Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Чтение без разбору
http://russ.ru/krug/razbor.htm

Линор Горалик


Гениальность и помешательство

Ц.Ломброзо. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми 
и помешанными. Популярно-научная библиотека. С портретом автора, таблицами 
и рисунками. Перевод с 4-го итальянского издания К.Тетюшиновой. 
С.-Петербург. Издание Ф. Павленкова, 1892 (Репринт: Издательство ТПО ТАМП 
Международного Центра Михаила Чехова, Москва 1990 г.)

...При всяком умственном напряжении увеличивается количество мочевины в 
моче, и в этом отношении аналогия между гениальностью и сумасшествием 
представляется несомненной.(1)
Ц. Ломброзо

Все гении-сумасшедшие
Салонная банальность

Невежество соседствует с научным прозрением так часто, что порой это 
соседство кажется естественным и закономерным, как соседство грязи и 
розовых кустов. Смертельно боявшийся порчи Парацельс не более смешон и не 
менее жалок, чем мечтавший, по легенде, продать душу дьяволу Менделеев. 
Человек способен верить в возможность зарождения мышей в грязном белье, - 
что может удержать его от веры самые страшные таинства, творящиеся во мраке
чужой черепной коробки? И ведь причина этой веры даже не в том, что чужая 
душа - потемки, а в том, что в своей душе видно не лучше...


***

Не помню, у кого я поперла Ломброзо (но уверена, что после выхода этой 
статьи хозяин, кто бы он ни был, не преминет мне напомнить). У меня не было
злого умысла, но книга, взятая "на почитать", не должна, на мой взгляд, 
возвращаться к хозяину, пока он об этом не попросит (в отличие от денег, 
которые не должны возвращаться к хозяину до тех пор, пока он не придет под 
ваши окна с мешком камней или с полицейским). Поэтому будем считать, что 
Ломброзо у меня есть. Пока что.

Пожалуй, самой интересной чертой работы профессора, посвященной в целом 
творческим способностям душевнобольных и склонности к потере рассудка у 
творчески одаренных людей, является ее полное соответствие признакам, 
перечисленным автором в тексте. Простыми словами - если верить Ломброзо, то
"Гениальность и помешательство" написана помешанным. Ибо автор скачет от 
темы к теме, от предмета к предмету, кропит текст цитатами на нескольких 
языках, постоянно обращается к пословицам и народным приметам, пишет 
исключительно длинными фразами, то шутит, то впадает в патетический экстаз 
- словом, его текст пугающе часто демонстрирует признаки творческих 
проявлений психопата, - по Ломброзо. Забавно, что в предисловии к 4-му 
изданию сам профессор признается в создании "первых 12-ти глав" (каковых 
всего и есть двенадцать, дальше идут примеры и приложения) "как бы под 
влиянием экстаза (raptus)", то есть в состоянии, в какое чаще всех, по его 
убеждению, попадают в моменты творческих проявлений д!
ушевнобольные.

Вообще, на мой взгляд, книгу эту надо читать с превеликой осторожностью. 
Автор так уверен в себе, так фанатичен, так вдохновенен, что приходится 
постоянно отрывать глаза от текста и трясти головой, чтобы в мозгу не 
оседал налет его фантастических заверений. Человек своего времени (хоть и 
выдающийся, сильный, проницательный человек), профессор Ломброзо склонен 
так вольно обращаться с фактами, так легко заменять доказательства 
метафорами и так убежденно пользоваться аргументом "это так, потому что не 
может быть иначе", что проникшийся его теорией рискует впасть в 
маниакальный поиск проявлений безумия вокруг себя - или гениальности у себя
самого. Тем более что в наши дни последователю Ломброзо не придется 
исследовать окрестности слишком долго, чтобы ощутить себя живущим в "гнезде
кукушки", - ему достаточно будет почитать толстый умный журнал, ибо 
профессор пишет: (о литературе и живописи) "<...> чисто патологические 
признаки: излишняя тщательность отделки, злоупотребление символа!
ми, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного какого-нибудь цвета и 
преувеличенная погоня за новизной. В литературе <...> такими-же признаками 
служат: претензии на остроумие, излишняя систематизация, <...> стремление 
говорить о себе, склонность заменять логику эпиграммой, пристрастие к 
напыщенности в стихах, к созвучиям - в прозе и тоже погоня за 
оригинальностью".

"...яркий, образный слог и полная уверенность, с какою описывались разные 
фантастические случаи и нелепыя бредни, вроде академии лиллипутов или 
ужасов тартара, - заставляют предполагать, что авторы видели перед собою 
все такия картины вполне отчетливо, как в припадке галлюцинаций, и что 
следовательно вдохновение и безумный бред сливались у них в одно 
нераздельное целое".(2)

Все эти выводы и заявления Ломброзо не оставляет голословными. Количество 
биографических, статистических и социометрических данных, использованных в 
книге, поражает воображение, учитывая сложность сбора информации в то 
время, когда данный труд создавался. Многие главы оформлены статистическими
сводками и таблицами, построенными самим Ломброзо, - иногда так наивно 
подогнанными под теорию, что на глазах выступают слезы сочувствия к автору.
Количество сумасшедших в провинциях - и количество происшедших оттуда 
"гениев" - цифрами, в процентах, в отношениях. Количество осадков весной 
года 19** - и количество созданных в том же году "великих произведений". 
Сравнительные характеристики черепа, мозга, строения тела и веса выдающихся
людей. Огромный труд энциклопедиста, - но и фантазии в нем не меньше, чем 
фактов, и этим книга горько напоминает трактаты мистиков, алхимиков, 
розенкрейцеров, где причудливый домысел сливался с научной истиной в 
завораживающее взор андрогиноподобное чудище.

...Страшна все-таки та ясность, с которой, по Ломброзо или без него, наши 
тексты отражают нас самих. Я читаю колючий русский шрифт старого перевода и
вижу профессора. Маленький. Толстый. Бровастый. Безапелляционный, как 
мадама в пансионе для бедных, но благородных девиц. О, как хорошо он 
представляется мне - бесконечно занятый работой, придирчивый, кропотливо 
вникающий в детали, не терпящий неповиновения, - фанатичный коллекционер 
фактов и анекдотов, жрец Статистики, ревнитель Логики. Он кажется мне 
пугающим. Возникновение этого образа в моем воображении необъяснимо: 
видимо, сказывается мое личное, пристрастное, пациентское отношение к людям
его профессии, к их умненьким глазкам и беленьким миллиграммам. Как 
странно мне понимать, что он был одним из немногих настоящих гуманистов от 
психиатрии среди врачей своего времени, - то есть человеком, не 
испытывающим чувства собственного превосходства над пациентом. К счастью, в
начале книги есть благообразнейший портрет профессора Лом!
брозо. Предположим, не Айболит. Но все же получше, чем мне представлялось. 
Тем более что книга заканчивается указанием на "нашу обязанность 
снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - к 
сумасшествию..."


Web-присутствие

Книги Чезаре Ломброзо на "оЗоне" (включая "Гениальность и помешательство") 
(http://www.o3.ru/detail.cfm?ent=1&id=16403). Здесь можно купить еще одну 
крайне занимательную книжку профессора: ее название на сайте магазина 
искажено, на самом деле оно звучит как "Женщина, преступница и 
проститутка"...

Сайт "Сумеречная зона души" (http://members.tripod.com/soulzone/), 
посвященный творчеству душевнобольных. Статьи, литературные тексты (часть, 
видимо, подражания), выставка живописи. Чат и дополнительные ссылки. Очень 
все горестно и трагично, как оно и принято в наше время.

Страница творчества душевнобольных на "Outsider Art 
Museum"(http://www.museum.ru/outsider/main_eng.htm). Есть очень интересные 
вещи, восприятию которых не может помешать даже красно-черное оформление.

Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997. 
ISBN 5-7914-0023-3. Здесь 
(http://www.russ.ru/journal/kniga/98-03-21/vainer.htm) можно посмотреть 
прекрасно написанную рецензию Евсея Вайнера, вышедшую в рубрике "Книга на 
завтра".


Примечания:

(1) Во всех цитатах сохраняется орфография оригинала.

(2) Eще две весьма развлекшие меня цитаты:

"...Относительно великих писателей алкоголиков я замерил, что у них есть 
свой особый стиль, характерическим отличием котораго служит холодный 
эротизм, обилие резкостей, и неровность тона, вследствие полной 
разнузданности фантазии, слишком уже быстро переходящей от самой мрачной 
меланхолии к самой неприличной веселости. Кроме того, они обнаруживают 
большую склонность описывать сумасшедших, пьяниц и самыя мрачныя сцены 
смерти".

"Вальт Витман создал свое особое стихосложение без рифмы и размера, которое
англо-саксонцы считают "поэзией будущаго". В настоящем же она кажется 
нелепой и странной при всей своей оригинальности".

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное