Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Чтение без разбору Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Линор Горалик
Хорошего медведя должно быть много
Борис Заходер. Винни-Пух и все, все, все

- Следы, - сказал Пух. - Появился третий зверь!
- Пух, - взвизгнул Пятачок, - ты думаешь, это еще один Бука?
- Нет, не думаю, - сказал Пух, - потому что следы совсем другие... Это, может быть, два Буки, а один, скажем... скажем, Бяка... Или же, наоборот, два Бяки, а один, скажем... скажем, Бука... Надо идти за ними, ничего не поделаешь.

Заходер умер. Винни-Пух осиротел.

Понятное дело, что милновский Винни-Пух нам всем не Винни-Пух: и песни он поет в лучших традициях английской детской литературы имени Льюиса Кэрролла, и швы у него на попе видны на созданном "Диснеем" портрете. Наш Винни-Пух урчит урчалки голосом Леонова и кается в лучших традициях русской интеллигенции: "Я даже не знал, что я такой глупый простофиля! Я самый бестолковый медвежонок на свете!"

За это-то мы его и любим: за нежность, за непритязательность, за опилки в голове. За то, что рядом с ним даже кристоферы робины могут чувствовать себя Очень Большими Существами. Будь наша воля - мы бы на таких винни-пухах женились. Народная любовь к Винни и компании оказалась столь сильной, что обитатели Дремучего Леса и его окрестностей прочно вплелись в современную русскую культуру, став национальными героями вроде поручика Ржевского или Васильиваныча с Петькой, - точно так же, по правде сказать, как и зверюшки из One Hundred Acre Wood у себя на родине.

"Культурный миф" персонажей Милна и Заходера оказался чуть ли не сильнее их собственной, изначальной популярности. Выражается это в том, что взрослый человек, скорее всего, затруднится ответить на вопрос о том, кто такой Слонопотам, - но зато с легкостью вспомнит пару-тройку анекдотов из серии "Уйди, свинья, не видишь, плохо мне..." Литературоведы посвятили сексуальности Пятачка больше серьезных исследований, чем вся компания Кристофера Робина - Восточному полюсу. Рассматривать миф этой книги, таким образом, становится интереснее, чем саму книгу; разнообразие и многогранность этого мифа поражают воображение на фоне самих историй о Винни-Пухе и всех, всех, всех, таких простых и непритязательных.

Если начинать с анекдотов, то необходимо отметить странный факт: по сравнению с анекдотами о Наташе Ростовой, о Буратино или о Шерлоке Холмсе анекдоты о Винни-Пухе очень слабо отражают исконные характеристики книжных героев. Если в анекдотах о великом сыщике неизменно фигурирует его умопомрачительная проницательность наравне с умопомрачительной же недалекостью Ватсона, то в анекдотах о плюшевом медведе речь очень редко идет о его ограниченных умственных способностях или о панковском восприятии мира осликом Иа-Иа. "Пятачка спрашивают: почему у тебя повязка на глазу и ноги нет? - Да это я с Винни на глаз поспорил, что он мне ногу оторвет..." Смешные анекдоты, правда, тоже есть, но они как-то строятся на уровне цитат, а не на уровне подражания характерам: "Летит Винни-Пух на воздушном шаре и поет: Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь... Открывается дупло, а там сидит оса - небритая, в телогрейке, в уша! нке с одним ухом... И говорит: "Сдается мне, плюшевый, что никакая ты не тучка, а мент позорный..."

Зато расширенные варианты анекдотов - пародийные истории, написанные всякими несерьезными людьми, - восхищают разнообразием тем и детальным знакомством пародистов с текстом. правда, используемые приемы обычно нехитры: либо все хорошие оказываются на самом деле плохими - и наоборот, либо история напоминает краткий сценарий фильма о встрече школьного класса через десять лет после выпуска: все повзрослели, расстались с мечтами и скурвились: "Винни на мгновение оторвался от клавиатуры, чтобы вытереть лапой потный лоб. Сегодня ему на редкость везло. Несколько дней назад за банку из-под меда с двумя проводками и лампочкой на крышке, которую Кролик сослепу принял за высокоскоростной модем, он подбил его поковыряться ломом в распаячной коробке международной телефонной сети САВА-International. Кролика засадили на пятнадцать суток, но теперь все счета за звонки за бугор, в соседний Лес, приходили на Дуб, Пчелам, отчего те сильно злились и обещали в будущем году поднять котировки на! мед втрое". (Андрей Щербаков, "9600 бод и все-все-все"; на самом деле это сиквел из шести частей. Кроме Романа О Хакерских Буднях, существуют Легенда О Добывании Спиртных Напитков, Сага О Борьбе За Правое Дело и Сценарий О Жизни В Третьем Тысячелетии. Видимо, придуманное Милном замкнутое сообщество исключительно подходит для всякого рода социальных экспериментов: четкие типажи, простые связи, ненавязчивая жизненная среда, постоянная жажда деятельности - просто какая-то контрольная группа на выезде.

Более Серьезные Люди, одержимые Пухоманческим Пятачколюбием, не чморят бедных зверушек, а, наоборот, развивают и расширяют созданную Милном реальность на радость себе подобным. Винни-Пух идет искать Кристофера Робина; Кристофер Робин возвращается; в лесу появляется новый мальчик взамен Кристофера Робина; таких книг есть штук пять или шесть. Трогательно выглядит надпись на обложках: Inspired by A.A.Miln. Понимаю - фразеологизм; однако мне так и видятся дамские романы с надписью "Вдохновлено последней серией "Династии". Шутки шутками, но продолжения эти бывают очень и очень симпатичными, - чего не скажешь о другой категории книжек про Винни-Пуха, а именно - о категории этаких ужасных цитатников, предназначенных для преподнесения любимым людям (видимо, с опилками в голове). Судя по заголовкам этих книг, одаривать ими надо "со смыслом", как третьей кадрилью. Pooh's Little Fitness Book - все, что Миленький Медвежонок сказал о пользе лазанья и кувыркания; Pooh's Little Frie! ndship Book - угадайте с трех раз, о чем; Pooh's 101 Uses For A Honey Pot - страшно даже подумать, кому такая книга может быть полезна... Однако на то создатели этих книг и Серьезные Люди: в качестве торговой марки Винни действительно очень хорош, даже нарезанный на кусочки и засунутый в розовую обложку.

Однако есть в мире Еще Более Серьезные Люди. Вместо того чтобы подражать или продолжать милновские идеи, они проникаются духом Дремучего Леса и привносят этот дух в свои книжки на Совершенно Взрослые Темы. Winnie-the-Pooh on Management, книга, "в которой Очень Важный Медвежонок и его друзья знакомятся с Очень Важной Темой", "использует героев историй А.А.Милна для разъяснения таких понятий, как создание ясных целей, сильное руководство, необходимость точной информации, хорошие взаимоотношения и прочих базовых принципов успешного руководства". Winnie-the-Pooh on Problem Solving, в свою очередь, гарантирует, что "Пух - и вы - научитесь всем необходимым основам практического решения задач, основам, одинаково легко применимым для спасения Тигры, застрявшего на высоком дереве, и для решения многих проблем, возникающих перед нами в комплексном, быстро меняющемся мире вокруг нас". Две других нашумевших книжки - Tao of Pooh и Tе of Piglet - преподают ни много ни! мало основы даосизма... Лично мне от всего этого как-то делается нехорошо. Однако есть и просто Пугающе Серьезные Люди, и уж по сравнению с их разработками "Книга Пуха о трезвой и здоровой жизни" кажется просто коммерческой шуткой в особо крупным масштабах.

Пугающе Серьезные Люди посвящают глубокие исследования непосредственно самому Пуху и его компании и открывают в жизни плюшевых зверюшек такие темные глубины бессознательного, что у читателя возникает впечатление предпочтительности, скажем, "Лолиты" или "Жюльетты" в качестве чтения чадам на сон грядущий. Так, замечательный Руднев создает собственный перевод Винни и включает его в книгу "Винни Пух и философия обыденного языка". Здесь выясняется, что Пух - холерик, а Пятачок - психастеник и что у последнего, кстати, латентно-женская модель поведения. Другой шедевр подобного рода - трактат С.Савченко "Сага о Винни-Пухе как объект соционического исследования", начинающийся с утверждения, что "Винни-Пух - Дама Мечей, Пятачок - Рыцарь Кубков, Кролик - Король Пентаклей, Сова - Дама Пентаклей, Ослик Иа - Паж Мечей". Пережившему эту фразу ! позже будет предложен пассаж: "...Но если Винни - иррациональный логик и экстраверт, а Пятачок - интуитив и иррациональный этик, то кто же тогда Винни?.." Страшно сказать - плюшевый медведь с опилками в голове. Это ничего, что я так кощунствую?

Если прибавить ко всем вышеописанным разноплановым литературным произведениям факт постоянного косвенного присутствия Винни и прочих Друзей и Знакомых Кролика в жизни простого обывателя, то можно будет говорить о какой-то просто психологической диверсии Милна-Заходера в наше слабое сознание. Есть конфетка и шоколадка; попсовая песенка и музыкальная группка; есть звуковая схема для Windows, наконец. Не говоря уже о манере "Диснея" рожать по мультику с милновскими героями в год и о засилии сумочек, маечек и наклеечек с соответствующими мордашками из обоих - советского и американского - сериалов. Винни, безусловно, рулит. Но мог ли Милн (или Заходер) подумать, что он будет ! рулить так уверенно и таким большим транспортом?

Даже в качестве общественной фигуры Винни еще часто попадает на "морды" новостных лент. Его портрет маслом куплен за $177,000 на Сотбис, британские мусульмане требуют разлучить его с Пятачком, за его плюшевый оригинал два года назад шла чуть ли не политическая борьба. Серьезные и Несерьезные Люди в равной мере ценят великолепного Винни-Пуха, - Глупенького Медвежонка, Прекрасного Товарища и Великолепную Торговую марку. Что обнадеживает.

Заходер умер. Винни-Пух жив.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное