Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Александр Уланов


Воскресения по понедельникам

Мирча Элиаде. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. - СПб.: 
Университетская книга, 1999

О сатанистах или теософах Элиаде не говорит. Он не адепт тайного знания, а 
ученый, пишущий о достоверно зафиксированном этнографами где-нибудь в 
Австралии или в Сибири. О тайнах, в некотором смысле, "для всех", о 
посвящениях, через которые проходит вся мужская (или женская) часть 
племени. О расставании с детством, введении в сакральное, символической 
смерти, испытаниях (от обрезания до настоящих пыток), новом "рождении", 
обретении мифа - о смыслах и началах всего.

Эрудиция Элиаде огромна. Он обстоятелен до комизма. "Каждая женщина должна 
просунуть руку в дупло, где живут змеи, и вынуть ее обратно только после 
того, как вокруг руки обовьется змея... Каждая кандидатка должна вернуться 
в деревню со змеей в своей корзине. Р.Нассау, чей рассказ мы приводим, 
однако, не удалось выяснить, что они делали с этими змеями". Он фиксирует 
отголоски обрядов посвящения в привычных, "школьных" мифах. Ахилл "был 
воспитан кентавром, то есть был посвящен в лесу наставниками, 
принадлежащими животному миру; он должен был пройти сквозь огонь и воду - 
классическое испытание посвящения; и он прожил некоторое время среди 
девочек, одетый, как девочка, в соответствии с обычаями некоторых 
первобытных обрядов взросления". И алхимия воспроизводила структуры 
посвятительных обрядов - как в применении к веществу, так и к человеку, 
превращения вещества осуществлявшему.

Но только ли о прошлом размышляет читатель Элиаде? "Особенность 
архаического образа мыслей - вера в невозможность изменить одно состояние, 
не разрушив другое". Как это знакомо - до основанья, а затем... "Неофита 
сильно избивают, чтобы "убить" его старое имя и получить возможность дать 
ему другое, новое" - как это напоминает теперешнюю армию. (Впрочем, есть 
основания и для оптимизма. В ныне цивилизованной Германии "в Шлезвиге в 
прошлом веке при новости о рождении ребенка все женщины деревни с криками и
танцами направлялись к дому роженицы. Если по дороге они встречали мужчин,
то срывали с них шапки и наполняли лошадиным навозом... От дома роженицы, 
где они собирались, женщины начинали буйный бег по деревне, рыча, испуская 
вопли..." В современной российской деревне навозом - по крайней мере, в 
ритуальных целях, - уже никого не забрасывают, так что культурный разрыв 
между нами составляет не двести лет, а всего около ста.)

Однако из книги можно извлечь многое и помимо столь прямолинейных 
сопоставлений. Например, нечто на гендерную тему. Посвящается одновременно 
целая группа юношей, достигших определенного возраста, - а обряды 
посвящения девушек индивидуальны. Не является ли женщина - по крайней мере 
в архаическом обществе - носителем более индивидуального начала? И не 
потому ли - как к дезорганизующей силе - с таким страхом и подозрением 
относится к женщине архаический (да и не только архаический) мужской 
коллектив? Женское посвящение не предполагает усвоения мифов о 
происхождении мира, человека, вещей, животных (даже мифов о происхождении 
менструаций практически не существует); не следует ли отсюда, что для 
женщины более важен настоящий момент, чем историческая перспектива? С 
другой стороны, женские обряды вызывали "экзальтацию, спровоцированную 
нарушением обычного поведения женщины, переходом от скромности к 
агрессивности... Ругательства и непристойности отмечены всюду, где 
существовали тайные!
 женские общества, - от дионисийских вакханок до крестьянок Восточной 
Европы ХIХ века". Остается добавить, что и по современным социологическим 
данным агрессивность девушек-подростков выше, чем агрессивность юношей. 
Элиаде, впрочем, пишет, что непроницаемой грани между мужским и женским 
обрядами посвящений нет, ряд символов заимствовался и тем, и другим 
гендером у противоположного.

"Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир 
духовных ценностей". Элиаде постоянно подчеркивает, что открытие для 
посвящаемого духовной жизни происходит одновременно с принятием 
ответственности на себя. "Для первобытных людей жить - это участвовать в 
сакральности космоса... Чисто биологическое существование - это 
сравнительно новое открытие в истории человечества... ставшее возможным 
только благодаря радикальной десакрализации природы". То есть первобытное 
общество в некотором смысле духовнее современного. Однако духовность эта 
настолько неличностна, тяжела, что, наверное, редкий современный 
фундаменталист выжил бы дольше недели в подобной атмосфере. С архаической 
точки зрения настоящего человека - человека духовного - "делают" старые 
учителя по образцам, продиктованным свыше и запечатленным в мифе. А 
современный человек - во многом результат именно своих собственных усилий. 
И постмодернизм - что угодно, только не "новая первобытность": архаичное !
общество чересчур иерархизовано и регламентировано. Даже мистерии Древней 
Греции и Ближнего Востока - уже совсем иное, значительно более личностное 
переживание религиозного опыта.

Знак причастности к богам для архаического общества - одержимость, 
превращение в животное, распад личности. Воин становится победителем, 
только если наделен жаром и исступлением берсерка - то есть когда 
человеческое в нем умирает. Такова плата за успех? "Драматизм сценариев 
посвящения возрастает в более сложных культурах; именно в подобных 
культурах появляются разработанные сценарии, маски, жестокие и страшные 
испытания. И все эти нововведения предназначены для того, чтобы сделать 
более патетическими испытания обрядовой смерти". То есть культура, 
усложняясь, становится более жестокой?

С другой стороны, "вся человеческая жизнь состоит из ряда испытаний, 
"смертей" и "возрождения", вся она - в каком-то смысле цепь инициаций, и 
надежда на обновление и начало другой жизни (с понедельника...) вполне 
присуща и современному человеку. Мотивы посвящения просматриваются в 
литературе ХХ века - от "Улисса" до масскультовой приключенческой повести. 
"Сценарии посвящения - даже скрытые, как в сказках, - являются выражением 
психодрамы, отвечающей глубинным потребностям человека. Каждому человеку 
хочется столкнуться с опасностями, преодолеть исключительные трудности, 
испытать приключения "в другом мире" - и он пробует это на уровне своей 
вымышленной, воображаемой жизни". Элиаде пишет о современных оккультных 
группах, что обряды, называемые там посвящением, "делают очевидной 
плачевную духовную нищету. То обстоятельство, что адепты увидели в них 
способ обрести высшее знание, показывает, до какой степени современный 
человек утратил понимание традиционного посвящения. Но успех п!
одобных предприятий показывает также глубокую потребность быть 
"посвященным", то есть возродиться, чтобы участвовать в духовной жизни".

Все-таки культура - это открытость жизни духа, ее созидательность, 
противостоящая пассивности. И миф - внеличностный, порой гнетущий - в то же
время привлекает необыденностью создаваемого им пространства. Нам с ним 
жить. Элиаде говорит о путешествии в мир мертвых за бессмертием; о Vagina 
dentata, зубастом лоне, ведущем в глубь Матери-Земли, и Воротах Неба; о 
ритуальной наготе, которая - и безгрешность, и новорожденность, и память о 
первозданном блаженном времени; о том, как успокаивали (чтобы не набросился
на своих после битвы с врагами) ирландского богатыря Кухулина - толпой 
молодых голых женщин, а потом тремя чанами холодной воды, из которых первый
от жара разлетелся, как ореховая скорлупа... И о многом другом, с чем мы с
вами ежечасно сталкиваемся, выходя на улицу.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное