Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
17 января 2011, понедельник


Россия на 7 месте в списке самых "инфицированных" стран

В 2010 году количество созданных и распространенных кибер-мошенниками вирусов составило треть всех когда-либо существовавших вирусов, заявлено в отчете о вирусной активности за прошедший год лаборатории PandaLabs.

Сегодня база данных коллективного разума компании содержит 134 млн уникальных файлов, 60 млн из которых являются вредоносными. Однако специалисты отмечают, что скорость появления новых угроз сократилась по сравнению с 2009 годом, хотя, начиная с 2003 года, прирост новых образцов вредоносного ПО составлял минимум 100% в год. В 2010 году показатель роста составил всего около 50%.

Доминируют в рейтинге новейших вирусов, вышедших в прошлом году, банковские трояны, набравшие 56% от всех новых образцов. Второе по популярности место - у вирусов и червей. 11,6% всех образцов в базе данных Коллективного разума занимают поддельные антивирусы, которые, несмотря на свое относительно недавнее появление, вызывают наибольшие опасения пользователей.

Самыми инфицированными в 2010 году странами названы Таиланд, Китай и Тайвань, их показатели колеблются от 60% до 70%. Россия расположилась на седьмом месте.

Наиболее популярными методами инфицирования в отчетном году стали распространение вредоносного ПО с помощью социальных сетей, создание поддельных сайтов (атаки BlackHat SEO) и использование уязвимостей "нулевого" дня. Кроме того, несмотря на ликвидацию нескольких бот-сетей, в 2010 году остались популярными спам-рассылки, однако их стало заметно меньше. Если в 2009 году примерно 95% всех электронных писем оказывались нежелательными, то в 2010 показатель снизился до 85%.

2010 год назван специалистами годом кибер-преступности и кибер-войн. Одним из самых ярких примеров - война, вызванная червем Stuxnet, разработанным специально для атак на атомные электростанции. В прошлом году ему удалось инфицировать иранскую атомную электростанцию вблизи города Бушер. В то же время появился червь с кодовым названием "Here you have", созданный одной из террористических организаций с целью напоминания США о трагедии 11 сентября 2001 года. Яркой кибер-войной названа и "Операция Аврора", целью которой были работники некоторых крупных транснациональных корпораций. Их рабочие компьютеры были инфицированы трояном, который способен получить доступ ко всей конфиденциальной информации.

Кибер-протесты, или хактивизм, в прошедшем году стали известны благодаря "Анонимной группе", организовавшей DDoS-атаки с целью обрушения системы сайтов различных обществ защиты авторского права.

Помимо информации о больших недоработках в системах безопасности Windows и Mac, в ежегодном отчете безопасности PandaLabs за 2010 год был затронут и вопрос о самых важных инцидентах, связанных с безопасностью популярных социальных сетей. Среди наиболее пострадавших оказались Facebook и Twitter.


Mail.ru Group пообещали двукратный рост

Капитализация российской Mail.ru Group с ноября 2010 года, когда компания провела IPO на Лондонской бирже, до конца 2011-го может вырасти почти в два раза, до $10,16 млрд, следует из отчета инвестбанка JP Morgan, посвященного мировому рынку интернета. Это всего вдвое меньше нынешней цены Yahoo!.

Целевая цена для Mail.ru Group на конец 2011 года составляет $51,7 за одну глобальную депозитарную расписку (GDR; равна одной акции), говорится в отчете JP Morgan по глобальному интернет-рынку. Это эквивалентно капитализации всей компании - $10,16 млрд, притом что американские Yahoo! (владеет одним из крупнейших поисковиков) и eBay (система интернет-аукционов) оцениваются сейчас в $21,85 млрд и $37,64 млрд соответственно.

В ноябре 2010-го Mail.ru Group продавала GDR в Лондоне по $27,7 за GDR, то есть вся компания была оценена на уровне $5,71 млрд. В декабре два банка-участника IPO опубликовали отчеты, в которых дали довольно высокие целевые цены для компании: в частности, Goldman Sachs - $43,5 за GDR, а "ВТБ Капитал" - $50. В декабре также был выпущен отчет Merrill Lynch, не участвовавшего в IPO, с ценой всего $35 за GDR. Цена расписки Mail.ru Group на Лондонской бирже на момент закрытия торгов 14 января составляла уже $43,11.

Mail.ru Group Ltd владеет одноименным порталом, социальными сетями "Одноклассники" и "Мой мир", системами мгновенного обмена сообщениями "Mail.ru@Агент" и ICQ, сайтом поиска работы Headhunter.ru (97%), миноритарными долями в "Вконтакте" (32,49%) и Facebook (2,38%), Qiwi (25,09%), Mamba, Zygna (1,47%), Groupon (5,13%).

По данным JP Morgan, проекты Mail.ru Group охватывают приблизительно 70% месячной аудитории интернета в России. Совокупный среднегодовой темп роста выручки Mail.ru Group ожидается на уровне 33% за период с 2010 по 2013 год, EBITDA - 53%. В 2011 году выручка может составить $415 млн, что на 36,5% больше аналогичного показателя 2010 года. Рентабельность по EBITDA предположительно вырастет до 46% против 34,3%, так как в прошлом году негативное влияние на этот показатель оказало IPO: затраты составили $20 млн. Прогноз по выручке на 2012 год - $552 млн, по EBITDA margin - 49,4%.

Председатель правления ИК "Финам" Владислав Кочетков отмечает, что банки-участники IPO имеют склонность "к более оптимистичной оценке компаний-эмитентов". "Что касается капитализации, то до мыльного пузыря на интернет-рынке Россия еще не дотягивает. Скорее признаки пузыря наблюдаются на Западе, где компании, еще не приносящие заметный доход, оцениваются по очень высоким мультипликаторам",- прокомментировал эксперт. К примеру, стоимость социальной сети Facebook, акции которой продаются на внебиржевом рынке, составляет сейчас $50 млрд, притом что в июле 2009-го покупки производились исходя из оценки компании только в $6,5 млрд.

Россия является вторым по величине интернет-рынком в Европе, но проникновение составляет 37% против 77% в США и 83% в Великобритании. Эти цифры свидетельствуют о перспективах высоких темпов роста. Рынок рекламы в интернете в России составляет пока 9% от совокупного, при этом аналогичный показатель в Китае - 16%, в США - 14%. JP Morgan ожидает, что в ближайшие три года доля интернет-рекламы будет расти и достигнет 14%. В 2013 году, по прогнозам банка, рынок интернет-рекламы в России составит приблизительно $1,75 млрд против $600 млн в 2009-м.

В 2011-м расходы на интернет-рекламу (медийная и контекстная) вырастут на 30%, до 32 млрд руб., в 2012-м - на 25%, до 40 млрд руб., в 2013 году - на 20%, до 48 млрд руб., прогнозирует группа "Видео Интернешнл". При этом, по ее оценке, в 2011 году на интернет будет приходиться 11,8% всех затрат на рекламу, в 2012 году - 12,6%, в 2013 - 13,2%. Директор по маркетингу агентства MindShare Interaction Юлия Удовенко считает, что это консервативная оценка: "Пока есть все предпосылки, что этот рост будет более значительным".


Неудавшиеся IT-технопарки попробуют достроить

В самом конце прошлого года председатель правительства России Владимир Путин подписал постановление, которым был продлен срок действия государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" до 2014 года, а также внесен в нее ряд дополнений и изменений.

Напомним, сама программа была утверждена весной 2006 года и предусматривала создание десяти IT-технопарков в восьми регионах к 2010 году. Но только через полтора года - в декабре 2007 - на ее реализацию из федерального и региональных бюджетов были выделены средства в размере 1 млрд 945 млн рублей и 1 млрд 361 млн рублей соответственно. Правда освоены эти деньги были лишь частично - 279 млн рублей и 559 млн рублей. Они пошли на разработку проектно-сметной документации. В последующие годы ситуация в целом не менялась - на реализацию программы выделялось больше средств, чем осваивалось. Или вообще не осваивалось. Например, для технопарков Московской области (в поселке Черноголовка и в городе Дмитров) в 2007 году было выделено 47 млн рублей и 42,5 млн рублей. Но даже эти суммы не были освоены и в последующие годы средства на создание этих объектов не выделялись.

В 2008 году на реализацию программы из федерального бюджета было выделено еще 1 млрд 633 млн рублей, а из региональных - 2 млрд 830 млн рублей. В конце этого же года было решено проверить ход работ по строительству IT-технопарков. И, как оказалось, "технопарки не развиваются согласно приоритетам, заложенным в программе, направления их деятельности зачастую являются не профильными". Кроме того, в ходе проверки было установлено, что "у регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков и имеет место избыточность проектов и смещение акцентов на создание инженерной инфраструктуры".

В результате, в начале 2009 года было принято решение о сокращении федерального финансирования программы на 1 млрд 98 млн рублей, о корректировке концепций и бизнес-планов развития технопарков и об организации постоянного мониторинга хода реализации программы. В то же время в программу создания IT-технопарков был включен еще один регион - республика Мордовия.

Летом того же года были утверждены бизнес-планы и принято решение о продолжении финансирования строительства технопарков в республиках Татарстан и Мордовия, Новосибирской, Кемеровской и Нижегородской областях. Финансирование технопарков в Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской и Калужской областях на период 2009–2010 годов было прекращено.

Все это говорит о том, что в целом программа развития технопарков в России, которую, по сути, инициировал в 2006 году тогда еще президент России Владимир Путин, провалилась. О том, почему так произошло, еще в марте 2009 года BFM.ru рассказала президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова.

Но стоит отметить, что в рамках программы в прошлом году все же было завершено создание двух IT-технопарков - казанского "ИТ-парка" (площадь 30,7 тысячи кв. м) и тюменского "Западно-Сибирского инновационного центра" (площадь 12 тысяч кв. м). Кроме того, построена первая очередь технополиса "Химград" (республика Татарстан, площадь 76,7 тысячи кв. м).

Несмотря на такие результаты, правительство решило продолжить программу, которая потеряла статус "государственной", но стала "комплексной". При этом ее финансирование планируется осуществлять за счет "субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации". Субсидии будут распределяться адресно. Условием их предоставления являются обязательства региона по финансированию создания и развития объектов технопарка до их ввода в эксплуатацию.

В постановлении указано также, что в 2011–2014 годах средства будут выделяться на создание технопарков во все тех же республиках Мордовия и Татарстан, в Санкт-Петербурге, в Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Тюменской областях. Также в перечень субъектов, строящих IT-технопарки в рамках программы, были добавлены Пензенская и Самарская области. При этом общий объем финансирования должен составить 6 млрд 89 млн руб.

В то же время обещанных качественных изменений в программе не произошло. Дело в том, что уже созданные и еще строящиеся технопарки представляют собой только инфраструктурные объекты - места с более низкими по сравнению с рыночными тарифами, платой за коммунальные услуги и арендуемые площади. В то же время на проходившей в конце прошлого года конференции TechCrunch Moscow представители Минкомсвязи, которое отвечает за реализацию программы, грозились, что технопаркам будут предоставлены различные налоговые (и не только) льготы - по примеру иннограда "Сколково". Этого же ранее просили как игроки рынка, так и власти субъектов РФ, серьезно подошедших к вопросу строительства IT-технопарков.


Производители нетбуков активизируются в развивающихся регионах

В начале 2011 года множество вендоров, работающих на рынке нетбуков, желая сохранить свои продажи, стали все активнее продвигать свою продукцию в рамках развивающихся регионов, пишет Digitimes.

Дело в том, что в США, Европе и Китае продажи нетбуков продолжают идти вниз - это связано в первую очередь с выходом на рынок планшетов и бюджетных ноутбуков. Именно поэтому вендоры и стали больше внимания уделять таким регионам, как Средний Восток и Юго-Восточная Азия. В частности, речь идет о таких компаниях, как Acer, Asustek Computer и Samsung Electronics.

К примеру, по итогам 2010 года Asustek удалось продать порядка 6 миллионов нетбуков, и в 2011 году компания рассчитывает сохранить этот уровень отгрузок во многом благодаря своей активности в развивающихся регионах.


Аналитики подсчитали квартальные продажи Mac

На фоне тенденции к сокращению американского рынка ПК в четвертом квартале компания Apple существенно увеличила продажи своих компьютеров Mac, сообщает Computerworld.

В рейтинге лидеров американского компьютерного рынка по объемам продаж ПК в четвертом квартале производителю компьютеров Mac аналитики IDC и Gartner единогласно отдают пятое место. Причиной снижения результата Apple, которая в третьем квартале занимала третье место, эксперты связывают со смещением рыночного спроса в сторону корпоративных решений в четвертом квартале. В Top5 рейтинга по итогам четвертого квартала также вошли Hewlett-Packard, Dell, Acer и Toshiba. "В третьем квартале Apple занимала третье место среди ведущих производителей компьютеров благодаря увеличению продаж в корпоративном сегменте, где она, как правило, уступает таким производителям как HP и Dell", - комментирует аналитик Gartner Микако Китагава. Вместе с тем, по словам эксперта, в четвертом квартале наибольшим спросом пользовались именно решения для бизнеса. Аналитики IDC также отмечают слабый спрос на ПК среди частных пользователей в США.

Тем не менее, результаты квартальных продаж компьютеров Apple остались на достаточно высоком уровне. По данным Gartner, в течение четвертого квартала Apple продала 1,9 млн своих ноутбуков и настольных ПК, получив 9,7% американского рынка. Аналитики IDC оценивают рыночную долю компьютеров Apple в 8,7%, что соответствует 1,7 млн проданных устройств.

Продажи компьютеров Apple, по оценкам Gartner, в четвертом квартале оказались на 23,7% выше уровня, достигнутого в аналогичном периоде 2009 года. В IDC отмечают увеличение продаж Mac на 15,2% в годовом разрезе. Таким образом, темпы роста продаж компьютеров Apple существенно опережают средние индустриальные показатели, которые, по оценкам Gartner и IDC в четвертом квартале составили 6,6% и 4,8% со знаком минус. В Top5 лидеров роста продаж, помимо Apple, попал японский производитель Toshiba. Наибольшее падение продаж ПК было зафиксировано у Acer, которое, по оценкам компаний Gartner и IDC, составило 30,4 и 28,5% соответственно.

Обе аналитические компании отмечают сильное давление на продажи компьютеров со стороны планшетных ПК, большая часть которых приходится на устройства Apple iPad. "Потребители не хотят тратить деньги на ПК, - поясняет сложившуюся на рынке ситуацию в четвертом квартале Микако Китагава. – Теперь у них появился достаточно большой выбор устройств, в том числе медиапланшеты". Эксперты Gartner и IDC также считают, что снижение продаж ПК в потребительском сегменте будет носить затяжной характер, поскольку все большее количество покупателей при замене своего домашнего ПК делает выбор в пользу планшета.

Вместе с тем Китагава не согласен с мнением экспертов, которые говорят о каннибализации компьютеров со стороны планшетов. Аналитик считает, что покупка планшета может быть сделана не в ущерб замене старого компьютера, хотя и заставляет пользователя отложить обновление своего ПК.

"Некоторые пользователи стараются максимально пролить жизненный цикл своих ПК, - поясняет Китагава. – Продолжая пользоваться своим компьютером, они используют средства на приобретение других товаров, в числе которых может оказаться не только планшет, но также и приставка для игр или какой-либо другой продукт, не относящийся к электронике". По мнению аналитика продажи традиционных ПК в 2011 году продолжат снижаться, поскольку внимание пользователей будет все больше привлечено к планшетам. После появления оптимизированной для них платформы Android на рынке начнет увеличиваться количество планшетов более доступных по цене, чем iPad.

Эксперты IDC придерживаются аналогичной точки зрения. "Тенденции, наблюдаемые на компьютерном рынке, вероятно, сохранятся в течение всего 2011 года, поскольку возрастающий интерес к планшетам будет препятствовать росту спроса на традиционные ПК ", - прокомментировал аналитик IDC Дэвид Дауд.

На данный момент аналитики Gartner и IDC выделяют планшеты в отдельную категорию устройств, и не учитывают их при оценке компьютерного рынка, который, по их мнению, включает в себя нетбуки. Вместе с тем, суммируя продажи компьютеров Mac и планшетов, объем продаж которых в четвертом квартале по некоторым данным составил около 6 млн штук, Apple могла бы занять более высокое место в рейтингах IDC и Gartner.


У Intel рекордный осенний квартал

Intel сообщила о рекордных финансовых результатах осени прошлого года, которые, впрочем, не менее красноречиво свидетельствуют о влиянии iPad и других планшетов. По данным Electronista, чистая прибыль Intel увеличилась на 48% в сравнении с предыдущим годом и на 10% в сравнении с предыдущим кварталом, составив 3,4 млрд долларов.

Этот прирост почти полностью обусловлен продажами серверов и инвестициями. Выручка с процессоров Atom и обычных процессоров в сравнении с летом не изменилась.

Этот разрыв в доходах отражен и в годовом итоге. Хотя компьютерные процессоры, дата-центры и другие чипы дали соответственно на 21%, 35% и 27% больше выручки в сравнении с 2009 годом, выручка с Atom увеличилась всего на 8%.

Процессоры Atom и сопутствующие чипсеты стоят меньше, чем более мощные аналоги, однако до этого года всегда показывали хорошие результаты благодаря большим объемам продаж. Однако в течение года Atom постепенно сдавал позиции, поскольку многие потребители предпочитали iPad. Ранние оценки осенних продаж ПК показали резкое падение продаж Acer, слишком сильная зависимость компании от нетбуков Aspire One могла стоить ей четверти всех продаж компьютеров. Dell и HP не так сильно зависят от нетбуков, но и у них произошел спад в ключевых сегментах.

Отчасти падение можно объяснить общепризнанным перенасыщением рынка и недостаточной дифференциацией ассортимента. По мере спада цен на мощные полноразмерные ноутбуки у покупателей снижается мотивация к приобретению меньших по размеру, менее мощных, но принципиально не отличающихся по конструкции ноутбуков. Кроме того, в последние два года Intel испытывала проблемы с модернизацией семейства Atom, которые по-прежнему одноядерные и с тактовой частотой 1,6 ГГц, тогда как большинство нетбуков уже оснащаются не менее 1 Гб оперативной памяти и до 250 Гб дискового пространства.


RIM в марте поставит 1 млн планшетов PlayBook

Компания RIM планирует к марту продать до миллиона новых планшетов BlackBerry PlayBook, сообщает Electronista. Именно столько планшетов будет произведено в течение первого квартала года. Motorola планирует продать чуть меньше своих Xoom - 800 тыс.

Первая модель PlayBook будет поставляться только с Wi-Fi, но позже появится и версия с поддержкой 3G и прямой работы с почтой. Весной на рынок может выйти версия планшета с поддержкой WiMAX-сети Sprint. Впрочем, официально выход WiMAX-версии запланирован на лето.

Motorola до конца зимы должна вывести на рынок 3G- и Wi-Fi-версии своего планшета Xoom. Скорее всего, первую модель будет продавать Verizon. Уже весной абоненты этого оператора смогут приобрести и LTE-версию. Тогда же должен выйти специальный модуль, позволяющий включить поддержку 4G-сетей на 3G-моделях.

Все упомянутые цифры носят аналитический характер и официально компаниями не подтверждены. Впрочем, господству Apple на рынке планшетов они пока не угрожают. Сейчас Apple отгружает больше iPad за месяц, чем Motorola или RIM планируют поставлять в квартал. Новая модель iPad должна еще больше увеличить спрос на планшет от Apple.


Большинство российских компаний ощущают жесткую конкуренцию на рынке

Почти 90% работающих россиян относятся к конкурирующим компаниям положительно или нейтрально. К такому выводу пришли специалисты Headhunter, проведя опрос среди 1253 организаций.

Подавляющее большинство сотрудников (92%) реально ощущают жесткую конкуренцию со стороны других компаний, и всего 7% опрошенных не знают, что их предприятие не единственное в своей отрасли.

39% работников считают, что их организация является лидером рынка, при этом чуть больше половины респондентов (52%) назвали свое положение средним, то есть ни лидеры, ни аутсайдеры. Но остаются и те, кто признается, что трудится в самой отстающей компании - 8%.

Что касается отношения к конкурентам, то 40% опрошенных признались в своем к ним уважении, а 48% не склоняются ни к позитивной, ни к негативной оценке. Отрицательно настроены лишь 4% россиян.

Делами на рынке интересуются большинство из опрошенных - 84% следят за экономической жизнью конкурентов. 54% стараются узнать о состоянии бизнеса конкурирующих компаний, 49% интересуются активностями и другими событиями, а вот 18% респондентов следят за жизнью отдельных персон компаний-конкурентов.

Почти половина россиян (49%) затруднились сказать, прибегала ли их компания к промышленному шпионажу. Лишь 12% россиян отметили, что такие случаи были, и сводились они, как правило, к созданию собственного продукта на базе украденных у конкурентов технологий или к корректированию собственной ценовой и бизнес-политики на основе данных о стратегии конкурентов.

42% респондентов заявили, что у них есть друзья, работающие в конкурирующих компаниях. При этом мужчины чаще дружат с коллегами из компаний-конкурентов, чем женщины (45% и 39% соответственно). Среди тех, кто имеет таких товарищей, 28% стараются не обсуждать с ними дела своей компании. 11% признались, что часто спорят с друзьями по рабочим вопросам, а 2% и вовсе перестали общаться.


Минкомсвязи отчиталось о росте отрасли за 2010 год на 2,1%

Россия увеличила объем отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в 2010 году, по предварительным данным, на 2,1% до 1,808 трлн рублей. Об этом сообщил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, передает "Прайм-ТАСС".

Доля отрасли ИКТ в ВВП страны достигла 4%. Таким образом, по отношению к 2009 году из-за роста ВВП показатель снизился на 0,6 процентного пункта.

Доля доходов от телекоммуникационных услуг в общем обороте отрасли в прошлом году составила 74,2% против 72% в 2009 году. Доходы от услуг связи в 2010 году выросли на 5,3%, прирост объемов услуг электросвязи в 2010 году составил 5,2%.

Кроме того, в прошлом году было введено в эксплуатацию более 1,4 млн номеров фиксированной телефонной связи, 300 тысяч каналов междугородних и международных телефонных станций и около 54,6 тысячи километров радиорелейных и кабельных линий связи.

По оценке Минкомсвязи, объем рынка информационных технологий (ИТ) в России в 2010 году вырос на 14% до 565,8 млрд рублей.

Ведомство прогнозирует, что к 2013 году объем доходов от услуг связи вырастет по сравнению с 2009 годом на 33% и достигнет 1,7 трлн рублей. Темпы прироста рынка ИТ прогнозируются в 2011 году на уровне 14,6%, в 2012 году - 15,8%, в 2013 году - 18,1%. Объем рынка ИТ к 2013 году должен составить 887 млрд рублей.

По данным российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Интернетом в настоящее время пользуются около трети россиян - 46,5 миллиона человек.



Лучшие дистрибьюторы 2010.
Приглашаем принять участие.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное