Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
02 февраля 2010, вторник

Живые продажи

C января 2010 года в "Живом журнале" заработала технология комплексного онлайн-бронирования путешествий. Теперь в ЖЖ можно не только спросить совета, но и купить билет на самолет.

Сразу три ресурса Рунета - LiveJournal, Газета.Ru и Championat.Ru - начали онлайновую продажу авиабилетов и бронирование гостиниц. Решение предоставлено универсальным сервисом путешествий Amargo.ru. На каждом из вышеупомянутых сайтов созданы специальные разделы путешествий, где находятся формы бронирования авиабилетов и номеров отелей. Информационная поддержка проекта осуществляется пулом баннеров и размещением мини-форм бронирования по площадкам SUP. Общая посещаемость разделов путешествий достигает 2 млн уникальных пользователей в месяц.

По словам разработчиков, содержание раздела - это уникальные рассказы, фото- и видеосюжеты пользователей ЖЖ о путешествиях. Часть контента - автоматически обновляемый поток записей в сообществах, посвященных путешествиям, часть - топ лучших публикаций, отобранный редакцией.

Финансовая схема контракта SUP и Amargo.ru пока не раскрывается, но как удалось узнать РБК daily, до ноября 2010 года Amargo выплачивает SUP фиксированную ставку, после чего планируется перейти на оплату по комиссионным процентам. По словам источника, близкого к сделке, ставка должна быть в районе 70%.

 

Себестоимость iPad оценили в 270 долларов

Себестоимость базовой модели интернет-планшета Apple iPad составляет 270,5 доллара, если не учитывать 20 долларов на покрытие гарантийных издержек, пишет ComputerWorld со ссылкой на данные Брайана Маршалла (Brian Marshall) из компании BroadPoint AmTech.

Самым дорогим компонентом устройства является 9,7-дюймовый сенсорный ЖК-экран, который стоит около 100 долларов. Алюминиевый корпус стоит 25 долларов, как и 16 гигабайт памяти. По расчетам аналитика, процессор Apple A4, установленный в iPad, стоит всего 15 долларов.

Если Маршалл верно рассчитал стоимость компонентов, то Apple, с учетом гарантийных расходов, заработает по 42,9 процента цены каждого iPad в базовой комплектации, составляющей 499 долларов (в США). Прибыль будет еще выше при продаже старших моделей, так как iPad с поддержкой 3G стоит на 130 долларов дороже устройств без этой функции. На деле 3G-модуль гораздо дешевле и стоит около 16 долларов. Это увеличивает маржу компании при продаже базовой модели с 3G (629 долларов) до 52 процентов.

Благодаря завышенной стоимости iPad Apple, как считают аналитики, сможет в будущем снижать цену устройства и подстегивать тем самым спрос.

Планшет iPad был анонсирован главой Apple Стивом Джобсом 27 января. Устройства с поддержкой Wi-Fi поступят в продажу в США в конце марта, а с поддержкой 3G - к маю.


Качественные методы оценки эффективности рекламы

Автор: Ольга Лидoвcкaя

Качественные маркетинговые исследования представляют собой наблюдения за поведением реальных и потенциальных потребителей. Информация, полученная в ходе таких наблюдений, и выводы не могут быть приведены к какой-либо стандартной форме. Поэтому каждый раз результаты исследования в своем роде уникальны.

В ходе качественных исследований от потребителей может быть получена различная информация, которую можно условно систематизировать. Например, проводя качественные исследования по рекламе йогуртов, можно получить различные отклики от потребителей, которые словесно могут быть выражены по-разному. Но разбить эти отклики на отрицательные, положительные и нейтральные (т. е. присвоить потребительским откликам какие-то категории) возможно. Далее, подсчитав количество откликов в каждой из трех категорий и процент каждой из категорий от общего количества, качественные исследования преобразуются в количественную форму.

Наиболее часто применяют следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью, панельный метод и др. Рассмотрим подробно каждый из методов с примерами, выявлением достоинств и недостатков.

Метод наблюдения

Наблюдение за поступками и действиями потребителей при выборе товаров, за ситуациями, за реакцией различных групп на рекламу и т. д. Исследователь (наблюдатель) фиксирует получаемую информацию в соответствии с задачами исследования.

Информацию об эффективности маркетинговых и рекламных мероприятий можно получить наблюдая за реакцией потребителей на рекламу (в общественных местах, например в супермаркете), можно извлечь максимум полезной информации. Прежде всего можно понять, насколько реклама соответствует поставленной цели; насколько она понятна потребителю, привлекает ли она внимание, побуждает ли к покупке, а также - что необходимо скорректировать, на какие факторы или преимущества товары сделать акцент в следующий раз, и т. д.

Наблюдения разделяют на прямые ( непосредственно за потребителями в местах их присутствия) и непрямые (изучают результаты поведения, а не само поведение; либо изучают статистические данные потребительского поведения); открытые (когда люди знают, что за ними наблюдают) и скрытые (когда люди не знают, что за ними наблюдают, но могут это предполагать).

Примером непрямого наблюдения может быть изучение результатов потребительского поведения при выборе молока. Анализируя данные о продажах одного и того же товара в различной упаковке: стеклянные бутылки, тетрапаки различной емкости, пластиковые бутылки, целлофановыепакеты и т. д., - можно делать выводы о том, какой вид упаковки наиболее удобен для потребителя, какой меньше всего востребован и по каким причинам (цена, сроки хранении, удобство хранения и т. п.). На основании результатов такого непрямого наблюдения компания может оптимизировать упаковочную номенклатуру и рационально распределить средства на ее закупку.

Обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга.

Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям:

  • Наблюдатель (исследователь) - обычный человек, а значит, его мнение сугубо субъективно, и интерпретировать результаты наблюдения он будет тоже со своей точки зрения. Субъективность - основной недостаток любого качественного метода.
  • Наблюдение - это очень трудоемкий метод, требующий много времени на описание полученной информации и ее обработку. Кроме того, от наблюдателя требуется большая внимательность и сосредоточенность.
  • Наблюдения часто ограничены временем совершения события.
  • Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, изменить обычное поведение, велика вероятность получения искаженных результатов.

Основным достоинством данного метода является возможность получить сведения о поведении потребителей, не задействуя и не отвлекая их. Кроме того, наблюдение применяют, когда нет другой возможности получения требуемой информации.

Метод фокус-группы

Фокус-группа - это группа людей из числа реальных или потенциальных потребителей товара, которые приглашаются для проведения исследования. Их внимание сосредоточивается, фокусируется па заданной теме. Метод фокус-группы носит характер обсуждения и управляется специальным ведущим.

Данный метод применяется для:

  • генерации идей (мозгового штурма). Например, когда есть необходимость усовершенствования товара, его упаковки, сервисного сопровождения и т. д.;
  • изучения разговорного словаря потребителей. Ведь, как известно, реклама должна говорить на языке потребителя. Это особенно сложно, когда целевая аудитория товаров или услуг небольшая и специфическая (например,врачи-стоматологи частной практики - потребители зубоврачебного оборудования). Здесь нужно знание терминологии и хотя бы поверхностное знание функционала;
  • знакомства с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и отношением к изучаемому продукту, его марке, методам его продвижения и т. д. Такое исследование может быть тестирующим - до массового выходы рекламы, а может быть послерекламным после проката рекламы, когда нужен анализ эмоциональной и поведенческой реакций па определенные виды рекламы.

Оптимальный размер фокус группы колеблется от 8 до 12 человек. Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности работы ведущего. Ведь его задача - управлять процессом обсуждения, не вмешиваясь и не принимая личного участия в дискуссии.

К числу недостатков этого метода можно отнести, как и в предыдущем случае, субъективность каждого из участников фокус-группы и коллектива в целом, а также высокую стоимость таких исследований. Ведь работа участников фокус-группы должна оплачиваться.

Основные достоинства метода фокус-группы:

  • для участников фокус-группы данное исследование дает возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи, к тому же за деньги;
  • для компании, проводящей исследование, метод фокус-группы позволяет наблюдать за работой группы и использовать результаты этого наблюдения на практике еще до получения официального отчета.

Метод глубинного интервью

Исследователь (интервьюер) задает представителю (респонденту) целевой аудитории ряд вопросов с целью выяснения потребительского поведения всей аудитории. Респондент отвечает произвольно. Вопросы интервьюера при глубинном интервью носят "разведывательный" характер: "Можете ли вы аргументировать свое мнение?", "Почему вы так считаете?" и т. п.

Данный метод применяется для сбора и анализа информации о рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении и реакции потребителей.

Недостатком глубинного интервью является сложность обработки результатов. Кроме того, метод требует высоко-коммуникабельного и одновременно выдержанного, доброжелательного и очень терпеливого интервьюера, вызывающего у респондентов доверие и желание общаться.

Достоинством интервью можно считать именно его глубину, помогающую понять личностные и эмоциональные мотивы потребителей.

Панельный метод

Панель (в маркетинге) - группа людей, либо семей (или других коллективов), которые принимают участие в систематических опросах на одну тему.

Метод заключается в том, что с этой группой проводят повторяющиеся исследования путем опросов (устных или письменных). Отвечая на вопросы одной тематики (например, о потребительских предпочтениях при выборе каких-либо товаров, скажем, минеральной воды) в разные моменты своей жизни люди (семьи) отвечают по-разному. Ведь потребительские предпочтения меняются в зависимости от жизненных ситуаций.

Основным достоинством панельного метода является возможность сравнивать результаты проводимых опросов с предыдущими, в отличие от остальных методов качественных исследований. Таким образом можно выявить закономерности и тренды, например потребления тех или иных товаров, реакции на рекламу, и т. д.

Недостатком панельного метода является достаточно высокая стоимость. Для получения достоверных результатов исследования необходимы панели с большим количеством участников, труд которых (ответы на вопросы и т. д.) должен оплачиваться.

Панели классифицируются последующим признакам:

  • времени существования (краткосрочные - до одного года и долгосрочные);
  • составу (отдельные личности, семьи, торговые организации, предприятия, руководители, какие-либо специалисты, эксперты и т. д.);
  • предмету изучения (потребительские предпочтения, тестирование товаров или услуг, источники получения рекламной информации, реакция нарекламу и т. д.).

Поэтому перед проведением опросов потребителей необходимо выбрать вид панели, исходя из целейисследования.

Прочие методы качественных исследований:

  • Интервью на дому у респондента. Достоинства: возможность показа образцов и пробников продукции. Недостатки: требуется предварительное согласование времени проведения интервью (по телефону, электронной почте и пр.).
  • Интервьюирование посетителей супермаркетов и крупных магазинов. Достоинства: дешевизна. Недостатки: трудно добиться от посетителей вдумчивых ответов (люди отвечают, что называется, "на ходу").
  • Интервью по телефону. Достоинства: дешевизна, возможность охватить большое количество респондентов. Недостатки невозможность демонстрации товара, трудно "держать" внимание респондента более 7-10 минут, трудность восприятия сложных вопросов.
  • Автоматический телемаркетинг по телефону: специальный автомат задает вопросы с заранее приготовленными вариантами ответов, которые фиксируются при нажатии респондентом определенных кнопок па телефонном аппарате. Достоинства: дешевизна и низкая трудоемкость (все делается автоматически), возможность охватить большое количество респондентов. Недостатки: отсутствие интерактивного общения, негативная реакция многих респондентов на общение с "роботом".
  • Заполнение посетителями анкет, размещенных в клиентских или торговых залах, ожидая очереди или обещанного поощрения за заполнение анкеты. Достоинства: посетители сами выступают инициаторами заполнения анкет, низкая трудоемкость метода. Недостатки: необходимы поощрения за заполнение анкеты, малое количество заполненных анкет (редко кто тратит на это время).
  • Анкетирование по почте или факсу. Рассылаются анкеты, содержащие варианты ответов. Респондентам предлагается заполнить анкеты и отправить их обратно в специально вложенном конверте с обратным адресом или по указанному факсу. Достоинства: неограниченность времени заполнения анкеты для респондента, а значит, можно высылать подробную анкету с иллюстрациями. Недостатки: низкий обратный отклик (малое количество возвращенных заполненных анкет).

Используя те или иные методы качественного исследования, компания может собрать полную информацию о своих клиентах и выбрать оптимальные рекламные каналы для целевой аудитории с моих товаров/услуг.

 


В России растет неуверенность

Мировой бизнес стал чуть оптимистичнее смотреть в будущее, надеясь на увеличение спроса и, как следствие, заказов в нынешнем году. В России же беспокойство только нарастает, свидетельствуют результаты опроса Grant Thornton International.

Дефицит заказов и снижение спроса в целом по миру по-прежнему остаются в числе рисков на этот год, показало исследование (опрошены 7400 предпринимателей из 36 стран мира, включая Россию). Впрочем, число пессимистов за год снизилось на 10%, до 39%. Треть опрошенных в числе возможных препятствий для развития бизнеса назвали административные барьеры (плюс 2% к 2009 году), 26% - недостаток оборотных средств (минус 1%). Четверть опрошенных обеспокоены риском отсутствия долгосрочного финансирования (минус 1%).

В России картина более пессимистичная. Каждый второй из опрошенных обеспокоен возможным сокращением спроса, 40% - административными барьерами, 39% - отсутствием долгосрочного финансирования. По сравнению с прошлым годом беспокойство только нарастает, в среднем на 15%. Особенно не уверен в завтрашнем дне московский бизнес. Лидируют страх перед административными барьерами (56%), сокращением спроса (50%) и недостатком оборотных средств (38%).


"Большая тройка" хоронит кризис

МТС и "ВымпелКом" обещают, что их затраты в 2010 году вернутся к докризисному уровню. О кризисе речь больше не идет, говорят топ-менеджеры сотовых компаний. Основные затраты пойдут на строительство сетей третьего поколения и увеличение мощности существующих сетей.

В 2010 году "ВымпелКом" планирует увеличить объем инвестиций с 10% от выручки в 2009 году до 18%, сообщает Bloomberg со ссылкой на главного исполнительного директора компании Бориса Немшича. По его словам, средства, в частности, пойдут на расходы на оборудование для сетей третьего поколения. "Мы ожидаем, что 2010 год будет нормальным годом, о кризисе больше речи не идет", - заявил г-н Немшич.

МТС подтверждает ранее озвученный прогноз уровня капзатрат в 2010 году - 22-25% от выручки. "Окончательное соотношение капзатрат и выручки будет в значительной степени зависеть от продаж абонентских устройств, которые на сегодня имеют больший потенциал роста, чем мы предполагали ранее. Другие факторы, такие как курсы валют, условия платежей вендорам, также будут оказывать влияние на размер капвложений", - говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, основной объем инвестиций пойдет на развертывание сетей третьего поколения, увеличение емкости наземных сетей и строительство новых базовых станций GSM для увеличения качества связи.

Капзатраты МТС и "ВымпелКома" увеличатся примерно вдвое: этот показатель вернется к докризисному уровню. Так, в 2008 году CAPEX "ВымпелКома" составлял около 26% от выручки оператора. Уровень капитальных вложений МТС в 2008 году оказался на уровне 21%.

В "МегаФоне" отмечают, что компания, несмотря на кризис, CAPEX в 2009 году не корректировала. "В этот период наша компания сохраняла довольно твердую финансовую позицию, поэтому ничего не менялось", - говорит пресс-секретарь оператора Татьяна Зверева. Пока, отмечает она, "МегаФон" своих планов относительно капитальных затрат не разглашает. "Согласно нашим ожиданиям, они не снизятся", - говорит г-жа Зверева.

Аналитики рейтингового агентства Fitch поддерживают оптимизм операторов. "Отрасль вступает в 2010 год в хорошей форме, уже решив многие вопросы, связанные с ликвидностью, рефинансированием и обменным курсом, которые возникли во время финансового кризиса. Данный позитивный тренд, вероятно, продолжится", - отмечает Артем Фролов, младший директор в аналитической группе Fitch по сектору ТМТ в Москве.

Fitch ожидает консолидации на рынке фиксированной телефонной связи в 2010-2011 годах в связи с предстоящей реорганизацией "Связьинвеста". Мелкие и средние региональные провайдеры услуг широкополосной связи и небольшое число независимых региональных мобильных операторов, вероятно, будут основными объектами для приобретений.


Microsoft взяла повышенные обязательства по увольнению сотрудников

Microsoft объявила о пересмотре планов по сокращению штата: вместо 5 тыс. служащих корпорация расстанется с 5,3 тыс.

Программа увольнений была начата в январе 2009 года. Столь масштабные сокращения проводятся впервые за всю историю компании.

В Microsoft утверждают, что увольнения помогают снизить издержки. Так, расходы подразделения офисных приложений уменьшились на 12%, или 262 млн долл. - прежде всего, как заявляется, благодаря регулированию рабсилы.

Между тем увольнения происходят на фоне впечатляющих финансовых результатов корпорации. За три последних месяца прошлого года чистая прибыль и доход крупнейшего в мире производителя ПО увеличились на 60% и 14% - до 6,66 и 19,02 млрд долларов. Реализовано свыше 60 млн лицензий на Windows 7 - наибольший показатель за всю историю квартальных продаж Windows.

Кстати, второй квартал 2010 финансового года, закрытый 31 декабря, стал последним, когда финансами Microsoft заправлял Крис Лидделл (Chris Liddell). Компания выплатила ему около 2 млн долл. выходного пособия. При этом подписано соглашение, запрещающее г-ну Лиделлу контактировать с прессой без ведома корпорации. Экс-руководитель никогда не сможет вернуться в Microsoft.


Cоздано первое специализированное ИТ-СРО

Как известно, с 1 января 2010 года свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выдаются исключительно саморегулируемыми организациями, а лицензии старого образца одновременно с этим утратили свою силу.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору приняла решение о присвоении статуса саморегулируемой организации Некоммерческому Партнёрству "Межрегиональное объединение организаций в области проектирования "Ярд", объединяющему в своих рядах ИТ-компании, которые выполняют проектные работы, связанные с установкой, пусконаладкой, сервисом и демонтажом высокотехнологичного оборудования.

В состав Правления НП "МОООП "Ярд" вошли топ-менеджеры ряда ИТ-компаний: Тамодин Н.В. ("Воентелеком"), Мацоцкий С.С. (IBS), Пономарев Е.В. ("Систематика"), Хомутинников Л.Ю. ("Россервис"), Давидюк А.П. ("Ниеншанц"). Генеральным директором НП "МОООП "Ярд" назначен Любинский А.В.

С целью укрепления политических позиций, роста лоббистких возможностей в НП "Ярд" создан наблюдательный совет, в который входят председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике, технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пономарев И.В., генеральный директор ОАО "Концерн "Сириус" Ухлинов Л.М., исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных информационных технологий (АП КИТ) Комлев Н.В.

Председатель Правления НП "Ярд" Андрей Давидюк в интервью каналу @ASTERA отметил: "Я считаю, что СРО, объединяющие ИТ-компании, - это очередной шаг развития ИТ-отрасли, и уверен, что с течением времени все больше руководителей ИТ-предприятий будут осознавать необходимость и ощущать потребность в специализированнных ИТ-СРО. Саморегулирование - это эффективный инструмент решения отраслевых задач".

НП "МОООП "Ярд" продолжает активно привлекать новых членов, чтобы набрать вес для защиты интересов участников ИТ-отрасли и решения задач саморегулирования.


Сотовая связь в России

В 2009 году количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 208,3 млн. Уровень проникновения в целом по России составил 146,7%, а в Московской лицензионной зоне - 186,6%.

Прирост абонентской базы по операторам, тыс. чел., декабрь 2009
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в абонентской базе, по итогам 2009 года %
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Совокупный прирост абонентской базы российских операторов в декабре 2009 года составил 2,3 млн (+1,14%). В декабре 2009 года ежемесячный прирост снизился на 44,7% по сравнению с тем же периодом 2008 года (-1,89 млн).

Динамика ежемесячного прироста абонентской базы, млн абонентов
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в приросте абонентской базы по итогам 2009 года, %
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

По оценке J-son & Partners Consulting, в 2009 году совокупная абонентская база российских операторов выросла на 20,4 млн (+10,9%). По итогам года первое место по этому показателю в общероссийском масштабе занимает "МегаФон" (+6,9 млн), второе место - МТС (+4,7 млн), третье - Tele2 (+3,9 млн).

Согласно данным J-son & Partners Consulting, наиболее высокие темпы прироста абонентов среди операторов "большой четверки" по итогам 2009 года продемонстрировали Tele2 (37,1%) и "МегаФон" (16%).

 

Оператор Всего абонентов на 31.12.2009 Прирост по итогам 2009 г., % Абонентов в Москве и МО на 31.12.2009
МТС 69 340 000 7,3% 13 590 000
ВымпелКом 50 886 127 5,9% 10 849 700
МегаФон 50 221 630 16%

7 438 791

Tele2 14 286 900 37,1% -
Уралсвязьинформ 5 785 080 2,3% -
СМАРТС 3 501 456 0% -
Нижегородская Сотовая Связь 3 465 526 32,3% -
Сибирьтелеком 5 218 262 6,4% -
Енисейтелеком 2 429 724 3,9% -
Байкалвестком 2 165 362 11,9% -
Мотив (Екатеринбург-2000) 1 716 413 15,3% -
Новая Телефонная Компания 1 333 191 8,3% -

Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное