Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Век = Текст
http://russ.ru/krug

Егор Отрощенко

Век = текст. Выпуск 4: 1904

Часть 2

Смерть Чехова и порубка вишневого сада; "Стихи о Прекрасной Даме" и "Символизм как
миропонимание"; "Белый пудель" Куприна и "Конь блед" Брюсова; скиты скитальных скимнов
и искания безвольных психопатов; декаденты накостыляли босякам; русский марксизм
похищен из морга; Горький-Жванецкий, Горький-Байрон и Горький-Колумб.


Горький М.

Человек. "Знание", кн. 1.

"И вот Максим Горький литературный диктатор, законодатель "направлений"... Афоризм
за афоризмом изрекает он, а глупая толпа, подобострастно хихикая, требует новых острот
в том же роде: вылетают "буревестники", и, наконец, выходит на сцену сам "человек"...
Увы! Это уже не тот свободолюбивый человек, родной брат солнцу и морю, а какая-то
странная кукла, в "марксистской" блузе, из кармана которой торчит Ницше в изложении
г. Луначарского" (Георгий Чулков. "Новый путь" #6).

"Есть у Максима Горького какой-то особый дар находить "общее слово времени", которое
всегда просто, как постанов Колумбова яйца на острый конец, и которое - как счастливая
формула века - само вырывается из вещей души нашего поэта-публициста...

Недостатки поэмы Горького, как произведения литературного, очень значительны, и то
хорошее, что есть в ней, бросается в глаза не сразу, но - загорожено, и надо его
искать. Зато поиски вознаграждаются с избытком. Не знаю я большего наслаждения, как
созерцать огромное чувство, излившееся сильным словом в твердую, прямо поставленную
мысль... Нет у нас в этом даре соперников ему, с его - говоря Горького же словами
- "трагически прекрасным" темпераментом, которым покоряет он очарованиям своего мышления
даже умы, ему враждебные" (Аббадонна (А.В.Амфитеатров). Отклики. "Русь", 9 мая).

"Человек", это - холодная риторика на тему о шествии "мятежного человека". В скандированной
прозе торжественно, но холодно и напыщенно повествуется, как "трагически прекрасный
человек" отвергает "темницу Веры", отвергает "Ложь", "гнилую Пошлость, подлой Скуки
дочь", и шествует с своей "бессмертной Мыслью". И опять-таки для философского произведения
статья г. Горького слишком бедна мыслью, для поэтического сказания - слишком нагружена
балластом несообразных отвлеченностей. Мы уже не говорим о той странной расправе,
которую учиняет "трагически прекрасный Человек" над "Любовью", "Надеждой", "Ненавистью",
"Верой", забывая, что подобная же операция может быть произведена и над "Мыслью".
Во всяком случае, прочитав новое произведение г. Горького, читатель не проникнется
чувством уважения к "мысли" (И. (И.Н.Игнатов). Литературные отголоски. "Русские ведомости",
5 мая).

"Человек" - одно из капитальнейших и глубочайших творений Горького. Какая ширина
и объем мысли, какая красота и сила, какая поэзия картин, какая сжатость и скульптурность
выражений! Эта вещь - одно из наиважнейших и оригинальнейших созданий всей русской
литературы. В нем, как и во всех значительнейших творениях Горького, веет тот самый
глубокий, великий и поэтический дух, который присутствует в совершеннейших творениях
Байрона и Виктора Гюго. Даже и теперь это сознают уже многие и счастливы этим убеждением
за наше время" (В.Стасов. Неизлечимый. "Новости", 2 октября).

Бунин И.А.

Чернозем. "Знание", кн.1.

"Г. Бунин художник эскизный и лаконический. Предвзятость и преднамеренность ему чужды.
Он - очень художник, чрезвычайно художник, только художник. Если его образы принимают
публицистическое значение, то не по замыслу, а лишь потому, что необычайная правдивость
умелого воплощения делает их неопровержимо типическими" (Аббадонна (А.В.Амфитеатров).
Отклики. "Русь", 12 мая).

Белый Андрей

Символизм как миропонимание. "Мир искусства" #5.

"Еще недавно думали - мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта. Простиралась
великая плоскость... Все обесценилось. Не исчезло стремление к дальнему в сердцах.
Захотелось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей...

Идея - ступень объективации воли. Воля - глубочайшее начало бытия...

Для познания идеи необходимо представление... Содержание искусства - познание идей...

Не событиями захвачено все существо человека, а символами иного. Музыка идеально
выражает символ. Символ поэтому всегда музыкален...

К тому, что было прежде времен, к тому, что будет, обращен символ... Символ пробуждает
музыку души... Религия есть система последовательно развертываемых символов.

Пропасть развертывается у наших ног, когда мы срываем с явлений маску... Мы ужасаемся
разницей между видениями и бытием..."

Золото в лазури. - М.

"Декаденты продолжают давать материал для изощрения своего остроумия не только читателям
обыкновенным, но и профессиональным критикам. Вернее, впрочем, наоборот. Среди читателей
еще находятся люди, серьезно относящиеся к произведениям наших новых поэтов, тогда
как критики, почти все, единодушно их не признают и огулом вышучивают. Каждый декадентский
сборник как бы разряжает накопившуюся у критиков веселость, выход его сопровождается
всегда раскатами смеха и хихиканья, которые слышатся со страниц толстых журналов
и газет.

На днях, например, вышел объемистый сборник стихотворений Андрея Белого "Золото в
лазури". Не успел он появиться, не успела критика его проштудировать, как уже покончила
с ним и сдала в архив. Несколько пародий - пародий, остроумно подчеркнувших слабые
стороны поэта, - и конец. Книга, полная живых впечатлений поэта, заброшена, а вокруг
автора, около его имени повсюду носятся тучи смеха...

В сущности, малопонятно, зачем критики этой категории утруждают себя писанием пародий?
У каждого из декадентов можно найти не одно, а много таких стихотворений, которые
достаточно только процитировать и впечатление будет то же, что от пародии, даже больше,
потому что, читая такое стихотворение, всякий будет знать, что стихотворение это
подлинное, настоящее...

Понять декадентов не так уж трудно, нужно только именно желание их понять, нужно,
чтобы читатель, раскрывающий их сборники, изданные всегда с редким у нас изяществом
и любовью, отбросил хоть на время предвзятую идею о ненормальности этих поэтов, перестал
выискивать у них "курьезы" и материал для смеха...

Итак, господа, бросьте эту предвзятость, и тогда попробуйте прочитать "Золото в лазури"
Андрея Белого...

Это удивительно красочная поэзия. Перелистывая страницу за страницей, вы почти ощущаете
яркое золото солнца, почти видите, как оно играет на драгоценных камнях, богато и
умело, с большим вкусом, рассыпаемых по длинным и коротким строчкам стихов Андрея
Белого. На каждом шагу вы видите перед собой сильно написанные образы...

Пора, пора бросить трафаретку, которую обычно прилаживают к этому новому у нас течению.
Пора заняться его серьезным и беспристрастным изучением. Сделать это не так уже трудно.
Я уверен, что для этого достаточно только одного простого, искреннего желания, достаточно
решимости отбросить или даже отложить на время в сторону предвзятое отношение к новой
поэзии. Право, поэзия эта не так уж ненормальна, как это нас уверяют" (Вл.Боцяновский.
Критические наброски. "Русь", 4 мая).

Мережковский Д.С.

Антихрист. Петр и Алексей (заключительная часть трилогии "Христос и Антихрист").
"Новый путь" #1-5, 9-12.

"Замысел трилогии о Христе и антихристе один из грандиознейших во всемирной литературе.
Но художественные силы Д.С.Мережковского далеко недостаточны, чтобы выполнить его
во всей полноте... В напечатанных двух частях много интересного и характерного, но
везде дает себя чувствовать отсутствие непосредственного творчества. Автор путается
в подробностях, камешек за камешком лепит свою мозаику. Отдельные камни ценны и красивы,
но целой картины часто не получается" (Без подписи. "Весы" #1).

Наживин И.Ф.

У дверей жизни. Очерки. - М.

"Шаблонные и наивные рассказы, написанные ленивым и серым языком. Автору, очевидно,
было все равно как писать, он не выбирал слов, а ставил первые попавшиеся...

"Как упавшие с неба звезды зажглись огоньки светляков", - пишет г. Наживин. К чему
это?.. Все его метафоры производят впечатления безобразных тряпичных цветов, приколотых
к простой шляпке. Шляпка могла бы исправно защищать от солнца, но эти безвкусные
цветы делают ее нестерпимой" (В.Б. "Весы" #6).

Арцыбашев М.

Смерть Ланде. "Журнал для всех" #12.

"Среди беллетристических произведений, появившихся у нас за истекший год, рассказ
г. Арцыбашева "Смерть Ланде" кажется мне одним из наиболее значительных по глубине
замысла и нежной красоте настроений, хотя он страдает некоторой робостью манеры и
недосказанностью. Это один из тех вымыслов, о которых у читателя надолго сохраняется
воспоминание, как о каком-то трогательном пережитом событии, может быть, потому,
что автор вложил в него запас многолетних дум, заключил в нем свою душу. Если прикинуть
к рассказу г. Арцыбашева аршин школьной критики, то едва-ли можно его признать реалистическим.
Но было бы также неверно отнести его к литературе символической. Это, вернее всего,
произведение идейное. В нем воссоздана не сама жизнь, в ее обычных проявлениях, а
внутренняя трагедия жизни в ее философском освещении...

Повесть г. Арцыбашева должна быть признана одним из лучших произведений нашей молодой
литературы, и автор ее может быть поставлен наряду с самыми талантливыми современными
писателями" (Н.Минский. Литература и искусство. "Новости", 31 декабря).

Розанов В.В.

Критические этюды. 1. Декаденты. - СПб.

"Совершенно непонятно... за что так жестоко обрушился на них (декадентов. - Е.О.)
г. Розанов в только что вышедшей его брошюре "Декаденты". Странное впечатление производит
эта брошюра еще и потому, что г. Розанов характеризует всех представителей нового
искусства по таким поэтам как Емельянов-Кохановский, который, как известно, сам сознался,
что его стихи - намеренная и вполне сознательная мистификация. Казалось бы г. Розанову
не мешало бы принять во внимание хотя бы г. Бальмонта, но, увы, имя этого поэта у
него даже не упоминается. Положительно досадно за г. Розанова, не сумевшего серьезно
отнестись к делу и отбросить старую трафаретку, по которой давно уже говорят о декадентах.
При всей своей уродливости это течение заслуживает того, чтобы в него вдуматься и
добросовестно его объяснить" (Вл.Боцяновский. Литература и критика. "Русь", 19 февраля).

Сологуб Ф.

Жало смерти. Земле земное. Обруч. Баранчик. Красота. Утешение. - М.

"Смерть, бесспорно, величайшее явление в мире... Но что сделал из этого трагического
вопроса г. Сологуб! В первом рассказе "Жало смерти" сначала два мальчика начинают
заниматься известным в этом возрасте пороком, а потом вдруг топятся, так, что называется
- здорово живешь, потому что старший вдруг приходит к внезапному заключению, что
"здесь гадко жить...". Малыш начитался, очевидно, изданий "Скорпиона" и рассуждает,
как самый заправской член этого издательства... В следующем рассказе "Земле земное"
герой тоже мальчик, лет двенадцати, не более, но уже прошедший тоже основательную
школу русского декадентства и весь ушедший в изучение "таинственных шорохов", "тайных,
мучительных" порываний, ищущий "страшного", из желания "мучительств" упрашивает отца
"выпороть его розгами"... Его, однако, г. Сологуб почему-то пощадил. Зато всех остальных
своих героев, тоже детей, он истребляет безжалостно: они топятся, режутся, бросаются
из окон. Всеми детьми в его рассказах овладевает бешеная м!
ания смерти, по-видимому, от чрезмерного чтения "Нового пути", стихотворений г. Брюсова
и самого Сологуба...

Вывод из этих рассказов ясен: не следует детям... увлекаться декадентством, ибо последствия
для них тяжки и неприятны. Что же касается самого автора, то ему следует серьезно
заняться своей нервной системой" (А.Б. (А.Богданович). "Мир Божий" #11).

"Душа рассказов - глубокая скорбь земного существования... Одно детство, не знающее
смерти, ни страха, ни стыда, - как бы отголосок и продолжение забытого рая земли.
И лучше умереть телу, чем душе, в тот роковой миг, когда человек снова изгоняется
из рая. Мистерия детства - его святости и его грехопадения - вот содержание этой
книги о детях" (Вяч.Иванов. Рассказы тайновидца. "Весы" #8).

Ихоров З.

Исповедь человека на рубеже 20 века. - М.

"Об "Исповеди" г. Ихорова можно и даже должно говорить с одной почтенной целью: предупредить
читателя от ознакомления с нею... Дурной язык, плоские литературные приемы и полное
отсутствие мысли соперничают в книжке" (В.Н.Ст. "Журнал для всех" #8).

"Всякая исповедь поучительна и может иметь нравственный и литературный смысл лишь
постольку, поскольку она, путем глубоких личных переживаний и достаточно ярких образов,
раскрывает все страдания и всю радость, какими могут наполнить человеческое сердце
условия данной действительности... Иначе, в художественном отношении подобная исповедь
не может иметь никакой цены, в общественном - никакого значения и вообще обременит
людей досадным чувством ненужности. Книга г. Ихорова как раз этими недостатками и
отличается. А между тем большинство из затронутых им вопросов - вопросы первостепенной
важности. Вся беда в том, что автор ставит их в том избитом виде, как они давно и
всем известны, сообщает им оттенок последней пошлости, какой отличаются разве только
критические заметки и фельетоны московской газеты Новости Дня" (Без подписи. "Весы"
#3).

Новиков И.А.

Искания. Сборник (повестей, рассказов и драм). - Киев.

"Все "искания" героев г. Новикова носят довольно странный характер. Чего ищут эти
люди - даже сказать трудно... Герои г. Новикова, говоря несколько грубо, безвольные
психопаты, добродетельные, но тяжелые и никуда не годные люди. И читателю в большинстве
случаев очень трудно понять, что заставляет их "искать", и что мешает им "найти"...

Ничего нельзя, конечно, возразить против таких именно персонажей для беллетристических
произведений. Беда, однако, в том, что и сам автор вместе со своими героями окутан
одним и тем же туманом психических противоречий и недоумений" (Без подписи. "Русское
богатство" #7).

Другие произведения

Волконская М.Н. Записки М.Н.Волконской. - СПб.

Чулков Г. Светлеют дали. "Весы" #4.

Гиппиус З. Светлое озеро. Дневник. "Новый путь" #1-2.

Босяк. "Новый путь" #10.

Шувалов В. Песни из жизни простых людей. - СПб.

Флоренский П. О символах бесконечности. "Новый путь" #9.

Об одной предпосылке мировоззрения. "Весы" #9.

Милицына Е.М. За светом. "Русская мысль" #1.

Сологуб Ф. За стихи. "Новости", 16 августа.

Жалость и любовь. "Новости", 21 августа.

Порча стиля. "Новости", 25 августа.

Книголюбцам. "Новости", 9 августа.

Книга сказок. - М. (год издания указан 1905).

Немирович-Данченко В.И. На войну. От Петербурга до Порт-Артура. Из писем с дороги.
- М.

Телешов Н. Певец Богоматери. "Правда" #1.

Семенов С.Т. В родной деревне. - М.

Муйжель В. В непогоду. "Мир Божий" #8.

Розанов В.В. Среди обманутых и обманувшихся. "Новый путь" #6-7.

Тут есть некая тайна. "Весы" #2.

Кандриевская А. "Ничтожные" и другие рассказы. - М.

"То было раннею весною" и другие рассказы. - М. (год издания указан 1905).

Ремизов А. Товарищество новой драмы. "Весы" #4.

Арцыбашев М. Бунт. "Мир Божий" #3-4.

Будищев А.Н. Солнечные дни. - М.

Львов В. (Рогачевский). Мертвое царство. Рассказы Леонида Андреева. "Образование"
#11.

Амфитеатров А. Сибирские этюды. - СПб.

Минский Н. Нравственные проблемы наших дней. "Весы" #12.

Куприн А.И. Мирное житие. "Знание", кн.2.

Корь. "Мир Божий" #4.

Жидовка. "Правда" #9.

С улицы. "Мир Божий" #12.

Белый пудель. "Юный читатель" #2-3.

Зайцев Б. Тихие зори. "Новый путь" #11.

Волошин Макс. Магия творчества. О реализме русской литературы. "Весы" #11.

Булгаков С. Чехов как мыслитель. "Новый путь" #10.

Белый Андрей. К.Д.Бальмонт. "Весы" #3.

Маска. "Весы" #6.

Возврат, 3 симфония. - М. (год издания указан 1905).

Критицизм и символизм. "Весы" #2.

Окно в вечности. "Весы" #12.

Бунин И.А. На высоте. "Правда" #1.

В хлебах. "Правда" #3.

Крюков Ф.Д. Картинки школьной жизни. "Русское богатство" #6.

Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога. "Новый путь" #1-12.

Поэт и чернь. "Весы" #4.

Бальмонт К.Д. Собрание стихов. Т.2. Горящие здания. Будем как солнце. - М.

Литургия красоты. Стихийные гимны. - М. (год издания указан 1905).

Символизм народных поверий. "Весы" #3.

Милицына Е. Рассказы. - М. (год издания указан 1905).

Чюмина О.Н. Драматические сочинения и переводы, т. 1. - М.

Случевский К.К. Новые повести. - СПб.

Зиновьева-Аннибал Л.Д. Кольца. - М.

Леонид Галич (Габрилович Л.Е.). Катехизис русского символизма. "Театр и искусство"
#38.

Вербицкая А. Счастье. Новые рассказы. - М.

Белоусов И.А. Весенние гости. - М. (год издания указан 1905).

Тан. Повесть из жизни русских в Америке. "Мир Божий" #1-6.

Чириков Е. Пьесы, т.4. - СПб.

Ляцкий Евг. А. П. Чехов и его рассказы. "Вестник Европы" #1.

Брюсов В. Конь блед. "Новый путь" #5.

Кинжал. "Новый путь" #10.

Андреев Л.Н. Нет прощения. "Курьер", 1 и 2 января.

Призраки. "Правда" #11.

Бердяев Н.А. Философия и жизнь. Дневник публициста. "Новый путь" #10.

Короленко В.Г. Николай Константинович Михайловский. "Русское богатство" #2.

Покровский А.И. Современное декадентство перед судом вековечных идеалов. "Русский
вестник" #6.

Гарин Н. Бабушка. "Русское богатство" #2.

Корейские сказки, записанные осенью 1898 года. - СПб.

По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову. Карандашом с натуры. - СПб.

Мережковский Д.С. О свободе слова. "Новый путь" #10.

Выпуск подготовлен совместно с А.Отрощенко

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное