Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Пикет провести не дали. Но протест одобрили



Узбекистан: Пикет провести не дали. Но протест одобрили
2014-01-20 12:57 Соб.инф.

На фото - один из опечатанных магазинов Мирабадского рынка.

Четырнадцатого января 2014 года легальные частные предприниматели Елена Агибалова и Динара Латыпова из Ташкента, которых в конце прошлого года осудили по сфабрикованному делу, перепробовав все законные пути и методы привлечения внимания власти к своим проблемам, связанным с защитой чести, достоинства и деловой репутации, решили провести пикет протеста у президентской резиденции.

Пикеты в Узбекистане - явление настолько не актуальное, что редкого смельчака, кто посмеет об этом только заикнуться, сразу же забирают заинтересованные органы – «разобраться с недовольными и принять меры». Но, увы, что разбираются не в причинах, побудивших граждан идти на крайние меры, а в отношении личности самих протестующих. Редко, но среди тех, кто по долгу службы призван «не допускать» акций недовольства со стороны отдельных граждан, все же встречаются такие, кто понимает – люди устали от бесполезных обращений к властным структурам, и стремление оказаться хоть на короткий миг на виду у главы государства – это их последняя отчаянная надежда…

Глас вопиющих в пустыне

«Фергана» уже не раз рассказывала о произволе узбекских госчиновников, в частности, администрации рынка «Миробод дехкон бозори» (бывший Госпитальный базар), которая в сговоре с группой сотрудников Мирабадского РУВД сфальсифицировала заказное дело против законопослушных налогоплательщиц, чтобы вывести их из «игры».

Причина банальна: эти смелые женщины своими жалобами и заявлениями в разные инстанции контроля и надзора помешали директору рынка Уктаму Отабоеву, налоговику Улугбеку Рузиеву и участковому инспектору Ильесу Умарходжаеву и далее вести бесконтрольный «карманный» бизнес. Как оказалось, предпринимательницы при этом не на шутку разворошили «осиное гнездо»: налоговые недоимки по Госпитальному даже при примерном расчете превышают несколько сотен миллионов сумов в месяц.

Провокации в отношении Елены Агибаловой и Динары Латыповой продолжаются с октября прошлого года, и за это время никто из представителей всемогущих государственных органов не ударил палец о палец, чтобы защитить двух хрупких женщин, выплачивающих ежемесячно огромные налоги и вынужденных в одиночку бороться с правонарушителями и откровенными коррупционерами. Тот факт, что за это время предприниматели официально обращались за помощью в… 63 госорганизации и структуры (причем неоднократно), включая Аппарат президента (только сюда 8 раз!), Олий Мажлис (парламент) и Генпрокуратуру, говорит сам за себя. Искали защиту даже у Митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. Пробились даже на прием к новому главе МВД Адхаму Ахмедбаеву, пришедшему на смену прочно запятнавшему репутацию силового ведомства Баходыру Матлюбову.

Ранее сообщалось, что Елене и Динаре администрация Мирабадского рынка препятствовала в ведении легальной розничной торговли в арендованных на территории базара магазинах; на них натравливали нелегально торгующих женщин, действовавших по наводке руководства; по клеветническим доносам их подвергли административному наказанию; директор рынка даже угрожал предпринимателям закрыть их магазины. Финальным «аккордом» всего этого беспредела стало незаконное осуждение законопослушных налогоплательщиц…

«Обидно, что чиновники разных уровней словно сговорились: несмотря на все наши аргументы и правоту, никаких конкретных действий против тех, кто превратил рынок с госстатусом в «частную лавочку», осудив при этом незаконно нас, предпринято не было. Сплошное словоблудие и пустые обещания «разобраться», а с наших обидчиков, грабящих казну на миллиарды, как с гуся вода, - сетуют собеседницы «Ферганы. – В какой еще стране, где с высоких трибун кричат о демократии, можно наблюдать такой произвол, переворачивающий очевидные факты с ног на голову?! А ведь за факт преследования субъектов бизнеса со стороны директора рынка Отабоева в сговоре с сотрудниками милиции, согласно узбекским законам, предусмотрена уголовная статья!»

«Сюда идут от отчаяния и безысходности…»

Как рассказывает узбекская правозащитница Елена Урлаева, 14 января (в профессиональный праздник защитников Отечества) к ней домой приехали уставшие от правового беспредела предпринимательницы Агибалова и Латыпова и рассказали, что хотят пикетировать резиденцию главы государства Оксарой в знак протеста против произвола директора дехканского рынка «Миробод дехкон бозори» Отабоева и бездействия правоохранительных органов.

Как только Урлаева, как и принято в подобных случаях, сообщила о планировавшейся акции по телефону 102, уже через считанные минуты ее квартира была блокирована группой сотрудников отдела терроризма и милиции Мирзо-Улугбекского района.

Когда задержанных женщин доставили «для выяснения обстоятельств» в участковый пункт милиции №457 на ташкентском массиве ТТЗ и ознакомились с причинами их протестного настроения, «перелопатив» имевшиеся при предпринимателях «килограммы» обращений в органы власти, даже видавшие виды сотрудники пришли в замешательство.

«Да-а, сюда (имея в виду резиденцию президента – авт.) простые люди идут только от крайней безысходности…» - в этих словах одного из сотрудников правоохранительных органов, произнесенных после изучения обстоятельств дела, отразилось человеческое сочувствие к согражданам.

«Надо отдать должное этим ребятам за их содействие Елене и Динаре в восстановлении их прав – милиционеры вызвали в РУВД директора рынка Атабоева и участковых милиционеров этого рынка, заставили последних писать объяснительные по факту притеснения предпринимателей», - сообщает радостную весть (впервые за столь долгое время!) Елена Урлаева.

Занятно, что директор рынка Атабоев, еще 15 минут назад беседовавший по телефону с начальником отдела по борьбе с терроризмом по Мирзо-Улугбекскому району города Ташкента Ильесом Мустафаевым, узнав суть дела, сразу же с 14 января «взял отпуск» и вместо себя отправил на встречу с силовиками своего нового заместителя Равшана Юсупжонова. Судя по всему, начал сдавать свои позиции директор Отабоев…

Не рыть яму другому

Как говорят обрадованные предприниматели, результат «шороха» на рынке не замедлил сказаться: начиная уже с 15 января на 35 опечатанных (с чего бы вдруг?) магазинах Мирабадского бюджетного рынка впервые за последние два года появились вывески о бесплатной аренде. Хотя еще недавно за каждое торговое помещение в 9 кв. метров требовали 1000 долларов, и в них шла незаконная торговля (а по документам были оформлены как склады). С этого дня исчезли с территории рынка и нелегальные торговцы, занимавшие незаконно эти самые 35 торговых помещений.

Любопытно, что данный факт напрочь перечеркивает утверждения начальника отдела по контролю за столичными рынками и торговыми комплексами при налоговом управлении Ташкента (ГНУ) господина Раимова о «регулярном поступлении налогов» со всех ста магазинов за фруктово-овощными рядами на Госпитальном, функционирующих «согласно разрешительным свидетельствам».

Между тем, 26 ноября прошлого года на заданный дотошными предпринимательницами вопрос о количестве работающих на рынке магазинов, директор Отабоев устно сказал, что у него «имеется 76 договоров аренды» (а 27 ноября вдруг случается известная провокация, закончившаяся судебными разборками против самих же пострадавших женщин). На просьбу дать письменный ответ по вопросу базарком отмалчивался вплоть до… 15 января.

Ответ, по оценкам узбекоязычных торгующих, занимавшихся переводом текста по просьбе Агибаловой и Латыповой, поражает плоскоумием авторов: «…администрация не обязана отчитываться перед вами…».


«Администрация не обязана отчитываться». Ответ базаркома на вопрос предпринимательниц

Вот уже несколько дней, как Елена и Динара работают спокойно, не страшась того, что их магазины могут опечатать в отместку за бурную деятельность по защите своих прав. Однако, будучи хорошо осведомленными в коварном нраве бывшего сотрудника ГАИ Ташобласти 47-летнего Уктама Отабоева, снятого с должности «за профнепригодность» и путем интриг и подстав оказавшегося в кресле бывшего директора «Госпиталки» Фурката Аблязова (сидит за взятки), они также знают, что до «хэппи-энда» в этой истории еще далеко.

Время платить по счетам?

«Не случись форс-мажора, никогда бы Отабоев по доброй воле не позволил выставлять торговые помещения, приносящие ему колоссальный доход, в свободную (читай – без получения взятки) аренду», – таково единодушное мнение торгующих на базаре людей.

Причину того, что деятельность «Госпиталки» всего за пару дней претерпела некоторые позитивные сдвиги, Агибалова с Латыповой объясняют предполагаемым вмешательством в нее еще одного должностного лица – первого заместителя главного налоговика страны по фамилии Юлдашев, на приеме у которого они были также 14 января.

«Беседа была долгой и обстоятельной, и нам показалось, что словоохотливый Юлдашев не на шутку рассердился на неправомочные действия своих подчиненных на участке «Госпиталки», во время беседы часто просил своего помощника помечать на бумаге наиболее дискредитирующие моменты, - вспоминают женщины. – Не исключено, что с утра 15 января он также организовал «сюрприз» администрации Мирабадского базара в виде рейда-проверки некоторых озвученных нами фактов». Скажем, по поводу отсутствия вывесок-баннеров с объявлением о сдающихся (без мзды) в аренду магазинах.

Примечательно, что многоопытный в налоговых перипетиях первый заместитель сам посоветовал: нужно было «сдать патент по месту жительства, а по месту работы – продолжать трудиться «по договоренности», как это делают сегодня практически все, используя систему т.н. «отпусков». Тогда бы, дескать, не пришлось платить громадные налоги, сами виноваты.

«Несмотря на то, что нам больше месяца не давали работать, мы, опасаясь дальнейших провокаций со стороны директора, продолжали по частям платить налоги (нам отказались делать перерасчет). Вот сегодня (17 января – авт.) я лично внесла в кассу 1 миллион 740 тысяч сумов – сумма арендной платы за 3 месяца. Так что перед государством у меня совесть чиста!» – говорит Елена.

«Хулиганам» не место среди торгующих?

По утверждениям Агибаловой и Латыповой, на их заявление от 3 января на имя администрации с просьбой пролонгировать договор аренды магазинов ответ им дали только 15-го числа, да и тот неудовлетворительный. «Представляете: мы, оказывается, «хулиганы», к тому же «судимые», поэтому руководство продлевать договор о сотрудничестве с нами не желает. Причина ну очень веская, особенно учитывая, что они к этому так тщательно готовились. Желанная цель Отабоева и компании «вытравить» нас с рынка любой ценой почти достигнута! Но мы не собираемся сдаваться – будем продолжать бороться и дальше».

Со слов собеседниц, самое нелепое в этом ответе то, что подписан он был 4 января, со ссылкой на решение-отказ некоего «наблюдательного совета» рынка, состоявшегося… 8 января. Ну, кто посмеет сказать после этого, что нет пророков в родном отечестве?!

Кстати, вопреки закону о языке, документы администрация принципиально готовит исключительно на узбекском, предлагая русскоязычным заявителям «воспользоваться услугами переводчика».

Резонно также спросить: почему же действующих предпринимателей, оплачивающих миллионные налоги и кредиты, не вызвали на заседание этого, с позволения сказать, «совета»? А ведь это серьезное нарушение закона о предпринимательской деятельности. Кто дал право директору Отабоеву в одностороннем порядке решать такие вопросы, как пролонгирование договора аренды?

«Шестнадцатого января, во время очередного визита в Аппарат президента, кабинет №104, нам с Динарой посоветовали подготовить на имя госсоветника президента по социально-экономическим вопросам Вячеслава Голышева конкретное заявление по части преследований нас, легально действующих субъектов хозяйственной деятельности, зарвавшимся базаркомом Уктамом Отабоевым, - продолжает наша мужественная героиня Елена. – Сказали: четко укажите фамилии и имена всех тех, кто участвовал в организации серий провокаций против вас, что из-за них вы не можете долгое время работать (а налоги закрывать, тем не менее, надо); что они постоянно оказывают на вас давление и чинят препятствия, чтобы не продлевать контракт на аренду; что именно они были организаторами сфабрикованного судебного дела, незаконного осуждения и совершенно абсурдного судебного вердикта».

По убеждениям сотрудника аппарата, более конкретизированный подход к делу может кардинально помочь при привлечении к ответственности коррумпированных руководителей.

Авгиевы конюшни «Госпиталки»

«Если соответствующие органы в ближайшее время не возьмутся за Отабоева и его сподручников, «автора» криминальной схемы по выкачиванию колоссальных бюджетных денег (без сомнений, на каждом из столичных рынков можно наблюдать подобное), то недееспособность власти и развал экономики страны налицо», - уверены женщины-борцы за пополнение государственной казны.

По мнению Агибаловой и Латыповой, имеющих на руках всю доказательную базу простой и гениальной схемы (Остап Бендер отдыхает!) по личному обогащению за счет ограбления налоговых поступлений, бюджет при этом теряет даже не миллионы - миллиарды.

Информация, полученная предпринимательницами из конфиденциальных источников, также свидетельствует в пользу их доводов. К примеру, базарком Отабоев, согласно последним данным, озвученным, кстати, им самим, в ноябре 2013 года оформил 76 договоров аренды под склады (на деле – магазины) за фруктово-овощным павильоном. Нигде не зафиксированные фиктивные договора затем тут же уничтожаются, а деньги за аренду торговых помещений переводятся на его личный счет через мини-банк «Узсаноат курилиш банки».

Все бы хорошо, но в его слаженный частный бизнес на государственном предприятии, процветавший без сбоя два с лишним года, «вторглись» два принципиальных законопослушных предпринимателя Агибалова и Латыпова. Директор сделал многое, чтобы изолировать не в меру честных и «глазастых» женщин, но избавиться от них целиком и полностью у него ничего не получалось.

«Став невольными участниками коррупционного скандала 8 октября 2013 года на ОАО «Миробод дехкон бозори», мы даже отдаленно не могли себе представить, что раскрыли преступные схемы уклонения от налогов (торговые помещения сдаются под якобы «склады», а налоги при этом не выплачиваются), придуманные администрацией рынка, и что из-за этого нас самих превратят в преступников, - возмущаются Елена и Динара. - После неоднократных попыток нас подкупить директор Отабоев и стал придумывать для своих непокорных и несговорчивых «легалов» устрашающие наказания-провокации. Но он просчитался – мы не сломались. И этот гнусный отказ продлевать с нами договор аренды на магазины – его последняя попытка выжить нас с предпринимательской нивы».

По утверждениям собеседниц, директору сейчас самое время «залечь на дно», а он ищет все новые виды провокаций. Достаточно уже того факта, что освобождением 35 магазинов от «нелегалов» Отабоев, сам о том не подозревая, официально признал правоту своих оппонентов! Он теперь просто обязан ответить на вопрос следствия: кому же принадлежали эти помещения до 15 января и как (главное - кому) осуществлялись налоговые и арендные платежи.

Кто вернет разворованные 125 миллионов?

Факты – вещь упрямая. Простая арифметика показывает, что только за один январь с опечатанных 35 магазинов бюджет недополучил 32.133.850 сумов (фиксированный налог с января – 918.110 сумов, а до этого – 796.000 сумов). За два предыдущих месяца (за время прокатившегося скандала) сумма недоимок составляет 55.650.000 сумов. Итого потери бюджета по фиксированным платежам за это время равны 87.783.850 сумам.

Учитывая же все виды обязательных налоговых платежей, предусмотренных законодательством (в Пенсионный фонд - 9.640.155 сумов, официальная плата за аренду – 28.350.000 сумов) плюс фиксированный налог, исчисленный выше, сумма недостач получается астрономическая – 125.777.400 сумов! Это только за три выпавших из налогового оборота месяца. А сколько времени это продолжалось в целом – задача компетентных органов.

Если, конечно, найдутся среди них принципиальные и заинтересованные люди.

Так что дерзайте, господа, осталось всего ничего – всю остальную работу за вас уже проделали две хрупкие женщины-предпринимательницы, взвалившие на себя непомерный груз противостояния коррупции!

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: На севере страны скончался выпрыгнувший из окна отдела милиции активист ПИВТ
2014-01-20 16:11 ИА Фергана.Ру

Умеджон Тоджиев
В Согдийской области 19 января скончался 34-летний активист Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Умеджон Тоджиев, сообщает Азия-плюс.

По данным информагентства, 2 ноября 2013 года Тоджиев выпрыгнул из окна третьего этажа местного отделения внутренних дел №1 города Исфары. Комментируя этот инцидент, МВД Таджикистана сообщало, что Тоджиев был арестован 30 октября на десять суток за «неподчинение сотруднику милиции». 2 ноября в отношении Тоджиева было возбуждено уголовное дело по статье 187 ч.2 («Организация преступного сообщества») Уголовного кодекса республики. В ходе допроса Тоджиев выпрыгнул из окна третьего этажа, в результате чего получил повреждение ноги.

Как сообщает ПИВТ на своем официальном сайте, адвокаты долго добивались перевода Тоджиева в тюремную больницу, но это случилось лишь в январе – когда стали очевидны осложнения в области переломов. Он был помещен в тюремную больницу Худжанда.

«Ему [Тоджиеву после задержания] сначала сказали, что в отношении него заведено административное дело. Потом в суде Исфары его осудили на 10 суток. И с того дня начали его пытать. Заковав его наручниками, его пытали электрическим током. Нам он постоянно повторял: «Я ни в чем не повинен!» Он сообщил, что еще в 2009 году его задерживали на трое суток, обвинив в создании преступной группы. Но тогда не смогли его осудить. После освобождения Тоджиев пожаловался на незаконные действия сотрудников милиции в прокуратуру города Исфары. 30 октября 2013 года сотрудники милиции города Исфара вновь задержали его и напомнили о его тогдашней жалобе против милиционеров, заявив: «Острый карандаш», теперь тебе придется взять на себя те грехи» и начали пытать», - рассказывает адвокат погибшего Юсуф Дониёров.

«Ранее Тоджиев сообщал, что он сам выбросился из окна третьего этажа, поскольку в его отношении со стороны сотрудников следственной группы были применены пытки. Возможно, при падении у него были повреждены внутренние органы. Он также сообщал, что к нему применялся ток, что, возможно, повлияло на работу его сердца. Как бы там ни было, судмедэкспертиза укажет причину смерти», - говорит правозащитница Файзинисо Вохидова.

Как передает Озоди (таджикская служба Радио Свобода), врачи не сообщили родственникам Тоджиева причину его смерти. По словам первого зампреда ПИВТ и члена нижней палаты таджикского парламента Саидумара Хусайни, администрация тюремной больницы Худжанда заявила, что у Умеджона внезапно остановилось сердце.

ПИВТ возложила ответственность за смерть 34-летнего Тоджиева на правоохранительные органы Таджикистана, назвав их поведение бесчеловечным и аморальным, и обратилась в генпрокуратуру с требованием создать комиссию для расследования причин смерти активиста партии, передает Би-би-си.

Международное информационное агентство «Фергана»



Иран приостановил обогащение урана до высоких уровней
2014-01-20 17:01 ИА Фергана.Ру

20 января 2014 года власти Ирана приостановили работу центрифуг для обогащения урана до высоких уровней на обогатительном комбинате в Натанзе, сообщает Лента.Ру. Кроме того, прекратит работу подземный обогатительный завод в Фордо.

Иран прекратит обогащать уран до уровня в 20 и более процентов, такой уран обычно используют в медицине и исследовательских целях. Для создания топливных стержней для АЭС требуется обогащение до уровня 3-5 процентов, оружейный уровень — более 95 процентов.

Приостановка обогащения происходит в рамках соглашения об урегулировании иранской ядерной проблемы, подписанного в ноябре 2013 года в Женеве. В обмен Запад разморозит часть иранских активов за рубежом.

Инспекторы МАГАТЭ подтвердили приостановку работ по обогащению урана.

Международное информационное агентство «Фергана»



Шухрат Аббасов: «Этот фильм достался мне особой ценой»
2014-01-20 23:17 Павел Кравец

В прошлом году в столице Узбекистана состоялось значимое, но не замеченное официальной прессой событие: в одном из столичных кинотеатров скромно прошла премьера двухсерийной версии легендарного фильма «Ташкент - город хлебный», снятого в 1968 году узбекским кинорежиссером Шухратом Аббасовым по одноименной повести Александра Неверова. В кинопрокат в конце 60-х годов прошлого века картина пошла в обрезанном цензурой односерийном варианте. Но авторы ленты чудом спасли и сохранили копию оригинала фильма, которую им фактически пришлось выкрасть с киностудии «Узбекфильм». Долгие годы копия хранилась в архивах оператора Хатама Файзиева. Лишь сорок пять лет спустя эта раритетная кинолента была оцифрована и показана зрителю на большом экране. О том, как создавался фильм и через что пришлось пройти его авторам, рассказывает 83-летний мэтр советского кино, Народный артист СССР, обладатель многих государственных наград Шухрат Салихович Аббасов.

Сюжет фильма: Россия, 1921 год. Засуха иссушила землю Поволжья. Неурожай привел к массовому голоду. Советская власть не в состоянии помочь бедствующим крестьянам. Чтобы спасти маму и братьев от голода, крестьянский мальчик Мишка Додонов и его друг Сережка из села Лопатино Бузулукского уезда Самарской губернии отправляются в город Ташкент на заработки. По дороге Сережа заболел тифом и остался в лазарете на одной из железнодорожных станций. Дальнейший путь Миша продолжил в одиночестве. Испытав многочисленные лишения и опасности, непосильные и взрослому, он приезжает в Ташкент. Здесь он работает на виноградниках бая, с трудом, но выколачивает из него свои заработанные деньги. С деньгами и несколькими мешками зерна Миша приезжает в родную деревню. В живых он застает только больную, изможденную маму. Младшие братья Яша и Федя умерли от голода. (Википедия)

Ценность произведения Неверова, как свидетельства народного бедствия, в его достоверности – автор повести на себе испытал весь ужас того времени, когда вместе с массой голодающих бежал из Поволжья в Ташкент. Закончил свою повесть Неверов в Москве в мае 1923 года, а в декабре того же года внезапно умер.

«Эту картину я начал совершенно случайно, - вспоминает Шухрат Аббасов. - На одном из съездов кинематографистов в Кремле ко мне подошел Андрей Кончаловский: «Шухрат, я видел твой фильм «Ты не сирота», предлагаю снять картину по повести Неверова «Ташкент – город хлебный», ты с детьми здорово работаешь, по-моему, у тебя получится». Неверов очень остро показал то жестокое время, и я говорю: «Да, это любимая книга моего детства, как будто про меня написана».

Аббасов, как и герой повести Миша Додонов, рано осиротел. В одиннадцать лет он потерял отца, жил с матерью в совхозе Мубарек Кашкадарьинской области Узбекистана. Была война, голод, холод. Ели жмых, черепах, ежей. Как и герою его будущего фильма, Шухрату пришлось рано повзрослеть. Работал он с двенадцати лет – выхаживал колхозных овец, а уже в 13 лет водил большие грузовики, обладая недюжинной для подростка силой. С одноногим напарником-инвалидом он в лютые морозы возил с завода за девяносто километров, через пустыню, шелуху семян - для погибающих от холода овец.

«Во время нашего разговора с Кончаловским мимо проходил Данелия, который полушутя сказал мне: «Не соглашайся, этот человек принесет тебе много бед», - рассказывает Шухрат Аббасов. - Мы договорились с Кончаловским. Два месяца я жил у него на даче в чудесном лесу, в такой дворянской семье с прислугой, мы писали киносценарий. Он хотел сделать боевик, поскольку этот жанр только входил у нас в моду. Но я не любитель вестернов. Люблю психологическую драму, трагедию, комедию, чтобы были полнокровные национальные характеры. Мы долго спорили с Андреем, он вводил какие-то персонажи, погони…»

«Это уже потом их резали»

«Когда я приехал в Ташкент, мне пришлось дорабатывать сценарий, и я вернулся к литературной основе повести. Дело в том, что она написана как былина, почти в полустихотворной форме – дед умер, бабка умерла, поели всех крыс, коней – вот в таком ритме, в народном, фольклорном духе написана. Но такой текст на экране отпугнул бы зрителя, фильм превратился бы в сказку. Мне же хотелось сделать картину жесткой, суровой, правдивой. Но когда мы принесли сценарий в Госкино СССР, главный редактор, прочитав, швырнул мне его в лицо, сказав: «Шухрат, ты себе могилу роешь, дальше снимать тебе не дадут, - ты связался с таким человеком, который не может сдать свой фильм «Ася-хромоножка», этот человек заведет тебя черт знает куда!», - вспоминает режиссер.

На счастье Аббасова, которого уже знали по фильму «Ты не сирота», за него вступился Владимир Баскаков - известный сценарист и кинокритик. В начале 60-х годов он занимал должность первого заместителя министра культуры СССР по вопросам кино. Баскаков вошел в историю советского кино как человек, сумевший создать кинематографистам наиболее благоприятные условия для творчества. Он обещал помочь Аббасову с условием, что если у того на родине вдруг случится скандал, имени Баскакова не упоминать, чтобы не испортить ему карьеру.

Когда на «Узбекфильме» приступили к съемкам картины, случился казус с Владимиром Воробьем - исполнителем главной роли, Миши Дадонова. В Москву поступила письменная жалоба от одного известного ташкентского писателя о том, что, мол, Аббасов выбрал на роль главного героя некрасивого мальчика, о чем режиссеру неоднократно говорили на худсовете.

«Мне пришлось объяснять, что я взял вроде бы самого обычного на вид, но очень талантливого актера. Простого русского мальчишку, который на глазах у зрителя вырастает в героя, преодолевая, по сюжету, трудности, меняя отношение к нему людей, свое отношение к миру, что отражается потом на его мировоззрении, когда он становится «мужиком». Москва поддержала меня, там были потрясающие высокообразованные редакторы, у нас таких нет. Они понимали, в какой ситуации делается кино, закрывали глаза на фильмы Тарковского и других авторов. Картины делались и сохранялись именно благодаря толковой редактуре. Это уже потом их резали», - поясняет Аббасов.

«Народную тему – убрать!»

Когда фильм был готов, его посмотрел секретарь по идеологии ЦК Компартии Узбекистана Рафик Нишанов, после чего разразился скандал. «Как вы могли показать русский народ голодающим, бредущим сюда в каких-то лаптях! Показать больных, голодных, мародеров, бандитов, мешочников?!»,- негодовал Нишанов, на что Аббасов отвечал ему, что «так написано у Александра Неверова: в 1921 году в Поволжье был голод и народ хлынул в наши края».

Дальше хуже – председатель Госкино СССР Романов потребовал, по словам Аббасова, вырезать из картины тему народного бедствия, оставив лишь историю мальчика.

«Я говорю: «Как же так, я же по Пушкину работал: герой и народ – капля в море народного бедствия». А мне в ответ: «Вот именно этого-то нам сейчас и не нужно. Произошла революция, освободившая народ, который получил хлеб, землю. А тут у вас мрут от голода, едят крыс, кошек, собак, что вы нам показали?!»

Между тем, на просмотре фильма в Госкино были мэтры советского кинематографа, в том числе известный актер, кинорежиссер Евгений Матвеев, они очень тепло приняли картину молодого узбекского коллеги.

«Они вывели меня во двор Госкино: «Ну-ка, повернись, сынок, посмотрим, какими бывают гении» (смеется). И после такого успеха вдруг такая история», - вспоминает режиссер.

Один очень влиятельный чиновник советовал ему подчиниться Романову, убеждая, что в других картинах он сможет сделать все, что захочет. «Я ему: «Хотите – режьте, я этого делать не буду», - говорит Аббасов. - На что он ответил: «Тогда люди не получат заплату. Ее уже девять месяцев задерживают в банке, и не выдадут, пока картину не примут в Госкино».

И фильм пришлось резать. Аббасов, по его признанию, накануне не спал всю ночь, утром поехал на студию «Мосфильм», где его встретила монтажер Ева Михайловна Ладыженская, работавшая еще с Эйзенштейном и другими классиками кино.

«Она посмотрела со мной картину и сказала: «Мне нравится в вашем фильме все от начала до конца, я не хочу идти на преступление против искусства, режьте сами», - дала ножницы, и мне пришлось это делать самому».

Из-за переживаний у Аббасова отнялись ноги, он не мог ходить четыре месяца, которые провел в клинике.

«Тогда меня, больного, навещали многие режиссеры, приехавшие в Ташкент в мае 1968 года на первый Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они приходили ко мне, чтобы пожать мне руку, поздравить с моим замечательным фильмом», - продолжает Аббасов.


Лучшая советская картина

Позже по инициативе главы Узбекистана Шарафа Рашидова режиссер получил за этот фильм Государственную премию.

«Он [Рашидов] вызвал меня и сказал: «Дело в том, что тут идет атака на меня. Нападают не на вас и ваш фильм, а меня хотят скинуть с этого поста. Идет борьба за власть, и они используют ваш фильм для того, чтобы обвинить республику в национализме – вот, мол, как показывают русский народ», - рассказывает Аббасов.

Между тем, о картине «Ташкент - город хлебный» много писали. Один из самых авторитетных кинокритиков того времени Дмитрий Орлов, «изничтожавший», по словам режиссера, своим пером многие фильмы за фальшь и слащавость, неожиданно для Аббасова опубликовал в журнале «Советский экран» большую статью, в которой назвал его работу «лучшей советской картиной».

Как отмечает в своей книге «Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918–1972» (Москва, Эксмо, 2008) российский писатель и журналист Федор Раззаков, «…присутствие в числе фаворитов кинопроката среднеазиатской киностудии («Узбекфильм») было явлением далеко не случайным. Ведь именно эта киностудия выгодно отличалась от большинства себе подобных тем, что ее кинопродукция чаще других попадала в хит-листы, вызывая искренние симпатии как у рядового зрителя, так и у серьезных критиков. То есть «Узбекфильм» был лидером среди среднеазиатских киностудий, опережая по части зрительских симпатий таких своих конкурентов, как «Казахфильм», «Киргизфильм», «Таджикфильм» и «Туркменфильм».

Особенно отчетливо это лидерство стало проявляться с начала 60-х годов, когда киностудия получила новый современный комплекс зданий (это стало результатом деятельности нового главы Узбекистана Шарафа Рашидова, который уделял кинематографу своей республики пристальное внимание; во многом именно благодаря ему с 1968 года в Ташкенте стали проводить международный кинофестиваль стран Азии и Африки). Даже разрушительное землетрясение 1966 года не смогло помешать узбекским кинематографистам сохранить свое лидерство не только среди среднеазиатских, но и других республиканских кинематографий. Достаточно посмотреть на количество выпускавшихся ежегодно фильмов.

Если «Узбекфильм» выдавал на-гора до 10–12 картин в год (шесть художественных и шесть телевизионных, что было предельной квотой по кинопроизводству для республиканских киностудий), то его конкуренты вдвое меньше: «Казахфильм», «Таджикфильм», «Азербайджанфильм» выпускали 5–7 фильмов, «Туркменфильм», «Киргизфильм» - 4–6 фильмов. Такая ситуация сложилась не случайно: именно на «Узбекфильме» была лучшая проявочная лаборатория, рассчитанная на обслуживание нужд всех республик Центральной Азии, лучший дубляжный цех, первенство которого безоговорочно признавали коллеги из других стран, современные павильоны и так далее.

Мощный рывок узбекское кино сделало во второй половине 60-х годов, когда на всесоюзный экран вышли такие картины, снятые на «Узбекфильме», как «Белые, белые аисты» (1967; режиссер Али Хамраев), «Нежность» (1967; Эльер Ишмухамедов), «В 26-го не стрелять!» (1967; Равиль Батыров), «Ташкент – город хлебный» (1968; Шухрат Аббасов), «Подвиг Фархада» (1968; А. Хачатуров), «Влюбленные» (1969; Эльер Ишмухамедов), «Яблоки 41-го года» (1970; Равиль Батыров).

Все перечисленные фильмы собирали хорошую кассу в большинстве союзных республик и особенно в РСФСР. Например, в приведенном списке рекордсменами стали: боевик «В 26-го не стрелять» – 32 миллиона 900 тысяч зрителей, мелодрама «Влюбленные» – 20 миллионов 500 тысяч, «Нежность» собрала меньшую аудиторию – 9 миллионов 300 тысяч, драма «Ташкент – город хлебный» – 9 миллионов 800 тысяч».

Украсть, чтобы спасти

«Наш фильм пошел по всему миру, мы возили его в Швейцарию, Японию, Францию, Англию, Венгрию, Болгарию и другие страны. И везде он получал призы, аплодисменты, вызывал восторг зрителей. При том, что это был искалеченный цензурой односерийный вариант фильма. Представьте себе «Войну и мир», из которой вырезали бы нашествие Наполеона, героизм народа и оставили любовную историю Наташи Ростовой. Но я все же постарался перемонтировать свой фильм так, чтобы донести его идею до зрителя», - говорит Шухрат Аббасов.

Картину спас ее оператор - Хатам Файзиев. Однажды ночью он тайно проник на киностудию и выкрал двухсерийную копию фильма. Все двадцать четыре коробки с пленкой ему пришлось бросать через забор, где их принимал его ассистент Эльдар Искандеров.

«До какого унижения нужно было дойти, чтобы собственное творение спасать таким вот образом! Вы знаете, какой ценой снимался фильм? Мои мальчики в сцене борьбы с бандитом, которую снимали летом в пятидесятиградусную жару в Казахстане на раскаленной железной крыше вагона, обжигались сквозь лохмотья одежды до волдырей. Они болели, не спали по ночам. Мы их лечили, прикладывали примочки.

А сколько было массовки, какой труд! Поезд туда, поезд сюда, кто-то попадает под поезд, какие-то пьяные на съемках… Московский актер Александр Суснин, играющий бандита Степку Дранова, тоже выпивал. Каждый день его кто-нибудь угощал, и когда нужно было снимать сцену на крыше вагона, я, беспокоясь за детей, умолял его не пить в тот день. Он себя переборол и мужественно сыграл этот эпизод. Пожалуй, это были единственные кадры, где он был трезвым (смеется). И это был потрясающий подвиг для него», - вспоминает режиссер.

Под счастливой звездой

«Нужно сказать, что мы снимали увлеченно, вдохновенно и даже не знали, что сняли две серии. Мы снимали все, что нам приходило в голову, у нас работало воображение, фантазия. Но самое главное, на что нужно обратить внимание, - как родился этот суровый, почти документальный стиль картины. В куйбышевском отделении КГБ мне дали возможность работать с архивными кадрами хроники голода в Поволжье, снятыми американцами в 20-х годах прошлого столетия. Такую же хронику в Москве прятали, чтобы эти страшные кадры не пошли по всему миру. Во что превратились люди! Когда сидит мать, съевшая своих детей, или ребенок, который лежит на бревне и ищет червяков, – вот, что значит голод!

Мы жалуемся, мы нетерпеливы. Мы недовольны жизнью, нам всего мало, всегда чего-то не хватает. И я хотел показать, что вот так бывает в жизни, когда приходится выживать. Что человек должен быть сильным. Я взял эпиграфом для фильма слова Кафки – великого австрийского писателя, который, прочитав книгу Неверова, написал: «Народ, который имеет такого мальчика, неистребим». И этими шестью словами все сказано.

Вот какой образ Мишки Дадонова я хотел изобразить. А как играет маленького Сережку Вова Куденков! Он был грозой Самары, 12-летнего детдомовца боялись взрослые бандиты. Вот такого мальчика я взял на роль Сережи, поскольку у него был характер, и он уже знал жизнь. К сожалению, он потом погиб…»

А вот Владимир Воробей, сыгравший Мишку Додонова, приезжал в 2011 году на 80-летний юбилей мэтра. Владимир отдыхал на Бали, когда узнал о праздновании юбилея Аббасова, и вылетел в Ташкент, чтобы поздравить режиссера через сорок три года после создания легендарного фильма. Сейчас он является генеральным директором Пермского Дворца культуры имени Солдатова.

«Я родился под счастливой звездой, в моей жизни было очень многое, - говорит Шухрат Аббасов. - Никогда и ни за чем я не протягивал руку – ко мне все приходило само собой. И фильмы сами приходили ко мне. И любовь (улыбается). И ордена, и медали, и звания, и награды. И все это потому, что я встретил в жизни много замечательных людей, с помощью которых я смог сделать мои скромные картины. Спустя полвека они еще волнуют зрителя. Как и фильм «Ташкент – город хлебный», который достался мне особой ценой».

Павел Кравец, фото, видео автора

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное