Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Отрицание Геноцида армян может вывести Турцию за рамки современного мировосприятия



Отрицание Геноцида армян может вывести Турцию за рамки современного мировосприятия
2015-03-16 11:19

Начало 2015-го ознаменовалось подготовкой армянства к скорбной дате – 100-летию Геноцида армян в Западной Армении и соответственно всплеском активности властей Турции, продолжающих отрицать факт Геноцида и всеми средствами чинящих препятствия на пути международного признания этого факта. События по просьбе информагентства АрмИнфо комментирует и прогнозирует директор Института востоковедения, Национальной академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.

 

Политическая жестикуляция вокруг Галлиполи и Геноцида армян говорит о стремлении Турции поставить мир перед вопросом, 24 апреля – трагедия армян или же победа турок. Какими могут быть перспективы такой политики Анкары, на Ваш взгляд?

 

Начнем с того, что мероприятия, намеченные в рамках 100-летия Геноцида армян, никоим образом не преследуют цель поставить мир перед выбором. 24 апреля армянство намерено еще раз помянуть 1,5 млн. соотечественников ставших жертвами Геноцида. Турция в ответ развернула оголтелую кампанию, делая все, чтобы бросить тень на годовщину преступлений совершенных младотурками, не дать напомнить об этой трагедии. Анкара в этом деле прибегает к довольно грязным методам. Одним из таких методов является перенесение даты празднования боев при Галлиполи с 18 марта на 24 апреля. Сделано это было действительно для того, чтобы поставить глав ведущих государств мира перед моральным выбором: празднующая Турция или скорбные мероприятия в Армении. Насколько я могу сегодня судить, большинством государств эти турецкие уловки были восприняты как нечистоплотные. Не признавать Геноцида армян, чинить препятствия его признанию другими странами – дело Турции. Но ставить другие страны перед выбором ехать в Армению или Турцию – свидетельство попыток Анкары переложить свои проблемы с собственных плеч на чужие. А это никому не нравиться. Мне кажется, что соответствующая позиция будет выражена главами государств ближе к 24 апреля, и я очень надеюсь, что они не поддадутся на нечистоплотные уловки Анкары.  

 

Что, на Ваш взгляд, сегодня характерно в действиях Анкары в направлении усиления политики отрицания факта Геноцида армян?   

 

На мой взгляд, в действиях лиц занимающихся армянским направлением турецкой политики, наблюдается состояние очень близкое к растерянности. Причиной является непродуманность последних действий в направлении политики отрицания Геноцида армян. Это и Галлиполи, и январская встреча турецких послов с присутствием генсека Юнеско Ирины Боковой, попытки использовать парламентскую, культурную дипломатию. Эти, зачастую взаимоисключающие попытки, предпринимаются на всех фронтах, в чем и проявляется эта растерянность. Мне кажется, в Анкаре сейчас опасаются последствий всей этой политики, они не могут просчитать, чем она для них обернется. Опасаются больших потерь.

 

Каких потерь?

 

Это очень серьезный вопрос. Насколько я понимаю, турки бояться оказаться в роли страны не только не признающей Геноцид, но и выступающей в роли государства находящегося вне рамок современного мировосприятия, что грозит изоляцией от остального мира.         

 

Да, но ведь политика Запада по сдерживанию Турции и так в определенном смысле изолирует эту страну и главное ее амбиции?

 

В определенном смысле, конечно, да. И это в первую очередь проявляется в недоверии Запада в ее отношении. Тем не менее, Турция продолжает испытывать огромную зависимость в первую очередь от США. Она член НАТО, получает от США вооружения и никуда от этого не денется. И можно сказать, что неудачи Турции в арабском направлении еще больше увеличивают эту зависимость. А разворот на Восток для Турции без нормальных отношений с Египтом, которых сегодня нет, невозможен.        

 

Что сегодня объективно мешает Турции пойти по пути Германии и избавиться от последствий учиненного младотурками Геноцида?

 

Вопрос очень сложный. Есть несколько причин мешающих Турции вступить на этот путь. Исторически основателями Турецкой республики были люди, непосредственно участвовавшие в Геноциде армян, за исключением Ататюрка. Во-вторых, в период Геноцида произошло ограбление армянского народа, и награбленные средства легли в основу крупных состояний в Турции. В-третьих – основной целью Геноцида было уничтожение армянского народа на его исторической родине – Западной Армении, чем турки пытались “решить” Армянский вопрос. Признание Геноцида армян  не только повлечет за собой ответственность Турции за это преступление, но и признание нынешней Восточной Анатолии исконной Западной Арменией. Четвертой причиной являются последствия признания Турцией Геноцида армян. Насколько я могу судить по встречам с представителями политической и научной элиты Турции, турки опасаются не только возрождения “Армянского вопроса”, но и более ощутимых последствий в виде требований армянством компенсации за это преступление. Пятая причина относится к области морали. На основе личных впечатлений от встреч с турками на протяжении последних 25 лет я пришел к выводу, что они воспринимают вопрос признания Геноцида в национально-моральной плоскости. Они считают, что признав Геноцид, нынешние власти на веки вечные поставят турецкий народ перед необходимостью называться народом совершившим геноцид. Поэтому как минимум нынешнее поколение турецкого руководства сделает все во избежание этого клейма.      

 

Вне зависимости от политической составляющей, Вы видите сегодня необходимость в восстановлении отношений с Турцией?

 

Да. Нормальные межгосударственные отношения, на мой взгляд, не являются препятствием на пути разрешения проблем между Арменией и Турцией, в том числе проблемы признания Геноцида. Однако, эти отношения никоим образом не должны развиваться в ущерб наших законных и справедливых требований к Турции.            

 

Всеармянская декларация, выражающая единую волю армянского народа в вопросе достижения всемирного признания Геноцида армян и отзыв цюрихских протоколов из армянского парламента практически совпали по времени. Какую политическую цель преследовали эти два шага?

 

Всеармянская декларация – беспрецедентное явление в нашей действительности, поскольку впервые удалось достичь консенсуса среди армян всего мира. Нам нужно, не останавливаясь на этом, выступать совместно во всех подобных крупных начинаниях. Я ожидал отзыва протоколов из парламента в период до 24 апреля. Мертвые протоколы, на мой взгляд, не могли играть роли в политике. И отмечая 100-летие Геноцида армян, мы просто не могли иметь в армянском парламенте такой документ. Огромное значение в такой позиции имеет то, что Турция сама торпедировала процесс примирения с Арменией.

 

Думаю, вы согласитесь с тем, что проблема признания Геноцида армян занимает уж точно не первое место в турецкой внешней политике. Какие основные вызовы и проблемы стоят перед Турцией сегодня?

 

Во внешней, в частности региональной политике пред Турцией стоят весьма серьезные проблемы. На мой взгляд, они исходят из амбициозных целей, поставленных во внешней политике команды Эрдогана и правящей AKP, не соответствующих реальному весу и возможностям Турции. Их стремление прыгнуть выше головы, выше реальных возможностей Турции как региональной державы, порождает множество проблем в первую очередь в региональной политике страны. Кроме проблем с Сирией, это ухудшение отношений с Египтом до беспрецедентно-низкого уровня, отношений с Израилем, не самые лучшие отношения с Ираном. Основной причиной является амбициозность Анкары, явно не соответствующая потенциалу Турции. Во-вторых, все эти попытки Эрдогана вести самостоятельную внешнюю политику вызывает явное недовольство западных партнеров Турции. Оставаясь членом НАТО и формально все еще стремясь в ЕС, Турция не только не согласовывает ряд действий с западными партнерами, но и действует вопреки их интересам. Третий аспект, который не стоит недооценивать, - стремление Турции для достижения своих амбициозных целей опереться на экстремистские мусульманские организации, действующие на Ближнем Востоке.

 

“Исламское государство”…

 

В том числе. Эта организация в определенной степени является порождением турецкой политики. До сих пор командиры вооруженных отрядов ИГИЛ получают медицинскую помощь в военных госпиталях на территории Турции. Весь объем незаконной продажи нефти “Исламским государством” проходит через турецкую территорию. Боевики до недавнего времени получали через ту же турецкую территорию огромное количество оружия. Даже сегодня есть такие факты. Отказ же Турции присоединяться к антиигиловской коалиции государств под руководством США – веское доказательство ее нежелания портить отношения с ИГИЛ. Все это исходит из стремления Турции освободиться от режима Асада. Добиться прекращения существования Сирии в качестве геополитической единицы региона, имеющей протяженную границу с Турцией. В первую очередь Турция использует ИГИЛ в своей продолжающейся борьбе с режимом Асада. Единая, сильная Сирия стоит на пути Турции стремящейся стать региональным лидером. Именно этим было обусловлено активное вмешательство Анкары во внутрисирийские дела, поддержка сирийской оппозиции, радикальным террористическим организациям.

 

Визит главы МИД Армении в Израиль прошел как-то незаметно. Каковы были его причины, на Ваш взгляд?

 

Конкретной информации у меня нет, однако, могу сказать, что года три назад в нашем институте побывал высокопоставленный сотрудник израильского МИД, крупный специалист по региональным проблемам д-р Коэн. Он был первым официальным представителем Израиля, заявившим о готовности своей страны признать Геноцид армян, несмотря на наличие в стране противников такого признания. Суть проблемы в том, что политическая верхушка Израиля на самом деле пока не выработала единого подхода к вопросу признания Геноцида армян. На основе общения с коллегами из Израиля, могу сказать, что в этом вопросе нет единого мнения даже на уровне разных департаментов израильского МИД. То есть все упирается в политические расчеты и используется Израилем в антитурецкой политике в качестве ответа на антиизраильскую политику Анкары. Впрочем, глубинное сотрудничество между этими странами все еще продолжается. В первую очередь речь идет о сотрудничестве в военной и разведывательной сфере. Мы давно привыкли к использованию нашей трагедии во внешней политике других стран, думаю, пришло время поговорить и о наших интересах. Поэтому, на мой взгляд, визит Эдварда Налбандяна, его встречу с президентом Израиля следует рассматривать именно в этом аспекте.

 

То есть, поле для работы армянского МИД в Израиле есть…

 

Несомненно. Причем не только с нашей стороны. На мой взгляд, заинтересованность в сотрудничестве с Арменией просматривается и со стороны Израиля с учетом его политики на Южном Кавказе, даже, несмотря на его отношения с Азербайджаном.



Эдуард Шармазанов обсудил с госсекретарем МИД Латвии карабахское урегулирование
2015-03-16 12:03

Вице-спикер парламента Армении  Эдуард Шармазанов 13 марта встретился в Риге с государственным секретарем МИД Латвийской Республики Андреем Пильдеговичем.

 

Как сообщили АрмИнфо в пресс-службе парламента, в ходе встречи стороны подчеркнули важность проведения во второй половине текущего года в Ереване второго заседания армяно-латвийской межправительственной комиссии с целью дальнейшего развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Также обсудили дальнейшее углубление отношений Армения - Евросоюз, осознавая важность проведения 21-22 мая Ассамблеи Восточного партнерства в рамках председательства Латвии в Совете ЕС.

 

Вице-спикер НС РА и госсекретарь МИД Латвии обменялись мнениями по ряду вопросов региональной и международной безопасности. В связи с этим вице-спикер НС представил нынешний этап процесса мирного урегулирования карабахского конфликта.

 

В ходе визита Шармазанов также встретился с представителями армянской общины Латвии. Вице-спикер отметил важность консолидации Армении, Дикаспоры и Арцаха. В этом контексте он выразил благодарность представителям общины за поддержку в вопросах организации выставки, приуроченной к 100-летию Геноцида армян.

 

Отметим, что в эти дни выставки, приуроченные 100-летию Геноцида армян в Османской Турции прошли также Литве, Эстонии и Чехии. 



Армянский депутат: Евросоюз должен проявлять индивидуальный подход к каждой из стран- участниц Восточного партнерства
2015-03-16 12:42

 Евросоюз должен проявлять индивидуальный подход к каждой из стран-участниц программы <Восточного партнерства>, нельзя стричь все эти страны под одну гребенку. Такое мнение выразил глава парламентской комиссии Армении по внешним отношениям Артак Закарян во время заседания Межпарламентской ассамблеи <Евронест> и Форума гражданского общества.

В совместной работе в рамках <Восточного партнерства>, по мнению Закаряна, велика роль гражданских обществ этих стран. Именно они способствуют атмосфере доверия между странами.  <Без атмосферы доверия все инициативы и действия будут носить временный характер, они станут бессмысленными>, - уверен Закарян.

Отметим, четвертое пленарное заседание <Евранест> будет проходить 17-18 марта в Ереване. До этого, 16 марта, предусмотрены заседания комиссий по политическим вопросам, правам человека и демократии, экономической интеграции, социальным вопросам, образованию, энергетической безопасности. Азербайджанская делегация ранее отказалась от участия в заседании в Ереване. 



Глава ФГО выразил сожаление тем, что азербайджанская делегация не приняла участие в работе <Евронест> в Ереване
2015-03-16 14:19

Надеюсь, настанет день, когда азербайджанская делегация в <Евронесте> сможет посетить Ереван.  Об этом 16 марта в Национальном Собрании Армении на совместном заседании Парламентской Ассамблеи <Евронест> и гражданского общества заявил глава Форума гражданского общества (ФГО) Криштоф Бобинский.

 

Он выразил сожаление в связи с тем, что азербайджанская делегация отказалась посетить Ереван для участия в четвертом пленарном заседании структуры.

 

Говоря о важности становления гражданского общества, глава ФГО выразил надежду на то, что наступит день, кода в некоторых странах не будет политзаключенных.

 

<Надеюсь, что и ситуация с гражданскими активистами в Армении улучшится>, - отметил - он.

 

Отметим, что в Ереване стартовало 4 пленарное заседание Парламентской Ассамблеи <Евронест>. На сессии, которая продлится до 18 марта, наряду с пленарным заседанием будут проведены заседания Бюро и 4 постоянных комитетов. Азербайджанская делегация отказалась от участия в заседании организации.



Неформальные и <самоцельные> консультации правящего режима Армении причиняют Раффи Ованнисяну большую боль
2015-03-16 14:33

Лидер партии <Наследие> Рафии Ованнисян по возвращению в Армению выступит с заявлением. Об этом говорится в поступившем в АрмИнфо заявлении Ованнисяна, в котором он сообщает, что <пока находится у родителей в Лос- Анджелесе>. 

 

<То, что произошло и происходит сегодня в Армении, а речь не только о неформальных и самоцельных консультациях правящего режима, причиняет мне большую боль. Опасность гораздо больше и глубже, чем можно предположить>,- заявил Ованнисян, пообещав выступить с <соответствующим> заявлением по возвращению в Ереван.

 

Отметим, что президент Армении Серж Саргсян в эти дни инициировал консультации с политическими силами и общественными кругами вокруг проекта конституционных реформ.



Кшиштоф Бобински: Гарантии безопасности ЕАЭС Армении не реалистичны
2015-03-16 15:42

Правительство Армении в настоящее время сотрудничает с Евросоюзом вокруг договора по сотрудничеству, который будет рассмотрен во время рижского саммита.  Об этом в Ереване в беседе с журналистами заявил сопредседатель Форума гражданского общества программы ЕС <Восточное партнерство> Кшиштоф Бобински.

 

По его словам, в этом вопросе важна не только позиция Армении, но и согласие других стран <Восточного партнерства>, чего, однако, нет, а сроки поджимают.

 

Касаясь членства Армении в Евразийском экономическом союзе, Бобински подчеркнул, что оно было обусловлено соображениями безопасности и гарантиями, данными в этой связи странами ЕАЭС. <Были даны гарантии безопасности взамен на отказ Армении от Ассоциативного членства в ЕС.  Однако эти гарантии не сработали с учетом повышающейся напряженности в зоне карабахского конфликта. Теперь надо акцентировать внимание на том, насколько эти гарантии реалистичны>,- заметил он.

 

Отвечая на вопрос о том, готов ли ЕС дать четкие гарантии безопасности Армении, Бобински подчеркнул, что об этом можно будет говорить лишь во время подписания договора. 



МИД: Армения и Евросоюз проводят политические консультации по вопросу дальнейшего сотрудничества
2015-03-16 17:17

Армения и Евросоюз проводят политические консультации по вопросу дальнейшего сотрудничества. Об этом в беседе с журналистами заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, отвечая на вопрос о возможном подписании договора между Арменией и Евросоюзом на Рижском саммите.

По его словам консультации находятся на заключительном этапе. <Когда ЕС даст соответствующий мандат группе переговорщиков, тогда будет возможно начать какой- либо процесс и подписать документ>, - отметил он.

Отвечая на вопрос касательно того, что Россия не выполняет взятых на себя обязанностей по обеспечению безопасности, которая являлась основной причиной интеграции Армении в ЕАЭС, Налбандян подчеркнул, что считает некорректным комментировать подобного рода вопросы. Он также проигнорировал вопрос, касательно эскалации ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта.  Меж тем, сегодня в Ереване в беседе с журналистами сопредседатель Форума гражданского общества программы ЕС <Восточное партнерство> Кшиштоф Бобински заявил, что членство Армении в Евразийском экономическом союзе было обусловлено соображениями безопасности и гарантиями, данными в этой связи странами ЕАЭС. <Были даны гарантии безопасности взамен на отказ Армении от Ассоциативного членства в ЕС. Однако эти гарантии не сработали с учетом повышающейся напряженности в зоне карабахского конфликта. Теперь надо акцентировать внимание на том, насколько эти гарантии реалистичны>,- заметил он.



Комиссия <Евронеста> отклонила предложенную Баку поправку в проект доклада, посвященного проблемам коммуникаций
2015-03-16 17:50

Комиссия <Евронеста> по экономической интеграции, правовому сближению и конвергенции с политикой ЕС отклонила предложенную ранее Азербайджаном поправку в проект доклада <Инфраструктурное сотрудничество между ЕС и партнерами Восточной Европы: совместные проекты в сферах путей, железнодорожного сообщения и воздушного транспорта>.

В ходе голосования по докладу, член армянской парламентской делегации Мгер Шахгельдян заявил, что поправка 11-ая не соответствует букве и духу сотрудничества в рамках <Евронеста>, что содержание в ней утверждения ошибочны, и что данная площадка - не тот формат, в котором должна быть обсуждена эта проблема. В связи с этим армянский депутат призвал проголосовать против данной поправки. В итоге указанный пункт был полностью снят из доклада. 

Поправка 11-ая гласила, что комиссия <выражает сожаление в связи с существованием затяжных конфликтов и оккупированных территорий в странах <Восточного партнерства>, что сопровождается существованием закрытых границ в регионе. В данном контексте комиссия призывает ЕС содействовать немедленному разрешению данных конфликтов и освобождению оккупированных территорий, содействуя тем самым нахождению более открытых и доступных возможностей коммуникации путем внедрения конкретных проектов>.

Доклад, в целом констатировал существенное различие между транспортными инфраструктурами Евросоюза и восточных партнеров, что необходимо устранить.  Документ фиксирует необходимость интеграции транспортных рынков стран ЕС и восточных соседей. Доклад призывает ЕС согласиться на обмен информацией относительно развития национальной авиации и авиационной безопасности.



Отрицание Геноцида армян может вывести Турцию за рамки современного мировосприятия
2015-03-16 11:19

Начало 2015-го ознаменовалось подготовкой армянства к скорбной дате – 100-летию Геноцида армян в Западной Армении и соответственно всплеском активности властей Турции, продолжающих отрицать факт Геноцида и всеми средствами чинящих препятствия на пути международного признания этого факта. События по просьбе информагентства АрмИнфо комментирует и прогнозирует директор Института востоковедения, Национальной академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.

 

Политическая жестикуляция вокруг Галлиполи и Геноцида армян говорит о стремлении Турции поставить мир перед вопросом, 24 апреля – трагедия армян или же победа турок. Какими могут быть перспективы такой политики Анкары, на Ваш взгляд?

 

Начнем с того, что мероприятия, намеченные в рамках 100-летия Геноцида армян, никоим образом не преследуют цель поставить мир перед выбором. 24 апреля армянство намерено еще раз помянуть 1,5 млн. соотечественников ставших жертвами Геноцида. Турция в ответ развернула оголтелую кампанию, делая все, чтобы бросить тень на годовщину преступлений совершенных младотурками, не дать напомнить об этой трагедии. Анкара в этом деле прибегает к довольно грязным методам. Одним из таких методов является перенесение даты празднования боев при Галлиполи с 18 марта на 24 апреля. Сделано это было действительно для того, чтобы поставить глав ведущих государств мира перед моральным выбором: празднующая Турция или скорбные мероприятия в Армении. Насколько я могу сегодня судить, большинством государств эти турецкие уловки были восприняты как нечистоплотные. Не признавать Геноцида армян, чинить препятствия его признанию другими странами – дело Турции. Но ставить другие страны перед выбором ехать в Армению или Турцию – свидетельство попыток Анкары переложить свои проблемы с собственных плеч на чужие. А это никому не нравиться. Мне кажется, что соответствующая позиция будет выражена главами государств ближе к 24 апреля, и я очень надеюсь, что они не поддадутся на нечистоплотные уловки Анкары.  

 

Что, на Ваш взгляд, сегодня характерно в действиях Анкары в направлении усиления политики отрицания факта Геноцида армян?   

 

На мой взгляд, в действиях лиц занимающихся армянским направлением турецкой политики, наблюдается состояние очень близкое к растерянности. Причиной является непродуманность последних действий в направлении политики отрицания Геноцида армян. Это и Галлиполи, и январская встреча турецких послов с присутствием генсека Юнеско Ирины Боковой, попытки использовать парламентскую, культурную дипломатию. Эти, зачастую взаимоисключающие попытки, предпринимаются на всех фронтах, в чем и проявляется эта растерянность. Мне кажется, в Анкаре сейчас опасаются последствий всей этой политики, они не могут просчитать, чем она для них обернется. Опасаются больших потерь.

 

Каких потерь?

 

Это очень серьезный вопрос. Насколько я понимаю, турки бояться оказаться в роли страны не только не признающей Геноцид, но и выступающей в роли государства находящегося вне рамок современного мировосприятия, что грозит изоляцией от остального мира.         

 

Да, но ведь политика Запада по сдерживанию Турции и так в определенном смысле изолирует эту страну и главное ее амбиции?

 

В определенном смысле, конечно, да. И это в первую очередь проявляется в недоверии Запада в ее отношении. Тем не менее, Турция продолжает испытывать огромную зависимость в первую очередь от США. Она член НАТО, получает от США вооружения и никуда от этого не денется. И можно сказать, что неудачи Турции в арабском направлении еще больше увеличивают эту зависимость. А разворот на Восток для Турции без нормальных отношений с Египтом, которых сегодня нет, невозможен.        

 

Что сегодня объективно мешает Турции пойти по пути Германии и избавиться от последствий учиненного младотурками Геноцида?

 

Вопрос очень сложный. Есть несколько причин мешающих Турции вступить на этот путь. Исторически основателями Турецкой республики были люди, непосредственно участвовавшие в Геноциде армян, за исключением Ататюрка. Во-вторых, в период Геноцида произошло ограбление армянского народа, и награбленные средства легли в основу крупных состояний в Турции. В-третьих – основной целью Геноцида было уничтожение армянского народа на его исторической родине – Западной Армении, чем турки пытались “решить” Армянский вопрос. Признание Геноцида армян  не только повлечет за собой ответственность Турции за это преступление, но и признание нынешней Восточной Анатолии исконной Западной Арменией. Четвертой причиной являются последствия признания Турцией Геноцида армян. Насколько я могу судить по встречам с представителями политической и научной элиты Турции, турки опасаются не только возрождения “Армянского вопроса”, но и более ощутимых последствий в виде требований армянством компенсации за это преступление. Пятая причина относится к области морали. На основе личных впечатлений от встреч с турками на протяжении последних 25 лет я пришел к выводу, что они воспринимают вопрос признания Геноцида в национально-моральной плоскости. Они считают, что признав Геноцид, нынешние власти на веки вечные поставят турецкий народ перед необходимостью называться народом совершившим геноцид. Поэтому как минимум нынешнее поколение турецкого руководства сделает все во избежание этого клейма.      

 

Вне зависимости от политической составляющей, Вы видите сегодня необходимость в восстановлении отношений с Турцией?

 

Да. Нормальные межгосударственные отношения, на мой взгляд, не являются препятствием на пути разрешения проблем между Арменией и Турцией, в том числе проблемы признания Геноцида. Однако, эти отношения никоим образом не должны развиваться в ущерб наших законных и справедливых требований к Турции.            

 

Всеармянская декларация, выражающая единую волю армянского народа в вопросе достижения всемирного признания Геноцида армян и отзыв цюрихских протоколов из армянского парламента практически совпали по времени. Какую политическую цель преследовали эти два шага?

 

Всеармянская декларация – беспрецедентное явление в нашей действительности, поскольку впервые удалось достичь консенсуса среди армян всего мира. Нам нужно, не останавливаясь на этом, выступать совместно во всех подобных крупных начинаниях. Я ожидал отзыва протоколов из парламента в период до 24 апреля. Мертвые протоколы, на мой взгляд, не могли играть роли в политике. И отмечая 100-летие Геноцида армян, мы просто не могли иметь в армянском парламенте такой документ. Огромное значение в такой позиции имеет то, что Турция сама торпедировала процесс примирения с Арменией.

 

Думаю, вы согласитесь с тем, что проблема признания Геноцида армян занимает уж точно не первое место в турецкой внешней политике. Какие основные вызовы и проблемы стоят перед Турцией сегодня?

 

Во внешней, в частности региональной политике пред Турцией стоят весьма серьезные проблемы. На мой взгляд, они исходят из амбициозных целей, поставленных во внешней политике команды Эрдогана и правящей AKP, не соответствующих реальному весу и возможностям Турции. Их стремление прыгнуть выше головы, выше реальных возможностей Турции как региональной державы, порождает множество проблем в первую очередь в региональной политике страны. Кроме проблем с Сирией, это ухудшение отношений с Египтом до беспрецедентно-низкого уровня, отношений с Израилем, не самые лучшие отношения с Ираном. Основной причиной является амбициозность Анкары, явно не соответствующая потенциалу Турции. Во-вторых, все эти попытки Эрдогана вести самостоятельную внешнюю политику вызывает явное недовольство западных партнеров Турции. Оставаясь членом НАТО и формально все еще стремясь в ЕС, Турция не только не согласовывает ряд действий с западными партнерами, но и действует вопреки их интересам. Третий аспект, который не стоит недооценивать, - стремление Турции для достижения своих амбициозных целей опереться на экстремистские мусульманские организации, действующие на Ближнем Востоке.

 

“Исламское государство”…

 

В том числе. Эта организация в определенной степени является порождением турецкой политики. До сих пор командиры вооруженных отрядов ИГИЛ получают медицинскую помощь в военных госпиталях на территории Турции. Весь объем незаконной продажи нефти “Исламским государством” проходит через турецкую территорию. Боевики до недавнего времени получали через ту же турецкую территорию огромное количество оружия. Даже сегодня есть такие факты. Отказ же Турции присоединяться к антиигиловской коалиции государств под руководством США – веское доказательство ее нежелания портить отношения с ИГИЛ. Все это исходит из стремления Турции освободиться от режима Асада. Добиться прекращения существования Сирии в качестве геополитической единицы региона, имеющей протяженную границу с Турцией. В первую очередь Турция использует ИГИЛ в своей продолжающейся борьбе с режимом Асада. Единая, сильная Сирия стоит на пути Турции стремящейся стать региональным лидером. Именно этим было обусловлено активное вмешательство Анкары во внутрисирийские дела, поддержка сирийской оппозиции, радикальным террористическим организациям.

 

Визит главы МИД Армении в Израиль прошел как-то незаметно. Каковы были его причины, на Ваш взгляд?

 

Конкретной информации у меня нет, однако, могу сказать, что года три назад в нашем институте побывал высокопоставленный сотрудник израильского МИД, крупный специалист по региональным проблемам д-р Коэн. Он был первым официальным представителем Израиля, заявившим о готовности своей страны признать Геноцид армян, несмотря на наличие в стране противников такого признания. Суть проблемы в том, что политическая верхушка Израиля на самом деле пока не выработала единого подхода к вопросу признания Геноцида армян. На основе общения с коллегами из Израиля, могу сказать, что в этом вопросе нет единого мнения даже на уровне разных департаментов израильского МИД. То есть все упирается в политические расчеты и используется Израилем в антитурецкой политике в качестве ответа на антиизраильскую политику Анкары. Впрочем, глубинное сотрудничество между этими странами все еще продолжается. В первую очередь речь идет о сотрудничестве в военной и разведывательной сфере. Мы давно привыкли к использованию нашей трагедии во внешней политике других стран, думаю, пришло время поговорить и о наших интересах. Поэтому, на мой взгляд, визит Эдварда Налбандяна, его встречу с президентом Израиля следует рассматривать именно в этом аспекте.

 

То есть, поле для работы армянского МИД в Израиле есть…

 

Несомненно. Причем не только с нашей стороны. На мой взгляд, заинтересованность в сотрудничестве с Арменией просматривается и со стороны Израиля с учетом его политики на Южном Кавказе, даже, несмотря на его отношения с Азербайджаном.



Эдуард Шармазанов обсудил с госсекретарем МИД Латвии карабахское урегулирование
2015-03-16 12:03

Вице-спикер парламента Армении  Эдуард Шармазанов 13 марта встретился в Риге с государственным секретарем МИД Латвийской Республики Андреем Пильдеговичем.

 

Как сообщили АрмИнфо в пресс-службе парламента, в ходе встречи стороны подчеркнули важность проведения во второй половине текущего года в Ереване второго заседания армяно-латвийской межправительственной комиссии с целью дальнейшего развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Также обсудили дальнейшее углубление отношений Армения - Евросоюз, осознавая важность проведения 21-22 мая Ассамблеи Восточного партнерства в рамках председательства Латвии в Совете ЕС.

 

Вице-спикер НС РА и госсекретарь МИД Латвии обменялись мнениями по ряду вопросов региональной и международной безопасности. В связи с этим вице-спикер НС представил нынешний этап процесса мирного урегулирования карабахского конфликта.

 

В ходе визита Шармазанов также встретился с представителями армянской общины Латвии. Вице-спикер отметил важность консолидации Армении, Дикаспоры и Арцаха. В этом контексте он выразил благодарность представителям общины за поддержку в вопросах организации выставки, приуроченной к 100-летию Геноцида армян.

 

Отметим, что в эти дни выставки, приуроченные 100-летию Геноцида армян в Османской Турции прошли также Литве, Эстонии и Чехии. 



Армянский депутат: Евросоюз должен проявлять индивидуальный подход к каждой из стран- участниц Восточного партнерства
2015-03-16 12:42

 Евросоюз должен проявлять индивидуальный подход к каждой из стран-участниц программы <Восточного партнерства>, нельзя стричь все эти страны под одну гребенку. Такое мнение выразил глава парламентской комиссии Армении по внешним отношениям Артак Закарян во время заседания Межпарламентской ассамблеи <Евронест> и Форума гражданского общества.

В совместной работе в рамках <Восточного партнерства>, по мнению Закаряна, велика роль гражданских обществ этих стран. Именно они способствуют атмосфере доверия между странами.  <Без атмосферы доверия все инициативы и действия будут носить временный характер, они станут бессмысленными>, - уверен Закарян.

Отметим, четвертое пленарное заседание <Евранест> будет проходить 17-18 марта в Ереване. До этого, 16 марта, предусмотрены заседания комиссий по политическим вопросам, правам человека и демократии, экономической интеграции, социальным вопросам, образованию, энергетической безопасности. Азербайджанская делегация ранее отказалась от участия в заседании в Ереване. 



Глава ФГО выразил сожаление тем, что азербайджанская делегация не приняла участие в работе <Евронест> в Ереване
2015-03-16 14:19

Надеюсь, настанет день, когда азербайджанская делегация в <Евронесте> сможет посетить Ереван.  Об этом 16 марта в Национальном Собрании Армении на совместном заседании Парламентской Ассамблеи <Евронест> и гражданского общества заявил глава Форума гражданского общества (ФГО) Криштоф Бобинский.

 

Он выразил сожаление в связи с тем, что азербайджанская делегация отказалась посетить Ереван для участия в четвертом пленарном заседании структуры.

 

Говоря о важности становления гражданского общества, глава ФГО выразил надежду на то, что наступит день, кода в некоторых странах не будет политзаключенных.

 

<Надеюсь, что и ситуация с гражданскими активистами в Армении улучшится>, - отметил - он.

 

Отметим, что в Ереване стартовало 4 пленарное заседание Парламентской Ассамблеи <Евронест>. На сессии, которая продлится до 18 марта, наряду с пленарным заседанием будут проведены заседания Бюро и 4 постоянных комитетов. Азербайджанская делегация отказалась от участия в заседании организации.



Неформальные и <самоцельные> консультации правящего режима Армении причиняют Раффи Ованнисяну большую боль
2015-03-16 14:33

Лидер партии <Наследие> Рафии Ованнисян по возвращению в Армению выступит с заявлением. Об этом говорится в поступившем в АрмИнфо заявлении Ованнисяна, в котором он сообщает, что <пока находится у родителей в Лос- Анджелесе>. 

 

<То, что произошло и происходит сегодня в Армении, а речь не только о неформальных и самоцельных консультациях правящего режима, причиняет мне большую боль. Опасность гораздо больше и глубже, чем можно предположить>,- заявил Ованнисян, пообещав выступить с <соответствующим> заявлением по возвращению в Ереван.

 

Отметим, что президент Армении Серж Саргсян в эти дни инициировал консультации с политическими силами и общественными кругами вокруг проекта конституционных реформ.



Кшиштоф Бобински: Гарантии безопасности ЕАЭС Армении не реалистичны
2015-03-16 15:42

Правительство Армении в настоящее время сотрудничает с Евросоюзом вокруг договора по сотрудничеству, который будет рассмотрен во время рижского саммита.  Об этом в Ереване в беседе с журналистами заявил сопредседатель Форума гражданского общества программы ЕС <Восточное партнерство> Кшиштоф Бобински.

 

По его словам, в этом вопросе важна не только позиция Армении, но и согласие других стран <Восточного партнерства>, чего, однако, нет, а сроки поджимают.

 

Касаясь членства Армении в Евразийском экономическом союзе, Бобински подчеркнул, что оно было обусловлено соображениями безопасности и гарантиями, данными в этой связи странами ЕАЭС. <Были даны гарантии безопасности взамен на отказ Армении от Ассоциативного членства в ЕС.  Однако эти гарантии не сработали с учетом повышающейся напряженности в зоне карабахского конфликта. Теперь надо акцентировать внимание на том, насколько эти гарантии реалистичны>,- заметил он.

 

Отвечая на вопрос о том, готов ли ЕС дать четкие гарантии безопасности Армении, Бобински подчеркнул, что об этом можно будет говорить лишь во время подписания договора. 



МИД: Армения и Евросоюз проводят политические консультации по вопросу дальнейшего сотрудничества
2015-03-16 17:17

Армения и Евросоюз проводят политические консультации по вопросу дальнейшего сотрудничества. Об этом в беседе с журналистами заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, отвечая на вопрос о возможном подписании договора между Арменией и Евросоюзом на Рижском саммите.

По его словам консультации находятся на заключительном этапе. <Когда ЕС даст соответствующий мандат группе переговорщиков, тогда будет возможно начать какой- либо процесс и подписать документ>, - отметил он.

Отвечая на вопрос касательно того, что Россия не выполняет взятых на себя обязанностей по обеспечению безопасности, которая являлась основной причиной интеграции Армении в ЕАЭС, Налбандян подчеркнул, что считает некорректным комментировать подобного рода вопросы. Он также проигнорировал вопрос, касательно эскалации ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта.  Меж тем, сегодня в Ереване в беседе с журналистами сопредседатель Форума гражданского общества программы ЕС <Восточное партнерство> Кшиштоф Бобински заявил, что членство Армении в Евразийском экономическом союзе было обусловлено соображениями безопасности и гарантиями, данными в этой связи странами ЕАЭС. <Были даны гарантии безопасности взамен на отказ Армении от Ассоциативного членства в ЕС. Однако эти гарантии не сработали с учетом повышающейся напряженности в зоне карабахского конфликта. Теперь надо акцентировать внимание на том, насколько эти гарантии реалистичны>,- заметил он.



Комиссия <Евронеста> отклонила предложенную Баку поправку в проект доклада, посвященного проблемам коммуникаций
2015-03-16 17:50

Комиссия <Евронеста> по экономической интеграции, правовому сближению и конвергенции с политикой ЕС отклонила предложенную ранее Азербайджаном поправку в проект доклада <Инфраструктурное сотрудничество между ЕС и партнерами Восточной Европы: совместные проекты в сферах путей, железнодорожного сообщения и воздушного транспорта>.

В ходе голосования по докладу, член армянской парламентской делегации Мгер Шахгельдян заявил, что поправка 11-ая не соответствует букве и духу сотрудничества в рамках <Евронеста>, что содержание в ней утверждения ошибочны, и что данная площадка - не тот формат, в котором должна быть обсуждена эта проблема. В связи с этим армянский депутат призвал проголосовать против данной поправки. В итоге указанный пункт был полностью снят из доклада. 

Поправка 11-ая гласила, что комиссия <выражает сожаление в связи с существованием затяжных конфликтов и оккупированных территорий в странах <Восточного партнерства>, что сопровождается существованием закрытых границ в регионе. В данном контексте комиссия призывает ЕС содействовать немедленному разрешению данных конфликтов и освобождению оккупированных территорий, содействуя тем самым нахождению более открытых и доступных возможностей коммуникации путем внедрения конкретных проектов>.

Доклад, в целом констатировал существенное различие между транспортными инфраструктурами Евросоюза и восточных партнеров, что необходимо устранить.  Документ фиксирует необходимость интеграции транспортных рынков стран ЕС и восточных соседей. Доклад призывает ЕС согласиться на обмен информацией относительно развития национальной авиации и авиационной безопасности.



В избранное