Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Власти Узбекистана утверждают, что дети больше не собирают хлопок. Cotton Campaign призывает президента США помочь в борьбе с <<рабством>>



Власти Узбекистана утверждают, что дети больше не собирают хлопок. Cotton Campaign призывает президента США помочь в борьбе с «рабством»
2012-10-19 15:33 ИА Фергана.Ру

В Узбекистане полностью исключена возможность использования детского труда на хлопковых полях, любое нарушение жестко преследуется законом, а «любая противоречащая информация в данном вопросе направлена на дискредитацию хлопковой индустрии республики и представляет собой попытку недобросовестной конкуренции». Об этом заявил замминистра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Бахтиер Абдусаматов, выступая на VIII Международной узбекской хлопковой и текстильной ярмарке, передает Подробно.Uz.

Действительно, в этом году усилия правозащитников и независимых журналистов, на протяжении ряда лет активно привлекавших внимание мирового сообщества к проблеме использования принудительного детского труда, дали результат: впервые в республике власти на деле отказались от массового вывоза школьников на сбор хлопка. Однако компенсировали недостачу рабочей силы усиленной мобилизацией взрослого населения, о чем говорится также в обращении к кандидатам на пост президента США Бараку Обаме и Митту Ромни, направленном международной коалицией The Cotton Campaign, объединившей правозащитников, инвесторов, профсоюзы и бизнес-ассоциации, которые стремятся убедить руководство Узбекистана отказаться от использования принудительного труда взрослых и детей в хлопковом секторе.

«Мы признаем усилия правительства США в борьбе с современными формами рабства, в том числе – по защите жертв торговли людьми. Примечательно, что президент Обама недавно подписал распоряжение о наращивании этих усилий, требуя от подрядчиков правительства США оценивать риски торговли людьми в их цепочке поставок и сообщать о принятых мерах в отношении использования принудительного труда и других форм современного рабства. Прекращение спонсируемого государством принудительного труда детей и взрослых в хлопковом секторе Узбекистана должно стать первоочередной задачей в борьбе с торговлей людьми, потому что это непрерывное и систематическое нарушение национального законодательства и международных стандартов, вредное для долгосрочного развития этой центральноазиатской страны», - говорится в обращении The Cotton Campaign.

В нем говорится, что, поскольку сходная с рабством практика используется на хлопковых полях Узбекистана, предприятия США должны избегать использования узбекского хлопка в их цепочек поставок до тех пор, пока власти Узбекистана не прекратят принуждать несовершеннолетних и взрослых к сбору хлопка.

Авторы обращения напоминают, что правительство Узбекистана ежегодно принудительно мобилизует сотни тысяч несовершеннолетних, учителей, государственных служащих и работников частного сектора на поля для ручного сбора хлопка. Власть требует от фермеров выращивать хлопок, а главы администраций регионов должны предоставлять рабочую силу для выполнения плана, используя для этого угрозы и административное давление. Власть задерживает и преследует узбекских правозащитников, которые пытаются контролировать ситуацию, отказывает в доступе международной прессе и по-прежнему не позволяет Международной организации труда проследить за хлопкоуборочной кампанией. Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин неоднократно призывали узбекское правительство выполнять свои обязательства по защите граждан Узбекистана от принудительного труда, отмечают авторы обращения.

Отказ узбекского правительства от независимого мониторинга препятствует оценке ситуации с правами человека во время сбора хлопка, подрывая ценность его заверений в отказе от использования детского труда. Кроме того, в 2012 году узбекские власти значительно увеличили число привлеченных на поля горожан. По данным узбекских наблюдателей, 20 процентам всех работников государственных учреждений - учителей, врачей, медсестер, работников здравоохранения, банковских служащих, сотрудников министерств, а также студентов и военных – приказано собирать хлопок под угрозой лишиться работы, зарплаты, льгот или студенческих билетов.

Коалиция The Cotton Campaign призывает Барака Обаму и Митта Ромни использовать все свое влияние для борьбы с принудительным трудом детей и взрослых на полях Узбекистана.

Тем временем, в Узбекистане завершилась очередная Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка. Как передает УзА, по итогам работы ярмарки заключены контракты на закупку около 670 тысяч тонн узбекского хлопкового волокна, а также на сумму свыше 600 миллионов долларов США на поставку продукции узбекских текстильных предприятий.

Международное информационное агентство «Фергана»



Бизнес-партнер «киргизского принца» Евгений Гуревич арестован в Италии
2012-10-19 16:14 ИА Фергана.Ру

Евгений Гуревич
Бизнес-партнер Максима Бакиева, сына свергнутого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, Евгений Гуревич арестован 17 октября по прилету из США в Рим, сообщает Радио Свобода.

Гуревич прибыл в Италию для того, чтобы сотрудничать с итальянскими следователями, которые подозревают его в крупномасштабном отмывании денег. Как сообщил «Азаттыку» (киргизской службе Р Свобода) адвокат Гуревича Астолфо Ди Амато, его подзащитный содержится в тюрьме Regina Coeli. Итальянские судебные органы обвиняют его в причастности к выкачиванию 2,7 миллиарда долларов США в 2003-2006 годах из компаний Fastweb и Italia Telecom.

«По утверждениям итальянских судей, это было самой громкой налоговой махинацией в истории Италии. Пока речь идет о 2 миллиардах евро, большая часть которых была выкачена с помощью использования механизмов махинации с налога на добавленную стоимость», - рассказал журналист итальянской газеты La Stampa Яконо Якобони.

По его словам, обвинение считает, что группа, в которую входили высокопоставленные сотрудники дочерней компании Fastweb и Italia Telecom - Telecom Italia Sparkle, а также зарубежные консультанты компаний, - создала довольно простую схему увода денег - «карусель». После «увода» деньги отмывались различными способами. Следствие велось по нескольким направлениям. В частности, Гуревича подозревают в переправке бриллиантов контрабандным путем в африканские страны, Голландию, Италию.

«Некоторое время назад из банка Кипра в банк Италии пришла информация о том, что Гуревич использовал фирмы Wolstin Ltd и Crown Era Investments Ltd для отмывания грязных денег. Если не ошибаюсь, речь там шла о налоговых махинациях, отмывании денег, полученных от наркоторговли и торговли сигаретами», - продолжает журналист.

Напомним, ордер на арест Евгения Гуревича итальянцы выдали еще в 2010 году, когда он в качестве руководителя финансовой группы MGN Capital являлся, по сути, ведущим международным консультантом при руководстве Кыргызстана. На 1600 страницах обвинительного заключения Гуревичу вменялось в вину то, что он «использовал международные контакты и финансовую экспертизу для отмывания незаконных доходов итальянских преступников». В 2011 году Гуревичу были предъявлены обвинения в США - в вымогательстве у американского военного подрядчика, работавшего в Кыргызстане, после чего, как первой сообщила «Фергана», он стал сотрудничать с властями не только в рамках этого дела, но и по делу Максима Бакиева, который обвиняется в получении несколько миллионов долларов прибыли на инсайдерских сделках в 2010-2011 годах. В частности, Гуревич тайно записывал переговоры Бакиева с его лондонским инсайдером Тайибом Али Муниром.

Напомним, что с осени 2009 года Гуревич являлся финансовым консультантом центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ) Кыргызстана, который возглавлял Максим Бакиев. В 2011 году суд Кыргызстана заочно приговорил его к 15 годам лишения свободы по обвинению в коррупции.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: День рождения Дариги Назарбаевой стал государственным праздником
2012-10-19 16:57 ИА Фергана.Ру

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил 7 мая государственным праздником: в этот день страна будет отмечать День защитника Отечества.

Как передает Тенгри.Ньюс, подписанный 19 октября Закон «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» был одобрен верхней палатой парламента 4 октября. Представляя законопроект, заместитель министра обороны Сергей Громов сообщил, что 7 мая 1992 года президент Казахстана подписал указ о создании Вооруженных Сил республики.

«7 мая является днем рождения Вооруженных сил независимого Казахстана. Празднование этой даты стало новой традицией казахстанских воинов. Этот день олицетворяет одновременно летопись героических подвигов казахстанцев и преемственность традиций служения Отечеству», - заявил Громов.

Отметим, что День защитника Отечества совпал с днем рождения старшей дочери президента Дариги Назарбаевой. Напомним, что дата появления на свет самого Нурсултана Абишевича увековечена аналогичным образом: 6 июля Казахстан отмечает День столицы – Астаны.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кнут Воллебек: «Глубинные причины июньских событий до сих пор не устранены»
2012-10-20 12:10 Екатерина Иващенко

В середине октября в Кыргызстане побывал Верховный комиссар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек (Knut Vollebaek). За три дня своего визита он посетил юг республики, а также встретился с представителями власти. По итогам своей поездки господин Воллебек дал эксклюзивное интервью «Фергане», в котором отметил, что основополагающие причины, которые привели к беспорядкам и насилию в июне 2010 года, до сих пор не были рассмотрены, что в стране существуют проблемы с исполнением справедливого правосудия в рассмотрении уголовных дел. Однако, по его словом, для восстановления нормальной жизни сделано многое, ситуация на юге страны в значительной степени улучшилась, а представители различных сообществ стали больше общаться между собой.

* * *

«Фергана»: - Вы только что побывали на юге Кыргызстана. Оцените, пожалуйста, перемены, произошедшие там за последние два года.

Кнут Воллебек: - Должен сказать, что, к счастью, ситуация на юге Кыргызстана сильно изменилась по сравнению с тем, что я увидел, когда приехал после событий июня 2010 года. Жизнь входит в нормальное русло, люди возвращаются к своим прошлым привычкам. Можно увидеть людей на базарах, восстанавливаются дома, дети ходят в школу. Нормальная жизнь возвращается.

С другой стороны, когда разговариваешь с людьми, то чувствуешь, что все еще присутствует страх и отсутствие доверия, люди не уверены, что эти перемены - настоящие. И все еще заметно, что в госструктурах репрезентативность (представительство) [национальных меньшинств] очень низкая. Например, в милиции узбеков мало.

Меня беспокоит, что хотя представители власти очень многое сделали для того, чтобы восстановить ситуацию, восстановить разрушенные дома, махалли, но все же не были рассмотрены основополагающие, глубинные причины, которые привели к беспорядкам и насилию.

Должен сказать, что трагедия, которая произошла в июне 2010 года, произошла не в первый раз. Когда я разговаривал с людьми, они рассказывали, что примерно то же самое происходило в 1990 году, и тогда основополагающие глубинные причины также не были устранены. Я сейчас очень боюсь, что те же ошибки будут повторяться и после трагических событий 2010 года.

- Что вы имеете в виду, говоря, что «ошибки будут повторяться»? Что-то может произойти в ближайшее время?

- Я не пророк и не берусь ничего предсказывать. Есть надежда, что все будет лучше; я не говорю, что видел сейчас признаки того, что ситуация может повториться - несмотря на то, что происходит сейчас в Джалал-Абаде, хотя это уже совсем другая история. Тем не менее, когда народ, некоторые его представители отчуждены от власти, это уже нехорошо, потому что люди мне говорили, что они боятся пойти жаловаться, пойти в милицию. Это тоже говорит о чем-то.

Сейчас на юге Кыргызстана люди по-особому воспринимают свершившееся правосудие. Чувствуется: люди считают, что правосудия не было.

Что касается доступа к информации, то сейчас уже существует радиостанция, которая вещает на узбекском языке, но телевидения такого все еще нет, и это тоже является признаком некоторого отчуждения. По поводу образования я могу сказать, что узбекские школы с самого первого класса трансформируются в киргизские, но, может быть, ничего страшного в этом нет, если на это есть желание самих родителей. Но если это происходит, потому что родители чувствуют: если их дети не будут учиться в киргизских школах, то они будут еще больше отчуждены от общества, у них не будет никакой перспективы - тогда в этом нет ничего хорошего, потому что различия между людьми будут углубляться, и разрыв будет тоже только усиливаться.

- О правосудии. Известно ли Вам, что большинство людей, осужденных по июньским событиям, оказались узбеками, хотя узбекская община была признана всеми сторонами наиболее пострадавшей? Поднимаете ли Вы вопросы адекватности судебных решений в общении с властями Кыргызстана?

- Да, мы обсуждали вопросы правосудия с представителями власти. И я должен сказать, что власть, во всяком случае, некоторые ее представители, соглашаются с тем, что эта проблема существует. Это хорошее начало, когда проблема признается, но вы сами понимаете, что этого недостаточно и что-то надо делать, чтобы проблему решать. Это хорошее начало для построения доверия со стороны населения, но этого, конечно, недостаточно, надо предпринимать определенные шаги, чтобы люди знали, что правосудие совершается, что есть какая-то справедливость и все делается эффективно.

- Можно ли сегодня считать, что права узбекского меньшинства в Ошской и Джалал-Абдской области после событий июня 2010 года восстановлены в полной мере?

- Как я уже сказал, есть определенные признаки того, что жизнь возвращается в нормальное русло. Но есть разница между возвращением жизни в нормальное русло и правами населения, которое там проживает. Фундаментальные права человека предполагают нечто гораздо большее, чем просто признаки возврата к нормальной жизни. И эти права включают много вопросов, о которых я уже упоминал: соответствующие представительство, доступ к образованию, справедливая система правосудия, защита со стороны правоохранительных органов. И если мы рассмотрим все эти элементы, то конечно, там еще есть чем заняться.

- Есть разница в обладании этими правами киргизов и узбеков?

- Я не совсем уверен, что этому вопросу мы должны придавать этническую окраску. Каждый гражданин страны должен иметь доступ к фундаментальным правам человека. И я всегда говорю это представителям не только властей Кыргызстана, но и других стран, что все жители должны иметь равные права во всем, независимо от их этнического происхождения. Но зачастую в разных странах мы видим, что представители меньшинств гораздо более уязвимы по сравнению с представителями большинства. Потому что меньшинства легче как-то исключить, отодвинуть в сторону. Поэтому я считаю, что правительству стоит предпринять дополнительные усилия для того, чтобы меньшинства обладали равными правами с большинством.

Я всегда подчеркиваю, что это надо сделать не потому, что правительство должно быть таким добрым и хорошим. Но, во-первых, оно должно сделать это для того, чтобы соблюсти права всех граждан, проживающих в стране. Во-вторых, правительство должно делать это в своих собственных интересах, потому что только за счет этого можно добиться сплоченности, стабильности и процветания страны.

- Поднимали ли Вы на встрече с руководством Кыргызстана вопрос о судьбе пожизненно осужденного узбека Азимжана Аскарова?

- В этот раз я не поднимал этот вопрос, но ранее я это делал. Дело в том, что мой мандат отличается от мандатов некоторых других организаций и учреждений. Он предписывает, что я не уполномочен и даже не имею права решать вопросы каких-то индивидуальных случаев. Тем не менее, я поднимал вопросы Аскарова на предыдущих встречах, так как считаю, что это нечто большее, чем просто индивидуальное дело. Этот вопрос является частью того, о чем я говорил ранее, а именно - прозрачности и равенства в системе правосудия.

- Ваше личное мнение, есть ли у него шансы выйти на свободу?

- Я не буду конкретно затрагивать случай с Аскаровым. Другие занимаются этим делом больше, чем я.


- Изменилась ли (ухудшилась или улучшилась) политика центральных властей Кыргызстана по отношению к этническим меньшинствам с приходом президента Атамбаева и избранием нового парламента?

- После июня 2010 года ситуация развивается таким образом, что по многим направлениям есть улучшения. Я думаю, что события июня 2010 года в своем роде разбудили представителей властей, парламента и президента в отношении того, что надо решать вопросы межэтнических отношений. Я думаю, что мы видим желание улучшить ситуацию на примере различной деятельности, которую предпринимает правительство. Я думаю, что Концепция этнического развития и консолидации общества Кыргызстана как раз является усилием правительства в этом направлении. Важно, что правительство продолжает решать эти вопросы в соответствии с тем, что уже было начато. Позавчера мной было подписано соглашение с Министерством образования Кыргызстана о сотрудничестве в рамках проведения пилотного проекта о многоязычном обучении. Я думаю, что это конкретный шаг, сделанный правительством для того, чтобы найти пути включения представителей меньшинств.

Однако на основе своих встреч с населением на юге, в частности, с узбеками, должен сказать, что у них очень высокие ожидания. Я думаю, что власти должны понимать, чего от них ожидают, и будут продолжать начатое дело. Но необходимо понимать, что это не такая вещь: один раз сделал, галочку поставил и успокоился. Это процесс, потому что общество развивается динамично, и правительству необходимо активно что-то делать, чтобы этот процесс не останавливался.

- Вы не считаете, что судебные решения, которые до сих пор выносятся только в отношении узбекского меньшинства, свидетельствуют об обратном?

- Я думаю, что ситуация сложная. Мы ведь не движемся по улице с односторонним движением. Здесь есть определенные действия с обеих сторон. Думаю, что правительство тоже сталкивается с определенными сложностями. Именно поэтому я и здесь: чтобы напомнить им об их обязательствах и в то же самое время поддержать их в выполнении тех самых инициатив, что они уже предпринимают и может быть, для того, чтобы предложить новые идеи с тем, чтобы направить движение в нужном направлении.

- В начале интервью вы отметили, что при разговорах с людьми «чувствуется страх». Можно узнать подробнее, что вы имели в виду?

- События 2010 года произошли не так давно, и где-то подспудно существует страх и неуверенность в том, что все это не случится снова. Люди пережили травму, память о которой еще свежа, все еще не изжито. И я имею в виду не только жителей юга. Накануне я встречался с представителями севера страны, они говорят то же самое. Как только появляется какое-то скопление людей: люди собираются на базарах и улицах, - у всех остальных возникает страх, что события могут повториться.

И такой страх можно победить, только если власти предпримут серьезные усилия, если власть четко скажет: мы не позволим этому повторится. Это означает, что представители правоохранительных органов должны идти в народ, разговаривать с ним, объяснять, что они здесь для того, чтобы этот самый народ защищать. Но опять же повторюсь: чтобы этого добиться, необходимо, чтобы представители меньшинств имели возможность принимать участие в жизни общества, в процессах принятия решений. Они должны быть уверены, что каким-то образом могут повлиять на свою судьбу.

- Чем закончилась ваша встреча с властями? Они будут следовать вашим рекомендациям?

- В Кыргызстане меня всегда очень хорошо принимают. И мне всегда нравятся мои встречи с президентом, премьер-министром и спикером парламента. У меня такое чувство, что они внимательно слушают, и я буду продолжать работать с ними для того, чтобы попытаться улучшить ситуацию в Кыргызстане.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное