Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новости электронных библиотек
http://russ.ru/biblio

Кирилл Куталов

Парма. Стихи

Обмолвившись http://www.russ.ru/krug/20000207_kutalov.html недавно о том, 
что поэтическая школа - явление для современной литературной жизни редкое, 
я, как оказалось, поторопился с выводами. Вообще это похоже на новую моду, 
вполне объяснимую к тому же - конец века как-никак. Вместе с тем приятно 
радует глаз разнообразие этих школ (или направлений - не в этом суть), а 
также география точек концентрации поэтической энергии. Можно долго 
спекулировать на тему жизнестойкости мироощущений и идеалов Серебряного 
века, однако одно несомненно изменилось. В полном соответствии с какой-то 
там постмодернистской парадигмой существование некоего единственного Центра
(пусть даже двух Центров), этакого генератора творческих импульсов, 
ставится под вопрос. Когда в Москву-реку бросают очередной камень, круги 
еще, правда, идут, но уже недалеко и не слишком заметные. Камней и "на 
местах", как выясняется, хватает. И каких еще камней.

Проект "Пермская поэтическая школа" http://a-kobrinsky.tripod.com/parma, 
осуществленный при содействии писателя, поэта и философа А.Кобринского 
http://www.geocities.com/Athens/Pantheon/2826/, и, как его основная часть, 
- "Одекал", "Общество детей капитана Лебядкина". Дизайна бояться не надо, 
дизайн на самом деле правильный, хотя сперва и может показаться, будто бы и
не дизайн это вовсе.

В том, что Игнатий Лебядкин - одна из самых недооцененных в русской 
литературе фигур, сомневаться не приходится. Вообще удивительно, что 
капитан не стал культовым персонажем гораздо раньше 1991 года, когда, 
собственно, "Одекал" и был образован. Были попытки, были. Но не удалось 
ученым мужам уловить сущность капитана, по некоторым сведениям одного из 
центральных героев великого писателя-футуриста Достоевского. На вопрос 
почему - ответ один: капитана Лебядкина можно только петь. Что, собственно,
и проделано в соответствующем манифесте 
http://a-kobrinsky.tripod.com/parma/slovo.htm.

Приятно удивляет (предположим, что посетитель сайта искушен) отсутствие 
"парадной части", различных вводных слов, "от составителя" и так далее 
(есть, правда, упомянутый манифест, но это другой жанр 
http://guelman.ru/slava/manifest/man.htm). Всячески избегается вообще все, 
не относящееся напрямую к поэзии. В определенной мере это даже создает 
неудобства: например, ничего нельзя узнать о большинстве представленных 
авторов. С другой стороны, по-другому вряд ли получилось бы, поскольку 
неотъемлемая часть всего замысла - анонимность, игровые, многослойные в 
семантическом отношении псевдонимы, концентрация аллюзий в которых дает 
повод считать их частью самих текстов.

Описать другие "школообразующие" факторы, выделить и назвать общие для 
большинства представленных произведений черты достаточно несложно, благо 
они многочисленны и нарочито вынесены на поверхность. Прежде всего это 
центонность, обладающая, однако, одним странным свойством. Попытки 
определить, куда ведет явно прочитываемая "чужая речь", не дают никакого 
результата, она ведет в никуда, это пустота стоит за ней, в лучшем случае 
фонетическое, исключительно звуковое соответствие. Своего рода утонченное 
глумление над "высокой" поэзией, обман, нечто блестящее, со значительным 
видом показанное издалека, соответствующий цитате жест серьезности, 
оборачивающийся аберрацией зрения - просто свет так упал, ничего больше. 
Вместе с тем необходимо отметить обилие бытовых, "низких" деталей, 
нисходящую по преимуществу метафору, прием, выигрышный только в том случае,
если якобы дурачащийся автор очень четко видит ту планку, ниже которой 
метафора нисходить не имеет права. В совокупности это дает о!
свежающий эффект: цитата, даже из самых затертых, потерявшая уже всякую 
связь с тем целым, из которого когда-то была позаимствована, цитата, 
утопленная в очевидной бессмыслице, в какой-то момент неожиданно 
выныривает, отмытая, по-новому как-то блестящая, сразу и не узнать, что это
она:

нельзя нельзя нельзя нельзя
не разгадать что из какого хлама
кузнец кует в полшаге от меня

В то же время таких цитат немного, как правило, все же они остаются лежать 
где-то на бессмысленной глубине. Это обилие цитат и заимствований, ведущих 
в никуда, притупляет и зрение, и внимание читателя. Разбирать эти 
стихотворения бессмысленно - ничего, кроме списка источников в лучшем 
случае, получить не удастся, будто бы за нос водят. На самом деле водят, но
по-другому. Звуковой шум, коллаж, пестрота, даже местами вычурность:

вездесущие чай кипятили пилаты
чайки пятились мутные взоры тревожа
солнце желтою мухою нежно кружилось
и жужжало царапая пахи у неба

Поиск смысла бессмыслен изначально. Намек на историю есть, но вторая строка
своим началом превращает его в цирковой трюк, а третья и четвертая дают 
прямо-таки каскад, парад-алле какой-то, даже обидно становится - ну что они
там, в самом деле, за дураков нас держат? Дальше - больше. Говорить о 
библейской или еще какой-нибудь тематике тоже бессмысленно, эти 
переваренные, отрефлексированные неоднократно, из третьих рук полученные 
мотивы отсылают к чему угодно, только не к первоисточнику.

волновались блестящие легионеры
но валиться не смели покуда иуда
не ударил мешком зазвеневшую землю
отступать было некуда в ту же минуту
над землею нависла коровьей лепешкой
необъятных размеров огромная туча

Если читатель и не был снобом, то теперь просто должен им стать. Даже не 
очень искушенный. В том смысле, что плохо же написано, графоманией за 
версту отдает, пусть даже и предупреждали об этом в том же самом манифесте.
И что окончательно выводит из себя, так это поза, все эти штучки 
давным-давно известные с точками и запятыми, то есть с их отсутствием, эта 
невнятная цезура...

шевельнулась в ушах какофония баха
и ухабистым утром заря наступила
на большую дорогу телами по плату
девы двигать устали теперь не иначе

Какофония достигла апогея. Уже забыто, с чего все начиналось, найденные 
было крупицы смысла растворились, внимание рассредоточено. Последняя строка
при всем желании не прочитывается, где точку ни ставь. Стихотворение 
развалено будто бы нарочно, и нет никакой надежды на его восстановление, 
хоть с начала начинай, хоть выключай компьютер. Единственное, что все еще 
остается прежним, - уже порядком надоевшие фонетические трюки. Цитаты 
превращаются в простое называние, ничем, кроме как коллажностью общего 
целого, не оправдываемое, не приходится говорить даже о каком-то 
"настроении" или образном стержне. Последний оплот - ирония, но и ее как 
будто недостаточно, она не самоценна, про социальное же радение и говорить 
смешно, его просто нет. Как нет, кажется, и самого стихотворения, впрочем, 
последнее, кажется, не закончено, еще остались две строки. Перед ними - 
непродолжительная пауза.

и природа дрожит словно выцветший заяц
а в ушах шелестят петушиные крики

Теперь все, конец. Изумленная публика замирает, другая пауза - до 
аплодисментов. Стихотворение собирается воедино в лирически и образно очень
внятном пассаже, и недоумение радостно разрешается - ну да, конечно, это 
та же всем давно известная история, только подсмотренная из другого угла. 
Другое зрение - прерогатива другого центра.

Если необходимо определить основное, универсальное свойство текстов, 
представленных на сайте, стоило бы сказать о нарочитом и последовательном 
смещении точки зрения и, пожалуй, на этом остановиться. Все прочее: и 
библейская тематика, и тотальный центон, и обилие аллитерационных эффектов,
и прочая - инструменты, наиболее точно соответствующие методу.

Еще, пожалуй, можно отметить герметичность всего замысла в целом. Попадись 
эти стихи на "Вавилоне" http://www.vavilon.ru/, например, ни малейшего 
удивления они бы не вызвали. Ну а адрес Бог весть какого уровня, или как 
это там называется, наводит в одно и то же время на грустные и не очень 
грустные мысли. Грустные - потому что, как и было сказано 
http://www.russ.ru/krug/20000221_kutalov.html, нигде, кроме как в 
Интернете, осуществление подобного проекта возможным не представляется, а 
если и представляется, то в настолько малых размерах, что и говорить об 
этом не имело бы смысла. Не очень грустные - потому что... см. текст выше.

Процитированы стихи Евгения Гвинеева

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное