Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Век = Текст
http://russ.ru/krug

Егор Отрощенко

Век = текст. Выпуск 4: 1904

Часть 1

Смерть Чехова и порубка вишневого сада; "Стихи о Прекрасной Даме" и "Символизм как
миропонимание"; "Белый пудель" Куприна и "Конь блед" Брюсова; скиты скитальных скимнов
и искания безвольных психопатов; декаденты накостыляли босякам; русский марксизм
похищен из морга; Горький-Жванецкий, Горький-Байрон и Горький-Колумб.


Стихотворение года

Первый фортепьянный сонет

Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,

Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.

Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.

И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...

Ник. Т-о (И.Анненский). Тихие песни. - СПб.

Фраза года

Человека забыли...

А.П.Чехов. Вишневый сад. Впервые напечатано в 1904 году в сборнике товарищества "Знание"
(год указан 1903), книга вторая (СПб.). Отдельное издание вышло в С.-Петербурге в
1904 году (издание А.Ф.Маркса).

Звук года

Звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

А.П.Чехов. Вишневый сад.

Книга года

А.Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Впервые отдельным изданием напечатано в конце 1904
года (год указан 1905). Издательство "Гриф" - М.

"Книжка эта родилась точно вне временности... Она и стара, и нова, хотя, может быть,
все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины...

Автор "Стихов о Прекрасной Даме" еще слишком туманен, он - безверен: самая мистическая
неопределенность его не окончательно определена; но там, где в стихах его есть уклон
к чистой эстетике и чистой мистике - стихи не художественны, неудачны, от них веет
смертью... Стихи без "Дамы" - часто слабый, легкий бред, точно прозрачный кошмар,
даже не страшный, и не очень неприятный, а просто едва существующий" (Х. (З.Гиппиус).
"Новый путь" #12).

"Став на точку зрения, отвергаемую г. Блоком и теми, кто с ним, не трудно показать,
что его стихи - прескверные стихи, и даже совсем не стихи...

Над нашими декадентами уже даже не смеются. То небольшое внимание, которым они пользовались...
отвлечено предметами более насыщенными и более насущными... Читатели знают дурные
и хорошие стихотворения и других делений знать не хотят.

В этих условиях появляется лирический сборник г. Блока, где уродливости нового поэтического
движения доведены до абсурда. Едва ли в этом была необходимость" (Без подписи. "Русское
богатство" #12).

Театральная постановка года

А.П.Чехов. Вишневый сад. Премьера состоялась 17 января 1904 года в Художественном
театре.

Событие года

"В лице скончавшегося 2 июля Антона Павловича Чехова русская литература и русское
общество потеряли одного из самых талантливых писателей" ("Правда" #6).

Первая публикация

Клюев Н. А. напечатался в сборнике "Новые поэты". - СПб.
Маршак С. Я. Стихотворения "20 таммуза" и "Над могилой" опубликованы в "Европейской
жизни" # 6, 8.

Полемика

"Всю жизнь он неустанно шел от реализма к символизму...

Чувство тайны было присуще Чехову, но это чувство никогда не выливалось у него в
ту жестокую и ненужную форму, которая каким-то несчастным образом была свойственна
некоторым мистикам-метафизикам... Чехов осязал тайну в самой конкретной жизни, видел
Солнце в траве, деревьях и человеке, слышал божественную музыку в пульсации жизни...

Чехов был жрецом эстетической религии; его повествования - это целомудренное касание
сокровенному в реальном" (Георгий Чулков. "Новый путь" #7).

"Чехов, подведя свой символический итог барскому житью и барской психике, сделал
это более, чем мягко. "Вишневый сад" совсем не обличительная драма, сарказма и иронии
в ней нет; она полна грустного юмора и даже любовных нежных тонов.

Здесь Чехов сумел подобрать такие ноты, так сумел заглянуть в души этих жалких людей,
что не только примиряет нас с их безалаберностью, с ненужностью и праздностью их
существования, но заставляет даже ценить и видеть глубокий смысл в их странной, на
первый взгляд, косности перед лицом надвигающейся катастрофы" (М.Неведомский. "Мир
Божий" #8).

"Мне трудно было бы, возвратившись из театра после "Вишневого сада", сказать, какое
я вынес "впечатление" от пьесы... Это было - никакое впечатление. Просто - большое
ничего. Великолепно, ибо все на своих местах. До такой степени на своих местах, что
ничего не замечаешь...

Чехов - последний талант... У Чехова не может быть ни учеников (подражателей я не
считаю), ни преемников. Он сам - последний ученик многих славных учителей, последний
преемник старых, больших писателей...

Публика наслаждается Чеховым, довольна, но кто "публика" и в чем ее наслаждение?..
Я не думаю, что кто-нибудь искренно был увлечен тем перепрелым элементом "идеи",
который дает нам Чехов, в лице "вечного студента" Пети... Знает ли Чехов, что все
слова студента Пети, - этого "облезлого барина", - не высокие слова, а только старые
калоши? Я думаю, полу-знает...

"Мажорный аккорд" Чехова (так говорили некоторые рецензенты) - оказался весьма печальным,
ибо утверждаются изношенные калоши!" (Антон Крайний. "Новый путь" #5).

"Всю жизнь свою Чехов отдал быту... Никто ближе Чехова не услыхал тех былых, недвижимых,
обломовских заветов, все-таки быт его совсем особенный, недавний Чеховский, в нем
нет ничего твердого, длительного, Гончаровского, а лишь какие-то нынешние суетливые
разорванные намеки... Пошатнулись дела уж давно, а теперь нет не только переполненного
дома, но даже и бездоходный, разорившийся "Вишневый сад", и тот продан" (Юрий Череда.
Чехов и "быт". "Новый путь" #8).

"Надо же, наконец, сказать правду, г. Чехов, при всем его беллетристическом таланте,
является драматургом, не только слабым, но почти курьезным, в достаточной мере пустым,
вялым, однообразным, не понимающим или не признающим серьезного, основного значения
комедии и драмы давать поучения или в комически-отрицательных, или в трагических
жизненных положениях и образах. Драмы г. Чехова, несмотря на всю их рекламную славу,
не могут даже называться драмами, это какие-то, если так можно выразиться, упражнения
в будто бы естественных, а в сущности книжно-выдуманных, иногда прямо глупых и почти
всегда бессодержательных разговорах" (В.Буренин. "Новое время", 26 марта).

"Итак, г. Буренин против Чехова. Ну, что ж, надо уважать всякое мнение. Очевидно,
что Чехов отметается не ради врожденной привычки все хаить, а, может быть, для уготования
пути другим современным течениям в области театра" (Д.Философов. Нигилисты. "Весы"
#5).

"Чехов был... истинным художником. К нему могут быть сведены разнообразные, часто
противоположные, часто борющиеся друг с другом художественные школы. В нем Тургенев
и Толстой соприкасаются с Метерлинком и Гамсуном. В силу непосредственности творчества
он одинаково примыкает и к старым, и к новым: слишком отразилось вечное в его образах...

Чехов не покидал обыденного. Пристальный взор его ни на минуту не отрывался от мелочей.
Он любил эти мелочи...

Ужас обыденности, пошлость - своего рода методологический прием Чехова, благодаря
которому образы его получают четкость рисунка, оставаясь в области повседневности.
Но зато повседневность становится колыхающейся декорацией...

Наступит пора, и критика глубже оценит истинный характер чеховского пессимизма. Читая
изящно-легкие, всегда музыкальные, прозрачные и грустные произведения его, будут
переноситься в тот уголок сердца, где уже нет ни горя, ни радости, а только Вечный
Покой.

Его уже нет. Он в Вечном Покое. Пусть произносятся смутные речи, - слаще речей зашелестят
над его прахом грустные березы, зашепчут сказки, сказки Вечности" (А.Белый. Чехов.
"Весы" #8).

Избранные цитаты

Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на горизонте
уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце. И что-то старорусское
есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутно-малиновым щитом. Вот
он еще более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом - дрожащая огневая
полоска... Быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его;
в лужах уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью - только изредка
повевает откуда-то теплом... В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись,
спят вороны... А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.

И.А.Бунин. Чернозем ("Знание", кн. 1. - СПб.).

Хроника

28 января умер Н.К.Михайловский. После его смерти ответственным редактором-издателем
"Русского богатства" становится В.Г.Короленко.

С января в Москве выходит новый "ежемесячный журнал искусства, литературы и общественной
жизни" - "Правда". Редактор-издатель - Вал.Кожевников. Художественным отделом руководит
И.А.Бунин.

"В Москве начал выходить новый ежемесячный журнал "Правда". Его беллетристика и стихи
- бесцветны. Некоторые статьи пытаются оживить мертвеца - русский марксизм... "Правда"
щеголяет разными внешними странностями (к слову сказать, весьма дурного вкуса) -
форматом, шрифтом, обложкой, - и все же во всех отзывах сразу чувствуется дружеский
привет: это все та же надоевшая канитель русской "толстой" журналистики" ("Весы"
#2).

В Москве в книгоиздательстве "Скорпион" начал выходить новый "научно-литературный
и критико-библиографический ежемесячник" - "Весы". Официальный редактор-издатель
- С.А.Поляков, фактический - В.Я.Брюсов. Среди сотрудников К.Бальмонт, Балтрушайтис,
А.Белый, А.Блок, Макс.Волошин, Вяч.Иванов, Мережковский, Минский, Розанов, Ф.Сологуб.

"Весы" и "Скорпион"... Два знака зодиака. "Скорпион", успевший ужалить в пяту не
одного мирного жителя нашего столичного захолустья, думает приступить к несколько
иной деятельности, думает судить правых и виноватых, взвешивать на своих весах произведения
современной литературы...

"Весы", предназначенные для любителей литературной роскоши и изысканности, является
ульем для нового роя пчел-аристократок...

Для "Нового пути" - "Весы"... верный союзник в борьбе с варварами, хулиганами. В
данное время имеет значение, в культурно-историческом смысле, главным образом, эта
борьба "декадентов" с "босяками".

Босяки идут быстрыми шагами, сплоченной толпой... обольщенные своим успехом... они
наивно думают, что, добившись свободы, равенства и братства уничтожением старого
уклада и плеванием на драгоценнейшие дары культуры, они уравняют путь для свободного
творчества будущих поколений. Как будто из царства хулиганов может выйти что-нибудь
иное, кроме возвращения к первобытному варварству...

По своей численности декаденты - величина ничтожная в сравнении с босяками. Но это
неважно. Давид победил Голиафа" (Д.Философов. "Новый путь" #1).

Вышел первый "Сборник товарищества "Знание" за 1903 год". В нем приняли участие Л.Андреев
("Жизнь Василия Фивейского"), И.Бунин (стихи и рассказ "Чернозем"), В.Вересаев ("Перед
завесой"), М.Горький ("Человек") и др.

"На сборнике "Знания" лежит какой-то серый, скучный налет. Единственным украшением
его служит рассказ Андреева, но его как-то странно и больно видеть среди такой "литературы"...
Издан сборник безвкусно, по-купечески" (Георгий Чулков. "Новый путь" #6).

В мае вышла вторая книга "Сборника товарищества "Знание" за 1903 год" - "Вишневый
сад" А.П.Чехова, "Мирное житие" А.Куприна и др.

Вышел второй "Альманах" московского книгоиздательства "Гриф". Участники: К.Бальмонт,
А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Койранский, С.Кречетов и др.

Общество русских драматических писателей и композиторов присуждает Грибоедовскую
премию пьесе Горького "На дне".

В течение марта-апреля печать бурно обсуждает проект реформы русского правописания,
предложенный специальной комиссией Академии наук под руководством академика Ф.Фортунатова.
Предлагалось ликвидировать ять, фиту, ижицу, ер и ряд архаичных правил правописания.

"За последнее время в печати было много толков о "реформе русского правописания",
задуманной Академией Наук... Сколько можно судить по проникшим в печать сведениям,
комиссия стремится к упрощению правописания и склонна в этом направлении к самым
радикальным мерам... "Весы" уже теперь решительно протестуют, с исторической, эстетической
и практической точек зрения, против такого принципа "упрощения во что бы то ни стало".
Закрепление всякого временного и местного говора должно отдалить язык от общерусской
и общеславянской стихии, нивелируя его, делая его аморфным" ("Весы" #5).

В июне прекратилось издание газеты "Курьер".

25 сентября умер К.К.Случевский.

15 сентября открылся Драматический театр В.Ф.Комиссаржевской.

Журнал "Новый путь" стал выходить "при обновленном составе сотрудников" и при "ближайшем
участии в редакции журнала" С.Н.Булгакова и Н.А.Бердяева.

19 октября - премьера пьесы Чехова "Иванов" в МХТ.

10 ноября в Драматическом театре Комиссаржевской состоялась премьера "Дачников" Горького.

Действующие лица и исполнители

Андреев Л.Н.

Жизнь Василия Фивейского. "Знание", кн.1.

"Л.Андреев, как это давно признано, самый талантливый из всей группы новейших московских
беллетристов; я даже издавна осмеливался утверждать, что он гораздо талантливее самого
"Максима"... Л.Андреев написал рассказ на модную тему, написал хорошо, потому что
ему дано хорошо писать; и больше ничего...

Рассказ Андреева, рассказ на "тему о Боге" - опять все тот же гимн человеку, многоликому
и единому, гордому божеству всех Горьких. Все тот же старый догматический материализм,
до чичиковщины - только немного приправленный свеженьким соусом внешне-понятого Ницше,
внешне-понятого значения личности - "я" (Антон Крайний. Летние размышления. "Новый
путь" #7).

"Это какой-то властный неотразимый гипноз, каждая строчка точно впивается в наше
сознание, и вы ярко ощущаете на себе влияние того колдовства, каким владеют настоящие,
крупные художники слова, не только "заражающие" нас своим настроением и идеями, но
и подчиняющие нас - им безусловно" (Н.Ашешов. "Образование" #5).

"Тонкие художественно-психологические разветвления и углубления сложного чувства
страха жизни пронизывают собой творческие вдохновения Леонида Андреева. Страницы
его рассказов дышат страстно-распаленным, мучительно-трепещущим ужасом перед жизнью.
И в новом рассказе его "Жизнь Василия Фивейского" с новой силой, с мучительной, зудящей
остротой и напряженностью звучат те же мотивы, слышится тот же безысходный, неизбывный
ужас, тот же безнадежный испуг перед жизнью" (Волжский. "Журнал для всех" #7).

"Лучшим украшением "Сборника" ("Знание". - Е. О.) является... довольно большой рассказ
г. Л.Андреева "Жизнь Василия Фивейского". Это - очень сильное произведение, - сильное
главным образом в своей первой половине, - по тому чувству боли и страдания, которое
передается читателю. В первой части автор настолько успевает взволновать и потрясти
читателя, что после того, как на несчастного героя рассказа обрушивается последнее
испытание, - ни у читателя уже не находится сил реагировать на новые, равносильные
прежним, потрясения, ни у автора не хватает средств ударить по сердцам с неведомою
силой" (И. (И.Н.Игнатов). Литературные отголоски. "Русские ведомости", 5 мая.)

Брюсов В.

Ключи тайн. "Весы" #1.

"Мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых
явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину. Исконная задача
искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения.
Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои
темные, тайные чувствования. Где нет этой тайности в чувстве - нет искусства...

Все мы живем в вечности. Те вопросы бытия, разрешить которые может искусство, - никогда
не перестают быть злободневными. Искусство, может быть, величайшая сила, которой
владеет человечество".

Поэт противоречий. К.К.Случевский. "Весы" #10.

"Менее всего Случевский был художник. Он писал свои стихи как-то по-детски, каракулями,
- не почерка, а выражений. В поэзии он был косноязычен, но как Моисей...

Все мировоззрение Случевского исполнено тех же внутренних противоречий и противоборствий,
непримиренных между собою сил, несоглашенных хоров, диссонансы которых образуют иногда,
как бы случайно неожиданную, неузнанную гармонию".

Анненский И.Ф.

"Тихие песни" с приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и проклятые".
- СПб.

"У него местами есть или, вернее, - угадывается свое настроение, свой образ, есть
гибкий стих, свежая неизменная рифма, но в подавляющем большинстве случаев все это
испорчено цветистой вычурностью, поисками тонких нюансов и небывалых комбинаций,
сплошь и рядом исчезает даже элементарный смысл стиха. Быть может, автор делает все
это сознательно, быть может, он еще выберется на здоровый путь, но пока результат
таков: ясные и недурные, невымученные вещи составляют в сборнике исключение" (Л.В.
"Образование" #4).

Бальмонт К. Д.

Горные вершины. Книга первая. Искусство и литература. - М.

"Этот сборник статей, написанных в большой промежуток времени, оставляет впечатление
ряда ярких, разнообразных картин. Скрепленных властью очень законченного мировоззрения
автора... Стиль - стремительный, легкий; книга полна тонких определений и обобщений
полулогического, полуэстетического порядка; в этом приеме - своеобразный дух книги...

Книга... - яркое и полное проявление того художественного индивидуализма, приемы
которого далеко отошли от мещански-будничных приемов "объективной критики", то есть
критики без любви к тому, о чем она трактует...

Не может быть спора о том, что "субъективная" критика глубже, могущественнее, живее
той - отжившей" (А.Блок. "Новый путь" #6).

Иванов Вяч.

Прозрачность. Вторая книга лирики. - М.

"Книга Вяч.Иванова предназначена для тех, кто не только много пережил, но и много
передумал. Это - необходимая оговорка, потому что трудно найти во всей современной
русской литературе книгу менее понятную для людей чуть-чуть "диких", удаленных от
культурной изысканности...

Поэзия Вяч.Иванова может быть названа "ученой" и "философской" поэзией... Некоторые
стихи отличаются чересчур филологической изысканностью: такие слова и выражения,
как "скиты скитальных скимнов", "молитвенные феории"...

Часто поэт прибегает к искусственному усилению стиха путем аллитераций, перебоев
в размере и т.п. Иногда это удачно:

Цикады, цикады!..
Молотобойные,
Скрежетопильные,
Звонко-гремучие
Вы ковачи!..

Почти все стихи отделаны с тонким вкусом, с приемами, еще не примененными в нашей
литературе" (А.Блок. "Новый путь" #6).

"По-прежнему на московском Парнасе царит К.Д.Бальмонт... Поэт теперь более чем когда-либо
в праве воскликнуть:

О, да я - Избранный, я - Мудрый, Посвященный,
Сын солнца, я - поэт, сын разума, я - царь,

потому что вокруг его засияли теперь мизерным блеском всякие бездарности и тусклости,
оттеняя тем сильнее талантливое версификаторство своего первоучителя...

Среди московских упадочников г. Вяч.Иванов, - несомненно, неунывающий россиянин.
Первый сборник его курьезных стихоплетений мы уже отмечали. Но если в "Кормчих звездах"
автор прикрывал свое художественное худосочие фиговыми листочками приверженности
к архивному классицизму и не выходил, поэтому, из пределов всем надоевшей мифологии,
то в своей "Прозрачности" поэт делает решительный шаг к современности и не без добродушия
весьма рельефно фотографирует свою прозрачную бездарность" (Н.Ашешов. "Образование"
#8).



----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное