Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новости электронных библиотек
http://russ.ru/biblio

Кирилл Куталов

Erotica

Название этой статьи, по сути дела, обман 
(http://www.sumerkbogov.alkor.ru/tema/). Все, что следует ниже, - 
совершенно нескандальные заметки о том, о чем и без того всем известно. И 
все же на всякий случай, если Вам еще нет 18 лет, нажмите кнопку back и 
вернитесь к содержанию (http://russ.ru/index.html) "Русского журнала".

Эротическая литература в Интернете, по крайней мере русская эротическая 
литература в Интернете, - в известном смысле черная кошка в темной комнате.
Или лучше сказать, оксюморон в чистом виде. Если нужно привести пример 
оксюморона, не стоит тянуться к учебнику - там все равно ничего кроме 
"черного солнца" обнаружить не удастся, - достаточно просто сказать 
"русская эротическая литература в Интернете". Короче говоря, не существует 
таковой. Секса в Сети навалом, а вот литературы - нет.

Хотя сразу так и не скажешь.

Это несуществующий феномен во многом сродни пришельцам из "Секретных 
материалов". Используя терминологию следственных органов, мы сталкиваемся с
полным отсутствием прямых улик, при том, что косвенных более чем 
достаточно. Есть полубезумные свидетели с полувнятными рассказами, нечеткие
кадры, даже какие-то артефакты - словом, избыточное обилие лакун. В этом, 
собственно, и заключается главный прием и даже закон жанра: эллипсис, 
пропуск значимых фрагментов. Чем был бы агент Фокс Малдер, если бы в каждой
серии его поиски увенчивались очевидным и неоспоримым успехом? Место 
объективных результатов занимает субъективный фактор паранойяльной 
убежденности, который вкупе с полувнятными свидетельствами полубезумных 
очевидцев дает повод для построения главного - теории.

Так же и с эротической литературой. Бытует стойкое убеждение, что последняя
должна существовать. Что без нее в некоей умозрительной системе литературы
образуется пустое место, даже какой-то изъян. Что картина мира будет как 
минимум неполной. О том, что убеждение это не мной самим придумано, говорит
находящееся в Сети теоретическое обоснование 
(http://russ.ru/antolog/INTELNET/zh_erot_pismo.html) необходимости 
существования эротической литературы, и в частности, именно русской 
эротической литературы. Михаил Эпштейн, умно и чуть смешно говоря немногое 
о многом, в общем-то признает, что "русский язык, при всем своем богатстве,
мало разработан в описании любовных отношений, телесных прикосновений, 
опыта неги и наслаждения". Причем признает в первых строках своей статьи, 
отчего весь замысел вообще выглядит несколько подозрительно. По мере чтения
подозрение только усиливается - в какой-то момент становится непонятно, в 
чем, собственно, разница между тем, что называется эротической ли!
тературой, и вообще литературой? На какой, то есть, основе первая 
выделяется из последней? Получается, что лишь на одной и наиболее очевидной
- если написано "про это", то и литература эротическая. В то же самое 
время, за исключением очевидного trash'а (http://www.sinor.ru/~darkmark/), 
самим Эпштейном к рассмотрению не допущенного, все перечисленные в 
подтверждение тезисов произведения подобному формальному критерию отчаянно 
сопротивляются. Помимо этого, ощущается острый дефицит адекватного предмету
языка и понятийного аппарата, и, быть может, вследствие этого дефицита 
Эпштейн, будучи последовательным, вынужден констатировать невозможность 
перевода эротического опыта в план письма, хотя сделано это достаточно 
тонко и как бы между строк.

По сути дела, проект этот при всей его привлекательности, скорее всего, так
навсегда и останется в виде редакторского вступления, в одно и то же время
разграфляющего поле для дальнейших теоретических разысканий и 
перечеркивающего саму возможность таких разысканий.

Сколько ни повторяй "халва", во рту слаще, как известно, не станет. Также 
известно, что эффект наступает практически незамедлительно, если сказать 
"лимон".

За лимон у нас сегодня известный сетевой деятель Михаил Армалинский. Без 
Пушкина (http://www.mipco.ru/win/pushrus.html).

Меньше теории, больше практики! Сплав теории с практикой представлен в 
General Erotics (http://www.mipco.ru), также известном как "журналец". На 
неокрепшие умы издание это может произвести очень даже сильное впечатление.
Прочитав все номера в хронологическом порядке, я, что называется, 
"купился", и даже начал записывать какие-то тезисы, которые впоследствии 
должны были составить основу для вдумчивого и тщательного описания проекта.
Прежде всего поражает последовательность мысли. Спектр феноменов 
современной и не очень современной жизни, попадающих в поле зрения писателя
Армалинского необычайно широк - от проблемы 2000 (http://www.millenium.ru)
и разночтений в трактовке границ нравственного у граждан США и Кубы, до 
разбора произведений живописи и текстологического анализа романа "Бесы". 
Также последовательно выстраивается иерархия культурных героев 
(http://guelman.ru/21/index.html) всех веков, на вершине которой Пушкин 
разделяет трон с великим просветителем маркизом де Садом, а!
 в преисподней, или по меньшей мере в месте отбытия наказания - трусливый и
совершенно как мужчина неинтересный Достоевский и такой же, если не еще 
менее интересный как мужчина, Набоков (впрочем, с последним не так все ясно
- это то ли он, то ли Гумберт).

Единственное, что не очень понятно - смысл идеи, смысл этой самой 
последовательности. Здесь любопытно сравнить подход к теме Армалинского и 
Эпштейна. Если последний, делая попытку теоретического обоснования, 
настаивает на тщетности языка литературы в деле построения дискурса 
(прости, Господи!) эроса, то первый как раз ратует за точное называние 
вещей своими именами, причем точность прямо пропорциональна "свойскости" 
имен. В этом смысле работа, которую ведет Армалинский, имеет скорее 
разрушительный характер, и кажется, что лучшим способом отбить у 
порнографов охоту вырабатывать свой продукт может стать появление большого 
числа михаилов армалинских, пишущих о том, о чем они пишут и так, как они 
пишут. Работа эта построена на опять-таки дьявольски последовательном 
заполнении лакун (особенно красноречив анализ "Бесов" - в каком-то 
узкоспециальном (http://soulzone.cjb.net) смысле это прямо-таки шедевр), 
срывании различного рода покровов и отбрасывании всевозможных запретов. 
Предпол!
агаемый результат этой работы может быть сравним с голландским опытом 
борьбы с наркобизнесом - желание делать нечто, только потому что оно 
запретно, быстро пропадает, когда приходится платить налоги и получать 
лицензии, словно бы это строительный бизнес какой-нибудь.

В качестве психотерапии можно предложить представить себе общество, в 
котором секс-индустрия не только не имеет определенных законом границ, но 
занимает такое же место, как, например, музыкальная индустрия. По 
телевидению вместо круглосуточного музыкального канала транслируют порно 
различных степеней тяжести, киноакадемии (все, а не только некоторые) дают 
награды за самые откровенные постельные сцены, а в переходах бедные 
студенты занимаются любовью, зарабатывая на пиво. Музыку же люди слушают 
поодиночке, вдвоем, максимум втроем, зал консерватории - сцена из фильмов 
Пазолини, а на обложке журнала для мужчин изображен человек (пол не важен),
чуть приоткрывающий скрипичный футляр.

То, что мы имеем по данной теме в рунете помимо Армалинского, уже даже не 
лимон. Практика, практика и еще раз практика в наиболее сугубом виде. Самое
безобидное из встреченного мною здесь (http://www.erolit.aha.ru/) - 
зарисовка из профессиональной жизни молодого человека, служащего в магазине
сантехники. В подробности вдаваться не буду, дабы не компрометировать ни 
себя, ни любимый мною (http://www.russ.ru/authors/kutalov.html) журнал. 
Других примеров и ссылок тоже приводить не буду - не уверен, что дело это 
не подсудное.

Таким образом, возвращаемся к тому, от чего отталкивались в самом начале. 
Эротическая литература существует только в том случае, если этот термин не 
более чем эвфемизм, скрывающий старую добрую порнографию. Все, что с ней 
можно сделать, - либо попытаться поднять ее до более высокого уровня, то 
бишь трансформировать в нечто, имеющее уже совсем другую природу, либо 
опять же попытаться вывести из подполья, прокричав на весь мир, что 
порнография - на самом деле вовсе даже и не порнография, а разумное, 
доброе, вечное и т.д. Обе попытки обречены на провал - hardcore остается 
hardcore'ом, литература - литературой, что русский Интернет наглядно 
демонстрирует, за что ему и спасибо. И пусть Михаил Армалинский пишет 
письма, в которых станет доказывать обратное.

Впрочем, не все так безнадежно. Есть примеры совсем иного 
(http://www.home.ru/japan/erotica/erotica.htm) рода. Но, как правило, уж 
слишком экзотические.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное