Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Дмитрий Эссеринг

Контекст все стерпит


Майкл Уолцер. О терпимости. - М., Дом интеллектуальной книги, 2000.

О терпимости

Выясняется, что год 1997 вышел более чем продуктивным для университетских специалистов
по проблеме (всяческой) терпимости.

Мы, конечно, и раньше знали, что 26-27 марта того года в Париже проходил Международный
форум по толерантности, вступительное слово на котором, как и недавно на форуме давосском,
имел честь произнести Умберто Эко. Нам также было известно, что вступительное слово
было в дальнейшем переработано и включено в статью "Миграции, терпимость и нестерпимое",
в свою очередь, включенную в сборник "Пять эссе на темы этики", увидевший свет в
Италии в 1997-м, а у нас - сами знаете когда.

Но оказывается, что и за океаном в то же самое время умные специалисты не менее тщательно
толерантность изучали и препарировали. А некий Майкл Уолцер даже представил взглядам
заинтересованной общественности труд, который так и назывался - On Toleration.

Американец Уолцер, разумеется, не интеллектуальный монстр вроде упомянутого нами
толстенького бородатого профессора межгалактического ранга. Известен ограниченному
кругу посвященных (тем более на просторах РФ), а потому российские издатели из "Дома
интеллектуальной книги" снабдили стотридцатистраничный курс лекций Уолцера аппендиксом
из хвалебных рецензий от неких достойных и известных на просторах РФ не более, чем
ими рецензируемый автор, американских же ученых мужей. А еще забавной аннотацией,
сулящей немалое удовольствие от содержимого брошюрки и начинающейся так: "Майкл Уолцер
- один из наиболее проницательных, здравомыслящих, сострадательных и образованных
теоретиков, пишущих на политические темы".

(Глобальную тему терпимости можно разбить на много-много подтемок. Например, "человеческий
организм и дискурсивная терпимость". Или даже: "нетерпимость к советологическому
дискурсу", терпимость к дискурсу восторженно-сопливому etc.

Уолцер, впрочем, до дискурсивных практик не снисходит, предпочитая оперировать иными
категориями - см. ниже.)

Одним словом, переходим к тексту, который начинается с производимой г-ном Уолцером
процедуры самоидентификации: "Будучи американским евреем, я рос с сознанием того,
что являюсь объектом терпимости". Произведенная процедура позволяет нам уверенно
констатировать: Уолцер - аутентичный субъект иудео-христианской культурно-исторической
традиции. И американского ученого сообщества субъект не менее аутентичный.

Справедлива ли эта констатация?

Традиция-сообщество

"Содержащиеся в данной работе рассуждения строятся главным образом на материале Европы,
Северной Америки и Ближнего Востока. В том же, что касается Латинской Америки, Африки
и Азии, мне придется опираться на знания других". Отметим, что опираться г-ну Уолцеру
пришлось исключительно вскользь, для пополнения общих мест(придания колорита?).
Г-н Уолцер - честный исследователь: он будет говорить только о том, что видит за
окнами своего кабинета и во время ученых вояжей. "О терпимости", таким образом, повествование
не о терпимости как идее в платоновском духе, и даже не о толерантности в духе модной
сегодня компаративистики , любопытной и даже иногда полезной практически ; "О терпимости"
- это о терпимости в контексте иудео-христианской (см. выше) традиции. Вот что говорит
сам г-н Уолцер: "Альтернатива [в рассмотрении проблем терпимости - Д.Э.], которую
я намерен отстаивать, представляет собой рассмотрение толерантности и сосуществования
в историческом и контекстуальном плане". Что за контекст , чья история - мы выяснили
.

сообщество-традиция

 Как известно, американское ученое братство предпочитает Аристотеля Платону. Предпочитает
  все взвесить, измерить и раскрошить на части. Типичный его репрезентант - специальный
агент ФБР Скалли со своей страстишкой к наглядности и неприятием тошнотворной метафизики
.У агента Малдера несомненны европейские корни.

Старший сотоварищ Уолцера Ричард Рорти в брошюрке "Обретая нашу родину..." (изданную
на русском все тем же "Дик"ом): "Фукианствующие левые... преувеличивают важность
философии для политики и растрачивают свою энергию на замысловатый теоретический
анализ значимости текущих событий". Уолцер, с оглядкой ли на Рорти-авторитет, или
с инкорпорированной еще в студенчестве искренней верой: "Философия должна быть исторически
просвещенной и социологически компетентной, если желает избежать дурногот утопизма
и встать  перед нелегким выбором, к которому нередко вынуждает ее участие в политической
жизни".
"Историцизм", "просвещение" - концепты дискурса немножко архаичного. Но - оценим
 работу квалифицированного ученого, добровольно взявшегося за нелегкий труд по ретроспективно-дескриптивному
освещению (социологически компетентному) форм терпимости. Бытовавших при "пяти толерантных
режимах", случающихся при "сложных случаях" и возникающих при разрешении "практических
вопросов".

о нетерпимости

Терпимость (следуя справедливой логике "Дао дэ цзина") - то, что возникает при появлении
нетерпимости. То, что пытается совладать с нетерпимостью. То, что оформляется и легитимизируется
при т.н. "толерантных режимах". То есть то, что являет собой искусственную надстройку
над отвратительно-естественной нетерпимостью, гнездящейся в микроскопических общественных
(по Аристотелю) организмах.
Уолцер до "микро" не снисходит. Работает с "макро", с феноменологий надстройки: "Предметом
моего рассуждения является толерантность в отношении культурно-религиозных различий
и различий в образе жизни".
Но планетарное мышление Уолцера, кажется, не позволяет ему рассмотреть  истоки проблемы.
О которых - Эко ( с микроскопом ) : "Фундаментализм, интегрализм, псевдонаучный расизм
суть теоретические позиции, предполагающие некоторую доктрину. Нетерпимость предшествует
всем доктринам. В этом смысле нетерпимость имеет корни биологические... Нетерпимость
к иному или к неизвестному естественна у ребенка, в той же мере, в какой инстинкт
завладеть всем, что ему нравится".

Внимательный читатель книг и рецензий справедливо заметит, что Эко и Уолцер, воообще
говоря, о разном. Первый - о том самом базисе, удобренном природой, второй - об окученной
гражданином надстройке мультикультурного масштаба.
Но если для первого построение второго, сдается, прозрачно, то для второго измышления
первого - не туманны ли? Здравый смысл и ratio, гении позитивного американского lifestyle,
- в силах ли справиться с ними?
"Растет война случайного насилия", - с горьким вздохом констатирует Уолцер. И конструктивно
добавляет: во всем виновато то, "что мы живем в условиях специфически современного
и постмодернистского конфликта множественности групп и индивида". По своему справедливо
 .

p.s.

Будущее (в случае с обществом Уолцера-Эко) - в связи с интеграцией, глобализацией,
виртуализацией - за микроконфликтологией.
Ведь благосостояние (того общества) землян повышается, необходимость вступать в прямые
контакты с себе подобными понижается. Работа, шоппинг etc. - все на расстоянии. Будущее
- за миллионами сингулярных универсумов со своими ритуалами и системами ценностей.
А если вдруг такой универсум актуализируется в публичном пространстве? А другой универсум
(по незнанию) совершит жест, никак не вписывающийся в космологию первого?

Покончим с футурологией и обратимся к последнему роману Ирвина Уэлша Filth. Эдинбургский
полицейский, отправивший к праотцам черного брата ( совсем не из расистских соображений
- см.Filth ), делится :

-What does the term racism mean to you ... Bruce ?
- It doesn"t mean anything to  me . I just treat everyone the same .

 "Война всех против всех". Какой уж тут мультикультурализм...

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное