Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как получить бесплатное образование Выпуск 5


Служба Рассылок Городского Кота

КАК ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА sport@avtograd.ru)
Выпуск N 5_1   Почему не платят образованию     10  августа 2000 г.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте!
Сегодня я продолжаю рассматривать первый вопрос: почему не платят образованию
В ответ на 4 выпуск пришло письмо, которое носит стратегический характер, поэтому
я решил привести его полностью.
Пишет М.И. Меерович из г.Одессы (кстати, он написал замечательную книгу  Культура
мышления . Рекомендую ее прочитать самим и вместе с детьми)

 Высылаю статью, в ней есть краткие ответы на все три вопроса об образовании.

  УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: "ПРОШУ СОКРАТИТЬ СРОК..."
         Международный стандарт образования - 12 лет.
                 Украинский вариант - 10 лет.

     13 мая  -  день принятия Верховной Радой Украины закона о
введении с 2001 года двенадцатилетнего пребывания детей в шко-
лах -  совпал  со вторым днем работы Всеукраинской конференции
"Актуальные   проблемы   изучения   естественно-математических
дисциплин в  общеобразовательных  учебных заведениях Украины".
Конференция собиралась, чтобы обсудить основные причины сниже-
ния интереса  к  изучению естественных наук и,  как следствие,
возможность потери Украиной статуса государства с высокоинтел-
лектуальным потенциалом со всеми вытекающими последствиями...
     Оставим на совести авторов проекта и депутатов  Верховной
Рады будущие результаты решений финансовых,  социальных, мето-
дических,  организационных и прочих проблем,  связанных с оче-
редной реорганизацией   школьного   образования.
     Международный стандарт  школьного   (допрофессионального)
образования в большинстве развитых стран действительно 12 лет,
и срок этот связан с быстрым ростом общего объема  информации,
которую должен освоить школьник ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУ-
ЧЕНИЯ,  чтобы получить профессиональное  образование  в  эпоху
НТР. Но общий объем знаний удваивается, как утверждают специа-
листы (а специалисты знают все,  как все  помнят  старожилы!),
каждые 15 лет. И понятен стон учительский, звучавший и на кон-
ференции,  и в сборнике ее материалов (почти  200  тезисов  со
всех  краев Украины!):  "Добавьте часы на физику!  Добавьте на
математику и информатику! Верните в школу астрономию!"... (*1)
"Советскую" систему  образования  уважали и признавали как раз
за глубокие знания в области естественных наук и за широту об-
щего диапазона развития учащихся. И победы наших ребят на мно-
гочисленных международных олимпиадах - лучшее тому подтвержде-
ние.
     Но не  едиными "железками" жив человек.  И интерес к нему
как к личности,  участвующей в социальных процессах,  и как  к
объекту,   принимающему   непосредственное  участие  в  произ-
водственном процессе, вызвал бурное развитие гуманитарных наук
- философии, истории, психологии, социологии, лингвистики... И
соответствующий крик души слышится там,  где собираются  пред-
метники-гуманитарии: "Добавьте часы!.."
     Прогноз исследователей проблем будущего,  сделанный еще в
50-е годы, оправдывается полностью: из 10 узловых проблем, ко-
торые к 2000 году приобретут во всем мире первостепенное  зна-
чение,  на  первом месте будет проблема образования и воспита-
ния. (*2) И что,  лет через 10 опять увеличим срок обучения? А
потом  опять?  Так действительно можно реализовать идею непре-
рывного образования на протяжении всей жизни...
     Отложим этот вопрос и вернемся на конференцию.  В чем  же
основные причины снижения интереса к естественным дисциплинам?
Они связаны с экономическими  и  социально-политическими  про-
цессами, и  разделить  их можно на характерные для большинства
развитых стран и чисто "украинские".
     Что же характерно для мировой экономики?
     1. Широкое  развитие   высокоавтоматизированного   произ-
водства, в том числе в сфере интеллектуального труда, уменьша-
ет потребность в специалистах с высоким уровнем знаний естест-
венных  наук.  Особенно  это заметно в тех областях промышлен-
ности, в которых шло наращивание "мускулов" человечества (н-р,
в области механики, металлообработки, гидравлики, электроавто-
матики, горнодобывающей промышленности и т.д.).
     2. Сфера  получения  наибольших индивидуальных заработков
перешла из производственной области в искусство и спорт:  хок-
кеисты и шоумены зарабатывают больше инженеров и ученых.
     3. Повышается наукоемкость отдельных производств,  но для
достижения успеха в них необходимы творческое мышление,  силь-
ная интеллектуальная подготовка и большой объем знаний.
     4. Человечество вступило в третий,  "информационный этап"
своего развития (после сельскохозяйственного и промышленного).
Поэтому самые развитые страны стремятся сконцентрировать произ-
водство технологий и наиболее наукоемких и прибыльных отраслей
промышленности на своей территории.  В результате в менее раз-
витых странах падает спрос на высокоинтеллектуальные профессии
- для сборки нужны в основном "отверточники".
     5. Резко повысилось значение человеческого фактора в про-
изводственных и социальных отношениях, что привело к росту по-
пулярности гуманитарных наук.
     6. Использование свободного времени,  которое высвобожда-
ется в результате технического  прогресса,  ориентируется  об-
ществом  не  на  развитие личности,  а на потребление массовой
культуры.
     В результате хода этих процессов - как естественных,  так
и искусственно организованных -  целью  системы  общественного
образования становится  не  развитие  творческих  способностей
личности, а подготовка профессионально обученных исполнителей,
которые могут  обеспечить  получение  максимальной  прибыли на
своем рабочем месте.  Соответственно снижается престиж знаний,
особенно в  области  естественных  наук,  как возможный способ
реализации себя и достижения успеха в обществе.
     В качестве  "национальных" причин для Украины можно выде-
лить разрыв связей со странами СНГ и общее падение уровня про-
мышленного производства; низкую конкурентоспособность на миро-
вом рынке выпускаемой ранее продукции и неподготовленность ру-
ководящих кадров к перестройке производства;  затянувшийся пе-
реходный период в политической и экономической жизни страны.
     Система образования Украины, и до того ориентированная на
получение хотя и широких,  но в основном теоретических знаний,
оказалась заложницей и общих,  и национальных причин:  исчезло
большинство структур (НИИ, КБ, цеха заводов и т.д.), в которых
эти знания "опредмечивались", и теория превратилась в бомжа...

     Так ли мрачна и безысходна картина для Украинской системы
образования?
     Невероятные темпы развития электроники,  биологии, химии,
авиации,  космических исследований и ряда других отраслей тре-
буют специалистов с глубоким и широким объемом знаний, специа-
листов,  обладающих гибким и развитым мышлением, способных на-
ходить новые нетривиальные решения.
     Одновременно с ростом  темпа  развития  экономики  растет
число  профессий,  требующих  умения принимать самостоятельные
решения в  ходе непредсказуемо изменяющихся ситуаций - и здесь
нужны творческие личности.
     Однако существующие  системы образования практически всех
стран даже за 12 лет обеспечить подготовку качественно  нового
специалиста во-первых, не могут, во-вторых, не хотят.
     Не могут, потому что:
     - необходимо коренное изменение СОДЕРЖАНИЯ образования;
     - нужна принципиально новая подготовка преподавателей;
     - нужна принципиально новая  система  оценки  результатов
образования со стороны чиновников.
     Не хотят:
     - чтобы получить одного гения, нужно "выращивать" как ми-
нимум 25-30 нормальных учащихся и,  соответственно, вкладывать
большие суммы в образование;
     - большое количество молодых и развитых  членов  общества
никакому государству не нужно - их некуда девать...  Разве что
экспортировать...
     Поэтому в конкурентной борьбе между странами, вместо раз-
вития собственных систем образования, происходит поиск и пере-
качка "мозгов" из других стран: так дешевле! И безопаснее!
     Именно поэтому так явно видны:
     - многочисленные программы по работе с одаренными детьми,
их отбору и выращиванию;
     - разнообразные международные олимпиады и приглашения по-
бедителям учиться в самых престижных институтах мира;
     - возникновение  в  Украине  сети  национальных школ ряда
стран, ориентированных на учебу в этих странах;
     - обмен учащимися и студентами,  стажировки и аспирантуры
на стипендии и средства международных фондов...
     Ну что ж, РЫНОК - ТАК РЫНОК! Сыграем на его противоречиях
и  предложим на нем СВОЙ товар - методику подготовки творчески
мыслящего специалиста!
     Каков основной недостаток  у  нашей  системы  образования
сейчас?  Это,  прежде  всего,  разрыв между теоретическими уз-
коспециализированными знаниями в  области  естественных  наук,
оторванными от практики,  и полным отсутствием у детей понима-
ния того,  для чего они,  эти знания,  нужны и  как  их  можно
использовать. Об этом много говорили выступающие на  конферен-
ции учителя.  Положение  усугубляется  очень слабым оснащением
кабинетов для проведения экспериментов и отсутствием  приборов
и материалов.   В  результате  процесс  получения  знаний  как
средство развития мышления превращается в процесс  складирова-
ния этих знаний в памяти учащихся.
     Что же предлагается взамен?
     Задача системы школьного образования - подготовить  новое
поколение к получению профессионального образования.  Принятая
в странах СНГ десятилетняя программа общеобразовательной школы
постепенно разбухала за счет перегрузки учеников введением до-
полнительных предметов и часов,  особенно в старших классах  -
до 40 в неделю.  Но и их стало нехватать. Возникли специализи-
рованные школы,  лицеи и гимназии - физико-математические, гу-
манитарные, юридические и другие, в которых углубленное изуче-
ние одних предметов происходит  за  счет  поверхностного  зна-
комства с другими.  Но деление на "физиков" и "лириков" приво-
дит к потере целостного восприятия мира... Противоречие заост-
рено до предела, экстенсивные методы себя исчерпали. Как быть?
     Разрешить противоречие  можно только одним способом - ИЗ-
МЕНИТЬ существующую МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ,  перевести ее на  новый
качественный уровень.
     Концепция структуры интегрированного  курса  "Опережающая
педагогика", разработанного в настоящее время на основе теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) Украинской  Лабораторией
педагогики ТРИЗ,  построена на том,  что объем базовых знаний,
лежащий в основе естественных наук и составляющий  их  костяк,
увеличивается значительно медленнее общего объема знаний.  Это
позволяет разрешить  сложившееся  противоречие созданием курса
"Природоведение",  в котором,  начиная пока с 5 класса, изуча-
ются ОСНОВЫ ВСЕХ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Система общих законов при-
роды рассматривается с позиций функционально-системного подхо-
да  как  ПОТРЕБНОСТЬ  человека в знаниях - чтобы понимать про-
исходящие вокруг него природные процессы и использовать их для
выживания и  более  удобного существования.  Так в попытке вы-
яснить причины природных явлений и по мере накопления  специа-
лизированных знаний из курса "Природоведение" органично рожда-
ются физика (наука о свойствах и строении материи, о формах ее
движения и изменения,  об общих закономерностях явлений приро-
ды), химия (наука о составе, строении, свойствах вещества и их
превращениях),  биология (совокупность наук о живой природе, о
закономерностях органической жизни), география (комплекс наук,
изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распре-
деление на ней населения,  экономических  ресурсов),  экология
(наука о взаимоотношениях человека с природой) и другие.
     Иными словами,  в попытке выяснить причины природного яв-
ления учащемуся недостаточно существующих знаний,  и он вынуж-
ден ДОБЫВАТЬ новые,  повторяя исторически сложившееся развитие
и разделение  наук.  Функционально-системный  подход позволяет
так же естественно ввести в интегрированный курс и  гуманитар-
ные, и теоретические науки - тоже как следствие появления пот-
ребности человечека получить полную картину  мира  и  осознать
свое место в нем!
     "Опережающая педагогика" ориентирует учащегося в процессе
обучения на осознание каждого хода мысли,  а в целом - на фор-
мирование у  него  КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ.  В результате у учащихся
формируется интегративное мышление - мышление,  способное опе-
рировать  наиболее  общими  фундаментальными закономерностями,
осваивать - на их основе - частные  законы  различных  наук  и
объяснять явления окружающей действительности.
     Самый общий анализ показывает,  что интегрированный  курс
позволяет существенно  разгрузить  учебные программы средних и
старших классов за счет времени на изложение общих тем в  раз-
личных предметах, нарушения последовательности в их изложении,
структурирования знаний и так далее. По нашим подсчетам, прог-
рамму  изучения  естественных  наук во II ступени (5-9 классы)
можно пройти за 4 года и частично захватить даже ряд тем 10-11
классов.
     Чтобы обеспечить возможность внедрения такого курса,  ав-
торы "Опережающей педагогики" на протяжении более  десяти  лет
отрабатывали содержание самой методики применения функциональ-
но-системного подхода в педагогике и методику подготовки  учи-
телей, способных использовать ТРИЗ в своих предметах. Сейчас в
Украинской Лаборатории педагогики ТРИЗ подготовлено  несколько
учителей, способных,  начиная с 5  класса  общеобразовательной
школы,  вести  такой  курс.  Подготовлен и базовый учебник для
учителя - "Основы культуры мышления" (авторы - М.И.Меерович  и
Л.И.Шрагина). По итогам конкурса фонда "Возрождение"  на  аль-
тернативные учебники  в  Украине  в  1995г.  рукопись получила
высший грант в номинации "Логика. Развитие мышления", но издан
учебник в 1997г. в Москве...
     Как отмечал Бэкон,  ни руки, ни интеллект без инструмента
ничего не могут сделать.  Практика нашей работы показала (а за
12 лет проведено более 70 семинаров, на которых методы "Опере-
жающей  педагогики" освоило более 1300 слушателей самых разных
возрастов - от дошколят до преподавателей вузов), что ТРИЗ как
раз  и  является  для  педагогики тем действенным инструментом
познания и развития мышления, который решает как проблему под-
готовки учителя, способного вести такой урок, так и формирова-
ние видения целостности мира у учащихся.  В целом - в системе!
- это позволяет обеспечить успешное внедрение интегрированного
обучения в систему образования.
     На рынке наиболее ценных в настоящее время информационных
технологий Украина  может  предложить  педагогическую методику
формирования творческой личности,  крайне необходимой во  всех
сферах производства. И уж как минимум - сохранить десятилетний
срок обучения наших детей в школе. Особенно в тот период, ког-
да на его увеличение нет практически никаких средств...
                            М.Меерович, Мастер ТРИЗ.
                            Южный научный центр АПН Украины,
                            Украинская Лаборатория
                            педагогики ТРИЗ.
             ------------------------------------
                            E-mail: mark@lama.intes.odessa.ua

     *1) "Актуальные проблемы  изучения  естественно-математи-
ческих  дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Ук-
раины".  Материалы всеукраинской конференции 12-14 мая  1999г.
Киев (на укр. языке).
     *2) Х.Байнхауэр, Э.Шмакке. Мир в 2000 году. Москва, Прог-
ресс. 1973г. С.13.


Что вы думаете по этому поводу? Пишите.


   
ВНИМАНИЕ! Настоящие материалы опубликованы для общего пользования без каких-либо ограничений по воле авторов, считающих недопустимым распространения ограничений авторского права на использование материалов, касающихся вопросов развития человека вообще и его образования в частности. Каждый желающий имеет полное право, исходя из целей своего развития, копировать, тиражировать и использовать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы. Авторы, для которых такие условия не приемлемы или они не хотят, чтобы их имя или письма целиком или частично стали достоянием других сообщают об этом в ведущему в письменном виде. В противном случае при необходимости они могут быть использованы в рассылке! Архив выпусков http://subscribe.ru/archive/job.education.economic/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное