Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Выбор Пушкина
http://russ.ru/krug/vybor.htm

Выпуск от 19 ноября

М.Л. Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - 
М..: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 289 с.; 
тираж 1000 экз.; ISBN 5-7281-0275-1.

Е. Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки
советской литературной культуры. - СПб.: Гуманитарное агентство 
"Академический проект", 1999. - 557 с.; тираж 1000; серия "Современная 
западная русистика"; ISBN 5-7331-0134-2.

Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. с нем. С.С. Ванеяна - М.: 
Искусствознание, 1999. - 367 с.; тираж не указан; серия "Библиотека журнала
"Искусствознание"; ISBN не указан.

Анастас Микоян. Так было. - М.: Вагриус, 1999. - 638 с.; тираж 15 000 экз.;
ISBN 5-264-00032-8.

И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. - 
М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-89349-180-7.


М.Л. Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - 
М..: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 289 с.; 
тираж 1000 экз.; ISBN 5-7281-0275-1.

В предисловии М. Гаспаров определяет предмет исследования как 
"органическую" связь между определенным стихотворным размером, метром и 
реализуемым в его рамках содержанием. Основной - по признанию автора, 
"детский" - вопрос, из тех, которые стесняются задавать литературоведы: 
почему поэт, начиная стихотворение, берет для него тот размер, а не иной? 
Попыткой расследования - по степени увлекательности вполне детективного - и
является это исследование.

Главные герои - размеры - по ходу повествования как явки и пароли меняют 
стоящие за ними смысловые тональности, сохраняя тем не менее нечто, 
связующее самые разные варианты. Этот-то стержень, смысловая матрица и 
интересует автора. Экзотика и разнообразие антуража обеспечивается 
эрудицией М. Гаспарова, легко оперирующего огромным количеством цитат из 
русской поэзии XVIII - XX вв., цитат, принадлежащих нередко давно забытым 
или же изначально малоизвестным авторам.


Е. Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки
советской литературной культуры. - СПб.: Гуманитарное агентство 
"Академический проект", 1999. - 557 с.; тираж 1000; серия "Современная 
западная русистика"; ISBN 5-7331-0134-2.

Помимо жесткой локализации области исследования, само название книги 
прозрачно намекает на авторское - отнюдь не академически отстраненное, и 
уже потому интригующее - отношение к предмету. Сфера интереса - становление
такого феномена истлита, как "советский писатель". Становления далеко не 
линейного, а потому крайне занимательного для анализа. С использованием 
многочисленных документов автор прослеживает историю официальной советской 
литературы - от "призыва ударников" до итоговой кланово-иерархической 
организации, призванной снабжать массы незыблемыми ценностями. История 
Сизифа - от торжества по поводу воцарения до рутинных операций с вверенным 
вышестоящими органами perpetuum mobile.

Похожие аллюзии, вероятно, должен вызывать изображенный на обложке 
египетский писец.


Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. с нем. С.С. Ванеяна - М.: 
Искусствознание, 1999. - 367 с.; тираж не указан; серия "Библиотека журнала
"Искусствознание"; ISBN не указан.

Ханс Зедльмайр (1896 - 1984) - известный австрийский историк искусства. 
Объединенные в сборник статьи представляют собой квинтэссенцию его учения, 
основанного на синтезе идей феноменологии, гештальттеории, экзистенциализма
и неотомизма. Из списка перечисленных истоков ясно, что Зедльмайр придавал
огромное значение моменту первого непосредственного контакта с 
произведением. В качестве примера в сопровождающей теоретическую часть 
статье "Ян Вермер. "Аллегория живописи" предлагается авторский разбор 
именно такого момента.

Большая часть статей впервые публиковалась на русском языке в журнале 
"Искусствознание". Для настоящего издания все они заново отредактированы.


Анастас Микоян. Так было. - М.: Вагриус, 1999. - 638 с.; тираж 15 000 экз.;
ISBN 5-264-00032-8.

В Москве в свое время шутили: "У нас нет масла, мяса, но есть Микоян". 
Времена изменились: теперь есть и то и другое, плюс - модные 
антицеллюлитные препараты. В качестве довеска - мемуары Микояна "Так было".
Добавим: "И слава богу", и рекомендуем этот труд многочисленным нынешним 
политикам-однодневкам - как размышления человека, которого прозвали "от 
Ильича до Ильича", чья политическая непотопляемость вошла в историю. Так же
неплохо в качестве заглавия смотрелось бы "По стопам Макиавелли" или 
"Между струйками" - фраза из известного анекдота.


И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. - 
М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.; тираж 3000 экз.;
ISBN 5-89349-180-7.

Это должно было случиться, и - по счастью? - случилось. Постмодернизм 
оделся классическим глянцем и стал частью курса литературы. Что-то есть в 
этом от ситуации, когда вивисектор оказывается клиентом своего коллеги, а 
собака гоняется за собственным хвостом. Так или иначе, круг замкнулся.

Перед нами - "первое в СНГ учебное пособие, дающее целостно-системное 
представление о феномене постмодернизма в русской литературе конца 60 - 
90-х гг." Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся 
старших классов школ гуманитарного профиля. Напечатанное чуть ли не на 
газетной бумаге, издание, тем не менее, представляется куда как солидным: в
списке персоналий - 1) Бродский, 2) авторы культовые, 3) модные, 4) и не 
очень (без них, однако, филологический экскурс в историю литературы был бы 
пресным, лишенным масштаба и фона). То есть все, кто сколько-нибудь на 
слуху, наличествуют. В списке рецензентов - В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов. 
Это своего рода гарантия.

Так что рекомендуем издание приобрести как несомненный будущий раритет, 
эпохальность события очевидна. Качество полиграфии в данном случае только 
плюс. Читайте и грустите.

Постмодернизм умер. Да здравствует постмодернизм!

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное