Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Выбор Пушкина
http://russ.ru/krug/vybor.htm
Выпуск от 19 ноября
М.Л. Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. -
М..: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 289 с.;
тираж 1000 экз.; ISBN 5-7281-0275-1.
Е. Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки
советской литературной культуры. - СПб.: Гуманитарное агентство
"Академический проект", 1999. - 557 с.; тираж 1000; серия "Современная
западная русистика"; ISBN 5-7331-0134-2.
Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. с нем. С.С. Ванеяна - М.:
Искусствознание, 1999. - 367 с.; тираж не указан; серия "Библиотека журнала
"Искусствознание"; ISBN не указан.
Анастас Микоян. Так было. - М.: Вагриус, 1999. - 638 с.; тираж 15 000 экз.;
ISBN 5-264-00032-8.
И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. -
М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-89349-180-7.
М.Л. Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. -
М..: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 289 с.;
тираж 1000 экз.; ISBN 5-7281-0275-1.
В предисловии М. Гаспаров определяет предмет исследования как
"органическую" связь между определенным стихотворным размером, метром и
реализуемым в его рамках содержанием. Основной - по признанию автора,
"детский" - вопрос, из тех, которые стесняются задавать литературоведы:
почему поэт, начиная стихотворение, берет для него тот размер, а не иной?
Попыткой расследования - по степени увлекательности вполне детективного - и
является это исследование.
Главные герои - размеры - по ходу повествования как явки и пароли меняют
стоящие за ними смысловые тональности, сохраняя тем не менее нечто,
связующее самые разные варианты. Этот-то стержень, смысловая матрица и
интересует автора. Экзотика и разнообразие антуража обеспечивается
эрудицией М. Гаспарова, легко оперирующего огромным количеством цитат из
русской поэзии XVIII - XX вв., цитат, принадлежащих нередко давно забытым
или же изначально малоизвестным авторам.
Е. Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки
советской литературной культуры. - СПб.: Гуманитарное агентство
"Академический проект", 1999. - 557 с.; тираж 1000; серия "Современная
западная русистика"; ISBN 5-7331-0134-2.
Помимо жесткой локализации области исследования, само название книги
прозрачно намекает на авторское - отнюдь не академически отстраненное, и
уже потому интригующее - отношение к предмету. Сфера интереса - становление
такого феномена истлита, как "советский писатель". Становления далеко не
линейного, а потому крайне занимательного для анализа. С использованием
многочисленных документов автор прослеживает историю официальной советской
литературы - от "призыва ударников" до итоговой кланово-иерархической
организации, призванной снабжать массы незыблемыми ценностями. История
Сизифа - от торжества по поводу воцарения до рутинных операций с вверенным
вышестоящими органами perpetuum mobile.
Похожие аллюзии, вероятно, должен вызывать изображенный на обложке
египетский писец.
Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. с нем. С.С. Ванеяна - М.:
Искусствознание, 1999. - 367 с.; тираж не указан; серия "Библиотека журнала
"Искусствознание"; ISBN не указан.
Ханс Зедльмайр (1896 - 1984) - известный австрийский историк искусства.
Объединенные в сборник статьи представляют собой квинтэссенцию его учения,
основанного на синтезе идей феноменологии, гештальттеории, экзистенциализма
и неотомизма. Из списка перечисленных истоков ясно, что Зедльмайр придавал
огромное значение моменту первого непосредственного контакта с
произведением. В качестве примера в сопровождающей теоретическую часть
статье "Ян Вермер. "Аллегория живописи" предлагается авторский разбор
именно такого момента.
Большая часть статей впервые публиковалась на русском языке в журнале
"Искусствознание". Для настоящего издания все они заново отредактированы.
Анастас Микоян. Так было. - М.: Вагриус, 1999. - 638 с.; тираж 15 000 экз.;
ISBN 5-264-00032-8.
В Москве в свое время шутили: "У нас нет масла, мяса, но есть Микоян".
Времена изменились: теперь есть и то и другое, плюс - модные
антицеллюлитные препараты. В качестве довеска - мемуары Микояна "Так было".
Добавим: "И слава богу", и рекомендуем этот труд многочисленным нынешним
политикам-однодневкам - как размышления человека, которого прозвали "от
Ильича до Ильича", чья политическая непотопляемость вошла в историю. Так же
неплохо в качестве заглавия смотрелось бы "По стопам Макиавелли" или
"Между струйками" - фраза из известного анекдота.
И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. -
М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.; тираж 3000 экз.;
ISBN 5-89349-180-7.
Это должно было случиться, и - по счастью? - случилось. Постмодернизм
оделся классическим глянцем и стал частью курса литературы. Что-то есть в
этом от ситуации, когда вивисектор оказывается клиентом своего коллеги, а
собака гоняется за собственным хвостом. Так или иначе, круг замкнулся.
Перед нами - "первое в СНГ учебное пособие, дающее целостно-системное
представление о феномене постмодернизма в русской литературе конца 60 -
90-х гг." Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся
старших классов школ гуманитарного профиля. Напечатанное чуть ли не на
газетной бумаге, издание, тем не менее, представляется куда как солидным: в
списке персоналий - 1) Бродский, 2) авторы культовые, 3) модные, 4) и не
очень (без них, однако, филологический экскурс в историю литературы был бы
пресным, лишенным масштаба и фона). То есть все, кто сколько-нибудь на
слуху, наличествуют. В списке рецензентов - В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов.
Это своего рода гарантия.
Так что рекомендуем издание приобрести как несомненный будущий раритет,
эпохальность события очевидна. Качество полиграфии в данном случае только
плюс. Читайте и грустите.
Постмодернизм умер. Да здравствует постмодернизм!
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/