Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Андрей Лотменцев

Жан-Клод Фрер. Сообщества зла, или Дьявол вчера и сегодня. - М.: Аграф, 
2000.

Серия "ХХ век+", основанная автором "Винни-Пуха и философии обыденного 
языка" Вадимом Рудневым и открытая его же работой "Прочь от реальности", 
неожиданно продолжилась трудом французского культуролога Ж.-К. Фрера, 
рекомендованного как специалиста по люциферианству. Следует отметить, что 
книга написана живым языком, читать ее приятно, и автор придерживается 
описаний фактической стороны деятельности люциферианцев, не вдаваясь 
излишне в отвлеченные рассуждения. Сразу скажем, что русский перевод 
выполнен вполне качественно, хотя время от времени допускаются ляпы с 
фамилиями. Так, учитель Стивена Кинга зловещий Говард Лавкрафт именуется 
Ловеркрофтом.

Лейтмотив книги - идея о сходстве, а то и аналогичности практик ряда тайных
обществ, существовавших в Европе на протяжении второго христианского 
тысячелетия. На низшем, "народном" уровне эти практики проявлялись в 
совместных шабашах-оргиях, на высшем - в деятельности мистических орденов 
вроде "Золотого рассвета" под руководством нобелевского лауреата Йейтса. 
Народная еретическая культура могла подпитывать интеллектуалов. Так, 
наиболее известный сатанист ХХ века Алистер Кроули во время пребывания в 
России вращался среди хлыстов, к коим, как известно, примыкал Распутин.

По мнению автора, Люцифер рассматривался членами тайных обществ как аналог 
Прометея (этого имени, впрочем, Фрер избегает) - как близкий к нуждам 
простых людей Князь мира сего. Материалы, содержащие описания средневековых
шабашей, подтверждают эту мысль. Если согласиться с Мишле, трактовавшим 
шабаш как коллективный галлюциногенный опыт (а с этим мнением соглашаются 
многие современные медиевисты), то получается, что выходы в астрал 
характерны для европейцев так же, как для бурятских или тольтекских 
шаманов. Причем совершались все эти сложные пертурбации главным образом 
ради обретения земных и подчас весьма скромных благ. Среди героев книги - 
Жиль де Рец, маркиз де Сад, Элифас Леви, Распутин, Гитлер и Алистер Кроули.
Описания различных организаций люциферианского толка доводятся до 60-х 
годов прошлого (т. е. XX) века.

Автор собрал настолько разнообразный и интересный материал, что каждый 
обладатель книги может попытаться обобщить его на собственный страх и риск.
Например, формализовать структуру сообществ, которые Фрер называет 
люциферианскими сектами, и отсеять социальные группы, лишь по видимости 
относящиеся к изучаемому явлению, поможет тестирование исторических 
персонажей и организаций по следующим параметрам:

1. Регулярное использование наркомании.

2. Человеческие жертвы.

3. Ритуальное общение с демонами или дьяволом.

4. Оргии.

5. Наличие цельной программы действий.

6. Отношение к Иисусу Христу (и церковным таинствам).

7. Вменяемость как таковая.

Во всяком случае, предприняв подобное тестирование, рецензент РЖ немедленно
пришел к следующим любопытным наблюдениям:

1) Если Алистер Кроули заимствовал практику принятия опиума у своих друзей 
с Востока, то средневековые ведьмы, опивавшиеся травами, в "заграничных 
контактах" не нуждались.

2) Принесение в жертву людей, обычно младенцев, принадлежавших членам 
организаций, - характерная черта тех, кого автор именует люциферианцами. 
Надо отметить, что вплоть до недавнего времени исчезновение детей 
(возможно, ввиду их высокой "естественной" смертности) большого шума не 
вызывало, - если, конечно, речь шла не о знатной семье.

3) Отсутствие указаний на то, что де Сад, Леви и Распутин вызывали 
демонические силы, свидетельствует о преобладании в их практике 
самодостаточного оргиастического элемента, в случае с де Садом 
сублимировавшегося в литературной деятельности.

4) Что касается оргий, то, кажется, эти атавизмы языческой духовной 
деятельности стали восприниматься как негатив христианства (впрочем, в 
сектах, например у хлыстов, они уживались с некоторыми моментами 
ортодоксальной теологии), а через своих литературных 
адептов-правозащитников способствовали сексуальной революции XX века (см. 
на этот счет также монографию А. Эткинда "Хлыст").

Дальнейшие изыскания и умозаключения предоставим пытливому читателю, 
попутно выразив сожаление по поводу того, что справочный аппарат в книге 
практически отсутствует. К каждой главе примыкают три-пять сносок на 
французские издания; между прочим, кое-какие из них давно переведены на 
русский язык.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное