешне похожи на уйгуров, возраст - от 25-30 лет. Преступники были одеты в гражданскую одежду, на ногах - спортивная обувь.

В ходе следственных мероприятий обнаружены следующие вещи: охотничий карабин «Вепрь», три камеры от грузовой автомашины, два насоса, кусачки для резки проволоки, восемь рюкзаков, продукты питания (финики, фисташки, молотая кукурузная мука, два литра мёда), компас, топографическая карта местности (производства КНР), 11 мотков веревки, столько же пар зимней обуви с носками, молитвенных ковриков, ножей, черных масок, комплектов туалетных принадлежностей, экземпляр «Корана», два топора, связка ключей, религиозные чётки, сломанная видеокамера без флеш-карты, денежные купюры - 602 юаня и 546 долларов США. Примечательно, что в «багаже» преступников нашлось место и для рулона белого материала для завертывания трупа с расчетом на 11 человек.

Все это было обнаружено на пункте «Пикертык», уточнила начальник управления информационного обеспечения Погранслужбы Гульмира Борубаева. «Участники следственно-оперативной группы сейчас прочесывают местность. Может быть, они обнаружат тайники. Все версии о том, что это разведывательная группа или отвлекающая, проверялись. Но на данный момент первичная версия, что преступная группа собиралась завладеть оружием у чабанов и охотников, совершить пару терактов и вернуться на территорию Китая», - цитирует Борубаеву 24.kg.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикские и киргизские пограничники не могут договориться по поводу объездной дороги
2014-01-24 13:45 ИА Фергана.Ру

На прошедших 23 января переговорах между пограничниками Кыргызстана и Таджикистана стороны не смогли договориться по поводу строящейся по воле Бишкека объездной дороги на спорной территории, сообщает Озоди (таджикская служба Радио Свобода).

Таджикскую делегацию возглавлял командующий пограничными войсками Таджикистана Раджабали Рахмонали, киргизскую – глава погранвойск Киргизии Раимберды Дуйшанбиев.

На переговорах таджикская делегация выступила против строительства автодороги и потребовала прекращения работ. Но киргизская сторона заявила, что дорога все равно будет построена, но если в итоге выяснится, что спорная территория принадлежит Таджикистану, то Кыргызстан не будет эксплуатировать построенную им трассу. В результате вопрос остался открытым.

Тем временем в СМИ появились сообщения о том, что в Киргизии ужесточили процедуру проверки прибывающих в страну граждан Таджикистана. В частности, 22 января в международном аэропорту «Манас» 37 прилетевших в Бишкек граждан Таджикистана не смогли сразу выйти в город из-за дополнительных проверок. Задержку объясняли указанием Погранслужбы Кыргызстана проверять таджикистанцев на причастность экстремистской деятельности в связи со сложившейся на киргизско-таджикской границе ситуацией. Однако в Государственной пограничной службе эту информацию опровергли.

Шухрат Латифов
Между тем, особое отношение к гражданам Таджикистана было замечено и на киргизско-казахской границе. К примеру, вечером 21 января в Киргизию на пограничном контрольно-пропускном пункте в селе Кордай (в 20 км от Бишкека) не пропустили троих таджикских правозащитников. Как рассказал «Фергане» один из них, Шухрат Латифов, они направлялись в Бишкек для участия в ежегодной встрече членов Гражданской Платформы «Центральная Азия в движении». Не найдя в продаже билетов на прямой рейс «Душанбе-Бишкек», таджикистанцы решили добраться до киргизской столицы через Алма-Ату. Однако на киргизско-казахской границе им отказали во въезде в Кыргызстан.

«Пограничники пояснили, что «сверху» им приказали не пропускать таджиков, причину не сказали. Они посоветовали, чтобы организаторы встречи договорились с руководством погранслужбы, и если оно даст добро, то нас пропустят», - рассказывает Латифов.

По его словам, узнав, что перед ними правозащитники, пограничники прекратили с ними общаться. Перед этим они отобрали их паспорта и долго не возвращали. Помог звонок организаторам встречи членов Гражданской Платформы. Правозащитники получили свои паспорта и, поскольку их так и не пустили в Кыргызстан, вернулись в Душанбе.

Напомним, отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном обострились после инцидента на границе, произошедшего 11 января. Пограничники применили боевое оружие, в результате перестрелки есть раненые с обеих сторон. Поводом стало строительство киргизской стороной дороги «Кокташ-Аксай-Тамдык», затрагивающей неурегулированный странами земельный участок. После перестрелки Кыргызстан закрыл границу с Таджикистаном, представители двух стран до сих пор пытаются выправить ситуацию.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Рабов становится все больше
2014-01-24 15:28 Екатерина Иващенко

Ежегодно Государственный департамент США готовит доклад «О торговле людьми», который представляет собой документ, оценивающий усилия правительств различных стран по ликвидации форм торговли людьми. В докладе страны ранжируют по трем уровням: на первом находятся успешно борющиеся с торговлей людьми, на втором - признающие существование проблемы и прикладывающие недостаточные усилия для ее решения, на третьем - вообще не признающие наличие такой проблемы. С 2003 года Кыргызстан находится на втором уровне.

Торговля людьми или траффикинг - одно из самых сложно выявляемых и трудно доказуемых преступлений. Чаще всего жертвы таких преступлений не желают обращаться в правоохранительные органы, а если и решаются на это, то нередко во время следствия или судебного разбирательства отзывают свои заявления по ряду причин. Сказывается и ментальность азиатского народа, страх общественной огласки и недоверие к законам.

Жертвами трудовой эксплуатации кыргызстанцы становятся, в основном, в России и Казахстане, а сексуальной – в Турции и ОАЭ. Но случается, что люди попадают в рабство и на родине, в самом Кыргызстане, это происходит с приехавшими из сел в города.

Рабов становится все больше, главная причина в том, что ежегодно растет поток мигрантов. Люди уезжают в другие страны, не подписывая трудовых контрактов, зачастую даже не зная, где они будут работать. По статистике, количество жертв трудовой эксплуатации превышает число подвергшихся сексуальной. Но статданные не обязательно отражают реальность: жертвы сексуальной эксплуатации реже обращаются за помощью в правоохранительные или иные органы.

Не стоит считать, что во всем виноваты сами мигранты. Конечно, они должны обезопасить себя, собрать информацию о стране будущего пребывания и рабочем месте. Однако зачастую люди не умеют находить или не имеют возможности получить нужную информацию.

Проблема торговли людьми более распространена на юге Кыргызстана (Ошская, Джала-Абадская и Баткенская области), где, по данным Министерства труда, миграции и молодежи, 80 процентов населения вовлечено в трудовую миграцию. Чтобы разобраться в проблеме, «Фергана» поговорила с Алиной Ташыбаевой, автором отчета по проведенному исследованию в рамках проекта ОБСЕ «Торговля людьми на юге Кыргызстана» (октябрь 2011 года).

«Торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.
Ташыбаева рассказала, что, согласно исследованию Международной организации по миграции «Масштабы торговли людьми в Центральной Азии», проведенному в 2010 году, средний показатель числа жертв торговли людьми на 1000 семей внутри страны составляет 35,4, а за пределами Кыргызстана достигает отметки в 114,9. Более половины – 54 процента - случаев связаны с эксплуатацией в сельском хозяйстве, 30 процентов - в строительстве, 13 процентов в домашнем хозяйстве и 3 процента составляют случаи сексуальной эксплуатации.

«Сложность выявления жертв торговли людьми еще и в том, что не все люди осознают, что они попали в рабство. Рассмотрим случай сексуального рабства. Девушка по своему желанию поехала работать в Турцию в сфере сексуальных услуг. Сама поехала или с помощью посредников. Когда приехала туда, ей сказали, что она должна отработать уплаченные за ее проезд деньги. Например, за дорогу заплатили три тысячи долларов, ей говорят, что должна выплатить пять. При этом ее удерживают в квартире, а это уже подходит под определение торговли людьми. Если девушку ввергают в долг, это тоже рабство. Если на нее оказывается психологическое или моральное воздействие – тоже рабство. Если платят не ей, а сутенеру, и она не согласна с распределением денег, она также относится к жертвам торговли людьми. А многие этого даже не понимают. К тому же, по законодательству многих стран ты можешь получить статус жертвы, только если будешь сотрудничать с МВД, что тоже ограничивает выявление преступления», - рассказала Ташыбаева.

Проводя исследование, она опросила 1533 женщин и мужчин разных национальностей, десять процентов из них ответили, что их близкие становились жертвами траффикинга. Еще девять процентов допустили вероятность такой ситуации. «19 процентов от двух миллионов людей, проживающих на юге Кыргызстана, – очень большая цифра. Кроме того, 45 процентов опрошенных не имеют работы, 43 процента ее ищут, что тоже несопоставимо с официальными данными, согласно которым, уровень безработицы в стране составляет 18 процентов», - продолжает собеседница.

Ташыбаева отметила, что по данным НПО, которые занимаются этой проблемой, несколько лет назад было больше компаний по профилактике траффикинга. Сейчас этому вопросу стали уделять меньше внимания. Если раньше эта информация доходила до сел, то сейчас и в городах не все знают, что это такое и как ее предотвратить.

«Однако в отличие от других стран, Кыргызстан признает проблему, - продолжила Ташыбаева. - Но дальше все уже зависит от ресурсов: власти и рады бы заняться проблемой, но иногда не хватает денег и политической воли. Отмечу, что с 2002 года Кыргызстан принимал три Национальных плана действий по предотвращению торговли людьми (НПД). Результатом первого (2002-2006 годы) стало принятие закона «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми». Это был большой шаг, потому что во многих странах даже закона такого нет. Это очень важно, что в стране есть юридически закрепленный документ, которые регулирует преступления в этой области.

Результатом второго НПД стало принятие поправок в закон и процессуальный кодекс - за торговлю людьми было усилено наказание.

В 2012 году был принят третий НПД (сроки реализации 2013-2016 годы). Но сейчас он висит на волоске: его вроде бы приняли, но работа по нему не ведется. Дело в том, что раньше торговлей людьми занимался специальный отдел при Агентстве труда, миграции и молодежи, где проводимую работу было видно, но затем эти функции передали МИДу, а МИД очень долго раскачивается и у него очень сложно получить информацию. Да, что–то они делают, но про конкретную работу мы не знаем. Что касается силовиков, то когда мы спрашивали МВД о том, что они делают для решения этой проблемы, нам ответили, что с приходом нового начальника открывают отдел, потом его закрывают либо перекидывают полномочия. Кроме того, в МВД наблюдается нехватка не только человеческих ресурсов, но и знаний, навыков раскрытия данного преступления. То есть, НПО провели тренинг для милиционеров, а они через год ушли с работы. Поэтому самое важное сейчас - чтобы этой проблемой занимался отдельный орган».

По словам Ташыбаевой, опросы показали, что 57 процентов госслужащих не знают о политике и законах в области торговли людьми. «Что тогда говорить о сельчанах?! Нам надо проводить информационную работу, рассказывать, что есть законы, проводятся мероприятия, что жертвам надо обращаться за помощью к НПО и силовикам».

Собеседница «Ферганы» посетовала на безграмотность населения в вопросах защиты прав и свобод. «Только 30 процентов опрошенных готовы составить контракт с работодателем. Сделать регистрацию хотят 28 процентов, но 18 процентов ответили, что точно не будут это делать. То есть 1/5 населения однозначно не будет делать регистрацию в стране пребывания, это же огромное количество будущих нелегалов! Отмечу, что люди идут на риск, связанный со статусом нелегала, в основном, из финансовых соображений. Кроме того, 43 процента не знают миграционные законы той страны, куда уезжают. Одно из гарантий комфортного пребывания в чужой стране – это встать на учет в посольстве, но только 29 процентов готовы это сделать. Вот и делаем выводы, насколько кыргызстанцы подвержены риску попасть в рабство», - говорит Ташыбаева.

Отвечая на вопрос, сказались ли трагические события июня 2010 года на увеличении числа жертв траффикинга, Ташыбаева сказала: «За последние два года проблема торговли людьми на юге Кыргызстана возросла. Сам факт этнической напряженности не является фактором риска, но ее негативное влияние усугубило социально-политическую нестабильность в регионе, повысив уровень бедности. После июня 2010 года был факт массовой незафиксированной миграции, что, естественно, приводит к росту количества жертв торговли людьми. Это был хаос, когда многие пользовались сложным положением несчастных людей».

Немного статистики

Статистика в сфере противодействия торговле людьми представлена сводкой уголовных дел по статье 124 («Торговля людьми») Уголовного кодекса Киргизии, которая предусматривает ответственность в виде лишения свободы до 20 лет. По данным МВД республики, в 2008 году были зарегистрированы 28 фактов торговли людьми, в 2009 году – 6, в 2010-м - 13 таких преступлений, по всем возбуждены уголовные дела. За первое полугодие 2011 года на территории республики было выявлено семь фактов, из них раскрыты шесть.



В 2008-2010 годы на средства Миссии Международной организацией по миграции (МОМ) при участии партнерской сети НПО в Кыргызстане была оказана помощь около 500 жертвам торговли людьми, а в первом полугодии 2011 года выявили 123 жертвы. Помощь была оказана в виде возвращения на родину, правовых, медицинских и психологических консультаций и услуг, обучения профессии и так далее. Доля жертв, пострадавших от принудительного труда, составила 70 процентов, от сексуальной эксплуатации – 30 процентов. Мужчины составляют более 60 процентов от общего количества жертв.



Одна из главных организаций, которая оказывает помощь Кыргызстану в борьбе с торговлей людьми, - ОБСЕ. Как рассказали «Фергане» в отделе по правам человека местного бюро ОБСЕ в Оше, главная задача Организации в этом вопросе – налаживание межведомственного сотрудничества. Проблема так многогранна, что ею не могут заниматься только пограничники или сотрудники МВД. Необходимы механизмы координации и сотрудничества между многими структурами государства. Например, должен участвовать Минздрав, ведь жертва траффикинга вследствие полученных увечий может оказаться в больнице и здесь уже задача врача - выявить жертву и сообщить в соответствующие структуры.

Кроме проведения разъяснительной работы, различных семинаров и тренингов, сотрудники ОБСЕ также занимаются выработкой политической воли в этом вопросе. Например, поддерживают Программу действий по борьбе с торговлей людьми.

Целью программы является обеспечение плановой и скоординированной деятельности государственных органов и укрепление сотрудничества с международными и неправительственными организациями при осуществлении мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение торговли людьми, оказание защиты и помощи ее жертвам.

В задачи программы входит: совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия торговле людьми; дальнейшее повышение уровня информированности граждан Киргизии на основе регулярного проведения мероприятий по предупреждению широкой общественности об опасности торговли людьми; усиление информационно-образовательной работы по предупреждению торговли людьми путем подготовки и переподготовки кадров государственных органов и неправительственных организаций; реализация эффективных мер по профилактике, выявлению и пресечению торговли людьми и минимизации ее последствий в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми»; оказание защиты и помощи жертвам торговли людьми. Полный текст плана можно прочесть в приложении.

Как бы то ни было, главная причина живучести такой проблемы, как торговля людьми, как и многих других проблем современного Кыргызстана, – это нестабильная политическая ситуация и сложные социально-экономические условия. Все это – сфера ответственности властей страны.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Глава МИДа и спецпредставитель ЕС обсудили двустороннее сотрудничество
2014-01-24 15:31 ИА Фергана.Ру

В Ташкенте 22 января прошла встреча между министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым и Специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии Патрицией Флор. Во встрече участвовал и глава делегации Евросоюза, посол Юрий Штерк.

Как передает Uzdaily.uz, стороны обсудили состояние и перспективы развития в 2014 году всестороннего диалога между Узбекистаном и Евросоюзом, обменялись мнениями по некоторым международным и региональным проблемам. Они отметили, что сейчас важную роль в углублении отношений и придании им комплексного характера играют совместные двусторонние и многосторонние институты взаимодействия, в том числе в рамках «Стратегии нового партнерства Евросоюза по Центральной Азии».

Кроме того, на встрече был рассмотрен график предстоящих контактов в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях. Стороны подчеркнули взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии конструктивных связей между государственными и общественными структурами, представителями деловых кругов, гражданского общества, учреждениями образования, деятелями науки и культуры Узбекистана и ЕС.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное