Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Лиза Новикова
Книги за неделю от 29.11

Поэт Бахыт Кенжеев стал жаловаться на отсутствие вдохновения. Даже на обложке его нового сборника - высохший лист. Видимо, потеряв надежду на очередной приход, он счел, что настало время выпускать итоговые книги. И вот "Независимая газета" и Павел Крючков насобирали из семи, как следует из заглавия, книг - The Best of Бахыт Кенжеев. Тому, кто любит Бродского и Мандельштама, но все, что мог, уже перечитал, Кенжеев делает неоценимый подарок. Это именно такая поэзия, которая сама собой сочиняется в конце ХХ века и, по-моему, отпугнет любую, самую привязчивую музу. Но если вы назовете следование лучшим традициям эпигонством, вам сурово ответят: сам Сергей Сергеевич Аверинцев, сойдя с греческих гор в послесловие к сборнику, утверждает, что эпигоны - тоже люди. И Кенжеев в! едет такую тонкую игру, что поймут ее не все. А кто не поймет, тем так и надо.

Поэт признан и обласкан литературной тусовкой, поэтому может спокойно признаваться: "Я не любитель собственных творений", "Оттого и обрыдло копаться в словах,/ что словарь мой до дна перерыт", никто из своих ему слова худого не скажет. Поэты теперь вообще куда сердечнее прежних.

О том, что они на самом деле друг про друга думают, мы прочтем лет этак через семьдесят. Примерно через столько лет после смерти Есенина появился двухтомник "Есенин в жизни" (Калининград: Янтарный сказ). Его авторы Евгений Гусляров и Олег Карпухин уже выпустили "Лермонтова в жизни", и вот теперь Есенин с размахом обернулся к нам своей скандальной стороной. "В своем заключительном слове Есенин подтверждает, что он хулиганил и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Париже, но, по его мнению, "скандалил хорошо", а через скандалы и пьянство он идет к "обретению в себе человека". Таков был вердикт товарищеского суда в 1923 году.

Читается, как роман, персонажи спорят между собой, то в главном, то в мелочах. Одни говорят о золотистом оттенке волос, а художник Юрий Анненков сравнивает цвет есенинской шевелюры с "бесцветностью березовой стружки". Один (Борис Пастернак) видит в его любви волшебную сказку: "Он Иван-царевичем на сером волке перелетал океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан". Другой остряк сочиняет на экстравагантную пару эпиграмму: "Есенина куда вознес аэроплан? В Афины древние, к развалинам Дункан".

Грустные мысли о современных поэтах одолевают как раз, когда почитаешь о литературном быте двадцатых годов: как собирались в литературных кафе "Домино" или "Стойло Пегаса", играли в поэтические игры, читали стихи. Как Есенин то мебель по пьянке поломает, то нарядится Пушкиным, то орет со сцены песни под гармошку, то лицо напудрит, то кому-то по морде даст, то затеет журнал издавать. И вроде напоминает это чем-то нынешнюю Москву, а все не то. Хотя и собираются поэты по привычке в прокуренных подвалах, но собираются как на работу, как-то обреченно и скучно, как в каком-то всеобщем клубе "О.Г.И.". Стихи читают вяло, да и чаще - своей компании. Такое ощущение, что современные поэты слишком любят друг друга, а не читателя. У настоящих поэтов в графе "поведение" редко стоит пятерка. Сергей Есенин прекрасно понимал, что без скандальной славы "ничего не будет, так вот Пастернаком и проживешь".

Сильно деловые европейцы уже несколько лет активно раскупают переводы "Мира Софии" (М.: Радуга). Этот "роман об истории философии" был написан школьным учителем Юстейном Гордером в 1991 году в форме не слишком утомительных лекций, предназначенных пятнадцатилетней Софии (София в переводе с греческого - "Мудрость"). И так, "галопом по Европам": Платон и Аристотель, Спиноза и Кант, Гегель и Кьеркегор - вся европейская философия на пятистах шестидесяти страницах. Норвежский идеалист ставит эксперимент: он честно заявляет, что хотел бы своей книгой способствовать всеобщему просвещению.

Но подростки нынче не такие простаки. Чтобы они все-таки уселись за чтение внушительного тома, Гордер добавляет в книгу множество хитрых приманок. Для лучшей запоминаемости мифологический герой Тор сравнивается с Бэтменом, а учение Демокрита об атомах объясняется через аналогию с конструктором "Лего". Схема овладения молодежной аудиторией проста: нужно немного продемонстрировать знание подростковых проблем и подпустить иронии в адрес родителей как таковых.

Ничего, что автор немного увлекся художественной обработкой текста. Взрослые могут не волноваться и смело игнорировать все эти игры. Советую тихонько, с фонариком и под одеялом, прочесть все, касающееся собственно философии. Для удобства этот текст выделен жирным шрифтом.

(c) Лиза Новикова, 2000

(c) ИД "Коммерсантъ", 2000





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное