Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Александр Уланов
Тоскливый акт на кислородной подушке
Н.Б.Маньковская. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.

Название книги сулит обобщения, и они не заставляют себя ждать. "Философские взгляды Деррида... отличаются концептуальной целостностью". Но у постмодернизма с целостностью вообще отношения напряженные, тем более - у Деррида, образца смены стилей, игры, провокации... Далее - Бодрийар. "Его взгляды не лишены внутренней целостности, концептуально выстроены". А Делез и Гваттари "стремятся выработать целостные общетеоретические представления об обществе и его истории" - и это об авторах шизоанализа. Маньковской не хватает слов? "Французские ученые стремятся найти новые подходы к изучению человека-творца, выявить базовые механизмы эстетической деятельности, создать целостную концепцию искусства" - после замены одного прилагательного это можно вставлять в доклад съезду КПСС.

Книга построена "по авторам". Приблизительно пересказать чьи-то работы Маньковская еще в состоянии, найти какие-то связи между ними - уже нет. Сразу после раздела о Деррида помещено описание лингвистических штудий Ц.Тодорова, причем во многом еще структуралистского периода. Тодоров нигде далее не появляется, и зачем этот экскурс - непонятно. Сказано, что С.Зонтаг дала "эстетическое обоснование кэмпа и новой чувственности" - но что такое кэмп или новая чувственность, Маньковская не поясняет, да и Зонтаг пропадает из книги навсегда. Списки имеющих отношение к постмодернизму авторов объемны и беспорядочны - о большинстве из них также речь не пойдет, они упомянуты только "для галочки", и порой неправильно: есть художник Де Шовенн (основатель шовинизма? Пюви де Шаванн?), петербургский поэт А.Горнон переделан в Гордона.

Differance почему-то комментируется через отложенность смысла человеческой жизни по Сартру (трудновато представить себе Деррида, рассуждающего о смысле жизни). Даже когда пересказ Маньковской не ошибочен в деталях - он неверен по существу. В России вышла "Америка" Бодрийара, и можно убедиться, насколько сложны его взаимоотношения с американской культурой. Маньковская все укладывает в половину абзаца. "Протестуя, подобно многим французам, против американизации, "кока-колонизации" европейской культуры, он видит в ней угрозу эстетизированным формам жизни". Оттенки мысли, богатство связей, то "чуть-чуть", которое дает идее жизнь и отличает произведение от поделки, отсекаются. Остаются схемы, изложенные суконным языком. Эстетика не как живой организм взаимосвязанных (часто через противодействие) идей, а как некий агрегат вроде ленинских пяти признаков империализма. "В отличие от модернизма искусст! во постмодерна - это поток, письмо на надувных, электронных, газообразных поддержках". Что это за надувные поддержки у Делеза и Гваттари (из раздела о которых взята фраза), как на них можно писать, Маньковская не сообщает. Похоже на реферат студентки-троечницы, которая, может быть, аккуратна, но не понимает, что пишет.

И не любит предмет своей работы. Порой Маньковская проговаривается оценочными суждениями. "Искусство для Деррида - своеобразный исход из мира, но не в инобытие утопии, а вовнутрь, в глубину, в чистое отсутствие. Это опасный и тоскливый акт". А Делез и Гваттари просто ужас какой-то обещают: "Эстетика утратит черты научной дисциплины и займется бессистемным поп-анализом". Некую теорию Маньковская упрекает в размытости эстетических критериев, субъективизме в определении художественного статуса - то есть, собственно, в принадлежности к постмодернизму. Порой появляется прокурорский тон советского профессора, обвиняющего буржуазных мыслителей в отсутствии зачета по марксистско-ленинской философии. "Делез и Гваттари упускают из виду то обстоятельство, что желания не способны производить что-либо сами по себе, не воплощаясь в действие". Чтобы несознательный интеллигент чего-то стоил, он должен хотя бы двигаться в правильном направлении. О Ю.Кристевой: "Ход! ее исследований отмечен движением от негативных к позитивным эстетическим ценностям, от герметизма ко все большей открытости". Похвалы Маньковской - возвышенные банальности: "Сама символика названия романа У.Эко "Имя розы"... может быть истолкована как свидетельство неиссякающих потенций языка искусства, сращивающего прошлое, настоящее и будущее художественной культуры".

Глава об экологической эстетике включает и Сартра с Камю, и неотомиста Ж.Микера ("Шедевры предназначены для коммуникации между художниками и публикой так же, как экосистемы - для передачи посланий Творца" - это что, тоже постмодернизм?) Видимо, Маньковская ранее занималась модной темой экологии - так зачем добру пропадать? Эта глава занимает 54 страницы, глава "Эстетика русского постмодернима" - всего 14. Русские современные литераторы, художники и т.п. выбраны произвольно. В одну линию, характеризующуюся "стремлением сосредоточиться на чистой игре, стилизации, превратить пародию в абсурд", попали Д.А.Пригов и Иван Жданов. Пишущие о постмодернизме в России удостаиваются в лучшем случае одной цитаты или упоминания гуртом в списке, но полстраницы отведено некоему В.Бычкову, очевидно, знакомому Маньковской. Зато глава об экоэстетике заканчивается в лучших советских традициях - разделом об эколого-эстетическом воспитании. "Его задачи позитивны: научить челове! ка воспринимать, оценивать, отбирать эстетические объекты в природе".

В предисловии автор благодарит за "многолетнее творческое взаимодействие" людей, "весьма обогативших его видение эстетического". Это заслуженные товарищи. Зись А.Я.: "Лекции по марксистско-ленинской эстетике" (2 выпуска, 1960 и 1964) и еще десяток не менее милых книг; Новиков А.В.: "От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики" (1976); Яковлев Е.Г.: "Об использовании русской живописи в атеистической пропаганде" (1960), "Проблемы художественного творчества. Материал по теме курса марксистско-ленинской эстетики" (1976), "Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике" (1983); Гуревич П.С.: "Критика буржуазных концепций идеологии" (1981), "Судьбы юных (социалистическая и буржуазная идеология о будущем молодежи)" (1982), "Пропаганда в идеологической борьбе" (1987). Они и сейчас не бедствуют. Е.Г.Яковлеву принадлежит "Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов" (1999), П.С.Гуревичу - "Философия культуры. Учебное пособие для с! тудентов гуманитарных ВУЗов" (1995) и "Введение в философию. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов" (1997). Но "на протяжении последних двух десятилетий постмодернизм приобретает все большую респектабельность в глазах специалистов и широкой публики", игнорировать его уже нельзя, вот Маньковская и старается объяснить постмодернизм советскому философу на доступном ему языке, написать шпаргалку для профессора, чтобы тот мог преподавать и далее, ничего не меняя в образе своего мышления. Возможно, что в своей среде Маньковская слывет отчаянным новатором, ухитряющимся читать и осмеливающимся в чем-то одобрять этих заумных и аморальных постмодернистов. Но почва под ногами у нее есть! "Эстетикой постмодернизма был переосмыслен и модифицирован ряд эстетических принципов, выработанных православной эстетикой. К ним прежде всего относятся принципы парадокса, абсурда, антиномичности". Православная эстетика, выработавшая принцип абсурда - это кто? Живший во II веке Тер! туллиан с его Сredo quia absurdum? Или Россия - по-прежнему родина сло нов, только слоны теперь православные?

Понятно, что система образования остается во многом советской. Непонятно, почему выпускающее много неплохих книг (серии "Античная библиотека" и "Византийская библиотека", Деррида в той же серии Gallicinium, что и Маньковская) издательство "Алетейя" так рискует своей репутацией.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное