Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Александр Уланов


Воздух с точки зрения дефиса

Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения / Пер.с франц. 
Б.М.Скуратова. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 344с.

"Прекрасное стихотворение есть род опиума или алкоголя", - говорил 
французский философ Гастон Башляр. А для того чтобы понять человека, 
необходимо исследовать его воображение и грезы. Вроде бы, это - сфера 
деятельности психоанализа. Башляр причислял себя к его последователям, но 
не слишком занимался раскопками потемок человеческого подсознания и 
подведением выкопанного под не слишком большой набор готовых ответов. "Не 
существует реальности, предшествующей поэтическому образу. Воображение 
говорит прямо в нас. Литература не является суррогатом какой-либо иной 
деятельности. Она знаменует собой внезапное "всплывание" воображения". 
Образ для Башляра - не замещение или вытеснение, не манифестация архетипа, 
а результат взаимодействия воображения с богатством материальной 
реальности. Он постоянно говорит о "материальном воображении", а одна из 
его книг называется Психоанализ огня. И вот теперь - воздух.

Образы воздушных форм беднее и неустойчивее земных, но они свободны. "А 
ощущение свободы само по себе материализует больше изумительных образов, 
чем все воспоминания об утраченном времени". (Пруста Башляр явно не 
жаловал). Поэт воздуха - тот, на кого действуют существа без формы, ветер, 
запах, свет. Стихи связаны с воздухом и как особые формы дыхания. И душа - 
это тоже дыхание, вздох, воздух. И воображение для Башляра - скорее, не 
способность формировать образы, а способность деформировать доставляемое 
восприятием, способность освобождаться и изменять. Динамика образов, их 
изменчивость важнее их формы, форму легче описывать, как всякую статику 
(что, в основном, психология и делает). Но "психологию воображения 
посредством статических форм разрабатывать невозможно", необходимо 
учитывать и превращения образов, и опыт телесных движений (пусть даже 
воображаемых, как полет во сне). Опыт тела способствует и пониманию стиха. 
"Чтобы понять Блейка, читателю необходимо научиться "настора!
живать" все мускулы тела, а к этим усилиям непременно добавить дыхание, 
дыхание гнева".

Башляр готов учиться. "От предметов... мы потребуем раскрыть нам сразу и их
удельную "плотность" бытия, и точно выраженную энергию становления. 
Явления же будут нас учить изменению и субстанциальной подвижности". Потому
что предметы многозначны. Сосна - образец вертикальности или 
обособленности, или гневный шелест игл и шум ветра, или подъем по стволу 
жизненных соков, или жар будущего пламени и так далее до бесконечности. 
Именно для философа оказывается важным создание "физики воображения", 
опирающейся на ассоциации, идущие от предмета. Идеи отвердевают в своей 
абстрактности, а "материальное воображение" всегда живо - предметы 
неисчерпаемы. И явления поясняют друг друга: феноменология крика вытекает 
из феноменологии бури, крика природы.

И потому Башляра интересует то, как поэт, например, увлекая подвижными 
предметами неподвижные, "снимает с якоря" материю, отправляя ее в грезу и 
полет. Как смешиваются идеи и образы: у Гете "великолепная сфера" кучевого 
облака - возможность действия, угроза наверху и содрогание внизу, а 
слоистое облако - радость. Но идея радости может быть связана не только с 
образом облака, и Башляр получает весьма многообразную классификацию: 
радость земная - это изобилие и тяжесть, водная - вялость и покой, огненная
- любовь и желание, воздушная - свобода. И Ницше для Башляра - философ 
воздуха, что многое объясняет. А поэт Сюпервьель лепит из облаков, а Поль 
Валери прядет из воздуха тонкую пряжу.

Образы - приглашение к путешествию, именно к пути, а не статическому 
описанию увиденного в конечной точке. "Рассказчик не рисует перед глазами 
читателя ужасную ситуацию, он ставит его в ситуацию ужаса" - вплоть до 
попытки воссоздания ощущения тошноты при бесконечном падении. Башляр 
предлагает не телепатию, а "телепоэзию", индуцирование души читающего 
поэтическими образами. Причем воображаемые путешествия имеют гораздо более 
упорядоченные маршруты, чем кажется на первый взгляд. Башляр говорит о 
"связности через подвижность". Он стремится найти законы сна - сна как 
такового, а не заместителя чего-то. Например, краски оперения птицы мы 
видим только на земле, невозможно быть одновременно жаворонком и павлином -
и потому летящая птица грез и снов не может быть пестрой. Чрезмерная 
детализация и пестрота смешны. "Звездное небо - самое медлительное из 
движущихся явлений в природе", ночное воображение медленно, и 
поторапливание образов и событий в этом случае выльется в фальшь. Чересчу!
р громкие голоса и каскады метафор не дают уловить ночное безмолвие.

Но непременное условие "материального воображения" - сопереживание и 
вовлеченность. Пилот ощущает себя и полетом, и причиной полета - но не 
пассажир. "Если каждое утро в саду будем наблюдать за почкой на кусте, за 
одной и той же почкой... Когда же распустится цветок, когда от яблони 
заструится бело-розовый цвет, мы увидим, что одно-единственное дерево - это
целая вселенная". О трезвости взгляда Башляр тоже не забывает. Необходимо 
и видеть, и грезить одновременно. Иначе мы превращаемся или "в зеркала 
форм, или в бессловесных рабов косной материи".

С точки зрения Башляра, отсутствие воображения - такая же болезнь, как 
психическое расстройство. Неспособность воспринимать ирреальное говорит, 
что и с восприятием реального не все в порядке. И он говорит о 
психоанализе, который работает не с прошлым, а с будущим, не с 
затруднениями формирования личности, а с ее формированием заново. Не о 
Фрейде, а о работах Дезуайля, предлагающего пациенту образы свободы - 
метлу, сметающую розы увядшей любви, котомку тряпичника для отброшенных 
забот, вращение вокруг себя в динамическом одиночестве воздушной свободы.

Греза полета и есть самостоятельная реальность ночи. "А психоаналитики все 
твердят нам, что греза полета - это символ сладострастия". И мы летаем во 
сне, не потому что имеем крылья или чтобы достичь небес, а потому имеем 
крылья и достигаем небес, что летаем. Летаем от своей легкости, а не 
крыльев. А поскольку воображение равноправно с предметным миром, сравнение 
может действовать и от литературы к реальности. "Эта ночь черна, словно 
неумолимый стиль, - а бывает еще ночь черная и клейкая, будто траурная 
мелопея".

Башляр сетует, что мы слишком много вкладываем в небо своего, а не 
погружаемся в его жизнь. "Настоящая поэзия, поэзия органическая, должна 
вернуть к безымянности великие формы природы. Мы ничего не добавим к мощи 
заклинания, если будем бормотать имя Бетельгейзе, как только на небе 
засияет эта звезда". Это, скорее, восточное понимание красоты - как 
найденной, а не сотворенной. Небо - как текучая жидкость или "жгучая 
голубизна", или твердый свод, или бесконечный ветер. "Мы - дефис между 
богами и природой, ...соединительные черточки между землей и воздухом". 
Проблеск значительнее света, так как его воображаемая сущность - 
рассеивание, расширение в далекие пределы. Роскошь - сокровища земли. 
Сияние - привилегия неба. А кристалл - греза и о земле, и о воздухе. "Мир 
приходит в человеческие грезы воображать самого себя". А как иначе он смог 
бы это сделать? "Воображению следует брать больше, чем нужно, чтобы мысль 
имела сколько необходимо ей. А чтобы воля могла осуществить необходимое!
, воле следует больше, чем нужно, воображать".

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное