Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

США считают линию Дюранда государственной границей между Афганистаном и Пакистаном. Афганцы протестуют



США считают линию Дюранда государственной границей между Афганистаном и Пакистаном. Афганцы протестуют
2012-10-25 11:39 ИА Фергана.Ру

США считают линию Дюранда международно признанной границей между Афганистаном и Пакистаном. Это стало понятно из недавнего выступления в эфире частного афганского телеканала спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана. Позже, 23 октября эту точку зрения подтвердила пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд, передает РИА Новости.

«Наша политика по этому вопросу не изменилась. Посол Гроссман правильно заявил, что мы видим это как международно признанную границу», - цитирует пресс-секретаря информагентство Пажвак.


Линия Дюранда отмечена синим цветом). Фото Humboldt.edu

Выступление Гроссмана вызвало резкую реакцию властей Афганистана. МИД этой страны заявил, что реплика Гроссмана о линии Дюранда «неуместна», и что «статус линии Дюранда является вопросом исторической важности для афганского народа», «афганское правительство считает неуместными любые заявления любых лиц о легальном статусе этой линии».

Афганский парламент расценил слова Гроссмана как вмешательство во внутренние дела Афганистана. Американский посол в ИРА Джэймс Каннингхэм, посещая афганскую провинцию Кандагар, заявил журналистам, что госграницей между Афганистаном и Пакистаном линию Дюранда считают не только США, но еще ряд стран, и исходят из этого, действуя в Афганистане.

Как поясняет Дипломатический словарь, линия Дюранда – граница между Индией (с 1947 года – Пакистаном) и Афганистаном, установленная в 1893 году по соглашению секретаря по иностранным делам англо-индийского правительства Мортимера Дюранда с афганским эмиром Абдуррахман-ханом. Эта 2640-километровая граница следовала направлению Сулейманова хребта и давала англичанам значительные военно-стратегические преимущества: контроль над рядом горных проходов, ведущих в Афганистан, и владение оазисом Чагех в безводной пограничной полосе Белуджистана.

При установлении линии Дюранда не учитывалась национальная принадлежность населения, большая часть территории афганских «независимых» племен передавалась в английское владение, в то время как лишь незначительная часть вошла в состав афганского государства. Топографическое проведение линии на местности встретило упорное сопротивление афганских племен, ответивших на переход их земель в английское владение рядом крупных восстаний.

Особенность линии Дюранда в том, что, будучи государственной границей Британской Индии, она в то же время не совпадает с ее административной границей: между ними до сих пор остается территория не покоренных окончательно афганских «независимых» племен.

Как отмечает Время Востока, легитимность линии Дюранда как границы между Афганистаном и Британской Индией зафиксирована не только в соглашении от 1893 года, но еще в четырех других договорах - от 1905, 1919, 1921 и 1930 годов, под которыми афганская сторона подписалась. Договор 1921 года даже был ратифицирован сторонами, и обмен ратификационными документами состоялся в Кабуле в январе 1922 году. Тем не менее, власти современного Афганистана не признают линию Дюранда, в частности, потому, что установленная граница разделила пуштунские племена, веками проживавшие на одной территории, и создала на пути их свободного движения определенные ограничения. Пакистан же выступает за признание линии Дюранда официальной границей. Диаметрально противоположные походы к проблеме границы привели к политическому противостоянию Кабула и Исламабада.

Международное информационное агентство «Фергана»



В Туркменистане задержаны заблудившиеся казахстанские полицейские и охотники
2012-10-25 12:40 ИА Фергана.Ру

Туркменские пограничники задержали группу полицейских и охотников из Казахстана, в отношении задержанных возбуждено уголовное дело за незаконное пересечение границы, контрабанду оружия и боеприпасов. Сотрудник Департамента внутренних дел Мангистауской области Казахстана подтвердил факт задержания ИА «Новости-Казахстан».

Как выясняется, «с 18 по 19 октября сотрудники одного из РОВД (районного отделения внутренних дел), в частности, миграционной полиции, согласно приказу исполняющего обязанности начальника РОВД выехали в служебную командировку. Отрабатывали приказ по розыску мигрантов. Но по пути они отклонились от маршрута и пересекли границу Туркмении, где их задержали пограничники», - сообщил сотрудник ДВД.

Как сообщали местные СМИ, 19 октября четверо сотрудников миграционной полиции Каракиянского района Мангистауской области Казахстана отправились на станцию Болашак, по дороге к ним присоединились трое охотников из поселка Жетыбай, которые при себе имели два гладкоствольных ружья и один нарезной карабин. В тот же день полицейские и охотники благополучно добрались до станции, заночевали там, а наутро отправились обратно, однако по дороге заблудились и оказались в Туркмении, где и были задержаны.

По некоторым данным, задержанные переправлены в город Балканабад, их дальнейшая судьба пока неизвестна. Как объяснил представитель ДВД Мангистауской области, «туркменская сторона не выходит на контакт», казахстанская сторона ждет информацию о задержанных «по линии МИД Казахстана и Пограничной службы».

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Правозащитники обнаружили школьников на хлопковых полях Кашкадарьинской области
2012-10-25 13:14 ИА Фергана.Ру

В Яккабагском районе Кашкадарьинской области 11-12-летние дети собирают хлопок вместо учебы в школе, заявляет Правозащитный Альянс Узбекистана (ПАУ).

Как передает Uznews.net, проведя рейд в этом регионе, активисты ПАУ обнаружили на хлопковых полях учеников четвертого и пятого классов школы №70. Их учителя рассказали, что дети собирают хлопок с 20 сентября, даже по воскресеньям, и сообщили, что на дальних полях работают и учащиеся других школ района.


Ученики школы №70 Яккабагского района Кашкадарьинской области собирают хлопок. 23 октября 2012 года. Фото ПАУ

По словам правозащитницы Малохат Эшанкуловой, после посещения Яккабагского района она с другими активистами ПАУ планировала навестить Камашинский район, где, по имеющейся информации, тоже работают маленькие хлопкоробы, но это не удалось: их машина была задержана сотрудниками ГАИ, которые потребовали отдать им видео- и фотоаппаратуру. Правозащитницы выскочили из своей машины и тут же остановили другую, водитель которой согласился отвезти в Камашинский район объездной дорогой. Но вскоре сотрудники ГАИ остановили и эту машину.

«Нам пришлось несколько часов скрываться в доме местных жителей, прежде чем один из шахрисабзских правозащитников приехал за нами и вывез из Кашкадарьинской области», - рассказывают правозащитницы.

Напомним, что 18 октября замминистра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Бахтиер Абдусаматов заявил, что в Узбекистане полностью исключена возможность использования детского труда на хлопковых полях, любое нарушение жестко преследуется законом, а «любая противоречащая информация в данном вопросе направлена на дискредитацию хлопковой индустрии республики и представляет собой попытку недобросовестной конкуренции». Тем не менее, узбекским правозащитникам удается выявлять факты, опровергающие категоричные утверждения властей, которые либо сознательно скрывают эти факты, либо не контролируют ситуацию на местах.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: В жилом доме Андижана произошел взрыв бытового газа
2012-10-25 13:50 ИА Фергана.Ру

В жилом доме №17 во втором микрорайоне узбекского города Андижана 24 октября произошел взрыв бытового газа, передает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода).

Как сообщил радиостанции дежурный отдела пожарной безопасности города Андижана, взрыв произошел в квартире №10 на четвертом этаже. В результате возник пожар, повреждены две квартиры, жертв нет.

По словам источника «Озодлика» в Андижане, ЧП произошло из-за перебоев с подачей газа населению: многие люди перестают внимательно следить за функционированием и исправностью своих газовых приборов. Добавим, что местные жители нередко пользуются газовыми баллонами, применять которые в многоэтажных домах запрещено.

«К Курбан-хайиту во втором микрорайоне Андижана дали газ. Но у многих из-за отсутствия газа газовые приборы оставались без присмотра, и когда давление газа повысилось, произошел взрыв», - рассказал источник «Озодлика».

Это уже третий за последний год случай взрыва газа в этом микрорайоне. Ранее такие инциденты произошли в 15 и 16 домах. В частности, взрыв в 16-м доме произошел 13 февраля, тогда сообщалось о гибели двух человек, двое пожарных получили легкие ранения. 12 ноября 2011 года в результате взрыва в доме №15 также пострадал один из жильцов.

Международное информационное агентство «Фергана»



Исследование: Северная сеть поставок в Афганистан никак не помогает простым людям Центральной Азии
2012-10-25 17:15 ИА Фергана.Ру

Северная сеть поставок (ССП), ставшая с 2009 года основным наземным маршрутом снабжения войск НАТО в Афганистане, не способствует упрощению торговых связей и сокращению коррупции на территории региона, более того – дает обратный эффект, говорится в исследовании «Новый Шелковый путь и Северная сеть поставок: Золотой путь к реформе торговли в Центральной Азии?», передает Eurasianet.

В отчете ставятся четыре ключевых вопроса: служит ли ССП стимулом для развития регионального взаимодействия и пограничных реформ? Способствует ли ССП борьбе с коррупцией в Центральной Азии? Повышает ли ССП эффективность перевозок по территории Центральной Азии? Оказывает ли связанная с ССП торговля благотворное воздействие на жизнь простых людей в Центральной Азии?

По каждому из этих пунктов ССП функционирует на практике не так, как это предполагалось в теории, говорится в отчете. Сеть практически не способствует оживлению регионального сотрудничества, а в некоторых случаях провоцирует повышение пограничных тарифов и, косвенным образом, способствует укреплению коррупции в Центральной Азии. Доходы от ее функционирования достаются не рядовым гражданам, а оседают преимущественно в непрозрачной государственной казне.

Вашингтону «необходимо лучше представлять экономические механизмы, действующие в автократических, централизованных, основанных на системе патроната центральноазиатских государствах, – говорится в документе. – Коррупция в региональной транспортной системе, судя по всему, основывается на взаимозависимости в иерархической системе власти и, следовательно, есть на всех уровнях этой иерархии, а не только в ее нижнем звене. Вопрос, каким образом лучше решать эти проблемы, остается открытым».

В качестве примера автор доклада Грэм Ли приводит следующий факт. Почти 90 процентов трафика по ССП осуществляется через пригород узбекского Термеза на участке узбекско-афганской границы. Однако в ходе поездки в декабре 2011 года в Термез автор не увидел «практически никакого оживления экономической деятельности, которое можно было бы связать с ССП. По сравнению с поездкой 2,5-годичной давности в городе не появилось новых ресторанов, гостиниц, заправок, мастерских или каких-либо других предприятий, которые бы были связаны с сопутствующей ССП экономической деятельностью. На самой автотрассе на выезде из Термеза появился недавно построенный ресторан, во дворе которого были припаркованы три-четыре грузовика», говорится в отчете.

По мнению Ли, Вашингтон должен потребовать от своих подрядчиков повысить прозрачность работы.

«Американские подрядчики, работающие в системе ССП, должны придерживаться строгих требований к предоставлению информации в вопросе производимых ими коммерческих платежей. Учитывая тесные связи между представителями власти и бизнеса в Центральной Азии, подрядчикам ССП следует пойти еще дальше и предоставлять информацию по платежам как государственным, так и коммерческим структурам», – резюмирует Ли.

Полный текст исследования доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



ЕврАзЭС дает 38.5 млн долларов на рекультивацию четырех урановых хвостохранилищ в Центральной Азии
2012-10-25 19:29 Екатерина Иващенко

24-25 октября 2012 года в Бишкеке (Кыргызстан) проходит Международная конференция «Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: совместные усилия по снижению рисков». Мероприятие инициировано правительством Кыргызстана и Представительством программы развития ООН в Кыргызстане в сотрудничестве с правительствами государств Центральной Азии и других заинтересованных стран, МАГАТЭ, ПРООН, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (Россия), международными организациями и финансовыми институтами, экспертным сообществом. В международной конференции принимают участие делегации стран Центральной Азии, представители других заинтересованных государств, доноров, международных организаций и агентств развития, представители экспертного сообщества, частного сектора и НПО.

По данным первого вице-премьера Кыргыгзстана Жоомарта Оторбаева, в Кыргызстане существует 90 хвостохранилищ, в которых собрано 286 миллионов тонн урановых и других высокотоксичных отходов. «Хвостохранилища совершенно не отвечают современным стандартам безопасности, под воздействием природного, техногенного и человеческого вмешательства защитные сооружения продолжают разрушаться, - сказал вице-премьер. - Уже происходит загрязнение как питьевой воды, так и воды, предназначенной для производственно-хозяйственных нужд. А города, построенные на месте разработки руды, превращаются в умирающие населенные пункты, с высоким уровнем безработицы и крайним уровнем бедности, здоровье населения там постоянно ухудшается. Система медицинской, социальной и инженерной инфраструктуры в этих городах нуждаются в неотложном развитии».

Проблемы бывших урановых производств в Центральной Азии:

Хвостохранилища содержат свыше 800 миллионов тонн отходов добытой и переработанной радиоактивной руды;
Около 440 миллионов тонн, или 54% от общей массы, составляют радиоактивные отходы;
Объекты находятся в зонах формирования водосбора, часто в бассейнах и долинах трансграничных рек, и большинство из них расположено в зонах, подверженных землетрясениям, оползням и наводнениям;
Местные жители раскапывают территории урановых хвостохранилищ в поисках металла; влияние этих поисков на здоровье людей пока не исследовано;
Нет качественного и систематического обмена информацией по хвостохранилищам не только внутри стран, но и на уровне региона.
«Мы выделяем финансовые ресурсы для реализации превентивных мер, однако общий масштаб проблемы не позволяет ее решить только собственными силами, - продолжил Оторбаев. - Нам необходима поддержка со стороны экспертного сообщества и международных организаций. Отмечу, что загрязнение рек региона высокотоксичными отходами в случае возможных аварий на хвостохранилищах может привести к крупным экологическим и гуманитарным бедствиям, которые будут иметь влияние на жизнь и здоровье миллионов людей, на социально-экономическое развитие в ряде стран Центральной Азии».

По мнению Оторбаева, существуют следующие долгосрочные приоритеты в решении проблем хвостохранилищ: совершенствование законодательной базы; рекультивация и ликвидация хвостохранилищ; программы медико-гуманитарного направления: предотвращение доступа населения к загрязненным материалам, мероприятия по улучшению жизни населения, проживающего в районах хвостохранилищ; проекты по возрождению социальной и экономической инфраструктуры урановых поселков; укрепление партнерства с частным сектором (речь идет о социальной ответственности бизнеса за охрану окружающей среды).

Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров подчеркнул, что до сих пор в регионе не существует единого механизма, который бы решал проблему хвостохранилищ на региональном уровне, поэтому так важно, что делегаты смогли собраться вместе и обсудить проблему.

«Согласно среднесрочной стратегии МАГАТЭ на 2012-2017 годы, мы намерены заниматься оказанием помощи государствам-членам в сфере укрепления безопасности радиационной, транспортной инфраструктуры и радиационных отходов. Это поможет им в улучшении контроля за радиоактивными источниками на протяжении всего жизненного цикла: улучшения практики управления радиоактивными отходами и отработанным топливом, вывода установок из эксплуатации и восстановления жизненных участков, в том числе бывших урановых объектов», - заявил руководитель отдела по выводу из эксплуатации ядерных объектов и рекомендации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Джон Роват.

На конференции заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии России («Росатом») Николай Спасский презентовал Межгосударственную целевую программу ЕврАзЭС «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».

Спасский отметил, что Программа будет реализована на территориях Кыргызстана и Таджикистана, 75% ее финансирования дает Россия. Спасский «железно пообещал», что программа начнет реализовываться с 1 января 2013 года, а подготовительные мероприятия осуществляются уже сейчас. В целом на Программу, которая рассчитана на шесть лет, то есть до 2018 года, будет потрачено 1.155.971 тысяча российских рублей (38,5 миллионов долларов, из них 15% дает КазахстанКазахстан и по 5% - Кыргызстан и Таджикистан).

Николай Спасский рассказал, что программа должна решить две задачи. Первая - разработка технологий рекультивационных работ, применимых к конкретным объектам на территориях стран ЕврАзЭС; эти технологии должны быть современными, некапиталоемкими и универсальными, то есть будет возможно применить их на любых подобных объектах.

Вторая задача - осуществление на практике трех пилотных проектов по рекультивации: в поселках городского типа Мин-Куш (четыре урановых хвостохранилища) и Каджи-Сай (одно урановое хвостохранилище) в Кыргызстане и в городе Табошар в Таджикистане.


Поселок Мин-Куш. На работы по его четырем хвостохранилищам в 2015 году будет выделено 8.465 тысяч рублей; в 2016 году - 94.5 млн рублей; в 2017 - 154.6 млн рублей, в 2018 - 149.6 млн рублей.

Николай Спасский объяснил, в какие сроки и на что будут потрачены выделенные средства. Полностью с презентацией Программы «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», где расписаны предстоящие расходы, можно ознакомиться здесь.

«Программа будет реализована в два этапа. Первый этап - с 2013 по 2016 год, когда мы будем заниматься разработкой методик и технологий. Может показаться, что это имеет второстепенное значение, но специалисты скажут, что это не так, - объяснил Н.Спасский. - Все знают, в каком положении находятся хвостохранилища, и первый год мы ведем речь об информационной базе. Атомные объекты - это не автозаправочные станции, чтобы прийти и начать что-то делать, нужна информативная база. В частности, в 2013-2014 годах будут разработаны нормативные и методические документы, на основе которых должно вестись проектирование и выполнение рекультивационных мероприятий, включая ликвидацию объектов, дезактивацию, долговременную изоляцию и захоронение загрязненных материалов и радиоактивных отходов. Уточнение сведений завершится созданием банка данных инженерно-технических решений. Параллельно, так как речь идет о живых людях, будет создаваться база медико-демографических данных. На это уйдет 70 миллионов рублей. В 2015 году будет произведена оценка текущего состояния хвостохранилищ и работа на местности. Это еще 40 миллионов рублей. 2016 год станет реальным рывком в осуществлении Программы, будут отобраны прогрессивные технологии, разработана проектная документация. Здесь уже будут гораздо большие вложения – более 250 миллионов рублей».

«На втором этапе (2017-2018 года) будут проведены строительно-монтажные работы. Здесь уже будут серьезные ассигнования - около 400 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что Программа по мере реализации получит дополнительную поддержку, и к ней будут пристыковываться другие международные доноры», - завершил свое выступление Спасский.

После презентации Программы Николай Спасский ответил на вопросы «Ферганы».

«Фергана»: Почему вы озаботились проблемой отработки технологий только сейчас, когда большинство киргизских «урановых городков» уже находится на стадии вымирания?

Николай Спасский: Россия давно работает над этой проблемой. Еще с начала 2000-х годов мы проводили работы, а это - международная программа, инициированная, подготовленная в рамках ЕврАзЭС, и осуществляться она будет тоже в ЕврАзЭС. Если бы мы считали, что этой проблемой заниматься поздно, мы бы ею не занимались. Занимаемся сейчас, потому что сейчас есть возможности и есть понимание необходимости. Будет проведена рекультивация трех наиболее тяжелых объектов. Важно, что, с одной стороны, это пилотная отработка технологий и методик, с другой - реальное решение по трем объектам. Отмечу, что большая часть средств реально пойдет на строительно-монтажные работы на местности.

Это принципиальный момент - с 1 января 2013 года мы в соответствии с графиком готовы приступить к предусмотренным работам.

Конечно, строительные организации и персонал из Москвы мы привозить не собираемся. Приедут специалисты, эксперты и инженеры, разработчики программы, будут привлечены две солидные организации с международным авторитетом, это Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности и НИИ Промышленности и технологии. Субподрядные организации будут привлечены в Кыргызстане и Таджикистане.

- В Кыргызстане достаточно высокий уровень коррупции. Кто будет отслеживать освоение средств?

- Мне трудно комментировать темы межгосударственных отношений. Я говорю профессионально за себя. Госкорпорация «Росатом» будет заказчиком-координатором этой программы, соответственно, средства будут проходить через нас и мы жесточайшим образом будем осуществлять контроль этих средств.

- В чем ваш интерес в исполнении этой Программы?

- Очень хороший вопрос, спасибо, что он поставлен в такой заостренной плоскости. В выступлении я говорил о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях.

Это очень серьезная проблема – рекультивация этих территорий. Но это далеко и далеко не все. Атомная энергия открывает огромные возможности, в том числе для устойчивого экономического развития, а это - проценты экономического роста, решение гуманитарных проблем, электричество в отдаленных селах, передовые технологии в науке, медицине, сельском хозяйстве, лечении онкологических заболеваний. Это очень и очень многое, и часть этой совокупной «поляны» – мероприятия по рекультивации. Мы не скрываем, что рассматриваем сотрудничество с нашими партнерами по ЕврАзЭС как обладающее исключительным потенциалом. Хотя бы в силу того, что мы вышли из единого комплекса, у нас пока общая русскоязычная нормативная и научная база, мы зачастую прошли через одни и те же учебные заведения. Это огромное преимущество, и мы считаем, что сотрудничество в этой сфере может дать очень многое нашим странам…

- То есть атомную энергию?

- Так точно.

- Будете забирать…

- Нет, не забирать, а развивать и, в числе всего прочего, будем вместе решать проблему рекультивации.


Поселок Мин-Куш (Кыргызстан), где находятся четыре хвостохранилища

Заметим, что из девяноста хвостохранилищ Кыргызстана тридцать три являются радиоактивными. Для эксперимента отобраны поселок Мин-Куш (четыре хвостохранилища) и Каджи-Сай (одно). В поселке Майлуу-Суу - 23 хвостохранилища, но туда программа до 2018 года не дойдет.

В галерее «Ферганы» - фоторепортаж о сегодняшней жизни поселка Мин-Куш, куда будут направлены сотни миллионов российских рублей

За сорок лет в поселке Мин-Куш, где корреспонденту «Ферганы» удалось побывать лично, осталось лишь 1700 жителей (40 лет назад их было 20 тысяч). Сегодня в поселке живут пожилые и не самые здоровые люди.

На работы по хвостохранилищам в Мин-Куше, согласно представленной Программе, в 2015 году будет выделено 8.465 тысяч рублей; в 2016 году - 94.5 млн рублей; в 2017 - 154.6 млн рублей, в 2018 - 149.6 млн рублей.

«Фергана» искренне надеется, что хотя бы часть денег, о которых говорится в программе, дойдет до жителей поселка раньше 2018 года, - потому что через шесть лет, возможно, там уже некому будет помогать.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное