Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Как получить бесплатное образование Выпуск 5
КАК ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА sport@avtograd.ru)
Выпуск N 5_1 Почему не платят образованию 10 августа 2000 г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Здравствуйте! Сегодня я продолжаю рассматривать первый вопрос: почему не платят образованию В ответ на 4 выпуск пришло письмо, которое носит стратегический характер, поэтому я решил привести его полностью. Пишет М.И. Меерович из г.Одессы (кстати, он написал замечательную книгу Культура мышления . Рекомендую ее прочитать самим и вместе с детьми) Высылаю статью, в ней есть краткие ответы на все три вопроса об образовании. УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: "ПРОШУ СОКРАТИТЬ СРОК..." Международный стандарт образования - 12 лет. Украинский вариант - 10 лет. 13 мая - день принятия Верховной Радой Украины закона о введении с 2001 года двенадцатилетнего пребывания детей в шко- лах - совпал со вторым днем работы Всеукраинской конференции "Актуальные проблемы изучения естественно-математических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Украины". Конференция собиралась, чтобы обсудить основные причины сниже- ния интереса к изучению естественных наук и, как следствие, возможность потери Украиной статуса государства с высокоинтел- лектуальным потенциалом со всеми вытекающими последствиями... Оставим на совести авторов проекта и депутатов Верховной Рады будущие результаты решений финансовых, социальных, мето- дических, организационных и прочих проблем, связанных с оче- редной реорганизацией школьного образования. Международный стандарт школьного (допрофессионального) образования в большинстве развитых стран действительно 12 лет, и срок этот связан с быстрым ростом общего объема информации, которую должен освоить школьник ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУ- ЧЕНИЯ, чтобы получить профессиональное образование в эпоху НТР. Но общий объем знаний удваивается, как утверждают специа- листы (а специалисты знают все, как все помнят старожилы!), каждые 15 лет. И понятен стон учительский, звучавший и на кон- ференции, и в сборнике ее материалов (почти 200 тезисов со всех краев Украины!): "Добавьте часы на физику! Добавьте на математику и информатику! Верните в школу астрономию!"... (*1) "Советскую" систему образования уважали и признавали как раз за глубокие знания в области естественных наук и за широту об- щего диапазона развития учащихся. И победы наших ребят на мно- гочисленных международных олимпиадах - лучшее тому подтвержде- ние. Но не едиными "железками" жив человек. И интерес к нему как к личности, участвующей в социальных процессах, и как к объекту, принимающему непосредственное участие в произ- водственном процессе, вызвал бурное развитие гуманитарных наук - философии, истории, психологии, социологии, лингвистики... И соответствующий крик души слышится там, где собираются пред- метники-гуманитарии: "Добавьте часы!.." Прогноз исследователей проблем будущего, сделанный еще в 50-е годы, оправдывается полностью: из 10 узловых проблем, ко- торые к 2000 году приобретут во всем мире первостепенное зна- чение, на первом месте будет проблема образования и воспита- ния. (*2) И что, лет через 10 опять увеличим срок обучения? А потом опять? Так действительно можно реализовать идею непре- рывного образования на протяжении всей жизни... Отложим этот вопрос и вернемся на конференцию. В чем же основные причины снижения интереса к естественным дисциплинам? Они связаны с экономическими и социально-политическими про- цессами, и разделить их можно на характерные для большинства развитых стран и чисто "украинские". Что же характерно для мировой экономики? 1. Широкое развитие высокоавтоматизированного произ- водства, в том числе в сфере интеллектуального труда, уменьша- ет потребность в специалистах с высоким уровнем знаний естест- венных наук. Особенно это заметно в тех областях промышлен- ности, в которых шло наращивание "мускулов" человечества (н-р, в области механики, металлообработки, гидравлики, электроавто- матики, горнодобывающей промышленности и т.д.). 2. Сфера получения наибольших индивидуальных заработков перешла из производственной области в искусство и спорт: хок- кеисты и шоумены зарабатывают больше инженеров и ученых. 3. Повышается наукоемкость отдельных производств, но для достижения успеха в них необходимы творческое мышление, силь- ная интеллектуальная подготовка и большой объем знаний. 4. Человечество вступило в третий, "информационный этап" своего развития (после сельскохозяйственного и промышленного). Поэтому самые развитые страны стремятся сконцентрировать произ- водство технологий и наиболее наукоемких и прибыльных отраслей промышленности на своей территории. В результате в менее раз- витых странах падает спрос на высокоинтеллектуальные профессии - для сборки нужны в основном "отверточники". 5. Резко повысилось значение человеческого фактора в про- изводственных и социальных отношениях, что привело к росту по- пулярности гуманитарных наук. 6. Использование свободного времени, которое высвобожда- ется в результате технического прогресса, ориентируется об- ществом не на развитие личности, а на потребление массовой культуры. В результате хода этих процессов - как естественных, так и искусственно организованных - целью системы общественного образования становится не развитие творческих способностей личности, а подготовка профессионально обученных исполнителей, которые могут обеспечить получение максимальной прибыли на своем рабочем месте. Соответственно снижается престиж знаний, особенно в области естественных наук, как возможный способ реализации себя и достижения успеха в обществе. В качестве "национальных" причин для Украины можно выде- лить разрыв связей со странами СНГ и общее падение уровня про- мышленного производства; низкую конкурентоспособность на миро- вом рынке выпускаемой ранее продукции и неподготовленность ру- ководящих кадров к перестройке производства; затянувшийся пе- реходный период в политической и экономической жизни страны. Система образования Украины, и до того ориентированная на получение хотя и широких, но в основном теоретических знаний, оказалась заложницей и общих, и национальных причин: исчезло большинство структур (НИИ, КБ, цеха заводов и т.д.), в которых эти знания "опредмечивались", и теория превратилась в бомжа... Так ли мрачна и безысходна картина для Украинской системы образования? Невероятные темпы развития электроники, биологии, химии, авиации, космических исследований и ряда других отраслей тре- буют специалистов с глубоким и широким объемом знаний, специа- листов, обладающих гибким и развитым мышлением, способных на- ходить новые нетривиальные решения. Одновременно с ростом темпа развития экономики растет число профессий, требующих умения принимать самостоятельные решения в ходе непредсказуемо изменяющихся ситуаций - и здесь нужны творческие личности. Однако существующие системы образования практически всех стран даже за 12 лет обеспечить подготовку качественно нового специалиста во-первых, не могут, во-вторых, не хотят. Не могут, потому что: - необходимо коренное изменение СОДЕРЖАНИЯ образования; - нужна принципиально новая подготовка преподавателей; - нужна принципиально новая система оценки результатов образования со стороны чиновников. Не хотят: - чтобы получить одного гения, нужно "выращивать" как ми- нимум 25-30 нормальных учащихся и, соответственно, вкладывать большие суммы в образование; - большое количество молодых и развитых членов общества никакому государству не нужно - их некуда девать... Разве что экспортировать... Поэтому в конкурентной борьбе между странами, вместо раз- вития собственных систем образования, происходит поиск и пере- качка "мозгов" из других стран: так дешевле! И безопаснее! Именно поэтому так явно видны: - многочисленные программы по работе с одаренными детьми, их отбору и выращиванию; - разнообразные международные олимпиады и приглашения по- бедителям учиться в самых престижных институтах мира; - возникновение в Украине сети национальных школ ряда стран, ориентированных на учебу в этих странах; - обмен учащимися и студентами, стажировки и аспирантуры на стипендии и средства международных фондов... Ну что ж, РЫНОК - ТАК РЫНОК! Сыграем на его противоречиях и предложим на нем СВОЙ товар - методику подготовки творчески мыслящего специалиста! Каков основной недостаток у нашей системы образования сейчас? Это, прежде всего, разрыв между теоретическими уз- коспециализированными знаниями в области естественных наук, оторванными от практики, и полным отсутствием у детей понима- ния того, для чего они, эти знания, нужны и как их можно использовать. Об этом много говорили выступающие на конферен- ции учителя. Положение усугубляется очень слабым оснащением кабинетов для проведения экспериментов и отсутствием приборов и материалов. В результате процесс получения знаний как средство развития мышления превращается в процесс складирова- ния этих знаний в памяти учащихся. Что же предлагается взамен? Задача системы школьного образования - подготовить новое поколение к получению профессионального образования. Принятая в странах СНГ десятилетняя программа общеобразовательной школы постепенно разбухала за счет перегрузки учеников введением до- полнительных предметов и часов, особенно в старших классах - до 40 в неделю. Но и их стало нехватать. Возникли специализи- рованные школы, лицеи и гимназии - физико-математические, гу- манитарные, юридические и другие, в которых углубленное изуче- ние одних предметов происходит за счет поверхностного зна- комства с другими. Но деление на "физиков" и "лириков" приво- дит к потере целостного восприятия мира... Противоречие заост- рено до предела, экстенсивные методы себя исчерпали. Как быть? Разрешить противоречие можно только одним способом - ИЗ- МЕНИТЬ существующую МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ, перевести ее на новый качественный уровень. Концепция структуры интегрированного курса "Опережающая педагогика", разработанного в настоящее время на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Украинской Лабораторией педагогики ТРИЗ, построена на том, что объем базовых знаний, лежащий в основе естественных наук и составляющий их костяк, увеличивается значительно медленнее общего объема знаний. Это позволяет разрешить сложившееся противоречие созданием курса "Природоведение", в котором, начиная пока с 5 класса, изуча- ются ОСНОВЫ ВСЕХ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Система общих законов при- роды рассматривается с позиций функционально-системного подхо- да как ПОТРЕБНОСТЬ человека в знаниях - чтобы понимать про- исходящие вокруг него природные процессы и использовать их для выживания и более удобного существования. Так в попытке вы- яснить причины природных явлений и по мере накопления специа- лизированных знаний из курса "Природоведение" органично рожда- ются физика (наука о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений приро- ды), химия (наука о составе, строении, свойствах вещества и их превращениях), биология (совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни), география (комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распре- деление на ней населения, экономических ресурсов), экология (наука о взаимоотношениях человека с природой) и другие. Иными словами, в попытке выяснить причины природного яв- ления учащемуся недостаточно существующих знаний, и он вынуж- ден ДОБЫВАТЬ новые, повторяя исторически сложившееся развитие и разделение наук. Функционально-системный подход позволяет так же естественно ввести в интегрированный курс и гуманитар- ные, и теоретические науки - тоже как следствие появления пот- ребности человечека получить полную картину мира и осознать свое место в нем! "Опережающая педагогика" ориентирует учащегося в процессе обучения на осознание каждого хода мысли, а в целом - на фор- мирование у него КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. В результате у учащихся формируется интегративное мышление - мышление, способное опе- рировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать - на их основе - частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. Самый общий анализ показывает, что интегрированный курс позволяет существенно разгрузить учебные программы средних и старших классов за счет времени на изложение общих тем в раз- личных предметах, нарушения последовательности в их изложении, структурирования знаний и так далее. По нашим подсчетам, прог- рамму изучения естественных наук во II ступени (5-9 классы) можно пройти за 4 года и частично захватить даже ряд тем 10-11 классов. Чтобы обеспечить возможность внедрения такого курса, ав- торы "Опережающей педагогики" на протяжении более десяти лет отрабатывали содержание самой методики применения функциональ- но-системного подхода в педагогике и методику подготовки учи- телей, способных использовать ТРИЗ в своих предметах. Сейчас в Украинской Лаборатории педагогики ТРИЗ подготовлено несколько учителей, способных, начиная с 5 класса общеобразовательной школы, вести такой курс. Подготовлен и базовый учебник для учителя - "Основы культуры мышления" (авторы - М.И.Меерович и Л.И.Шрагина). По итогам конкурса фонда "Возрождение" на аль- тернативные учебники в Украине в 1995г. рукопись получила высший грант в номинации "Логика. Развитие мышления", но издан учебник в 1997г. в Москве... Как отмечал Бэкон, ни руки, ни интеллект без инструмента ничего не могут сделать. Практика нашей работы показала (а за 12 лет проведено более 70 семинаров, на которых методы "Опере- жающей педагогики" освоило более 1300 слушателей самых разных возрастов - от дошколят до преподавателей вузов), что ТРИЗ как раз и является для педагогики тем действенным инструментом познания и развития мышления, который решает как проблему под- готовки учителя, способного вести такой урок, так и формирова- ние видения целостности мира у учащихся. В целом - в системе! - это позволяет обеспечить успешное внедрение интегрированного обучения в систему образования. На рынке наиболее ценных в настоящее время информационных технологий Украина может предложить педагогическую методику формирования творческой личности, крайне необходимой во всех сферах производства. И уж как минимум - сохранить десятилетний срок обучения наших детей в школе. Особенно в тот период, ког- да на его увеличение нет практически никаких средств... М.Меерович, Мастер ТРИЗ. Южный научный центр АПН Украины, Украинская Лаборатория педагогики ТРИЗ. ------------------------------------ E-mail: mark@lama.intes.odessa.ua *1) "Актуальные проблемы изучения естественно-математи- ческих дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Ук- раины". Материалы всеукраинской конференции 12-14 мая 1999г. Киев (на укр. языке). *2) Х.Байнхауэр, Э.Шмакке. Мир в 2000 году. Москва, Прог- ресс. 1973г. С.13. Что вы думаете по этому поводу? Пишите.ВНИМАНИЕ! Настоящие материалы опубликованы для общего пользования без каких-либо ограничений по воле авторов, считающих недопустимым распространения ограничений авторского права на использование материалов, касающихся вопросов развития человека вообще и его образования в частности. Каждый желающий имеет полное право, исходя из целей своего развития, копировать, тиражировать и использовать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы. Авторы, для которых такие условия не приемлемы или они не хотят, чтобы их имя или письма целиком или частично стали достоянием других сообщают об этом в ведущему в письменном виде. В противном случае при необходимости они могут быть использованы в рассылке! Архив выпусков http://subscribe.ru/archive/job.education.economic/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||